Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Иоанн креститель (глав: 1)

Крещение Иисуса (глав: 1)

Искушение (глав: 1)

«И вошли в свиней» (глав: 1)

Иисус, сотник и гречанка (глав: 1)

Учил народ в притчах (глав: 1)

Богач и Лазарь (глав: 5)

«Она сделала доброе дело…» (глав: 1)

Обмакивающий со Мною в блюдо… (глав: 1)

«Пётр, имея меч, извлёк его…» (глав: 1)

Евангелие от Иоанна и Откровение (глав: 1)

Все материалы в одном сборнике (глав: 12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Алексей Рыкованов

«И вошли в свиней»

◄◄ | ◄ | Глава | ► | ►►

Сама история начинается с того, что Иисус со своими учениками пересёк Галилейкое озеро, прибыв на его восточный берег. Причины такого похода сначала не совсем понятны:

«Как-то Иисус сказал своим ученикам: - Переправимся на другую сторону озера. Они сели в лодку и отправились» (Лк.8:22;IBS). «В тот же день, вечером, Иисус сказал своим ученикам: - Давайте переправимся на другую сторону озера. Отпустив народ, они вошли в лодку к Иисусу и отплыли от берега. К ним присоединились и другие лодки» (Мк. 5:35, 36; IBS).

Матфей не добавляет к этому ничего более. Из предыстории вопроса очевидно только одно: Спаситель учил множество народа на берегу и после некоторого времени отравляется в новое место. Хотя за Ним и следуют некоторые лодки, но после шторма и по прошествии некоторого времени место пребывания Иисуса для многих становится неизвестным, что, скорее всего и было достигнуто таким путешествием. Это напоминает случай, произошедший, когда Иисус накормил тысячи людей хлебом и рыбой и после этого они пожелали сделать Его своим царём, что не входило в планы Спасителя (Ин. 6 гл.). А также слова: «Когда Иисус увидел, что вокруг Него собралась большая толпа, Он велел ученикам переправиться на другую сторону озера» (Мф. 8:18; IBS). Как отмечается в статье «Учил народ в притчах»:

«Люди в основной своей массе не хотели воспринимать что-то новое, иное, менять знакомые с детства каждому иудею представления о Мессии, в соответствии с которыми Его приход был связан только с одним - наступлением царства блаженства, счастья и материального благополучия, где манна просто сама сыпется с неба (о чём и идёт разговор). Однако, поняв, что такое чудо не будет происходить каждый день, и услышав в словах Иисуса что-то трудно воспринимаемое, не отвечающее типичным представлениям, народ довольно быстро и с лёгкостью оставляет Спасителя. Тем более, что сам Иисус постоянно перемещается, и следовать за ним таким массам людей довольно сложно, это могут позволить себе немногие. Да и Он не стремится постоянно «обслуживать» людей в их собственных представлениях и надеждах. Своей цели Иисус достиг - те, кто даже и не пытался воспринять Его весть и оставался при своих убеждениях, были рассеяны и перестали мешать в осуществлении основных планов.»

(смотри и далее)

На противоположном берегу происходит следующее: «Они приплыли в область Герасы … Когда Иисус сошёл на берег, Ему навстречу из города вышел человек, одержимый демонами. Когда он увидел Иисуса, он бросился к Его ногам и закричал изо всех сил: - Что Ты от меня хочешь, Иисус, Сын Всевышнего Бога? Умоляю Тебя, не мучь меня! - потому что Иисус приказал нечистому духу выйти из человека. Иисус спросил его: - Как тебя зовут? - Легион, - ответил тот, потому что в него вошло много демонов. И они стали умолять Иисуса не отсылать их в бездну» (Лк. 8:26-31; IBS).

Другие евангелисты добавляют следующие детали: «Они были такие буйные, что никто не решался проходить той дорогой» и «- Ты пришёл мучить нас ещё до назначенного срока?» (Мф. 8:28, 29; IBS), а также: «И он (легион) настойчиво просил Иисуса не выгонять их из тех мест» (Мк. 5:10; IBS).

Ведомый демонами человек сразу определяет, Кто находится передним и сам подходит к Иисусу, при этом называя Его Сыном Бога. Такое поведение показывает недовольство демонов тем, что Иисус вообще появляется здесь. Напомним, что сам Спаситель: «демонам Он запрещал говорить, потому что они знали, кто Он» (Мк. 1:34; IBS), «и не разрешал рассказывать о том, что Он Мессия» (Лк. 4:41; IBS). Как показано в статье «Учил народ в притчах»:

«…впрямую объявить себя Мессией и Помазанником было невозможно без значительных последствий. Ведь тогда не только народ, но и религиозная власть предъявила бы свои требования. Если не удовлетворить такие требования, то можно было получить ярлык шарлатана и обманщика и вообще быть побитым камнями, т.е. претерпеть казнь, что и случилось впоследствии, только сделано это было руками римлян, т.е. язычников. Необходимо было исполнить все пророчества и собрать учеников для дальнейших дел, а на это необходимо время. Именно поэтому Иисус обращается к народу в притчах и иносказательно - это, скорее всего и является основной и главной причиной такой проповеди Спасителя. Мы встречаем в текстах евангелий, что Христос не даёт очевидного и прямого ответа на, казалось бы, простой вопрос: «Иисус ходил по храму в колоннаде Соломона. Вокруг Него собрались иудеи. - Сколько Ты ещё будешь держать нас в недоумении? - говорили они. - Если Ты Мессия, то так и скажи нам. (Ин. 10:23-33; IBS).

...

Иисус в их представлении вроде бы подходит на пост Мессии, но не до конца. Он не выполняет каких-то установок, что вызывает сомнение. С точки зрения элиты Иисус как бы «водит её за нос» и вместе с нею весь народ, совершая чудеса, но не начинает осуществлять самое главное - исполнять их ожидания и чаяния.»

Из этого следует, что, хотя демоны и говорили правду, но такой правдой они сознательно вводили иудеев в недоумение, так как в большинстве своём большинство ожидало от Мессии несколько другого. Это могло многих оттолкнуть от Иисуса, поэтому Он и запрещал им говорить об этом.

Вообще складывается впечатление, что данная встреча не произошла случайно. Действительно, через людей, которыми они овладели, демоны сделали так, что «никто не решался проходить той дорогой», т.е. они намеренно препятствовали тем, кто в той местности проявлял любопытство к проповедям Христа, которые Он вёл на другом берегу всего в каких-то 10-30 км оттуда. Данное расстояние можно было легко преодолеть, так как это сделал Иисус с учениками. Поэтому последняя просьба демонов, чтобы «не выгонять их из тех мест» не была удовлетворена, но даже наоборот была резко пресечена тем, что их всё-таки изгнали. Проповедуя в окрестностях озера, Иисус не мог не заметить состав людей, которые приходили к Нему, и отсутствие или малое количество из этой области (где он изгнал демонов) могло указывать на некоторые трудности и проблемы, на которые Он и отреагировал. Ведь куда плыть, по большому счёту, было одинаково всё равно, однако Он прибыл именно туда.

С другой стороны, демоны, создавая трудности для иудеев в этой местности, ожидали визита Иисуса и тех действий, какие Он произвёл. Поэтому они сразу начинают компанию по дискредитации Спасителя. Говоря: «пришёл мучить нас ещё до назначенного срока» и «отсылать их в бездну» они утверждают, что Он не только будет их «мучить», но делает это не в соответствии с тем, что было оговорено ранее (в Писании, в пророчествах и т.д.), т.е. не в соответствии со сроками. Другими словами, они имеют полное право так поступать, так как время, отпущенное им, ещё есть. В отношении же Иисуса, говоря по-современному, они утверждают, что Он превышает Свои служебные полномочия и злоупотребляет данной свыше властью. А это серьёзный аргумент и обвинение.

Возможно, именно поэтому Иисус так реагирует позже на просьбу гречанки исцелить её дочь: «…дочь одержима демоном и ужасно мучается! … ученики стали говорить: - Отошли её, а то она идёт за нами и кричит. Иисус сказал женщине: - Я послан только к потерянным овцам Израиля» (Мф. 15:22-28; IBS). Кажется, что было бы сделать проще, как взять и исцелить, ведь даже ученики обращают на это внимание. Хотя Иисус и удовлетворяет мольбу женщины, но делает это только после настоятельной просьбы последней. Это исключило наплыв большого количества язычников в Иудею в поисках исцеления (для них исцеления стали доступны позже, всего через несколько лет, во времена апостолов), а также того, что этим могли воспользоваться демоны.

*(По свидетельству Матфея одержимых демонами было двое. Второй, скорее всего не был таким буйным, поэтому при появлении Иисуса вполне мог сойти и за нормального, хотя он и действовал заодно с первым. Поэтому Матфей говорит о них как о едином целом - «они» (см. Мф. 8:28), и только из одного вышел «легион», о другом же вообще не упоминается такое). Люди, вышедшие из пещер к Иисусу, имели весьма жалкий вид: «на нём уже давно не было одежды, и жил он не в доме, а в могильных пещерах» (Лк. 8:27; IBS). Это также могло побудить действовать из жалости и побудить, действительно, превысить свои полномочия.

Иисус мог изгнать оттуда демонов, но не имел, судя по всему, полномочий двигаться далее, за пределы Израиля, туда, где были отдалённые иудейские поселения. Единственный раз Он был за пределами Израиля в описанном выше случае, когда исцелил дочь гречанки, но там пребывал Он не для того, чтобы вести проповедь, а конфиденциально, для отдыха: «не хотел, чтобы кто-либо знал о Его приходе» (Мк. 7:24; IBS). Необходимо было действовать по некоему плану, смотри статью «Искушение»:

«То, что такой план существовал, не вызывает сомнений - это видно из самих Евангелий, где мы постоянно встречаем слова наподобие: «Моё время ещё не подошло…», «Они хотели схватить Иисуса, но никто не поднял на Него руки, потому что Его время ещё не настало» (Ин. 7:6,30; IBS, см. Лк. 22:53). С Иисусом связали большое количество пророчеств: «…тогда вспомнили, что так было о Нём написано» (Ин. 12:16), да и сами слова Спасителя - «…должно произойти именно то, что сейчас и происходит» (см. выше) - однозначно указывают на некий план действий.

… Т.е. хотя Иисус и имел поддержку Бога, всё же действовал самостоятельно, по некоторому заранее принятому плану, доказывая и утверждая Божью правоту, так что все, включая ангелов, следили и наблюдали за Его поступками и делами. Не это ли имел в виду ап. Павел в 1-Тим.3:16: «…это Тот, кого Бог явил в человеческом теле… кого видели ангелы…» (РБО). Такой взгляд заставляет нас ещё раз перечитать Евангелия, обращая более пристальное внимание на детали.».

Далее история развивается следующим образом*: «…у горы в это время паслось большое стадо свиней, и нечистые духи попросили Иисуса: - Позволь нам войти в этих свиней. Иисус позволил, и нечистые духи, выйдя из человека, вошли в свиней. Всё стадо, около двух тысяч голов, тут же ринулось с кручи в озеро и утонуло. А свинопасы побежали и рассказали о случившемся в городе и в окрестных селениях. Сбежался народ посмотреть, что произошло. Когда люди собрались вокруг Иисуса и увидели, что бывший одержимый, в котором был легион демонов, сидит одетый и в здравом уме, они испугались. … Тогда местные жители стали просить Иисуса покинуть их края. Когда Иисус садился в лодку, то человек, из которого были изгнаны демоны, стал просить, чтобы Он взял его с собой, но Иисус отказался. - Ступай домой к своим родным, - сказал Он ему, - и расскажи им, что сделал тебе Господь и какую милость Он к тебе проявил. Исцелённый пошёл и стал рассказывать в Десятиградии о том, что сделал ему Иисус. Его рассказ приводил всех в изумление» (Мк. 5:11-20; IBS). (*Марк более подробно излагает эту историю).

Желание демонов «войти» в свиней объясняется не только тем, что им это доставляет удовольствие (хотя и это факт), нет. В данном случае удовольствие длилось минуту-другую, что сомнительно с точки зрения достижения каких-либо целей. Убийство свиней разделило бы общество иудеев вне Израиля. Имел ли кто-либо доход от их выращивания или не имел, никто не остался равнодушным. Для одних Иисус был праведником, несущим справедливый суд, для других представлял угрозу их благополучию и одни потери. Демоны, желая досадить Иисусу в Его деле, предложили такой вариант развития событий (т.е. ускорить события, ведущие к последнему Его испытанию и смерти), Иисус же не препятствовал этому, так как поляризация общества рано или поздно должна была произойти и среди самих иудеев. Началась она с периферии и отдалённых территорий, т.е. на окраинах и постепенно достигла Иудеи, захватив её полностью. Такое событие помогло также достичь тех, к кому отправился исцелённый Иисусом. В городах Десятиградия проповедь исцелённого имела большой успех среди людей, которых не мог достичь Иисус, и он своим рассказом «приводил всех в изумление». Это побуждало тех, кто сомневался или не верил, убедиться лично, прийти и послушать проповеди Иисуса.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011