Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Иоанн креститель (глав: 1)

Крещение Иисуса (глав: 1)

Искушение (глав: 1)

«И вошли в свиней» (глав: 1)

Иисус, сотник и гречанка (глав: 1)

Учил народ в притчах (глав: 1)

Богач и Лазарь (глав: 5)

«Она сделала доброе дело…» (глав: 1)

Обмакивающий со Мною в блюдо… (глав: 1)

«Пётр, имея меч, извлёк его…» (глав: 1)

Евангелие от Иоанна и Откровение (глав: 1)

Все материалы в одном сборнике (глав: 12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Алексей Рыкованов

«Пётр, имея меч, извлёк его…»

◄◄ | ◄ | Глава | ► | ►►

При взятии Иисуса под стражу в Гефсиманском саду, примечательна реакция апостолов. Так Пётр, вытащив меч начал защищать Иисуса, но Он остановил его. Этим, он и проявил то, во что верил сам и ученики относительно Царства.

«Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсёк ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его» (Лк. 22:49-51, см. Ин. 18:10, 11).

Апостолы думали, что в Иерусалиме Иисус объявит Себя Мессией и установит Царство Бога на земле (см. Лк. 19:11). Они были готовы бороться за это Царство вооружённым путём. Неудивительно, что они так много спорили, кто из них главней, даже накануне последних событий (см. Лк. 22:24). Как кажется, влияние, а значит, и власть Иисуса укрепляется, и вот-вот Он объявит Себя Мессией, на праздновании в Иерусалиме. Таким настроениям, которые были не только у апостолов, способствовали, возможно, и различные подсчёты времени прихода Мессии на основе пророчеств, сделанные до этого (см. напр. Дан. 9:25). Ученикам было трудно понять слова Иисуса, что Он покинет их, а потом явится снова (Ин. 13:33-37). Настроения апостолов в тот момент хорошо видны из разговора с Иисусом:

«И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. ...должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтён…» (Лк. 22:35-37).

Иисус говорил о мече, который можно было использовать не только как инструмент в быту (обработка древесины в полевых условия, заготовка дров, разделка продуктов, мяса, пасхального агнца и т.д.). Не только для защиты от диких зверей или нападения разбойников. Иисус показывает, что ситуация скоро изменится. Апостолам, возможно, придётся пребывать на периферии Иудеи из-за Его казни и «причислению к злодеям» и испытывать давление со стороны скорых на суд соплеменников. Однако апостолы, которые думали вести борьбу, подобно Иисусу Навину, с помощью оружия, сразу отреагировали только на одно предложение Христа. «Наконец-то», возможно, думают они, начинается «настоящее дело».

«Господи! Вот, здесь два меча» - говорят они (Лк. 22:38). Оказавшиеся в наличии мечи, возможно, использовались до этого именно в бытовом применении, накануне празднования пасхи. Но апостолы намекают на то, что достаточно мало мечей для использования их как оружия. «Может быть, нам пойти и приобрести ещё несколько мечей? Как можно провозгласить Себя Мессией и установить Царство Бога, имея всего два меча?». Видя такие настроения, Иисус обрывает их словами: «Довольно» («двух будет достаточно» - СоП). (Лк. 22:38).

Примечательно, что эти два меча и оказались у самых активных апостолов. Они, наверное, особенно претендовали на большие посты в Царстве Христа (Мф. 20:20-24). Один меч был у Петра, а другой скорее всего у Иоанна или, возможно, у его брата Иакова. В момент ареста Христа присутствовали только три апостола, которых Иисус взял с Собой, когда молился, остальных Иисус оставил у входа в сад (Мф. 26:36, 37). В критической ситуации Пётр без колебаний бросается в драку, и делает удар мечом, целясь в голову человеку, находящемуся рядом в тот момент с Иисусом, но промахивается и всего лишь отсекает ухо (Ин. 18:10, 11). Иисус исцеляет раненого, но, несмотря на это чудо, в темноте и спешке никто не обращает на это внимания. Однако, может быть и то, что человек (раб (управляющий, наделённый многими полномочиями в доме первосвященника), выполнявший задание господина), которого ударил Пётр мечом, не был рядом с Иисусом, а просто вёл себя как главенствующий в толпе солдат, стражников и других пришедших. Возможно, он высказывался в определённом русле и руководил процессом, поэтому-то Пётр и атаковал именно его.

Неуклюжие действия Петра выдают его плохие навыки владения мечом как оружием, оправданием здесь может служить темнота и суета, ведь апостолы до этого спали. Тем не менее, при этом мы видим мотивы, которые вскрывают большую уверенность и даже веру в успехе начатой им атаки, с одной стороны. Отражают его представление о Мессии, который не может быть предан под стражу (Он же Мессия!), с другой. Причинно-следственные связи, имеющиеся у него, захлестнули эмоции - это же неправильно и так не должно быть - что мгновенно выплеснулось в действие. Такой эффект был вызван именно тем, что было в мыслях и сознании Петра и составляло его доминантную основу. Если рассматривать евангелия, Пётр предстаёт перед нами как активный и немного эмоциональный человек. Именно он просит Иисуса дать ему возможность идти по воде в бурю навстречу Ему, отговаривает Иисуса от смерти и т.д. Судя по всему, он старше Иоанна и Иакова, неудивительно, что он занимал лидирующее положение среди апостолов и выражал Христу их общее мнение.

Здесь видны мотивы, стоявшие за поведением Петра и апостолов, и они мало чем отличаются от поведения окружающих в те времена. Действительно если рассмотреть дальнейшие действия самых активных апостолов - Петра и Иоанна, многое становится понятно относительно их представлений о Царстве Бога. То, что Пётр начал защищать Иисуса от взятия Его под стражу, показывает, что он не понимал, чем должен был закончиться земной путь Христа. Пётр проявил веру в Иисуса как в помазанного от Бога Мессию, выйдя с одним мечом против большой толпы вооружённых людей. Однако эта вера коренилась, скорее всего, на иудейских традициях и представлениях. Если бы Пётр и Иоанн знали, что Иисуса осудят на смерть при ночном заседании синедриона, и какой опасности они подвергают свои жизни, то разве пошли бы они за арестованным Иисусом в дом первосвященника? Быть осуждённым на смерть как преступник и грешник никак не вязалось с представлением о Мессии от Бога.

Однако Пётр отсёк ухо рабу первосвященника и после этого не побоялся пойти в дом самого первосвященника и появится там, в его действиях нет ни капли сомнений. После такого инцидента, как сами слуги, так и первосвященник вряд ли бы приняли бы его с радушием. На одежде раба ещё были свежие пятна крови. За такой поступок против управляющего первосвященника их могли казнить без суда, тут же, как разбойников при ограблении. Что же стояло за таким чрезвычайно смелым, опасным и даже дерзким поведением апостолов с современной точки зрения? Несомненно, их вера и представление о будущем земном правлении Христа.

Христос в их представлении никак не мог умереть, Его правление должно было бы длиться вечно «на престоле Давида», как и предсказывали Писания. Поэтому апостолы, возможно, думают, что, появившись в синедрионе, Иисус явит, наконец-таки Себя как Мессия и объявит о Своём правлении. Под действием неопровержимых доказательств синедрион с радостью примет Его, как приняли Его когда-то сами апостолы. Такой момент нельзя было пропустить. После такого объявления Иисус должен был бы назначить на ответственные посты верных Ему людей. Этого события, скорее всего и ожидали апостолы, так долго спорившие о том, кто из них будет самым бóльшим. Тем более, что после объявления пришествия Мессии, вряд ли можно будет близко подойти к Нему из-за охраны и толп желающих.

В виду этого апостолы, естественно, хотели присутствовать при этом «торжественном» событии. Хотя их и не пустили на само заседание, апостолы терпеливо ждали во дворе. Пётр, например, оставался во дворе дома даже под страхом, что его узнают слуги первосвященника, т.е. те, кто присутствовал при аресте Иисуса. Но Пётр не хотел покидать двор. Апостол ждал, думая, что в какой-то момент двери откроются, и Иисус укажет на него и на Иоанна, как на тех людей, которые назначены Им в Его царстве. Ведь не только любопытство «распирало» их. Понятно, что синедрион собирается не просто так, поняв это, можно было бы уже и скрыться под покровом ночи, а не ждать утра. Но Пётр всё понял только утром, вспомнив слова Иисуса, которые, по сути, спасли ему жизнь на тот момент: «…Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк.22:60,61). Все дальнейшие события уже развивались без присутствия Петра.

Непонимание и отчаянье, а также рухнувшие надежды мы встречаем в словах учеников после смерти Христа:

«…Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Луки 24:19-21).

Эти надежды связывались с буквальным и непосредственным, то есть земным участием Христа на земле, для их блага. Это представление о буквальном, телесном воскресении и о земном Царстве Христа сильно влияло на них.

(по материалам книги «Лики Бытия»).


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011