Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Иоанн креститель (глав: 1)

Крещение Иисуса (глав: 1)

Искушение (глав: 1)

«И вошли в свиней» (глав: 1)

Иисус, сотник и гречанка (глав: 1)

Учил народ в притчах (глав: 1)

Богач и Лазарь (глав: 5)

«Она сделала доброе дело…» (глав: 1)

Обмакивающий со Мною в блюдо… (глав: 1)

«Пётр, имея меч, извлёк его…» (глав: 1)

Евангелие от Иоанна и Откровение (глав: 1)

Все материалы в одном сборнике (глав: 12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Алексей Рыкованов

Крещение Иисуса

◄◄ | ◄ | Глава | ► | ►►

История с крещением Иисуса выглядит на первый взгляд довольно странно. Зачем Иисусу необходимо было креститься, ведь Он был безгрешным? Перед тем, как произошло крещение Иисуса, появился Иоанн. Само рождение Иоанна, как показывает евангелие, не оставляет сомнений, что оно было также чудесным, т.е. направлялось свыше (Лк. 1 гл.). В определённый момент времени: «… Бог обратился с особой вестью к сыну Захарии Иоанну, который жил в пустыне» (Лк. 3:2; IBS). Деятельность и проповедь Иоанна как раз приходится на тот период, когда: «народ был в напряжённом ожидании» (Лк. 3:15; IBS) (напряжённо ждал Помазанника - РБО) и вызывает широкий отклик в народе, так что им заинтересовались даже религиозные власти (Ин. 1:19).

В чём же заключалась суть проповеди Иоанна? Можно выделить несколько моментов:

«пошёл по всем областям, прилегающим к Иордану, и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3; IBS) (призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться, чтобы получить прощение грехов - пер. Кузнецовой). «Покайтесь! - говорил он. - Божье Царство уже близко!» (Мф. 3:2; IBS).

«Тот, у кого две рубахи, пусть даст одну тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть еда, пусть сделает то же самое» (Лк. 3:11; IBS).

«Я крещу вас водой, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий» (Лк. 3:16; IBS).

Первый аспект проповеди касался спасения, т.к. приход Помазанника был связан и с началом суда, где каждый желал пройти его достойно. А время прихода всех этих событий уже близко. Во времена Иоанна существовал храм со священством, и каждый согрешивший должен был соблюсти всё, что предписывал Моисеев закон. Иоанн своими действиями никак его не отменяет, иначе самого Иоанна могли бы осудить религиозные власти Иудеи, которые следили за его деятельностью. Поэтому его призыв больше направлен на внутреннее покаяние людей, призыв наподобие: «Будь внимателен, приближается финиш, не отклонись случайно, он уже близок», в смысле личного обращения к Богу. Призыв заставлял задуматься над собой, своим повседневным поведением и делами, обращал внимание, на то, что ожидаемые события действительно близки.

В знак осознания, того, что в жизни человек не всегда поступал правильно, он мог совершить, то, что хорошо было знакомо каждому иудею - очищение через омовение. По Моисееву закону его необходимо было делать в определённых случаях (см., напр., Лев. 15:5-8; 17:16), однако со временем омовение стало употребляться и в метафорическом смысле (см., напр., Пс. 50:4). Как указывают некоторые историки, во времена Иоанна не только немногие закрытые иудейские общины (обитавшие в т.ч. в пустынных местах) практиковали омовение, как полное погружение в воду, но и это вошло в повседневную практику. Ни Иоанн, ни совершаемое омовение сами по себе не прощали грехов, но перемена мыслей и изменение поведения, как следствие проповеди Иоанна, подготавливали народ к скорому приходу Мессии, сосредотачивали на этом внимание. Такое омовение не имело, скорее всего, какого-либо символического значения, а было следствием того, что в знак раскаянья или обращения от прежних дел, очищения от скверны и грехов иудеи поступали для себя привычным образом. Это был естественный порыв, особенно в канун приближения прихода Мессии, когда необходимо было быть духовно чистым, т.е. буквально и символически омыться, подготовиться. В дальнейшем этот мотив мы встречаем и в проповедях Иисуса.

Второй аспект является следствием первого. Личное раскаянье и перемена мыслей должны были отразиться и в поведении человека. Проявление заботы о ближнем, любви, внимания и участие - один из основных мотивов проповеди Иоанна. Божье царство мыслилось как время изобилия и радости, как большой и нескончаемый пир и праздник (ср. Лк.13:29 с Лк. 14:15). Теперешние излишние накопления и богатства там не понадобятся - проявляйте милосердие сейчас, тем, что имеете, чтобы оказаться там и быть достойными.

Третий аспект. Самой главной целью прихода Иоанна, его чудесного рождения и того, зачем его вёл Бог и впоследствии «обратился с особой вестью», было не только акцентирование внимания на скором приходе Помазанника и подготовки народа к этому событию. Самое главное - пророк должен был идентифицировать или указать на самого Мессию. Вот как об этом говорит сам Иоанн: «Если ты не Мессия, не Илия и не пророк, то почему ты крестишь? Иоанн ответил: Я крещу водой. Но среди вас стоит тот, кого вы не знаете. Он придёт после меня, и я не достоин даже развязать ремни Его сандалий» (Ин. 1:25-27; IBS).

Говоря об Иисусе, который к тому времени уже крестился, Иоанн говорит следующее: «Я сам не знал Его, но я крещу водой для того, чтобы Его узнал Израиль. И Иоанн подтвердил свои слова: - Я видел, как Дух Святой спускался на Него с небес в виде голубя и как Он остался на Нём. Я бы не узнал Его, если бы пославший меня крестить водой не сказал мне: "На кого опустится и на ком останется Дух, тот и будет крестить людей Святым Духом". Я видел это и свидетельствую, что Он - Божий Сын (Ин. 1:31-34; IBS).

Из слов Иоанна следует, что первоначально он сам и не догадывался, кто может быть Помазанником, т.е. у него этого не было и в мыслях, Иоанн сам пребывал в недоумении по этому поводу. Он так же, как и все иудеи в те времена, искал Того, Кто должен придти. Открытая ему свыше истина, что именно он определит Мессию, побуждали Иоанна нести весть и идти к народу в поисках Помазанника, в этом он видел своё предназначение.

Бог, который уже знал заранее, кто будет Мессией, почему-то не открывает Иоанну сразу того, что и так вроде бы сейчас понятно. Конечно, это имело большое значение. С одной стороны, это не затуманивало взгляд людскими представлениями о том, каким должен быть Мессия - это прежде всего Тот, на Кого укажет Бог. Это видно из слов: «…пришёл Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна. Иоанн пытался отговорить Его: Это мне нужно креститься от Тебя, зачем же Ты пришёл ко мне?» (Мф. 3:13, 14; IBS). Иоанн и Иисус являются дальними родственниками и скорее всего не раз виделись в детстве и знали друг друга, но Иоанн не может и представить, что Мессия - это Иисус, как он сам сказал позже: «Я бы не узнал Его». Иоанн знает хорошие качества Иисуса, Его безупречное знание Писаний и т.д., но что-то всё же не даёт ему сначала «исполнить всё, что требует Бог» (Мф. 3:15; IBS). Представления о Мессии как о некоем лидере, который скинет рабство Рима, покорит весь мир и т.д., преобладали в умах людей, кроткий и смиренный, скорее всего, не годился на эту роль. С другой стороны, такое незнание заставляло произвести проверку среди народа, каждого конкретно, и только после этого указать на Избранника. Проповедь, направленная к народу - «среди вас стоит тот», побуждала произвести омовение не только в знак перемены мыслей и очищения, но и как способ идентификации - «не я ли». Все остальные ожидали - «не тот ли, или этот» вдруг будет избран.

Омовение в иудейской среде носило совсем другой характер, нежели позже крещение в христианстве. Омыться, т.е. подготовиться, очиститься и освятиться перед Богом, быть достойным, чтобы исполнить Его волю, получить Его расположение и благословение. Этому подвергались священники перед тем, как начинать служение в храме (Ис. 30:17-21). Со временем, чтобы быть ритуально чистым, практиковалось полное омовение, вне зависимости, происходило ли осквернение по Моисееву закону или нет. До того, как появилось христианское крещение, события, связанные с Иоанном и проводимыми им мероприятиями, необходимо рассматривать сквозь призму иудаизма того времени.

Можно отметить, что деятельность Иоанна была направлена прежде всего на выявление Помазанника, которого все с нетерпением ожидали - кто же это будет. И именно из окружения Иоанна впоследствии и были выбраны первые апостолы (Ин. 1:35-42). Народ омовением «очищался» и подготавливался к тому, чтобы быть достойным во время прихода Мессии. Хотя Иисус и не нуждался даже в ритуальном омовении как средстве очищения, через омовение, которое устраивал Иоанн, Он показал готовность исполнить всё и пройти то, что было предназначено, Он явил себя миру, предстал перед Богом в святости для исполнения Его воли, что и соответствовало метафорически обряду омовения.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011