Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Иоанн креститель (глав: 1)

Крещение Иисуса (глав: 1)

Искушение (глав: 1)

«И вошли в свиней» (глав: 1)

Иисус, сотник и гречанка (глав: 1)

Учил народ в притчах (глав: 1)

Богач и Лазарь (глав: 5)

«Она сделала доброе дело…» (глав: 1)

Обмакивающий со Мною в блюдо… (глав: 1)

«Пётр, имея меч, извлёк его…» (глав: 1)

Евангелие от Иоанна и Откровение (глав: 1)

Все материалы в одном сборнике (глав: 12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Алексей Рыкованов

Притча «Богач и Лазарь»

◄◄ | ◄ | Глава | | ►►

Несомненно то, что Иисус рассказал в притче о Богаче и Лазаре, хорошо понимали Его слушатели. Иначе бы они не смогли понять смыслы из рассказа Иисуса. Всё, что Он говорил им, вписывалось в те представления, какие имели иудеи того времени о смерти и воскресении. По крайней мере, с этой иудейской позиции, а не христианской, которая была наслоена в последствии, можно попытаться объяснить эту притчу. Да и сами евангелия писались для широкой аудитории и в те времена, когда нецелесообразно было распространять второстепенные и незначительные детали, занимавшие большой объём повествования.

В описании Иисуса персонажей этой притчи прослеживается явное представление иудейского общества о получении награды от Бога, богатстве, исполнении закона и Божьем благорасположении и благословении. Сами действия в притче описываются так:

«Жил один богатый человек. Он одевался в пурпурные одежды и тонкий лён, и каждый день устраивал великолепные пиры.

A у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами и был бы рад даже объедкам, падающим со стола богача. Собаки подходили и лизали его язвы.

Но вот нищий умер, и ангелы отнесли его к Aврааму.

Умер и богач, и его похоронили. В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Aвраама, а рядом с ним Лазаря. Он позвал: "Отец мой Aвраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я ужасно мучаюсь в этом огне".

Но Aвраам ответил: "Дитя, вспомни, что ты получил в своей жизни доброе, а Лазарь получал только плохое. Сейчас же он здесь получает утешение, а ты страдаешь. И кроме того, между нами и вами - огромная пропасть, так что даже если бы кто и захотел отсюда пойти к вам, он не смог бы, и никто оттуда не может перейти к нам".

Богач сказал: "Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом моего отца. Ведь у меня пятеро братьев, пусть он предупредит их, чтобы и они не попали в это место мучений".

Aвраам ответил: "У них есть Моисей и пророки, пусть их слушают".

"Нет, отец Aвраам, - сказал богач, - вот если бы кто-то из мёртвых пришёл к ним, тогда бы они покаялись".

На это Aвраам ему ответил: "Если они Моисея и пророков не слушают, то даже если кто-то воскреснет из мёртвых, их и это не убедит"» (Лк. 16:19-31, IBSNT).

Иудейская элита того времени связывала богатство с расположением Бога, а значит, и с праведностью человека, владеющего им. В притче всё меняется местами. Так, богач был якобы благословлён Богом и имел большое богатство. Нищий же, наоборот, питался тем, что упало со стола богача, то есть нечистым по представлению фарисеев, и водился с псами, также нечистыми по закону Моисея животными («Почему Твои ученики нарушают обычай наших предков? Они не моют рук перед едой!» Мф.15:1,2). Необычным в этой притче является то, что после смерти не богач, а именно нищий был воскрешён вместе с Авраамом. Такие люди, как нищий Лазарь, возможно, вообще не были достойны воскресения, так как их состояние (нищета и болезни) оценивалось как плата за грехи. «Ученики Его спросили: - Учитель, почему этот человек родился слепым, кто согрешил, он сам или его родители?» (Ин.9:2, IBSNT).

Сам факт пребывания Лазаря с Авраамом говорит, что Иисус отнёс нищего к другой категории, противоположной от ожиданий слушающих, т.е. к праведникам. Фарисеи почитали Авраама как своего праотца (см. Ин.8:33,53), основоположника их религиозных взглядов. Высшей наградой было возлежание с ним в буквальном земном царстве праведников: «… вы увидите Aвраама, Исаака, Иакова и всех пророков в Божьем Царстве … Придут люди с востока и с запада, с севера и с юга и займут свои места на пиру в Божьем Царстве» (Лк.13:28,29; IBSNT; см. также Лк.14:15). Царство здесь описывается как буквальный пир. Чем ближе место к Аврааму, тем почётнее. Однако, из притчи следует, что нищета Лазаря никак не была связана с его отношениями с Богом. Само воскресение и место пребывания на пиру зависело не от богатства, на которое надеялись многие (и прикрывались им как защитой от Бога) и не от обряда погребения, а от расположения Бога. Мы видим, что именно ангелы отнесли Лазаря к Аврааму.

Хотя богача похоронили, скорее всего, по всем правилам с применением благовоний (что и подразумевалось при наличии богатства, если сравнить эпизод при погребении самого Христа в гробе Иосифа, богатого человека (см. Лк. 23:50-53)), он всё-таки оказался в «вечном огне». То есть местоположение после воскресения зависело от Бога, а не от усилий и богатства богача. Скорее всего, именно эту цель преследовал Иисус в этой притче: «Как бы ни был богат человек, его жизнь не зависит от этого» (Лк.12:15; IBSNT).

Притча действительно привлекала внимание слушающих, так как ломала все стереотипы, шаблоны и все представления тогдашнего иудейского общества о справедливости и воздаянии. Однако, спустя многие века она не перестаёт ставить перед нами вопросы, такие как: Как понимала рассказ Иисуса иудейская аудитория первого века? Могло ли такое произойти более или менее достоверно? И т.д.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011