Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Иоанн креститель (глав: 1)

Крещение Иисуса (глав: 1)

Искушение (глав: 1)

«И вошли в свиней» (глав: 1)

Иисус, сотник и гречанка (глав: 1)

Учил народ в притчах (глав: 1)

Богач и Лазарь (глав: 5)

«Она сделала доброе дело…» (глав: 1)

Обмакивающий со Мною в блюдо… (глав: 1)

«Пётр, имея меч, извлёк его…» (глав: 1)

Евангелие от Иоанна и Откровение (глав: 1)

Все материалы в одном сборнике (глав: 12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Алексей Рыкованов

Искушение

◄◄ | ◄ | Глава | ► | ►►

Как отмечается в Евангелиях, после крещения Иисус направляется в пустыню:

«Затем Дух повёл Иисуса в пустыню для того, чтобы Ему пройти искушение от дьявола. После сорока дней и сорока ночей, проведённых в посте, Иисус почувствовал сильный голод» (Мф. 4:1,2; IBS).

«Иисус, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана, и Дух повёл Его в пустыню. Там Его сорок дней искушал дьявол» (Лк. 4:1,2; IBS). Пер. под ред. Кулакова: «… в течение сорока дней ходил по пустыне, водимый Духом и искушаемый дьяволом». РБО: «… и там сорок дней Его испытывал дьявол».

Далее упоминаются только три испытания или предложения, которые были сделаны после сорокадневного нахождения в пустыне. Что же происходило в течение этих непростых сорока дней? В чём возможные причины того, что о них упоминается только вскользь, просто как о свершившемся факте?

События, связанные с приходом Мессии, берут своё начало в Едеме. Именно там дьявол уговорил первых людей нарушить Божьи заповеди, целью же Спасителя являлось «… разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3:8). Понятно, что в этом деле были затронуты две стороны, и дело касалось не только земного, видимого, но и небесного. Также однозначно можно утверждать, что была бы воля дьявола, он бы ни за что не допустил самого факта появления Спасителя на земле. Что же удерживало его от того, чтобы совершить какое-либо противодействие? Очевидно, что этому мешала противоположная сторона - Бог и ангелы, оставшиеся на Его стороне. В самом Писании мы встречаем упоминания такого противостояния, да и сам Иисус говорит Петру: «Неужели ты думаешь, что Я не мог бы попросить Моего Отца, чтобы Он немедленно прислал Мне более двенадцати легионов ангелов? Но как же тогда исполнится Писание, где говорится, что должно произойти именно то, что сейчас и происходит (Мф. 26:53,54; IBS).

Один из таких споров встречается в книге Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана … И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный … и удаляющийся от зла. И отвечал сатана … разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? … но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (Иов 1:6-11).

Спор ведётся в среде ангелов, и он касается хотя и праведного, но всё же грешного человека, вокруг него и разворачиваются события. Спор затрагивал будущее появление целого народа, от которого и должен впоследствии произойти Спаситель. Иов был взят как некая нейтральная фигура - на него и указал сатана, сделав упор на корыстность побуждений человека в вопросе поддержания им стороны Бога. Целью было опорочить связь и отношения Бога и неких праведников на земле, поставить под вопрос сам факт существования такого союза. Похоже, что после выяснения вопросов относительно Иова и был заключён завет с народом Израиля (см. Втор. 28:9-15). Нечто подобного стоило ожидать при более значимом событии - появлении Спасителя.

Таким образом, видны некие предпосылки для дальнейших рассуждений и предположений о том, что могло происходить в пустыне в течение довольно значительного отрезка времени - сорока дней. Действительно, последние три искушения, которые и вошли в Евангелия, по ощущениям длятся всего ничего - от десятков минут до нескольких часов (в зависимости от того, как отсчитать время). О чём же могла идти речь сорок дней?

Итак, Иисус к тому времени избран Богом, что подтвердил Иоанн Креститель. Многое Иисусу, скорее всего, было известно и до появления Его в пустыне: «Ребёнок рос и набирался сил и мудрости, и благодать Божья была на Нём … Когда Ему было двенадцать лет … Он сидел среди учителей, слушал их и задавал вопросы. Все, кто Его слышал, поражались Его пониманию и Его ответам … Иисус взрослел и становился мудрее. Его любили и люди, и Бог» (Лк. 2:40-52; IBS). Но, тем не менее, необходимо было подтвердить план действий и ответить на все вопросы противоположной стороны, которая искала изъян в данном плане. Эти вопросы, надо полагать, не имело смысла задавать до момента появления Спасителя и Его идентификации. Как и во времена Иова, были собраны все заинтересованные стороны и вопросы задавались непосредственно Исполнителю заранее установленного плана.

То, что такой план существовал, не вызывает сомнений - это видно из самих Евангелий, где мы постоянно встречаем слова наподобие: «Моё время ещё не подошло…», «Они хотели схватить Иисуса, но никто не поднял на Него руки, потому что Его время ещё не настало» (Ин. 7:6,30; IBS, см. Лк. 22:53). С Иисусом связали большое количество пророчеств: «…тогда вспомнили, что так было о Нём написано» (Ин. 12:16), да и сами слова Спасителя - «…должно произойти именно то, что сейчас и происходит» (см. выше) - однозначно указывают на некий план действий. Однако до момента появления Спасителя в Писаниях мы не встречаем какого-либо плана, а лишь небольшие отрывки текстов и пророчеств, которые по большей части говорят о Мессии иносказательным языком. На их основе довольно сложно без сторонней помощи указать, что и как будет делать пришедший Мессия. Например, станет ли Он человеком, который буквально будет ходить по облакам, или это должно исполниться как-то ещё (см. Дан. 7:13,14)? И сделать это просто невозможно, если преследовать собственные интересы. Вероятно, это одна из причин, почему иудеи того времени приняли Спасителя так прохладно: Он не вписывался в рамки того, что они ожидали и желали видеть в Мессии.

Таким образом, можно утверждать с большой долей вероятности, что сатана пытался в разговоре с Иисусом найти некую брешь, слабое место. Любая «зацепка» во взглядах оппонента могла привести к существенному пересмотру тех или иных положений. Это как раз тот случай, когда изъятие всего одного «кирпича» приводит к разрушению всего «здания». (Мф. 7:26,27). Пророчеств, которые должен был исполнить Христос, существовало немало. Многие из них в той или иной степени затрагивали всевозможные аспекты - как того, что произошло в Едеме, так и будущих договорённостей с теми, кто последует за Спасителем. Другие, возможно, касались непосредственно того, как будет организован финал и апогей, - его мера, степень и глубина. Например, умереть в мучениях и при этом сохранить ясность ума, чтобы сатана не мог этим воспользоваться для своих целей, и т.д. Где эта грань между сознательным выбором в момент смерти и неосознанными действиями, предпринимаемыми, например, в бреду? (Иисус первоначально отказывается пить болеутоляющую смесь - см. Мф. 27:33,34). Трудно определить, о чём действительно шла речь, но ясно одно - имел место трудный и «вязкий» разговор, тонкости которого, вероятно, не совсем были бы понятны не только иудеям того времени, но и даже нам сегодня. Возможно, именно по этой причине переговоры длиной в сорок дней не вошли в Евангелия - как весьма длинные и малоинформативные. Иисус передал ученикам только то, что было им необходимо, тем более что на момент Его казни и вознесения ученики находились в плену своих иудейских ожиданий, и вряд ли они смогли бы понять даже часть произошедшего в пустыне.

Косвенно о разговоре в пустыне могут свидетельствовать и другие фрагменты Писания:

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (Иуд. 1:9).

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10).

Оба текста отражают способ действия сатаны, и можно предположить, что точно так же он действовал и тогда, в пустыне. С другой стороны, возникает вопрос: была ли вообще необходимость в таком разговоре? Действительно, можно было составить план и передать его для исполнения Иисусу. Для сатаны разговор являлся шансом ещё раз попробовать отстоять свои интересы и подорвать позиции Иисуса. Не случись этого, он мог бы, как во времена Иова, сказать, что Бог сделал всё так, что нет альтернативной точки зрения, т.е. Бог всё делает только в своих интересах и т.д. Для Иисуса это была возможность более подробно ознакомиться с действиями сатаны и с тем, на что будет делаться упор в том или ином случае, определить свои действия и план.

После событий в пустыне сатана больше не имеет непосредственных контактов с Иисусом. Но, судя по всему, данный разговор не был просто забыт или оставлен без внимания Спасителем: «И начал учить их, что Сыну Человеческому предстоит перенести много страданий … что Его убьют, и через три дня Он воскреснет. Он прямо говорил об этом, и Пётр, отозвав Его в сторону, стал возражать. Иисус, обернувшись и посмотрев на учеников, строго сказал Петру: - Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о Божьем, а о человеческом. Подозвав народ и своих учеников, Иисус сказал им: - Кто хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, возьмёт свой крест и следует за Мной…» (Мр. 8:31-35; IBS).

Хотя текст не передаёт эмоциональную интонацию, но исходя из слов, которые передает Марк, можно сделать вывод, что Иисус оборвал Петра в довольно резкой форме. Спаситель обращается ко всем находящимся с Ним в данный момент ученикам. Этим Он не только публично осуждает Петра, но и пресекает попытки оказывать на Него подобное давление со стороны учеников в дальнейшем. Не понимая до конца, что и как, ученики уяснили для себя самое главное: такое говорить Иисусу не надо. Реакция Спасителя показывает, что малейшая слабина - и дьявол получит все шансы для реальной атаки, ведь Спаситель, как и мы, имел плоть, которая может испытывать страдания. С другой стороны, если реакция Иисуса была обусловлена не только наставлением при удобном случае, то можно констатировать, что социум или окружение могли оказывать на Него давление. Т.е. хотя Иисус и имел поддержку Бога, всё же действовал самостоятельно, по некоторому заранее принятому плану, доказывая и утверждая Божью правоту, так что все, включая ангелов, следили и наблюдали за Его поступками и делами. Не это ли имел в виду ап. Павел в 1-Тим.3:16: «…это Тот, кого Бог явил в человеческом теле… кого видели ангелы…» (РБО). Такой взгляд заставляет нас ещё раз перечитать Евангелия, обращая более пристальное внимание на детали.

В другом месте мы встречаем слова Иисуса: «Симон, Симон, сатана просил, чтобы все вы были рассеяны, как пшеница» (Лк. 22:31; IBS). Эти слова Спасителя, возможно и отсылают нас ко времени сорокадневного пребывания Его в пустыне, где и могла идти речь об этом (ср. Лк. 4:13 и Ин. 14:30).

Понятно, что дьявол, стремясь достигнуть своей цели, не гнушается ничем, как показал случай с Иовом, прибегает к шантажу и открытой угрозе физической расправы. Другими словами, дьявол как бы указывает Христу, что это путь не только праведности, но страданий и мучительной смерти, стараясь запугать Его. После пребывания в пустыне произошли перемены в образе действий Иисуса. Вероятно, в большей степени становятся понятны пророчества, их смысл и исполнение, а также то, что предстоит Ему сделать. Такие изменения не остаются незамеченными, на что и указывает Лука (4:14-22; IBS):

«Иисус возвратился в Галилею исполненный силой Духа … Он учил в синагогах, и все прославляли Его … пришёл в Назарет, в город … Он отправился в синагогу. В синагоге Иисус встал, чтобы читать. Ему подали книгу пророка Исайи … : “Дух Господа на Мне, Он помазал Меня возвестить нищим радостную весть. Он послал Меня провозгласить свободу узникам, прозрение слепым, освободить угнетённых, возвестить год милости Господней” … Глаза всех в синагоге были прикованы к Нему. Он начал говорить: - Сегодня эти слова Писания, слышанные вами, исполнились. Все хвалили Его и удивлялись тому, как Он хорошо говорил. - Но разве Он не сын Иосифа? - спрашивали они». Жители города, знавшие Иисуса с детства, не только удивлены, но и не понимают, как такое может произойти с Ним, ведь Он сын ничем не приметного плотника Иосифа.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011