Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (27)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Иоанн креститель (глав: 1)

Крещение Иисуса (глав: 1)

Искушение (глав: 1)

«И вошли в свиней» (глав: 1)

Иисус, сотник и гречанка (глав: 1)

Учил народ в притчах (глав: 1)

Богач и Лазарь (глав: 5)

«Она сделала доброе дело…» (глав: 1)

Обмакивающий со Мною в блюдо… (глав: 1)

«Пётр, имея меч, извлёк его…» (глав: 1)

Евангелие от Иоанна и Откровение (глав: 1)

Все материалы в одном сборнике (глав: 12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Алексей Рыкованов

«Лики Бытия» и «Учил народ в притчах»

◄◄ | | Глава | | ►►

Иоанн креститель

Иоанн сын Захарии, своей деятельностью должен был обнаружить, идентифицировать и опознать Мессию (Лк. 3:3-18). Однако после опознания Помазанника, поведение Иоанна не совсем понятно. Действительно, после своего крещения Иисус остается некоторое время в том месте, где находится Иоанн (Ин. 1:29-37; IBS).

«Это происходило в Вифании, на берегу Иордана, там, где крестил Иоанн. На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: - Вот Агнец Божий, который берёт на себя грех мира! … Я сам не знал Его, но я крещу водой для того, чтобы Его узнал Израиль … Я видел это и свидетельствую, что Он - Божий Сын … На следующий день Иоанн опять стоял с двумя своими учениками. Увидев идущего Иисуса, он сказал: - Вот Агнец Божий! Двое из учеников слышали эти слова и последовали за Иисусом».

Иисус в начале своей деятельности то покидает Иоанна, то снова оказывается в непосредственной близости от него. Т.е. после искушения в пустыне Иисус пребывает там, где крестит Иоанн с его учениками. Из среды учеников Иоанна происходят первые последователи Иисуса и апостолы. После этого Иисус отделяется от Иоанна и крестит самостоятельно всех. кто приходит к Нему: «…После этого Иисус с учениками пошли в Иудею. Там Иисус пробыл с ними некоторое время и крестил. Иоанн тоже продолжал крестить в Еноне, у Салима, потому что там было много воды. Люди постоянно приходили к нему креститься» (Ин.3:22,23;IBS).

Даже после опознания того, Кого сам ожидал Иоанн, он продолжает свою деятельность одновременно с Иисусом. Иоанн признает, что Иисусу «предстоит возрастать и возвеличиваться, а моё время подходит к концу» (Ин. 3:30; IBS). Всё это указывает на то, что Иоанн, как и иудеи, продолжает находиться в состоянии ожидания. Множество людей стекалось, чтобы послушать Иоанна и Иисуса и в знак готовности принять участие в Божьих планах проходили обрядовое очищение (крещение). «Хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики» (Ин. 4:2; IBS). Иисус, скорее всего, проповедовал и через приходивших людей мог понять, кого в будущем он изберёт в качестве своих учеников (Лк. 5:1-11).

Такая совместная деятельность Иоанна и Иисуса приводит к спорам: «Между некоторыми из учеников Иоанна и одним иудеем возник спор об обрядовом очищении. Они пришли к Иоанну и сказали: - Учитель, тот человек, который был с тобой на другой стороне Иордана и о котором ты свидетельствовал, сейчас сам крестит, и все идут к Нему. Иоанн ответил: - Человек может делать только то, что ему поручено с неба» (Ин. 3:24-27; IBS). Из этих слов не совсем понятно, что это за обрядовое очищение? И почему вообще возник спор? Однако из слов Иоанна следует, что спор касался не какого-либо ритуала, а самой деятельности Иисуса. Иоанн - сын священника и скорее всего хорошо знаком со всеми тонкостями ритуалов, тем более, прибывая долгое время в пустыне, знаком с закрытыми иудейскими общинами, жившими там. В некоторых из общин практиковались более строгие правила, чем были даже у фарисеев, а также для святости практиковалось каждодневное омовение. Спорить с Иоанном в таких вопросах, скорее всего, было бы бесполезно, тем более, что народ, ориентированный на священство и храм, с детства знающий обрядовую сторону, просто не пошёл бы к Иоанну или Иисусу, если бы они делали что-то не так или не по закону. Иоанну ставится в упрёк, что он указал на человека, а тот крестит, в ответ Иоанн делает вывод - если это так, то это значит, что такое дано ему от Бога и так и должно происходить. Сомнений в том, что Иисус не Мессия, у него не возникает.

В другом месте мы встречаем: «Фарисеи услышали о том, что Иисус приобретал и крестил больше учеников, чем Иоанн, хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики. Когда Иисус узнал, что о Нём говорят, Он покинул Иудею и направился обратно в Галилею» (Ин. 4:1-3; IBS). Т.е. действия Иисуса вызывают сомнения у фарисеев, что приводит к тому, что Иисус сворачивает свою деятельность по крещению и направляется в другое место, хотя сам Он не принимал участия в крещении, на что и указывает ап. Иоанн, как бы в оправдание на некоторые споры в среде фарисеев. После этого случая мы уже не встречаем упоминаний, что Иисус со своими учениками крестит.

Споры, скорее всего, касались не только того, что Иисус не мог крестить, так как не принадлежал к священническому роду или не соблюдал какие-либо ритуалы - нет. Скорее всего, тот, на кого указал Иоанн, вообще не мог крестить или принимать участия в обрядовом омовении. Мессия или помазанник - это прежде всего правитель и царь, не могущий совмещать в себе ещё и священнические обязанности. Поэтому Иоанн и оправдывается на это возражение (Ин. 3:27-36). Фарисеи, как и другие группы иудеев, хорошо знали Писание и имели свои представления о том, каким должен быть Мессия. Поэтому любое несоответствие таким представлениям порождало сомнение. Деятельность Иоанна достигла своей цели через большую ротацию народа: «Когда ученики Иоанна ушли, Иисус начал говорить людям об Иоанне: - Что вы ходили смотреть в пустыню? Тростник, колеблемый ветром? Нет! Кого же вы ожидали увидеть? Человека, одетого в роскошные одежды? Нет … Пророка? Да, говорю вам: даже больше, чем пророка» (Мф. 11:7-9; IBS). Поэтому дальнейшее крещение народа не имело значения и могло даже мешать.

Некий разрыв в понимании того, какой должен быть Мессия, мы встречаем в словах учеников Иоанна, т.е. тех, кто слушал его проповеди и соблюдал строгие правила, как и он: «Затем пришли ученики Иоанна и спросили: - Почему мы и фарисеи постимся, а Твои ученики нет? Иисус ответил: - Неужели друзьям жениха печалиться, когда с ними жених? Придёт время, когда заберут у них жениха, тогда и будут поститься» (Мф. 9:14-15; IBS).

Такие же сомнения можно встретить и в словах самого Иоанна: «Когда Иоанн, находясь в тюрьме, услышал о том, что делает Христос, он послал своих учеников спросить Его: - Ты ли тот, кто должен прийти, или нам ждать кого-то другого? Иисус им ответил: - Пойдите и расскажите Иоанну всё, что вы слышите и видите: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые исцеляются, глухие слышат, мёртвые воскресают, и бедным проповедуется Радостная весть. Счастлив тот, кто не ошибётся во Мне» (Мф. 11:2-6; IBS).

Иоанн и сам знает, какие дела и чудеса совершает Иисус. В его словах можно увидеть вопрос - «что же будет со мной? Какова моя судьба?». К этому моменту Иоанн находился в тюрьме и, если Иисус является Мессией, то, как ожидалось, с Его появлением начнут быстро разворачиваться события, которые приведут к установлению Божьего правления или царства. В таком случае освобождение Иоанна должно быть скорым, т.е. в ближайшем будущем. Об этом и спрашивает он - «сколько мне осталось сидеть в тюрьме?». С другой стороны в вопросе Иоанна можно усмотреть и призыв к действию - «если ты Мессия, то пора начинать». Однако впрямую в этом вопросе чётко просматривается некоторое разочарование и несоответствие имевшихся ожиданий реальности. Если для других Иисус мог быть кем угодно - пророком, целителем, проповедником и т.д., то Иоанн воочию и сам лично видел, что Иисус есть Мессия. Но даже он не может всё понять и соотнести, и даже он по прошествии некоторого времени уже готов принять другого Мессию. На такое несоответствие ожиданий указывает и то обстоятельство, что Иисус не даёт прямого ответа.

Конечно, можно рассуждать следующим образом: «действительно, если вы обнаружили Мессию и Спасителя, который был указан Богом свыше, при этом некоторые были свидетелями этого события и многих чудес, совершаемых им, то почему вы не следуете за ним и не стараетесь понять всё, что он говорит вам? Что мешает?». Именно такие вопросы возникают при чтении евангелий. Герои евангельских повествований могут предстать перед нами как откровенно гордые и злые люди, не желающие принять очевидные вещи. Однако это не так. Многие искали Мессию, но только своего, соответствующего своему представлению, остальное же не принималось во внимание. Некоторое удивление при этом вызывает отношение учеников, хотя они не до конца понимают роль и значение Христа, всё же они следуют за Иисусом, несмотря ни на что (Мр. 8:27-33; IBS):

«Кем считают Меня люди? Ученики ответили: - Иоанном Крестителем, другие - Илией, а некоторые - одним из пророков. - A кем считаете Меня вы? Петр ответил: - Ты Мессия… И начал учить их… что Он будет отвергнут … Его убьют, … Пётр, отозвав Его в сторону, стал возражать. Иисус, обернувшись и посмотрев на учеников, строго сказал Петру: - Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о Божьем, а о человеческом».


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011