Иоанн пишет: «Слово стало плотию, и обитало с нами» (1:14). Иоанн использовал слово «λόγος». У этого греческого слова богатый диапазон значений. Одно из них - закон, стержень, внутреннее устройство, принцип существования. Многие теологи считают, что Иоанн имел в виду еврейский закон - Тору, набор заповедей, по которым должно существовать человеческое общество.
Как закон Тора буквально стать плотью не может.
Воспринимать эту фразу метафорично, в том смысле, что Закон Божий из каменных скрижалей был вложен в плотяные сердца (Иеремия 31:33, Евреям 8:10, 10:16), тоже не получается. Ибо «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23 и оч.мн.др.).
Иоанн говорит, что Логос явил людям Бога (1:18), стал Его зримым (14:7, 14:9, 12:45) и даже осязаемым (20:27) воплощением. Иоанн также называет Логоса Единородным Сыном (1:14, 1:18). И сам Иоанн в дальнейшем, и другие евангелисты Сыном Божьим называют именно Иисуса (Иоанн 1:34, 3:18, 11:4, Матфей 14:33, 27:54, Марк 1:1 и мн.др.). О Нём свидетельствовал Креститель (1:15), а он свидетельствовал о своём родственнике Иисусе (Лука 1:36). Наконец, Иоанн прямо произносит Его имя - Иисус Христос (1:17).
Таким образом вытекает единственное возможное понимание Логоса Иоанна - это Иисус. Но вопрос не исчерпывется этим. Он переформулируется так: что есть Иисус, что материализовалось в Великом Пророке - ангел, Сам Бог, Его воля, что-то ещё?
Иоанн называет Логос Светом (1:8, 8:12, 9:5, 12:46 и др.). Иисус «есмь путь и истина и жизнь» (14:6), источник живой воды (4:10), «пастырь добрый», полагающий жизнь за Свою паству, «дверь овцам» (10:7-16). В Нём жизнь (1:4, 10:10). Он - одно с Отцом (10:30, 10:38, 14:10, 17:21, 17:23 и др.), равно как и со Своими учениками (6:56, 14:20, 15:4-7, 17:21, 17:23 и др.).
Главным в ответе на вопрос «что есть Иисус» следует считать Его миссию: Он - исполнитель Божьей воли. И там, в сверхъестественном мире, и здесь, на грешной Земле.
Предваряя мысль о воплощении Логоса, Иоанн говорит, что Он был у Бога ещё до сотворения мира, чрез Него мир был создан (1:3, Евреям 1:2). Это перекликается с Премудростью, о которой написал Соломон (Притчи 3:19-20, 8:12-31), о которой также говорится в книге Иова (12:13-16, 28:20-28). В этих фрагментах используются разные слова, диапазон значений которых достаточно велик: умение, опыт, знание, разум, мудрость, здравомыслие, замысел, намерение, дело, предприятие и т.п. Именно с помощью Премудрости Бог создал материальный мир, Премудрость стала основой мироустройства, стержнем мироздания, его законом.
Воплотившись в Иисусе, Логос также выполнял заповеди, которые получил от Бога (8:42, 10:18, 12:49, 12:50, 14:31, 15:10 и др.). Иисус постоянно заявлял, что все слова, которые Он говорит, Ему поручил сказать Бог (8:28, 12:49 и др.), что все дела, которые Он творит, творит не Он Сам, а через Него Сам Бог (5:19, 5:30, 14:10 и др.). Точно так же, как и при создании мира. Задачей Иисуса было объяснить людям, что Закон дан им во благо, убедить их в необходимости соблюдать Божьи заповеди (14:15, 14:21, 15:10, а также Матфей 19:17-19, Марк 10:19, Лука 18:20 и мн.др.).
Логос Иоанна - это основа и принцип существования мира, его внутреннее устройство, Закон Божий, Его воля, Тора, воплотившаяся в Иисусе. Кто знает, может идиома «исполнить Закон» (Матфей 5:17) и означает как раз это воплощение?