Владимир Клюшин (10)

Игорь Горик (5)

Игорь Шиповский (24)

Что такое Библия (глав: 4)

Об ущербности скептиков (глав: 7)

Чудо природы (глав: 4)

Бог, родина, король (глав: 3)

Эволюционизм (глав: 4)

«Cogito ergo sum» (Decartes) (глав: 3)

Гранитный памятник Творцу (глав: 3)

Пошто евреи Христа распяли? (глав: 13)

Эти слабые женские руки (глав: 2)

Еврейский геноцид (глав: 1)

Крест Господень (глав: 1)

Имена Бога (глав: 4)

Мойте руки перед едой! (глав: 6)

Библия о пьянстве (глав: 1)

Твердь Небесная (глав: 1)

Добрый самарянин (глав: 4)

Суббота (глав: 5)

Люцифер (глав: 4)

Рожки (глав: 1)

Хранилища и воскрилия одежд (глав: 5)

Идолопоклонство vs иконопоклонение (глав: 14)

Благодатный огонь (глав: 5)

Дело законничества (глав: 1)

Первый апостольский собор (глав: 7)

Георгий Дынкин (5)

Алексей Рыкованов (12)

Сергей Солодовиченко (2)

Елена Самборская (4)

Игорь Шиповский, Россия, Тверь
(род. 1965, Волгоград)

История победы эволюционизма над здравым смыслом

март 2008

◄◄ | | Глава | | ►►

Креационизм vs трансформизм

Животные появились в морском иле и, постепенно развиваясь, дали начало человеку - считал автор самого раннего известного трактата «О природе» (547 год до н.э.), ученик Фалеса Анаксимандр Милетский.

Эмпедокл (V век до н.э.) предположил, что живые существа возникли из воды и земли или первичного ила, растения произошли раньше животных. Сначала появились отдельные части: головы, руки, глаза и т.п. Силу, заставлявшую эти части соединяться и комбинироваться, Эмпедокл называл любовью. Первоначальными комбинациями были быки с человеческими головами, люди с бычьими головами и т.п., но возникли и удачные существа, способные размножаться и давать потомство.

Ученик Сократа, основатель Академии Платон (427-347 до н.э.) дал определение понятию «человек» - животное о двух ногах, без пуха и перьев. Диоген Синопский (ок. 408-323 до н.э.), основатель и идеолог движения киников, принёс в Академию ощипанного петуха со словами: «Вот человек Платона!». Платон был вынужден сузить понятие «человек», добавив: «…и с плоскими ногтями».

По мнению Аристотеля (384-322 до н.э., ученик Платона, воспитатель Александра Македонского), «переход от неодушевленных веществ к животным» настолько плавный, что «нельзя провести границы между этими двумя классами». От Аристотеля идёт понятие «лестница существ» - от минералов через растения, «существа, относительно коих сомневаются, растения это или животные» (Аристотель имел в виду морских сидячих животных - актинии, асцидии и др.) к животным и человеку. Первопричина всех изменений - божество, а конечная цель - благо.

Римлянин Лукреций (Тит Лукреций Кар, I век до н.э.) выразил взгляд о постепенном появлении организмов на земле, начиная от более простых до более сложных, но без превращения одного организма в другой («О природе вещей»).

Следы эволюционного учения видны у некоторых «отцов церкви», например, у блаженного Августина.

Яркий представитель эпохи возрождения, швейцарский естествоиспытатель, врач, преподаватель Базельского университета Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541) считал, что человек производится Богом из природных веществ, несёт в себе образ Творца, является микрокосмосом, квинтэссенцией мира. Парацельс стал одним из основателей ятрохимии - отношения к функционированию живого организма как к совокупности химических процессов. Университетом в Ферраре (Италия) Парацельсу присвоена степень доктора медицины.

Конрад Геснер (1516-1565), уроженец Цюриха ввёл в науку наименования рода и вида.

Жизнь есть метаморфоз смерти, а смерть - метаморфоз жизни. Каждое существо есть монада, воспроизводящая в определённой форме монаду из монад - божество - так считал Джордано Бруно (1548-1600).

Автор лозунга «Знание - сила!» Фрэнсис Бэкон (1561-1626) говорил об изменениях форм путём накопления вариаций, включая наиболее резкие из них - уродства. Бэкон выступил с критикой схоластических подходов, требовал от учёных опираться на достоверный опыт, а не на неподдающиеся проверке гипотезы, предлагал избавиться от «идолов», в том числе от некритического следования авторитетам. Предложение Бэкона создать учреждение, которое имело бы целью «изучить метаморфоз органов и исследовать, заставляя видоизменяться виды, каким путём они размножились и разошлись в признаках» на полвека предвосхитило создание научного Лондонского Королевского Общества.

В «Чудесной истории растений» (1681) Дюре предположил, что листья одного и того же дерева превращаются то в рыб, то в птиц, смотря по тому, попадают ли они на сушу или в воду.

В XVII-XVIII веках в биологии возникло течение преформации, считавшее, что в семени находится миниатюрный, но уже сформировавшийся организм, а развитие зародыша сводится лишь к его увеличению в размерах. Овисты полагали, что организм «предобразован» в микроскопическом виде в женской половой клетке (в яйце). Аанималькулисты считали, что зародыш находится в мужском семени. В частности, в семени человека находится гомункулус - маленький человечек, начинающий развиваться при попадании в женский организм. Предпринимались попытки вырастить гомункулуса искусственно.

Со временем идея преформации переросла в преформизм - учение о наличии в половых клетках структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма. Сторонники преформизма отрицали идею самозарождения жизни. Среди них нидерландец Ян Сваммердам (1637-1680), один из основоположников научной микроскопии, и итальянский натуралист Ладзаро Спалланцани (1729-1799), впервые осуществивший искусственное оплодотворение у земноводных и млекопитающих.

«По мнению древних и современных учёных, всякий гниющий и разлагающийся труп или грязь иного рода порождает червей,» - написал Франческо Реди (1626-1698) в работе «Опыты о размножении насекомых». «Я начал сомневаться и думать… Но сомнение было бы бесплодным, если бы не подтверждалось опытом.» Реди решился опровергнуть теорию самозарождения жизни. Закрыв мясо марлей, он предотвратил появление червей. Таким простым опытом он доказал, что черви развиваются из личинок, а личинки - из яиц, откладываемых мухами. Тем не менее, идея самозарождения жизни лишь пошатнулась: Реди не мог объяснить гниение и появление плесени на мясе, изолированном от насекомых.

Впервые точное определение вида дал основоположник биологии, член Лондонского Королевского Общества, преподаватель Кембриджского Университета, покинувший его по религиозным соображениям, автор нескольких теологических книг, последовательный христианин Джон Рей (1623-1705). Совместно со своим учеником Фрэнсисом Виллубаем (1635-1672) Рей предпринял попытку классификации видов. В 1670 году издал подробный каталог растений Британских островов. Рей говорил о неизменности видов: «Формы … сохраняют неизменно свою видовую природу, и никогда один вид не родится от семени другого», а также ввёл понятие сорта или породы, назвав их «видовыми вариациями».

Голландский натуралист Антони ван Левенгук (1632-1723) изобрёл микроскоп и с его помощью обнаружил одноклеточные организмы, положив начало научной микроскопии. В 1680 году, после подтверждения группой учёных результатов исследований Левенгука, он стал членом Лондонского Королевского Общества. Открытие Левенгуком микроорганизмов объяснило гниение мяса в опытах Реди и ещё раз пошатнуло идею самозарождения жизни.

Пьер Луи Моро де Мопертюи (1698-1759) построил гипотезу пластидул: некие гипотетические молекулярные единицы живой материи плавают в семени отца и матери, будучи извлечёнными из него, сохраняют «воспоминание» о своём прежнем положении и в теле зародыша стремятся занять такое же положение. Новые виды образуются, когда «элементы не удержали того порядка, в каком они были у отца и у матери». Исчезновение переходных форм Мопертюи объяснял катастрофой, происшедшей от столкновения Земли с кометой.

О постоянстве и неизменности видов высказался сторонник креационизма, первый президент Шведской АН (с 1739), почётный член Петербургской АН (с 1754) Карл Линней (1707-1778): «Столько насчитываем видов, сколько их создало бесконечное Существо». Линней ввёл в практику бинарную номенклатуру (обозначение видов двумя латинскими словами), которую ещё в 1620 году предложил Каспар Баугин (1560-1624), и стал автором самой удачной системы классификации растений и животных (1753). Кроме того, Линней ввёл применяющуюся до сих пор структуру описания видов - последовательность и степень детализации описания главных видовых признаков.

Дидеро высказал мнение, что органические молекулы обладают особой формой рудиментарной чувствительности, которая заставляет их изыскивать сочетания наиболее удобные и подходящие. Животное есть сочетание таких молекул, которые, руководясь этой чувствительностью, сложились так, как это наиболее подходит к их конфигурации и состоянию. Вследствие изменений, вносимых в организм игрою молекул, не достигших состояния покоя, сложившиеся отношения могут нарушиться и измениться.

Жорж Бюффон (1707-1788) выдвинул идею изменения и вырождения животных вследствие изменения климатических условий. Он заметил также, что слабые виды уничтожаются в природе более сильными и человеком.

Непримиримый критик христианской религии и церкви француз Дени Дидро (1713-1784), иностранный почётный член Петербургской АН (с 1773) предположил о существовании некоего «первоживотного» - прототипа всех животных. Природа разными способами видоизменила его путём уменьшения, увеличения, умножения, уничтожения или трансформирования тех или иных органов. Таким путём по мнению Дидро возникло всё многообразие живых существ.

Шарль Бонне (1720-1793), швейцарский естествоиспытатель, почётный член Петербургской АН (с 1764) расположил всё существующее, начиная от неорганизованной материи и кончая высшими духовными существами, в виде восходящего непрерывного ряда. «Животное и растение - не что иное, как модификации органической материи: они все составлены из одной эссенции…» Бонне впервые употребил термин «эволюция» (1762) применительно к биологии. Бонне принимал теорию катаклизмов или повторных переворотов, после коих следовало возникновение на земле новой фауны из особых неразрушимых зародышей, переживавших катастрофы. Библия по Бонне как раз и описывает последний катаклизм.

Жан Батист Робине (1735-1820) говорил о постоянном прогрессе форм, о связи человека с низшими существами рядом переходных форм, о возможности развития существ более совершенных, чем современный человек, если он, «соединив красоту Аполлона и Венеры, станет гермафродитом». Робине не назвал никакого механизма трансформаций и нисколько не смущался отсутствием переходным форм.

Согласно Эразму Дарвину (1731-1802), разные виды произошли от разного сорта «волокон», образованных, вероятно, концом нервного волокна родительского организма. «Волокна» одарены личными свойствами, обладают раздражимостью, чувствительностью и волей. Разные «волокна» по-разному питаются, по-разному растут и по-разному осложняются прибавлением новых частей живой материи. Все животные претерпевают изменения, которые происходят вследствие упражнения, вызванного удовольствием или приятным ощущением. Приобретённые склонности и формы передаются потомству.

Таким образом в естествознании оформилось новое направление - трансформизм (от лат. transformare - преобразовывать), представление об изменяемости видов живых организмов и возможности превращения одного вида в другой. Кроме Бюффона и Дидро сторонниками трансформизма выступали:

• первый российский учёный мирового значения, академик Петербургской АН (с 1745), приверженец деизма (доктрина, признающая Бога творцом Вселенной, природы, первоначальных существ, создателем законов их существования и развития, но отвергающая «промысел Божий», т.е. Его вмешательство в их дальнейшее развитие) Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765);

• русский вольнодумец, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Николаевич Радищев (1749-1802);

• немец по происхождению, непримиримый борец с преформизмом, вынужденный из-за расхождений в научных воззрениях с преобладавшими тогда в Европе идеями постоянства видов (в т.ч. из-за запрета преподавания) перебраться в Россию (1766), академик Петербургской АН (с 1767), основоположник эмбриологии Каспар Фридрих Вольф (1735-1794);

• французские учёные Э.Ж. Сент-Илер; Ж.Б. Ламарк

и другие.

Жан Батист Ламарк (1744-1829) принимал возникновение жизни путём первичного самозарождения и допускал возможность такового и в настоящее время. Особые жидкости - fluides subtiles - проникли между частицами студенистой материи, оживили её под влиянием тепла и солнечного света. Так возникли первичные животные. Различные условия влияют на развитие форм и обусловливают бесконечные вариации. «Природа не знает ни классов, ни порядков, ни родов, ни постоянных видов, а только особей, из коих одни следуют за другими и похожи на тех, которые их произвели.» Поэтому-то генеалогическая лестница представляет в сущности эволюционное дерево. Механизм эволюции по Ламарку следующий: «В припадках гнева, столь частых у самцов, внутреннее ощущение направляет жидкости тела к этим частям головы, где происходит выделение рогового вещества или рогового и костного, дающее начало рогам. Раз желаемый орган получен животным, то дальнейший прогресс происходит под влиянием упражнения органа, результаты же упражнения передаются по наследству».

Труд Ламарка «Философия зоологии» (1809) расценивают как первое эволюционное учение. По Ламарку, жизнь возникает путём зарождения простейших живых тел из веществ неживой природы. Дальнейшее развитие идёт за счёт прогрессивного усложнения организмов, т.е. путём эволюции - ступенчатым усложнением (градация) и изменением на каждой ступени градации вследствие воздействия окружающей среды.

Удивительно, что никто не возразил Эразму Дарвину и Ламарку. Несколько тысяч лет (сотни поколений, в то время как современные биологи оперируют несколькими - до десятка - поколениями) длится уникальный эксперимент - обрезание евреями и некоторыми другими народами крайней плоти у мальчиков. Учёные почему-то не обращали внимания на это опровержение возможности передачи приобретённых признаков по наследству. Наоборот, споры о наследовании фенотипических изменений или модификаций (так стали называть изменения, вызываемые в организме воздействием внешних условий - пищей, климатом и т.п. - и/или упражнением органов) продолжались ещё целое столетие. В СССР неоламарксизм как соответствующий диалектическому материализму пропагандировался вплоть до 1930 года (биологи Е.С. Смирнов, Е.М. Вермель, А.М. Кузин, философы М.Б. Митин, П.Ф. Юдин и др.).

Величайший авторитет в области палеонтологии и сравнительной анатомии, сторонник креационизма французский зоолог Жорж Кювье (1769-1832) отстаивал сходство ископаемых и ныне живущих животных, наличие четырёх неизменных типов организации животных, идею постоянства видов. Смену фаун Кювье объяснял катастрофами, приводившими к гибели живых существ, и последующими повторными заселениями мест катастроф за счёт миграции животных из других территорий.

Готфрид Тревиранус (1776-1837) перевёл бюффоновский термин «dénaturé» как «дегенерация». Сейчас под ним понимают приспособление к условиям.

Согласно гипотезе Лоренца Окена (1779-1851), первичная слизь стремится принять форму сферы, но, не будучи в состоянии этого достигнуть, принимает форму массы сфер или форму инфузорий. Животные и растения, в сущности, представляют агломераты инфузорий. Первичное животное по Окену - замкнутый пузырь, образованный кожным слоем. Позже образовался кишечник, который есть часть кожи, ввороченная внутрь. Кожа, под влиянием воздуха, даёт жабры, а лёгкие - суть ввороченные внутрь жабры. И т.д. О причинах эволюции гипотеза Окена ничего не говорит.

В 1775 г. украинский учёный Мартын Матвеевич Тереховский усовершенствовал методику Реди. Он запаял сосуд с бульоном и прокипятил его. При длительном сроке хранения микроорганизмы в сосуде так и не появились. Опыт Тереховского был сочтён неубедительным, так как в запаянный сосуд не поступал свежий воздух.

В 1817 г. Фойгт предположил, что первоначально было создано лишь небольшое число форм, из коих уже под непосредственным воздействием разных факторов произошли современные виды. Вместе с Жоффруа Сент-Илером (1805-1861) он допускает, что новые виды происходят и в наше время.

Ричард Оуэн (1804-1892), английский зоолог, член-корреспондент Петербургской АН (с 1839) взял на себя задачу отыскать архитип скелета, т.е. такой первично-идеальный скелет, из коего можно вывести скелеты всех существующих форм. Он описал некий архитип, но позднейшие факты не подтвердили его предположений.

Синтезировав накопленные знания, труды членкора Петербургской АН (с 1850) Маттиаса Якоба Шлейдена (1804-1881) и собственные исследования, Теодор Шванн (1810-1882) сформулировал основные положения клеточной теории. Все организмы (и растительные, и животные) состоят из клеток, клетки образуют ткани и органы. Ещё один иностранный член-корреспондент Петербургской АН (с 1881) Рудольф Вирхов (1821-1902) нанёс мощный удар по идее спонтанного зарождения жизни. «Всякая клетка происходит из другой клетки.» Клетки не возникают из «неклеточного вещества», а образуются в результате деления материнской клетки. Нарушение жизнедеятельности отдельных клеток по предположению Вирхова является причиной патологического процесса в организме.

Окончательно опроверг идею появления живых организмов из органических веществ французский биолог, автор массы важных открытий, основатель нескольких новых направлений в химии, биологии и медицине, убеждённый христианин Луи Пастер (1822-1895). Пастер получил в Париже блестящее образование, защитил докторские диссертации по физике и по химии, создал технологии для использования своих открытий на практике (самые известные среди них, используемые до сих пор - вакцинация и пастеризация).

Религиозные убеждения не мешали Пастеру в научной деятельности. Наоборот, исследования убеждали его в существовании Бога. «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, …» - писал учёный. «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории». Пастер стал профессором университета в Страсбурге (1849), Лилле (1854), Нормальной школы (1857), Парижского университета (1867), членом Парижской АН (1862), Французской медицинской академии (1873), Французской Академии (1881), членкором (1884) и почётным членом (1893) Петербургской АН.

Луи Пастер поставил точку в многовековом споре по вопросу о самозарождении жизни, за что в 1862 году получил премию Парижской академии. Он изобрёл способ стерилизации воздуха и экспериментально доказал невозможность появления микроорганизмов в стерильном бульоне даже при доступе воздуха. Более того, он обнаружил бактерии, для жизни которых воздух не нужен и даже вреден - анаэробы.

Пастер поставил ещё одну загадку для эволюционистов, он обнаружил хиральность аминокислот - существование их молекул в двух формах, L и D, являющихся зеркальным отражением друг друга. Все известные способы искусственного синтеза кислот приводят к появлению L- и D-изомеров в равной пропорции, в то время как в составе живых организмов присутствует только L-форма. Ни одна из гипотез современной «синтетической теории эволюции» этого не объясняет.

Ещё одна любопытная гипотеза была обнародована Чарльзом Дарвиным в 1868 году - пангенезис, согласно которой признаки и свойства родителей передаются потомству посредством мельчайших зародышей (геммул), поступающих в половые клетки из всех других клеток организма. При развитии нового организма геммулы дают начало такого же рода клеткам, какими они образованы. Впрочем, эту гипотезу Дарвин считал неудовлетворительной и впоследствии от неё отказался.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011