Символы веры (12)

О подражании Христу (4)

Книга I (глав: 26)

Книга II (глав: 12)

Книга III (глав: 59)

Книга IV (глав: 18)

Блаженный Августин (1)

Фома Кемпийский: «О подражании Христу» (Thomas von Kempen: «Imitatio Christi»).
Перевод с латинского К.П. Победоносцева
(ок. 1418)

Книга вторая. Наставления ко внутренней жизни

◄◄ | ◄ | Глава | | ►►

О внутренней беседе

1 [121] Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. XVII, 21), глаголет Господь. Обратись от всего сердца своего ко Господу, оставь здешний бедственный мир, и обрящет покой душа твоя. Учись внешнее презирать, внутреннему предаваться, и увидишь, внидёт внутрь тебя Царствие Божие, Царствие Божие - мир и радость о Духе Святом (Рим. XIV, 17), и не познают его нечестивые. Придёт к тебе Христос и явит тебе утешение Своё, когда приготовишь Ему внутрь себя достойное жилище. Вся слава Его и красота Его внутрь и там Ему место угодное. Частое у Него обращение со внутренним человеком, сладкая беседа, благодатное утешение, множество мира, содружество неизреченное.

2 [122] Восстань, верная душа, приготовь сердце своё жениху, да придёт к тебе и в тебе обитать соизволит. Вот, Он сказал: если кто любит Меня, слово Моё соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Иоан. XIV, 23). Итак, дай место Христу, и всем другим затвори вход. Когда Христос в тебе, ты богат и всё есть у тебя. Сам Он будет тебе промыслитель и верный попечитель во всём, и не будет нужды тебе на людей надеяться: люди изменяются скоро и скоро отпадают, а Христос пребывает во веки (Иоан. XII, 34), и до конца с тобою пребудет твёрдо.

3 [123] Немного полагай веры на бренного и смертного человека, как бы ни любил его, как бы он ни был полезен, - и не печалься много, когда он против тебя поворотится и вопреки тебе скажет. Кто сегодня с тобою, завтра может быть против тебя, и, обращаясь, люди часто как ветер меняются. Возложи на Господа всё своё упование; Он в страх и в любовь тебе да будет. Сам Он за тебя станет в ответе и всё обратит во благо тебе. Нет у тебя здесь пребывающего града: где бы ни был, странник ты и пришелец, и никогда не войдёшь в покой, покуда не соединишься с Христом внутренно.

4 [124] Что ты здесь вокруг озираешься? не здесь тебе место упокоения. В небесном должно быть жилище твоё, и точно страннику в пути надо тебе смотреть на всё, что видишь. Всё проходит, и ты со всем вместе проходишь. Берегись, не останавливайся: прилепишься и погибнешь. Ко Всевышнему да будет помышление твоё, и молитва твоя да восходит ко Христу непрестанно. Если не умеешь созерцать горнее и небесное, успокой душу свою в страдании Христовом, и в святых язвах Его обитай с любовью. Когда припадёшь ты благоговейно к драгоценным язвам Иисуса, получишь великое утешение в скорби, и не станешь много заботиться о презрении человеческом, и всякое слово поношения легко тебе будет.

5 [125] И Господь Иисус Христос в мире был от людей в презрении и в великой нужде, знаемые и друзья его оставили среди поругания. Господь Иисус восхотел страдать и быть в презрении: а ты смеешь на что-нибудь жаловаться! У Христа были противники и поносители, а ты хочешь, чтобы все были тебе друзьями и благодетелями! За что будет венец твоему терпению, если никакой беды с тобой не случится? Если ничего противного не хочешь терпеть, как тебе быть другом Христовым? Терпи до конца со Христом и Христа ради, если хочешь со Христом царствовать.

6 [126] Когда бы ты хотя однажды совершенно вошёл внутрь Иисуса и хотя несколько вкусил бы пламенной любви Его: тогда не стало бы у тебя заботы о своей неприятности или тягости, но стал бы ты скорее радоваться, что терпишь поношение: ибо сам себя презирает человек, когда любит Иисуса. Кто любит Иисуса и истину, кто поистине внутренний человек и свободен от беспорядочных привязанностей - может свободно обратиться к Богу, и сам над собою может в духе возвыситься и пребывает в сладком покое.

7 [127] Кто обо всём разумеет по истине, как что есть, а не по словам или суждениям человеческим, тот истинно мудр и научен от Бога более, нежели от человеков. Кто умеет ходить внутренним путём и не дорого ценит внешнее, тому нечего искать места и ждать времени для благоговейных упражнений. Внутренний человек скоро собирает себя, ибо никогда весь не предаётся внешности. Не мешает ему внешний труд или занятие, какое по времени нужно, но ко всему, что случится, он себя приспособляет. Кто внутрь себя благонаправлен и устроен, тому нет попечения о дивных и превратных делах человеческих. Сколько сам человек привлечёт к себе из мира, столько и будет ему затруднения и рассеяния.

8 [128] Когда бы всё просто было в тебе и очищено как следует, всё, что бывает с тобой, служило бы тебе на пользу и на усовершенствование. От того многое часто не нравится тебе и многое тебя смущает, что ты ещё не совершенно сам себе умер и не отрешился от всего земного. Сердце человеческое ничем столько не помрачается и не опутывается, как нечистой любовью к тварям. Когда отречёшься от внешних утешений, тогда возможешь созерцать небесное и чаще радоваться внутренней радостью.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011