Символы веры (12)

Староримский (глав: 3)

Апостольский (глав: 5)

Афанасьевский (глав: 5)

Никейский (глав: 4)

Никео-Царьградский (глав: 4)

Филиокве (глав: 3)

Халкидонский (глав: 4)

Аугсбургское исповедание (глав: 32)

Тридентский (глав: 3)

Англиканское исповедание (глав: 3)

Вестминстерское исповедание (глав: 34)

Баптистское исповедание (глав: 33)

О подражании Христу (4)

Блаженный Августин (1)

Символы веры


Символы веры

Особенно важное значение имеют символы веры. Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в аподиктической форме простых предложений или бесспорных фактов главные догматы веры, без доказательств, как предмет восприятия верою.

Первый символ веры христианской дан самим И. Христом в словах, сказанных Им ученикам Его пред вознесением на небо: "шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елики заповедах вам; и се Аз с вами есмь во вся дни до окончания века" (Mф. XXVIII, 18-20; Марк. XVI, 15 и сл.).

Первые отцы церкви излагали пред своими учениками учение Иисуса Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской деятельности, которая обозначалась словами: πιστις κάνων αληθεία, regula veritatis, и входила в состав христианской disciplinae arcanae. Сами отцы церкви нередко замечают, что πιστις, или regula fidei, преподана апостолами, которые сами получили ее от Христа.

Письменное изложение некоторых деталей этой regula fidei впервые появляется около 140 г., в евангельской формуле крещения ("во имя Отца и Сына и Св. Духа"), у Тертуллиана, Киприана, Фиpмилиaнa Кесарийского, в канонах церкви коптской.

Руфин нашел так называемый апостольский символ веры, писанный на латинском языке. В толковании на этот символ веры Руфин утверждал, что это - подлинный текст символа веры, составленного апостолами на соборе в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы имели каждый свой особый символ веры, составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них; затем они решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом, охраной от возможного разногласия. Они назвали свое коллективное произведение символ веры что указывает на сбор или выборку содержащегося в нем учения из проповеди всех апостолов. Апостольским найденный им символ веры Руфин называет или потому, что каждое слово в нем дано апостолами (1 Кор. XI, Деян. XV), или потому, что он содержит веру, несомненно проповеданную апостолами. Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы, существовал свой символ веры, то название апостольского приличествует и многим другим символам веры.

Проф. Чельцов дает следующие заглавия символа веры: апостольская вера иepycaлимской церкви, церковная вера Kecapиe-палестинской церкви, вселенская вера антиохийской церкви, апостольская вера церкви кипрской и церквей малоазийских, апостольские догматы александрийской церкви, апостольский символ веры римской церкви. О происхождении этих символов веры от самих апостолов свидетельствует убеждение всей древности, а также почти полное тождество всех исчисленных шести символов веры по содержанию.

Ириней и Тертуллиан, указывая на формы символа, говорят о них не как о чем-то новом, а как о предании апостольском (1 Тим. VI, 12; 1 Петр. III, 21). Символ веры, читаемый каждым взрослым при крещении, Тертуллиан называет "правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений". Он же замечает, что крещающиеся произносят правило веры в форме ответов на вопросы, даваемые крещающим пресвитером, причем "вопрошаемые отвечают подробнее, чем Господь установил в Евангелии".

Кирилл Иерусалимский символ веры иерусалимской церкви, сохраненный им в надписях его огласительных поучений, называет "святою и апостольскою верою"; Макарий иерусалимский, по свидетельству Геласия Кизического, на соборе Никейском тот же иерусалимский символ веры назвал "апостольскою непреложною верой, которую церковь Христова хранит изначала, по преданию от самого Господа, чрез апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить во веки". Иоанн Кассиан, приводя текст символа антиохийского, замечает, что в нем изложена вера всех церквей, так как одна вера для всех. Александр, епископ Александрийский, называет символ александрийский "апостольскими догматами Церкви", т.е. получившими начало от самих апостолов.

Из всех древних символов веры с особенным вниманием современная наука останавливается на символе веры апостольском, который римская церковь считает во всем его составе произведением апостолов; в более позднее время даже римская курия делала попытку определить с точностью, какие именно слова в апостольском символе какому именно апостолу принадлежат.

С точки зрения православной церкви завершительным актом в области символов служит символ веры никео-цареградский, составленный в первой его половине на Никейском соборе (325 г.), во второй - на соборе Константинопольском (381 г.), где оба символа были соединены воедино. Признание и громкое чтение этого символа веры при крещении каждого взрослого требуется неотменно; лишь за крещаемых младенцев читает громко символ восприемник или, по его желанию, кто-либо из совершающих таинство причта.

Относительно так называемого апостольского символа в науке существует мнение, что Руфин увлекся доверием к народному преданию; указывают на то, что если бы этот символ был написан непосредственно самими апостолами, он был бы помещен или в "Книге Деяний апостольских", или в каком-либо издании апокрифов. Самим Руфином текст апостольского символа очищен от примесей аквилейской его редакции.

Мартиньи ("Dictionnaire", стр. 755) сообщает четыре текста этого символа с разными чтениями. Самое название "символ веры" в древности церковью не применялось; в первый раз оно встречается у Амвросия Медиоланского в его "послании" (XLII) к папе Сирицию I.

Вообще, обычай называть "исповедания веры" символами - обычай западный, и самое слово "символ" вошло в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке носило название "учения веры". Восточные отцы церкви и соборы и в IV в. не давали "исповеданиям веры" имени символа веры, называя их "изложениями веры" или "верою".

Во главе "вероизложений", сделанных отдельными богословами, проф. Чельцов ставит рассуждение пресвитера Викентия, монаха Лиринского (пис. ок. 434 г.). Вероизложения и исповедания пишутся авторитетными иерархами или другими учеными лицами вследствие особых обстоятельств, напр. по просьбе какой-либо церкви, уклонившейся некогда от восточно-православного и вселенского единства.

В течение двух почти тысячелетий существования христианства в мире каждое христианское общество, каждая секта вырабатывает свои символы веры. Возникла новая наука - символика, изучающая сравнительно символы разных вероисповеданий и с большим успехом заменяющая так называемое полемическое, или обличительное, богословие старого времени. ... История символики начинается с XVI в. и на первых порах имеет целью полемику (theologia elenctica). ... Не ранее, как во второй половине XVIII в., полемика отступила на второй план. ... Особенное значение символика как наука приобрела на Западе после сочин. Мелера ...

© Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.


Двойное имя Иисуса Христа есть кратчайший СИМВОЛ ВЕРЫ христианства: Иисус из Назарета - это обетованный Христос (Мессия). Иисус жил и творил с сознанием того, что Он - Тот Самый Мессия, о Котором предсказывалось в ВЗ. ...

© Фритц Ринекер, Герхард Майер: «Библейская Энциклопедия Брокгауза»


Основы Моисеевой религии, заключенные в Декалоге и др. заповедях, находят выражение в своего рода ветхозав. "символе веры" (Втор 6:4-5): "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими".

© о. Мень Александр: «Библиологический словарь». Фонд им. Александра Меня, Москва, 2002 год


Староримский Символ веры. (глав в книге: 3)

Апостольский Символ Веры. (глав в книге: 5)

Афанасьевский символ Веры. (глав в книге: 5)

Никейское вероопределение (325). (глав в книге: 4)

Никео-Цареградский (Константинопольский, Никео-Константинопольский, Второго Вселенского собора) симмвол веры (381). (глав в книге: 4)

Добавление «и Сына» (лат. filioque) к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры (XI век). (глав в книге: 3)

Халкидонский символ веры (Халкидонское вероопределение) (451). (глав в книге: 4)

Аугсбургское исповедание (исповедание веры лютеранской церкви) (1530). (глав в книге: 32)

Тридентский Символ веры (исповедание веры Тридентского собора, Символ веры Папы Пия IV) (1545-1563). (глав в книге: 3)

39 статей англиканского вероисповедания (39 Articles of Religion) (1563). (глав в книге: 3)

Вестминстерское исповедание веры (Westminster Confession of Faith) (1647-1648). (глав в книге: 34)

Баптистское (второе лондонское) вероисповедание (1689). (глав в книге: 33)


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Статистика | Форум

© The FontCity, ltd, 2011