Символы веры (12)

О подражании Христу (4)

Книга I (глав: 26)

Книга II (глав: 12)

Книга III (глав: 59)

Книга IV (глав: 18)

Блаженный Августин (1)

Фома Кемпийский: «О подражании Христу» (Thomas von Kempen: «Imitatio Christi»).
Перевод с латинского К.П. Победоносцева
(ок. 1418)

Книга четвёртая. О таинстве тела христова

◄◄ | ◄ | Глава | | ►►

С каким благоговением должно принимать Христа

1 [444] Сие суть словеса Твои, Христе, Истина вечная; - хотя не в одно время сказаны и писаны не в одном месте. Твои они, и для того должен я принимать их благодарным и верным сердцем: Твои, и Ты Сам изрек их. Но и мои они тоже, ибо объявил Ты их ради моего спасения. С радостью приемлю из уст Твоих, да укоренятся в сердце у меня глубоко. Возбуждают меня словеса, благости великой, сладости и любви исполненные; но устрашают меня свои беззакония, и от принятия толиких таинств отражает меня нечистая совесть. Привлекает меня сладость словес Твоих, но множество грехов моих бременем на мне отяготело.

2 [445] Повелеваешь Ты, чтобы с уверенностью приступил я к Тебе, если хочу часть имети с Тобою; велишь принять пищу бессмертия, если желаю приобресть вечную жизнь и славу. Приидите, глаголешь, ко Мне, вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы (Мф. XI, 28). О, как сладко и дружественно слово это слуху человека грешника, что Ты, Господи Боже мой, нищего и бедного призываешь к приобщению святейшего Твоего Тела! И кто я, Господи, чтобы посмел приступить к Тебе? Се, небо и небо небесе не довлеют Тебе, и Ты глаголеши: приидите ко Мне вси.

3 [446] За что такая благость в снисхождении Твоём, и за что такое дружественное приглашение? Как посмею я прийти к Тебе, ничего доброго за собою не зная? Откуда мне доброе мнение иметь о себе? Так часто оскорблял я кротчайшее лицо Твоё - и как введу Тебя в дом свой? Ангелы и архангелы Тебе преклоняются, святые и праведные пред Тобою в страхе, и Ты глаголешь: приидите ко Мне вси. Когда бы не Твоё было слово, Господи, кто бы вправду поверил? И когда бы не было повеления Твоего, кто бы покусился приступить?

4 [447] Се, муж праведный Ной сто лет потрудился в строении ковчега, да спасётся с малым числом. А мне как возможно во единый час устроить себя, да приму с благоговением Создателя вселенной? Моисей, великий в рабах Твоих, и друг Тебе избранный, сотворил кивот из нетленных древ и чистым златом одел его - положить в нём скрижали завета: а я, тленное создание, дерзну ли Тебя, Творца закона и жизни Подателя, приять так свободно? Соломон, мудрейший в царях Израилевых, семь лет строил великолепный храм во славу имени Твоего, восемь дней праздновал его освящение, принес тысячу жертв умирения и торжественно поставил кивот завета на уготованном месте, в трубном звуке и в празднестве велием; а я несчастный и бедный паче всех человек - как введу Тебя в дом свой, когда и на неполный час едва умею соблюсти себя в благоговении? И когда бы ещё хоть однажды случилось мне и менее получасу прожить достойно!

5 [448] Как они потрудились, Боже мой, творить Тебе угодное, - а что я делаю - увы! как мелко и ничтожно! Как сокращаю время приготовления, когда готовлюсь к приобщению! Редко могу собрать мысль свою воедино, ещё реже - очистить себя от всякого рассеяния. Но в спасительном присутствии Твоего Божества поистине должно бы исчезнуть всякое непристойное помышление, и места не должно быть ни единой твари; ибо не ангела, но Господа ангелов готовлюсь принять под кров свой.

6 [449] И великое ещё расстояние между кивотом завета Господня с его святынею, и пречистым Твоим Телом с неизреченными его силами, между законными жертвами, преобразующими будущее, и истинною жертвою Тела Твоего, исполняющего все древние жертвы.

7 [450] Отчего же у меня так слабо душа разгорается перед славным Твоим посещением? Для чего так мало во мне попечения приготовить себя к восприятию Твоей святыни, когда те древние патриархи, святые и цари, и князи со всем народом являли такую ревность благоговения в божественном служении?

8 [451] Благочестивейший царь Давид от всего своего сердца скакаше, играя перед кивотом Божиим, воспоминая милости древние ко отцам: устроил он органы, сложил псалмы и учредил радостное пение; и сам часто бряцал на гуслях, вдохновен благодатью Духа Святого; учил народ Израильский славить Бога всем сердцем, и едиными устами каждый день благословлять и исповедовать. Если в то время столько совершалось благоговения, такое было исповедание хвалы божественной перед кивотом завета, - какое же теперь мне и всему роду христианскому надобно иметь умиление и благоговение в присутствии таинства, в восприятии святейшего Тела Христова?

9 [452] Многие путешествуют по разным местам на поклонение мощам святых и дивятся, слушая их деяния, взирают на обширные церковные здания и лобызают священные останки, покровенные златом и парчою. Но здесь, на жертвеннике, Ты предстоишь, Боже мой, Святый святых, человеков Творец и Господь ангелов. Посмотреть на святые места часто влечёт любопытство человеческое: видеть новое, чего не видали, и мало выносят себе оттуда плода на исправление, особливо когда странствуют туда и сюда легкомысленно, без истинного сердечного сокрушения. Здесь же в жертвенном таинстве присутствуешь Ты всецело, Боже мой и Человече Христе Иисусе: и кто тебя достойно и благочестиво приемлет, с Тобою приемлет обильный плод вечного спасения. Но к сему не легкомыслие привлекает, и не любопытство и не чувственное желание, но вера крепкая, благоговейная надежда и искренняя любовь.

10 [453] О, Боже, невидимый Создатель мира, как дивно Ты действуешь с нами, как ласково и тихо всё устрояешь для избранных Твоих, кому Себя Самого предлагаешь к восприятию в таинстве! В том и превосходит оно всякий разум, тем особенно и привлекает благоговейные сердца и воспламеняет любовью душу. Ибо и те, кто воистину верные Твои, у кого вся жизнь устроена ко исправлению, и те часто приемлют от святейшего таинства великую благодать благоговения и великую силу любви.

11 [454] О, предивная и сокровенная благодать таинства! Знают тебя только верные Христовы, а неверные и служители греху изведать не могут! В сём таинстве изливается духовная благодать, и восстановляется в душе утраченная сила, и красота, грехом искажённая, возвращается. И такова иногда бывает благодать, что от полноты глубокого благоговения не только дух, но и бренное тело чувствует умножение сил по естеству своему.

12 [455] Но болеть нам следует и много печалиться о своей холодности и о равнодушии своём, что так мало горячности в нашем желании к восприятию Христа, ибо в Нём Едином вся надежда и вся заслуга хотящим спастися. Он - освящение наше и искупление; Он - утешение странствующим, и святым - вечное услаждение И о том ещё много надобно скорбеть, что многие так мало имеют попечения о сём спасительном таинстве, тогда как от него небо исполняется радости и вся вселенная им держится. О, какая слепота и закоренелость в сердце человеческом, что дар такой неизреченный так мало уважают, и от ежедневного употребления даже совсем приводят в небрежение.

13 [456] И когда бы святейшее это таинство совершалось в одном только месте и одним только священником во всём мире возносилась бы жертва: с какою ревностью, кажется, стремились бы люди к тому месту и к тому священнику - услышать торжественную службу тайн Божиих! Ныне же установлено множество священников, и во многих местах приносится Христос, да явится благодать и любовь Божия к человеку тем преизобильнее, чем дальше распространится святое приобщение по всему миру. Благодарение Тебе, Иисусе Благий, Пастырю Вечный, что нас, нищих и изгнанников, удостоил Ты обновить Своим драгоценным Телом и Кровию, и Сам Своими устами приглашаешь к приятию таинства, глаголя: приидите ко Мне, вси труждающиеся и обременении, и Аз успокою вы.


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011