Синодальный перевод (PБО) (56)

Синодальный перевод (Лапкин) (77)

Евангелия на церковно-славянском языке (Сергий) (4)

Апостол (Бондаренко) (23)

Радостная весть (РБО) (27)

Книга Иова (Смоктуновский) (2)

Закон Божий (3)

Введение (глав: 1)

Ветхий Завет (глав: 57)

Новый Завет (глав: 93)

Библия для детей (4)

Протоиерей Серафим Слободской: «Законъ Божiй».
Руководство для семьи и школы
(Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., 1967)


Законъ Божiй

Для семьи и школы
со многими иллюстрацiями
с о с т а ви л ъ
Протоiерей Серафимъ Слободской

Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. (Джорданвиль, Нью-Йорк, США), 1967


Предисловiе ко 2-му изданiю.

Необходимость имѣть обширное пособiе въ преподаванiи Закона Божiя диктуется современными, особенными, небывалыми условiями:

1. Въ большинствѣ школъ Закону Божiю не учатъ, а всѣ естественныя науки преподаются сугубо матерiалистически.
2. Большинство русскихъ дѣтей и молодежи находится въ окруженiи иностранной среды, среди различныхъ вѣроисповѣданiй м рацiоналистическихъ сектъ.
3. Учебники стараго изданiя уже всѣ распроданы, ихъ достать почти невозможно. Кромѣ того, не всѣ учебники стараго изданiя могутъ вполнѣ удовлетворять требованiямъ и запросамъ современныхъ дѣтей.

Всѣ эти указанныя условiя и другiя обстоятельства нашего труднаго времени налагаютъ на родителей, на всѣхъ воспитателей дѣтей и, особенно, на преподавателей Закона Божiя огромную отвѣтственность. Кромѣ того, никто не знаетъ, что будетъ завтра, - будетъ ли данный ребенокъ учить Законъ Божiй или нѣть, можетъ быть завтра семья его переѣдетъ въ мѣсто, гдѣ не будетъ ни церковмой школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не даетъ намъ возможности въ самыхъ первыхъ классахъ ограничиваться простымъ (безъ всякихъ поясненiй) разсказыванiемъ ребенку событiй священной Исторiи, какъ это дѣлалось раньше, при программахъ, разсчитанныхъ на много лѣтъ.

Въ наше время необходвмо избѣгать разсказывать Законъ Божiй въ формѣ наивной сказки (какъ говорятъ «по-дѣтски»), ибо ребенокъ и подметъ его, какъ сказку. Когда же будетъ взрослымъ, у него произойдетъ разрывъ между ученiемъ Закона Божiя и воспрiятiемъ мiра, какъ это мы и наблюдаемъ нерѣдко въ окружающей насъ жизни. У многихъ современныхъ людей съ высшимъ образованiемъ знанiя въ области Закона Божiя остались только со школьной скамьи первыхъ классовъ, т.е. въ самой примитивной формѣ, которая, конечно, не можетъ удовлетворять всѣмъ запросамъ ума взрослаго человѣка. Да, и у самихъ дѣтей, растущихъ въ современныхъ условiяхъ и развивающихся быстрѣе обычнаго, часто возникаютъ самые серьезные и мучительные вопросы. Такiе вопросы, на которые многiе родители и взрослые совершенно не въ силахъ отвѣтить.

Всѣ эти обстоятельства выдвигаютъ первостепенную задачу, - дать въ руки не только дѣтямъ въ церковной школѣ, но и самимъ родителямъ, преподавателямъ и воспитателямъ, а лучше сказать семьѣ, - школу Закона Божiя. Для этого, какъ показываетъ практика, необходимо дать одну книгу, заключающую въ себѣ всѣ основы христiанской вѣры и жизни.

Ввиду того, что многiе изъ учащихся можетъ быть никогда не возьмутъ въ руки Св. Библiю, а будутъ довольствоваться только однимъ учебникомъ, то такое положенiе требуетъ отъ учебника абсолютную правильность передачи Слова Божiя. Не должно быть допущено не только искаженiя, но даже малѣйшей неточности въ изложенiи Слова Божiя.

Намъ приходилось видѣть многiе учебники, особенно для младшихъ классовъ, въ которыхъ допускались неточности, а порой и неправильности въ передачѣ Слова Божiя. Приведемъ нѣсколько примѣровъ, начиная съ мелкихъ.

Въ учебникахъ часто пишутъ: «Мать Моисея сплела изъ тростника корзинку» ... Въ Библiи же сказано: «взяла корзинку изъ тростника и осмолила ее асфальтомъ и смолою»... (Исх. 2, 3). На первый взглядъ это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже въ болѣе крупномъ.

Такъ, вотъ, въ большинствѣ учебниковъ пишутъ, что Голiаѳъ поносилъ, хулилъ имя Божiе. Когда въ Словѣ Божiемъ сказано такъ: «не филистимлянинъ ли я, а вы рабы Сауловы? ... сегодня я посрамлю полки израильскiе, дайте мнѣ человѣка, и мы сразимся вдвоемъ ... И говорили израильтяне: видите этого выступающаго человѣка? Онъ выступаетъ, чтобы поносить Израиля». . . (1 Цар. 17, 8, 10, 25). И самъ Давидъ свидѣтельствуетъ, когда говоритъ Голiаѳу: «ты идешь противъ меня съ мечемъ и копьемъ и щитомъ, а а иду противъ тебя во имя Господа Саваоѳа, Бога воинствъ израильскихъ, которыя ты поносилъ» (1 Цар. 17, 45).

Вполнѣ ясно п опредѣленно сказаyо, что Голiаѳъ смѣялся вовсе не надъ Богомъ, а надъ полками израильскими.

Но есть ошибки-искаженiя, которыя явились роковыми для многихъ людей, напр., повѣствованiе о потопѣ. Вь подавляющемъ большинствѣ учебниковъ довольствуются сказать, что шелъ дождь 40 дней и 40 ночей и наполнилъ землю водою, покрывъ всѣ высокiя горы.

Въ самой же Св. Библiи сказано совершенно иначе: «... въ сей день разверзлись всѣ источники великой бездны, и окна небесныя отворились; и лился на землю дождь сорокъ дней и сорокъ ночей» ... «Вода же усиливалась на землѣ сто пятьдесятъ дней» (Быт. 7, 11-12; 24).

А въ слѣдующей главѣ говорится: «... и стала убывать вода по окончанiи ста пятидесяти дней ...» «въ первый день десятаго мѣсяца показались верхи горъ» (Быт. 8, 3; 5).

Съ предѣльной ясностью Божественное Откровенiе говоритъ, что потопъ усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затѣмъ вода стала убывать и только на 10-ый мѣсяцъ показались верхи горъ. Значитъ потопъ продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать въ наше рацiоналистическое время, ибо и научныя геологическiя данныя это всецѣло подтверждаютъ.

Укажемъ еще па одно очень важное обстоятельство. Всѣ учебники, за очень рѣдкимъ исключенiемъ, принимаютх дни творенiя за наши обычные дни. Каждый учебникъ такъ и начинается: «Богъ сотворилъ мiръ въ шесть дней ...», т. е. другими словами въ недѣлю. А, вѣдь, въ наше время такiя слова, которыя въ Библiи не существуютъ, для школьниковъ являются самыми странными. Этими словами всегда оперируютъ безбожники, но, именно, зти то слова и являются полнымъ искаженiемъ, въ самомъ началѣ, Божественнаго Откровенiя. Эти слова вызываютъ у неутвержденнаго человѣка сомнѣнiя и тогда все остальное Св. Писанiе начинаетъ имъ отвергаться, признаваться ненужнымъ и плодомъ человѣческой фантазiи. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигiозныя лекцiи вх школѣ.

Вопросъ о дняхъ творенiя, вх условiяхъ нашего времени, никакъ нельзя оставить безъ вниманiя. Тѣмъ болѣе, что разъясненiе этого вопроса мы находимъ еще въ 4-мъ вѣкѣ у Св. Василiя Великаго, въ его книгѣ «Шестодневъ», у Св. Iоанна Дамаскина, а также у Св. Iоанна Златоустаго. у Св. Климента Александрiйскаго, у Св. Аѳанасiя Великаго, у блаж. Августина и др.

Нашъ день (сутки) зависитъ отъ солнца, а въ первые три дня творенiя, не было еще и самого солнца, - значитъ были не наши дни. Какiе были дни творенiя - неизвѣстно, ибо «у Господа одних день, какъ тысяча лѣтъ и тысяча лѣтъ, какъ одних день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можемъ предположить, что эти дни не были мгновенiями, объ этомъ говоритъ постѣдовательность, постепенность творенiя. И Святые Отцы «седьмымъ днемъ» назыааютъ весь перiодъ отъ сотворенiя мiра до нашихъ дней и продолжающимся до конца мiра.

Но, вотъ, переживъ духовный кризисъ, попадаемъ за-границу. Здѣсь, талантливый писатель Минцловъ своею книгою «Сны земли» снова вызываетъ мучительные дни недоумѣнiй и сомнѣнiй.

Дѣло въ томъ, что Минцловъ, описывая споръ стдентовъ петербургской Дух. Академiи, устами студента Крестовоздвиженскаго говоритъ:
- Нельзя же закрывать глаза на достиженiя науки въ изслѣдованiи Библiи: она на три четверти фальсификацiя жрецовъ!
- А напримѣръ?
- Напримѣръ, хотя бы исторiя исхода евреевъ изъ Египта - Библiя разсказываетъ, что они сами ушли оттуда, что войско египтянъ погибло вмстѣ съ фараономъ Мернефтой въ Чермномъ море, а недавно въ Египтѣ нашли гробницу этого самого фараона, и изъ надписей въ ней видно, что онъ и не думалъ погибать нигдѣ, а умеръ себѣ дома ...»

Мы не намѣрены спорить съ г. Минцловымъ, что фараонъ Мернефта есть, именно, тотъ фараонъ, при которомъ евреи вышли изъ Египта. Ибо это дѣло историковъ, тѣмъ болѣе, что въ Библiи не указано имя фараона. Но мы хотимъ сказать, что въ этомъ вопросѣ г. Минцловъ оказался совершенно несвѣдущимъ, но одновременно съ этимъ, онъ, не задумываясь, смѣло бросаетъ «ядъ» сомнѣнiя въ достовѣрность Слова Божiя.

Въ Священномъ Писанiи нѣть опредѣленно точнаго историческаго указанiя о гибели самого фараона.

Въ книгѣ «Исходъ», въ которой находится историческое описанiе перехода Израильтянъ черезъ Чермное море, въ главѣ 14-й этой книги сказано слѣдующее: -
23. Погнались египтяне, и вошли за ними (израильтянами) въ середину моря всѣ кони фараона, колесницы его и всѣ всадники его.
24. И въ утреннюю стражу воззрѣлъ Господь на станъ египтянъ изъ столпа огненнаго и облачнаго и привелъ въ замѣшательство станъ египтянъ;
25. и отнялъ колеса у колесниць ихъ, такъ - что они влекли ихь съ трудомъ. И сказали египтяне: побѣжимъ отъ израильтянъ, потому что Господь побораеть за нихъ противъ египтянъ.
26. И сказалъ Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтянъ, на колесницы ихъ и на всадниковъ ихъ.
27. И простеръ Моисей руку свою на море, и къ утру вода возвратилась въ свое мѣсто; а египтяне бѣжали навстрѣчу водѣ. Такь потопилъ Господь Египтянъ среди моря.
28. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадниковъ всего войска фараонова, вошедшихъ за ними въ море; не осталось ни одного изъ нихъ».

Какъ видно изъ приведеннаго текста, о самомъ фараонѣ, что онъ погибъ, ничего не сказано. Но въ то-же время вполнѣ ясно сказано, что погибло все войско фараоново; при этомъ Моисей уточняетъ, что вода «покрыла колесницы и всадниковъ всего войска фараонова, вошедшихъ за ними въ море».

Также и въ другихъ мѣстахъ Библiи, гдѣ упоминается объ этомъ событiи, не говорится о гибели самого фараона.

Только въ 135-мъ хвалебномъ псалмѣ, - въ которомъ воспѣвается всемогущество Божiе, говорится: «и низвергъ фараона и войско его въ море Чермное, ибо во-вѣкъ милость Его» (стихъ 15).

Но здѣсь нѣть историческаго описанiя событiя. Это есть псаломъ-гимнъ, въ которомъ говорится о низверженiи самого фараона въ море образно, символически, какъ объ окончательномъ низверженiи силы и власти его надъ Израильскимь народомъ.

Для самихъ израильтянъ фараонъ погибъ, «утонулъ».

Такъ же образно-символически выражается и въ предыдущихъ стихахъ этого псалма сила Божiя, когда говорится, что Господь вывелъ Израиля «рукою крѣпкою и мышцею простертою, ибо во вѣкъ милость Его» (Псал. 135, 12).

Точно такъ же символически-образно поетъ и Церковь о гибели фараона въ море. Подобно тому, какъ она въ воскресные дни воспѣваетъ побѣдную силу Христову: «врата бо мѣдная сокрушилъ еси, а вереи желѣзныя стерлъ еси» ... (Гласъ 2-й, стихиры на Господи воззвахъ).

Никто не станетъ понимать эти слова въ буквальномъ смыслѣ, ибо каждому извѣстно, что въ мiрѣ духовномь, небесномь, нѣть ни мѣди, ни желѣза, но каждому ясно и понятно, что эти слова есть символъ, образъ.

Въ историческомъ же описанiи, въ книгѣ «Исходъ», самъ фараонъ не утонулъ.

Итакь, мы - христiане - вѣримъ и знаемь, что «Все писанiе богодухновенно» и есть непреложная истина.

Часто безбожники, пользуясь неосвѣдомленностью вѣрующихъ въ Словѣ Божiемъ, смѣло начинають высмѣивать то, о чемъ вь Свящ. Писанiи ничего не сказано. Такъ они любятъ утверждать, якобы въ Библiи говорится, что земля стоить на четырехъ китахь, что Богъ человѣка слѣпилъ изъ глины и т.п. То же сдѣлалъ, можетъ быть самь не вѣдая того, и писатель Минцловъ. Потому, если безбожники будутъ стараться опровергать истину Божiю отъ имени якобы науки, то пусть каждый изъ насъ сначала тщательно провѣритъ: знаетъ-ли этоть безбожникъ то, о чемь онъ говоритъ, и то, что онъ опровергаетъ. Совершенно ясно, найдена-ли гробница фараона, при которомъ евреи вышли изъ Египта, или нѣть, это нисколько не опровергаетъ истины Слова Божiя.

Къ величайшему сожалѣнiю, вь пересказахъ Священнаго Писанiя есть много неточностей. Эти неточности, большею частью, и есть тѣ «камни преткновенiя», которые для неутвержденныхь играютъ роковую роль.

При составленiи нашего учебника мы старались, съ помощью Божiей, устранить всѣ эти «камни преткновенiя» и передать насколько возможно точнѣе слова Божественнаго Откровенiя.

Наше время требуетъ особаго вниманiя и бережнаго изложенiя Слова Божiя. Въ современныхъ условiяхъ необходимо доказывать бытiе Божiе, доказывать истинность Закона Божiя, доказывать духовно-нравственныя основы жизни человѣка. Необходимо научить вѣрующихъ давать отвѣты вопрошающимъ, согласно указанiя Ап. Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у васъ отчета въ вашемъ упованiи, дать отвѣтъ съ кротостью и благоговѣнiемъ» (1 Петр. 3, 15). Особенно необходимо въ наше время давать отвѣты на лукавые вопросы безбожнаго мира, который ведетъ наступленiе на истину Божiю, якобы во имя науки. Но, какъ разъ, въ этомъ то безбожники и терпятъ постоянное пораженiе. Потому что подлинная наука не только не противорѣчитъ, но, наоборотъ, съ несомнѣнностью подтверждаетъ истину Божiю.

Въ наши дни необходимо, чтобы въ преподаванiи закона Божiя имѣли мѣсто элементы апологетики (защиты вѣры), что раньше, при постоянныхъ и твердыхъ устояхъ жизни, не требовалось.

Разсказы изъ Закона Божiя слѣдуетъ подтверждать примѣрами житiя святыхъ и другими примѣрами изъ обыденной жизни, чтобы ребенокъ понялъ и усвоилъ, что Законъ Божiй есть не теорiя, не наука, а есть сама жизмь.

Въ заключенiе необходимо указать на весьма странное, непонятное и совершенно недопустимое искажение во всѣхъ учебникахъ, которые намъ довелось видѣть. Искаженiе это касается крестнаго знаменiя. Въ этихъ учебникахъ сказано - крестное знаменiе наносить на себя правою рукою полагается такъ: на лобъ, затѣмъ на грудъ и на правое и лвое плечи.

При составленiи нами учебника перваго изданiя, намъ показалось страннымъ, что нижнiй конецъ креста получается короче, чѣмъ верхнiй, т.е. крестъ получается перевернутымъ. Но, просмотрвъ всѣ имѣющiеся учебники, утвержденные Святѣйшимъ Сѵнодомъ, мы съ нѣкоторымъ колебанiемъ сохранили данныя указанiя. Впослѣдствiи, получивъ основательное замѣчанiе отъ одного вѣрующаго человѣка, мы поняли какую страшную ошибку мы допустили. Потому во второмъ изданiи съ радостью исправляемъ.

Вѣдь, подумать только, въ теченiе многихъ десятилѣтiй, нанося на себя крестное знаменiе, человѣкъ опрокидывалъ на себѣ Крестъ Христовъ - это побѣдное знаменiе Христово надъ дiаволомъ. Тому только бѣсы радовались.

Въ священной киигѣ «Псалтирь», по которой учились и воспитывались съ древнихъ временъ православные люди, сказано въ «краткомъ изъявленiи» - «о еже како православному христiанину, по древнему преданiю святыхъ Апостолъ и Св. Отецъ ... подобаетъ на себѣ знаменiе креста изображати». «... полагаемъ я: первое на челѣ (на лбу) нашемъ, егоже касается вышнiй рогъ креста, второе на чревѣ (на животѣ) нашемъ, егоже достизаетъ нижнiй рогъ креста, третiе на правомъ рамѣ (плечѣ) нашемъ, четвертое же на лѣвомъ, имиже зоаменуются поперечнѣ простертiи концы креста, на немже распятый за насъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ руцѣ прострый, вся языки расточенныя въ концахъ во едино собра».

Да сохранитъ насъ Господь отъ всякихъ, даже самыхъ малѣйшихъ, отклоненiй отъ исконно-православной вѣры Христовой.

И да поможетъ намъ Господь облегчить трудъ воспитанiя ребенка и молодого поколѣнiя въ вѣчной истинѣ, правдѣ и любви Божiей. И если этотъ скромный трудъ принесетъ некоторую пользу душѣ христiанской, то для насъ это будетъ большою радостью.

Да окажетъ намъ въ этомъ милость Свою Господь Богъ и Его Пречистая Матерь и да оградитъ Онъ насъ, силою Честнаго и Животворящаго Креста Своего, отъ всякаго зла.


При составленiи этой книги мы пользовались слѣдующими трудами:

1) «Первая книга по Закону Божiю», составленная группой московскихъ законоучителей и переизданная подъ редакцiей прот. Колчева;
2) «Наставленiе въ Законѣ Божiемъ», прот. А. Темномѣрова;
3) «3аконъ Божiй», прот. Г. Чельцова;
4) «Краткая Священная исторiя», Архим. Наѳанаила;
5) «Наставленiе въ Законѣ Божiемъ», Архiеп. Агаѳодора;
6) «Священная исторiя Ветхаго и Новаго завѣта», прот. Д. Соколова;
7) «Священная исторiя Ветхаго и Новаго завѣта», свящ. М. Смирнова;
8) «Исторiя земной жизни Спасителя», А. Матвѣевой;
9) «Исторiя христiанской Православной Церкви», прот. П. Смирнова;
10) «Руководство къ изученiю православной христiанской вѣры», прот. П. Мазанова;
11) «Православно-христiанскiй катихизисъ», Архим. Аверкiя;
12) «Опытъ христiанскаго православнаго катихизиса», Митр. Антонiя;
13) «Краткiй Православный катихизисъ», изд. Русской школы при Скорбященской церкви, Парижъ;
14) «Ученiе о православномъ богослуженiи», прот. Н. Перехвальскаго;
15) «Краткое ученiе о Богослуженiи Православной Церкви», прот. А. Рудакова;
16) «Ученiе о православномъ богослуженiи», прот. В. Михайловскаго;
17) «Сборникъ поученiй», прот. Л. Колчева;
18) «Въ царскомъ саду», Т. Шорэ;
19) «Достовѣрность Библейскихъ Чудесъ», Артуръ Гукъ;
20) «Жилъ-ли Iисусъ Христосъ?», прот. Г. Шорецъ;
21) «Наука о человкѣ», проф. В. Несмѣлова;
22) «Конспектъ къ изученiю Библiи Ветхаго Завѣта», Архiеп. Виталiя;
23) «Уроки и примѣры Христiанской Вѣры», прот. Григорiя Дьяченко и другiе.

Нѣкоторые источники указаны въ самомъ текстѣ учебника.


Протоiерей Серафимъ Слободской.
1966 г.


Введенiе въ Священную исторiю Ветхаго и Новаго Завѣта (глав в книге: 1)

Ветхiй Завѣтъ (глав в книге: 57)

Новый Завѣтъ (глав в книге: 93)


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Статистика | Форум

© The FontCity, ltd, 2011