Геродот: «История» (9)

«Иудейская война» (8)

«Иудейские древности» (21)

«Против Апиона», по книгам (2)

«Против Апиона», по главам (2)

Евсевий: «Церковная история» (10)

Книга I (глав: 13)

Книга II (глав: 27)

Книга III (глав: 39)

Книга IV (глав: 30)

Книга V (глав: 29)

Книга VI (глав: 46)

Книга VII (глав: 32)

Книга VIII (глав: 19)

Книга IX (глав: 11)

Книга X (глав: 9)

История России (1)

Марк Твен: «Простаки за границей» (4)

Евсевий Памфил (Кесарийский): «Церковная история» (Εύσέβιος, επισκοπος Καισαρειας της Παλαιστινης: «Έκκλησιαστικης ἰστορίας»)
(325)


Евсевий Кесарийский
Εύσέβιος, επισκοπος Καισαρειας της Παλαιστινης, ок. 260-340

отец церковной истории

Родился в Палестине. Получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, особенно изучал Платона, Филона и Оригена. Древние авторы, писавшие о Евсевии, называли его по-гречески Εὐσέβιος ὁ Παμφíλου или по-латински Eusebius Pamphili, то есть, дословно Евсевий Памфилов (ученик, друг или сын Памфила). Это прозвание Евсевий получил благодаря своей близости пресвитеру Памфилу. Впоследствии имя его наставника стало восприниматься как его второе имя, во многих изданиях он обозначается как Евсевий Памфил.

Кроме имени, учитель передал Евсевию своё преклонение перед Оригеном, что отразилось на всей его научно-литературной деятельности. Находясь под сильным влиянием трудов Оригена, Евсевий примкнул к арианству.

Евсевию довелось участвовать в управлении кесарийским училищем. Несмотря на гонения христиан со стороны римского императора Диоклетиана, Евсевий смог сохранить и приумножить библиотеку училища, собрав во время вынужденных путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде коллекцию рукописей раннехристианской литературы. До нашего времени библиотека не сохранилась, но многие произведения обильно процитированы самим Евсевием.

Примерно в 313 году Евсевий был избран епископом Кесарийским.

Евсевий оказал сильное влияние на императора Константина Великого и до самой смерти пользовался его особым уважением. Этому способствовало его умение хвалить покровителей и замалчивать их ложные шаги, готовность вовремя произвести нажим и на свои взгляды, и на чужие документы. Константина Евсевий почтил двумя панегириками: «Похвала Константину» (335 год, к тридцатилетию царствования императора и «Речь к собранию святых» (написана от лица царя). Евсевий Кесарийский стал историографом эпохи Константина Великого. Увы, благодаря его искусству располагать свет и тени мы до сих пор не знаем много важного в жизни императора и в процессе превращения христианства из гонимой религии в государственную. Вместо портрета Константина он оставил нам икону. Его «Жизнь Константина» служит предметом горячих споров. Некоторые исследователи обвиняют автора в фальсификации документов.

Когда начались арианские волнения, Евсевий не сумел или не захотел занять определённую догматическую позицию. Он скорее уклонялся от решения вопроса о природе Христа как неуместного и неразрешимого, чем готов был открыто принять ту или иную сторону в богословском споре. Как почитателя Оригена его, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства. Но, когда на соборе 325 года дело дошло до голосования по формуле императора: ὁμοούσιος (единосущный), он не устоял перед искушением угодить венценосному «епископу внешних». После собора, с возникновением антиникейской реакции, Евсевий становится её заметным деятелем. На соборе 330 года он настаивает на удалении с кафедры первого по времени борца против ариан Евстафия Антиохийского, в 335 году он участвует в Тирском соборе, осудившем Афанасия Великого. В 336 требует возвращения Ария из ссылки и заточения его противника Афанасия Александрийского.

Политические игры Евсевия нивелируются его заслугами как церковного писателя. Евсевий Кесарийский - один из самых учёных представителей церковной письменности. Его труды многочисленны и ценны. Он охотно заполнял свои произведения выписками из документов; его церковная история представляет собой почти хрестоматию. Так как большая часть документов и сочинений, которыми он пользовался, теперь исчезла, то без Евсевия о первых трёх веках христианства мы бы почти ничего не знали.

Сочинения Евсевия можно разделить на апологетические, исторические, библейско-экзегетические и догматико-полемические. Среди апологий необходимо выделить труды, известные в научном обиходе более под латинскими названиями «Praeparatio evangelica» («Приготовление к Евангелию») и «Demonstratio evangelica» («Доказательство в пользу Евангелия»). Это, собственно, две обширные части одного произведения. Написаны они приблизительно в 315-322. После 323 составлено «Περι της θεοφανειας» («О богоявлении»), в 311-313 - трактат против сочинения Иерокла (неоплатоника, правителя Вифинии, влиявшего на Диоклетиана в пору его выступления против христиан) об Аполлонии Тианском. Из библейских работ Евсевия первое место занимает т.н. «Ономастикон», который говорит о всех упоминаемых в Библии местах и является первоклассным источником для топографии библейской Палестины. Догматические трактаты «Против Маркелла» и «О богословии» направлены против вышедшего в 335 году антиарианского сочинения Маркелла, епископа Анкирского. Из экзегетических работ церковного историка в значительном объёме уцелели только объяснения некоторых псалмов.

Самые ценные сочинения Евсевия - исторические. Объёмный труд «Церковная история» в 10 книгах закончен в 324-325 годах. В нём повествуется о событиях от начала христианства до 324 года. Её справедливо скоро стали ценить как: κτημα ες αει (вечное достояние). «Хроника» (от сотворения мира) первоначально была написана около 303 года и потом продолжена до 323. В целом виде она сохранилась только в армянском переводе (найден в 1792 году, до этого долгое время она была известна лишь в вольном пересказе Иеронима, на латинском языке).

По И.Д. Андрееву


Книга первая. (глав в книге: 13)

Книга вторая. (глав в книге: 27)

Книга третья. (глав в книге: 39)

Книга четвёртая. (глав в книге: 30)

Книга пятая. (глав в книге: 29)

Книга шестая. (глав в книге: 46)

Книга седьмая. (глав в книге: 32)

Книга восьмая. (глав в книге: 19)

Книга девятая. (глав в книге: 11)

Книга десятая. (глав в книге: 9)


SAPE
Яндекс.Метрика

Наверх | Главная | Форум

© The FontCity, ltd, 2011