Идолопоклонство vs иконопоклонение

Жертвы, молитвы, посты, церковные службы - что говорит Священное Писание?
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4377
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Храмовая живопись

Сообщение FontCity » 10 апр 2011, 22:59

Вот ещё одно очень любопытное изображение библейского сюжета. Это постарался Альбрехт Дюрер («Праздник чёток», 1506 г.):
Изображение
Дева Мария здесь не выглядит нищенкой, отданной на содержание престарелому Иосифу. Шикарное вечернее платье от кутюр, драгоценная брошь из лучшего столичного ювелирного бутика, элегантно уложенные волосы... Жалко, репродукция не позволяет оценить маникюр и макияж. Тем не менее, это рождественская история.
Трон, очевидно, не поместился в хлеву, поэтому Богоматери пришлось выйти вместе с Младенцем к публике. Но поклоняются ей не волхвы. В коленопреклонённых позах изображены духовенство во главе с папой Юлием II (слева) и император Максимилиан I со свитой (справа). Лицо в чёрном одеянии, увенчивающее вместе с Марией и Младенцем собравшихся венками из роз - это не Иосиф, это святой Доминик.
«Праздником чёток» вместо привычного «Рождества Христова» картина названа потому, что автору надо было угодить прихожанам церкви, для алтаря которой он её писал. Это церковь Сан-Бартоломео в Венеции, в которой обычно собирались немцы, монахи-доминиканцы. В их молитвенной практике использовались красно-белые чётки, символизировавшие соответственно страдания Христа и радость Марии.

Такие метаморфозы обычно происходят, когда вместо Бога люди начинают поклоняться кумирам, библейские заповеди в угоду своим новоиспечённым традициям и преданиям отодвигают на задний план.
Последний раз редактировалось FontCity 11 апр 2011, 10:14, всего редактировалось 2 раза.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4377
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Галерея «Агиограф»

Сообщение FontCity » 10 апр 2011, 23:01

А по этой галерее надо погулять особо: «Агиограф». Чего Вы там только не увидите! Иисус почему-то выходит из гроба с белым флагом. Римские воины одеты где в красные лосины, где в юбочки, где в штанишки с кружавчиками, где в стёганые фуфайки, где в рыцарские доспехи. На ногах у них кожаные черевички или мягкие полусапожки. Впрочем, есть и босые. На голове - у кого каски, у кого турецкие шапочки, у кого широкополые шляпы. Впрочем, на некоторых картинах они лежат раздетыми. Понятное дело - уснули же, а перед сном разделись. Где-то они вообще без оружия, где-то с ятаганами, где-то с боевыми топориками. Больше всего меня прикольнул изображённый на одной из икон арбалет:
Изображение
© Витт Стосс: «Воскресение Христа», алтарь в церкви св. Марии в Кракове, 1477-89
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4377
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Иоанн Дамаскин об иконах

Сообщение FontCity » 30 апр 2011, 21:10

Св. Иоанн Дамаскин
Точное изложение православной веры.
Книга 4. Глава XVI. «Об иконах»


Так как некоторые порицают нас за то, что поклоняемся и воздаем почитание изображению Спасителя и Владычицы нашей, а также и прочих святых и угодников Христовых, то пусть услышат они, что Бог в начале сотворил человека по образу Своему (Быт. 1, 26). Отсюда не ради ли того мы кланяемся друг другу, что сотворены по образу Божию? Ибо, как говорит богоглаголивый и многосведущий в божественном Василий, честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз. Первообраз же есть то, что изображается, с чего делается снимок. Ради чего Моисеев народ отовсюду поклонялся скинии, носившей образ и вид небесного, даже более всего творения? Действительно, Бог говорит Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу показанному ти на горе (Исх. XXXIII, 10). А также херувимы, осенявшие очистилище, не были ли делом рук человеческих? А знаменитый храм во Иерусалиме? Не рукотворенный ли он и не устроен ли искусством человеческим? [1].
Божественное Писание осуждает тех, которые поклоняются кумирам и приносят жертвы демонам. Приносили жертвы эллины, приносили и иудеи, но эллины – демонам, а иудеи – Богу. И жертвоприношение эллинов было осуждаемо и отвергаемо; жертва же праведных благоугодна Богу. Ибо Ной принес жертву, и обоня Бог воню благоухания (Быт. VII, 24), одобряя благоухание доброго расположения и любви к Нему. Языческие же кумиры, как изображавшие демонов, были отвергнуты и запрещены.
Кроме того, кто может создать подобие невидимого, бестелесного, неописуемого и безвидного Бога? Отсюда давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия. Потому в Ветхом Завете иконы не употреблялись. Но так как Бог, по своему благоутробию, для нашего спасения поистине сделался человеком, не явился только в виде человека, как (являлся) Аврааму и пророкам, но по существу и воистину сделался человеком, жил на земле, обращался с людьми, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся; и все это было на самом деле, видимо людьми и описано для напоминания нам и для научения еще не живших тогда, чтобы мы, не видав, но услышав и уверовав, достигли блаженства с Господом. Но так как не все знают грамоту и могут заниматься чтением, то отцы рассудили, чтобы все это, подобно тому как некоторые (славные) подвиги, было рисуемо на иконах для краткого напоминания. Без сомнения, часто, не имея в уме (мысли) о страдании Господа, при виде изображения распятия Христа, мы вспоминаем о спасительном страдании и павши – поклоняемся не веществу, но изображаемому (на нем), подобно тому как не веществу евангелия и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что ими изображается. Ибо чем различается крест, не имеющий изображения Господа, от креста, имеющего (его)? То же должно сказать и о Богоматери. Ибо честь, воздаваемая ей, возводится к Воплотившемуся от нее. Подобным образом подвиги святых мужей возбуждают нас к мужеству, к соревнованию, к подражанию их добродетели и к прославлению Бога. Ибо, как мы сказали, честь, воздаваемая усердным из соработников, доказывает любовь к общему Владыке, и честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. И это есть неписанное предание, как и предание о поклонении на восток, о поклонении кресту и о многом другом, подобно этому [2].
Рассказывается некоторая история, что царствовавший в эдесском городе Авгарь послал живописца нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это Авгарю по его желанию.
А что Апостолы передали очень многое без письма, об этом свидетельствует Павел, Апостол языков: темже убо, братце, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим (II Сол. (Фес.) II, 15). И к Коринфянам он пишет: хвалю же вы, братие, яко, вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите (1 Кор. XI, 2).

[1] Василий Великий, О Святом Духе, 18
[2] Василий Великий, Беседа на святых четыредесять мученик и О Святом духе, 18, 27

Рассмотрим, что же говорится в этом программном сочинении Иоанна Дамаскина.

Во-первых, «святой отец» подтверждает факт поклонения изображениям, а также учреждение института «святых», которым воздаются почести, предназначенные Богу. Иоанн Дамаскин пытается доказать, что иконопоклонение является непременным атрибутом христианского религиозного культа, обязательной составляющей богослужения. Необходимость такого вида поклонения, по его словам, диктует неграмостность паствы.

Во-вторых, «святой отец» вынужден констатировать, что проповедуемая им позиция не является библейской. Он говорит об устной традиции и о преданиях. Рассказывая о нерукотворном образе Спасителя, сотворённым Самим Иисусом «по желанию» Авгаря, Иоанн Дамаскин не приводит ни автора этой легенды, ни даты её появления, ни даже источников, из которых он о ней узнал. И вообще он называет её «некоторая история».

В-третьих, «святой отец» демонстрирует понимание того факта, что Писание категорически отвергает поклонение кумирам, он называет это делом «крайнего безумия и нечестия». Но! Далее Иоанн Дамаскин делит идолов на «неправильные», языческие и «правильные», христианские. Не ссылаясь на какие-либо стихи Библии, он утверждает, что иудеи поклонялись скинии. «Святой отец» также упоминает херувимов и иерусалимский Храм. При этом о поклонении этим произведениям рук человеческих он не пишет, просто констатирует их существование. (Предназначение предметов иудейского святилища уже рассмотрено в IV сообщении данной темы.) Это понадобилось богослову для того, чтобы выдвинуть идею «правильных идолов». Даже человека, а также и Самого Иисуса, Его явление в образе человека о. Иоанн представляет читателям как икону Бога. На основании «некоторой истории» он называет Христа иконописцем.

Наконец, «святой отец» со ссылкой на Василия Великого приводит формулу, которая оправдывает поклонение изображениям и даже делает иконопочитание обязательным элементом христианского культа: «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз».

Что же получается?

• Говоря о богопоклонении, о жертвоприношениях Богу и недопустимости идолопоклонства, Иоанн Дамаскин ссылается на Писание. Оправдывая иконопочитание и другие формы фетишизма, он ссылается на небиблейские источники, на сложившиеся ко времени его жизни традиции христианской среды, предания и легенды.

• С одной стороны, «святой отец» отрицает идолопоклонство, но, с другой стороны, поделив предметы поклонения на «языческие» и «христианские», всячески его проповедует.

• Осознавая неграмотность основной массы христиан, вместо обучения их грамоте, организации школ, вместо библейских проповедей, зачитывания текстов Священного Писания перед широкими народными массами (Второзаконие 31:10-12, а также 17:18-20, Псалтирь 2:10 и др.) и изыскания других форм обучения паствы основам христианcкого учения «святой отец» предлагает категорически запрещённый Библией путь создания изображений (Исход 20:4-5, Деяния 17:29, 19:26, 1-е Иоанна 5:21, 1-е Коринфянам 10:7, 10:14 и мн. др.). К чему это приводит, можно посмотреть в предыдущих сообщениях данной темы.

• Иоанн Дамаскин не ограничивается одним видом фетишей, он призывает к поклонению не только иконам, но и кресту, востоку и многому другому «подобно этому». Более того, о. Иоанн пропагандирует культ «святых», честь, предназначенную Богу, предлагает воздавать Богоматери и «святым мужам». Подражание Христу предлагает заменить на подражание «святым». Как эти способы поклонения помогают восполнять неграмостность паствы, «святой отец» не объясняет.

Ну и, наконец, давайте рассмотрим главный тезис, придуманный «отцами церкви» и активно проповедуемый современными иконопоклонниками: «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз». Иоанн Дамаскин трактует его очень широко. Культ Богоматери, например, относится к Иисусу, а культ «святых», по его мнению, свидетельствует о любви к Богу. (Впрочем, возможно, под словом «Владыка» о. Иоанн имеет в виду не Бога, а Папу или другого руководителя церкви.)

Во-первых, нам следует обратить внимание на суть этой формулы. Честь и славу, предназначенную Единому и Нетленному, она предполагает воздавать произведениям рук человеческих. Чем же это отличается от языческого богопоклонения? Какими строчками Библия предписывает использование культовых изображений и других фетишей для поклонения Богу?

Во-вторых, было бы не лишним узнать механизм процесса перехода чести от образа к первообразу. Кто может описать в деталях, со ссылками на библейские стихи, каким же образом честь, предназначенная Богу, но оказанная вместо этого некоему произведению художника, переходит к Всевышнему? Чем это отличается от идольского служения и оккультизма? Если у этого тезиса нет библейских оснований, то интересно, как это представляли себе «отцы церкви»? Что могут сказать об этом сегодняшние почитатели икон? Может быть, это объясняется с точки зрения науки?

В-третьих, нигде, ни на одной иконе нет и не может быть изображения Бога, равно как и изображения Иисуса Христа. Официальная церковь предписала изображать Иисуса в человеческом виде лишь в 7 веке, до этого Его изображали на иконах в виде животных. Этому посвящено сообщение VIII данной темы. Представьте себе картину, на которой изображён баран. Кто (или что) является первообразом этого изображения? Кому передаётся честь, воздаваемая этой картине её поклонниками? Что может измениться, если вместо слова «баран» использовать «овен» или «агнец», а вместо «картина» - «икона»?

Необходимо помнить об ответственности, которую возлагает Библия на нарушителей предписанного ею порядка богопоклонения. Примеры суровости наказаний, постигших библейских героев за отсебятину, приведены в сообщении IX данной темы. Не менее впечатляющ случай со служением Озы (1-я Паралипоменон 13:9-12, 2-я Царств 6:6-9). А есть ли контрпримеры? Какое нарушение Божьих заповедей поощряется Писанием или остаётся безнаказанным?

© Игорь Шиповский, сентябрь 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Северянка
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 29 мар 2011, 16:47
Откуда: Север России
Контактная информация:

Re: Идолопоклонство vs иконопоклонение

Сообщение Северянка » 01 июл 2011, 20:09

Мне сейчас попалась информация по одной иконе. Хотелось бы услышать комментарии.

"Икона Божией Матери «Семистрельная», изготовленная на предприятии «Софрино», начала мироточить в обычной московской квартире, впоследствии истечение мира практически не прекращалось, но особенно образ прославился после того, как во время трагических событий в разных частях света на лике Богородицы стала появляться кровь. Икона чудесным образом реагировала на гибель подводной лодки "Курск", взрыв небоскребов в Нью-Йорке, захват заложников на мюзикле «Норд-Ост» и в бесланской школе. Медицинский анализ показал, что кровь, источаемая иконой – обычная, 1 группы." http://www.arhcity.ru/?page=0/19286

Часто бывают подделки мироточения и кровоточения. Это общеизвестно. А как бы вы объяснили происходящее? У меня есть свое мнение на этот счет. Но пока я его придержу.
Извините, в дискуссии больше не вступаю (с 15-00 26.07.12).
МОЕ МОЛЧАНИЕ ПРОШУ ЗА ЗНАК СОГЛАСИЯ НЕ ПРИНИМАТЬ.
Пишите в личку, если что.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4377
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Образу поклоняемся?

Сообщение FontCity » 01 июл 2011, 22:40

Здравствуйте, Северянка!

Любопытный текст. Впрочем, вполне типичный для подобных репортажей. Именно этим он и интересен.

Об иконе написано как о личности, обладающей собственной волей. Не её возят по странам и весям, а она сама путешествует. Вот и Ахрангельскую епархию посетила.

Ещё икона чудотворна. "От иконы" и исцеления, и дети, и даже хорошая погода. В общем, вся благодать - от неё, родимой. Хотя в Библии ясным по белому написано, что всё на свете во власти Бога, а идол - ничто.

За культом Пресвятой Богородицы уже нет ни Бога, ни даже Иисуса Христа. О Них даже не упоминается ни разу.

Ну и, наконец, икона не просто почитаема, ей поклоняются. В совокупности в употреблением слова "образ" текст репортажа становится буквальным антиподом множества библейских стихов, прямо запрещающих изготовление и поклонение каким бы то ни было образам.

На светском сайте такие ляпы не удивительны. Но их не меньше и в официальных изданиях РПЦ. Не думаю, что церковные журналисты неграмотны. Просто психика нормального человека не в состоянии справиться со сложной дилеммой: с одной стороны Священное Писание категорически запрещает обожествление рукотворных предметов, с другой - повсеместно принятая традиция требует им поклоняться как божествам.

Лично я тоже не в состоянии уловить разницу между языческим идолопоклонством и почитанием икон. Сколько я ни встречал разъяснений, все они оказывались нагромождением умопостроений, всё дальше и дальше уходящих от Слова Божия. Вся изворотливость защитников иконопочитания, все их словеса разбиваются с самого начала - изготовление любых, без каких-либо поблажек фетишей и поклонение им в любых формах Библией запрещено. Отождествление понятий "поклонение" и "почитание", употребление их в качестве синонимов в официальных текстах, получивших благословение церковных иерархов - яркое доказательство того, что разницы действительно нет.

Портал, на котором размещена заметка, обозначен как официальный орган муниципальной власти. В этой связи к заметке есть ещё одна претензия - нарушение принципа светскости государства. Активное сотрудничество государственных чиновников с церковью как-то не вяжется с конституционными нормами об отделении церкви от государства. Да и стремление быть поближе к власти со стороны церкви тоже выглядит неприглядно.

Пустые декларации типа "Небесная Заступница благословляет день рождения города" или икона "... духовно обогащает людей и наш край", "Если мы будем хранить веру Православную, то нас никто не сможет поработить" и т.п. оставим на совести политиков. После заявления, что у храма нет крыши, такие перлы звучат вовсе анекдотично. Если кто подзабыл, я напомню:

Идёт заседание сельсовета. На повестке дня два вопроса:
1. Ремонт крыши сарая.
2. Построение коммунизма.
Председатель, открывая собрание, говорит:
- Так как шифера нет, сразу переходим ко второму вопросу.

Заявления о мироточении - дело вполне рядовое, уже не удивляет. К сожалению, возможности проверить у меня нет. Да и желания тоже. А вот про выделения крови, да ещё и 1-й группы - это сильно! Такого я ещё не слышал. Правда, не указано, кто и когда проводил анализ и даже чья это кровь (очевидно, человеческая). Но разве кого-то интересуют такие мелочи? Почему-то вспоминается Остап Бендер со своими знаменитыми фразами: "Я дам Вам парабеллум", "Не задумывайтесь. Молчите. И не забывайте надувать щёки." Впрочем, что Вам или мне мешает изготовить икону, побрызгать на неё собственной кровью и заявить всему миру о чудотворном предмете?

Перечень событий, который Вы процитировали, думаю, отражает не свойства иконы, а уровень эрудиции автора репортажа. Скорее даже, его (её?) представления об эрудиции потенциальных читателей. Список, по-моему, слегка устарел. Пора бы уже добавить извержение вулкана в Исландии, землетрясения в Гаити и у берегов Японии, экологическую катастрофу в Мексиканском заливе, множество авиакатастроф с огромным числом жертв, аномальную жару, утроившую смертность в Москве, теракт в Домодедово, африканские "революции" и прочие катаклизмы.

С уважением, Игорь.

P.S. В качестве пост скриптум:



Иконописцам из "Софрино" надо срочно в разы увеличить выпуск чудотворной продукции!
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Северянка
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 29 мар 2011, 16:47
Откуда: Север России
Контактная информация:

Re: Идолопоклонство vs иконопоклонение

Сообщение Северянка » 02 июл 2011, 00:19

Спасибо, Игорь, за интересные комментарии. Возможно, здесь имело место жульничество при взятии образцов крови на анализ. Впрочем, я допускаю, что жульничества не было, а чудо имеет сатанинское происхождение. Диавол заинтересован в том, чтобы сбить людей с истинного пути, и может для этого использовать лжезнамения и лжечудеса (2Фес.2:9).

А насчет того, что у храма нет крыши, так это строящийся храм, у которого есть только недостроенные стены.
Извините, в дискуссии больше не вступаю (с 15-00 26.07.12).
МОЕ МОЛЧАНИЕ ПРОШУ ЗА ЗНАК СОГЛАСИЯ НЕ ПРИНИМАТЬ.
Пишите в личку, если что.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4377
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Чудо веры

Сообщение FontCity » 17 авг 2011, 22:54

Ув. Северянка!

А что Вы скажете по поводу вот этого фильма:
?
© Анастасия Дадыко, студия «Интересное кино!», 2006

Фильм называется «Чудо веры». У меня практически по каждому эпизоду возникал вопрос: чьей верой происходят чудеса, о которых рассказывается в фильме? Кто, например, вызывает мироточение икон? Т.е., простите, их орошение извне оливковым маслом? Чья вера дезинфицирует воздух вокруг священных мощей в Киево-Печерской лавре? Неужели самих усопших?

Был и ещё один вопрос, который не давал покоя всё время, пока я смотрел фильм. Кусочков креста, на котором был распят Христос, в разных церквях мира хранится столько, что хватит на строительство многоэтажного дома. Мощей апостолов, почитаемых разными церквями, гораздо больше, чем самих апостолов.

«... известно о существовании 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя. В отношении количества реликвий, связанных с Иоанном Крестителем, у исследователей встречаются следующие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук и 8 пальцев. ... Исламская традиция считает местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о голове в Амьене (Франция), привезённой из четвёртого крестового похода, и в турецкой Антиохии, а также о нахождении её в одном из монастырей Армении.»
© Википедия: «Иоанн Креститель»

И т.д. Но об этом феномене авторы фильма распространяться не стали. Почему же чудо приумножения мощей и прочих реликвий они сочли не достойным внимания публики?

Все чудеса почему-то бесполезные. То ли дело в Египте: заставить 600 тысяч рабов на волю отпустить! Вместе с семьями. Да ещё и одарить их щедро. Спасти беглецов от целой армии - это вам не хухры-мухры. Или наказание Содома и Гоморры. Так испепелить города нечестивцев, что спасшиеся весь мир погибшим сочли и вынуждены были во имя возрождения человечества отца напоить и с ним переспать. А что даёт мироточение икон и нетление мощей? Почему бы чудотворным реликвиям не избавить, скажем, Россию от коррупции? Дороги бы наконец построить, уровень жизни бы приподнять хоть немножко? Зачем тогда нужны эти чудеса? Какая цель у разумной силы, которая за ними, как утверждают герои фильма, явно стоит?

Ну и, наконец, какие-то сомнительные все эти чудеса. Что стоит поставить у плачущей иконы, в углу кувуклии или у любой другой чудотворной реликвии несколько камер и вести прямую трансляцию на весь мир? Давно бы уже развеяли сомнения у всех скептиков. И не надо было бы столько учёных привлекать, время у них отнимать, столько сил и средств на изучение непонятно чего тратить. Как говорил Кутузов, дайте хотя бы одним глазком посмотреть! Зачем говорить о том, что кто-то всё это снял? Вы просто это покажите!

На самом деле вопросов ещё много. А что скажете Вы?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4377
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Re: Идолопоклонство vs иконопоклонение

Сообщение FontCity » 17 июл 2012, 08:07

Изображение Изображение

Лик Сталина на иконе «Матрона и Сталин» («Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина») в своё время вызвал бурю споров. Далеко не все православные иерархи считают это уместным. Тем не менее, икона признана каноничной и размещена в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне (Санкт-Петербург). А вот иконы самого Сталина - это нечто выдающееся.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4377
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Андреевский крест

Сообщение FontCity » 17 июл 2013, 20:28

Андреевский крест как православный спорт

Поклонение кресту, на котором был распят апостол Андрей Первозванный (средства массовой информации называют этот крест одной из самых почитаемых христианских святынь), как и следовало ожидать, приобрело в России массовый характер.

Изображение
Крест прибывает в Петербург. 11 июля © ИТАР-ТАСС

В Петербурге за пять дней кресту успели поклониться около двухсот тысяч человек. Верующие часами стоят в очередях к храмам, в которых выставлен крест, - во вторник и в среду в подмосковном городе Одинцове, а с четверга в Дмитрове. Крест по инициативе главы корпорации РЖД Владимира Якунина, который уже завозил таким образом в Россию пояс пресвятой Богородицы, доставили из греческого города Патры, где, согласно преданиям, ученик Христа и был распят в 70 году нашей эры. Андрея считают выдающимся христианским миссионером, за свою подвижническую жизнь обошедшим огромные пространства от Рима чуть ли не до Киева и Новгорода, где несколько веков спустя поселились славяне.

О значении для православных верующих Андрея Первозванного и его креста говорит настоятель собора Федоровской иконы Божьей Матери, председатель информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии Александр Сорокин.

– Среди всех апостолов личность Андрея Первозванного выделяется. Уже из текста Евангелия следует, что его с особым вниманием почитали. Андрей зовется Первозванным: по Евангелию от Иоанна он, действительно, был призван первым из учеников Христа, и именно он призвал своего брата, апостола Петра. В послеевангельскую эпоху с именем Андрея Первозванного связаны многочисленные предания - о том, как он прибыл на будущую южную окраину русских земель, с его именем связано представление о распространении Благой Вести по всей вселенной. Судя по преданиям, Андрей побывал везде. Не знаю, как ему это удалось сделать без современных средств передвижения. Конечно, все это требует проверки, но предания такие есть. Археологически факты присутствия Андрея Первозванного на территории нынешних России и Украины вряд ли удастся подтвердить, но, как к ним ни относиться, за этими благочестивыми фантазиями стоит уверенность: Благая Весть далеко за пределами Святой земли соответствует тому, что действительно звучало из уст апостолов.

Сколько ни золоти крест, сколько ни украшай его драгоценными камнями, он не перестает быть крестом, символом страданий. И Андреевский крест – прежде всего крест, он может выглядеть красиво и необычно, в виде буквы Х, но он остается крестом. Апостол был распят вниз головой, он не считал себя достойным быть распятым так, как Христос. Известна и история того, как сохранились эти части креста. Был момент, когда их хотели уничтожить, когда они почти потерялись, но тем не менее сохранились, и теперь выстроены с помощью киота в виде креста Х-образной формы. Поклоняться кресту люди могут, вкладывая в этот ритуал разный смысл, в том числе языческий, но христианам это не должно быть свойственно. Мы поклоняемся не вещам, а единственному чудотворцу, который способен изменить нашу жизнь. А крест - вещественное доказательство, зримые знаки того, что Божье присутствие в мире реально, - считает Александр Сорокин.

Изображение
Поклонение кресту Святого Андрея в храме его имени в Патрасе © ИТАР-ТАСС

О причинах массового поклонения религиозным святыням в России и самих этих святынях я беседую с православным священником, автором и ведущим программы РС "С христианской точки зрения" Яковом Кротовым.

– По большому счету в христианстве вообще нет реликвий. Единственная реликвия, если понимать под реликвией святую память, - это Воскресение Христово, единственной реликвией являются святые дары, тело и кровь Христовы в таинстве литургии. Все остальное - это материальные напоминания о главном таинстве христианства, о Воскресении. Конечно, на практике, поскольку базой христианства во многом остается языческая традиция, магическая жажда приобщения к материальному объекту, который подкрепил бы веру, не иссякает. И, к сожалению, в современной России она выходит на первый план.

– С чем вы это связываете?

– Россия до революции была достаточно культурной страной - по-европейски, по-гречески, по-византийски, по-болгарски. Материализм в религии был распространен, и то избирательно, в социальных низах. Образованное сословие, интеллигенция, верующая интеллигенция (как Василий Осипович Ключевский, чтобы далеко не ходить) - конечно, эти люди не бегали по разным монастырям и храмам, разыскивая, что бы им поцеловать. В крестьянской среде меньшинство все-таки увлекалось именно тем, что тот же Ключевский называл "православный спорт". Затем произошла революция, случился резкий обрыв культуры, явилась материализация духов. Когда теперь на место социализма, большевизма возвращено православие (в принудительном порядке, поскольку выбора большого нет), то оно возвратилось именно в магической, материалистической части. Раньше был институт марксизма-ленинизма, а теперь - храм Христа Спасителя, с примерно одинаковыми функциями - дать материальные свидетельства истины.

– Можете ли вы предположить, что именно заставляет людей часами простаивать на жаре или под дождем, чтобы на мгновение приложиться к поясу Богородицы или кресту Андрея Первозванного?

– Для многих людей такая материализация религии - это понижение духовного уровня, но для других - повышение. Для многих это путь от чистого безбожия к духовному возрождению. Очередь одна, стоят внешне одинаковые люди, но внутри у них все очень по-разному. Речь идет о возрождении нормального язычества в христианской упаковке. Это даже трудно назвать двоеверием, потому что здесь нет веры в Христа, той веры, как ее понимает церковь. Ведь люди, стоящие в этих очередях, в повседневной жизни смиряются с насилием, с несвободой, с господством ненависти и агрессивности в человеческих отношениях. Если бы у них была вера в Христа - та, которая зудит, горит, - то они бы, выйдя из храма, конечно, вели бы себя несколько иначе.

– Может быть, речь идет и о попытке найти простой способ обретения духовных ценностей - вот ты вроде бы страдаешь, постоишь несколько часов, отречешься на это время от мирских развлечений и получишь больший шанс испросить дар у святыни?

– Прежде всего надо твердо сказать, что святыня эта - фальшивая, как и пояс Богородицы, как все святыни, которые заботами Якунина привозятся в Москву, как и благодатный огонь. Потому что единственный настоящий благодатный огонь - это невидимый огонь Духа Святаго. Но люди, конечно, относятся к этим подделкам как к настоящим реликвиям. Очевидно, присутствует момент своего рода религиозного мазохизма. Это попытка торговли с Богом: вот я тебе ограничения, самоограничения, страдания, а ты мне взамен что-то. Само по себе это не криминал, и в духовной жизни, и в любви, и в отношениях мужчины и женщины должен быть элемент самопожертвования, за которое иногда каждому воздается. Лишь бы не зашкаливало, но здесь, к сожалению, как мы видим, еще зашкаливает. Те же самые верующие спокойно переносят и господство в церкви авторитаризма, и слияние православия с военным духом, и организацию каких-то православных военно-патриотических детских лагерей. Эти же самые люди приветствовали закон об уголовном наказании за богохульство. В основе этого стояния - идея "Я господствую над миром". Вот они не стоят, они в кафешках сидят - поэтому они должны слушать меня, свое отстоявшего. Это классическое фарисейство.

– Принесение в Россию пояса Богородицы и креста Святого Андрея вроде освящено официальными представителями РПЦ. Вот вы, священник, говорите: это нельзя назвать настоящей реликвией. Патриархия этого не понимает?

– То, что Андреевский крест или пояс Богоматери поддельны, я вам говорю не как священник, а как историк. Любой историк скажет ровно то же самое, если будет честен. Позиция официальной церкви, я думаю, в этом отношении не меняется веками - фальшивость святынь понимается прекрасно, но клир уступает народному суеверию. Есть тяжелый опыт: во время московской чумы конца XVIII века архиепископ Амвросий Каменский приказал убрать Казанскую икону, чтобы ее не целовали и тем самым не разносили заразу. Так вот толпа его растерзала. Современная российская толпа никого не растерзает, она целует то, что ей дают. Проблема в другом. Современная православная иерархия Московской патриархии достаточно образована, чтобы понимать: речь идет о фальшивках. Но дело в том, что инициатива исходит часто и как правило не от церкви, а от светской номенклатуры, которая таким образом проявляет свою набожность. Патриарху с этим классом конфликтовать боязно: у нас в стране нет клерикализации, но есть цезарепапизм, когда светская власть, царство кесаря, использует церковь в своих целях. Ну и, конечно, церковь побаивается: сегодня ты - патриарх, а завтра кто-то другой - патриарх. Дело-то быстрое, - говорит священник и сотрудник РС Яков Кротов.

© Татьяна Вольтская, Андрей Шарый, Радио Свобода, Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы", 17 июля 2013
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

История и современность

Сообщение Holy Scripture » 19 июл 2013, 14:39



© Телеканал «ДО///ДЬ»




Более 10 000 человек уже поклонились кресту апостола Андрея Первозванного. Святыня накануне прибыла в храм Христа Спасителя. Тысячи паломников со всего мира продолжают идти в храм. Крест апостола Андрея Первозванного - одна из самых почитаемых святынь православия. Реликвия впервые за 33 года покинула Грецию.

Очередь к храму с самого утра тянется от Крымского моста. На всякий случай перед храмом создан коридор безопасности. Здесь дежурят порядка 500 полицейских. Врачам, стражам порядка и самим паломникам помогают около 100 волонтеров. Беременные, инвалиды и семьи с маленькими детьми идут к святыне без очереди.

Андреевский крест будет находиться в столице до 25 июля. Доступ к нему открыт с 8:00 до 22:00.

© 20 июля 2013 г., "Новости Подмосковья"




Ответить
 

Вернуться в «Богослужение»