Законы: о справедливости в суде; о телесном наказании виновных; о гуманном отношении к рабочему скоту; о левиратном браке; о вредных для здоровья человека и его потомства приемах борьбы; о правильности мер и весов; повеление об истреблении амаликитян.
1 Об организации суда см. Втор 16.18-20; Втор 17.8-13.
3 В предупреждение увлечения со стороны палача раввины позднейшего времени постановили, что высшей мерой телесного наказания должны быть 39 ударов. На этом основании и Ап. Павел, будучи неоднократно присуждаем еврейским судом к телесному наказанию, подвергался «сорока ударам без одного» (2Кор 11.24).
4 «Высший смысл этого ясно показал нам божественный апостол (1Кор 9.9-11). Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю, и с трудом обмолачивает снопы» (блаж. Феодор., Толк. на кн. Втор., вопр. 31).
См. пр. к Втор 14.21.
5 - 10 Исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетным брата, так называемый левиратный (levif - деверь) брак, имевший своей целью поддержание «имени почившего в израиле».
За неимением брата, бездетную вдову должен был взять ближайший родственник.
Делая левиратное постановление, Моисей вводил не новый закон, а только сообщал юридическую силу древнему обычаю, существовавшему у евреев и некоторых других народов. Первый библейский пример левиратного брака встречаем в семействе сына патриарха Иакова - Иуды (Быт 38.1). Правда, Моисей несколько ослабляет обязательность исполнения древнего обычая, но обставляет это отступление такими формальностями, которые имеют характер косвенного побуждения к тому, чтобы эти отступления не были слишком частыми (ср. блаж. Феодорита вопр. 32 на кн. Втор.).
11 - 12 Помимо своей безнравственности, запрещаемый прием борьбы опасен для здоровья и может оказаться вредным для потомства потерпевшего.
13 - 16 Номинальный вес гири и номинальный объем ефы должны соответствовать их фактической величине.
17 - 19 См. Исх 17.8-16. Позднее, амаликитяне были разбиты Саулом (1Цар 15.1-8) и окончательно уничтожены при Езекии (1Пар 4.41-43).