Законы: о сбережении чужой собственности; об одеждах пола; об отношении к животным; о мерах предосторожности при возведении построек; о несмешении вида; о кистях внешней одежды; о публичном оклеветании мужем своей жены; о разных видах любодейства.
1 - 4 Ср. Исх 23.4-5.
5 Ср. ст. 9-11. Цель законодателя - предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. Лев 18.22-24). Обычай переодевания в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира.
6 - 7 Ср. Исх 23.19; Лев 22.28; Втор 14.21; Втор 22.10: предписания гуманного отношения к животным, служащим на пользу человеку. «Мать, оставленная в живых, - замечает по поводу комментируемого места св. Ефрем Сир., - может иметь и других птенцов. Если же оставишь птенцов, взявши их мать, - они умрут злой смертью. А если возьмешь и мать, и птенцов, то лишишь землю птицы» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).
8 Ср. Исх 21.29-34; Исх 22.6. Предписания осторожности в действиях.
9 - 11 См. пр. к 5 ст. Объясняя смысл 11 стиха, св. Ефрем Сир замечает: «законодатель хотел, чтобы народ в самой одежде своей (ср. след., 12 ст.) далек был от языческих народов» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).
12 Ср. Чис 15.37-41.
13 - 19 Узаконяется, вероятно, один из обычаев древности.
20 - 29 Ср. Исх 22.16,17; Лев 18.20; Лев 21.9; Ин 8.5.
Девица, потерявшая честь в доме родителей (20-21 ст.), оба участника акта добровольного прелюбодеяния (22-24 ст.), виновник - насильственного (25-27 ст.) подлежали смертной казни через побиение камнями, «ибо, - замечает св. Ефрем Сир., - меч (здесь не в букв. см.) жаждет крови того, кто пьет воду татьбы из источника чуждого (Притч 9.17,18)» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII). Совершивший насилие над свободной девицей обязывался уплатить денежный штраф ее родителям и сделаться законным мужем обольщенной, без права развода (28-29 ст.).
30 Ср. Лев 18.7-8. В евр. т. этот стих отнесли к гл. XXIII.