Запрещение нарезов на теле и выстригания волос в знак траура, по обычаю язычников. - Повторение закона о чистых и нечистых животных. О второй десятине.
1 - 2 Лев 19.27-28; Лев 21.5. Воспрещается делать нарезы на теле и выстригать волоса в знак скорби по умершем, как то делали язычники (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор вопр. 13), напр., язычники-арабы делали это в честь бога Оротала. О сбривании волос и порезах в знак траура говорят: Геродот 3:8, Цицерон (De legib. 2:25) и др. Из 3Цар 18.28 узнаем, что жрецы Ваала имели обычай делать нарезы на теле в знак усиленной печали и усиленного моления.
3 - 20 Ср. Лев 11.5 Орикс (Втор 14.5) - род антилопы. Камелопард - жираф.
21 Ср. Лев 17.15; Лев 22.8. По сравнению с Лев 18.15, Втор 14.21 допускает некоторое снисхождение лишь в отношении «иноземца, который случится в жилищах Израиля» и который не принадлежит к числу «святых» членов богоизбранной общины.
Выражение: «не вари козленка в молоке матери его» (ср. Исх 23.19) можно сопоставить с выражениями: «ни коровы, ни овцы не закалайте в один день с порождением их» (Лев 22.28); «если попадется птичье гнездо, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми» (Втор 22.6). Взятые вместе с другими пунктами («не паши на воле и осле вместе», Втор 22.10; «не заграждай рта волу, когда он молотит», Втор 25.4 и т. п.), они характеризуют гуманное отношение Моисеева законодательства даже к неодаренным высокими духовными силами живым созданиям, служащим на пользу человеку.