Дебош в храме

О чём говорят библейские рассказы?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5710
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Дебош в храме

Сообщение FontCity » 21 ноя 2012, 14:15

В иерусалимском храме всегда было много народу. В храме постоянно, от рассвета до заката, священники поочерёдно (каждая череда по 2 недели в году) проводили обряд жертвоприношения. Особенно много паломников приходили в храм в праздники: Песах, Йом Киппур, Суккот и другие.

Незадолго до новозаветных событий Ирод Великий перестроил храм, создав внушительный комплекс, способный вмещать огромное множество людей. К северной стене храмового комплекса была пристроена Антониева башня, в которой тогда располагался гарнизон римской армии. Башня была высотой в 70 локтей, поэтому с неё прекрасно просматривался весь храмовый комплекс. Некоторые исследователи полагают, что здесь же располагалась претория - резиденция наместника Рима. В случае беспорядков даже ночью поднятый по тревоге гарнизон оцепил бы место происшествия за считанные минуты.

При этом во всех канонических Евангелиях есть рассказы о серьёзном нарушении общественного порядка, предпринятом Иисусом. В христианстве этот эпизод называется «изгнание торгующих из храма», ему посвящено множество произведений изобразительного и литературного искусства, о нём часто говорят в проповедях. Рассказы евангелистов значительно отличаются друг от друга в деталях, из чего можно сделать предположение о том, что евангелисты описывают разные события. Иоанн (2:13-21) помещает эпизод изгнания в начало своего повествования, в то время как Марк (11:15-18), Матфей (21:12-17) и Лука (19:45-48) - в конец. Большинство христианских богословов полагают, что Иисус очищал храм от торговцев дважды.

Как же при большом скоплении народа, при множестве священников, под бдительным наблюдением римских легионеров Иисус смог устроить в храме дебош? Хлестать кнутом, переворачивать столы, выгонять из храма людей, сдабривая свои действия злыми ругательствами... Да к тому же неоднократно! Как Вы думаете, сколько это могло продолжаться? Как Иисусу удалось избежать ареста и наказания? Могли бы 12 крепких рыбаков спасти Его от разъярившейся толпы, от гнева священников и от правоохранительных подразделений?


Внешний вид и устройство ветхозаветной скинии представлены в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение». Храм в Иерусалиме был построен Соломоном по тем же принципам. Правда, Соломон перестарался и разукрасил храм рисованными и резными изображениями пальм, огурцов и херувимов. На капителях колонн перед храмом (Воаз и Иахин) и в некоторых других местах были гирлянды из яблок (скорее всего, в Библии имеются в виду гранатовые яблоки). Кроме того, Соломон сделал к храму много пристроек. Выглядеть он должен был примерно вот так:
Изображение
Высота колонн - около 19 метров, диаметр - около двух.

Святилище не ограничивалось одним отдельно стоящим зданием. Для жертвоприношений перед храмом был установлен жертвенник. Вокруг храма был разбит внушительных размеров двор, на котором священники и осуществляли жертвоприношения. Были помещения для хранения казны храма (корбан), запасов продовольствия, священнических одежд, храмовой утвари. Рядом со зданием храма были установлены умывальники. И т.д. и т.п. План храмового комплекса выглядит где-то так:
Изображение

Для того, чтобы предотвратить или хотя бы замедлить эрозию Храмовой горы, она была обнесена подпорной стеной. Храмовая стена служила также и защитой от врагов, она была частью крепостной стены Иерусалима. Во время осады и штурма города храмовые сооружения становились последним прибежищем для защитников. Иерусалим неоднократно разрушали и восстанавливали. Сейчас стена храмового комплекса выглядит вот так:
Изображение Изображение

Сравнительно недавние раскопки у южной стены Храмовой горы показали, где находились лавки менял - за пределами храмового комплекса, у подпорной стены Храмовой горы:
Изображение
Отсюда до двора, на котором совершались жертвоприношения, идти не меньше пяти минут. Между лавками менял и собственно храмом уместился бы целый квартал современного города.

Эти фото с некоторыми комментариями тоже можно увидеть в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение». Там же вкратце рассказывается о том, что делалось и что категорически не допускалось в храме, сколько народу могло в нём быть, а также что могли иметь в виду евангелисты, употребляя слово «храм».

В любом случае наличие коммерческих структур непосредственно на территории храмового комплекса даже предполагать невозможно.

На всякий случай: храм - очень маленькое, тесное и тёмное помещение. Доступ внутрь храма предельно ограничен, входить в него могут только священники. Ни Иисус, ни Апостолы не смогли бы попасть внутрь храма, даже если бы сильно захотели. Кроме священников при храме несли службу левиты. Они выполняли в том числе функцию стражников. У них был «ордер на убийство» всякого, кто нарушает предписанные Богом правила. См. Числа 3:10 и др. Максимум, где мог находиться Иисус - это на одном из дворов храмового комплекса.

Ну и ещё один коммент.

Библия предписывает каждому мужчине трижды в год являться пред Господа (Второзаконие 16:16). При этом паломники должны были приносить дары «...смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал ...» (Второзаконие 16:17). Естественно, нести что-либо из места своего жительства в Иерусалим было затруднительно. Это правило было плавно заменено на традицию продавать свой дар перед выходом из дома и что-то покупать уже в столице. Так возник храмовый рынок.

Т.к. Иудея веками была в оккупации, бывшие в обороте деньги имели изображения символов оккупационных властей и портреты завоевателей (Лука 26:24, Матфей 22:20-21, Марк 12:16). Вносить такие монеты на территорию храмового комплекса ну никак нельзя! Танах категорически запрещает всяческие изображения. Ссылок на соответствующие стихи в теме «Идолопоклонство vs иконопоклонение» более, чем достаточно. Вот со временем и появился запрет на покупку жертвенных животных за обычные деньги. Их предварительно требовалось поменять на специальные храмовые священные шекели, которые не имели «некошерных» изображений. Так возник прихрамовый валютный рынок.

Таким образом одно маленькое отступленьице порождало другое, за ним третье и т.д., вплоть до полного забвения Слова Божьего, замены его новоиспечёнными преданиями и традициями. Иисус все три года своего земного служения посвятил именно этому - очищению библейского учения от налипших «неудобоносимых» фарисейских предписаний. Дебош, который Он устроил в храме, надо рассматривать как один из пунктов Его программы.

Глядя на Иисуса, народ, естественно, разделился на две половины: у одних Он вызвал сочувствие и благодарность, а другие возненавидели Христа за то, что Он поднял этот вопрос (Марк 11:18, Лука 19:47-48). При этом обе группы отдавали себе отчёт в том, что Он прав, прекрасно понимая лицемерность всех тех сложных процедур, которые были установлены фарисеями для паломников. Соответственно, никто не стал бы Ему открыто противодействовать. Меновщики денег и все торгующие предпочли ретироваться, не поднимая лишнего шума, паломники обратились к Иисусу с просьбами об исцелении, а фарисеи и священники перевели нарушение общественного порядка в религиозный диспут.

© Игорь Шиповский, 20 апреля 2011 - 28 ноября 2012
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5710
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Версия Александра Болотникова

Сообщение FontCity » 10 окт 2014, 17:15

С плетью в храме: теракт или чудо?

Бизнес около храма. Риморемонт: как жила элита священников. Для кого написан Ветхий завет? Известные евангельские истории с неизвестной стороны. Взгляни на Евангелие глазами авторов.

Читая библейский текст мы старимся его зрительно представить. В этом самая главная проблема: нам неизвестна ни культура, ни быт древнего Израиля. Совсем в ином свете предстают знакомые истории, когда на них удается посмотреть глазами авторов. Неизвестные факты евангельских историй.

Увлекательное исследование Библии.



Передача "Евангелие глазами авторов", часть 4

© Автор и ведущий Александр Болотников.
http://www.boruh.info

© Радиотелецентр "Голос надежды"
http://www.golosnadezhdi.ru

© Телеканал "Надежда"
http://www.tvhope.net
http://www.youtube.com/user/nadezhdaTV
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5710
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Диспут в Фейсбуке

Сообщение FontCity » 22 ноя 2017, 10:22

Владимир Негримовский: Не донесено - в чем состоит то маленькое отступленьице, которое породило ... полное забвение Слова, замену его новыми преданиями и традициями. Вы создали реалистичную и правдоподобную картину, но что в ней "не так"?
Лавки - за Храмом, в Храм - только святые шекели ... что не так?

Игорь Шиповский: Библией ни храмовый рынок, ни обмен валюты не предусмотрены. Вариант: здесь продал, там купил - сомнителен.
Т.к. Иисус назвал это дело вертепом разбойников, можно предположить, что торговцы и менялы при храме нехило наживались на паломниках. Что тоже с жертвоприношениями как-то не вяжется.

Игорь Шиповский: Кроме того, паломники должны были пройти обряд омовения, одеть свежую одежду, что тоже стало коммерцией.
С одной-то стороны всё вроде как правильно. Иначе бы новые правила не были бы приняты. Но с другой стороны организация паломничества стала бизнесом. Даже рядом с Храмом это неприемлемо. Я так вижу.

Владимир Негримовский: Игорь, не путайте: "стало коммерцией" и "не предусмотрено". Предусмотрено все, что не запрещено. Если для выполнения заповеди нужно купить бычка (а что еще делать хлебопашцу?!), то система его продаж разве может быть не угодна Творцу? и т.д. прямо как вы написали: монеты, менять римский динар на храмовый шекель ... Что здесь противно Богу?

Владимир Негримовский: А что в Торе не прописаны многие детали - так для того Синедрион есть, законы принимать. Его Моше на то и поставил - решать всякие необходимые вопросы.

Александр Виноградов: И кстати, принцип "продал там, купил здесь" прописан непосредственно в Торе.
А почему вертеп разбойников? Так в норме прибыли. Если жертвенное животное в Храме стоит в 3...5 раз больше, чем обычная овца или бычок. Ну и обменный курс был тоже ого-го.
Рав Алекс как-то сказал, что должность первосвященника стоила в пересчёте на наши деньги полмиллиона евро, а окупались эти затраты примерно за полгода.

Игорь Шиповский: Жертвоприношения - не обязанность. "когда кто из вас хочет принести жертву Господу" (Левит 1:2) - это скорее позволение. Главой 2 книги Левит предусмотрены жертвоприношения хлебные. Хлебопашец не обязан покупать тельца. Жертва должна быть из тех даров, которые получены по благословению Божьему.
Паломнические туры организовывать вовсе не обязательно на коммерческой основе. Это могут делать меценаты и филантропы. Можно организовать благотворительный фонд. Если кто-то хочет обеспечить право хлебопашца на жертву именно тельца, пусть, например, подарит его. Необходимости создавать прихрамовый рынок нет.

Владимир Негримовский: Это благие советы - "пусть они сделают ему хорошо". Сказано - жертва всесожжения и жертва за грех - животные, и вовсе не добровольные, хочу-не хочу. Были и добровольные жертвы, вот тогда - пожалуйста, "если хочешь". К тому же выражение "если хочешь" можно прочесть и как "когда есть нужда, и ты несешь жертву, потому что хочешь это сделать - а куда деваться, надо!".
Не запрещено продавать и покупать жертвенное животное, равно и как менять монеты. Зачем вы ищете того, что не написано?

Игорь Шиповский: Владимир Негримовский Во-первых, я себя пророком Божьим не называю. На истину в абсолюте не претендую. Я её лишь ищу. В том числе с Вашей помощью. Всё, что я публикую - это лишь ответ на вопрос «как читаешь?» (Лука 10:26). Это моё вúдение. Не более того. Свой совковый менталитет, религиозную неграмотность, влияние российской версии православия на неокрепшую психику прекрасно осознаю. Критику слышу, за неё благодарен.

Во-вторых, да, запрета на покупку жертвенного животного я не видел. Конечно, можно и продавать, и покупать животное для жертвы. Если бы был такой запрет, прихрамовый рынок просто бы не возник. Но я вижу ясно выраженное недовольство Иисуса сложившейся ситуацией. Я полагаю, что нельзя право менять на обязанность. Очевидно, прихрамовые коммерческие структуры стали обременительными для людей. И финансово, и по затрате сил и времени. А всё, что мешает людям общению с Богом, - не соответствует Торе.

В-третьих, прочтение «если хочешь» как «а надо» уж слишком вольное. Давайте не вычитывать в Библии то, чего в ней нет, вместе.

Владимир Негримовский: Игорь, это тексты 2000 летней давности, и употребление в них слов может не вполне согласовываться по ареалу значений с нынешним пониманием (это про "хочешь").
Что же до "стали обременительными" - то про финансы, вернее, превращение института помощи в институт получения прибыли, скорее всего и говорит Иешуа. И так везде: очищает от корки формальности, ритуальности, стремления к наживе в пользу жизни духом.
Вы хорошо сравнили наше старое представление с совковым: мы старый мир разрушим, новый построим. В этом ключе традиционным христианством и понимаются действия Иешуа: Закон отменил, фарисеев отверг, система продажи животных не нужна ... Как в Алисе в стране чудес: грязную чашку оставляем, берем чистую - очистить старую нам в голову не приходит.

© Ученики Йешуа
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1236
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Версии

Сообщение Holy Scripture » 20 апр 2022, 16:56

Иисус в храме против менял и охрана, сколько их было?

Одним из ключевых эпизодов всего текста Евангелий является сцена Иисуса опрокидывающего столы меновщиков в храме Иерусалима. Даже евангелист Иоанн, текст которого на 92% отличается от версии евангелистов синоптиков, включил этот фрагмент из жизнеописания Иисуса в свое повествование.
Правда в отличие от других авторов, у которых Иисус проводит свою акцию хронологически в конце, перед самым арестом и распятием, Иоанн помещает этот рассказ в начале своего Евангелия. Это дало повод выдвинуть версию об Иисусе, дважды заходившем в храм, и произведшим там беспорядки, с разметанием столов менял с деньгами, что большинству исследователей кажется маловероятным.
Более логичной и стройной выглядит версия, согласно которой Иоанн эпизоды с участием Иисуса размещает в своем тексте не строго по хронологии, а по символизму и степени их важности. Поэтому, в частности, время распятия и смерти Иисуса у него существенно отличается от описаний синоптиков, там оно приходится именно на иудейскую Пасху, и время жертвенного закалывания в иерусалимском храме ягнят.
Чем же так примечателен один из самых знаменитых эпизодов всего текста НЗ?
Все дело в том, что все храмы античности древнего мира представляли из себя сокровищницы или аналоги современных банков. В этом смысле храм Иерусалима можно уподобить американскому форт Ноксу- хранилищу всего золотого запаса США. Все десятины и пожертвования евреев Израиля и многочисленной диаспоры всего античного мира стекались именно туда.
О размерах хранимых активов может дать представление тот исторический факт, что однажды римский полководец Красс, идя в один из своих походов в 1 веке до н.э, по пути в Иерусалим ограбил сокровищницу храма, вынеся из нее 2000 талантов серебра.
Не раз и не два римские наместники запускали туда свои руки (уж очень велик был соблазн), а последней была попытка римского наместника в Иудее Гестия Хлора, что формально привело к иудейскому восстанию 66 года и всей последующей катастрофе еврейского народа.
Такой лакомый для грабителей объект никак не мог существовать без надежной и многочисленной охраны. Сколько же охранников гипотетически могло осуществлять такую защиту?
В тексте ВЗ мы находим, что царь Давид определил 24000 мужчин для всех храмовых служб, из них 4000 левитов-привратников для охраны всех ворот, помещений храма, включая сокровищницу и кладовые. Разумеется, что не все они служили сразу, а были поделены на 24 череды, каждая из которых служила неделю, от субботы до субботы, раз в полгода. Если 4000 разделить на 24 вахтовых череды, то получается цифра одной недельной вахты ближе к 170 человек. Текст из 1 Пар 9:22 определяет уже это число в 212 человек, видимо для символичности.
А теперь обратимся к светскому источнику. Так, например еврейский историк Флавий пишет с своем труде «Против Апиона», что ежедневно для закрытия всех десяти храмовых ворот требовались усилия 2000 привратников-левитов. Главные ворота храма могли быть открыты или закрыты при помощи 20 мужчин.
К чему мы так подробно рассматриваем всю эту арифметику? Просто представим себе, что какой-то современный пламенный «борец с несправедливым распределением материальных благ и засильем капитала» зайдет в банк и начнет там раскидывать столы, что произойдет?
Правильно, его как минимум скрутит охрана и передаст полиции, а при вооруженной попытке навести «справедливость» таким образом могут и пристрелить на месте.
С Иисусом такого не произошло, более того, только в тексте Марка (считается самым ранним текстом НЗ) содержится удивительная подробность:
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
(Мар.11:15,16)
Как это ему удалось?
Неужели только в одиночку, при помощи рук и одного бича, скрученного из веревок?
Речь ведь не идет о контроле какой-то одной комнаты или чердака.
Вот что по этому поводу пишет Юлия Латынина в своей книге «Иисус. Историческое расследование»:
И что значит фраза о том, что Иисус не позволял, «чтобы кто пронес через Храм какую-нибудь вещь»? Иерусалимский храм был одним из самых грандиозных сооружений тогдашнего мира. Так же, как и римский форум, он представлял собой не одно здание или площадь, а целый гигантский комплекс помещений, притворов, галерей и дворов.
Самый крупный из них был Двор язычников, где, собственно, и находились меняльные лавки и рынок. Двор язычников назывался так именно потому, что туда имели доступ язычники, что было неизбежно для города, являвшегося одним из самых крупных торговых центров римского мультикультурного мира.
В Храме было две гигантские стены - внешняя и внутренняя, и множество различных дворов. Только внутренняя стена имела девять ворот. Только одна южная галерея Храма имела четыре ряда колонн, деливших ее пространство на три зала. Общая площадь всего комплекса составляла 14,4 га. Для сравнения: это чуть больше половины площади Московского Кремля.
Как же один-единственный человек мог «не позволить», чтобы кто-то пронес через этот гигантский комплекс зданий «хоть какую-либо вещь»? Сколько бойцов ему было надо, чтобы перекрыть все ворота, выходы, портики, дворы и галереи? Сколько подразделений потребовалось, чтобы охранять Священнический двор, и сколько - чтобы контролировать Ворота Никанора? Сколько человек охраняло Двор Израиля, а сколько было расставлено возле Хейхала?
Любой командир спецназа вам скажет, что для контроля такого огромного и кишащего людьми комплекса меньше, чем парой тысяч человек не обойтись.
И где в это время находилась охрана храма?
Храм был не просто центром всей религиозной жизни евреев - он был еще и крепостью, и банковским хранилищем. Он был защищен не хуже, чем форт Нокс.
Среди левитов было специальное наследственное подразделение, чьей единственной задачей была охрана Храма. Уже в середине V в. до н. э. оно насчитывало двадцать четыре отряда под общей командой четырех командиров (1 Пар. 26:12–19).
Внушительная храмовая стража стояла у входов во внешние и внутренние дворы; по ночам территорию Храма патрулировали дозоры. На двадцати одном посте караул несли левиты, а на трех - священники, что и следовало ожидать от учреждения, владевшего самым большим золотым запасом на Древнем Востоке - как в виде священных подношений, так и в виде оставленных на хранение депозитов частных лиц [311].
Только для того, чтобы закрыть на ночь все десять ворот храма, ежедневно требовались услуги двухсот человек [312].
Начальник храмовой стражи располагал такими серьезными силами, что исполнявший эту должность Елеазар бен Анания стал одним из руководителей восстания в Иерусалиме в 66 году. Со вверенными ему подразделениями он не только разбил римлян, но и сумел уничтожить своего главного соперника, зилотского Мессию Менахема.
Куда делись все эти отборные части, когда Иисус опрокидывал столы меновщиков..
Неужели они застыли в бездействии? А если нет - то сколько же приверженцев понадобилось Иисусу, чтобы нейтрализовать охрану? И чем эти приверженцы были вооружены?
Вопросы Латынина в своей книге задает вполне резонные.
А мы может уверенно предположить, что эпизод с Иисусом в храме вовсе не был таким себе античным вариантом «перформанса», но что в реальности имели место серьезные беспорядки, или вооруженный мятеж (вроде памятных всем уличных погромов от сторонников движения Black Lives Matter в США), которые послужили юридически основой обвинения Иисусу и смертного приговора.

© Магнум Опус · 13 April, 09:14

Аватара пользователя
Alex_R
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 18:10

Re: Дебош в храме

Сообщение Alex_R » 07 авг 2022, 10:12

Здесь немного не учтены некоторые обстоятельства и аспекты, что и вызывает как минимум зависшие в воздухе вопросы. Какие?
1. Отношение храмовой охраны к Иисусу.
2. Количество охраны и их полномочия в храме.
3. Отношение народа к творимому в данном дворе храма.
4. Отношение священства к храмовой охране.
5. Отношение римских властей к этому вопросу и к священству.
Как кажется из всего этого и становится возможным то что сделал Иисус.
Другое дело зачем Он это сделал? На мой взгляд это самое интересное.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5710
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Вопрос-просьба

Сообщение FontCity » 11 авг 2022, 10:02

Alex_R писал(а):
07 авг 2022, 10:12
Здесь немного не учтены некоторые обстоятельства и аспекты, что и вызывает как минимум зависшие в воздухе вопросы.
Ну так поделитесь Вашим видением этой истории!
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Alex_R
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 18:10

Re: Дебош в храме

Сообщение Alex_R » 12 авг 2022, 12:06

Если вкратце, то у храмовой охраны не было полномочий что-либо делать вне храма, их цель не допустить остановки жертвоприношения.
В учительные споры они не влезали. к тому же 95% времени левиты жили среди простого народа (в отведенных местах, но все же)
и они весьма неоднозначно (как и большинство иудеев) относились к нововведению (торговли во дворе язычников).
Ну и т.д.

Интересные мысли можно посмотреть:

https://zen.yandex.ru/media/id/5f13f946 ... 2ac7e5fe?&
https://drive.google.com/open?id=1JdI5B ... oGzVHOUNYZ

Там конечно немного не об этом, но все же.

Ответить
 

Вернуться в «Библейские истории»