Помогай ближним!

Что предписывает и что запрещает Библия?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4815
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Помогай ближним!

Сообщение FontCity » 26 авг 2013, 19:14

«Если увидишь осла или быка брата твоего, которые упали на дороге (под ношей), не отворачивайся от них: подними их (вместе) с ним» (Вт. 22:4).

О животных ли только печётся Бог?

Нередко мы встречаем и людей, которых можно назвать пропадающими или не выдержавшими ноши, легшей тяжёлым грузом на их сердца или на плечи (забота о семье, проблемы, связанные со здоровьем, отсутствие постоянного заработка). Мы должны им помочь.

Но не станет ли в таком случае этот человек нас просто эксплуатировать, пользуясь заповедью и нашей безотказностью? Снова обратимся к Торе. Почему тут подчеркивается «на дороге»? С одной стороны, это исключает вариант, что человек рассчитывает в сложной ситуации именно на тебя:
неизвестно, кто пройдёт по этой самой дороге и пройдёт ли кто-то вообще. В заповеди речь идёт о случайности.

И следует рассматривать эту случайность как испытание, которое посылает тебе Всевышний, предоставляя возможность пройти его с честью и получить награду. Поэтому и сказано: «не отворачивайся».

И ещё. В Торе, как известно, глубокий смысл имеет каждое слово. Обратим внимание и на окончание фразы. Зачем в ней акцентируется «подними их (вместе) с ним»? Дадим такое объяснение: чтобы помощь не напоминала эксплуатацию, пострадавший и вызвавшийся помочь должны работать вместе. Если хозяин животного не хочет прилагать усилия, так и ты не обязан делать что-либо за него.

Это правило имеет и другой смысл, предусмотренный Торой: когда люди работают вместе, невольно приходит взаимопонимание - здесь один подставил плечо, там другой протянул руку... Люди даже без слов начинают чувствовать побуждения другого. А из этого рождается дружба и взаимное уважение.

© Игорь Цыба, Фейсбук, 26 августа 2013 г. в 7:55
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4815
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Мера за меру

Сообщение FontCity » 08 ноя 2021, 18:01

Люди называли бедняка реб Зушу «батланом» — бездельником, потому что, несмотря на свою нищету, он проводил все свое время в молитве и изучении Торы. Однажды жена местного купца обратила внимание на бедственное положение реб Зуши и уговорила мужа помочь ему. Каждую неделю купец выделял немного денег для реб Зуши, и его дела пошли в гору.
— В чем причина такого благословения? — спросил он жену.
— Думаю, что это заслуга за помощь реб Зуше, — ответила она. — Давай выделим ему комнату в нашем доме, будем кормить его, чтобы он мог изучать Тору.
Купец предложил реб Зуше переехать к нему, и вскоре он начал преуспевать самым чудесным образом.
Несколько лет спустя в город приехал важный гость и остановился в доме купца.
— То, что ты открыл двери своего дома для бедняка, — это большая мицва, доброе дело, — сказал гость купцу. — Но если бы ты нашел более достойного, чем этот «бездельник», человека, то твоя награда была бы еще больше. Хочешь, привезу известного раввина?
Недолго думая, купец сообщил реб Зуше, что нашел человека, который более достоин его помощи. Бедняк ушел и начал скитаться от одного местечка к другому. Впрочем, куда бы ни приходил реб Зуша, люди обращались к нему за благословением и советом. Вскоре слава о реб Зуше распространилась по всей округе. Однажды к нему на прием пришел купец.
— Я делал тебе только добро, кормил тебя несколько лет, и даже то, что я выгнал тебя из дому, сделало тебя известным ребе, — обратился купец к реб Зуше. — Но с тех пор как ты покинул мой дом, мои дела пошли совсем плохо. Почему мне не помогло то, что я вместо тебя поселил именитого раввина?
… Прежде чем продолжить чтение, спросите себя: как бы вы ответили на этот вопрос? Думаю, сказали бы: то, что купец помогал неизвестному бедняку, было проявлением бескорыстной любви к ближнему, а то, что захотел поселить известного раввина во имя большей награды — корыстной любовью к самому себе. Впрочем, в книге «Хаим шейеш багем» приводится следующий ответ реб Зуше…
— Небеса относятся к человеку так, как он относится к людям, — сказал реб Зуше. — Если человек снисходителен к людям, то и Небеса проявляют снисходительность к нему. Если же человек начинает строго судить людей, то и Небеса начинают относиться к нему со всей строгостью Небесного суда. Когда ты снисходительно помогал «бездельнику» реб Зуше, то и Небеса проявляли милосердие к тебе, способствуя твоему успеху, который ты, возможно, не совсем заслужил. Однако когда ты начал судить людей и нашел более достойного поддержки человека, чем я, то и Небеса, мера за меру, нашли человека более достойного успеха, чем ты!

(По материалам evreimir.com)

© נצרים בהר אפרים · 20 сентября 2021
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейские заповеди»