Есть в Библии принцип: причинённый ущерб виновник должен возместить. Причём в точности. Стоимость возмещения должна быть не больше и не меньше ущерба. Скотину за скотину, око за око, зуб за зуб. Но как быть, если у виновника нет ни скотины, ни денег, ни имущества? В случае нанесения увечья всё ещё сложнее: оценить ущерб невозможно. Если человек потерял трудоспособность, а у него много детей, то сумма могла быть очень приличной. Если у человека не хватало финансов и имущества на покрытие ущерба, на него вешали обязанность отдавать пострадавшему часть дохода. Иногда нарушителя обязывали работать на пострадавшего. Это и называется в Библии рабством.
Были и другие пути стать рабом. Например, Иаков влюбился в Рахиль и захотел взять её в жёны. Но денег у него не было. Он впрягся к Лавану в рабство на 7 лет. Ему никто не ограничивал свободу, он не был лишён своих прав, его никто не изнурял непосильным трудом. В итоге Иаков вышел из рабства с большим состоянием и двумя жёнами.
Рабы имели право обладать имуществом и могли выкупить себя. В субботний год все рабы подлежали освобождению. Вместе со своим имуществом. Если кто-то сам не стал рабом, но отдал в погашение долгов дом или земельный участок, то недвижимость также возвращалась ему в субботний год. Рабы могли сочетаться браком со свободным (свободной).
Для понимания библейского рабства можно вспомнить притчу о талантах. Рабы пользовались экономической свободой, правом и в некоторых случаях обязанностью распоряжаться имуществом господина, несли ответственность за свои действия.
Это совершенно не то, что творилось у соседних народов. Библейское рабство - это по сути отношения между должником и кредитором.
Христиане вплоть до конца XIX века применяли институт рабства, но, к сожалению, использовали совсем другой механизм.
Рабство
-
- Администратор
- Сообщения: 1188
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
Правила рабства
... если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
© Исход 21:2-6
если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
© Исход 21:2-6
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Правила рабства
Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;
если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее;
если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;
если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
© Исход 21:7-11
если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее;
если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;
если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
© Исход 21:7-11
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Правила рабства
А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;
и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.
© Исход 21:20-21, 26-27
но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;
и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.
© Исход 21:20-21, 26-27
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Рабство - христианская модель
СВОБОДА ОТ РАБСТВА
Рабовладение представляет яркий пример отклонения человеческой культуры от Божьего замысла, которое исправляется постепенным преображением культуры под влиянием Благой Вести. В европейской культуре это произошло даже дважды!
Уже в ветхозаветном Израиле насаждалось понимание, что свобода является естественным состоянием всякого человека, а рабство – явление противоестественное и временное. Рабу предоставлялся еженедельный отдых наравне с хозяином (Исход 20:10). Хозяин был в ответе за нанесенные рабу увечья (Исход 21:27), а беглого раба было запрещено выдавать его господину (Второзаконие 23:15). Единоплеменник не мог пребывать в рабстве более шести лет (Второзаконие 15:12). А каждый пятидесятый год провозглашался юбилейным, когда все жители страны обретали свободу, независимо от национального происхождения и социального статуса (Левит 25:10).
С распространением Благой Вести, для которой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:11), представление о свободе, как о неотъемлемом праве всякого человека, начинает проникать в мировоззрение европейских народов. Постепенно хозяева либо сами дают волю своим рабам, либо предоставляют им возможность выкупить себя из рабства. Церковь активно поддерживает эту тенденцию и всячески поощряет ее.
Вот цитата из пламенной речи выдающегося проповедника IV века Иоанна Златоуста (347-407): «Я владею, говорите вы, рабами и рабынями; они рождены в моем доме. Какая гордость и дерзость! Эти слова - крик возмущения против Бога... Я владею рабами и рабынями! За сколько вы их купили? Что вы нашли в мире, что могло бы стоить человека? В какую цену вы оцениваете разум? Сколько оболов вы заплатили за образ Божий?»
По мере распространения Благой вести, уже в IV-V вв. рабство исчезает в Римской империи, а в VIII-IX вв. - и среди прочих народов Европы. (Какое отношение к этому имело восстание Спартака в 74 г. до н.э. - вопрос к Карлу Марксу и его последователям.)
Вторично рабство бурно расцветает в североатлантической культуре уже в новое время, в XVII веке, в связи с колонизацией Африки. Материально заинтересованные политические круги ведут активную деятельность по обоснованию и легализации порабощения жителей колонизируемых земель и торговли ими. Писание же осуждает подобную деятельность как человекохищничество (1 Тимофею 1:10). Поэтому, несмотря на огромные доходы, которые приносил этот грязный бизнес как самим работорговцам, так и государственной казне в виде налогов, христиане не переставали провозглашать, что неотъемлемые права на свободу, семью, имущество и стремление к счастью даны человеку Богом при его сотворении, и любое посягательство на них неприемлемо.
Примечательна в этом плане деятельность Уильяма Уилберфорса (1759-1833), благодаря усилиям которого работорговля была объявлена в Великобритании вне закона в 1807 г., а рабство - в 1833 г. (еще при жизни законодателя). Для достижения своей цели Уилберфорс использовал адаптационные механизмы, свойственные политической культуре британского парламентаризма, хоть это и заняло почти всю его жизнь. С другой стороны, принудительный характер преобразований и нетерпение со стороны нерабовладельческих кругов в североамериканских штатах привели к Гражданской войне в США 1861–1865 гг. В итоге рабовладение было отменено, но еще сотня лет понадобилась там для устранения расовой сегрегации, а рудиментарные проявления дискриминации на расовой почве имеют место до настоящего времени.
(с) Сергей Головин
Рабовладение представляет яркий пример отклонения человеческой культуры от Божьего замысла, которое исправляется постепенным преображением культуры под влиянием Благой Вести. В европейской культуре это произошло даже дважды!
Уже в ветхозаветном Израиле насаждалось понимание, что свобода является естественным состоянием всякого человека, а рабство – явление противоестественное и временное. Рабу предоставлялся еженедельный отдых наравне с хозяином (Исход 20:10). Хозяин был в ответе за нанесенные рабу увечья (Исход 21:27), а беглого раба было запрещено выдавать его господину (Второзаконие 23:15). Единоплеменник не мог пребывать в рабстве более шести лет (Второзаконие 15:12). А каждый пятидесятый год провозглашался юбилейным, когда все жители страны обретали свободу, независимо от национального происхождения и социального статуса (Левит 25:10).
С распространением Благой Вести, для которой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:11), представление о свободе, как о неотъемлемом праве всякого человека, начинает проникать в мировоззрение европейских народов. Постепенно хозяева либо сами дают волю своим рабам, либо предоставляют им возможность выкупить себя из рабства. Церковь активно поддерживает эту тенденцию и всячески поощряет ее.
Вот цитата из пламенной речи выдающегося проповедника IV века Иоанна Златоуста (347-407): «Я владею, говорите вы, рабами и рабынями; они рождены в моем доме. Какая гордость и дерзость! Эти слова - крик возмущения против Бога... Я владею рабами и рабынями! За сколько вы их купили? Что вы нашли в мире, что могло бы стоить человека? В какую цену вы оцениваете разум? Сколько оболов вы заплатили за образ Божий?»
По мере распространения Благой вести, уже в IV-V вв. рабство исчезает в Римской империи, а в VIII-IX вв. - и среди прочих народов Европы. (Какое отношение к этому имело восстание Спартака в 74 г. до н.э. - вопрос к Карлу Марксу и его последователям.)
Вторично рабство бурно расцветает в североатлантической культуре уже в новое время, в XVII веке, в связи с колонизацией Африки. Материально заинтересованные политические круги ведут активную деятельность по обоснованию и легализации порабощения жителей колонизируемых земель и торговли ими. Писание же осуждает подобную деятельность как человекохищничество (1 Тимофею 1:10). Поэтому, несмотря на огромные доходы, которые приносил этот грязный бизнес как самим работорговцам, так и государственной казне в виде налогов, христиане не переставали провозглашать, что неотъемлемые права на свободу, семью, имущество и стремление к счастью даны человеку Богом при его сотворении, и любое посягательство на них неприемлемо.
Примечательна в этом плане деятельность Уильяма Уилберфорса (1759-1833), благодаря усилиям которого работорговля была объявлена в Великобритании вне закона в 1807 г., а рабство - в 1833 г. (еще при жизни законодателя). Для достижения своей цели Уилберфорс использовал адаптационные механизмы, свойственные политической культуре британского парламентаризма, хоть это и заняло почти всю его жизнь. С другой стороны, принудительный характер преобразований и нетерпение со стороны нерабовладельческих кругов в североамериканских штатах привели к Гражданской войне в США 1861–1865 гг. В итоге рабовладение было отменено, но еще сотня лет понадобилась там для устранения расовой сегрегации, а рудиментарные проявления дискриминации на расовой почве имеют место до настоящего времени.
(с) Сергей Головин
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Коммент из Фейсбука
Вопросу судейства и возмещения не один трактат в иудаизме посвящен.Holy Scripture писал(а): ↑08 фев 2019, 13:57Скотину за скотину, око за око, зуб за зуб. Но как быть, если у виновника нет ни скотины, ни денег, ни имущества?
Очень интересно читать мудрецов о справедливости.
К примеру, упомянутое око за око.
Допустим один человек лишил по случайности глаза другого. И вроде как нужно и у него один забрать.
А если у виновника всего один глаз... Лишившись, он станет незрячим, а потерпевший таки сохранил способность видеть.
Несправедливо, однако.
Что касается рабства, не смотря на название, у рабов много прав было. Уверен, что сейчас немало желающих нашлось бы в том рабстве оказаться.Holy Scripture писал(а): ↑08 фев 2019, 13:57Рабы пользовались экономической свободой, правом и в некоторых случаях обязанностью распоряжаться имуществом господина, несли ответственность за свои действия.
А в целом рабство в классическом понимании сейчас процветает. Но люди считают себя свободными)
© Александр Басин
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»