Правила изучения Библии

История Библии, текстуальный анализ, критика, проблемы переводов

Правила изучения Библии

Сообщение Holy Scripture » 21 ноя 2014, 16:44

Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту


Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.

Недавно кто-то написал мне записку, в которой были строчки из книги Наума 1:7: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него». Я, конечно, оценил заботу, но почему мой заботливый товарищ не включил в записку и следующий стих: «Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак»? Ну, ладно, я понимаю, что со следующим стихом ободрение звучит не совсем нежно. Хотя мне начинает казаться, что наметилась проблема с тем, как христиане используют Библию.

Христианам нравится читать и цитировать Писание маленькими, вырванными из контекста фрагментами. И делают они это всё время. Сознают ли они или нет, но зачастую смысл таких фрагментов получается полностью искажённым.

Появилось солидное количество приложений для смартфонов, позволяющих даже в Твиттер отправлять эти маленькие святые «наказы». Но приложения эти - всего лишь продолжение проблемы, которая уже давно существует среди нас. Приведу несколько примеров того, как мы ошибочно вырываем стихи из их естественного контекста.


«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо» (Книга пророка Иеремии 29:11).

Иногда кажется, что этот стих в Библию вписали прямиком с христианского мотивационного постера. Ой, подождите-ка! Я вас уверяю, что я как раз на одном таком постере видел этот стих! Неудивительно, что этот стих лидирует в списке самых цитируемых на сервере BibleGateway.com в 2013 году. Ты проснулся и не с той ноги встал? Не расстраивайся. У Бога имеются намерения о твоём дне! На работе проблемы? Вдохнул, выдохнул, успокоился! Тебя ждёт великое будущее! С деньгами напряжёнка? Расслабься! У Бога намерения во благо - быть тебе богатеем!

А дело-то вот в чём: слова из 29-й главы книги Иеремии никакого отношения не имеют к проблемам с причёской, корпоративным гонкам и финансовому благополучию. В 597 году до нашей эры царь Навуходоносор напал на Иудею. 10000 жителей Иерусалима оказались в плену в Вавилоне, который был за тысячу километров от родного города. Они всё потеряли. Они не знали, что их ждет дальше.

И Иеремия в Иерусалиме пишет пленникам в Вавилоне, чтобы те продолжали жить: «Стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жён и рождайте сыновей и дочерей». Другими словами: друзья, вам придётся в изгнании пожить некоторое время. И Бог обещает, что это ещё не конец истории. Через 70 лет изгнанники вернутся на родину. В этом была надежда и будущее, о котором в 11 стихе говорит Иеремия. Между прочим, эти надежду и будущее большинству изгнанников не суждено было увидеть. Семьдесят лет и тогда были довольно большим сроком. Будущее, описанное в этом стихе, должно было быть передано их детям и внукам. Так что слова Иеремии 29:11 вам лично ничего не гарантируют.

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Послание к Римлянам 8:28).

Давайте договоримся этот стих убрать со всех открыток раз и навсегда!

В Римлянам 8:28 ни в коем случае не говорится, что потеря работы или рак печени каким-то образом может содействовать вам ко благу. Перевести этот отрывок правильнее было бы, наверное, так: «Во всех обстоятельствах Бог содействует ко благу тех, кто любит Его». То есть, какие бы ни были обстоятельства - хорошие, плохие - Бог борется за вас.

В послании к Римлянам Павел утверждает, что Иисус пришёл спасти и иудеев, и язычников от смерти, объединив их в новую семью. Павел знает, что ничто не сможет помешать планам Бога. «Тварь освобождена будет от рабства тлению», а мы вместе с ними. Тот «хэппи энд», о котором говорится в 29-м стихе, совсем не о новой работе или продаже дома за хорошую цену. Это про самый главный «хэппи энд» - обновление всего творения.

Приведу цитату Н.Т. Райта: «Весь мир стонет, и мы стонем вместе с ним. Но пока мы стонем, Бог стоит рядом с нами, и Он доведёт всё до счастливого конца». Об этом в Римлянам 8:28 говорится.

«Просите, и дано будет вам» (Евангелие от Луки 11:9)

Ну, как тут отказаться от этого искушения (весьма прибыльного для некоторых проповедников) не воспользоваться этим стихом в качестве «железного» обещания. О чём ни попросите, будь то повышение по службе, богатство, супруга-красавица - Бог вам не откажет.

Тут главное - не смотреть на контекст этого стиха, чтобы, не дай Бог, не увидеть, как Христос рассказывает, о чём именно просить нужно. После короткого эпизода с Марфой и Марией, где Иисус защищает Марию за то, что та выбрала более важное - быть ученицей Христа и гражданкой Небесного Царства, - последователи Спасителя спрашивают, как нужно молиться. Иисус рассказывает, что нужно просить и хлебе насущном, о приближении Царства, о прощении грехов. И только после этого Он говорит: «Просите, и дано будет вам».

То есть это не «о чём ни попросите», а «просите о Царстве, и будет вам дано».

«Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Послание к Филиппийцам 4:13)

Что происходит, когда мы к Библии относимся, словно это коллекция красивых отрывков? Как выразился редактор одного христианского издания: «Если так делать, то Филиппийцам 4:13 касается темы спортивных состязаний, а не долготерпения в нужде». Для некоторых «всё могу» - это про забитые голы и выигранные секунды. Но Павел-то совсем не об этом пишет. Он рассказывает, что научился довольствоваться тем, что есть, в любых обстоятельствах: богатстве, бедности, в сытости и голоде, в тюрьме и на свободе. И «всё могу» - это не «всё могу сделать», а «всё могу пережить». И в контексте данной книги - «переживу и тюрьму».

«Ибо нищих всегда имеете с собою» (Евангелие от Матфея 26:11)

Вполне возможно, что этот стих и не так часто упоминается, но тем менее, как правило, упоминается в неправильном контексте. Когда я был маленьким, в моей церкви эту фразу часто произносили, чтобы как-то принизить человеческие попытки бороться с бедностью: «Всегда будут бедные люди. Так Иисус сказал. Так зачем с бедностью бороться?» Только вот контекст этого высказывания Иисуса имеет несколько иной оттенок. Иисус цитирует 15 главу Второзакония, где Бог заповедует Израилю прощать долги каждые 7 лет. «Не будет среди вас нищих», - настаивает писатель, - «нужно только следовать повелениям Бога». А спустя несколько строк добавляет: «На земле всегда будут нищие». Это было констатацией факта, а не оправданием апатии. Напротив, это ещё одна причина помогать бедным.

Иисус упоминает Второзаконие 15, когда объясняет, почему не стоит жалеть, что женщина омыла Его ноги дорогим маслом, а не раздала деньги нищим. В Евангелии от Марка этот эпизод записан в несколько расширенной версии: «Бедные всегда будут с вами, и вы можете им помогать в любое время». Наверное, нужно больше внимания уделять как раз второй части этого высказывания.


Что общего у всех этих ошибочно используемых стихов из Библии? Ну, во-первых, все они практически могут уместиться в один твит. Но такая Твиттер-Библия часто сбивает нас с правильной дороги, потому что культивирует поверхностное отношение к тексту Писания. Вы же понимаете, что в оригинальном текст Библии нет разделения на главы и стихи?

Но есть и более разрушительный эффект такого отношения к Библии. Если можно не учитывать контекст отрывка, то можно в конечном счёте превратиться в нарцисса, читающего Писание. Вдруг оказывается, что Иеремия 29:11 говорит обо мне, а не о давно умерших изгнанниках в Вавилоне. Филиппийцам 4:13 тогда говорит о моих личных достижениях, а не о надежде, которую Павел пронёс сквозь тяготы тюремной жизни.

А Библия-то не только обо мне. Более того, её даже не для меня написали первоначально. И, как ни парадоксально это звучит, если я хочу понять, что Библия говорит мне лично, мне нужно читать её, помня обо всём этом.


© Бен Ирвин, Христиане.ру
© Это перевод вот этого
Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Разные понимания Библии - как это возможно?

Сообщение FontCity » 27 июл 2016, 09:57

Встречался в Сакраменто с Александром Шевченко. Понял, что мы с разных планет. Между нам сотни световых лет.

И дело не в том кто прав, а кто не прав! Тупая боль по дороге с ресторана: почему? кто это сумел сделать? как так вообще может быть? Один Бог, одна Библия, даже из одного народа. Но вся мировая картинка, роль церкви, оценки и подходы... все как с другой планеты.

Специально не хочу писать не один из его тезисов, это принесет только войну. Но сам факт, что все гораздо, гораздо хуже, чем я думал, что мы совсем отдалились и видим все по разному, мне говорит о том, что на земле заварен смертельный информационный коктейль. И мир, и христианство в том числе. Уже никогда не будет как прежде.

И вот подумалось: а ведь однажды Господь вообще всех разделит на правую и левую сторону. В такие моменты как-то становится страшно, ведь каждый уверен, что будет с правой стороны, но откуда-то возьмутся левые.

Помилуй, Господи, меня и просвети и дай видеть все в Твоем свете!

© Сергей Демидович, христианский проповедник, журналист
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Библия двумя словами

Сообщение FontCity » 05 сен 2017, 10:08

ПРИЕЗЖАЙТЕ - ОБХОХОЧЕТЕСЬ!

Выпускница филологического факультета МГУ пишет, что прочитала Библию, потому что она входила в список обязательной литературы. "Восприняла ее как собрание какого-то безумного множества запретов, жестокостей, кар ни за что... в общем, полный мрак и беспросвет... Но в принципе, характерный и для других древних мифологий, так что даже не особо возмутительный".

Как говорится, "всё, что вам надо знать о филфаке МГУ".

Бриллиантовая любовь Песни Песней? Изысканный стоицизм Иова? Страстный жар псалмов? Какое там! Мрак и беспросвет!

То ли дело меню в кафе рядом с филфаком. Этот текст изучается вдумчиво.

Ах, в Библии предписана смертная казнь за нарушение субботы!

А что за нарушение субботы казнен Иисус - как-то не вычитано. Очевидно, после сотой страницы книгу захлопнули.

Это к вопросу о том, что такое школа вообще и российская школа в частности. Включая высшую, конечно - чем выше школа, тем выше градус оглупления и, соотвественно, агрессивной самоуверенности. Под лозунгами гуманизма или православия, без разницы.

А хеппи-енды "Ромео и Джульетте", "Онегина" и "Княжны Мери" вас устраивают, гг. выпускники филфака? А братья Карамазовы - не полный мрак и беспросвет? Анна Каренина чем заканчивается? Мастер и Маргарита, кажется, не жили долго и счастливо, только умерли в один день?

Мрак и беспросвет, беспросвет и мрак!

То ли дело "Алые паруса". Или "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Или современный какой-нибудь римейк этих подростковых библий, с розово-голубыми обрезами! Давайте мыслить позитивно! Давайте быть гуманистами!

Давайте быть гуманистами. Долго ли умеючи - в Эразмы Роттердамские. Или во Владимира Галактионовича Короленко. На худой конец, в Ханну Арендт.

Только что-то не наблюдается короленок и арендт среди тех, кто в "древних мифологиях" видит мрак и беспросвет. Может, потому что кто не умеет читать, тот и писать не умеет? Не складывать из слогов слова, а понимать, думать и передавать другим свои мысли?

И эти люди фыркают на религию. Не о религии идёт речь, а о простой грамотности - образованности. Подписывать фейсбучные петиции - это ещё не образованность.

Мрак и беспросвет... Да. И в этом мраке и беспросвете светит свет. Кто считает вершиной кулинарного искусства сахарную вату, а вершиной искусства изобразительного - белорозового единорога, тот, конечно, из тех детей, о которых Господь сказал "не мешайте им приходить ко Мне". Действительно, что им мешать? Они сами себе так помешают, что мало не покажется. Но, честное слово, лучше уж какой-нибудь психопат, кричащий "кишкой последнего попа последнего царя удавим", чем любители сахарной ваты, которые вдруг соприкоснулись с реальной жизнь и отшатнулись: "Мрак и беспросвет".

© Священник Яков Кротов, 3 сентября в 22:34
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Правила изучения Библии

Сообщение FontCity » 22 авг 2018, 17:20

Читая Библию, нужно знать главное правило - Священное Писание и апокрифы воспринимаются через призму Пятикнижия Моисеева (Тора). Если внимательно прочитать Тору, то сразу по-другому осознаются остальные книги Библии (ТаНаХ). Невозможно понять Пятикнижие без традиционных еврейских комментариев на основе Талмуда. Это знают не только иудеи, но даже христиане. Книгу Брейшит/Бытие многие еще могут осилить читать без комментариев, но сразу возникает множество трудностей в понимании текста, например, "почему хищники питались травой?" Смотрите Брейшит/Бытие. Глава 1, стих 30.

Если начинать читать с книги Шмот/Исход (то есть читать без комментариев), то будет "взрыв мозга". Читатели приходят к неверным выводам. Например, что у Моисея было несколько отцов его жены (на самом деле ответ прост - у тестя Моисея пять имен). Можно вообще не понять текст, так как в Торе события могут описываться не по хронологическому порядку.

Пятикнижие написано для всех поколений человечества, но в Торе используются обороты речи поколения Исхода, это важно знать для понимания терминологии, титулов и географических названий. Имена собственные несут в себе огромное количество информации, это свойство отлично проявляется масоретском тексте Торы, во многом оно утрачено в Септуагинте.

Важное правило понимания Пятикнижия Моисеева - негативные события воспринимаются как исключение из правила и не могут быть примером для подражания, а позитивные могут служить руководством к дальнейшим действиям.

Многие думают, что Тора/Пятикнижие - это сухой, жестокий закон, предназначенный только для евреев. Но это не так. Тора дана для всего человечества. Важно знать, что там, где написано "убить", "выколоть глаз" или "отрубить руку" - на самом деле подразумевается денежный штраф. В тех случаях, когда действительно полагается смертная казнь, то это становится возможным только после серьезного судебного разбирательства в высшей инстанции.

© Иди Ковальчук
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Обладатели истины

Сообщение FontCity » 22 окт 2018, 08:46

Сергей Кирюшатов
Администратор ·
20 октября в 12:00

О ПОНИМАНИИ ПИСАНИЯ

Сегодняшние проповедники претендуют на исключительность мыслей, на истинность учений своей деноминации. А задумываются ли сегодня проповедники, насколько исключительны их мысли или истинны учения, преподаваемые в церкви? Допускают ли сегодняшние проповедники мысль, что они могут быть неправы в толковании еврейских писаний (Библии)?

Предлагаем взвесить свои проповеди и учения и прислушаться к словам автора статьи.

---------------

Вы когда-нибудь слышали, чтобы проповедь начиналась со слов:

«Все, о чем я буду говорить - не есть истина, но попытка размышлять об истине в стремлении приблизиться к ней».

Я понимаю так: ИСТИНА, как она есть, содержится в БИБЛИИ на древнееврейском языке. Все остальное - это наши понимания, интерпретации, версии и т.п. Мы понимаем, что даже наше чтение вслух - уже интерпретация: можно интонацией расставить «свои» знаки препинания, тем более, в оригинально еврейском тексте нет ни заглавных букв, ни пунктуации, что может изменить смысл. Понижение и возвышение нашего голоса и т.п.

Тем более, рассуждение над текстом и высказывание своих мыслей есть интерпретация текста, не претендующая на истинность. Это наше личное, субъективное понимание. Так что очень важно добавлять здесь: «Я ТАК ПОНИМАЮ. Это только мое личное понимание».

И в лучшем случае наше понимание как-то приближается к истине, но не есть сама истина. Это в лучшем случае!! В чем-то наше восприятие священных текстов подобно мерцающему свету.

Наше понимание может приоткрыть дверцу в размышлении над какой-то маленькой частью истины. Ведь истина гораздо больше понимания конкретного человека, общины, деноминации и т.п.

Это верно в силу определения. Если бы мы предположили, что у Бога есть мозги, они в любом случае больше наших. И Его мысли в нашем разуме просто не умещаются.

«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис.55:8-9)

«Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, ГАДАТЕЛЬНО,… теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». (1Кор.13:12)

Мы не можем претендовать на обладание всей полнотой истины, но только отдельных ее пазлов и при том - ГАДАТЕЛЬНО (1Кор.13:12).

Мы можем бесконечно приближаться к истине. И, думаю, очень важно, чтобы мы делились друг с другом нашими откровениями и нашим пониманием текста. Это ответственность каждого из нас, поскольку каждый из нас имеет уникальный набор инструментов для исследования и поиска истины: возможностей, способностей, талантов. Так откровение, получаемое посредством размышления, - уникально. То, как прочитает Библию музыкант, например, - юрист никогда не сможет прочитать. В свою очередь кулинар прочитает ее великие тексты не так, как поэт или бизнесмен, или агроном.

Если мы будем делиться той малой частью откровения истины с другим, а этот другой поделится с нами, то сектор нашего восприятия и понимания расширится. Т.е., чем больше у нас будет разных пониманий, тем больше мы будем иметь возможности приблизиться к познанию истины, и тем более мы будем приближаться к ней.

Нередко мы читаем текст Писания и понимаем его по-разному. И каждый настаивает на своем прочтении. Часть нашего понимания мы канонизируем и стремимся оформить в виде жестких формул, не допускающих двоемыслие.

Среднестатистический верующий не любит «разные» понимания. Это мешает ему жить «спокойно». «Скажите, как правильно, и не морочьте мне голову!»

Когда человек знает, что именно его понимание, его точка зрения - единственно правильная, - это значит, что все остальное, другие взгляды - не верны и не есть истина.

Канонизируя определенное понимание, даже если оно было действительно верным на то время и для тех обстоятельств, мы ограничиваем себя. Кто-то из великих сказал: «Часть истины, выдающая себя за всю истину – есть ложь». Т.е. ограниченная истина превращается в ложь.

Когда мы прочитываем текст Библии и имеем о нем свою версию понимания, но при этом допускаем наличие и других версий, даже если они нам не нравятся и мы с ними не согласны; когда мы принимаем возможность наличия нескольких мнений, кроме нашего, это значит, что мы - НЕ ОБЛАДАТЕЛИ ИСТИНЫ в последней инстанции. Действительно, вся истина принадлежит только Богу. И если мы стремимся познать истину и приблизиться к ней, это зависит от наших отношений с Творцом и наших отношений с ближним и то, как мы принимаем его и его мнение.

Закончить этот пост хочу словами филолога С.С. Аверинцева, каждый раз завершавшего свои лекции словами «…А МОЖЕТ БЫТЬ, ВСЕ СОВСЕМ НАОБОРОТ».

© Эфраим Калиш
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Вернуться в Библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Яндекс.Метрика