Святость

Что означают термины и идиомы Священного Писания?

Святость

Сообщение FontCity » 04 июл 2011, 12:37

В современных словарях понятие «святость» обычно определяют как «праведность»: воздержание от греха, житие богоугодной жизнью, благочестие, добродетель, стойкое исповедание веры, твёрдое следование церковным правилам.

Святыми обычно признают аскетов, людей, занимающихся самоистязанием или принявших мученичество за свою веру. Очень часто святыми называют людей, имеющих особые заслуги перед церковью: благотворителей, авторов духовной литературы, успешных церковных управленцев. Конечно же, святы все церковные иерархи. Наиболее высокопоставленные руководители католической и православных церквей (Папа, патриархи, епископы) носят титул святейших. Ещё одна весомая причина причисления к лику святых - чудотворство. Например, исцеления, предотвращение бед, точные пророчества.

Отношение к официальным святым и потенциальным претендентам на это звание в изрядной степени оккультное и мистическое. Считается, что святые исполнены Духа Святого. За ними признают способность прямого общения с Богом, получения информации непосредственно от Бога и влияния на Него. После своей блаженной кончины святые продолжают своё заступничество перед Богом за единоверцев, ниспосылают знамения, предупреждают об опасности, оказывают всяческую другую помощь своей церкви в земных делах.

Увы, такие представления о святости ничего общего с Библией не имеют.

Павел, автор половины произведений Нового Завета называет себя Апостолом, призванным «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Галатам 1:1, а также 1-е Коринфянам 1:1, 2-е Коринфянам 1:1, Ефесянам 1:1, Колоссянам 1:1 и др.). В то же время он считает себя первым из грешников (1-е Тимофею 1:15). Более того, он пишет: «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23, а также 11:32, 3:9-12, Галатам 3:22 и др.). С ним солидарны Иоанн (1-е Иоанна 1:8-10), Соломон (Екклесиаст 7:20, Притчи 20:9) и другие библейские пророки (Иов 15:14, Исаия 53:6, 64:6, Иаков 3:2 и мн. др.). Пророк Божий Моисей, передавший человечеству Закон, - убийца. Апостол Пётр трижды отрёкся от Христа в ночь Его ареста. Тяжкие грехи совершали и другие библейские герои, которые, тем не менее, считаются святыми. Это всё означает, что праведность не является синонимом святости.

Библейское понятие «святой» - «קדש» (кадáш) - означает «специально обособленный, предназначенный для служения Богу, отделённый от всего остального». Израиль, например, называется святым народом не потому, что все евреи праведники или что среди евреев обитает Дух Божий, а только потому, что этот народ был выделен Богом для служения Ему. Очень показателен стих 23:17 Второзакония. Для обозначения людей, назначенных или добровольно посвятивших себя культовой проституции при храме, Моисей использовал родственные слова - «קַדֵש» (кадéш) и «קִדֵשַה» (кидешá). Авторы Синодального перевода перевели их словами «блудник» и «блудница» соответственно.

Первые христиане называли себя святыми именно потому, что посвящали Богу свою жизнь. При этом часто продавали своё имущество, отказывались от всего мирского (Деяния 2:45, 4:34-37 и др.). Освящение колена Левия, Аарона, первосвященников, пророков и даже Иисуса - это возложение на них миссии исполнять Божье поручение (Исход 29:44, 30:30, 40:13-15, 1-я Паралипоменон 23:13, Иоанн 10:36 и др.). Освящение первосвященнических одежд, скинии, Храма, жертвенника и других предметов, необходимых для богослужения, - это суть выделение их для этих целей. Священная утварь - это то, что предназначено для использования в богослужении.

Сложнее дать определение понятию «святыня». Конечно же, это не место паломничества, не чудодейственная реликвия и не объект поклонения. Это всё то, что предназначено Богу. В ветхозаветное время, до великой жертвы Христа, которой Он искупил грехи всего человечества, грех уничтожался посредством левитского служения. Ключевую роль в этом процессе играло жертвоприношение. Грех особым образом перекладывался на жертвенное животное, после чего оно посвящалось Богу. Таким образом, грех через жертву становился святыней.

Библейский календарь предусматривает множество праздников - дней, в которые необходимо отказаться от всех дел и посвятить себя богоугодным делам. Самый главный библейский праздник - суббота. Господь выделил один день недели для отдыха и богопоклонения (Исход 23:12, Второзаконие 5:14 и мн. др.). Поэтому Писание называет его - святая суббота (Исход 20:8-11, Исаия 58:13-14 и ещё десятки упоминаний).

Аскетизм и самоистязание ни коим образом не поощряются Библией. Наоборот, Писание утверждает: «телесное упражнение мало полезно» (1-е Тимофею 4:8, Исаия 58:5, кроме того Левит 19:27-28, 21:5-6 и др.). Изтязания собственного тела чрезмерной физической нагрузкой, тяжёлыми условиями жизни, веригами, изнурительное голодание, отказ от медицинской помощи и другие способы причинения себе физических страданий - полная противоположность библейских требований по уходу за своим телом. Библия объявляет тело человека сосудом для Святого Духа и предписывает содержать его в идеальном состоянии. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы» (1-е Коринфянам 3:16-17, 6:19-20 и др.). Самоистязания свидетельствуют о больной психике и непонимании Священного Писания, но никак не о святости.

Согласно Священному Писанию, умершие лишены каких-либо чувств, памяти и не способны ни на что повлиять (Екклесиаст 9:5-6, 9:10 и мн. др.). Умершие не могут служить Богу (Псалтирь 113:25, 87:11 и др.). Тем не менее, по воскресении все те, кто посвятил себя Богу, вновь обретут свою святость и будут вместе со Христом судить мир (1-е Коринфянам 6:2, Матфей 19:28 и др.). «Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» (Даниил 7:18, а также Откровение 20:4 и др.).
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4278
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Путь достижения святости

Сообщение FontCity » 17 авг 2013, 21:34

В Новом Завете часто упоминается понятие - святость, святой. Где слово "святой" может быть понято как "отделённый". Без сомнения - концепция святости не мистическая или абстрактная идея и, конечно, не новая. Она целиком основана на предписаниях, данных ещё в книгах Танаха или, говоря общепринятым христианским термином, - в Завете Ветхом.

К примеру: "И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его" (Исх 22:31).

Слова "святы должны вы быть" - есть основной тон всей главы, который звучит в самых различных предписаниях, там содержащихся:
• в уважении и почитании родителей,
• в помощи нуждающимся,
• в точной оплате каждой рабочей минуты наемного работника,
• в честной торговле, в недопущении ненависти и доносительства,
• в любви к ближнему, в дружелюбии к чужеземцу,
• в равных правах богатых и бедных, в правильности мер и весов,
• а также в отказе от всего нечистого, неразумного или языческого.

Святости достигают не бегством от земной жизни, не пренебрежением всеми человеческими связями, семьёй и профессией, но только духовностью, с которой исполняют все обязательства, накладываемые жизнью, во всех их простых каждодневных мелочах.

© Изображение Игорь Цыба, Facebook, 16 августа в 17:05
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4278
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Святость по-еврейски

Сообщение FontCity » 31 янв 2015, 22:57

СВЯТОСТЬ, религиозная категория, происходящая из сферы культа и приобретшая значение идеального морального совершенства. В Библии святость обозначается словом קֹדֶשׁ, кодеш, в мишнаитском иврите קְדֻשָּׁה, кдушша, а то, что считается святым, - קָדוֹשׁ, кадош. Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша (Сифра к Лев. 19:2), трактуют глагол с корнем קדש (кдш) как «быть отделенным», «обособленным». Традиционная интерпретация совпадает с данными современной феноменологии религии, которая описывает святое как «совершенно иное», внушающее одновременно благоговение и трепет (нуминозное).

В Библии святость выражает самую природу Бога; Бог, источник святости, именуется Святой (Кадош). Предметы, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные Ему, приобретают святость. Поскольку святость есть сущность Бога, Библия рассматривает моральное совершенство как существенный аспект святости, хотя последняя и не исчерпывается им. В отличие от политеистических религий Ближнего Востока, религия Древнего Израиля не ограничивает святость сферой культа. Святость, исходящая от Бога, относится к природе, истории, человеческому опыту и поведению, а также к избранному народу и завету Бога с ним. Библейская религия предвидит в конце дней универсальное распространение царства святости, которое должно охватить весь мир и все человечество.

Святость Бога выражается в Библии определениями, указывающими на моральное совершенство и в то же время грозное величие (Пс. 89 [в русской традиции 88]:7,8; 99 [98]:3; 111 [110]:9). Место, где Бог является человеку, именуется «страшным» (Быт. 28:17). Страшны и дела Божьи (Исх. 15:14; 34:10; Пс. 66 [в русской традиции 65]:3, 5). Этот грозный аспект Божественной святости отражен в предупреждении держаться в отдалении от внешних проявлений Божественного присутствия (Исх. 3:5; 19:12, 13, 23; Чис. 18:3; ИбН. 5:15). Человек не может увидеть лицо Божье и остаться в живых (Исх. 33:20); само приближение к скинии грозит смертью (Чис. 4:20; 18:13). Бог «величествен святостью» (Исх. 15:11); Его святость ни с чем не сравнима (I Сам. 2:2); путь Его свят (Пс. 77 [76]:14).

Святость в особенности присуща имени Бога, выражающему Его сущность (Лев. 20:3; 22:2, 32; Пс. 103[102]:1; 105[104]:3; 145 [144]:21; I Хр. 16:10). Пророки многократно провозглашают святость Бога. Исайя именует Его Кдош-Исраэль (Святой Израилев; Ис. 1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 30:12,15; 31:1; 37:23). Еще чаще это именование встречается у Второисайи (Ис. 41:14; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:15; 49:7; 54:5; 60:14). Оно появляется у Иеремии (Иер. 50:29) и в Псалмах (Пс. 71 [70]:22). В видении Исайи серафимы, окружающие престол Господа, провозглашают: «свят, свят, свят Господь Сил» (Ис. 6:3). Пророк охвачен чувством греховности - собственной и народа, среди которого он живет (Ис. 6:5). Здесь подчеркивается моральный аспект святости Бога.

Трактовка святости Бога как выражения Его морального совершенства характерна не только для пророков; она присутствует и в так называемом Священническом (или Жреческом) кодексе (см. Библия. Толкование экзегезы и критические исследования Библии. Научное исследование и критика Библии; Ю. Вельхаузен). Чисто ритуальные аспекты святости соединены там с моральными предписаниями (Лев. 19). Пророки углубили и расширили моральные аспекты Божественной святости. Амос (Ам. 2:7) приравнивает угнетение бедных и половую распущенность к осквернению святого имени Бога. Хошеа видит в милосердии атрибут Божественной святости (Хош. 11:8–9); он считает чистоту сердца и отказ от злых дел предпосылками обращения к святому Богу.

Исайя говорит, что Бог явит святость Свою в правде (Ис. 5:16). Второисайя видит в святости Бога силу, несущую избавление народу Израиля (Ис. 41:14; 43:3, 14; 47:4; 48:17; 49:7; 54:15). Святость Бога находит выражение в суде и каре (Ис. 1:4–9; 5:13, 16; 30:8–14; Иех. 28:22; 36:20–32), равно как в милости и избавлении (Ис. 10:20–23; 12:6; 17:7–9; 29:19–21). Иехезкель говорит, что Бог являет святость свою перед лицом народов (Иех. 28:25; 36:23; 38:23), демонстрируя Свою власть над миром.

Всякий человек и всякий предмет, вступающие в какое-либо непосредственное отношение с Богом, наделяются святостью. Человек, предмет или местность вводятся в царство святости действием или повелением Самого Бога. Народ освящается и слышит повеление быть святым, вступая в завет с Богом (Исх. 19:6; Лев. 11:44–45; 19:2; 20:7; Втор. 7:6; 26:19). Ковчег завета был свят, так как считался престолом невидимого Бога. Святыми считались сама скиния и все сосуды, употреблявшиеся в ней. Пророк, призванный к службе Богу, считался святым человеком (II Ц. 4:9). Святость определенных мест и периодов времени устанавливалась Богом (Быт. 2:3). Однако народ Израиля должен был освящать субботу, освященную Богом (Исх. 20:8; Втор. 5:12; Иер. 17:22; Нех. 13:22). Праздники, скиния, жертвенник, Аарон и его сыновья (Исх. 29:43) - все освящены Богом, но должны также пройти ритуал освящения, совершаемый людьми.

Война, которая ведется под покровительством Бога, также рассматривается как служба Богу; воин вступает в сферу святости и должен подчиняться особым запретам, налагаемым на тех, кто причастен к этой сфере (I Сам. 21:5–7; II Сам. 11:11). Однако специфическая область святости - по преимуществу сфера культа: в Библии упоминаются священные одежды (Исх. 28:2, 4; 29:21; 31:10), святые подношения (Исх. 28:36; Лев. 19:8), диадема святыни (Исх. 29:6; 39:30), святое мясо (Исх. 29:31–37), святой елей для помазания (Исх. 30:31–37), святая скиния и все принадлежности ее (Исх. 40:9), святые плоды (Лев. 19:24) и святая пища (Лев. 22:14).

Полярность, присущая понятию святости (см. выше), находит выражение в ритуалах и объектах, связанных с ней. Так, священник, совершавший обряд очищения (например, с помощью пепла рыжей телицы; см. Пара адумма), считался нечистым до вечера (Чис. 19:8–10; Лев. 16:26–28). Нарушение законов о святости грозило смертью: так, сыновья Аарона, Надав и Авиху, внесшие в скинию «чуждый огонь», были сожжены огнем, который «вышел от Господа» (Лев. 10:1–11; ср. Чис. 16–17; II Сам. 6:6; ср. Исх. 19:10–25). Святость может передаваться при физическом контакте с жертвенником (Исх. 29:37; 30:29; Лев. 6:11, 20) и другими священными предметами.

С Божественной святостью ассоциируется понятие Божья слава (кавод), означающее проявление вовне присутствия Бога, в то время как святость (кодеш) выражает Его трансцендентную сущность (Исх. 14:17–18; Лев. 10:3; Чис. 20:13; Иех. 20:41). Исайя связывает оба понятия (Ис. 6:3). Надежда на то, что слава Господня наполнит всю землю, приобретает мессианский оттенок (Чис. 14:21; ср. Зах. 14:20,21).

В Талмуде, Мидраше и позднейшей раввинистической литературе святость неоднократно определяется как `отдельность`, `обособленность` (на иврите пришут, Сифра к Лев. 19:2; см. выше). Этому слову в разных контекстах придаются такие значения:
• строгое воздержание от всяких действий, хотя бы отдаленно связанных с идолопоклонством;
• отделение от всего нечистого и оскверняющего;
• воздержание от употребления мяса и вина (ББ. 60б; Тосеф. Сот. 15:11);
• умеренность в половых сношениях или даже полное воздержание от них (Сот. 3:4; Шаб. 87а; Быт. Р. 35:1). Это последнее значение, по-видимому, заключено и во фразе: «отдельность ведет к чистоте, чистота ведет к святости» (Мид. Таннаим к Втор. 23:15; Ав. Зар. 20б; ТИ. Шк. 3:4; 47в). Законоучители Талмуда считали, что тело человека должно быть свято, так как грех оскверняет не только душу, но и тело.

Святость рассматривается как самая сущность Бога; в раввинистической литературе и устной речи на иврите и других еврейских языках Бог чаще всего именуется «Святой, да будет Он благословен» (Ха-Кадош барух Ху). Божья святость несоизмерима с человеческой и недостижима для человека (Быт. Р. 90:2). Хотя Божья святость абсолютна, еврейский народ освящает Бога (Исх. Р. 15:24), так же как Бог освящает народ (там же). В отличие от святости Бога, святость еврейского народа не составляет его сущности, но зависит от исполнения им мицвот. Центральное место среди мицвот, соблюдение которых освящает еврейский народ, занимает соблюдение субботы. Материальные предметы (Сефер-Тора, тфиллин, мезуза и другие) обладают святостью только тогда, когда они изготовлены лицом, имеющим законное право исполнять соответственные предписание, и с той целью, которой они изначально были предназначены (Гит. 45б). Мишна (Кел. 1:6–9) перечисляет десять восходящих степеней святости, начиная с Земли Израиля и кончая святилищем (Святая святых) Храма.

В раввинистической литературе эпитет «святой» по отношению к человеку применяется с осторожностью. Согласно мидрашу, ангелы хотели при сотворении Адама воспеть ему хвалу как святому созданию, но когда Бог наслал на него сон, они поняли, что Адам смертен, и отказались от своего намерения (Быт. Р. 8:10). Согласно мидрашу, патриархов не называли святыми до их кончины (Ялк. Иов 907). Однако Талмуд называет святым того, кто следует словам законоучителей (Иев. 20а). Во власти человека освятить себя, и если он делает это, хотя бы и в малой мере, он в гораздо большей мере освящается свыше (Иома 39а). Человек может освятить себя, добровольно воздерживаясь даже от того, что не запрещено ему законом, но является морально предосудительным (Иев. 20а). Святость человеческих дел предполагает Божью помощь (Лев. Р. 24:4). Человек, готовый пожертвовать своей жизнью, но не отказаться от своей религии и не нарушить Божьи законы, совершает акт освящения Имени (см. Киддуш ха-Шем). Этот акт воплощает высший идеал раввинистического иудаизма (Бр. 61б).

В хасидизме термин кдушша применяется к цаддику: святость является его атрибутом. Слова, производные от корня кдш, играют важную роль в литургии и вообще в ритуале. См. Каддиш; Кдушша; Киддуш; Пиют; Хевра каддиша.

В средневековой еврейской философии термин «святость» встречается редко и указывает на различие между духом и плотью, вечным и временным, абсолютным и изменяющимся. Бог свят, ибо Он отличен от всего и возвышается над всем. Еврейский народ свят, ибо он отделился от мира с его заботами и обратился к почитанию Бога. Суббота свята, ибо она посвящена духовным, а не земным делам. Имеется тесная связь между понятиями «святость» и «уникальность» в сфере теологии и понятиями «святость» и «отдельность» в сфере этики, хотя первоначальное значение термина «святость» относится к области ритуала. Маймонид ассоциирует идею святости с идеей особенности и уникальности, давая ей крайне интеллектуалистическое толкование.

Бог свят, так как он абсолютно отличен от творения, не подобен ему ни в одном из Своих атрибутов и не зависит от его бытия (Майм. Яд., Иесодей ха-Тора, 1:3). Место, имя или предмет святы лишь постольку, поскольку они обособляются во имя служения Богу. Освящение с помощью предписаний религии также предполагает уникальность и отдельность. Согласно Маймониду, имеется три способа освящения с помощью мицвот:
• освящение добродетелью, то есть воздержанием от плотских желаний и удовлетворением их лишь в пределах необходимого, чтобы целиком посвятить себя Богу;
• исполнение тех предписаний, которые уводят человека от забот о грешном мире и подготавливают его к постижению истины;
• достижение святости путем соблюдения законов о ритуальной чистоте (в учении Маймонида последние два не играют важной роли). Человек, достигший высшей степени святости - как патриархи и Моисей, - свободен от власти плоти и в этом подобен Богу (Майм. Яд., Иесодей ха-Тора, 3:33).

Иехуда ха-Леви в книге «Кузари» утверждает, что Бог свят, ибо Он дух, свободный от пороков, присущих материи. Он правит всем творением, не будучи зависим от него. Святость, согласно Иехуде ха-Леви, - это живая духовная сила, исходящая от Бога и присутствующая во всяком, почитающем Его. Народ Израиля именуется святым, ибо святость, проявляющаяся главным образом в пророчестве, вдохновляет народ и наполняет язык иврит, Страну Израиля и Храм. Человек, стремящийся к святости, должен отделиться от всего нечистого, но не пренебрегать жизнью плоти, чувств и эмоций.

В еврейской философии нового времени средневековые идеи подверглись переосмыслению под влиянием разных светских философских систем. Н. Крохмаль под влиянием Гегеля определяет святость как статичный и пребывающий духовный атрибут, противоположностью которого являются начала динамизма и изменчивости («Море невухей ха-зман»). Святость - это символ духовного, так как она пробуждает духовные мысли. Мицвот освящают, так как исполнение их усиливает духовное восприятие. В отличие от Маймонида и Иехуды ха-Леви, Крохмаль считал, что духовное начало присутствует в природе и истории, и отождествлял его с разумом. Освящение - это не уход от мира, но самоосуществление разума в самом существующем.

М. Лацарус отождествляет Бога с идеей морального поведения. Почитание Бога, следовательно, идентично этике (ритуал - лишь символ чистой этики). Человек достигает святости моральным поведением, а общество освящается, подчиняясь категорическому императиву («Этика иудаизма»). Эта идеальная цель, согласно Лацарусу, никогда не может быть достигнута полностью.

Г. Коген также определяет святое как сферу этической деятельности, место встречи человеческого и Божественного разума. Лишь человек с Божьей помощью может осуществить этический идеал, своим поведением освятив себя и общество («Религия разума»).

Ф. Розенцвейг придерживается диаметрально противоположных взглядов на святость. Он возвратился к идее святости как отдельности. Бог противостоит миру. Он свят, ибо вечен и, следовательно, пребывает вне мира. Мир достигает святости только с помощью откровения, которое есть милость Бога, дарованная людям. Встречая Бога, человек освобождается от всего временного и преходящего и соединяется с вечным. В этом функция библейских предписаний, которые освящают жизнь еврея в рамках общины («Звезда спасения»).

Наряду с философскими течениями, испытавшими влияние разных течений западной философии, в 20 в. возникли течения, непосредственно черпавшие идеи из средневековой каббалы. Например, А. Кук трактовал святость в духе каббалы как всеохватывающее Божественное бытие в его абсолютном единстве.

О святости Земли Израиля см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк

© Электронная еврейская энциклопедия
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4278
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Святость

Сообщение FontCity » 30 ноя 2015, 13:48

Святой, святость, освятил.jpg
© Bob Jones University: «Библейская симфония». Издательство «Ed Nelson Evangelistic Association», США, 1998 год (стр. 1387)
Святой, святость, освятил.jpg (107.84 КБ) Просмотров: 2707
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4278
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Мученичество

Сообщение FontCity » 12 июл 2016, 15:48

На Игнатии нам следует заострить свое внимание, ибо он был одним из первых, кто исказил как догматику, так и дух христианства. По рождению он был сирийцем — слог его посланий, написанных на греческом языке, доказывает, что он не был природным греком. О месте и времени его рождения, о первоначальном воспитании и дальнейших обстоятельствах его жизни до мученической кончины нет определенных сведений. Прозвище Богоносец (ὁ θεοφόρος - дающий или несущий Бога), которое Игнатий бесцеремонно себе присвоил, он сам истолковывал как человек, имеющий Христа в сердце (Martyrium Ignatii.2). Кто был наставником Игнатия и кем он был поставлен епископом, об этом древние писатели говорят по-разному, но достойно внимания свидетельство Евсевия, что Игнатий был вторым после Еводия епископом Антиохии Сирийской (Eus.HE.III.22), приняв кафедру около 67 года. О сорокалетнем правлении Игнатия антиохийской экклесией нам ничего неизвестно, однако заслуживает внимания предание, согласно которому в 107 году Игнатий по какому-то нелепому побуждению решил пострадать и добровольно явился к Траяну, который в то время находился в Антиохии. Вызвав гнев императора на самого себя (и, надо думать, на всех христиан вообще), Игнатий был отправлен в Рим для предания на съедение диким зверям. И, конвоируемый десятью воинами, которых он за жестокое обращение к себе называет леопардами, Игнатий на пути к столице Империи пишет семь посланий к различным экклесиям (Iren.Haer.V.28:3[28:4]). Так, 24 августа 107 года он отправляет с некоторыми из эфесских христиан Послание к римлянам, в котором, в частности, умоляет не ходатайствовать за него и не лишать надежды на желанное мученичество: «Хорошо, если бы звери были мне уже готовы, - пишет Игнатий. - Молюсь, да будут готовы послужить мне. Я буду ласкать их и уговаривать поскорее съесть меня - они со страху до некоторых не дотрагивались, - а если не захотят, я их заставлю. Простите меня, я знаю, чтó мне полезно. Я теперь начинаю быть учеником; ничто мне не в радость - ни зримое, ни незримое, только бы достигнуть Иисуса Христа. Пусть огонь, и крест, и стая зверей; пусть разбросают мои кости, отрубят члены, смелют в муку все тело; пусть придут на меня муки дьявола - только бы достигнуть Иисуса Христа (μόνον ἵνα Ἰησοῦ Χριστοῦ ἐπιτύχω)» (Ignatius. Ad Romanos.5; Eus.HE.III.36:6-9). Молитвы Игнатия исполнились: 20 декабря 107 года он прибыл в Рим, где немедленно был отведен в амфитеатр и предан на съедение голодным зверям.

Конечно, смерть, мученичество, - все это заслуживает нашего сострадания. Но, спрашивается, ради чего пострадал Игнатий? Ради веры в Христа? Но разве призывал Иисус к тому, чтобы верующий по собственной доброй воле добивался мучений? Разве ярмо Основателя не благо и ноша Его не легка (Мф.11:30)?.. Суть, оказывается, не в этом. Игнатий сам признается, что жизнь ему стала не в радость, и выбирает такую вот форму самоубийства, искажая дух христианства, который и сегодня в некоторых извращенных умах ассоциируется с аскетизмом и страданиями (ср. 1 Кор.13:3). Такое понимание религии отталкивало от христианства ученых мужей античности, не признающих, что добровольные страдания (а не благочестивая жизнь) могут приблизить человека к Богу. Греческий писатель-сатирик Лукиан (ок. 120 – ок. 190) наверняка знал о смерти Игнатия и в карикатурной форме включил некоторые элементы его жизни в свое сочинение De morte Peregrini (О смерти Перегрина), в котором главное действующее лицо - Перегрин, - одержимое одним лишь желанием прославиться, подвергает себя самосожжению.

© Руслан Хазарзар: «Сын Человеческий», глава «Языко-христианство»
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4278
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Святость - Праведность - Чистота

Сообщение FontCity » 21 авг 2018, 13:06

Святость.

В Библии святость обозначается словом קֹדֶשׁ, кодеш,
в мишнаитском иврите קְדֻשָּׁה, кдушша, а то, что считается святым, - קָדוֹשׁ, кадош.

Святость означает «быть отделённым», «обособленным».
Противоположность святости «будничность», «обыкновенность».

1 Петра 2:9:
«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет...»

Люди, доверяющие Богу, отделены от этого мира. Освящены.
А люди в мире потеряны и не отделены на служение Богу. А служат собственным похотям.


Праведность.

Праведность (צְדָקָה, цдака) обозначает также благотворительность, справедливость.

Праведность - это воздержание от злодеяния, и постоянное стремление к справедливости и совершению благих поступков.

Противоположность праведности - порочность (бесчестие), грешность.


Чистота.

Чистота («тохора») - это состояние человека или предметов, которое обуславливает возможность участия в служении Богу.

Библейский закон связывает соблюдение ритуальной чистоты с идеей святости. Один из способов проявления святости в мире — пребывание в состоянии ритуальной чистоты.

В Библии соседствуют понятия «святой» (кадош) и «чистый» (тахор):

Левит 10:8-11:
«И сказал Господь Аарону... это устав вечный... чтобы могли различать между святым [кадош] и несвятым [хол] и между нечистым [таме] и чистым [тахор]»

Противоположность чистоте - «нечистота».
Но это слово не совсем передаёт смысл заложенный в оригинальном слове «таме». Таме - это закрытый для святости.

К примеру, женщина во время «дней очищения» не является «нечистой», её организм является «закрытым для святости».

Изображение

© Анастасия Полевая
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4278
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Вернуться в Библейский словарь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Яндекс.Метрика