Крещение Господне

Библейская хронология, даты библейских событий, праздники
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1015
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Крещение Господне

Сообщение Holy Scripture » 16 янв 2020, 12:36

Крещение Господне

Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно всем трём синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). Евангелие от Иоанна также говорит о крещении Иисуса Христа в водах Иордана и сошествии Святого Духа, но не прямо, а в форме свидетельства Иоанна Крестителя (Ин. 1:29-33).

Изображение
«Крещение Господне» (икона, XVI век)

Во всех исторических церквях этот праздник привязан к дате древнего праздника Богоявления, то есть 6 января. Однако при этом:

• в римско-католической традиции празднование собственно Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (то есть спустя неделю, 13 января, по дореформенному обряду, а после Второго Ватиканского собора - в ближайшее воскресенье после Богоявления).
• часть православных церквей, в том числе Русская, придерживающиеся юлианского календаря, празднуют 6 (19) января; для этих церквей этот день в XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря. Другие, включая Константинопольскую, празднует Крещение Господне 6 января по новоюлианскому календарю. В православии праздник «Крещение Господне» входит в число двунадесятых праздников.
• в древневосточных церквях этот день по-прежнему посвящён воспоминанию не только Крещения Иисуса Христа, но и Его Рождения, и составляет единый праздник Богоявления.

Событие праздника

Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте - Лк. 3:23) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37). ...

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. ...

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей».

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении святителя Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.

Праздник Крещения в исторических церквях

• В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 января (19 января) (в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других - по новому стилю) и завершает рождественские святки.
Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа, посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно (в общецерковном масштабе - после Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника. ...
• В католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение - отдельные праздники, из которых первый, празднуемый 6 января, посвящён воспоминанию прихода волхвов. Крещение же празднуется в следующее воскресенье за ним.
• В древневосточных церквях, в том числе в Армянской апостольской церкви, Крещение Господне по первоначальной древней традиции празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления 6 января (в Коптской церкви - 7 января).

Изображение
Крещение Господне. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас, XI век

Изображение
Традиция поиска креста на Богоявление в Греции (Миконос)

Изображение
Йордановден в Болгарии

Изображение
Водосвятие на Неве в день Крещения Господня.
Гравюра из книги «Нынешняя Россия. Рисунки и изображения из всех частей европейского царства»
(Лейпциг, 1876)


Традиции

В России на Крещение принято освящать воду.

19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, проходил молебен водосвятия. Над вырубленной (часто - в виде креста) полыньёй, или «Иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «Иорданской сени», хорошо известной на Руси в XVI-XVII веках: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нёс священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь»[20].

В 1890-1910 годах в Санкт-Петербурге, во льду против Зимнего дворца вырубалась прорубь (Иордань), над ней сооружалась сень, вышиною около четырёх саженей, представлявшая собой храм, с куполами и крестами, украшенный вызолоченными изображениями ангелов и образами, обнесённый вокруг открытой галереей. В храме служили молебен. По галерее помещали знамёна гвардейских полков для окропления их святою водою. От Иорданского подъезда Зимнего дворца ко льду и далее по льду устраивали сходни и мостики, украшенные флагами и гирляндами. Вдоль них выстраивались шпалерами гвардейские части в зимней парадной форме без шинелей, солдаты без перчаток - такова была традиция.

После обедни во дворце высшее духовенство выходило на Иордань служить молебен с водосвятием по традиции с петровских времён. На лёд выходила и царская семья.

Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости. «По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. Несмотря на то, что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения сточными водами». После водосвятия царь принимал Крещенский парад - мимо него проходили церемониальным маршем войска, присутствовавшие на Иордани.

По словами протоиерея Георгия Рощина, «купание в полынье - „Иордани“ на Богоявление - это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».

Изображение
Владимир Путин на крещенских купаниях на озере Селигер

© Википедия

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1015
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Водокрещи

Сообщение Holy Scripture » 16 янв 2020, 12:49

Водокрещи

Водокре́щи[1] — день народного календаря у славян, приходящийся на 6 (19) января, один из больших годовых праздников у славян. В этот день заканчивались Святки, совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону (малая свадебница)[2]. ...

В этот день почитаются в том числе: православными славянами - Крещение Господне, Богоявление; славянами-католиками - Три царя (Три короля); что и присутствует в названиях дня.

Традиции

В восточно-славянской традиции наиболее значимым является канун Водокрещей - Крещенский вечер. У южных славян восточной части Балкан в комплекс крещенских праздников, помимо кануна Водокрещей, могут входить и ближайшие к этой дате дни - день Ивана Крестителя (7/20.1) и Бабин день (8/21.I); ср. связанные между собой по принципу «мужской-женский» названия праздников: макед. Машки водици [то есть мужские Водокрещи] (6/19.1) и Женски Водици [женские Водокрещи] (7/20.1); в.-серб. Водице (6/19.1), Жабице (7/20.1), Бабице (8/21.1). В Македонии, где крещенский комплекс обрядов особенно развит, к дням «мужского» и «женского» Крещения приурочены особые ритуалы, когда в первый день в реке купали мужчин и мальчиков-первенцев в семье, а во второй день - невесток и девочек-первенцев; в первый день совершались обходы села «мужской колядой» (макед. машко коледе), во второй - «женской» (макед. женско коледе)[12].

Славяне верили, что в полночь накануне Крещения вода в водоёмах приобретает особую силу: она превращается в вино; на миг останавливаются реки и вода становится чудодейственной, «святой» и чистой; можно увидеть, как она волнуется, колышется. Считается, что богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Центральным событием праздника было церковное освящение воды, которое могло происходить как в церкви, так и на реке или у колодца (у болгар и македонцев погружение креста в воду могло совершаться накануне). Освящённую воду бережно приносили в дом. Все ею умывались, на ней готовили, использовали как лечебное средство при болезнях телесных и душевных. Принесенной в дом богоявленской водой хозяева окропляли дом, людей, двор, скот, ульи, огороды, лили её в колодец, добавляли в корм скоту, в бочки с вином. Говорили, что «в богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается, о чём открытому небу помолишься, то сбудется». Но якобы не всем дано видеть это, а только самым благочестивым людям. Но если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся и его желания. Есть поверье, что если поставить под образами чашу с водою да «с верою» посмотреть на неё, - то вода сама собою всколыхнётся в крещенский полдень, что означает: «осеняет и освящает её крещающийся Сын Божий».

Изображение
Теодор Аксентович. Водосвятие, конец XIX века

Главное событие этого дня - водосвятие, для чего в одном из водоёмов делается прорубь - Иордань. После торжественного крестного хода совершается молебствие. После молебна в проруби купаются: больные - излечиться от болезни, а здоровые - очиститься от греха. В основе зимнего купания русских лежит древний языческий обычай ритуального очищения водой. Верили, что сама прорубь и место вокруг неё обладают чудесной силой. На Русском Севере колядовщики купались в проруби, чтобы вернуть «тому свету душу предка», которому «одалживали» на время Святок своё тело. В некоторых губерниях Российской империи в XIX веке в этот день устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около Иордани или на берегу, а парни выглядывали себе невест.

Среди крестьян было распространено поверье, что на Водокрещи, как на Пасху, Ивана Купалу и Рождество, играет солнце. Считалось, что в эту ночь «отверзаются небесные врата; пресветлый рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение и при этом претворяются в вино; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки». Ночь под Крещение считается наиболее благоприятным временем молитвы к Богу о самом сокровенном.

Изображение
Водокрещи. Марка Украины 2001 г.

После окончания голодной кутьи сено, что лежало в течение двух калядных недель, убиралось со стола и относилось скоту, чтобы улучшить и ускорить молоко у коров, а заодно уберечь от ведьминых проказ. В Воронежской области на Крещенье давали скотине «немолоченный» сноп, чтобы скотина «разговелась». В Полесье на Крещенье рисовали кресты и коней на дверях. Когда рисовали коней - приговаривали: «Прыехали на коних, на коних и уедзеце», для того «шоб граза ня била ў хату». Крест - «то Коляда уезжает». Местами исписывали мелом стены, двери и печь разными фигурами деревьев, птиц, зверей, всадников.

Ещё в XX веке русские крестьяне, чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Крещенской неделе читали: «Шли святые за мной, несли чашу с водой. Если пожару быть, святые станут пожар тушить. Не гори раз, не гори два, не гори три. Ни сегодня, ни завтра, никогда не гори. Святые стоят, мой дом охраняют. Аминь».

В Курской губернии под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались.

С Крещенья до Масленицы - свадебные недели.

В Болгарии, Македонии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму. Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого нырять за ним. Выловить крест из воды считается почётным. Народное название праздника в Болгарии - «Йордановден», а в Македонии - «Водицы».

© Википедия

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 4535
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Истоки святой воды

Сообщение FontCity » 19 янв 2020, 12:00

РАЗОБЛАЧАЯ ЯЗЫЧЕСКИЙ КУЛЬТ «ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ» и «ПРАЗДНИК ВОДОКРЕЩЕНИЯ»
РАССКАЖИТЕ ПРАВДУ БОЖЬЮ

Откуда в современном «христианстве» появился обычай «освящать воду» в водоёмах ежегодно 19 января и праздновать «водокрещение»?
К сожалению многие верующие сегодня остаются обманутыми и связывают этот "праздник" с крещением в Иордане сына Божьего Иисуса Христа, считая, что якобы «Бог во плоти» прикоснулся в этот день (19 января?) к воде и она стала святой… И якобы с тех пор в этот самый день, вода в любой реке после магической молитвы священников якобы «приобретает целебные свойства, долго хранится, освящает благодатью, гасит пламя страстей и отгоняет злых духов»… Но так ли это на самом деле?

Традиция «освящения воды для крещения» возникла в конце 2-го и начале 3 века нашей эры по установлениям невежественных «священников», отвергнувших Тору (заповеди Бога), желающих «помочь Богу» - «христианизировать» язычников, чтобы умножить свою «паству» для строительства и содержания храмов. Их утверждения, что обычай «святить воду» и праздновать «Крещение Господне» исходит якобы от самих апостолов, не находят совершенно никакого подтверждения в Писании. В Слове Божьем есть закон о ревновании и об окроплении людей, соприкоснувшихся со смертью (Чис.19:13-21), в котором использовалась «посвящённая вода», хранящаяся в храме, и на который ссылаются подобные «священники», чтобы как-то оправдать Божьим Словом свои человеческие постановления об «освящении воды» на "водокрещение". Но всё Писание говорит о том, что вовсе не «святая вода» очищает человека, а только Святой Господь Своим Словом: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин.15:3); «Но как Церковь повинуется Машиаху, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Машиах возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, ОЧИСТИВ БАНЕЮ ВОДНОЮ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВА; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:24-27). Да и сама посвящённая вода для ритуала в храме приготавливалась вовсе не в зимней проруби и не амулетом в виде серебряного креста или иконы, а совершенно иным способом, описанным в книге Чис.19:2-9. Что же касается самого обряда водного крещения (погружения) для истинно уверовавшего человека, то он совершается им осознанно через его веру (в любой день), как его публичное свидетельство о своём духовном возрождении для новой жизни по заповедям Бога: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, через воскресение в Иешуа Машиахе» (1Пет.3:21). Вот пример водного крещения (погружения) из Писания: «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иешуа. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: ВОТ ВОДА; ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ МНЕ КРЕСТИТЬСЯ? Филипп же сказал ему: ЕСЛИ ВЕРУЕШЬ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА, МОЖНО. Он сказал в ответ: верую, что Иешуа Машиах есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян.8:35-39). Таким образом, Слово Божье не даёт никакого оправдания подобным человеческим праздникам, традициям и обычаям "водокрещения", а это значит, что Бог не участвует в подобных «мероприятиях» …

В СЛОВЕ БОЖЬЕМ, КОТОРОЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ И ВО ВЕКИ ТО ЖЕ, ДЛЯ НАРОДА БОЖЬЕГО НАПИСАНО:

• «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите: МОИ ЗАКОНЫ ИСПОЛНЯЙТЕ И МОИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОБЛЮДАЙТЕ, ПОСТУПАЯ ПО НИМ. Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ. СОБЛЮДАЙТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МОИ И ЗАКОНЫ МОИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛНЯЯ, ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ЖИВ. Я Господь» (Лев.18:3-5);
• «…Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время…» (Лев.23:1-44);
• «НЕ ПРИБАВЛЯЙТЕ К ТОМУ, ЧТО Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ, И НЕ УБАВЛЯЙТЕ ОТ ТОГО; СОБЛЮДАЙТЕ ЗАПОВЕДИ ГОСПОДА, БОГА ВАШЕГО, КОТОРЫЕ Я ВАМ ЗАПОВЕДУЮ» (Вт.4:2);
• «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: ЕСЛИ КТО ПРИЛОЖИТ ЧТО К НИМ, НА ТОГО НАЛОЖИТ БОГ ЯЗВЫ, О КОТОРЫХ НАПИСАНО В КНИГЕ СЕЙ; И ЕСЛИ КТО ОТНИМЕТ ЧТО ОТ СЛОВ КНИГИ ПРОРОЧЕСТВА СЕГО, У ТОГО ОТНИМЕТ БОГ УЧАСТИЕ В КНИГЕ ЖИЗНИ И В СВЯТОМ ГРАДЕ И В ТОМ, ЧТО НАПИСАНО В КНИГЕ СЕЙ» (Откр.22:18,19).

Магическое «освящение воды» и всевозможные обряды, связанные с водой, проводились язычниками ещё в древности. Культ воды – один из главных в язычестве: так, например, в ведении богини Мокоши в древней Руси находились множество «святых» источников и колодцев, вода в которых обладала якобы «целительными свойствами» (а после принятия христианства все они перешли уже в покровительство «святой» Параскевы Пятницы, а позже другим покровителем водной стихии стал «святитель» Николай Чудотворец). Ежегодно 19 января, в тот самый день, когда потом придумали праздновать «водокрещение», праздновался ужасный древний языческий культовый праздник «Велесов день»!!! Название Велес (в центральной Руси – Волос) произошло от индийского «Вел» – «гибнуть» (в современном литовском языке «велис» - покойник). В течение пяти дней, предшествовавших «Велесову дню», старейшины родов отбирали будущих жертв: немощных, больных и ненужных племени людей для отправки к праотцам. Обреченных готовили к ритуальной гибели, с ними прощались родственники, выслушивали их последние напутствия и передавали свои просьбы к потусторонним силам, а в «Велесов день» этих людей отводили на берег и топили в проточной воде, обычно в проруби у омута или в устье реки… Также на Руси в этот день долгое время оставался дикий обычай приносить в жертву «водяному» живого коня – чтобы «водяной» не натворил наводнения и дал больше рыбы. Несчастному животному обмазывали голову медом, связывали ноги, вешали на шею тяжелый камень и бросали в прорубь…
После «христианизации» в тех же самых местах, у омутов и в устьях рек, стали сооружать ледяные часовни «Иордани» и прорубать во льду купели в форме креста. И там, где прежде топили жертвы, стали купаться «во славу христианского праздника Крещения Господнего", как бы смывая с себя старые грехи! Но никаким купанием в воде грехи не смываются. Грехи исповедуются пред Богом и побеждаются обращением человека от своего беззакония к исполнению заповедей Божьих, написанных в Его Торе. «ВСЯКИЙ, КТО ПРОДОЛЖАЕТ ГРЕШИТЬ, НАРУШАЕТ ТОРУ, ПО СУТИ, ГРЕХ - ЭТО НАРУШЕНИЕ ТОРЫ» (1Ин.3:4 в переводе Д. Стерна).

Какая же польза от так называемой «святой воды»? Чудеса могут произойти, но они происходят через веру самого человека в подобные традиции, но спасают ли чудеса человека от греха (от нарушения Торы)? – никак нет (см. Вт.13:1-5). В придуманный праздник «Крещения Господнего» раздают миллионы декалитров этой воды, но стало ли от этого меньше греха в жизни людей? Освятились ли от своих беззаконий те, кто купается в проруби, кто стоит в очередях за этой водой, стали ли они ближе к Богу, к исполнению Его заповедей? Лишь плотской человеческий страх перед Верховным Праведным Судьёй и обольщение от невежественных в Слове «священников» заставляет сегодня людей как-бы «на всякий случай» окунаться в прорубь и запасаться этой водой, которая никак не спасает их от греха…
От всякого греха человека спасает только его послушание Истине - заповедям Бога, Его Торе: "ПОСЛУШАНИЕМ ИСТИНЕ чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек" (1Пет.1:22,23)



Даже митрополит ПЦУ Димитрій (Рудюк) пишет об этом: “Нічого святого у купаннях на Водохреще нема”

© Александр Пархоменко · 14 января в 16:38
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейский календарь»