Имена Бога

Кто Он - Создатель и любящий отец или силы природы?
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Да святится имя Твое

Сообщение Holy Scripture » 14 июл 2021, 11:33

НЕОБХОДИМО ЛИ ХРИСТИАНАМ ОБРАЩАЯСЬ К БОГУ, НАЗЫВАТЬ ЕГО ПО ИМЕНИ?

Думаю вам встречались проповедники, которые утверждали, ссылаясь на Писание, что для того чтобы быть услышанным Богом необходимо призывать Его по имени.
Первый язык на котором писалась Библия, был древнееврейский. Когда писали на этом языке, то писали согласные буквы без гласных. Это же касается и написание имени Бога. Имя Бога выражено четырьмя согласными буквами ЙХВХ. Пока древнееврейский язык был разговорным языком, никаких трудностей не было. Израильтяне знали, как произносить имя Бога, и когда его читали в письменной форме, то не задумываясь дополняли гласные. Конечно же, что во дни Христа ещё знали правильное произношение имени Бога.
Когда Иисус читал в синагоге отрывок из книги Исаия, где упоминается имя Бога, Он безусловно прочитал его в оригинальном произношении.
Со временем древнееврейский язык вышел из повседневного употребления, и таким образом произношение имени Бога в конце-концов забылось. Сегодня на разных языках мира имя Бога, используемое в русской Библии как Иегова, звучит по-разному. Нет никакого единообразия в его произношении.
Иисус в Своей первосвященнической молитве сказал своему Отцу: «Я открыл имя Твоё человекам» (Ин.17:6). Что же означали эти слова, в то время, когда правильность произношения имени Бога ещё не была утрачена?
Библейское выражение «имя», связанное с Богом, имеет специфическое употребление, которое указывает на саму божественную Личность, с присущими для неё качествами.
Итак, открытие имени Бога заключалось в дарованном богопознании. Ученики Иисуса могли узнать каков Бог, по Своим характеристикам. Они познали Его, как личного небесного Отца.
Когда мы молимся: «Да святится имя Твое», мы фактически выражаем желание, чтобы Бог имел самое почётное и самое первое место в нашей жизни.
Иисус никогда не призывал Своих учеников обращаться к Богу по имени, но учил их обращаться к Нему, как к своему небесному Отцу (Ин.7:14). Сам Иисус называл Бога, в своей молитве, не иначе как Отцом (Мф.26:39,42; Ин.12:27,28; 17 гл.). Апостолы также называли Бога своим Отцом (1Ин.1:3; Еф.3:14; 1Фес.1:3). Апостолы и евангелисты, следуя своему Учителю, также никогда не призывали христиан, обращаться к Богу по имени.
Если бы Христос считал важным чтобы Его ученики научили других уверовавших правильному произношению имени Бога, то они могли бы это сделать без проблем. Так как в греческом, на котором были написаны Евангелия, есть не только согласные буквы, но и гласные. Если бы они действительно сохранили в своих Евангелиях правильность произношения имени Бога, то Бог по-своему могуществу, мог бы не только сохранить Писание до наших дней, но и не позволил бы утрате правильному произношению Его имени.
Почему же Бог не сохранил правильность произношения Его имени?
Все очень просто, да потому что Бог не хотел этого. Его не устраивало, чтобы у Него со своими детьми, приобретёнными через Иисуса, были отношения как между господином и рабом, как это было с подзаконными людьми Израиля (См.Гал.4:22-31; Евр.2:10,16; 3:6).
Думаешь, что очень приятно Богу, когда Его люди пытаются на разных языках мира, неправильным образом, произносить Его имя.
Иисус всё сделал, чтобы нам открыть имя Бога, т.е. дал нам новое откровение о Нем. Почему бы нам это не понять, принять и возрадоваться этому.
Приятно ли вам было, чтобы ваши дети называли вас по имени, вместо сладостного слова «папа» или «мама». Для нас должно быть обычным радовать своего Бога, доставляя Ему приятные отцовские чувства, называя Его не иначе, как своим Отцом (См.Притчи 27:11).

© Пётр Бороденко · 10 июля, 07:52

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Тетраграмматон

Сообщение Holy Scripture » 25 апр 2022, 11:22

Что значит имя Бога?

Большинство религиозных евреев произносят ЙХВХ, Тетраграмматон, имя Бога, открытое Моисею в 3-й главе Книги Исход 3, как «hаШем». Услышав добрые вести, многие евреи произнесут: «Барух hаШем». Что значит «Благословенно имя Его!» Но это не имя Божье, открытое в Писаниях.

Доктор Давид Эдери объясняет, почему евреи используют именно это имя. Они не чувствуют себя достойными произнести Его имя. Если еще точнее - они не хотят произнести его некорректно. Нет сомнений в том, что Моисей и Аарон знали, как правильно произнести ЙХВХ, так как Бог произнес его Моисею из горящего куста, когда назвал Себя - «Я Есмь Тот, Кто Я Есмь». Вот что ты должен сказать израильтянам: «Я ЕСМЬ послал меня к вам». Но в древнем иврите не было гласных. Они были добавлены позже, чтобы помочь произносить слова, и были окончательно утверждены лишь в 6-м веке нашей эры, спустя тысячу лет после Моисея.

Приведу пример. Допустим, кого-то зовут Iris - Айрис. На иврите мы бы сказали Ирис, а не Айрис, что является некорректным. Англичане скажут Марфа, тогда как в других странах это имя произносят более твердо – Марта. Подобная ошибка не страшна для обыкновенных людей, но никто не захочет ошибиться в произнесении святого имени Всемогущего Бога. Ортодоксальные евреи боятся нарушить третью заповедь.

Они скажут Адонай (Господь) вместо Яхве, имени, данному Богом Моисею. Вместо Элохим (Бог) они произнесут Элоким. А если вы заметили, то на письме в слове Б-г они опускают гласную посередине. Проповедуя на иврите, я просто скажу буквы еврейского алфавита Йод Хей Вав Хей (יהוה), так как точное произношение этого слова неизвестно. Пожалуй, я никогда не слышал, чтобы кто-либо из говорящих на иврите пытался произнести Его имя.

Тем не менее, мы можем узнать что-то о значении имени Бога, когда Он Сам объясняет его Моисею. Он говорит - אהיה אשר אהיה - «Я буду Тем, Кем Я буду». Многие переводят эту фразу как «Я Есмь Тот, Кто Я Есмь». Все из-за глагола «быть» - l'hi-ōt — на иврите. Такие же буквы мы видим в Тетраграмматоне, четыре буквы Божьего имени.

Яхве יהוה
Быть להיות
Я буду אהיה

В каждом из этих слов есть корень היי (he.wiktionary.org)

Но что это значит?

Из Божьих слов, сказанных Моисею, можно предположить, что Его святое имя связано с тем, что Он существует и собирается делать то, что хочет. Разве это не тема Исхода, во время которого открывается Его имя? Бог являет Свою волю в Египте и детям Израиля. Он говорит Моисею, что дает ему больше информации, чем дал патриархам.

«Я ГОСПОДЬ» (יהוה). Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: «Бог Всемогущий» (Эль Шаддай); а с именем Моим: «Господь» (יהוה) не открылся им» (Исх.6:2-3).

И Его имя - это Я ЕСМЬ или Я БУДУ. В древнееврейской культуре у каждого имени есть значение. Бог изменял имена некоторых патриархов ради пророческих целей: Аврам на Авраам, Иаков на Израиль. Поэтому мы можем быть уверены, что имя Бога также имеет пророческий смысл.

Мы находим значение Его имени в воплощении истории Исхода. Бог доказывает, что нет других богов, кроме Него. Он потешается над божествами Египта. Он предает смерти самое почитаемое божество – сына фараона. Он является как огонь ночью и облачный столп днем. Он чудесным образом проводит более миллиона рабов через Красное море и превращает их в «царство священников, народ святой» (Исх.19:6). Ни один языческий бог никогда не пытался совершить подобное. Когда Бог хочет что-то сделать, Он непременно это сделает. Его воля непоколебима!

Это ободряет меня в молитвенной жизни. Если я знаю Божью волю, то могу молиться с уверенностью и воодушевлением, потому что воля моего Бога непоколебима. Вот почему мы молимся: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф. 6:10).

Автор - Рон Кантор / roncantor.com
Перевод - Анастасия Муратова для ieshua.org
25.04.2022

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Имена Бога в иудаизме

Сообщение Holy Scripture » 18 май 2022, 10:26

Как зовут Бога у евреев?

Одной из традиций авраамических религий является тайна имени Господа. Если в языческих верованиях имена всех богов открыты, то, начиная с иудейской веры, настоящее имя Всевышнего стараются всячески маскировать, применяя вместо него всевозможные эпитеты, которые со временем сами стали ассоциироваться с божественными именами.

Изображение

Имя Бога в иудаизме, которое не произносится вслух, стали заменять иными допустимыми, хотя и с оговорками, к употреблению словами.

Опустим такие названия как Всевышний, Всемогущий, Создатель, Творец, Царь царей и т.д., которые по сути не являются именами собственными, а являются только характеристикой.


А начать, пожалуй, следует с главных, прочно ассоциирующихся со Всевышним имён.

Яхве (Йахве, Ягве) часто встречается вариант Иегова - одно из многочисленных имён Бога в иудаизме. Впервые встречается в Торе в Книге Брейшит. На протяжении всей Библии/Танаха упоминается более 7000 раз.

Шхина с иврита переводится как «присутствие», фактически обозначая пребывание Господа в мире. В Ветхом Завете это имя не встречается ни разу, зато нередко его использование в раввинистической литературе. Кстати, Шхина - единственное из имён Бога, имеющее женский род.

а-Маком тесно соседствует по смыслу с предыдущим именем. Общепринятая версия его перевода с иврита как «Вездесущий», правда, буквальный перевод звучит несколько иначе - «место». Чтобы понять причину появления этого имени, следует знать, что для евреев Вселенная является всего лишь мыслью Бога, и не Он существует во Вселенной, а она наличествует благодаря силе Его воли.

Шалом - имя, упоминаемое в Талмуде и обозначающее «Мир». Какой смысл вкладывали в него прежние поколения евреев, каждый может интерпретировать по-своему.

Пахад Йицхак, в буквальном переводе означающее «Страх Исаака» (как вариант «Трепет Исаака»), является крайне неординарным именем. Оно всего лишь один раз попадается в Библии.

Атик Йомин, обозначающее «Ветхий днями», упоминается в Книге пророка Даниила.

Шемхамфораш, являющееся древнееврейским выражением, в буквальном переводе обозначает 72-кратное имя Господа. Принято считать его увеличенным тетраграмматоном, о котором речь пойдёт немного позднее.


Теперь наступила очередь более важных имен, несущих очень сильную смысловую нагрузку.

Саваоф - имя, обладающее свойством всемогущества и силы, недаром у евреев оно ассоциируется с воинством. Интересно, что впервые оно встречается в период, когда евреи закончили активно воевать и приступили к мирному развитию своей страны. По этой причине принято считать, что данное имя ассоциируется не с обычным войском, а с ангельским, а при расширенном рассмотрении - с небесным. Может применяться в связке с другим известным именем и звучать как Иегова Саваоф (Господь Сил).

Эхье-Ашер-Эхье - это имя впервые услышал Моисей, скрывавшийся от преследований у мадианитян. В классическом переводе оно звучит: «Я есмь Сущий», хотя точный смысл несколько иной: «Буду, каким буду». Начиная с арамейского перевода, данная фраза уже в качестве имени собственного перекочевала в Талмуд.

Элохим - ещё одно важное наименование, ведущее начало от древнего семитского имени Эль (как вариант Элоах), и по важности сравнимое с мусульманским Аллахом. Переводится как «Бог».


Теперь настала очередь двух имён, хотя и употребляемых, однако близких к табуированности.

Адонай в современной литературе переводится как «Наш Господь». Данное имя произносят при публичных чтениях Торы, Книг пророков и произнесении молитв.

А-шем (вариант Ха-шем) буквально означает «Имя». Им часто заменяют имена Адонай и Элоим, используя их за пределами религиозных служб.

Тетраграмматон заменяет собой непроизносимое имя Бога. В современной транслитерации оно выглядит в виде четырёх букв YHWH, которые составляют совершенно непроизносимое слово. Возможно, древние евреи как-то могли выговаривать его вслух, однако сейчас это сделать весьма проблематично. Впервые это слово встречается в самой первой из заповедей Торы именно как собственное имя Бога. Правда, хотя произношение данного имени вслух табуировано и просто невозможно ввиду крайней сложности этого, в Торе, Танахе и некоторых молитвенниках оно встречается регулярно.


Конечно, это не все имена Бога в иудаизме. Можно найти ещё десяток менее популярных, а то и забытых имён, но о них поговорим в другой раз.

© ISRALOVE

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Имена Бога у евреев

Сообщение Holy Scripture » 10 май 2023, 11:39

Каково еврейское имя Бога?


Изображение
photo - Ignacio Sanz, Flickr, CC BY-SA 2.0

Когда мы слышим слово «Бог», большинство из нас не обязательно задумывается над ним. Мы привыкли говорить «Бог» или «Господь», особенно в церкви. Мы редко останавливаемся, чтобы подумать... а «Бог» - это Его имя на русском языке? Но тогда какое еврейское слово означает «Бог»? И есть ли у Него имя? Некоторым из нас знакомы такие имена, как Иегова /Яхвэ или даже Адонай или Элоhим. Но знаем ли мы, чем они отличаются и что они означают?

Во-первых, чтобы понять еврейское слово, обозначающее Бога, и да, еврейские имена Бога в Библии, нам нужен мини-урок иврита!

Начнём с самого слова «имя», что на иврите звучит как шем (שֵם). В иврите слово шем - это не просто сочетание звуков или идентификатор, но репутация. Оно предназначено для передачи сущности и характеристик личности или предмета, которое оно обозначает.

Эта концепция также присутствует и в нашем языке, репутация считается «добрым именем» или ассоциируется с тем, чтобы «сделать себе имя».

Так в Исход 3:13-22, когда Моисей задавал Богу вопрос о том, каково Его имя, он не спрашивал: «Как мне называть Тебя?». Скорее Моисей интересовался: «Кто Ты, каков Ты?»

Еврейское слово для обозначения Бога: Элоhим

Слово, которое обозначает «Бог» на иврите, это Элоhим (אֱלוֹהִים), и оно довольно часто встречается в тексте Библии. Однако оно встречается и как имя нарицательное (божество, дух предков, призрак), и как собственное имя - имя одного единого Бога.

Служит ли слово Элоhим нарицательным или собственным, полностью зависит от контекста. Потому, когда пастор или раввин говорит: «бог с маленькой буквы» для обозначения божеств, которые не являются единым истинным Богом Израиля, это имеет смысл. Это «боги» в том же смысле, в каком «богами» считаются Зевс, Венера и Аид.

Но ещё одна любопытная особенность слова Элоhим заключается в том, что это слово мужского рода множественного числа. Между тем, в единственном числе оно оказывается женского рода (Элоhа).

Согласно Маймониду (еврейскому учёному Средневековья), это слово подчёркивает Божью силу, могущество, творчество и характеристики правосудия и лидерства. Его формы включают: Эль, Элоhа, Элоhай (мой Бог) и Элоhейну (наш Бог).

Возможно, вы заметили, что эти формы нашли отображение в именах людей. Возьмём, к примеру, имя Саму-эль, которое означает «услышанный Богом». Или то, которое вам, вероятно, очень знакомо - Имману-эль (Эммануил), что значит «с нами Бог».

Изображение

Откуда появилось имя Яхвэ?

Есть один исключительный случай, когда Бог уникальным образом представляет Себя человечеству. Чтобы узнать об этом, нам нужно вернуться к Исход 3:13-22. Этот отрывок описывает встречу, которая была у Моисея с Богом через горящий куст.

Моисей спросил Бога об Его имени, и Бог ответил словами: «эхье ашер эхье» («אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה»), что часто переводится как «Я есть, Кто Я есть» (синод. «Я есмь Сущий»). Более близким к тексту переводом было что-то вроде «Я есть/буду тем, кто Я есть/буду».

Согласные ЙХВХ (יהוה - йуд-hэй-вав-hэй) представляют собой еврейский глагол «быть». В то же время эти согласные являются комбинацией прошлого, настоящего и будущего времён этого глагола. То есть йэhьйе - «будет», hовэ - «есть» и hайа - «был».

Это показывает нам ключевую характеристику Бога: Он вне линейного времени и пространства, какими мы их знаем. Он полностью всеведущий и вездесущий; Бог постоянен и не изменяется. Благодаря имени Бога мы можем полностью доверять Ему в том, что Он справедлив и неизменен в каждом поколении.

Это имя и его многочисленные вариации часто используются при описании того, как Бог взаимодействует с людьми с любящей добротой и милостью. Оно также является источником многих имён и фраз, таких как Йеhошуа (יְהוֹשֻׁעַ, Иисус (Навин), что значит «Господь - моё спасение») или Йешайаhу (יְשַׁעְיָהוּ, Исаия - «Бог спасает»).

Является ли «Адонай» еврейским именем Бога?

Давайте поговорим об имени «Яхвэ» на иврите, которое также пишется как ЙХВХ. Имя ЙХВХ, часто называемое в академических кругах тетраграмматоном, приобрело известность в последние десятилетия. Большинство добавляют к этим согласным гласные, в результате чего получаются слова «Яхвэ» или «Йегова».

Учёные сходятся во мнении, что когда-то это имя широко использовалось в Храме, хотя вопрос о том, когда именно эта практика прекратилась, является спорным. Однако уже во время написания Талмуда было принято использовать замены для имени Бога. И Адонай стало одной из них.

По сей день там, где указано имя ЙХВХ, принято говорить «Адонай» вместо того, чтобы произносить четырёхбуквенное имя. Адонай переводится как «мой Господь» или «Κύριος»/Кириос в Септуагинте, греческом переводе Танаха.

Но часто Адонай означает «мой Господь (Господин)», описывая человека или ангельское существо, обладающее властью. Давид назвал Саула «Адонай» в 1 Царств 24:8, взывая из пещеры. Лот так же обращался к ангелам в Содоме и Гоморре (Бытие 19:2).

Здесь стоит упомянуть отрывок из Псалма 109: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Посмотрев в оригинал, вы заметите, что слово «Господь» использовано там, где написаны еврейские буквы ЙХВХ. В то же время «Господу моему» используется как перевод слова Адонай. В нашем переводе это не очевидно, но еврейский текст ясно показывает разницу между этими двумя словами.

Изображение

Другие библейские имена Бога

В Библии есть и другие имена, которые относятся к Богу, и вы можете заметить в них интересную закономерность. А именно то, что они часто включают в себя одно из выше упомянутых имён или их часть.

В сочетании с другими еврейскими словами они раскрывают уникальное качество того, кем является Бог.

Вот несколько примеров:

Эль-Шаддай (אֵל שַׁדַּי) значит «Бог Всемогущий». Это имя говорит о могуществе и власти Бога над Его врагами (Исход 15:6).

В книге Иова имя Эль-Шаддай используется чаще, чем в любой другой книге Библии. Учитывая, что Иов столкнулся с болезнью, смертью и страданиями, причинёнными сатаной, вполне логично, что он надеется на то, что Божьи мощь и владычество сокрушат замыслы дьявола.

Адонай Цваот (יְהוָה צְבָאוֹת; или Саваоф в синод. пер.) переводится как «Господь воинств» или, буквально, «Господь армий». Но это не обычная человеческая армия, это Его армия ангельских существ.

Анна (в 1 книге Царств) взывает к Богу, используя это имя, и она первая, кто это делает в Библии. В то время она бесплодна и отчаянно нуждается в том, чтобы Бог, Адонай Цваот, командующий ангельскими армиями, услышал её прошение (1 Царств 1:10).

Яхвэ Йирэ или Йегова Йирэ (יְהוָה יִרְאֶה; Иегова-ире в синод. пер.), ставшее популярным благодаря современным проповедям и прославлению, впервые появляется в Бытие 22:8 в истории связывания Исаака. В Бытие 22:14 Авраам называет гору, где он построил жертвенник ЙХВХ Йирэ, что означает «Бог усмотрит».

Здесь особое внимание уделяется обеспечению, как это перефразировано дальше в этом стихе: «Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится (будет обеспечено)». Подобное перефразирование с небольшими вариациями является обычной лингвистической тактикой в библейском иврите для создания акцента.

Адонай Нисси (יְהוָה נִסִּי) появляется в Исход 17:15, когда Амалик пришёл сражаться с Израилем в пустыне. После победы Моисей строит жертвенник и называет его Адонай Нисси - «Господь - моё Знамя».

Знамя может означать покрытие, и Бог Израиля был таковым для Своего народа, когда Он вёл их по пустыне в виде облака днём и огненного столпа ночью. В бою знамёна представляли принадлежность армии. Таким образом Адонай Нисси указывает на Того, кто является нашим защитником, особенно когда мы уязвимы.

Сила Его имени

Это только несколько примеров имён Бога на иврите, упоминаемых в Библии. Как вы можете видеть, эти еврейские имена - не просто идентификаторы. Это глубокие описания личности и характера Бога.

У Бога много характерных черт и добродетелей, и Он проявляет Себя для нас по-разному в разные периоды нашей жизни. Есть ли у вас любимое имя Бога на иврите? Напишите нам в комментариях!

Бог открыл Себя человечеству с помощью иврита. Этот древний язык содержит величайшие духовные истины, которые направляли нашу жизнь на протяжении веков. И в каждом поколении они открываются заново.

Ссылки:

• Brichto, Herbert Chanan. 1998. The Names of God: Poetic Readings in Biblical Beginnings. Oxford University Press.
• Britannica, T. Editors of Encyclopaedia. «Yahweh.» Encyclopedia Britannica, June 30, 2021. https://www.britannica.com/topic/Yahweh.
• “Jewish Concepts: The Name of God.” The Jewish Virtual Library. American Israeli Cooperative Enterprise (AICE), n.d. Accessed June 21, 2022. https://www.jewishvirtuallibrary.org/the-name-of-god.
• “What Does ‘Lord of Hosts’ Mean?” ONE FOR ISRAEL Ministry. Last modified February 16, 2021. Accessed June 21, 2022. https://www.oneforisrael.org/bible-base ... osts-mean/.
• Sproul, R.C. The meaning of «el shaddai». Ligonier Ministries. (n.d.). Retrieved June 21, 2022, from https://www.ligonier.org/posts/meaning-el-shaddai
• Weiner, Rabbi Chaim. “7. היה [Ha-Ya] – to Be and Become.” My Hebrew Word מילה בעברית. World Zionist Organization, Masorti Olami, June 1, 2014. Last modified June 1, 2014.

© Источник — firmisrael.org
© Перевод — Анна Иващенко для Ieshua.org, 23.04.2023

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Теперь ясно, почему

Сообщение FontCity » 09 июн 2023, 09:21

Однажды вечером, где-то недельку тому, я листал ватч в фейсуке и наткнулся на месседж одного уважаемого мудрого Еврея, который говорил, что в заповеди "Не произноси имени Бога твоего напрасно" сказано не в таком смысле, что мы можем произносить Его имя напрасно, а в том, что мы Его не можем произнести, потому что это большая тайна. Эта весть меня смутила, и я с таким настроением пошёл спать. Проснувшись рано утром с таким же потухшим настроением я громкими мыслями начал задавать вопрос сам себе: Но почему же я не могу знать Твоего Имени? И начал перечислять в уме еврейские буквы Его Имени ЙУД ХЕЙ ВАВ ХЕЙ в надежде, что мне удастся разгадать произношение Его Имени.

И внезапно Он обратился ко мне и сказал:
- Зачем тебе знать Моё Имя?
И в этот момент я ощутил пропасть или пустоту между мной и знанием Его Имени. Он продолжил:
- Проси всё, что ты хочешь, только не Моё Имя.
Я оторопел от неожиданности, а Он как бы продолжал спрашивать, ожидая ответа на вопрос "чего ты хочешь, всё что угодно?". И вдруг я осознал ничтожество своих вроде бы чистых и святых желаний. Я сказал Ему, я не знаю что мне даже попросить у Тебя, и потом добавил: стань Ты желанием сердца моего, чтоб я мог просить в точности того, что и Ты хочешь. И Он отошёл.

Я встал, пошёл по хозяйству в глубоких размышлениях. Немного придя в себя, я начал задаваться вопросом, что это было? Почему всё, что угодно, только не Моё Имя? Почему это так? Может, я что-то попутал? Может, это был совсем не Бог? И только сегодня, когда меня, атаковав, теснили свои же, Он пришёл и сказал:
- Помнишь, ты долго просил Меня, чтоб Я тебе открыл глаза? Я приоткрыл тебе глаза, и видишь, как тебе стало скучно и тяжело жить среди вроде бы своих? Так вот, представь, если бы Я открыл тебе Своё Имя, ты бы не смог на земле прожить и дня.

© Михаил Штог · 3.4.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Благоговение перед именем

Сообщение Holy Scripture » 27 июн 2023, 12:20

Почему евреи слово «Бог» пишут как «Б-г»?

Это связано с раввинистической традицией. В принципе, в основе её достаточно хорошее представление. Представление, которое взято из реального Божьего страха и связано с благоговением перед Божьими именами. Это одна из заповедей.

Раввины не хотели, чтобы написанное имя Бога было осквернено. Как? Самыми разными путями. Например, сожжено, брошено в мусор, разорвано и так далее.

Кстати, в связи с этим существует такое понятие как «гениза». Это специальное хранилище при синагогах, где как бы хоронились святые рукописи, и, скажем, свитки Торы, в которых было неправильно написано что-то, или письма известных раввинов и прочее, которые по каким-то причинам уже были не нужны. Это не должно было уничтожаться, это должно было не просто храниться, а хорониться.

А чёрточка в имени Божьем десакрализирует, если так можно выразиться, это имя. То есть, это уже не полноценное имя Божье, а такое буквосочетание, которое может прочитываться как имя Божье, а может нет. И поэтому не страшно, если что-то случится с той бумагой или тем материалом, на котором стоит это имя.

Возникает естественный вопрос: А как же с интернетом? Почему в интернете на любых ортодоксальных сайтах или на каких-то еврейских ресурсах, где задействованы ортодоксальные иудеи, даже часто светские евреи пишут имя «Бог» тоже с чёрточкой вместо буквы «о», и тому подобное?

С одной стороны, это крайность. Ясно, что в интернете никто никак это осквернить не может. Но, а вдруг это будет распечатано. Вот на что идёт акцент.

С моей точки зрения, даже учитывая все «если, а вдруг» - это очередная крайность, очередное доведение если не до абсурда, то до каких-то непонятных законнических ухищрений изначально достаточно понятного правила.

Возникает вопрос: ведь «Бог» - это не прямое имя Бога, это как бы Его титул и не является именем Бога. Почему именно в этом слове одна буква заменяется чёрточкой?

Это достаточно сложный вопрос. Звучит элементарно, просто, как маленький комментарий к предыдущему, но на самом деле, под ним - целые слои. Постараюсь очень кратко.

В принципе, не существует имени Бога, которое передаёт Его сущность как таковую. Все имена Бога - это обозначения либо каких-то атрибутов Бога, либо, в редчайших, исключительных случаях, выражение неких сторон Его совершенно трансцендентной сущности.

Таким образом, каждое имя Бога передаёт либо определённые качества Бога, насколько Он сам хочет, чтобы это качество стало известно людям, - качество, атрибут, условно говоря. Либо это имя является общим обозначением единого, в отличие от политеизма, Бога как такового.

Вот, имя «Бог», имя «Господь», если мы говорим о русском языке, или, например, на английском «Lord», или, если мы возьмём древнееврейское «Адонай» (кстати, форма этого имени в древнееврейском - множественная форма, так же, как и Элоhим) - они просто обозначают единого Бога Израиля, кроме Которого богов не существует вообще. Или «Кюриос» в греческом тексте Нового Завета. Поэтому эти имена действительно и по праву, особенно когда они пишутся с большой буквы, являются, если так можно выразиться, титулами того единого Бога, в Которого мы все верим.

© Борис Грисенко. Ieshua.org, 27.06.2020

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Имя сущее

Сообщение FontCity » 04 авг 2023, 14:58

КАК САТАНА РАСПРАВИЛСЯ С БОЖЬИМ ИМЕНЕМ! СКОЛЬКО ИМЕН У БОГА? УЧИМ РУССКИЙ, УКРАИНСКИЙ И ДРУГИЕ ЯЗЫКИ!

Те верующие кто не только читает Библию а еще иногда интересуются значением слов, знают что например в Ветхом Завете практически нет слова господь(господин). Там стоит древнееврейское слово - יהוה‎ - которое является ЛИЧНЫМ ИМЕНЕМ БОГА и на русский язык переводится как Иегова, украинское Єгова. Это имя повторяется в Библии около 7000 раз. ЭТО УНИКАЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ ИМЯ БОГА которое многие верующие отказываются признавать.

Почему же многие верующие не признают это имя? Можно сказать одно. Постарался сатана. Во первых в Ветхом Завете Имя Бога заменили на слово «господь» и большинство стихов потеряли не только свою оригинальность но и смысл. Например – «сказал господь господу»... Кто и кому сказал - стало непонятно и вводит людей в обман. Второе где постарался сатана, это ввел людей в заблуждение что мол у Бога много имен. Это полнейший абсурд и рассчитан в основном на людей которые и языка то толком не знают. Например, даже здесь на сайте, один пастор пятидесятников, не знал в какого он верит Бога и сказал что верит в Бога у которого много имен. Как говорится комментарии излишни.

Что же это за «имена» Бога? Кто учился в школе знают, что в русском, как и в других языках существует много «имен». Например имя собственное, имя нарицательное, имя существительное и т.д. Например «имя» Саваоф - древнееврейское ‏צבאות - означает воинство, войско. Это имя собственное и в древности применялось не только к Богу но и к людям которые вели боевые действия. Читаем «Иегова Воинств!» - все четко и понятно, что выражение приводится к Богу Иегове который совершает воинственные действия. Читаем «Господь Саваоф» - что за господин и почему он саваофф? Ничего не понятно.

Например «имя» любовь это имя нарицательное. И т.д. У каждого человека также множество «имен» например врач, столяр, полковник, дедушка, дядя, профессор, депутат и т.д. А ВОТ ЛИЧНОЕ ИМЯ У ЧЕЛОВЕКА КАК И У БОГА ОДНО

Имя Иегова, как сказал Иисус Христос нужно святить! «Да святится имя Твое!» И прославлять Бога другим людям называя Его имя и рассказывая о Боге! А лучше всех нам рассказал и показал Бога это Сын Бога Иисус Христос! Поэтому и написано- «Нет другого имени под солнцем которым надлежало нам спастись!» (Деяния 4-12). Нет другого такого как Иисус Христос который доступно, обьективно и правдиво принес нам знания от Бога Иеговы для нашего спасения!!! «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.» (Иоанна12-49).

© Олег Богданович ► Евангелие · 1.6.23

У автора текста явно прослеживается одна логическая ошибка. Слово צבאות он почему-то решил перевести, а вот слово יהוה - нет. А почему? Это слово тоже имеет своё семантическое значение: сущий, существующий, живущий. Дискутировать о значении тетраграмматона можно до бесконечности. Вопрос не в семантике, а в принципе. С чего вдруг именно это слово - личное имя, а остальные нет?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Имена Бога в Ветхом Завете

Сообщение Holy Scripture » 18 дек 2023, 19:30

Имена Бога в Ветхом завете



Имён и титулов Бога в Танахе (Ветхом завете) невероятно много. Каждое имя несёт нечто своё. Данное видео поможет вам взглянуть на Господа с другой стороны, имена Которого и отражают Его истинную сущность.

00:00 - Вступление
02:57 - Элохим
04:44 - Эль
06:43 - Эль Шаддай
07:44 - Адонай
08:42 - Яхве (Сущий, Иегова)
15:17 - Сафаоф
16:09 - Заключение

Вступление

Всегда меня удивляли библейские тексты, превозносящие именно имя Бога, но не Самого Бога. Например: "Да хвалят имя Господа, ибо велико имя Его, Слава Его превыше земли и неба".
...
Имя в Библии - это не просто банальная идентификация человека по буквам и звукам. В библейском понимании имя указывает на неотъемлемые качества, на саму сущность личности. Нна самом деле в Библии имён и титулов Бога так много, что в одном выпуске я не успею все перечислить и пояснить их значение. Поэтому коснусь лишь самых основных и наиболее известных.
...
Принимая во внимание, что Библия была написана в основном на еврейском и греческом, это прямым образом сказалось и на именах Бога, звучание которых может быть разным в зависимости от языка. А с учётом того, что я эти имена произношу на русском, то погрешности в произношении неизбежны. Так что пусть знатоки иврита и древнегреческого проявят снисходительность и учтут это обстоятельство.

Однако с идентификацией имён Бога всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Прежде всего сложности связаны со спорами учёных на тему, представляют ли эти имена самоопределения или уже были даны Ему людьми, которые наблюдали за Его делами и давали Ему имена, указывая на Его характер на основании Его дел.

Слова, которыми обозначают в Библии Бога, делятся на два или даже на три вида:
- личное имя Бога, то есть являющееся непосредственным именем Бога,
- статусное имя, обозначающее статус Бога
- и описательное имя, которое отражает характер носителя.
Приведу простейший пример. Царь Иван Грозный. Иван - это личное имя конкретного носителя, царь - это статус носителя и Грозный - имя, отражающее характер его правления. Такая же структура имён Бога в Библии.

Элохим

Я начну с имени, которое впервые употребляется в Танахе, в самом первом предложении первой главы книги Бытие. "В начале сотворил Элохим небо и землю". Элохим - это не имя, это статус Бога. В данном случае Бог предстаёт пред нами не в статусе царя, султана или микада, а в статусе Элохим, переводимом как Бог. Хотя я находил данные, которые переводят это слово как могущественный или сильный.

В Ветхом Завете Элохим употребляется более двух с половиной тысяч раз. Это много. Чаще всего присутствуют в книгах Бытие и Второзаконие. Авторы псалмов тоже использовали это обозначение, когда признавали и славили Бога как величественного правителя, всемогущество которого проявляется во всех областях жизни.

В виду того, что Элохим произносится во множественном числе мужского рода, некоторые текстологи считают, что это обстоятельство является дополнительным доказательством, указывающим на троичность Бога. И с таким утверждением я полностью согласен.

Другие ученые отмечают, что Элохим используется в обращении Бога к Аврааму в части того, что Бог был Элохим по отношению к патриарху и его потомству. То есть статус Бога указывал на крепость завета между Богом и Авраамом. Эти отношения предполагали, что Бог всегда был готов воспользоваться своим могуществом ради тех, кто состоит с ним в отношениях завета. Так Элохим связано с идеей Божьей преданности в отношении завета и входящим в его состав благословений и обещаний.

Эль

Имя Эль - короткая форма Элохим. встречается в еврейской Библии более 200 раз, переводится исключительно как Бог. В Библии оно применимо и к языческим богам. Есть мнение, что это аккадское слово.

Термин Эль может иметь множество значений. Одни учёные считают, что это слово - производное от вождь, командир. Другие исследователи считают, что Эль происходит от корня, который значит быть первым или быть сильным. Третьи считают, что это слово произошло от слова Элим, переводимым как божество. Дополнительной версией перевода является глагол связывать, то есть тот сильный, который всё объединяет и контролирует. Все четыре корня передают идею силы, могущества, превосходства и величия.

Эль в Ветхом Завете используется в особенности в ранних книгах, где рассказывается об активных проявлениях Божьей власти. Кроме того, имя Эль говорит о Боге как о великом деятеле и творце. Он обладает силой, которой всё созидается, разрушается, происходит и сохраняется.

Эль используется также для выражения идеи, что Бог - не часть творения, но выше него и стоит за ним. Элоах встречается преимущественно в поэтических произведениях в книге Иова. Не менее 41 раза Иса использовал этот термин, описывая несравненные качества Бога. Давид подобным же образом спрашивал, кто защита кроме Бога нашего. Вероятно, это имя призвано было подчеркнуть, что Бог - единственный живой Бог, Которому надо поклоняться, кому следует служить со священным трепетом.

В общем и целом, элуах, эль, элохим, эллах - это всё родственные термины, идентифицирующие Бога. Я не буду уже подробно останавливаться на таких описательных именах, как Эль Олам, Эль Гебор, Эль Рой.

Эль Шаддай

Расскажу лишь про имя Эль Шаддай. Это имя встречается как правило в книге Иова.

На иврите шад - это грудь. На первый взгляд, сочетание Бога и груди странное. Но это только если мы не знаем древнееврейской культуры. Связанные с этой частью тела человека и в нашей культуре неофициальным символом силы человека является либо сжатый кулак либо согнутая рука в локте, демонстрирующая накаченный бицепс. Вспомните сами соответствующую иконку у себя в телефоне или в мессенджере, и всем сразу понятно что она означает.

У древних евреев символом силы являлась мужская грудь. То есть чем объёмнее грудные мышцы, тем сильнее считался человек. У груди бога мы в состоянии обрести полный покой.

Учитывая это обстоятельство, Бог под именем Эль Шаддай подразумевается как всесильный Бог, преобладающий над всем.

Адонай

Адонай произошло от слова адони - господин мой. Впервые мы встречаем адоная в Бытие 15:2, когда Авраам просит более точной информации по поводу своего сына и земли обетованной. Авраам сказал: Адонай - Господи- что ты даёшь мне? Я остаюсь бездетным.

Адонай переводится как господин, хозяин, правитель, владелец. Например, в Книге Бытие и первых двух Книгах Царей это слово часто обозначает владельцев рабов или ыысокопоставленных лиц.

Адонай - имя, указывающее на личные отношения между верующим и Богом. При таких отношениях верующий признаёт могущество и величие Бога, а также свою принадлежность Ему. Когда человек в Библии называет Бога Адонай - это значит, что он чтит Бога и относится к своему положению со смирением

Яхве (Сущий, Иегова)

И наконец о последнем в списке наиболее известных имён Бога, отмеченных в Ветхом Завете. Это имя действительно особенное. Некоторые верующие сделали из него культ, считают, что Бога можно называть только так и никак иначе. Хотя я считаю такой подход не совсем правильным. Это имя Яхве, более известное в русской Библии как Иегова.

Это имя требует больше времени для исследования, чем другие. Ну что ж, приступим. В Ветхом Завете Иегова употребляется огромное количество раз. Разные источники приводят свои данные по количеству данного слова в Танахе. Лично для меня это не так принципиально. В любом случае ни одно из имён или титулов Бога не повторяется так часто как это.

В русском языке Яхве имеет два гласных звука. Но в оригинале это слово состоит из четырёх еврейских согласных букв. И теперь очень важное уточнение: никто не знает, как они читались во времена патриархов и какие были огласовки при произношении этого слова.

Эти четыре буквы именуются греческим словом тетраграмматон. Что означают 4 буквы?

Четыре согласных буквы без гласных звуков прочитать невозможно. И несмотря на то, что гласных букв в иврите нет, их заменяют гласные звуки, называемые огласовками. Поэтому для того, чтобы стало возможным прочитать тетраграмматон, у слова Адонай были заимствованы огласовки и вставлены в слово, которое сегодня мы называем Яхве. Поэтому при озвучивании и получилось нечто подобное Иехова.

Да, и не стоит забывать, что на иврите текст читается справа налево.

Яхве никогда не употреблялось по отношению к языческим богам и не использовалось по отношению к людям. В еврейском языке оно никогда не склонялось, не имело форму множественного числа или суффиксов.

Сокращённая форма имени Ях или Яху вам ничего не напоминают эти сокращения? Есть мнение, что сервис Yahoo был создан евреями. Утверждать не буду, достоверно не знаю, но то, что мы знаем точно, так это о наличии во многих еврейских именах окончания яху. Например, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Нетаньяху означает данный Господом. Это имя лишь для примера, безо всяких политических оценок и параллелей.

Имя Яхве в еврейской традиции слишком свято, чтобы его произносить. Старания иудеев не богохульствовать и не упоминать имени Бога всуе дошло до абсурда. В период изгнания Израиля пророк Амос сообщает об этом в шестой главе. Вследствие этого при чтении книг Ветхого Завета иудеи заменяли Яхве на Элохим либо Адонай.

Позднее, особенно вне контекста богослужения даже имя Адонай стали заменять словом ха-Шем. Ха - это артикль, на иврите шем - имя.

В русской синодальной Библии слово Иегова встречается всего девять раз, самым известным из которых является встреча Моисея с Богом, явившимся ему в горящем кусте. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.»

Честно признаться, расшифровка имени Иегова как сущий не всем понятна. Что значит сущий? Полагается, что это слово - производное от древнееврейского глагола быть, поэтому учёные накидали несколько версий этого имени. Оно может переводиться как я есть, я буду, я существую, он жив и ряд других.

В Библии короля Иакова, написанной на английском Бытие 3:14 звучит так: I am that I am. Иными словами, Я тот кто я есть или Я существующий, Я тот, кто существует. И на этом месте стоит как раз это слово.

В других местах библейского текста Иегова заменено словом Господь. А в английской Библии используются Лорд.

Имя Яхве актуально не только для Ветхого, но и для Нового Завета. Иисус В разговоре с фарисеями сообщает им очень важную информацию, что Он Сам носит имя Бога. Иоанна 8:58: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.». То есть Я уже был, Я уже существовал. Так Христос представляет себя в качестве Яхве перед иудеями. И неудивительно, что это вызвало в них ярость.

Имя Яхве являет природу Бога в самом высшем и полном смысле этого слова. Оно включает в себя значение всех остальных имён. И в особенности подчеркивает абсолютную преданность Бога. Бог обещал патриархам, что будет их Богом, будет с ними, избавит их и благословит их, будет их хранить и даст им землю в наследство, чтобы они могли там служить Ему. Бог сообщил Моисею, что Израиль сам увидит верность и неизменность Бога, который всегда помнит Своё слово и осуществляет его в полном объёме.

Принимая во внимание богатство значения имени Яхве, мы понимаем, почему существовали правила, запрещающие его использование всуе. Это также объясняет, почему благодарные и радостные израильтяне, когда пели восхваление, использовали сокращённое выражение данного имени. Например, халилу-йах. Халель - это прославление, а халелу переводится как славьте в повелительном наклонении. То есть да славится Йах. В книге псалмов оно звучит так: благослови душа моя Яхве! Господа в данном случае. Вы, наверное, уже догадались, что в русском языке это слово Аллилуйя. Слово, которое употребляется всеми, кому не лень, и к месту, и не к месту. Это как раз один из случаев, когда имя Господа употребляется всуе.

Сафаоф

Яхве используются в ряде фраз, которые считаются именами или эпитетами Бога. Например, распространённая из этих сложных имён Яхве Саваоф. Tseba'oth в русской транслитерации звучит как Саваоф. Цава на иврите означает воинство, армия. Цеваот - множественное число этого слова - армии, воинства. Слово воинство часто употребляется в Пятикнижии по отношению к армии Израиля. Исходя из этих данных, мы выводим, что Яхве Саваоф - это Бог воинств. То есть Бог, которому служит ангельское войско, исполняющее его приказы.

Есть другие составные имена, которые используются реже: Яхве Арафа, Яхве Еси, Яхве Рои, Яхве Ире, Яхве Шалом. Но о них как-нибудь в другой раз.

Заключение

На протяжении всего писания Бог открывает Себя нам через Свои имена. Когда мы изучаем эти имена, мы лучше понимаем, кто такой Бог. На самом деле значения, стоящие за именами Бога, раскрывают центральную личность и природу того, кто их носит.

По итогу данного выпуска даже не хочется оставлять своё традиционное резюме. Хочется другого - чтобы вы размышляли о Боге, думали о Нём ещё больше, были заняты раскрытием библейских загадок, восхищались Его чудесами и Его величием. А не величием и достижениями футболиста, даже если его имя стоит сотни миллионов долларов.

Есть имя, которое выше всех других имён. Даже выше имени Бога. Это наше собственное имя. Речь не о именах вроде Вася, Петя, Маша, Даша. То имя, о котором, я говорю, состоит из трёх греческих букв: эпсилон, гамма, омега. Читается оно как эгó. Хотя мы привыкли произносить его как эго. А эго - это я. Собственное я на троне жизни приносит больше разрушения, чем ядерный гриб. Потому что каждый из нас в той или иной степени является носителем этого имени. Когда на троне жизни восседает я, начинаются проблемы и у носителя, и у многих других. Порой нужно приложить усилия, чтобы сбросить эго с пьедестала и возвести на это место Христа. Но это необходимо сделать. Но уже осознание этой необходимости оправдывает человека перед Богом.

Как-то Иисус ответил фарисеем: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас.

Друзья! Читайте Библию, думайте, анализируйте, делайте выводы.

А в следующем выпуске я расскажу вам о именах Бога, записанных в Новом Завете. Не пропустите!

© Иудейские древности, 07.01.2023

Ответить
 

Вернуться в «Бог»