СВОБОДА ВОЛИ

Это должен знать каждый!

Модератор: Полиграф П

Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение Holy Scripture » 09 сен 2011, 09:16

Философские представления о сущности свободы воли и свободы выбора у человека делятся на три категории: концепция детерминированности, концепция недетерминированности и концепция самодетерминированности. В случае детерминированности рассматриваются действия, вызванные другой, внешней причиной, в случае недетерминированности - беспричинные действия, а в случае самодетерминированности - действия, содержащие свою причину в себе.


Детерминизм.

Существуют два основных вида детерминизма - натуралистический и теистический. Натуралистический детерминизм чаще всего связывают с именем психолога-бихевиориста Б.Ф. Скиннера. Скиннер считал, что человеческое поведение полностью обусловлено генетическими и бихевиоральными психологическими факторами. Люди просто действуют в соответствии с тем, что было в них заложено.

Все, кто исповедует кальвинистское богословие в его строгой форме, в той или иной мере придерживаются теистического детерминизма. Джонатан Эдвардс все поступки связывал в конечном счёте с Богом, как Первой Причиной. «Свобода воли» для Эдвардса - это возможность делать то, что хочется, но все желания сердца человеческого созданы Творцом. Бог - Верховный Владыка, властвующий надо всем и в конечном счёте - причина всего. Падшее человечество абсолютно лишено свободы своих чувств, поэтому может делать всё, что ему заблагорассудится, но желания человека навсегда останутся под диктатом его испорченного, обращенного к мирскому сердца. Божия благодать властвует над делами человеческими, когда Бог определяет желания с соответствующими им мыслями и поступками.

Ответ на детерминизм.

Отрицающие детерминизм возражают на это, что нет ничего невозможного в том, чтобы действия имели собственную причину, и вовсе необязательно объяснять все действия через Первую Причину (Бога). Причиной некоторых действий могут выступать сами человеческие существа, которым Бог предоставил свободу нравственно окрашенных действий. Свобода воли не сводится, как полагает Эдвардс, к возможности делать то, что человек хочет (при том, что желания ему даёт Бог). Речь идёт скорее о возможности делать то, что человек решил, а это далеко не всегда одно и то же. Нет необходимости отрицать верховное владычество Бога, чтобы опровергнуть детерминизм. Бог может властвовать не только через причинно-следственные связи, но и через Своё всеведение.

Иногда различают две формы детерминизма, строгий и смягчённый. В случае строгого детерминизма считается, что все действия имеют свою причину в Боге, что Бог есть единственная действующая Причина. В случае смягчённого детерминизма признаётся, что Бог в качестве Первичной Причины совместим со свободой воли человека в качестве вторичной причины.


Индетерминизм.

По мнению представителей индетерминизма, из человеческих действий лишь немногие, если таковые вообще есть, имеют причину. События и действия непредсказуемы и спонтанны. Представителями индетерминизма были Чарлз Пирс и Уильям Джеймс.

Аргументация в пользу недетерминированности.

Обоснование недетерминированности исходит из сущности свободных действий. Поскольку они не следуют предопределенному образцу, можно заключить, что они не детерминированы. Некоторые современные представители индетерминизма ссылаются на принцип неопределённости Гейзенберга в качестве подтверждения своей позиции. Согласно этому принципу, события в субатомном мире (например, конкретная траектория данной частицы) совершенно непредсказуемы.

В рассуждении, основанном на непредсказуемости свободных действий, утверждается, что действие, чтобы быть детерминированным, должно быть предсказуемым. Однако свободные действия непредсказуемы. Следовательно, они и не детерминированы.

Критика индетерминизма.

Все формы индетерминизма разбиваются о незыблемый принцип причинности, который утверждает, что всякое событие имеет свою причину. Однако индетерминизм утверждает, что акты свободы воли есть события беспричинные.

Индетерминизм делает мир иррациональным, а науку - невозможной. Противоречит здравому смыслу утверждение о том, что, как бы мы ни старались, а события происходят без причины. Таким образом, вера в недетерминированность приводит к иррационализму. Как наука о функционировании мироздания, так и наука о его происхождении основаны на принципе причинности. Из того, что акт свободы воли не имеет внешней причины, ещё не следует, что он является беспричинным. Он может содержать свою причину в себе самом.

Апелляция к принципу Гейзенберга незаконна, так как в нём речь идёт не о причине событий, а об их непредсказуемости.

Индетерминизм отнимает у людей их нравственную ответственность, так как они уже не являются причиной своих морально окрашенных действий. А если они тут ни при чём, с какой стати обвинять их в злодеяниях? Индетерминизм, по крайней мере в его космическом аспекте, неприемлем и с библейской точки зрения, ведь Бог соединён с мирозданием причинно-следственной связью, как его Творец (Быт. 1) и Зиждитель всего сущего (Кол. 1:15-17).


Концепция самодетерминированности.

Согласно этой концепции, нравственно окрашенные деяния человека не вызваны внешней причиной и не являются беспричинными, но содержат свою причину в себе. Важно сразу же досконально разобраться, что понимается под самодетерминированностью и свободой выбора. В аспекте отрицания это значит, что нравственно окрашенные действия не являются беспричинными и не обусловлены внешней причиной. Их нельзя назвать недетерминированными или детерминированными извне. В аспекте утверждения, нравственно окрашенные действия самодетерминированны - это акты свободно, без принуждения осуществляемого выбора, который мог бы оказаться иным, даже противоположным. В поддержку этой позиции можно привести неколько доводов.

Аргументация в пользу концепции самодетерминированности.

Нравственно окрашенные действия либо беспричинны, либо имеют внешнюю причину, либо содержат причину в себе. Но ведь никакое действие не может быть беспричинным, так как это нарушало бы тот фундаментальный принцип рационализма, что всякое событие имеет причину. Не могут также действия личности иметь внешнюю причину, поскольку в таком случае они бы не были собственными, личностными действиями. Далее, коль скоро действия человека обусловлены кем-то другим, можно ли возлагать на него ответственность за то, что он делает? И Августин (в трудах «О свободе воли» и «О благодати и свободе воли»), и Фома Аквинский придерживались концепции самодетерминированности, как и умеренные кальвинисты и арминиане.

Отрицание того, что некоторые действия могут быть свободными, внутренне противоречиво. Представители безграничного детерминизма настаивают, что и сами они, и не детерминисты обречены верить в то, во что они, соответственно, верят. Но детерминисты убеждены, что верящие в самодетерминированность ошибаются и должны изменить свои взгляды. Однако сама фраза «должны изменить» подразумевает, что они располагают свободой изменять свои взгляды, а это уже противоречит детерминизму. Если причиной всех человеческих действий является Бог, то человеческие существа не несут никакой моральной ответственности. И тогда нет смысла ни восхвалять их за добрые дела, ни обвинять в злодеяниях.

Один из аспектов этих разногласий связан с тем, как понимается личностное «я» человека. Под «личностью» верящие в самодетерминированность понимают некое «я» (субъект), большее, нежели объект. Иными словами, моё субъективное выходит за пределы моего объективного. Я не в состоянии поместить всё то, что есть «я», под микроскоп и исследовать это как объект. Во «мне» есть нечто большее, нежели такая объективная составляющая. И это «я», не поддающееся объективизации, свободно. Учёный, пытающийся изучать личность, сам всегда находится за пределами своего эксперимента. Учёный всегда смотрит откуда-то извне. Собственно говоря, моё «я» свободно в том, чтобы отрицать «меня». Оно не детерминировано объективностью и не подчиняется тискам научного анализа. В таковом своём качестве мое «я» свободно.

Возражения против концепции самодетерминированности.

Свобода воли исключает верховное владычество Бога. Если человеческие существа свободны, пребывают ли они под верховной властью Бога? Либо Бог предопределяет всё, либо не обладает верховной властью. А если Он предопределяет всё, то самодетерминированных действий быть не может.

Здесь достаточно отметить, что Бог Своей верховной властью предоставляет свободу воли некоторым из Своих созданий. Для Него нет необходимости поступать именно так; Он реализует Свою свободу воли. Итак, человеческая свобода есть данная верховной властью возможность осуществлять свободный выбор при решении нравственных проблем. Только абсолютная свобода противоречила бы абсолютному владычеству Бога. Однако человеческая свобода ограниченна. У человека нет свободы самому стать Богом. Существо, лишь возможное в своем существовании, не в силах превратиться в Необходимое Существо. Ибо Необходимое Существо не может однажды начать существовать. Оно должно всегда быть таким, какое есть.

Свобода воли противоречит благодати. Возражают также, что наши свободные благие деяния проистекают либо из Божией благодати, либо из нашего собственного побуждения. Но во втором случае они не порождены Божией благодатью (Еф. 2:8-9).

Дело, однако, в том, что этот вывод не является непреложным. Свобода воли сама по себе есть дар благодати. Кроме того, тот или иной дар благодати не навязывается человеку силой. Благодать действует убеждением. Сторонники строгого детерминизма неправильно понимают сущность веры. Способность человека воспринять данный Божией благодатью дар спасения - не то же самое, что стремление заслужить его. Думать так - означало бы видеть в даре заслугу принимающего, а не Дающего.

Действия, содержащие свою причину в себе, логически невозможны. Возражают также, будто бы самодетерминированность означает, что следствие является собственной причиной. Вещь не может быть первичней самой себя, как получается в случае действий, содержащих свою причину в себе.

При таком возражении неправильно понимается самодетерминированность, которая отнюдь не подразумевает то, будто бы вещь становится причиной своего бытия, а лишь то, что она является причиной происходящего. Самодетерминированный акт детерминирован изнутри, а не извне.

Самодетерминированность противоречит причинности. Если всякое действие нуждается в своей причине, то это относится и к действиям, реализующим свободу воли, которые должны иметь свою причину не в личности, а в чем-то еще. Если все нуждается в своей причине, то нуждается в ней и личность, осуществляющая действия.

Никакого нарушения подлинного принципа причинности в реализации свободы воли нет. Этот принцип отнюдь не утверждает, будто бы всякая сущность (существо) нуждается в причине. В причине нуждаются финитные сущности. Бог беспричинен. Личность, реализующая свою свободу воли, имеет причину в Боге. Причиной самой свободы воли является Бог, но реализация этой свободы имеет свою причину в личности. Личность есть первопричина всех действий личности. Принцип причинности не нарушается, так как каждое финитное существо и каждое действие имеют свою причину.

Самодетерминированность противоречит предначертанию. Другие возражают, что самодетерминированность противоречит Божиему предначертанию. Но сторонники концепции самодетерминированности отвечают, что Божие предначертание может существовать несколькими способами. Бог может предначертать:
1) вопреки свободе воли (принуждая личность сделать не то, что она свободно избрала);
2) основываясь на свободном выборе, уже произошедшем (выждав, что личность захочет сделать);
3) зная в Своём всеведении, что личность будет делать «по предведению Бога Отца» (1 Пет. 1:2). «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29).
Здесь пункты 2) и 3) вполне совместимы с самодетерминированностью. В обоих случаях утверждается, что Бог может предопределять будущее через свободу человеческого выбора, так как Он в Своём всеведении непреложно знает, какими будут свободные действия людей. Таким образом, они предопределены с точки зрения непогрешимого Божиего всеведения, но свободны с точки зрения человеческого выбора.

В связи с аргументацией приверженцев строгого детерминизма выдвигается и следующий довод: хотя у Адама была свобода выбора (Рим. 5:12), падшее человечество находится в рабстве греху и не свободно, чтобы откликнуться на Божие откровение. Однако такое мнение не согласуется ни с постоянным призывом Бога к людям покаяться (Лк. 13:3; Деян. 2:38) и уверовать (например, Ин. 3:16,36; Деян. 16:31), ни с прямым указанием на то, что даже неверующие способны откликнуться на Божию благодать (Мф. 23:37; Ин. 7:17; Рим. 7:18; 1 Кор. 9:17; Флм. 1:14; 1 Пет. 5:2).

Продолжают это рассуждение так: если люди способны откликнуться, то спасение не дается благодатью (Еф. 2:8-9), а достигается человеческими усилиями. Однако это неправильное понимание сущности веры. Способность человека воспринять данный Божией благодатью дар спасения - не то же самое, что стремление заслужить его. Думать так - означало бы видеть в даре заслугу принимающего, а не Дающего его по благодати.


Библиография:

Augustine: «On Free Will».
J. Edwards: «The Freedom of the Will».
J. Fletcher: «John Fletcher's Checks to Antinomianism», abridged by P.Wiseman.
R.T. Forster, et al.: «God's Strategy in Human History».
N.L. Geisler: «Man's Destiny: Free or Forced», CSR, 9.2 (1979).
D. Hume: «The Letters of David Hume».
C.S. Lewis: «Miracles».
M. Luther: «On Grace and Free Will», «The Bondage of the Will».
B.F. Skinner: «Beyond Behaviorism, Beyond Freedom and Dignity.

Аватара пользователя
Lesonzen
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 19 сен 2018, 15:26

СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение Lesonzen » 30 сен 2018, 10:29

зачем тебе отзывы и критика? основной вопрос
что в твоем понимании свобода воли? есть она? верующие ограничены верой, атеисты - установками общества
ты сам веришь в предназначение? какое оно у тебя?

Аватара пользователя
KomlevaSV
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 21 сен 2018, 22:55
Откуда: Russia
Контактная информация:

СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение KomlevaSV » 21 окт 2018, 12:05

У нас есть такая штука, мозг называется. Ему не ведома сила воли, только импульсы. То, что с появлением сознания, захотелось и думать, мол, мы вольны делать, что пожелаем, так это самообман. Мы действуем и поступаем так, как у нас мозг запрогромирован. Так что "воля" понятие надуманное, а вера и атеизм вообще в таком случае второстепенны, идут бонусом для иллюзии выбора.

Аватара пользователя
Виктор А
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 июн 2019, 21:25

Re: СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение Виктор А » 30 июн 2019, 22:57

KomlevaSV писал(а):
21 окт 2018, 12:05
У нас есть такая штука, мозг называется. Ему не ведома сила воли, только импульсы.
Всё-таки речь шла не о "силе воли", а о свободе воли", которая есть величайшая привилегия человека, делающая его "подобием Божьим". Только человек может может порождать акт, который не является следствием предыдущей цепи причин. Вот я сейчас отвечаю на Ваш пост независимо от "программ" моего мозга (могу не отвечать - тем более, что адресат давно уже "не в сети").
Да, эта способность (свободного ответа) создана Богом, но актуализируется независимо от Него. В этом - разительное отличие христианства от, например, ислама, в котором Аллах - единственный подлинный Действователь и Причина всех действий:
"Знайте, что стоит Аллах между человеком и побуждением сердца его"(Сура 8:24)
Человек даже не может быть верующим иначе, как с соизволения Аллаха:
"Ни один человек не уверует, кроме как с дозволения Аллаха" (Сура 10:100)
"Разве того, кому предопределено (Аллахом) наказание адом, спасёшь ты (о, Мухаммад) от адова огня?" (39:19)
Т.е. нет никакой свободы, а торжествует абсолютное предопределение ко спасению или к погибели. Впечатление, что Аллах играет в заранее придуманную игру: высыпал фигурки человечков, повозился с ними, и запер одних - в заранее приготовленную коробочку с надписью "Ад", а других - в "Рай".

Аватара пользователя
Виктор А
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 июн 2019, 21:25

Re: СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение Виктор А » 02 июл 2019, 22:50

Справедливости ради надо добавить, что и в Торе (Пятикнижии Ветх. Завета) свобода воли - это иллюзия. Бог говорит Моисею:
"Я ожесточу сердце фараоново, чтобы явить множество знамений Моих... Фараон не послушает вас, и Я наложу руку свою на Египет..." (Исх. 7: 3-4).
На это как бы отсутствие свободы обращает внимание даже апостол Павел:
"Ибо Писание говорит фараону: "для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобой силу Мою... Итак, кого хочет - милует; а кого хочет - ожесточаяет. Ты скажешь мне: "За что же ещё обвиняет? Ибо кто противостоит воле Его?" (Рим. 9:17-19). Т.е. если такова абсолютная власть Бога, то за что же Он будет судить?
Схожий вопрос в исламе ставил Васыл Ибн-Ата (700-748), который показал, что справедливость Аллаха исключает предопределение людей на вечные муки. Поэтому человек должен обладать свободой воли. Ибо только в этом случае может идти речь об его ответственности за свои поступки (это богословское направление дало начало влиятельной школе т.н. мутазилитов).
Всё это говорит только о сходстве между Торой и Кораном, в которых ещё не было христианского разделения на "предопределение" и "попущение".

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Re: СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение FontCity » 03 июл 2019, 08:05

Любопытные мысли! Особенно мне интересно узнать про Коран. Доктрины христианства я себе более-менее представляю, а вот Коран - это белое пятно в моём образовании.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Виктор А
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 июн 2019, 21:25

Re: СВОБОДА ВОЛИ

Сообщение Виктор А » 03 июл 2019, 23:18

FontCity писал(а):
03 июл 2019, 08:05
... а вот Коран - это белое пятно в моём образовании.
А в моём тоже - недавно только стал читать, потому что работаю с мусульманами. Впечатления вообще - благоприятные. Т.е. видно, что это - откровение свыше, а не просто фантазии безграмотного Мухаммада (он был неграмотен, а между тем видел небесные знаки и даже верно указал на некое знаковое пространство вечных смыслов - ал лаух ал Махфузу - схожее со предвечными идеями Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника).
Здесь неуместно входить в подробности. Но в меру понимания Мухаммада воля - только субъективно свободна; а объективно всё предопределено (типа, как у нас в кальвинизме). На этом основан известный мусульманский анекдот:

Судья: Итак, доказано, что это ты виноват!
Подсудимый: Я не виноват, потому что ведь на всё воля Аллаха. Значит, я украл согласно воле Его.
Судья: Хорошо. В таком случае я, согласно воле Аллаха, присуждаю тебя к отсечению рук.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Ожесточу - не сделаю жестоким, а умножу жестокость

Сообщение FontCity » 29 дек 2019, 12:11

"И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа."
(Книга Исход 4:21)

Если бегло вспомнить историю Фараона, то становится его немного жалко, потому что Бог его ожесточил и сам же подверг казням. Так где же справедливость?

У меня раньше тоже был подобный вопрос. Но Бог меня вразумил и открыл.

Первое на что стоит обратить внимание "Книга Исход 4:21" то речь идет не о том что "сделал жестоким" а "ожесточу" к той жестокости которая есть прибавлю еще. Из за своей жестокости Фараон и понес свою кару. Не будь его сердце жестоким, Бог бы не делал доброго и порядочного человека жестоким что бы на нем явить свою славу, ведь наш Бог Справедливый. Но здесь у Фараона была изначально жестокость, это мы видим по его стремлению сократить численность людей Израиля.
Потому то Фараон и стал сосудом в не почетном использовании.
Друзья, задумайтесь и вы, каким сосудом являетесь для почетного употребления или же наоборот.

© Danil Malakhov · 10 января
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Справочник теиста»