Горе луковое
Горе луковое
Горе луковое
4-я глава Бытия содержит рассказ о том, как два брата - Каин и Авель - принесли жертвы Богу. Бог на дары Авеля призрел, а на дары Каина - нет. Почему? Ссылок на этот эпизод в Библии крайне мало. Это, на мой взгляд, может свидетельствовать либо об отсутствии к нему интереса у авторов Библии, либо о том, что этот эпизод прост, понятен, прозрачен, в каких-либо комментариях просто не нуждается. А как воспринимали эту историю в древности? И понимаем ли мудрость библейского повествования мы, сегодняшние читатели Библии?
По словам Христа, Авель был праведником (Матфей 23:35) и пророком (Лука 11:50-51). Павел в «Послании к Евреям» говорит о том, что праведник - это тот, кто имеет веру, т.е. «уверенность в невидимом» (Евреям 10:38-11:39). Все праведники, которых Павел привёл в пример, не обладали эмпирическим опытом, чтобы оценить необходимость и последствия своих поступков. И не могли им обладать. Тем не менее, они делали своё дело, доверившись Богу. Жертва Авеля лучше потому, что его жертва - праведные дела (1-е Иоанна 3:12). Очевидно, он любил брата своего, не делал греха, а делал правду (1-е Иоанна 3:7-12). Думаю, не случайно он был «назначен» пастырем (Бытие 4:2).
Дела же Каина, наоборот, «были злы», он был «от лукавого» (1-е Иоанна 3:12), не противостоял греху, зависть довела его до братоубийства. Когда все его грехи вскрылись, Каин не продемонстрировал ни тени раскаяния, пытался обмануть Бога, затребовал у Него смягчения наказания и гарантий на сохранность жизни (Бытие 4:5-15). «Невидимой» добродетели Каин предпочёл вполне осязаемые блага: он отвернулся от Господа, завёл себе жену, детей, построил город (Бытие 4:16-17). Такая жертва Богу не нужна (Исаия 1:11-18, Псалтирь 49:8-15, Иеремия 14:12-16:12, Амос 5:21-23 и мн. др.).
Моисей счёл нужным обратить наше внимание на то, что Каин назвал свой город именем сына (Бытие 4:17). Хотя его собственное имя означает «приобретение от Господа» (Бытие 4:1). Этот маленький штрих говорит о гордыне и себялюбии Каина. А имя Авель может означать «дыхание, дуновение, печаль, скорбь, страдание, боль, сожаление, раскаяние». Это - явный намёк на скромность и бескорыстие библейского персонажа.
Именно так, в полном согласии с новозаветными пророками и совершенно независимо от них, понимал этот эпизод их современник, иудейский первосвященник, богослов, историк Иосиф Флавий (Иосиф Бен Маттафий). Думаю, нам стоит ознакомиться с мнением первосвященника Бога Всевышнего.
”У них родились двое детей мужского пола: первый был назван Каином (в переводе это имя означает «приобретение»), второй же - Авелем (что значит «печаль»). ... Братья находили удовольствие в различных друг от друга образе жизни и занятиях. Младший, Авель, старался быть справедливым и стремился к добродетели, так как был уверен, что Господь видит все дела его. По занятию своему он был пастухом. Каин же был во всех делах своих весьма порочен и имел в виду одну только цель - получать выгоды; он первый изобрел землепашество, а [затем] убил брата своего по следующей причине. Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил [на алтарь] произведения своего земледелия и плоды деревьев, Авель же молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вызвано из земли по расчету корыстолюбивого человека. Тогда Каин, разгневанный предпочтением, которое Господь Бог оказал Авелю, убил брата своего и, скрыв труп его, предполагал, что это останется незамеченным. Бог же, зная об этом поступке, явился к Каину и стал спрашивать о том, где его брат, которого Он не видит уже много дней, тогда как раньше видел его постоянно в его обществе. Не зная в смущении своем, что сказать Господу Богу, Каин сперва ответил, что он и сам удивляется отсутствию брата; но когда Господь настоятельно стал всяческим образом допытываться от него объяснения, он гневно возразил, что он не воспитатель и не соглядатай ни его, ни его поступков. Тогда Господь Бог изобличил Каина в убийстве брата.”
(© Иосиф Флавий (ок. 38 г. - ок. 100 г. н.э.): «Иудейские древности», книга 1, глава 2, §1)
Позвольте привести ещё один пример понимания Писания его несомненным знатоком. Богослов, философ, политик I века н.э., оказавший значительное влияние на Апостола Иоанна и таким образом ставший опосредованно его соавтором, Филон Александрийский своим цепким умом увидел в, казалось бы, сухих строчках косноязычного (Исход 4:10) Моисея два обстоятельства, суперважных для понимания рассматриваемого нами эпизода.
”«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу» (Быт. 4:3). В этих словах - два обвинения себялюбцу. Во-первых, «спустя несколько времени», а не тотчас принес он благодарность Богу, и во-вторых, «от плодов», а не от первых плодов, иначе называемых первинами. Обдумаем каждое из обвинений. Прекрасные поступки должно совершать тотчас, не дожидаясь призывов, не медля и не сомневаясь. А лучший поступок - без отсрочек и отлагательств ублажить Высшее Благо. Потому и предписано: «Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его» (Втор. 23:21). Обет - это просьба о благах, обращенная к Богу, и одновременно - обязательство перед Ним, ибо проситель, получив желаемое, должен увенчать победным венком не себя, но Бога, и по возможности без промедлений и отсрочек.
...
О первом обвинении против Каина довольно. А второе таково: зачем приносит он жертву Богу не от первин, а просто «от плодов»? Возможно, по той же причине: он хочет дать первую награду миру тварному, а божеству - вторую. Ведь есть же люди, для которых тело - раб - превыше госпожи его, души. И вовсе не странно, что есть такие, для которых тварное выше Бога, хотя Законодатель объявил: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19), - а не оставляй их себе, ибо первые - по порядку или по значимости - движения нашей души по праву принадлежат Богу.”
(© Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.): «О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин», глава XIII, §§52-53, глава XX, §72)
Сейчас можно услышать много различных трактовок истории жертвоприношений Каина и Авеля. Но мне кажется, что именно эти два обвинения, выявленные Филоном, и определили решение Бога о непринятии даров Каина, а также отношение новозаветных авторов к этим персонажам.
(© Игорь Шиповский, декабрь 2009)
4-я глава Бытия содержит рассказ о том, как два брата - Каин и Авель - принесли жертвы Богу. Бог на дары Авеля призрел, а на дары Каина - нет. Почему? Ссылок на этот эпизод в Библии крайне мало. Это, на мой взгляд, может свидетельствовать либо об отсутствии к нему интереса у авторов Библии, либо о том, что этот эпизод прост, понятен, прозрачен, в каких-либо комментариях просто не нуждается. А как воспринимали эту историю в древности? И понимаем ли мудрость библейского повествования мы, сегодняшние читатели Библии?
По словам Христа, Авель был праведником (Матфей 23:35) и пророком (Лука 11:50-51). Павел в «Послании к Евреям» говорит о том, что праведник - это тот, кто имеет веру, т.е. «уверенность в невидимом» (Евреям 10:38-11:39). Все праведники, которых Павел привёл в пример, не обладали эмпирическим опытом, чтобы оценить необходимость и последствия своих поступков. И не могли им обладать. Тем не менее, они делали своё дело, доверившись Богу. Жертва Авеля лучше потому, что его жертва - праведные дела (1-е Иоанна 3:12). Очевидно, он любил брата своего, не делал греха, а делал правду (1-е Иоанна 3:7-12). Думаю, не случайно он был «назначен» пастырем (Бытие 4:2).
Дела же Каина, наоборот, «были злы», он был «от лукавого» (1-е Иоанна 3:12), не противостоял греху, зависть довела его до братоубийства. Когда все его грехи вскрылись, Каин не продемонстрировал ни тени раскаяния, пытался обмануть Бога, затребовал у Него смягчения наказания и гарантий на сохранность жизни (Бытие 4:5-15). «Невидимой» добродетели Каин предпочёл вполне осязаемые блага: он отвернулся от Господа, завёл себе жену, детей, построил город (Бытие 4:16-17). Такая жертва Богу не нужна (Исаия 1:11-18, Псалтирь 49:8-15, Иеремия 14:12-16:12, Амос 5:21-23 и мн. др.).
Моисей счёл нужным обратить наше внимание на то, что Каин назвал свой город именем сына (Бытие 4:17). Хотя его собственное имя означает «приобретение от Господа» (Бытие 4:1). Этот маленький штрих говорит о гордыне и себялюбии Каина. А имя Авель может означать «дыхание, дуновение, печаль, скорбь, страдание, боль, сожаление, раскаяние». Это - явный намёк на скромность и бескорыстие библейского персонажа.
Именно так, в полном согласии с новозаветными пророками и совершенно независимо от них, понимал этот эпизод их современник, иудейский первосвященник, богослов, историк Иосиф Флавий (Иосиф Бен Маттафий). Думаю, нам стоит ознакомиться с мнением первосвященника Бога Всевышнего.
”У них родились двое детей мужского пола: первый был назван Каином (в переводе это имя означает «приобретение»), второй же - Авелем (что значит «печаль»). ... Братья находили удовольствие в различных друг от друга образе жизни и занятиях. Младший, Авель, старался быть справедливым и стремился к добродетели, так как был уверен, что Господь видит все дела его. По занятию своему он был пастухом. Каин же был во всех делах своих весьма порочен и имел в виду одну только цель - получать выгоды; он первый изобрел землепашество, а [затем] убил брата своего по следующей причине. Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил [на алтарь] произведения своего земледелия и плоды деревьев, Авель же молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вызвано из земли по расчету корыстолюбивого человека. Тогда Каин, разгневанный предпочтением, которое Господь Бог оказал Авелю, убил брата своего и, скрыв труп его, предполагал, что это останется незамеченным. Бог же, зная об этом поступке, явился к Каину и стал спрашивать о том, где его брат, которого Он не видит уже много дней, тогда как раньше видел его постоянно в его обществе. Не зная в смущении своем, что сказать Господу Богу, Каин сперва ответил, что он и сам удивляется отсутствию брата; но когда Господь настоятельно стал всяческим образом допытываться от него объяснения, он гневно возразил, что он не воспитатель и не соглядатай ни его, ни его поступков. Тогда Господь Бог изобличил Каина в убийстве брата.”
(© Иосиф Флавий (ок. 38 г. - ок. 100 г. н.э.): «Иудейские древности», книга 1, глава 2, §1)
Позвольте привести ещё один пример понимания Писания его несомненным знатоком. Богослов, философ, политик I века н.э., оказавший значительное влияние на Апостола Иоанна и таким образом ставший опосредованно его соавтором, Филон Александрийский своим цепким умом увидел в, казалось бы, сухих строчках косноязычного (Исход 4:10) Моисея два обстоятельства, суперважных для понимания рассматриваемого нами эпизода.
”«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу» (Быт. 4:3). В этих словах - два обвинения себялюбцу. Во-первых, «спустя несколько времени», а не тотчас принес он благодарность Богу, и во-вторых, «от плодов», а не от первых плодов, иначе называемых первинами. Обдумаем каждое из обвинений. Прекрасные поступки должно совершать тотчас, не дожидаясь призывов, не медля и не сомневаясь. А лучший поступок - без отсрочек и отлагательств ублажить Высшее Благо. Потому и предписано: «Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его» (Втор. 23:21). Обет - это просьба о благах, обращенная к Богу, и одновременно - обязательство перед Ним, ибо проситель, получив желаемое, должен увенчать победным венком не себя, но Бога, и по возможности без промедлений и отсрочек.
...
О первом обвинении против Каина довольно. А второе таково: зачем приносит он жертву Богу не от первин, а просто «от плодов»? Возможно, по той же причине: он хочет дать первую награду миру тварному, а божеству - вторую. Ведь есть же люди, для которых тело - раб - превыше госпожи его, души. И вовсе не странно, что есть такие, для которых тварное выше Бога, хотя Законодатель объявил: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19), - а не оставляй их себе, ибо первые - по порядку или по значимости - движения нашей души по праву принадлежат Богу.”
(© Филон Александрийский (25 г. до н.э. - 50 г. н.э.): «О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин», глава XIII, §§52-53, глава XX, §72)
Сейчас можно услышать много различных трактовок истории жертвоприношений Каина и Авеля. Но мне кажется, что именно эти два обвинения, выявленные Филоном, и определили решение Бога о непринятии даров Каина, а также отношение новозаветных авторов к этим персонажам.
(© Игорь Шиповский, декабрь 2009)
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
-
- Администратор
- Сообщения: 1236
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
Ветхозаветное святилище
«Я знаю, что многих несколько смущает эта история: почему Бог не принял жертву Каина? Зачем Он вверг Каина в столь сильное огорчение? Ответы на эти вопросы становятся ясны при внимательном рассмотрении.
Каин принес "дар", и Авель принес – читаем мы в на шей Библии. Но мы видим, что это два совершенно разных дара. Дар Каина – от плодов, дар Авеля – от животных.
Жертва Каина в оригинале названа словом «минха». Где еще в Библии встречается это слово? В Книге Левит читаем: «Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» – в русском пере воде) ...» (Лев. 2:1) Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха» всегда означает жертву бескровную, хлебную. Именно такую жертву – «минха» – и принес Каин. В чем же его вина? Сравним его жертву с жертвой Авеля.
Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жертвоприношение названо словом «хатат». И слово грех, кстати, тоже «хатат». В данном случае речь идет именно о "жертве за грех". Принести ее – значит признать себя грешником, признать свою вину перед Богом.
Каин не делает этого. Он не считает себя грешником. Вот почему он ограничивается хлебным приношением.
Что же отвечает Господь Каину? «Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех («хатат») лежит» (4:7) Как–то не совсем ясно, что за грех лежит у дверей и у каких дверей? Грамматический анализ текста оригинала показывает, что в данном случае возможен другой перевод: не «грех», а «жертва за грех». Иными словами, если не делаешь доброго, надлежит тебе принести «хатат» – жертву за грех, – вот что советует Бог Каину.»
© Александр Болотников: «Евангелие в ветхозаветном святилище»
Каин принес "дар", и Авель принес – читаем мы в на шей Библии. Но мы видим, что это два совершенно разных дара. Дар Каина – от плодов, дар Авеля – от животных.
Жертва Каина в оригинале названа словом «минха». Где еще в Библии встречается это слово? В Книге Левит читаем: «Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» – в русском пере воде) ...» (Лев. 2:1) Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха» всегда означает жертву бескровную, хлебную. Именно такую жертву – «минха» – и принес Каин. В чем же его вина? Сравним его жертву с жертвой Авеля.
Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жертвоприношение названо словом «хатат». И слово грех, кстати, тоже «хатат». В данном случае речь идет именно о "жертве за грех". Принести ее – значит признать себя грешником, признать свою вину перед Богом.
Каин не делает этого. Он не считает себя грешником. Вот почему он ограничивается хлебным приношением.
Что же отвечает Господь Каину? «Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех («хатат») лежит» (4:7) Как–то не совсем ясно, что за грех лежит у дверей и у каких дверей? Грамматический анализ текста оригинала показывает, что в данном случае возможен другой перевод: не «грех», а «жертва за грех». Иными словами, если не делаешь доброго, надлежит тебе принести «хатат» – жертву за грех, – вот что советует Бог Каину.»
© Александр Болотников: «Евангелие в ветхозаветном святилище»
Филон Александрийский и Новый Завет
"... учение стоиков о двойственном бытии человеческого логоса: внутреннем и внешнем впоследствии оказало влияние на философию Филона Александрийского и через нее - на раннее богословие святых отцов Церкви первых трех веков христианской эры.
Последним логическим звеном в древней философии, стоящим на грани между ветхозаветными представлениями иудеев о Божестве и учением греков о Логосе и максимально приближающимся к Евангельскому Откровению Бога Слова о Самом Себе является религиозная философия Филона Александрийского. Филон считал, что и богооткровенная религия иудеев, и умозрение философов являются отражением одной высшей истины и ведут к одному и тому же - к единому Богу. Поэтому он пытался создать такую религиозно-философскую систему, которая примирила бы и соединила в себе эти два пути: путь откровения и путь умозрения. Во многом ему это удалось. Владея всем лучшим, что было у дохристианского человечества, Филон в своей философии достигает такой близости к новозаветному Евангельскому Откровению, какой до него, не достигал ни один философ древности. Многие положения его учения имеют, по крайней мере с чисто внешней стороны, черты поразительного сходства с христианством."
© "Семинарская и святоотеческая православные библиотеки"
"Философия Филона Александрийского во многом влияла на становление философии неоплатонизма и, в особенности, христианства. Для христианских авторов творчество Филона Александрийского служило основополагающим образцом синтеза еврейской и греко-римской мысли, а его концепция Логоса легла в основу христианского учения об Иисусе как посреднике между Богом и человеком. Об авторитете, которым Филон Александрийский пользовался у христиан, свидетельствует легенда о его встрече с апостолами Петром и Иоанном. Хотя вопрос о влиянии идей Филона Александрийского на Евангелие от Иоанна недостаточно изучен, послания апостола Павла (см. Павел из Тарса), в первую очередь, его «Послание к евреям», обнаруживают стилистическое и идейное сходство с трудами Филона Александрийского. Особенно глубоко влияние Филона Александрийского на отцов церкви, в первую очередь, Климента Александрийского, Оригена и Амвросия Медиоланского, которые заимствовали многие его идеи и его аллегорический метод библейской экзегезы."
© "Электронная еврейская энциклопедия"
Последним логическим звеном в древней философии, стоящим на грани между ветхозаветными представлениями иудеев о Божестве и учением греков о Логосе и максимально приближающимся к Евангельскому Откровению Бога Слова о Самом Себе является религиозная философия Филона Александрийского. Филон считал, что и богооткровенная религия иудеев, и умозрение философов являются отражением одной высшей истины и ведут к одному и тому же - к единому Богу. Поэтому он пытался создать такую религиозно-философскую систему, которая примирила бы и соединила в себе эти два пути: путь откровения и путь умозрения. Во многом ему это удалось. Владея всем лучшим, что было у дохристианского человечества, Филон в своей философии достигает такой близости к новозаветному Евангельскому Откровению, какой до него, не достигал ни один философ древности. Многие положения его учения имеют, по крайней мере с чисто внешней стороны, черты поразительного сходства с христианством."
© "Семинарская и святоотеческая православные библиотеки"
"Философия Филона Александрийского во многом влияла на становление философии неоплатонизма и, в особенности, христианства. Для христианских авторов творчество Филона Александрийского служило основополагающим образцом синтеза еврейской и греко-римской мысли, а его концепция Логоса легла в основу христианского учения об Иисусе как посреднике между Богом и человеком. Об авторитете, которым Филон Александрийский пользовался у христиан, свидетельствует легенда о его встрече с апостолами Петром и Иоанном. Хотя вопрос о влиянии идей Филона Александрийского на Евангелие от Иоанна недостаточно изучен, послания апостола Павла (см. Павел из Тарса), в первую очередь, его «Послание к евреям», обнаруживают стилистическое и идейное сходство с трудами Филона Александрийского. Особенно глубоко влияние Филона Александрийского на отцов церкви, в первую очередь, Климента Александрийского, Оригена и Амвросия Медиоланского, которые заимствовали многие его идеи и его аллегорический метод библейской экзегезы."
© "Электронная еврейская энциклопедия"
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Мотив святилища
«КАИН И АВЕЛЬ»
В книге Бытие, 4 главе мы читаем всем хорошо знакомую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу жертвы.
«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и от чего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»
В этом отрывке мы уже можем проследить мотив святилища, потому что принесение жертвы - это именно то, что впоследствии будет совершаться во святилище.
Я знаю, что многих несколько смущает эта история: почему Бог не принял жертву Каина? Зачем Он вверг Каина в столь сильное огорчение?
Ответы на эти вопросы становятся ясны при внимательном рассмотрении.
Каин принес «дар», и Авель принес - читаем мы в нашей Библии. Но мы видим, что это два совершенно разных дара. Дар Каина - от плодов, дар Авеля - от животных. Жертва Каина в оригинале названа словом «минха». Где еще в Библии встречается это слово?
В Книге Левит 2 читаем:
«Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» - в русском переводе)»...(Лев. 2:1)
וְנֶפֶשׁ כִּי-תַקְרִיב קָרְבַּן מִנְחָה לַיהוָה סֹלֶת יִהְיֶה קָרְבָּנוֹ וְיָצַק עָלֶיהָ שֶׁמֶן וְנָתַן עָלֶיהָ לְבֹנָה
Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха» всегда означает жертву бескровную, хлебную. Именно такую жертву - «минха» - и принес Каин.
В чем же его вина?
Сравним его жертву с жертвой Авеля. Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жертвоприношение названо словом «хатат». И слово грех, кстати, тоже «хатат».
В данном случае речь идет именно о "жертве за грех". Принести ее - значит признать себя грешником, признать свою вину перед Богом. Каин не делает этого. Он не считает себя грешником. Вот почему он ограничивается хлебным приношением. Что же отвечает Господь Каину?
«Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех («хатат») лежит».(4:7)
הֲלוֹא אִם תֵּיטִיב שְׂאֵת וְאִם לֹא תֵיטִיב לַפֶּתַח חַטָּאת רֹבֵץ וְאֵלֶיךָ תְּשׁוּקָתוֹ וְאַתָּה תִּמְשָׁל בּוֹ
Как-то не совсем ясно: что за грех лежит у дверей и у каких дверей? Грамматический анализ текста оригинала показывает, что в данном случае возможен другой перевод: не «грех», а «жертва за грех». Иными словами, если не делаешь доброго, надлежит тебе принести «хатат» - жертву за грех, - вот что советует Бог Каину.
Сложность вызывает вторая часть текста: «он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Проблема в том, что слово грех в еврейском языке «хатат» - женского рода. Если бы текст говорил о грехе и о господстве над грехом, то было бы в оригинале «он<u>а</u> влечет тебя к себе, но ты господствуй над н<u>ей</u>». Но в еврейском тексте стоит «он» и «ним» и эти местоимения никакого отношения к предыдущей фразе не имеют. Некоторые комментаторы усматривают здесь связь с Быт. 3:16 в свете буквального перевода отрывка «у него влечение к тебе, а ты будешь господствовать над ним».
В 3:16 текст говорит о главенстве мужа над женой. Возможно, что Бог этими словами хочет сказать Каину, что если он выполнит все требования относительно жертвоприношения, то будет главенствовать, господствовать над Авелем по праву первородства.
Интересно заметить, что словосочетание «у дверей лежит» - это явный мотив Святилища. В Книге Левит 1:5
וְשָׁחַט אֶת-בֶּן הַבָּקָר לִפְנֵי יְהוָה וְהִקְרִיבוּ בְּנֵי אַהֲרֹן הַכֹּהֲנִים אֶת-הַדָּם וְזָרְקוּ אֶת-הַדָּם עַל-הַמִּזְבֵּחַ סָבִיב אֲשֶׁר - פֶּתַח אֹהֶל מוֹעֵד
Всевышний дает повеление положить жертву «у входа в скинию». Употребляется одно и то же еврейское слово «петах» - вход, или дверь, как переведено в Бытие 4:7
הֲלוֹא אִם תֵּיטִיב שְׂאֵת וְאִם לֹא תֵיטִיב לַפֶּתַח חַטָּאת רֹבֵץ וְאֵלֶיךָ תְּשׁוּקָתוֹ וְאַתָּה תִּמְשָׁל בּוֹ
Даже такая, казалось бы, незначительная деталь здесь очень важна. Но давайте вернемся к Авелю. Прочитаем еще раз 4 стих 4-й главы:
«И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».
וְהֶבֶל הֵבִיא גַם הוּא מִבְּכֹרוֹת צֹאנוֹ וּמֵחֶלְבֵהֶן וַיִּשַׁע יְהוָה אֶל הֶבֶל וְאֶל מִנְחָתוֹ
А теперь давайте сравним это со следующим отрывком из книги Левит 4:19:
«И весь тук его вынет из него, и сожжет на жертвеннике».
וְאֵת כָּל-חֶלְבּוֹ יָרִים מִמֶּנּוּ וְהִקְטִיר הַמִּזְבֵּחָה
Что мы видим?
Авель не просто закалывает и сжигает жертвенное животное, он действует согласно определенному ритуалу, принося жертву «от первородных стада», «от тука их». Этот ритуал подробно описан в Книге Левит. Значит, первым людям, вероятно, было известно содержание ритуалов жертвоприношения. Они прекрасно знали когда и как приносить жертвы Богу.
И хотя святилище еще не было построено, служение, подобное служению в нем, разнообразие служения принесения жертв, служения, описанного в Библии уже совершалось.
© Александр Болотников ⇒ Тайны древних пророков ⇒ КАИН И АВЕЛЬ
℗ liveinternet.ru, Воскресенье, 03 Июля 2016 г. 13:32
В книге Бытие, 4 главе мы читаем всем хорошо знакомую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу жертвы.
«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и от чего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»
В этом отрывке мы уже можем проследить мотив святилища, потому что принесение жертвы - это именно то, что впоследствии будет совершаться во святилище.
Я знаю, что многих несколько смущает эта история: почему Бог не принял жертву Каина? Зачем Он вверг Каина в столь сильное огорчение?
Ответы на эти вопросы становятся ясны при внимательном рассмотрении.
Каин принес «дар», и Авель принес - читаем мы в нашей Библии. Но мы видим, что это два совершенно разных дара. Дар Каина - от плодов, дар Авеля - от животных. Жертва Каина в оригинале названа словом «минха». Где еще в Библии встречается это слово?
В Книге Левит 2 читаем:
«Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» - в русском переводе)»...(Лев. 2:1)
וְנֶפֶשׁ כִּי-תַקְרִיב קָרְבַּן מִנְחָה לַיהוָה סֹלֶת יִהְיֶה קָרְבָּנוֹ וְיָצַק עָלֶיהָ שֶׁמֶן וְנָתַן עָלֶיהָ לְבֹנָה
Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха» всегда означает жертву бескровную, хлебную. Именно такую жертву - «минха» - и принес Каин.
В чем же его вина?
Сравним его жертву с жертвой Авеля. Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жертвоприношение названо словом «хатат». И слово грех, кстати, тоже «хатат».
В данном случае речь идет именно о "жертве за грех". Принести ее - значит признать себя грешником, признать свою вину перед Богом. Каин не делает этого. Он не считает себя грешником. Вот почему он ограничивается хлебным приношением. Что же отвечает Господь Каину?
«Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех («хатат») лежит».(4:7)
הֲלוֹא אִם תֵּיטִיב שְׂאֵת וְאִם לֹא תֵיטִיב לַפֶּתַח חַטָּאת רֹבֵץ וְאֵלֶיךָ תְּשׁוּקָתוֹ וְאַתָּה תִּמְשָׁל בּוֹ
Как-то не совсем ясно: что за грех лежит у дверей и у каких дверей? Грамматический анализ текста оригинала показывает, что в данном случае возможен другой перевод: не «грех», а «жертва за грех». Иными словами, если не делаешь доброго, надлежит тебе принести «хатат» - жертву за грех, - вот что советует Бог Каину.
Сложность вызывает вторая часть текста: «он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Проблема в том, что слово грех в еврейском языке «хатат» - женского рода. Если бы текст говорил о грехе и о господстве над грехом, то было бы в оригинале «он<u>а</u> влечет тебя к себе, но ты господствуй над н<u>ей</u>». Но в еврейском тексте стоит «он» и «ним» и эти местоимения никакого отношения к предыдущей фразе не имеют. Некоторые комментаторы усматривают здесь связь с Быт. 3:16 в свете буквального перевода отрывка «у него влечение к тебе, а ты будешь господствовать над ним».
В 3:16 текст говорит о главенстве мужа над женой. Возможно, что Бог этими словами хочет сказать Каину, что если он выполнит все требования относительно жертвоприношения, то будет главенствовать, господствовать над Авелем по праву первородства.
Интересно заметить, что словосочетание «у дверей лежит» - это явный мотив Святилища. В Книге Левит 1:5
וְשָׁחַט אֶת-בֶּן הַבָּקָר לִפְנֵי יְהוָה וְהִקְרִיבוּ בְּנֵי אַהֲרֹן הַכֹּהֲנִים אֶת-הַדָּם וְזָרְקוּ אֶת-הַדָּם עַל-הַמִּזְבֵּחַ סָבִיב אֲשֶׁר - פֶּתַח אֹהֶל מוֹעֵד
Всевышний дает повеление положить жертву «у входа в скинию». Употребляется одно и то же еврейское слово «петах» - вход, или дверь, как переведено в Бытие 4:7
הֲלוֹא אִם תֵּיטִיב שְׂאֵת וְאִם לֹא תֵיטִיב לַפֶּתַח חַטָּאת רֹבֵץ וְאֵלֶיךָ תְּשׁוּקָתוֹ וְאַתָּה תִּמְשָׁל בּוֹ
Даже такая, казалось бы, незначительная деталь здесь очень важна. Но давайте вернемся к Авелю. Прочитаем еще раз 4 стих 4-й главы:
«И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».
וְהֶבֶל הֵבִיא גַם הוּא מִבְּכֹרוֹת צֹאנוֹ וּמֵחֶלְבֵהֶן וַיִּשַׁע יְהוָה אֶל הֶבֶל וְאֶל מִנְחָתוֹ
А теперь давайте сравним это со следующим отрывком из книги Левит 4:19:
«И весь тук его вынет из него, и сожжет на жертвеннике».
וְאֵת כָּל-חֶלְבּוֹ יָרִים מִמֶּנּוּ וְהִקְטִיר הַמִּזְבֵּחָה
Что мы видим?
Авель не просто закалывает и сжигает жертвенное животное, он действует согласно определенному ритуалу, принося жертву «от первородных стада», «от тука их». Этот ритуал подробно описан в Книге Левит. Значит, первым людям, вероятно, было известно содержание ритуалов жертвоприношения. Они прекрасно знали когда и как приносить жертвы Богу.
И хотя святилище еще не было построено, служение, подобное служению в нем, разнообразие служения принесения жертв, служения, описанного в Библии уже совершалось.
© Александр Болотников ⇒ Тайны древних пророков ⇒ КАИН И АВЕЛЬ
℗ liveinternet.ru, Воскресенье, 03 Июля 2016 г. 13:32
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
-
- Администратор
- Сообщения: 1236
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
От тука их
Авель - пастух. Размышляя над прочитанным в Библии, я заметил, что до убийства Каином Авеля, убийство на земле отсутствовало. Но сказано что Авель был пастухом: Быт 4:2: "И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец." И Авель именно от стада своего принес приношение Господу. Быт 4:4: "и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его".
Когда я читал это место из Библии, я воображал что Авель убивал животное, брал само животное и жир от этого животного, и принес Господу. Стандартный коментарий, что это прообраз жерты за грех. Но меня не покидает два вопроса, ведь убийства на земле еще не было. Зачем Авель пас животных? Что значит принес от тука их?
Когда я пытался понять, что такое тук, то в большинстве случаях, тук это жирная часть, жир. Но есть места в Библии, где слово тук по контексту имеет иное значение. Например: Быт 27:28: "да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;" Можете сказать, что подразумевается именно, что от земли будет множество животных. Но вот иной перевод: KPLN, Бер 27:28 Пусть благословит тебя Бог росою небесной и тучностью земли, изобилием зерна и вина. Мы видим, что "тук" имеет значение как лучшее, тучное. Вот и возник вопрос: можно ли подразумевать что Авель принес от первородных, а не самих первородных? Либо первородных но живых. И от первородных принес самое лучшее, то есть молоко, сыр? Которые могут быть жирными.Тогда можно понять, почему Авель стал пастухом (слово "пастух" переводится как дружил с животными, кормил животных), и для чего он кормил животных. Хотя убийства еще не было. Авель пас стада, чтоб иметь молоко для пищи и сыр для еды.
Ведь как-то странно, что согласно стандартной версии, Бог поощряет убийство. Пускай и животных, но ведь лишение жизни как таковой еще в природе не было, во всяком случае прямо об этом не говорится.
В чем может быть ошибочность данных выводов?
© Николай Пшик, 10 апреля в 17:12
Когда я читал это место из Библии, я воображал что Авель убивал животное, брал само животное и жир от этого животного, и принес Господу. Стандартный коментарий, что это прообраз жерты за грех. Но меня не покидает два вопроса, ведь убийства на земле еще не было. Зачем Авель пас животных? Что значит принес от тука их?
Когда я пытался понять, что такое тук, то в большинстве случаях, тук это жирная часть, жир. Но есть места в Библии, где слово тук по контексту имеет иное значение. Например: Быт 27:28: "да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;" Можете сказать, что подразумевается именно, что от земли будет множество животных. Но вот иной перевод: KPLN, Бер 27:28 Пусть благословит тебя Бог росою небесной и тучностью земли, изобилием зерна и вина. Мы видим, что "тук" имеет значение как лучшее, тучное. Вот и возник вопрос: можно ли подразумевать что Авель принес от первородных, а не самих первородных? Либо первородных но живых. И от первородных принес самое лучшее, то есть молоко, сыр? Которые могут быть жирными.Тогда можно понять, почему Авель стал пастухом (слово "пастух" переводится как дружил с животными, кормил животных), и для чего он кормил животных. Хотя убийства еще не было. Авель пас стада, чтоб иметь молоко для пищи и сыр для еды.
Ведь как-то странно, что согласно стандартной версии, Бог поощряет убийство. Пускай и животных, но ведь лишение жизни как таковой еще в природе не было, во всяком случае прямо об этом не говорится.
В чем может быть ошибочность данных выводов?
© Николай Пшик, 10 апреля в 17:12
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Мнение Раввина Ральфа Мессера
СТБМ | Почему Яхве принял жертву Авеля, но не принял жертву Каина? | Ральф Мессер | Мидраш
Почему Яхве принял жертву Авеля, но не принял жертву Каина? Ответ на этот вопрос вы узнаете, посмотрев фрагмент из учения Ральфа Мессера «Принципы начатков в Торе». Нажмите на ссылку, чтобы посмотреть полную версию этого учения:
https://youtu.be/LEAfYFBpwJU
Служение «Симхат Тора Бейт Мидраш» существует благодаря пожертвованиям верующих, как вы. Если вас благословили учения Ральфа Мессера, пожалуйста, подумайте о том, чтобы помочь нам достичь народы, сделав пожертвование на сайте: http://www.ephraimsarrows.com/donate/ Ваша финансовая поддержка оказывает огромное влияние на жизни людей по всему миру!
Сайт служения «Симхат Тора Бейт Мидраш» на русском языке: http://www.ephraimsarrows.com/
Подкаст: https://simhat-tora-bejt-midrash-ravvi- ... odster.fm/
Facebook: https://web.facebook.com/groups/STBM.RalphMesser.ru
Twitter: https://twitter.com/Torahnarodam
© Ральф Мессер. Симхат Тора Бейт Мидраш, 29 сент. 2016 г.
Почему Яхве принял жертву Авеля, но не принял жертву Каина? Ответ на этот вопрос вы узнаете, посмотрев фрагмент из учения Ральфа Мессера «Принципы начатков в Торе». Нажмите на ссылку, чтобы посмотреть полную версию этого учения:
https://youtu.be/LEAfYFBpwJU
Служение «Симхат Тора Бейт Мидраш» существует благодаря пожертвованиям верующих, как вы. Если вас благословили учения Ральфа Мессера, пожалуйста, подумайте о том, чтобы помочь нам достичь народы, сделав пожертвование на сайте: http://www.ephraimsarrows.com/donate/ Ваша финансовая поддержка оказывает огромное влияние на жизни людей по всему миру!
Сайт служения «Симхат Тора Бейт Мидраш» на русском языке: http://www.ephraimsarrows.com/
Подкаст: https://simhat-tora-bejt-midrash-ravvi- ... odster.fm/
Facebook: https://web.facebook.com/groups/STBM.RalphMesser.ru
Twitter: https://twitter.com/Torahnarodam
© Ральф Мессер. Симхат Тора Бейт Мидраш, 29 сент. 2016 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
-
- Администратор
- Сообщения: 1236
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
Недопонимание величия Всевышнего
Михаил Самсонов: Почему Бог отверг жертву Каина?
Cain and Abel make their sacrifices to God; Cain kills Abel. Engraving by F. Villamena after Raphael.
В 4-й главе книги Бытие мы читаем известную историю жертвоприношений Каина и Авеля. И в синодальном переводе, которым пользуются многие, написано:
Во-первых, здесь есть противопоставление: в конце дней Каин принёс от плодов дар Господу, и Авель принёс от первородных стада своего. Уточнение «от первородных стада своего» абсолютно не случайно: то, как Авель принёс жертву, и что конкретно он принёс, - это явное противопоставление тому, что сделал Каин. Но Каин же принёс! Что здесь не так?
Я думаю, что секрет этого в словах «в конце дней». В конце каких дней? Традиция склоняется расценивать эту ремарку следующим образом. В конце какого-то периода, скорее всего, сельскохозяйственного, он приносит от плодов земли дар Богу. И толкователи обращают внимание на то, что не «в начале времён», не с жертвы он начал свою работу, а он жертвой закончил эту работу. Можно сказать: хорошо, ведь жертва есть, всё нормально.
Но имеется ввиду, что поклонение Богу, благодарность Богу - это последнее дело для Каина. В случае же с нашим вторым героем, Авелем – он принёс от первородных стада своего. Как известно, животные могут рожать на протяжении всего года, в отличие от сельского хозяйства, где есть время сеять и время собирать. Поэтому сельскохозяйственная ситуация больше привязана к календарю и временам года. И показано, что Каин, когда уже всё сделал и себе собрал, то и Богу что-то там принёс. А Авель принёс от первородного, от лучшего. И здесь становится понятно, что в случае с Каином, Бог - это не главное. В отличие от Авеля, для которого Всевышний, которому он отдаёт самое лучшее, - это для него самое главное.
Каин и Авель. 2015. Холст, масло. 80×90. Художник А.Н. Миронов
Давайте ещё раз посмотрим на Каина с точки зрения того, что написано о нём в Писании. Верит ли в Бога Каин? Очевидно, да - он принёс Ему жертву. Знает о Боге, помнит о Нём, что-то принёс Ему в подарок – жертву, над которой так тяжело трудился. Молится ли, то есть, разговаривает ли с Богом Каин? Конечно да, он ещё и Бога слышит! Тут есть разговор Бога с Каином: Каин что-то отвечает Богу, Бог ему возражает, к чему-то призывает, чего-то от него ожидает. У них есть взаимоотношения!
Получается, мы имеем человека, который верит в Бога, который жертвует Ему, который имеет молитвенную жизнь, который слышит Бога. Да это вообще продвинутый верующий, по современным представлениям! Но интересно то, что Господь не отреагировал на Его жертву. Это вообще возмутительно! Такой духовный верующий, у него столько качеств, которых нет у многих современных верующих!
Но здесь самое главное - реакция Бога: Он не принимает эту жертву, она Ему не угодна. И конечно, если представить, что он отдал что-то Богу в последнюю очередь - мы допускаем это, мы не видим этого прямо в тексте - то понятно, что Бог, зная сердце Каина, не может быть доволен этим сердцем.
Это человек, который балансирует между бунтом и верностью по отношению к Богу. У него двойственные мысли. С одной стороны, он знает, что Богу надо то и это, он к Нему обращается, а с другой стороны, его отношение показывает, что он не совсем понимает величие Всевышнего. Можно сказать, что Он и не очень-то любит Его, а просто в режиме религиозного долга что-то Ему отдал без уважения, без поклонения.
Мы должны всегда помнить, что Бог смотрит внутрь нашего мышления. С каким сердцем мы кладём эту купюру в корзину? Начинаем ли мы любое дело с просьбы о благословении и даже не торопимся начать, если предполагаем сначала дождаться ответа с благословением? А если этого нет, то будем ли ещё молиться, ждать и, может, откажемся? Ставим ли мы Бога всегда впереди, советуемся ли с Ним, полагаемся ли на Него?
© Автор – Михаил Самсонов, раввин мессианской общины “Зерем Хай”, Ришон ле Цион, Израиль / ШомерТВ, 20.12.2020
Cain and Abel make their sacrifices to God; Cain kills Abel. Engraving by F. Villamena after Raphael.
В 4-й главе книги Бытие мы читаем известную историю жертвоприношений Каина и Авеля. И в синодальном переводе, которым пользуются многие, написано:
Посмотрев подстрочный перевод и некоторые традиционные толкования, я увидел здесь следующее. Первые три слова «спустя несколько времени» практически ничего нам не говорят – просто понятно, что прошло какое-то время. Но на самом деле здесь написано следующее: «в конце дней» (מִקֵּץ יָמִים / микец ямим, где ямим - «дней», а микец - «после, спустя», однокоренное с קֵץ - «конец» - прим. ред.). Давайте посмотрим на это внимательнее.«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4:3-5)
Во-первых, здесь есть противопоставление: в конце дней Каин принёс от плодов дар Господу, и Авель принёс от первородных стада своего. Уточнение «от первородных стада своего» абсолютно не случайно: то, как Авель принёс жертву, и что конкретно он принёс, - это явное противопоставление тому, что сделал Каин. Но Каин же принёс! Что здесь не так?
Я думаю, что секрет этого в словах «в конце дней». В конце каких дней? Традиция склоняется расценивать эту ремарку следующим образом. В конце какого-то периода, скорее всего, сельскохозяйственного, он приносит от плодов земли дар Богу. И толкователи обращают внимание на то, что не «в начале времён», не с жертвы он начал свою работу, а он жертвой закончил эту работу. Можно сказать: хорошо, ведь жертва есть, всё нормально.
Но имеется ввиду, что поклонение Богу, благодарность Богу - это последнее дело для Каина. В случае же с нашим вторым героем, Авелем – он принёс от первородных стада своего. Как известно, животные могут рожать на протяжении всего года, в отличие от сельского хозяйства, где есть время сеять и время собирать. Поэтому сельскохозяйственная ситуация больше привязана к календарю и временам года. И показано, что Каин, когда уже всё сделал и себе собрал, то и Богу что-то там принёс. А Авель принёс от первородного, от лучшего. И здесь становится понятно, что в случае с Каином, Бог - это не главное. В отличие от Авеля, для которого Всевышний, которому он отдаёт самое лучшее, - это для него самое главное.
Каин и Авель. 2015. Холст, масло. 80×90. Художник А.Н. Миронов
Давайте ещё раз посмотрим на Каина с точки зрения того, что написано о нём в Писании. Верит ли в Бога Каин? Очевидно, да - он принёс Ему жертву. Знает о Боге, помнит о Нём, что-то принёс Ему в подарок – жертву, над которой так тяжело трудился. Молится ли, то есть, разговаривает ли с Богом Каин? Конечно да, он ещё и Бога слышит! Тут есть разговор Бога с Каином: Каин что-то отвечает Богу, Бог ему возражает, к чему-то призывает, чего-то от него ожидает. У них есть взаимоотношения!
Получается, мы имеем человека, который верит в Бога, который жертвует Ему, который имеет молитвенную жизнь, который слышит Бога. Да это вообще продвинутый верующий, по современным представлениям! Но интересно то, что Господь не отреагировал на Его жертву. Это вообще возмутительно! Такой духовный верующий, у него столько качеств, которых нет у многих современных верующих!
Но здесь самое главное - реакция Бога: Он не принимает эту жертву, она Ему не угодна. И конечно, если представить, что он отдал что-то Богу в последнюю очередь - мы допускаем это, мы не видим этого прямо в тексте - то понятно, что Бог, зная сердце Каина, не может быть доволен этим сердцем.
Это человек, который балансирует между бунтом и верностью по отношению к Богу. У него двойственные мысли. С одной стороны, он знает, что Богу надо то и это, он к Нему обращается, а с другой стороны, его отношение показывает, что он не совсем понимает величие Всевышнего. Можно сказать, что Он и не очень-то любит Его, а просто в режиме религиозного долга что-то Ему отдал без уважения, без поклонения.
Мы должны всегда помнить, что Бог смотрит внутрь нашего мышления. С каким сердцем мы кладём эту купюру в корзину? Начинаем ли мы любое дело с просьбы о благословении и даже не торопимся начать, если предполагаем сначала дождаться ответа с благословением? А если этого нет, то будем ли ещё молиться, ждать и, может, откажемся? Ставим ли мы Бога всегда впереди, советуемся ли с Ним, полагаемся ли на Него?
© Автор – Михаил Самсонов, раввин мессианской общины “Зерем Хай”, Ришон ле Цион, Израиль / ШомерТВ, 20.12.2020
-
- Администратор
- Сообщения: 1236
- Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51
Грех по ошибке
Раскаяние Каина
– В синодальном «Ветхом Завете» ни слова нет о раскаянии Каина, – сказала мне одна дама, знающая тот текст и традицию.
– Как это ни слова? – возмутился я, – говорит же он Богу: «ГРЕХ мой слишком велик, чтобы его снести».
– Где это Вы взяли? – возразила она. – Вот, как написано (и показала мне текст на айфоне): «И сказал Каин Господу: НАКАЗАНИЕ мое больше, нежели снести можно.» (Бытие 4:13)
– Да? – удивился я. – А ты посмотри в оригинале, на святом языке.
«И сказал Каин Господу: наказание (עוני) мое больше, нежели снести можно.»
Авон - עָוֹן - преступление, беззаконие, вина, наказание.
– И есть, – продолжал я, размышляя в этом направлении, - в Торе три названия греха: хет, авон и пеша. И объясняют, что хет совершают случайно – это, по сути, ошибка. Авон – преступление, но ненамеренное. А Пеша – злоумышленное преступление.
Творец предупреждает Каина, увидев его настроение: принеси свою жертву, как следует, и приму ее, как у Эвеля, но учти – у порога «хатат ровец» (крутится хет - грех). – То есть если ты так не сделаешь, как только переступишь порог своего дома, можешь согрешить - даже случайно.
Однако Каин не слушает предупреждения, как и его папа Адам, и убивает Эвеля, которому позавидовал.
Мы могли бы сказать: вот классический пример «пеша», злонамеренного убийства, за которое полагается смертная казнь, по принципу «кровь за кровь».
Однако Каин, прося Творца о снижении меры наказания, называет свой грех «авон».
Преступники обычно стараются преуменьшить свой грех – это не ново, так поступили и его родители.
Но еврейская традиция солидарна с ним: это авон.
Как рассказывает мидраш, бить Эвеля и даже устранить он хотел. Но не убивать – поскольку не знал еще, что такое убийство, и что оно может произойти в результате его действий. Не было такого прежде.
А после вынесения ему наказания Каин действительно пугается его тяжести, отказывается от первоначальной наглости и признает свою вину.
И тогда Творец смягчает суд, как если бы он совершил хет, грех по ошибке (как в Йом Киппур: раскаяние, тшува из страха перед Богом снижает грех на ступень; а из любви к Нему превращает многие грехи даже в случайные ошибки).
Итак, синодальный перевод искажает смысл Торы. Что принципиально!
Однако эта неточность очень важна! Ведь в их традиции получается, что никто из людей до Авраама не сделал тшуву, не раскаялся – будто бы это было невозможно.
(Хотя славянский перевод, как нередко, шел здесь за еврейским оригиналом, ведь Кирилл и Мефодий даже ввели в азбуку еврейские буквы Ш,ש и Ц,צ (шин и цадик), а Иоанн Златоуст даже подчеркивал покаяние Каина. Так же и в украинском переводе говорится: «Більший мій гріх, аніж можна знести»)
С другой стороны, Тора ясно показывает в этой истории не неумолимого Судью, Бога мести, а Бога долготерпеливого, откладывающего возмездие, принимающего раскаяние и смягчающего суд чрезвычайно, даже братоубийце.
(Рав Гедалия Спинадель)
«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.» (Исход 34:6)
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» (2-е Петра 3:9)
© נצרים בהר אפרים · 10.05.2024
– В синодальном «Ветхом Завете» ни слова нет о раскаянии Каина, – сказала мне одна дама, знающая тот текст и традицию.
– Как это ни слова? – возмутился я, – говорит же он Богу: «ГРЕХ мой слишком велик, чтобы его снести».
– Где это Вы взяли? – возразила она. – Вот, как написано (и показала мне текст на айфоне): «И сказал Каин Господу: НАКАЗАНИЕ мое больше, нежели снести можно.» (Бытие 4:13)
– Да? – удивился я. – А ты посмотри в оригинале, на святом языке.
«И сказал Каин Господу: наказание (עוני) мое больше, нежели снести можно.»
Авон - עָוֹן - преступление, беззаконие, вина, наказание.
– И есть, – продолжал я, размышляя в этом направлении, - в Торе три названия греха: хет, авон и пеша. И объясняют, что хет совершают случайно – это, по сути, ошибка. Авон – преступление, но ненамеренное. А Пеша – злоумышленное преступление.
Творец предупреждает Каина, увидев его настроение: принеси свою жертву, как следует, и приму ее, как у Эвеля, но учти – у порога «хатат ровец» (крутится хет - грех). – То есть если ты так не сделаешь, как только переступишь порог своего дома, можешь согрешить - даже случайно.
Однако Каин не слушает предупреждения, как и его папа Адам, и убивает Эвеля, которому позавидовал.
Мы могли бы сказать: вот классический пример «пеша», злонамеренного убийства, за которое полагается смертная казнь, по принципу «кровь за кровь».
Однако Каин, прося Творца о снижении меры наказания, называет свой грех «авон».
Преступники обычно стараются преуменьшить свой грех – это не ново, так поступили и его родители.
Но еврейская традиция солидарна с ним: это авон.
Как рассказывает мидраш, бить Эвеля и даже устранить он хотел. Но не убивать – поскольку не знал еще, что такое убийство, и что оно может произойти в результате его действий. Не было такого прежде.
А после вынесения ему наказания Каин действительно пугается его тяжести, отказывается от первоначальной наглости и признает свою вину.
И тогда Творец смягчает суд, как если бы он совершил хет, грех по ошибке (как в Йом Киппур: раскаяние, тшува из страха перед Богом снижает грех на ступень; а из любви к Нему превращает многие грехи даже в случайные ошибки).
Итак, синодальный перевод искажает смысл Торы. Что принципиально!
Однако эта неточность очень важна! Ведь в их традиции получается, что никто из людей до Авраама не сделал тшуву, не раскаялся – будто бы это было невозможно.
(Хотя славянский перевод, как нередко, шел здесь за еврейским оригиналом, ведь Кирилл и Мефодий даже ввели в азбуку еврейские буквы Ш,ש и Ц,צ (шин и цадик), а Иоанн Златоуст даже подчеркивал покаяние Каина. Так же и в украинском переводе говорится: «Більший мій гріх, аніж можна знести»)
С другой стороны, Тора ясно показывает в этой истории не неумолимого Судью, Бога мести, а Бога долготерпеливого, откладывающего возмездие, принимающего раскаяние и смягчающего суд чрезвычайно, даже братоубийце.
(Рав Гедалия Спинадель)
«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.» (Исход 34:6)
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» (2-е Петра 3:9)
© נצרים בהר אפרים · 10.05.2024