Антисемитизм Мартина Лютера

Как христиане должны относиться к представителям избранного Богом народа?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Антисемитизм Мартина Лютера

Сообщение FontCity » 22 мар 2015, 14:27

ТЕОЛОГ ХОЛОКОСТА

Антисемитизм Мартина Лютера зачастую относят к его личной слабости или помрачению ума, которым он страдал в последние годы жизни. Это неверно по двум причинам. Во-первых, с самого начала он был приверженцем ненависти. Во-вторых, антисемитизм встроен в саму его теологию. Лютер презирал евреев Библии так же, как и евреев своего времени. Его теология оправдала и породила Холокост. “Теолог Холокоста” - такое определение Лютер всецело заслужил.

Ненависть и теология

В самом начале, в борьбе против папства Лютер произнёс несколько сострадательных высказываний относительно евреев. Он комментировал: “Поэтому взгляните на доброту и строгость Божью (11:22). … Несмотря на этот (урок), многие удивительно глупо превозносятся и называют евреев псами или проклятыми, или же оскорбляют их другими грубыми словами, хотя сами они не знают, что это за народ, и каково их положение в Божьих глазах. Люди желают обратить евреев либо силой, либо обличительными речами. Да запретит им Бог”[1].

Лютер хотел, чтобы евреи “обратились и стали христианами”. Все же он осознавал, что величайшим препятствием этому являлась церковь. В памфлете под названием “Иисус Христос был рожден евреем” Лютер писал: “Если бы апостолы, которые также были евреями, обращались с нами, язычниками, так же, как мы, язычники, обращаемся с евреями, то из язычников никогда не получилось бы ни одного христианина”[2].

“Ибо наши глупцы: папы, епископы, софисты и монахи, - большие ослиные головы - до сего дня так обращались с евреями, что тот, кто хотел быть добропорядочным христианином, был почти что вынужден стать евреем. А если бы я был евреем и наблюдал, как подобные олухи и тупицы правят и преподают христианскую веру, я бы скорее стал свиньёй, нежели христианином”[3].

Йешуа сказал: “Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. (Матф. 12:37) Сам Лютер, своими собственными оскорбительными выпадами и проклятиями, направленными на еврейский народ, и своими призывами к их уничтожению, намного превзошёл тех, кого критиковал. В этом отношении никто бы не смог затмить его. Антисемитизм реформатора начался не в престарелом возрасте. Он присутствовал в его словах с самого начала. Его “сострадательные” замечания были простой уловкой для усиления атак на папство.

“Комментарий к Римлянам” считается одной из наиболее влиятельных книг всех времён. Она сформировала основную часть фундамента Реформации. Книга была составлена из проповедей, прочитанных Лютером в 1515-1516, за год-два до того, как он прибил “95 тезисов” к двери церкви в Виттенберге.

Большая часть Послания к Римлянам говорит о том, что еврейский народ по-прежнему играет особую роль в Божьем плане спасения для всего мира. Лютер же толкует книгу в основном двумя способами: он либо вообще ничего не говорит, либо сильно искажает текст, чтобы сделать какое-нибудь унизительное замечание.

Некоторые из его комментариев к 11 главе Послания к Римлянам показывают, как он относится к библейскому тексту. Павел начинает эту главу с удостоверения Божьей верности, несмотря на грех Израиля. “Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал…” (см. ст. 1-2)

Лютер комментирует: “Евреи возомнили, что они Божий народ, просто потому, что язычники не были Его народом”[4].

Евреи не возомнили, что они Божий народ. Бог постоянно говорил им об этом. Как Господь сказал Моисею: “Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону: и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых”. (Исход 3:10) Как Моисей сказал Израилю: “Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле”. (Втор. 7:6)

В последней части 11 главы Послания к Римлянам Павел объясняет, что слепота части Израиля по отношению к Благой вести является временной. Это средство, способное открыть двери спасения и для язычников. Бог положит конец этой слепоте, потому что: “В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов”. (ст. 28)

Лютер комментирует: “В отношении к благовестию, они враги ради вас (11:28). Слово “враги” следует рассматривать здесь в пассивном смысле; то есть они заслуживают того, чтобы их ненавидели. Бог презирает их, и так же они ненавидимы апостолами, и всеми, кто Божий. На это указывает противоположное слово “возлюбленные”. Они ненавидимы, и в то же самое время любимы. Они ненавидимы “в отношении благовестия … ради вас”. То есть: как вы любимы за принятие Евангелия, так и они ненавидимы за отвержение Евангелия”[5].

Стих 28 говорит: “… а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов”. “Возлюбленные” - это тот же самый народ, те же самые люди, которые все же противятся Благой вести. Другими словами, Бог всё ещё любит евреев, которые не верят, по причине Своей любви к их праотцам.

То, как Лютер обращается с текстом, просто невероятно. Павел говорит, что Бог любит евреев. По мнению Лютера, данный отрывок означает, что Бог ненавидит их. Для Лютера значение состоит не только в том, что Бог ненавидит евреев, но и в том, что Павел также ненавидит их. Напротив, Павел желал быть навечно отлучённым ради спасения его неверующих (в Мессию) братьев. Согласно Лютеру, не только Бог и Павел ненавидят евреев, но также и другие “апостолы и все, кто Божий”. По Лютеру, всякий, не испытывающий ненависти к неверующим евреям, не принадлежит Богу.

То, что пишет Лютер, не является толкованием. Это не комментарии к тому, что писал Павел. Это комментарии вместо того, что написал Павел. Это комментарии вопреки тому, что написал Павел.

Данный “Комментарий к Римлянам” является его фундаментальным теологическим трудом. Лютер говорил всё это прежде, чем началась Реформация. Он построил свою теологию и жизнь на этом искажении и на ненависти. Антисемитизм Мартина Лютера был вплетён в его теологию с самого начала. Он является неотъемлемой частью его постулата о спасении силою “одной только веры”, без дел. Для Лютера добрые дела являются тем, что представляли Богу отверженные евреи. Это сама суть его учений против Закона. Лютер учил, что Моисей и всё еврейское должны кануть в лету.

Это также является причиной того, что Лютер отверг доктрину о тысячелетнем правлении Мессии на земле. Тысячелетнее царство означало, что Бог Израиля всё ещё был верен Своему народу. Лютер не мог примириться с этим.

В Быт. 12:3 Бог обещает Аврааму: “Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные”. Позже Бог повторяет это обещание всему Израилю.

В своих Трудах Лютер делает комментарий к Быт. 12:3. Он даёт несколько странную оценку ситуации, в которой оказался еврейский народ: “Вкратце, у них нет надежды на спасение, разве что они придумают какую-нибудь идею о Божьей милости и благости”[6].

Таковы ли комментарии человека, строящего свою теологию на Писаниях? Нужно ли евреям “придумывать какую-нибудь идею о Божьей милости и благости”? Разве Бог не милостив, не благ? В этом отношении, имеет ли кто-нибудь, включая Лютера, надежду на спасение вне рамок Божьей милости и благости?

Ни ненависть, ни система “интерпретации” не принадлежали изначально самому Лютеру. Однако он создал теологию, в которой одобрялось и поощрялось истребление евреев. В этом смысле Лютер стал теологом Холокоста.

Приглашение к Холокосту

Хотя Йешуа, все апостолы и все первые верующие были евреями, Лютер трактует это по-своему: “Евреи настолько бесчувственны и дьявольски жестокосердны, что ничто не может тронуть их; они юные бесята; приговорённые к аду; невозможно обратить это дьявольское отродье”. Лютер твёрдо придерживался мнения о том, что “обетования, данные Аврааму, не относятся буквально к крови и семени Авраама, а библейское пророчество о спасении не адресовано евреям как евреям: христиане могут ‘с чистой совестью махнуть рукой на евреев’”[7].

Лютер не остановился на том, что “списал евреев со счетов”. Он призывал своих последователей идти дальше. “Если бы они могли убить всех нас, они бы с радостью это сделали, да, и часто делают, особенно те, которые занимаются врачеванием. Они знают всё известное о медицине в Германии; они могут дать человеку яд, от которого тот умрёт через час, или десять, или через двадцать лет; они во всех тонкостях постигли это искусство”[8].

“… они тяжёлое бремя для нас, бич, чума и несчастье для нашей страны. Это доказывается фактом, что их часто выдворяют силой …”[9]

Оклеветав евреев и показав, что они достойны всеобщего презрения, Лютер учил своих последователей первому шагу решения данной проблемы: “Евреи, будучи чужестранцами, ничего не должны иметь (в собственности), а то, чем обладают они, должно быть нашим. Ибо они не трудятся, а мы не делаем им подарки. Тем не менее, они берегут наши деньги и наше добро, и стали нашими наставниками в нашей собственной стране и в Рассеянии. Если вор крадёт десять гульденов, его вешают; но когда еврей крадет десять бочек золота посредством ростовщичества, он гордится больше, чем сам Господь!”[10]

Лютер приписывал свои проклятия и осуждение евреев Господу. “Всё согласуется с мнением Иисуса, осудившим евреев за то, что они злобные, жестокие, мстительные, гнусные змеи, убийцы и дьявольское отродье, крадущее и производящее опустошение тайком, потому что делать это открыто они не могут позволить себе. Нет у христианина более злобного, жёсткого врага, после дьявола, чем еврей… (евреи обязаны обратиться), но если они отказываются, нам не следует ни терпеть, ни страдать от их присутствия среди нас!”[11]

“Знай, о, боготворимый Иисус, что, бесспорно, помимо дьявола, у тебя нет врага более злобного, более отъявленного, более жестокого, чем подлинный еврей, искренне желающий быть евреем. Теперь всякому, желающему принять злобных ехидн, отчаянных врагов Господних, и почитать их, позволить им обкрадывать себя, быть развращаемым и проклятым ими, нужно лишь обратиться к евреям”[12].

Следует помнить, что Лютер ненавидел не только евреев. Он также презирал католиков, мусульман, и других реформаторов. Его ответом на крестьянское восстание стала ненависть к крестьянам.

Он принял имперскую церковь Августина и превознёс мирские власти. В 1648 г. Вестфальский договор, вслед за Августином и Лютером, кодифицировал принцип “религия князя - религия народа”. Вероисповедание человека определялось вероисповеданием мирского правителя, стоящего над этим человеком. Несогласие рассматривалось как мятеж. С библейской верой было покончено. Лютер призывал к уничтожению мятежников, т.е. тех, кого он ненавидел. “В поддержку этого можно всего лишь процитировать писания Урбана Регия, верного помощника Лютера. Он сказал: ‘Как только появляется ересь, судья должен наказывать (её) не менее строго, и даже более, чем это делается в отношении других злодеев, похитителей, убийц, воров, и тому подобных …’”

“Посему своим первым принципом христианский судья должен считать сохранение христианской религии в чистоте … Все, знающие историю, знают, что было сделано в этом отношении такими людьми как Константин, Марианий, Феодосий, Шарлеман и другими”[13].

Почему Лютер избрал себе этих героев из христианской истории? Константина? Языческого pontifex maximus (высшего понтифика), который завоевал церковь мечом, привёл в неё множество неверующих и санкционировал смертную казнь для тех верующих, которые не подчинялись его фальсификациям?

Лютер заявлял, что только государство может дать человеку право стать служителем Церкви. Если кто-либо осмеливался проповедовать или учить, не имея разрешения от государства: “‘Их не следует терпеть или позволять им, даже если они горят желанием учить о чистом Евангелии, да, даже если они ангельски чистые Гавриилы с небес … Поэтому пусть каждый помнит о том, что если он хочет проповедовать или учить, то пусть выкажет призвание или полномочие, которое ведёт его к этому, а иначе пусть держит свой рот закрытым. Если он отказывается сделать это, то пусть судья передаст этого негодяя в руки соответствующего наставника, чьё имя - Наставник Ганс’. Наставник Ганс - эвфемизм для слова палач!”[14]

Это не были пустые слова. Они приводились в исполнение. “Они привели анабаптистов в камеру пыток. Мы читаем: ‘… он был трижды растянут; он молится Богу о благодати, чтобы выдержать эту пытку. Ему приказывают исповедаться простым языком в том, почему он оставил чистое учение, преподанное Мартином Лютером и другими’”[15].

Прежде Лютер довольно чётко понимал природу той системы, которую он теперь отстаивал. “Папа … смешал и спутал проблемы церковные и политические; что есть дьявольская и адская путаница”[16].

Целью Лютера было использование этой “дьявольской и адской” смеси, чтобы полностью уничтожить евреев. “Прежде всего, их синагоги следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать или смешать с грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь Бога и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане ... (См. Приложение)”[17].

Если убрать искажение библейского текста Лютером, его отвержение евреев и ненависть к ним, тогда его теология распадётся. Теология Лютера исходит из его антисемитизма. Невозможно разъединить то и другое.

Некоторые защитники Лютера относятся к его антисемитизму так, словно это заблуждение, на которое можно смотреть сквозь пальцы. Они смотрят на его роль в Реформации и на его теологический вклад так, будто они перевешивают его грехи. Они, очевидно, думают, что он был спасён своими добрыми делами.

Однако нет свидетельств тому, что его труды или теология были добры. Сделал ли Гитлер что-нибудь такое, чего не рекомендовал Лютер? Гитлер говорил: “Я верю, что сегодня я действую согласно целям Всемогущего Творца. В противостоянии евреям я веду Господню войну”.

Римская католическая церковь так никогда и не отлучила Гитлера. Очевидно, что он не делал ничего такого, что церковь сочла бы достойным отлучения. То же самое можно сказать о лютеранской церкви и нацистах, оставшимися членами лютеранской церкви на хорошем счету. Будь их деяния абсолютно неприемлемы, их бы отлучили от церкви.


[1] “Комментарий к Римлянам”, Мартин Лютер, перевод Дж. Теодора Мюллера, Крегель Пабликэйшнз, Грэнд Рэпидз, 976, с. 160
[2] “Что Иисус Христос был рожден евреем”, Издательство Веймар 11:315. 19-21, цитир. по “Корни антисемитизма в эпоху Возрождения и Реформации”, Хейко Оберман, Фортрес Прес, Филад., 1983, с. 93
[3] “Что Иисус Христос был рождён евреем”, Издательство Веймар (ИВ) 11:315. 19-21, цитир. по “Последние войны Лютера: изучение политики и полемики” 1531-1546, Марк Эдвардз мл., Корнел Ю. Прес, Итака, 1983, с. 121
[4] Комментарий к Римлянам, с. 155-156
[5] Там же, с. 162-163
[6] Труды Лютера, т. 2, Бытие, под редакцией Ярослава Пеликан, Конкордия Паблишинг Хауз, Сейнт Льюис, 1690, с. 263
[7] “Корни антисемитизма в эпоху Возрождения и Реформации”, Оберман, с. 49
[8] “Распятый еврей”, Дэн Кон-Шербок, Эрдманз, Грэнд Рэпидз, 1992, с. 56
[9] Там же, с. 72-73
[10] Там же, с. 72
[11] ИВ 51:196, 16 и далее; ср. там же 53:530, 25-28; 31 и далее, цитир по “Корни антисемитизма в эпоху Возрождения и Реформации”, Оберман, с. 113
[12] “Распятый еврей”, Дэн Кон-Шербок, Эрдманз, Грэнд Рэпидз, 1992, с. 73
[13] “Реформаторы и их пасынки”, Леонард Фердуин, Эрдманз, Грэнд Рэпидз, 1964, с. 50
[14] Там же, с. 184-185
[15] Там же, с. 235
[16] Комментарий к Галатам, с. 62
[17] Там же, с. 73

© Даниэль Грубер
2000, Библиотека "ВЕХИ"
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Великий христианский реформатор о евреях

Сообщение FontCity » 11 ноя 2016, 13:22

Выдержки из книги Мартина Лютера

“О евреях и их лжи”

...Они настоящие лжецы и ищейки, которые своими ложными толкованиями от начала и до сегодняшнего дня не только постоянно искажают и фальсифицируют все Писание. Их самые пылкие сердечные воздыхания, и чаяния, и надежды устремлены к тому дню, когда они смогут расправиться с нами, язычниками, так же как они поступили с язычниками в Персии во времена Есфири. О, как любят они книгу Есфири, которая так хорошо гармонирует с их кровожадными, мстительными, смертоносными чаяниями и надеждами. Солнце никогда не светило над более кровожадным и мстительным народом, чем этот, вообразивший себя Божьим народом, которому было заповедано убивать и поражать язычников. В действительности, самое главное, чего они ждут от своего Мессии, – это то, что он сразит и убьет весь мир своим мечом. С самого начала они относились подобным образом к нам, христианам, по всему миру. Если бы у них была власть, они бы сейчас поступили так же, и часто предпринимают такие попытки, за которые крепко получают кулаком по носу.
…Ибо они исполнены злобы, скупости, зависти, ненависти друг к другу, гордости, ростовщичества, тщеславия и проклятий против нас, язычников.

…Поэтому будьте осторожны с евреями, зная, что там, где есть их синагоги, ничего нельзя обнаружить, за исключением логова бесенят, в котором самым злобным образом процветают самовосхваление, тщеславие, ложь, богохульство, и поношение Бога и человека, и гнев его очей на них.

…Я хотел показать это нам, немцам, чтобы можно было увидеть, какие негодяи эти слепые евреи, и что, бесспорно, истина Божья на нашей стороне и против них.

…Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство. Если мы будем терпеть их, то станем соучастниками в их лжи, поношении и богохульстве. Таким образом, мы не можем уничтожить неугасимый огонь Божьего гнева, о котором говорят пророки, но и обратить евреев мы также не можем. С молитвой и страхом Божьим мы должны в разумных пределах проявлять снисхождение, дабы увидеть, можем ли мы спасти из яркого пламени хотя бы некоторых. Мы не смеем мстить за себя. Отмщение в тысячу раз больше, чем мы можем пожелать им, уже наполнило их по горло. Я предлагаю вам мой искренний совет:

Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан. Ибо все, что мы бессознательно терпели в прошлом, и я лично не понимал этого, будет прощено Богом. Но если нам теперь, когда мы знаем, пришлось бы защищать и покрывать такой дом евреев, существующий прямо под нашим носом, где они лгут, произносят богохульства, проклинают, чернят и поносят Христа и нас (как было сказано выше), то это было бы то же самое, как если бы мы сами делали все это, и даже хуже, как мы хорошо знаем.

Во Второзаконии 13:12 Моисей пишет, что, если в каком-либо городе есть идолослужение, то его следует уничтожить дотла, и ничего из него не должно остаться. Если бы Моисей был жив сегодня, он был бы первым, кто поджег бы синагоги и дома евреев. Ибо во Второзаконии 4:2 и 12:32 он очень ясно заповедал, что ничто не должно быть прибавлено или отнято из его закона. И Самуил говорит в 1 Царств 15:23, что непослушание Богу есть идолопоклонство. Сейчас учение евреев – это не что иное, как дополнения раввинов и идолопоклонство, заключающееся в непослушании, так что Моисей стал совершенно неизвестен среди них (как мы говорили прежде), также как и Библия стала неизвестной при папской власти в наши дни. Таким же образом, ради Моисея нельзя мириться с их школами; они поносят его так же, как и нас. Нет необходимости в том, чтобы у них были собственные свободные церкви для подобного идолопоклонства.

Во-вторых, я советую сровнять с землей и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган. Это поможет им наконец-то понять, что они не являются господами в нашей стране, как они хвалятся, но что они живут в изгнании и в плену, как они непрестанно стенают и вопиют о нас перед Богом.

В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат подобному идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.

В-четвертых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти. Ибо они заслуженно утратили право на эту должность, держа бедных евреев в плену Моисеевых слов (Второзаконие 17:10), в которых он заповедал им (народу) слушаться учителей под страхом смерти, хотя Моисей ясно добавляет: “по закону, которому они научат тебя”. Эти негодяи игнорирует их (слова). Они своенравно пользуются послушанием несчастного народа в противоположность закону Господа и пропитывают его этим ядом, проклятиями и богохульством. Таким же образом папа держит нас в плену изречения в книге Матфея 16:18: “Ты – Петр”, и т.д., побуждая нас верить во всю эту ложь и обман, которые произносили его дьявольские уста. Он не учил в соответствии со словом Божьим, и поэтому потерял право учить.

В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении. Ибо они не ведут дела в сельской местности, поскольку они не феодалы, официальные лица, торговцы или др. Пусть они остаются дома...

В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото, и отложить все это. Причина подобной меры заключается в том, что они, как было сказано выше, не имеют других способов зарабатывания средств к существованию, кроме ростовщичества, посредством которого они обокрали нас, и теперь владеют нашим (добром). Эти деньги должны быть потрачены не иначе как следующим образом: всякий раз, когда еврей искренне обращается (в христианство), ему следует дать сотню, две сотни или три сотни флоринов, смотря по личным обстоятельствам. С помощью (этих денег) он сможет заняться каким-либо делом для обеспечения своей бедной жены и детей, и для поддержания стариков и немощных. Ибо такие грязные доходы прокляты, если они не используются с Божьим благословением, с благим и достойным намерением.

В-седьмых, я рекомендую дать в руки молодым, сильным евреям и еврейкам топор, мотыгу, лопату, прялку и веретено, и пусть они зарабатывают хлеб в поте своего лица, как и было сказано детям Адама (Бытие 3(:19)). Ибо не подобает, чтобы они позволяли нам, проклятым гоим, трудиться в поте лица, тогда как они, святой народ, праздно проводят время у печи, празднуя и испуская газы, а во главе всего, богохульно похваляясь своим господством над христианами благодаря нашему поту. Нет, следует вымести этих ленивых негодяев под зад.

…Однако если власти неохотно применяют силу и не обуздывают еврейское дьявольское буйство, последние должны, как мы сказали, быть выдворены из страны. И им следует заявить, чтобы они возвращались в свою землю и к своим владениям в Иерусалиме, где они могут лгать, проклинать, богохульствовать, поносить, убивать, воровать, красть, заниматься ростовщичеством, насмехаться и потворствовать в этих постыдных мерзостях, которыми они занимаются между нами. И покинуть наше правительство, нашу страну, нашу жизнь и наше имущество, а более всего оставить нашего Господа Мессию, нашу веру и нашу церковь неопороченной и не замаранной их дьявольской тиранией и злобой.

© Автор подборки: Александр Ведмидь
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Антисемитизм главного протестанта

Сообщение FontCity » 29 июн 2017, 08:38

Был ли Мартин Лютер антисемитом?

По мере того, как мы приближаемся к 500-летнему юбилею протестантской Реформации, внимание общественности будет направлено на лидера этого движения, Мартина Лютера. Каким человеком он был в действительности? А именно, каким христианином он был?

Изображение

На недавней конференции миссионерской организации Р.Ч. Спраула “Лигонье” члены группы экспертов Стефен Никольс и В. Роберт Годфри обсуждали вопрос о том, “виновен ли Мартин Лютер в антисемитизме” и есть хороший повод поговорить об этом.

Как справедливо отметил Никольс, в 1523 году Лютер относился к еврейскому народу с доброжелательностью и смирением, осуждая отношение Церкви к ним до настоящего времени, и в надежде, что многие из них станут христианами. Двадцать лет спустя, когда этого не произошло, и когда престарелому и больному Лютеру показали несколько кощунственных и антихристианских документов, написанных евреями предыдущих поколений, он написал свой печально известный труд “О евреях и их лжи”. В этой мини-книге он рассказывал германским князьям, как относиться к “этой проклятой, отверженной еврейской расе”.
“Во-первых, их синагоги должны быть сожжены… Во-вторых, их дома также должны быть разрушены и уничтожены… В-третьих, их молитвенники и Талмуды должны быть изъяты… В-четвертых, их раввинам должно быть запрещено учить, под угрозой смерти… В-пятых, паспорт и проездные привилегии евреям должны быть полностью запрещены… В-шестых, им следует запретить ростовщичество (взимание процентов на займах)… В-седьмых, дать молодым и сильным евреям и еврейкам молотило, топор, мотыгу, лопату, ручную прялку и веретено, чтобы они сами зарабатывали свой хлеб в поте лица… Мы должны прогнать нечестных лентяев из нашей системы… Поэтому долой их…
Подытоживая, дорогие князья и вельможи, имеющие в своих владениях евреев, если мой совет вам не подходит, найдите лучший способ, чтобы мы с вами все могли освободиться от этого невыносимого, ужасного бремени — евреев.”
Да, все это вышло из-под пера Мартина Лютера. (Приготовьтесь. Это еще не все).

Изображение

Об этом документе, вызывающем презрение, Никольс сказал: “Лютер вольно высказывается против евреев и его слова звучат очень решительно”. Очень решительно? Я бы назвал это грубым преуменьшением. Никольс продолжает:
“Мы должны отметить, что он был грубым в своих высказываниях и мог оскорбить любого. Нельзя сказать, что эта риторика была направлена только против евреев, он высказывался о католиках, об анабаптистах и номинальных христиан так же, как и о евреях. Но он был неправ. Он разговаривал грубо, и я думаю, он злоупотреблял тем влиянием, которое имел, разговаривая грубо. Итак, следует отметить, что Лютер, поступая так, был неправ. Но это не обязательно антисемитизм, который действительно является феноменом двадцатого столетия.”
И опять я должен возразить против этих слов, преуменьшающих ужас того, что написал Лютер.

Трагично то, что Адольф Гитлер считал Лютера гением, понимавшим, насколько опасным является еврейский народ. И в день, который многие историки считают началом Холокоста, 9 ноября 1938 года, Гитлер воплотил совет Лютера в жизнь, сжигая и громя еврейские синагоги, магазины и дома.

С учетом этого, я не могу согласиться с Никольсом, который утверждал: “я думаю, он злоупотреблял тем влиянием, которое имел, разговаривая грубо.” Еще раз, это грубое преуменьшение, независимо от того, какой неприятной была риторика Лютера по отношению к другим группам, и независимо от того, какой грубой могла бы быть риторика тогда. Христианский лидер должен отрекаться от таких сочинений в самых строжайших выражениях, со слезами и скорбью.

Изображение

Роберт Годфри, другой член группы экспертов “Лигонье”, прокомментировал:
“Просто добавлю ещё один момент… следует добавить, что Лютер всю свою жизнь страстно желал, чтобы евреи были обращены в христианство и присоединились к Церкви. Гитлер никогда не хотел, чтобы евреи были в нацистской партии. В этом-то и разница между антисемитским и антиеврейским. Лютер не был против евреев из-за их происхождения. Он был против евреев из-за их религии. Он хотел, чтобы они присоединились к христианской церкви. Если Вы — действительно антисемит, вы против евреев из-за их происхождения, и они с этим ничего не могут поделать. Они не могут ничего сделать, чтобы что-то изменить. Вы абсолютно правы, мы не должны защищать язык Лютера, потому что он жестокий относительно евреев. Эти высказывания были не против самого народа, но против религии, которую он так резко критиковал.”
Прав ли Годфри? И да, и нет. С одной стороны, истинной проблемой была еврейская религия (особенно, с точки зрения Лютера, неверие еврейского народа в Иисуса) в противоположность существованию еврейского народа, как такового. С другой стороны, есть тонкая грань между двумя этими понятиями, как указывает историк Эрик У. Грич в своей книге “Антисемитизм Мартина Лютера: вопреки здравому смыслу”.

Он пишет:
“У Лютера есть даже намек на расизм, когда он комментирует неподтвержденные слухи о том, что евреи убивают христианских детей. Это преступление ‘все еще светится в их глазах и проступает через их кожу. Мы виновны в том, что не уничтожаем их [евреев]’. Такое заявление не может быть ограничено определенным историческим контекстом. Оно безвременно и означает ‘смерть евреям’, высказано ли оно Лютером или Адольфом Гитлером. Более того, Лютер сам желал убивать ‘богохульников-евреев’: ‘Я бы дал ему пощёчину, и, если бы мог, бросил бы его на землю и в ярости пронзил бы его мечом.’”
Изображение

Так писал Мартин Лютер. И меня совсем не утешает тот факт, что он писал о других, например, о крестьянах, в подобных, ужасных выражениях: “Упрямым, ожесточённым, безрассудным крестьянам пусть никто не оказывает милосердия, но пусть каждый, так, как может, рубит, колет, уничтожает, наносит удары направо и налево, как среди бешеных собак… чтобы таким образом сохранить мир и безопасность… и так далее”.

Возвращаясь к Лютеру и евреям, цитаты наподобие этой создают сложность для отделения его теологической ненависти к евреям от его этнической ненависти к ним:
“Еврей или еврейское сердце твердо, словно камень и железо, и не может быть тронуто ничем… в общем, они дети дьявола, уготованные для ада… Мы даже не можем обратить большинство христиан и должны удовлетворяться малым числом; тем более намного меньше возможности обратить этих детей дьявола! Хотя многие делают странный вывод из 11 главы послания к Римлянам, что все евреи должны быть обращены, но это не так. Святой Павел имел ввиду совершенно другое.”
Как не-католик, а еврей, верующий в Иисуса, я в долгу перед Лютером за положительный вклад и признаю, что он вел очень трудную борьбу с извращенными традициями. Но я обращаюсь к последователям и почитателям Лютера сегодня: Пожалуйста, не преуменьшайте ужас того, что он писал (против евреев и других людей). Пожалуйста, не сглаживайте всего этого примерами, говорящими, что Лютер имел “природную слабость” (по словам Никольса).

Слишком много крови от этих природных слабостей — включая еврейскую кровь. Давайте принимать это с печалью и скорбью. Другое отношение будет нечестным по отношению к памяти Мартина Лютера.

© Автор — Майкл Браун / charismanews.com
© Перевод — Елена Русакова для Ieshua✡org, 26.06.2017
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Христиане веры реформированной

Сообщение FontCity » 31 окт 2017, 10:03

Написал пару постов о Лютере-антисемите. И вот что доносится в ответ:

- он не призывал убивать, а всего лишь сжигать их дома и синагоги;
- сам он никого не убивал;
- евреи (коммунисты) организовали голодомор;
- можно подумать евреи не убивали людей;
- евреи не любят критику и сразу называют людей антисемитами;
- евреи уверовали в собственную непогрешимость. А чуть им возразишь: холокост! антисемитизм;
- Лютер при его популярности мог устроить холокост, но не устроил;
- можно подумать к вам православные и католики хорошо относятся (мол неча валить на нас, протестантов)
- вам никогда так хорошо не жилось, как при протестантах;
- Геббельс не был учеником Лютера, а просто цинично (!!!!) использовал его слова (типа слова сами по себе не циничные!!!!)

Короче, взболтнулось то самое.
А ведь все христиане веры реформированной пишут.

Послесловие: а ведь пост то был всего то о том, что
ОТЕЦ РЕФОРМАЦИИ ЛЮТЕР БЫЛ ЗВЕРИНЫМ АНТИСЕМИТОМ.
Им и помер.
А в остальном, прекрасная маркиза, всё Sola Scriptura

© Michael Zinn
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Не оправдывайте антисемитов!

Сообщение Holy Scripture » 11 мар 2024, 10:13

Еврейская проблема Лютера

Изображение

Нюрнберг, 1946 год

В1946 году Юлиус Штрайхер был на суде за дела своей жизни. Он издавал антисемитскую газету Der Stürmer и был арестован в конце Второй Мировой Войны. Союзники отправили его на суд вместе с 23 другими известными нацистами на международный судебный трибунал в Нюрнберге.

Во время суда Штрайхера спросили: “Скажите, какие цели вы преследовали в своих выступлениях и своих статьях в Der Stürmer?”. Штрайхер ответил: “Я не пытался агитировать или разжигать что-то, я информировал. Антисемитские публикации существовали в Германии веками... В книге ‘Евреи и их ложь’ д-р Мартин Лютер писал, что евреи - это змеиный выводок, и что нужно сжигать их синагоги и уничтожать их. Д-р Мартин Лютер, вероятно, сидел бы сегодня на моём месте на скамье подсудимых, если бы Обвинение рассмотрело эту книгу.”

Штрейхер был пропагандистом, посвятившим свою жизнь распространению лжи и клеветы, но в данном случае он говорил правду.

Виттенберг, 1543 год

Упомянутая Штрайхером книга Евреи и их ложь была написана Лютером в 1543 году, за три года до его смерти. За ней последовал ещё один антисемитский трактат Vom Schem Hamphoras (О непроизносимом имени Божьем). Историк из Оксфордского Университета Линдал Ропер обобщает содержание этих двух работ в своей недавней высоко оценённой биографической работе 'Мартин Лютер: отступник и пророк':
“Евреи, как утверждал он, ищут библейскую истину ‘под хвостом свиньи,’ поэтому их интерпретация Библии следует из заглядывания в анус свиньи... Они порочат христианскую веру, ‘будучи побуждаемы дьяволом, и падают в это, как грязные свиньи падают в корыто.’ Увидев еврея, христиане должны ‘бросать в него навоз... и преследовать его.’ Лютер призывал светские власти сжигать синагоги и школы, а ‘то, что не сгорит, должно быть покрыто землёй, чтобы ни камня, ни обломка не было видно целую вечность.’ Еврейские дома должны быть разрушены, а их самих следует загнать под одну крышу, как цыган. Талмуд и сборники молитв должны быть уничтожены, а еврейские учения запрещены. Их следует не допускать к пользованию дорогами, запретить им ростовщичество, а вместо этого заставить евреев работать физически. Заработки от ростовщичества должны быть конфискованы и использованы на поддержку обратившихся евреев. Это была программа полного культурного искоренения. И Лютер именно это имел ввиду...

Позже антисемитизм Лютера достиг максимума физического отвращения. Он представлял евреев целующими экскременты дьявола и поклоняющимися им: ‘Дьявол опорожняет своё чрево снова и снова, и это настоящая реликвия, которую евреи и те, кто хочет быть евреем, целуют, едят, пьют и поклоняются ей.‘ Это подобно крещению и экзорцизму наоборот, дьявол наполняет рот, нос и уши евреев грязью: ‘Он впрыскивает и вталкивает это в них, наполняя их настолько, что это вытекает из них и разливается повсюду, — чистая дьявольская злость, да, для их сердец это очень приятно на вкус, и они поглощают это как свиньи.’ Сотрясаясь в неистовстве, Лютер вспоминает Иуду, предельного еврея: ‘Когда Иуда повесился, и его кишки разорвались, как обычно происходит с повешенными, и его пузырь лопнул, тогда евреи держали наготове свои золотые кружки и серебряные чаши, чтобы собрать мочу Иуды (как некоторые это называют) вместе с другими реликвиями, а потом они вместе съели дерьмо и выпили, благодаря чему получили такое острое зрение, что стали способны видеть такие сложные толкования в Писании.’”
Эта выдержка является только примером исполненного злости сарказма Лютера. Многие отрывки из его сочинений 1543 года против евреев точно так же отвратительны.

Изображение

Америка, 2017 год

В 2017 году, 31 октября, отмечается 500-летие публикации Лютеровских 95 тезисов. Раздражённый широко распространённой продажей индульгенций - прощений грехов, продаваемых Римско-Католической церковью для покрытия долгов церкви и архитектурных проектов в Риме, - Лютер смело заявил, что заслуги Христа “бесплатно доступны для всех без Папы как посредника.” 95 тезисов Лютера положили начало движению общеевропейскому пробуждению и возобновлению библейской веры, которое мы называем Реформацией. Соответственно, Лютер стал центральной исторической личностью памятных мероприятий этого года, получивших название Реформация 500.

Однако, как еврейского верующего в Иисуса Реформация 500 ставит меня в странное положение. Нельзя отрицать евангелизационное служение Лютера, я и сам очень много получил от этого. Но его отношение к моему собственному народу было исполнено безудержной ненависти. Как я должен воспринимать этого человека? Сформулируем вопрос шире — как антисемитизм Лютера должен влиять на его наследие?

Изображение

У меня есть три предложения.

1. Антисемитизм Лютера должен быть принят без каких-либо оговорок.

Я заметил общую модель того, как христиане относятся к теме враждебности Лютера к евреям. Вначале это её признание, а потом появляются попытки как-то смягчить и уменьшить её ужас. Желание защитить Лютера понятно - мы ему очень обязаны. Но эти оправдания не выдерживают никакой критики.

Например, на одной недавней конференции один докладчик сказал: “Лютер был неправ... но это не обязательно антисемитизм. Это на самом деле явление 20-го века... У Лютера же была не этическая мотивация, а теологическая.” Вы практически можете услышать, как зал вздохнул с облегчением. Но представление о том, что антисемитизм является современным явлением, ложное. Хотя сам термин появился относительно недавно, (согласно Антидифамационной Лиге, он впервые был использован в 1873 году), реальность, которую он описывает, уходит корнями 5 век до н.э., когда Аман “задумал истребить всех Иудеев,” просто потому что они были “народ Мардохея,” его врага (Есф. 3:6). Всякий раз, когда евреев выделяли через особое враждебное отношение к ним, такое обращение можно по праву классифицировать как антисемитизм. В любом случае, есть много доказательств того, что богословская оппозиция Лютера к евреям была связана с этнической ненавистью. По какой бы ещё причине он так часто изображал их вымазанными в свиной навоз? Указывать на характерную особенность людей — в данном случае, на избегание евреями свиней — и злонамеренно обращать её против них - это и есть определение расизма.

Другие пытаются защитить Лютера, указывая на то, что в молодые годы он был более дружественным к евреям. В его трактате 1523 года “Иисус Христос родился евреем” он напоминает читателям, что “родословную Христа составляют евреи,” и призывает к лучшему отношению к евреям, чем к ним относятся Папа. Хотя это правда, что большую часть жизни Лютер не был антисемитом, это серьёзная ошибка - делать из этого много выводов. Представьте, что вы переживаете жестокое преследование на расовой почве. Утешила бы вас как-то информация о том, что преследующий вас человек не всегда был расистом? Более того, благосклонное отношение Лютера к евреям в 1520-х годах, похоже, основывалось на его ожиданиях прогресса в вопросе их веры во Христа. Так что, с еврейской точки зрения, предлагая им обращение ко Христу, он не обязательно предлагал им безопасную гавань, а скорее неизвестность.

Изображение

Третий способ, которым люди пытаются уменьшить весь ужас лютеровского антисемитизма, состоит в представлении его как человека своего времени, современника поколения, поглощённого антисемитизмом. Согласно этому аргументу, хотя нам и следует признать, что Лютер не смог преодолеть устои своего общества, мы не должны так строго судить его, потому что в любом обществе есть свои слепые зоны. Проблема с этим аргументом состоит в том, что Лютер как раз преодолел слепые зоны своего общества, когда был написан трактат 1523 года. Это подобно тому, как в 1930-х годах в штате Миссисипи один белый пастор призывал к радикальному послаблению законов Джима Кроу, а через два десятилетия - к уменьшению сегрегации всего в два раза (Законы Джима Кроу - законы о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890-1964 гг. - прим. ред.). Единственное, что бы вы не могли сказать в защиту этого пастора, учитывая его более ранние высказывания, так это то, что на нем сказывались какие-то мёртвые зоны его поколения.

Я бы советовал каждому, вспоминающему антисемитизм Лютера, говорить, что это было зло, и чем более вы углубляетесь в изучение этой темы, тем более ужасным оно становится. Любая попытка подсластить эту горькую пилюлю должна встречать сопротивление.

2. Антисемитизм Лютера должен быть, насколько это возможно, понят.

Неизбежный вопрос, возникающий в связи с антисемитизмом Лютера, заключается в том, каким образом кто-то, столь много сделавший для прославления Иисуа, мог проявить такое возмутительное непослушание Ему в этой области. Новый Завет описывает евреев, которые отвергли Иисуса, как “природные ветви,” отломившиеся от “маслины” Божьего народа. Он говорит неевреям: “Не превозносись перед ветвями... Они отломились неверием, а ты держишься верою... Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их” (Рим. 11:18-23). Лютер знал эти стихи. Он перевёл каждое из этих слов с греческого на немецкий! Почему же он игнорирует их, изливая на евреев свою горячую ненависть?

Наше стремление понять не должно слишком быстро приводить нас к рациональным объяснениям. Грех глубоко иррационален, и каждому из нас это хорошо известно из наших собственных сердец и действий. Объяснения могут легко превратиться в оправдания, подобные упомянутым выше. Но, насколько это возможно, объяснения могут помочь нам избежать того же зла, раскрывая ошибки, уводящие человека на скользкую тропу.

Изображение

Главным фактором, приведшим Лютера к антисемитизму, было его стремление к объединённому протестантскому обществу. Он хотел, чтобы “два царства,” церковь и государство, образовали одно общество, которое бы подавляло и изгоняло все угрожающие ему группы. Таким образом, он стремился к некоему протестантскому средневековью. Ему было достаточно предложенных им теологических изменений, во всех других отношениях он хотел сохранить средневековый порядок.

Поэтому, когда средневековому политическому строю угрожала Крестьянская Война 1525 года, Лютер призывал немецких князей “карать, убивать и истреблять.” Когда протестантскому единству угрожали анабаптисты, Лютер и его коллега Филипп Меланхтон обвинили их в мятеже и богохульстве, и в своём заявлении 1531 года они утверждали, что такие преступления заслуживают смертной казни. Комментарий Лютера на это был такой: “Хотя это и кажется жестокостью наказывать их мечом, более жестоким является то, что они осуждают служение Слова, не имеют обоснованной доктрины, подавляют истину и таким образом пытаются подорвать общественный порядок.” Нежелание Лютера видеть общественный порядок, подорванный либо политически, либо теологически, привело к тому, что он выходил из себя из-за евреев и не мог больше терпеть их присутствия на протестантской территории.

Он думал, что у него есть Богом данное право жить в объединённом обществе в этом мире, и эта ошибка подпитывала его антисемитизм. Конечно, в этом есть урок для современных христиан.

3. Антисемитизм Лютера должен наносить вред его репутации.

Суть Реформации состоит в том, что мы спасены не на основании наших собственных дел, а через веру в Иисуса. Поэтому в прекрасной повести “Молот Бога” один лютеранский пастор с радостью говорит: “Я исполняю свои обязанности, как тюремный надзиратель, несущий приказ о помиловании всем заключённым.” Прощение, которое Иисус предлагает через Свою искупительную смерть, покрывает все наши грехи, даже такие мерзкие, как у Лютера. Используя собственную формулу Лютера, можно сказать, что верующий simul justus et peccator (одновременно праведный и грешник).

Изображение

И всё же Лютер пишет в своем трактате 1520 года “Свобода христианина”: “Внутренний человек, созданный по образу Божьему, счастлив и радостен во Христе, в Котором ему даровано так много преимуществ, и потому его единственная обязанность — служить Богу в радости и без мысли о вознаграждении, в любви, не имеющей ограничений.” И это действительно библейское видение христианской жизни (см. Рим. 6:15-23), и мы должны особенно чествовать тех христиан, которые, в силе Духа, наиболее всесторонне живут в этом видении.

С учётом этого, мне кажется, что Лютер - это человек, которого мы должны уважать, но не почитать. Давайте будем относиться с уважением к нему за то, что он противостал заблуждениям Римского католицизма его времени. Давайте уважать его за перевод Библии на язык простых людей, чтобы они могли самостоятельно читать слова вечной жизни. Давайте уважать его за освобождение бесчисленного числа монахов и монахинь по всей Европе от жизни в заточении и обязательном безбрачии. Лютер был мощным инструментом пробуждения, заслуживающим уважения в этот юбилейный год. Но это уважение не должно доходить до уровня почитания. Наша память о Лютере должна следовать вместе с сожалением о его грехе и последствиях этого греха.

Для меня, Лютер одновременно и герой, и антигерой, и освободитель, и захватчик. В духовном смысле он стал моим учителем, но в отношении моей семьи он вёл себя как гонитель. Вскорости после Хрустальной Ночи, когда нацисты устроили погром еврейских синагог и магазинов, епископ Мартин Сассе опубликовал трактат под названием “Мартин Лютер о евреях: Долой их!” Сассе цитировал произведение Лютера 1543 года и утверждал, что цель Лютера наконец была достигнута. Через Сассе и других имя и работы Лютера были использованы для подготовки почвы для Холокоста, во время которого моя прабабушка была убита, а мои двоюродные дедушка и бабушка отбывали ужасное заключение. Холокост шёл полным ходом в 1943 году - ровно через 400 лет после того, как Лютер закрыл свои уши для Библии и высвободил свою антисемитскую ярость. Празднуя Реформацию 500, мы должны помнить и об этой другой годовщине.

Автор — Бернард Н. Говард / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для Ieshua.org, 01.11.2017

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Энциклопедические сведения

Сообщение FontCity » 11 мар 2024, 12:10

Мартин Лютер (Martin Luther; 1483, Эйслебен, Германия - 1546, там же) — один из основоположников протестантизма в христианской религии и крупнейший лидер немецкой Реформации.

Отношение Лютера к евреям претерпело изменения на протяжении его жизни. В первый период (приблизительно 1513–23 гг.) Лютер был склонен осуждать преследования евреев и рекомендовал «истинно христианскую» терпимость по отношению к ним. В частности, в своем комментарии на Псалом 22 (примерно 1519 г.; /см. Псалмы/) Лютер осуждает проповедников, которые не способны ни на что, кроме как «преувеличивать проступки евреев по отношению к Иисусу Христу и тем самым сеять озлобление против евреев в сердцах верующих». Лютер резко осуждал конфискацию Талмуда и раввинистической литературы. Заявляя, что не следует ожидать обращения всех евреев в христианство, он, тем не менее, надеялся, что многие евреи примут крещение после того, как услышат его проповеди. Впервые Лютер специально обратился к еврейскому вопросу в памфлете «О том, что Христос родился евреем» (1523). Указывая, что евреи того же происхождения, что и основоположник христианства, Лютер заявлял, что они были правы в своем отказе принять «папское язычество» и что, если бы он сам был евреем, то, видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочел бы превратиться в свинью, нежели стать христианином.

Постепенно, однако, Лютер убедился, что евреи не намерены принять христианство и в его реформированном, «подлинном» виде. По этой или по какой-либо другой причине в его отношении к евреям начинает обнаруживаться враждебность. В 1526 г. он жаловался на упрямство евреев, сохраняющих верность своему традиционному пониманию Святого Писания. Нападки Лютера на ростовщичество (см. Ссуда денежная) начали приобретать антиеврейский характер, а «Застольные беседы» (1530-е гг.) содержали частые жалобы на «неподатливых евреев с железным сердцем и упрямых, как дьявол». Явно антиеврейский характер носят два памфлета - «О евреях и их лжи» (1542) и «О непроизносимом имени Божьем» (1543), где Лютер в полной мере следует средневековой антиеврейской литературе, повторяя ее полемические нападки на евреев как «отвратительных паразитов», «воров и разбойников, похищающих детей и отравляющих колодцы», и т.п. Хотя бранные выражения характерны для полемики Лютера также против католической церкви, папы, князей, юристов и т.п., в случае евреев он предлагал применение практических мер - от принудительных работ до прямого изгнания. Многие из протестантских правителей принимали политические рекомендации Лютера. В 1537 г. евреи были изгнаны из Саксонии. Просьбы Йосельмана (см. Иосеф бен Гершон из Росхейма) вступиться за саксонских евреев Лютер отверг с доводом, что евреи не оправдали его дружелюбного отношения к ним. В Гессене было введено дискриминационное «Уложение о евреях».

Антиеврейская позиция Лютера вызвала разочарование и горечь в еврейских кругах, особенно в Германии, и отрицательное отношение к Реформации, хотя в реформаци­онном движения были и деятели (Генрих Буллингер в Швейцарии, Андреас Озиандер в Нюрнберге и другие), критиковавшие выпады Лютера против евреев. Высказывания Лютера оказали формирующее влияние на враждебное отношение лютеранской церкви к евреям и в течение столетий вдохновляли антисемитизм, служили истоком травли евреев и антиеврейской пропаганды, включая нацистскую.

© Электронная еврейская энциклопедия
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Христиане и евреи»