Наука и религия

Совместимы ли наука и религия? Может ли учёный быть христианином?
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Православная энциклопедия

Сообщение FontCity » 22 май 2013, 11:13



© ТВ Центр, 2011-05-21

P.S. Библия не может противоречить науке. Когда она была написана, науки просто ещё не было. Библии нечему было противоречить. Вопрос должно ставить в другой формулировке: противоречит ли наука Библии?

Учёные по-разному интерпретируют имеющиеся данные. Многие говорят, что наука отвергает Библию. Но многие утверждают, что наука подтверждает её. Редко какие научные теории и гипотезы живут долго. Но именно они, как правило, Библии не противоречат. А те, что против, как правило, очень быстро оказываются несостоятельными.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Совместимы ли наука и христианство?

Сообщение Holy Scripture » 08 ноя 2013, 20:45

На страницах журнала Time атеист Ричард Докинс из Оксфордского университета и ведущий генетик Фрэнсис Коллинз обсуждали вопрос “Бог и наука”. Предметом дискуссии был вопрос^ совместима ли вера в науку с верой в Бога.

Докинс, автор труда “Бог как иллюзия” (The God Delusion), доказывает, что благодаря новым научным открытиям вера в Бога потеряла свою актуальность. Христианин Коллинз, руководивший исследованием генетического кода человека, в котором участвовали 2400 ученых, имеет иное мнение, заявляя, что и вера в Бога, и вера в науку абсолютно не исключают друг друга.

Хотя в Библии однозначно говорится, что Бог создал вселенную, но при этом ничего не сказано о том, как Он это сделал. И тем не менее, идея о том, что Бог разумен и лично связан с каждым, оказала глубокое влияние на таких ученых, как Коперник, Галилей, Ньютон, Паскаль и Фарадей. Их вера в то, что мир создан разумным Богом, давала им уверенность во время научных наблюдений и экспериментов.

Будучи христианами, эти ученые верили во всемогущего, всезнающего Творца, который, хотя и не был ограничен законами природы, решил использовать их во вселенной. Эти блестящие умы были очарованы окружающим их миром и искали разгадки его тайн, считая его Божьим творением.


Иисус Христос и сотворение мира

Очевидцы Иисуса Христа говорят нам о том, что он постоянно демонстрировал созидательную власть над законами природы. В Новом Завете говорится, что до того как Христос стал человеком, он вечно существовал с Богом Отцом на небесах. В действительности, автор послания к Евреям, а также апостолы Иоанн и Павел писали об Иисусе Христе, как о Творце. Апостол Павел в послании к Колоссянам говорит:
“Теперь Христос есть видимое выражение невидимого Бога. Он был до начала создания, и именно чрез него все было создано, как духовное, так и материальное, видимое и невидимое…. В действительности, все было создано им и для него….Жизнь началась чрез него из ничего, и жизнь из мертвых началась чрез него, и поэтому он справедливо называется Господь всего” (К Колоссянам 1:15-17). Дж. Б. Филлипс
Когда апостол Павел сказал, что “жизнь началась из ничего чрез него [Иисуса]”, это заявление в то время не имело никакого научного обоснования. На самом деле, ученые считали, что материя всегда существовала в той или иной форме.

Материалисты утверждали, что поскольку материя существовала всегда, то момента ее сотворения не было. На этом основании атеист Карл Саган заявил на международном телевидении, что “есть лишь космос, который был всегда и всегда будет”.

Материалистический взгляд Сагана на мир и христианский взгляд не могут быть одновременно правильными. Вопрос состоит в том, проливает ли наука какой-либо свет на наше происхождение? Итак, кому же верить? Именно этот вопрос беспокоил семнадцатилетнего Джеффа Смита.

Джефф был в замешательстве. В молодежном лагере он услышал, что Иисус Христос дает прощение грехов и вечную жизнь. Более того, он узнал, что замысел Иисуса Христа предусматривает наличие смысла, цели и надежды в жизни людей. Впервые в жизни Джефф почувствовал, что понял, почему он живет на земле. Он желал прощения грехов и жизни полной смысла и цели.

Но умом Джефф не мог этого постичь. Ему хотелось верить, что Иисус Христос существует, но в то же время он любил и науку. Ему было интересно, “возможно ли верить одновременно и в сотворение мира, и в науку?”

Для Джеффа и других, подобных ему, желающих верить и в Бога, и в науку, есть хорошие новости. В течение последних десятилетий все большее количество ведущих ученых открыто заявляет об удивительных новых доказательствах, подтверждающих библейский взгляд на сотворение мира. И многие из этих ученых не верят в Бога.

Итак, что же это за доказательства, которые вынуждают многих ученых неожиданно говорить о Творце? Для ответа на эти вопросы нам нужно обратиться к последним открытиям в астрономии и молекулярной биологии, чтобы факты говорили сами за себя. (С более глубоким анализом можно ознакомиться в статьях журнала www.y-Origins.com.)


Единовременное начало

В течение всей истории человечества люди всегда в изумлении смотрели на рассыпанные по небу звезды и хотели узнать, что они из себя представляют и как они там оказались. Хотя в ясную ночь можно увидеть около 6000 звезд, среди миллиардов галактик разбросаны триллионы звезд.

Однако до XX века среди ученых преобладало мнение, что наша галактика - Млечный Путь занимает всю Вселенную, и что существует всего около 100 миллионов звезд. И преобладающим мнением даже тогда было мнение, что наша материальная Вселенная существовала всегда.

Но в начале 20-го века астроном Эдвин Хаббл обнаружил, что в действительности у Вселенной было начало. Начало подразумевает наличие “Начинающего”, о существовании которого всегда говорила Библия. Обеспокоенные таким поворотом событий материалисты, например, сэр Фред Хойл презрительно отмели идею единовременного начала, саркастически назвав такое начало «большим взрывом». Но доказательства такого начала продолжали поступать. И, наконец, в 1992 г. эксперименты с помощью спутника COBE подтвердили, что у Вселенной все-таки было единовременное начало. Убедительные доказательства заглушили неверие сомневающихся. За неимением лучшего названия, это начало так и продолжили называть “большим взрывом”, как “окрестил” его Хойл (cм. “Назад к началу”).

Многие ученые осознали, что это открытие совпадает с описанием начала в Книги Бытия. Более того, они осознали, что до сотворения мира даже материя и энергия не могли существовать. Поэтому, спустя века неверия, наука изменила свое отношение к этому вопросу и согласилась с Библией, что все произошло из ничего.

Некоторые ученые были совершенно несогласны с этим подтверждением Библии и искали иных объяснений. Но другие агностики, например, Джордж Смут, лауреат Нобелевской премии, возглавлявший эксперименты со спутником COBE, признает:
“Несомненно, что существует параллель между большим взрывом и христианской идеей о сотворении мира из ничего”.
Эксперименты со спутником COBE и теоремы Эйнштейна подтверждают единовременное создание Вселенной - как раз той позиции, которую Библия занимает в течение 3500 лет.


Точная настройка для жизни

Материалистам было трудно принять доказательства единовременного создания мира. А тут последовали еще более удивительные открытия о нашей Вселенной.

Ученые подсчитали, что для существования жизни каждый из законов природы должен быть “настроен” очень точно. Иными словами, сила тяжести и прочие силы природы должны действовать в очень узком диапазоне, а в противном случае наша Вселенная просто не смогла бы существовать. Если бы та сила, которая привела к созданию мира, была бы чуть слабее, то сила тяжести втянула бы всю материю обратно в “большое сжатие”. Если бы она была сильнее, то звезды и галактики не смогли бы образоваться.

Точно так же, и наша солнечная система и ее планеты должны соответствовать определенным условиям, чтобы жизнь могла существовать. Например, все мы понимаем, что без атмосферы, содержащей кислород, мы не смогли бы дышать. Без кислорода не было бы воды. Без воды не было бы дождя, который необходим для урожая. Другие элементы - водород, азот, натрий, углерод, кальций и фосфор также необходимы для жизни.

Размеры и особенности нашей планеты, солнца и луны также должны соответствовать определенным точным условиям. А также десятки других условий должны быть очень точно настроены, а в противном случае нас здесь просто не было бы, и некому было бы думать об этом.

Ученые, которые верили в Бога, возможно, предполагали такую “точную настройку”, а те, кто не верили, не могли найти объяснение этим удивительным “совпадениям”. Физик-теоретик и агностик Стивен Хокинг пишет:
“Удивительный факт состоит в том, что величины этих параметров, похоже, были очень точно выверены для того, чтобы развитие жизни было возможным”.
Ученые оценили вероятность того, насколько такая удивительная настройка могла бы быть случайной. Профессиональные игроки знают, что даже ставки на лошадь с наименьшими шансами могут принести успех. Давайте посмотрим, каковы же шансы случайного появления жизни. По мнению большинства ученых шансы случайного появления человечества просто ничтожны.

Космологи считают, что шансы против возникновения жизни случайным образом точно такие же, как если бы запустить стрелу с Земли в небольшую цель на планете Плутон и попасть в яблочко. Представьте, каким инженерным мастерством нужно было бы обладать, чтобы достичь такой точности, если она вообще технически достижима. Эти шансы можно сравнить с многократным выигрышем во многомиллионную лотерею при покупке всего лишь одного лотерейного билета. Это возможно только в том случае, если кто-то за кулисами все предрешил. И именно к такому выводу приходят многие ученые - Кто-то за кулисами спланировал и сотворил эту Вселенную.

Эти невероятные шансы никак не могут быть простой случайностью и не могут быть фактором времени. Это новое понимание нашей Вселенной навело таких ученых, как Джордж Гринстайн, на следующий вопрос:
“Возможно ли, что мы неожиданно и ненамеренно столкнулись с научным подтверждением существования Всевышнего существа?”
Некоторые материалисты пытались объяснить такую точную настройку Вселенной как счастливый случай. Другие же были более реалистичны. Сэр Фред Хойл, убежденный агностик, был поражен свидетельствами в пользу Творца:
“Здравый смысл при интерпретации фактов подсказывает, что какой-то суперинтеллект распорядился и физикой, и химией, и биологией, и что нет смысла говорить о каких-то слепых природных силах”.
К такому же выводу пришел и Эйнштейн. Хотя он не был религиозен и не верил в Бога, Эйнштейн задумывался о гениальном создателе Вселенной, называя его “умом с таким превосходством, в сравнении с которым все систематическое мышление и действия людей меркнут в своей незначительности.”

Ученые продолжают искать объяснение тому, что стояло за созданием Вселенной. Но чем больше они изучают этот вопрос, тем больше они изумляются необъяснимому происхождению нашей Вселенной и ее удивительно точной настройке.


ДНК: Язык жизни

Хотя в Библии однозначно говорится, что Бог создал Вселенную, однако ничего не сказано, как Он это сделал. Но некоторые из тайн создания мира открываются нам в настоящее время.

Например, за последние полвека ученые обнаружили, что крошечная молекула, называемая ДНК, является “мозгом” каждой клетки нашего тела и всех других живых существ. Но чем больше они узнают о ДНК, тем больше они поражаются гениальности ее творения.

Хотя приверженцы теории эволюции считают, что ДНК эволюционировала посредством естественного отбора, они не могут объяснить, как такая замысловатая сложная молекула могла появиться случайно. Такая удивительная сложность ДНК заставила ученого Фрэнсиса Крика, который был одним из первых, кто ее обнаружил, поверить в то, что она не могла возникнуть на земле естественным образом. Крик, будучи сторонником теории эволюции, считал, что жизнь в таком сложном проявлении должна была быть занесена из космоса:
“Честный человек, вооруженный всеми известными нам сейчас знаниями, может заявить в некотором смысле только то, что происхождение жизни, похоже, на данный момент представляется почти чудом, поскольку ее зарождение было бы невозможно, если бы не были выполнены многочисленные условия”.
Код ДНК говорит о таком интеллекте, который не поддается воображению. На булавочной головке ДНК содержится столько информации, сколько вмещает количество книг в мягкой обложке, которым можно опоясать землю 5000 раз. И ДНК действует как язык с чрезвычайно сложным программным кодом. Билл Гейтс, основатель фирмы Microsoft, говорит, что программа ДНК “во много раз сложнее любой из программ, которая была когда-либо разработана”.

Материалисты считают, что вся эта сложность является результатом естественного отбора. Но при этом, как замечает Крик, первая молекула никак не могла бы быть результатом естественного отбора. Поскольку ни один научный процесс, в том числе и естественный отбор, не может объяснить происхождение ДНК, многие ученые считают, что она должна была быть спланирована.

Понятно, что христиане рассматривают ДНК как свидетельство наличия Творца. Но если и известный атеист, посвятивший 50 лет своей работы и лекций развенчанию Бога, меняет свою позицию, то это имеет огромные последствия, и особенно для материалистов.

Это именно то, что произошло с профессором философии Энтони Флу. Атеизму, о котором профессор Флу заявлял на университетских занятиях, лекциях и в учебниках в течение пятидесяти лет, неожиданно пришел конец, когда профессор узнал о потрясающем интеллекте, лежащем в основе ДНК. Профессор Флу объясняет, почему он больше не атеист:
“Думаю, что материал ДНК показывает, что за объединением всех этих чрезвычайно сложных элементов должен стоять интеллект. Грандиозная сложность достигнутых результатов, по-моему, является работой интеллекта… Похоже, что результаты более чем пятидесятилетнего исследования ДНК дают материал для нового и значительно веского аргумента в пользу замысла Творца”.
И хотя профессор Флу не является христианином, он теперь признает, что “программа”, лежащая в основе ДНК, является слишком сложной, чтобы быть созданной без “дизайнера”. И профессор совсем не одинок в своем мнении. Открытие невероятного интеллекта в основе ДНК убедило многих бывших агностиков и атеистов, что жизнь в нашей Вселенной не является случайностью.


“Отпечатки пальцев” дизайнера

В заключение нужно сказать, что три последних научных открытия убедили многих ученых в том, что разумный Дизайнер спланировал и сотворил нашу Вселенную:

• Начало Вселенной и ее законы
• Удивительно точная настройка законов природы, которая делает жизнь возможной
• Изощренная сложность ДНК

Итак, что же говорят ведущие ученые об этих удивительных открытиях? Стивен Хокинг, признанный одним из ведущих физиков-теоретиков, спрашивает: “Что именно вдыхает жизнь в уравнения и создает Вселенную, которую они описывают? Традиционный научный подход создания математической модели не может ответить на вопросы, почему должна существовать Вселенная, описываемая моделью.”

После более глубокого размышления Хокинг говорит: “Должен быть какой-то религиозный подтекст. Но большинство ученых, наверное, предпочтет не затрагивать религиозную сторону”. И хотя многие ученые действительно остаются в стороне от религиозной подоплеки этих новых открытий, все большее число ученых теперь признает, что необходимо рассмотреть “отпечатки пальцев” Дизайнера (cмотрите, что говорят ведущие ученые: www.y-origins.com).

Тот факт, что многие ученые теперь открыто говорят о Боге, не означает, что все материалисты, как, например, профессор Флу, отказываются от своих материалистических взглядов. На самом деле, многие, такие как Ричард Докинз, стали еще более агрессивно выступать против веры в Бога. И тем не менее, если объективно рассмотреть доказательства о происхождении Вселенной и удивительной сложности ДНК, то даже ученые - не христиане признают, что свидетельство “отпечатков пальцев” Дизайнера обращает на себя внимание.

Одним из таких ученых является профессор Роберт Джастроу. Физик-теоретик Джастроу стал работать в NASA с момента создания этой организации в 1958 г. Он был у истоков поставленных научных задач по исследованию Луны во время экспедиций космических кораблей Аполлон. Он основал и руководил при NASA Институтом Годдард по изучению космического пространства, занимающимся исследованиями в астрономии и планетарной науке. Будучи агностиком, Джастроу поделился своими мыслями о мнении многих ученых:
“Для ученого, который жил верой в силу логических доводов, эта история заканчивается, как кошмарный сон. Он покорил горы невежества; и вот-вот достигнет наивысшего пика; и в тот момент, когда он подтягивает себя, чтобы преодолеть последний уступ на скале, его приветствует группа теологов, которые сидят здесь уже в течение многих веков”.
Выводы агностика Джастроу не имеют скрытых намерений в отношении христианства. Он просто замечает, что библейский взгляд на единовременное начало Вселенной наконец-то подтверждается наукой. И это “начало” не было каким-то случайным взрывом, а точно задуманным событием, сделавшим возможным человеческую жизнь. Этот вывод в точности совпадает с библейским заявлением: “В начале Бог создал небо и землю”.

Если Библия права, и Бог действительно есть, то можем ли мы узнать, что Он из себя представляет? Были ли от Него послания нам лично? Очевидцы Иисуса Христа говорят нам, что он утверждал, что полностью представляет единого истинного Бога. И хотя многие другие утверждали, что говорили от имени Бога, последователи Христа говорят нам, что он подтвердил свое заявление.

Но предоставил ли Иисус доказательство того, что он говорил от имени Бога? Говорят, что он совершал чудеса, которые требовали силы Творца. Но самым удивительным чудом было его воскресение из мертвых. Никто другой за всю историю человечества не вернулся к жизни через три дня после смерти. Если это правда, то Иисус Христос предоставил бы достаточные доказательства, что его слова были воистину словами Бога.

Разрешение на размножение и распространение этой статьи: Издатель дает разрешение на размножение и распространение этого материала без письменного разрешения с целью некоммерческого использования. Запрещается изменение или использование вне контекста любых частей статьи без письменного разрешения. Печатные экземпляры журналов Y-Origins и Y-Jesus можно заказать по адресу: www.JesusOnline.com/product_page

© 2010 JesusOnline Ministries. Эта статья является дополнением к журналу Y-Jesus, публикуемому издательством Bright Media Foundation & B&L Publications: Ларри Чапмэн, главный редактор. Другие статьи о доказательствах существования Иисуса Христа см. на веб-сайте www.y-jesus.com.

© Y-Jesus Русский - факты о Христе, представленные учёными

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Атеистическая пропаганда

Сообщение FontCity » 16 ноя 2013, 16:51

Изображение
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Наука подтверждает библейские истины

Сообщение FontCity » 09 окт 2014, 17:42



Все атеисты-ученые наперебой стали представлять доказательства о существовании Творца. Современный мир сам по себе образоваться не мог.

Современные данные о строении молекулы ДНК неопровержимо свидетельствуют о том, что она не могла возникнуть сама по себе, а является чьей-то разработкой. Генетический код и буквально энциклопедические объемы информации, которые хранит в себе молекула, опровергают возможность слепого совпадения.

Британский физик Мартин Джон Рис - лауреат Темплтоновской премии этого года, на счету которого более 500 научных работ, - получил 1,4 млн долл. за то, что доказал существование Творца.

По заявлению директора Международного института теоретической и прикладной физики, академика РАЕН Анатолия Акимова, существование Бога доказано научными методами.

«Бог есть, и мы можем наблюдать проявления Его воли. Это мнение многих ученых, они не просто верят в Создателя, а опираются на некие знания. В прошлые века очень многие ученые-физики верили в Бога. Более того, до времен Исаака Ньютона разделения между наукой и религией не существовало. Наукой занимались священники, поскольку они были самыми образованными людьми. Сам Ньютон имел богословское образование и часто повторял: «Законы механики я вывожу из законов Божьих».

Когда ученые изобрели микроскоп и стали изучать, что происходит внутри клетки, процессы удвоения и деления хромосом вызвали у них ошеломляющую реакцию: Как такое может быть, если б все это не было предусмотрено Всевышним?!

Действительно, если говорить о том, что человек появился на Земле в результате эволюции, то с учетом частоты мутаций и скорости биохимических процессов для создания человека из первичных клеток понадобилось бы времени много больше, чем возраст самой Вселенной.


© Рабинович ТВ
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Наука и религия

Сообщение FontCity » 22 мар 2016, 11:49

Эдуард Шифрин: «Между религией и наукой нет никаких противоречий»

Эдуард Шифрин предстал перед нами сразу в нескольких ипостасях. Он и крупный бизнесмен, фигурант списка Forbes, сделавший состояние на металлургических активах, и ученый, кандидат технических наук, написавший фундаментальный учебник по теории металлургических процессов, и известный филантроп, помогающий строительству синагог и поддерживающий существование еврейских общин на всем постсоветском пространстве. В последнее время Эдуард Шифрин всерьез изучает священные и каббалистические тексты. В интервью корреспонденту Jewish.ru он рассказал, как ему удается сочетать религию и науку, действительно ли мир был сотворен за шесть дней и что стоит за чудесами.

Изображение

Эдуард Владимирович, попытки примирить науку с религией предпринимались уже не раз, обычно – безуспешно. К чему эта новая попытка креационизма?

– Наука изучает откровения Б-жьи, выраженные в сотворении нашего мира и придания ему физических пространственно-временных законов. Религия основана на Б-жьем откровении, данном нам на горе Синай и в книгах пророков. Таким образом, и наука, и религия основаны на откровении единого Б-га. Отсюда следует вывод, что между религией и наукой даже теоретически никаких противоречий быть не может. А если таковые, как нам кажется, и существуют, то это означает, что наше знание либо неполное, либо неверное.
Возможно ли научное знание без религиозного? Да, возможно. Но такое знание является неполным. Наука не отвечает на целый ряд базовых вопросов: почему был создан наш мир, почему мы здесь, какова наша миссия в этом мире, как мы должны относиться друг к другу. Возможно ли религиозное знание без научного? Да, возможно. Но и оно будет неполным. В книге «Путеводитель растерянных» Маймонид предлагает следующий путь познания: сначала человек должен изучить логику, геометрию, арифметику, философию, естественные науки, и только потом начинать изучать святые книги. Это особенно актуально сегодня. В наши дни мудрец Торы, объясняя своим ученикам, как Всевышний устроил этот мир, должен уметь отвечать и на вопросы научного характера.
Явный пример этого нам даёт Тора. В главе «Берешит» сказано: «И назвал его Ноах, и сказал: “Этот принесёт нам утешение от трудов и работы рук наших на земле, которую проклял Б-г”». Речь идет о том, что Ноах, который был праведником, применил научные познания и, очевидно, изобрёл плуг и борону, чем значительно улучшил жизнь людей того поколения.
Из всего этого следует, что, изучая науку и святые книги, мы можем получить знания о Б-ге. Хочется подчеркнуть: не знания Б-га, а знания о Б-ге. Нам никогда не будет дано познать сущность Всевышнего. В Торе написано: «Б-г сказал: “Мои пути – не ваши пути, Мои мысли – не ваши мысли”». Однако Всевышний в мудрости своей дал нам огромное количество информации и инструментов, для того чтобы человек мог понять принципы устройства Творцом нашего мира.

Изображение

Все-таки научное познание, будь оно университетским или академическим, сильно отличается от религиозного обучения…

– В «Путеводителе растерянных» Маймонид описывает процесс познания следующим образом. Если мастер создал какое-то изделие, то сначала он его задумал с помощью своего интеллекта, а потом воплотил в реальность. Мастер знает предназначение каждой детали, каждого элемента этого изделия. Если мы будем смотреть на него, то сначала увидим внешнюю сторону, например, чем оно покрыто. Мы можем остановиться на этом, но если наш ум пытлив, мы будем продолжать изучать его и в конце концов поймём, как оно устроено. Но мы никогда не будем знать изделие так, как создавший его мастер.
Точно так же Всевышний создал этот мир, сначала имея план. Наука состоит из аксиом, на основании которых выводятся теоремы. Первым людям в виде аксиомы было дано то, что они видели вокруг себя: вода, земля, воздух и так далее. Однако, применяя свой интеллект, человек вглядывался в этот мир, находил скрытые причинно-следственные связи, выводил теоремы из аксиом, и в результате этого сегодня летают самолёты и ракеты, звонят телефоны, мы заглядываем в атом и устремляемся к границам Вселенной.
Всевышний дал нам Тору и послал нам пророков. И Тора, и пророчества являются для нас аксиомами, не требующими доказательств. Читая их, мы сначала понимаем внешний, простой смысл. Однако, применяя интеллект и углубляя знания, мы можем находить скрытые послания, более глубинные смыслы, обнаруживать причинно-следственные связи и в результате обрести понимание вещей, о которых в Торе и пророчествах прямо не написано. Например, что такое Б-жий свет и каково его предназначение, почему в мире есть зло и что такое свобода выбора, как работает Б-жественное провидение и происходят чудеса, что такое душа и интеллект и как они связаны между собой.

Изображение

Получается, интеллект, а не вера – универсальный инструмент религии?

– Всевышний дал нам инструмент для познания, – интеллект. В «Путеводителе растерянных», комментируя фразу из Торы о сотворении человека по образу и подобию Б-жьему, Маймонид постулирует, что главным нашим подобием Б-гу является наличие у нас интеллекта. Он объясняет это на примере того, что интеллект был уже у первого человека, благодаря которому он смог дать правильные имена животным. Это объяснение можно расширить. В своём комментарии к «Берешит» Нахмонид пишет: «После сотворения первоматерии в первое мгновение Всевышний больше ничего не творил. Он только формировал и преобразовывал, ибо из неё он извлёк всё существующее и в дальнейшем облачал в различные формы и преобразовал их». Точно так же и человек при помощи интеллекта может придавать материи новые формы и преобразовывать их.
Маймонид и ибн Эзра писали, что именно интеллект связывает человека с Всевышним, и, развивая свой интеллект, человек укрепляет свою связь с ним, и наоборот. Всем нам дан различный интеллектуальный потенциал. Альтер Ребе в книге «Тания» пишет: «Мудрость и понимание являются подарком Всевышнего». Также он пишет в Тании: «Б-г открывается каждому в соответствии с его интеллектом». Никто не знает, ограничен ли наш потенциальный интеллект. Моё мнение, что да, ограничен. Не все могут стать Эйнштейнами и не все могут стать мудрецами Торы. Но это не значит, что человек имеет право отказаться от своего интеллектуального развития. Мы должны идти этой дорогой, и где нам остановиться, решает Всевышний.
Самым ярким подтверждающим примером вышесказанного является история рабби Акивы. До сорока лет он был неграмотным пастухом и, очевидно, считал, что его интеллектуальный потенциал очень мал. Но увидев однажды, как капля воды точит камень, он решил учиться и стал великим мудрецом. Его интеллектуальный потенциал оказался огромен. Согласно каббале, именно интеллектуальные свойства нашей души, соответствующие сфирот хохма-бина-даат, являются реципиентами света Всевышнего.

Изображение

И как с религиозной точки зрения можно понять физические законы, действия различных сил, законы электродинамики и многое другое?

– Последний Любавический Ребе даёт такой комментарий на пассаж из главы «Ноах»: «На шестисотом году жизни Ноаха все источники великой бездны открылись, и открылись небеса». «Зогар» интерпретирует это следующим образом: «В шестом столетии шестого тысячелетия откроются источники небесной Б-жественной мудрости и откроются источники мудрости земной». Ребе объясняет: «Источник земной мудрости – это наше научное познание. Путём такой двойной революции, соединения научного познания и Б-жественной мудрости будет приближена эра Мошиаха». Таким образом, только обладающие знанием верующие люди смогут завершить Творение и сделать наш нижний мир домом для Б-га.
Что писали о знаниях наши мудрецы? В 14-м псалме написано: «Г-сподь с небес взирает на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли разумеющий, есть ли ищущий Б-га». В 25-м псалме сказано: «Укажи мне, Г-сподь, пути Твои, научи меня стезям Твоим». В книге Экклезиаста, авторство которой в еврейской традиции связывают с царем Соломоном, написано: «Я обратил свой разум, чтобы искать и испытывать мудрость всего того, что происходит под небом – это грустная задача, которую Б-г дал сынам человеческим». Там же сказано: «Глаза мудреца в голове его, а глупец бредёт в темноте». Ибн Эзра комментирует: «Мудрый человек далеко видит путь впереди себя и идёт к цели самым прямым путём, в то время как глупец блуждает в темноте и идёт неведомо куда, потому что мудрый человек воспринимает реальность через свой интеллект – его видение широко. В то же время видение глупца ограниченно и узко». Суть размышлений Когелета, по-моему, заключается в следующем: хотя мудрость и знания «умножают печаль», только мудрый человек может преодолеть свои сомнения, исправить свои недостатки, помочь людям, указать правильный путь в жизни.

Ну, напрямую из священных текстов ведь никаких физических законов не выведешь…

– Из изречений Экклезиаста мы можем сделать и чисто научные выводы. Например: «Что создал Всевышний, не убавить и не прибавить». Эта фраза указывает нам на фундаментальные законы сохранения материи и энергии. «Нет ничего нового под солнцем» – эта фраза говорит о фундаментальном принципе неизменности законов физики во времени, о том, что закон, приданный Всевышним при сотворении мира, неизменен.
Приведу сравнение: рассмотрим человека, который является верующим, выполняет заповеди, но по каким-то причинам не обладает знаниями. Это, безусловно, хороший человек. Его можно сравнить с хорошим спортсменом. В то же время верующего, соблюдающего заповеди и обладающего знаниями человека можно сравнить с хорошим тренером, который может подготовить тысячи спортсменов и тренеров. Пророк Йешаягу говорил: «Земля будет полна знанием Б-га, как воды покрывают океан». А пророк Йермеягу говорил: «Сказал Господь: “Пусть мудрый не хвалится мудростью своей, пусть сильный не хвалится силою своей, пусть богатый не хвалится богатством своим, а хвалятся пусть тем, что знают и понимают они Меня”».

Изображение

Великий научный потоп?

– В своей книге «Верования и мнения» Саадия Гаон задаётся вопросом: «Почему Всевышний создал человека, придав ему сомнения и неопределённость?» И отвечает на этот вопрос следующим образом: «Неопределённости и сомнения были приданы человеку по плану Творения, однако при помощи своего интеллекта с течением времени человек очищает свои знания до тех пор, пока сомнения и неопределённости не покинут его». Далее Саадия Гаон пишет: «Благодаря знаниям человек улучшает своё внутреннее состояние и внешнее поведение, улучшаются отношения между людьми, они обращаются к мудрости. Всё это становится возможным, когда сомнения и неопределённости удалены. Тогда знание Б-га распространяется повсюду». В той же книге Саадия Гаон пишет: «Иногда понимание реальности, которую мы наблюдаем, становится возможным только при помощи науки, которая подтверждает её для нас. В нашем изучении реальности мы должны будем обращаться ко многим наукам».
В «Путеводителе растерянных», комментируя пассаж из Торы, в котором Моше обращается к Всевышнему: «Господи, дай мне познать Твои пути, и обрету я милость в Твоих глазах», Маймонид делает вывод, что близость к Б-гу и обретение милости в глазах Б-жьих определяется прежде всего тем, как человек знает и понимает Всевышнего. Во втором томе «Путеводителя растерянных» Маймонид приводит следующую аллегорию: «Представим себе город, в центре которого стоит дворец, обнесённый стеной. Во дворце живёт правитель, и жители города хотят попасть во дворец. Однако некоторые не могут даже найти стену, некоторые доходят до стены, немногие попадают во внутренний двор и только избранные проходят во дворец». Согласно Маймониду, люди, не обладающие знаниями, подобны тем, кто не может даже найти стену.
В этой же книге, кстати, рассматривая один из важнейших вопросов иудаизма, как Всевышний управляет миром, Маймонид утверждает, что Б-жественное провидение тем больше следит за человеком, чем более развитыми знаниями и интеллектом он обладает. Рассуждая о важнейшем в иудаизме понятии любви к Всевышнему, Маймонид пишет, что суть любви к Б-гу заключается в желании понять и познать его. Эту же точку зрения разделяли основатели хасидизма.

Изображение

Но ведь так было не всегда. Научное знание пришло в еврейскую среду всего полтора столетия назад на волне движения «Аскалы», движения еврейского просвещения, к которому большинство раввинов что того, что нынешнего времени относятся неодобрительно.

– В процессе своего развития пути иудаизма и науки сходились и расходились. На протяжении почти двух тысячелетий единственными господствующими научными теориями в цивилизованном мире были философии Платона и Аристотеля, геометрия Эвклида, система Птолемея и астрология. Впервые попытки совместить иудаизм и философию и представить иудаизм как веру, основанную на рациональном мышлении, были предприняты вавилонскими гаонами, самым ярким представителем которых является Саадия Гаон. В книге «Верования и мнения», о которой я уже упоминал, он провозглашает принцип рационального мышления, философского научного подхода с целью приобрести знания о Б-ге. С закатом вавилонских общин рационалистическая традиция была блестяще продолжена испанскими евреями, такими как Иегуда а-Леви (автор Сефер-Кузари), Маймонид, Нахмонид, ибн Эзра. Они обладали почти полным доступным в то время научным знанием мира. Кульминацией этой традиции является великий труд Маймонида «Путеводитель растерянных», в котором Моисеев закон объясняется и комментируется как с позиции Торы, так и с позиции греческой и арабской философий.
К сожалению, после катастрофы испанского еврейства пути иудаизма и науки разошлись, комментирование открытий прекратилось. В последующие века в иудаизме начал превалировать мистицизм. Многие часто противопоставляют мистицизм рационализму. На мой взгляд, это неправильно. Они являются неразрывными частями иудаизма. Даже в своем мистицизме иудаизм оказался невероятно научен, породив массу глубоких и невероятно точно описывающих наш мир идей и трудов. Например, каббалистическое учение великого Аризаля о цимцуме, великом разжатии, когда Г-сподь при Сотворении мира путем фундаментальных преобразований перевел энергию в материю, во многом совпадает с современными научными представлениями о Большом взрыве. Но во времена развития мистицизма уровень научных знаний того времени был недостаточен для его объяснения, теперь же, благодаря бурному развитию науки, особенно – квантовой физики, многие положения мистицизма могут быть объяснены. Что я и попытаюсь сделать в последующих статьях и беседах.
Однако сейчас, в XX-XXI веках, ситуация в корне изменилась. Бурное развитие науки привело к тому, что сегодня она составляет значительную часть нашей жизни, и больше отворачиваться от неё религия не может. Об этом говорил последний Любавический Ребе, который обладал блестящим научным образованием. Рассуждая о необходимости совмещения науки и религии, он предостерегал нас от упрощенческого подхода, отмечая, что в то время как религия является абсолютной истиной, наука является истиной в какой-то части относительной, и применять её для религиозных комментариев мы должны выверено и осторожно. При этом он отмечал, что наука позволит нам открыть новые смыслы в Торе и взглянуть на содержание священных текстов под другим углом.

Изображение

Можете привести примеры научного подхода к комментированию священных текстов?

– В книге «Путеводитель растерянных» Маймонид пишет, что Всевышний взаимодействует с нашим миром через ангелов. В подтверждение этому постулату он приводит сон нашего праотца Иакова, в котором тот увидел лестницу, что стояла основанием на земле и уходила в небо. По ней спускались и поднимались ангелы, а над ней был Всевышний. Таким же образом комментируют сон Иакова Рамбан и ибн Эзра. В «Берешит Раба» рабби Берехия говорил, что ангелов было четыре: двое спускались, двое поднимались. Далее Маймонид пишет, что все силы – это ангелы, и их четыре. Сегодня мы знаем из науки, что в природе существует четыре силы: гравитация, электромагнитная, сильная и слабая ядерные. Маймонид пишет, что ангелы – это мессенджеры. Из квантовой механики мы знаем, что силы действуют посредством обмена информацией, которая передаётся бозонами, глюонами, фотонами и, возможно, гравитонами. Наши мудрецы говорили: «Один ангел выполняет одну миссию». Сегодня мы знаем, что каждая сила отвечает только за одно взаимодействие, две силы не отвечают за одно взаимодействие.
Таких примеров можно привести множество, я постараюсь отразить их в своих статьях и беседах, но уже сейчас можно высказать несколько общих положений. Как я уже упоминал выше, в Торе есть такие слова: «Мои пути – не ваши пути, Мои мысли – не ваши мысли». Есть огромное количество комментариев на эту фразу. С научной точки зрения, один из возможных комментариев следующий: мы живём в конечном мире, и, в отличие от Всевышнего, наш ограниченный разум не может оперировать понятием бесконечного. В XX веке во многих научных уравнениях стали появляться знаки бесконечности. Так, например, Эйнштейн показал, что масса тела, которая стремится к скорости света, стремится к бесконечности. В чёрной дыре плотность вещества и гравитационная сила стремятся к бесконечности. С точки зрения науки, появление бесконечности в формуле означает, что законы физики и математики прекращают действовать. С точки зрения религии, мы можем интерпретировать это так, что по некоторым направлениям научная мысль уже достигает границ своего понимания, для преодоления которых потребуются новые подходы.
Ещё один важный пример – свет. Мы знаем, что свет является одной из центральных концепций иудаизма. Изучая каббалу, мы придем к интересному выводу, что Всевышний сотворил свет, а все остальное является его производной. Сфирот, их оболочки и внутренняя сущность сотворены из света. Духовные миры и наш физически мир сотворены их десяти сфирот и 22 букв священного алфавита. Буквам соответствуют звуки, которым в свою очередь соответствует энергия света в виде частотных гармоник. Но до начала ХХ века мы знали о физическом свете очень мало. Только в ХХ веке мы узнали, что свет – это не материя, потому что фотоны не имеют массы, что скорость света – это абсолютный предел скорости любых частиц нашего мира. Узнали, что, когда тело движется со скоростью света, то останавливается время, а соотношение энергии и материи определяется тоже скоростью света. Свет одновременно заключает в себе материю и антиматерию. Этот подход позволяет нам по-другому взглянуть на идеи Торы и каббалы.
В отдельности стоит остановиться на идеях квантовой физики. Мне кажется, что при помощи квантовой теории можно попытаться объяснить идеи каббалы о Сотворении мира, прокомментировать Шесть дней творения, как они описаны в книге «Берешит», а также объяснить различные состояния нашего сознания и интеллекта, основываясь на примерах из Торы. В последующих статьях и беседах я предприму попытку это сделать.

Изображение

А зачем вам всё это нужно?

– Научный подход к Торе имеет право на существование, и он необходим. Исповедуя его, можно открыть новые смыслы Торы, приобрести много новых идей. Не менее важно и обратное: в мессианскую эру все люди должны прийти к Всевышнему, но мы знаем, что у каждого своя дорога. Кто-то верит без доказательств, кому-то, наоборот, нужны доказательства. Сегодня огромное количество людей, вовлечённых в материальный мир, к сожалению, не являются верующими, поскольку считают, что наука опровергает религию и священные книги, таким был в свое время и я. Поэтому, исповедуя научный подход и соединяя науку и религию, можно выполнить величайшую заповедь: привести огромное количество людей к Б-гу и тем самым ускорить приближение эры Мошиаха.

С огромной благодарностью Главному раввину России Берлу Лазару и Президенту ФЕОР Александру Бороде.

© jewish✡ru, 18.03.2016
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Разморозка

Сообщение FontCity » 14 ноя 2016, 11:14

Вера от ума

«Скажите, верите ли вы в Б-га? Верите?! Это правильно. Умный человек должен верить в Б-га!» - сказал мне как-то Анатолий Георгиевич Алексин. А дальше рассказал, что лично он пришёл к вере после двух случаев в его жизни.

«Первый произошёл, когда у моей мамы случился тяжёлый сердечный приступ. Я вызвал “скорую”, и приехавший врач лишь покачал головой и сказал, что нет смысла везти ее в больницу - она не транспортабельна. “Лучше пусть умрёт дома, это случится через пять-шесть часов”, - добавил он. Я был вне себя от горя (по книгам Алексина легко догадаться, что мама была для него долгие годы главным человеком в жизни. - прим. автора). В полном отчаянии я позвонил Фриде Вигдоровой, которую в писательских кругах звали “Совершенно случайно”. Была у неё такая присказка: “Совершенно случайно я знаю, чем могу вам помочь…”
- Совершенно случайно я знаю, чем могу вам помочь, - сказала Фрида Абрамовна. - Как раз вчера в Москву из Питера для получения правительственной награды прибыл профессор Карл (Анатолий Георгиевич назвал тогда его фамилию, но я запамятовал. - прим. автора), и он остановился у моих приятелей. Это один из самых выдающихся кардиологов мира и, кстати, кажется, большой ваш поклонник. Записывайте номер телефона!

Я позвонил незнакомому профессору, рассказал, что у меня умирает мама, а он и в самом деле оказался моим преданным читателем. Вдобавок выяснилось, что он находится в десяти минутах езды на такси от нашего дома.
- Если я приеду, вы мне книжку с автографом подарите? - спросил он по телефону.
- Если вы спасёте мою маму, я вам не только книжку, жизнь вам подарю! - ответил я.

Менее чем через полчаса он появился в нашей квартире. Чех по национальности, высокий, статный, моложавый, он был очень красив, и форма капитана первого ранга эту красоту ещё больше подчеркивала. Осмотрев маму, он позвонил знакомому врачу в больницу, и вскоре молоденькая медсестра привезла сумку с медикаментами, шприцы, стерилизатор.
- Успокойтесь! - сказал Карл. - Глупость вам сказали. Вылечим мы вашу маму. У вас тут натоплено, так что я с вашего позволения разденусь… Он скинул китель и остался в одной майке. И тут я увидел у него на груди крестик. Для меня, воспитанного убеждённым атеистом, это было настоящим потрясением.
- Простите, профессор, вы что, верите в Б-га? - спросил я.
- Да, конечно. А как можно в Него не верить?! - откликнулся Карл, делая маме укол.
Через некоторое время он снова послушал её через фонендоскоп.
- Ну вот, - сказал он удовлетворенно, - сердце вашей мамы начало биться получше. Хотя действительно была опасность, что оно остановится, так что я прибыл вовремя.
- А с чего оно может остановиться? - по-детски спросил я.
- Вы бы лучше спросили, почему оно вообще бьётся, - ответил профессор. - Нет, конечно, любой из моих студентов вам это в два счёта объяснит. Но лично я этого не знаю. Теоретически, если хорошо задуматься, оно биться не должно. То, что наше сердце работает - это самая большая загадка природы. И, думаю, без Б-га объяснения этому нет.

Второй случай произошёл в санатории Союза писателей, куда я уговорил поехать со мной отдыхать Льва Давидовича Ландау, с которым близко дружил. На пляже в один из дней мы оказались рядом с «братьями Тур» - были когда-то такие драмоделы. На самом деле братьями они не были, настоящая фамилия одного была Тубельский, а другого - Рыжея. Лёжа на топчанах, они громко рассуждали, как смешно в наши дни верить в бога и что хорошо написать пьесу, которая клеймила бы тех, кто в это ещё верит.
- Простите, - приподнялся со своего места Ландау. - А вы что, не верите в Б-га?!
– Смешные вопросы задаете! – рассмеялся Тубельский. – Как может образованный человек в наши дни верить в бога?!

После этих слов Ландау вдруг резко поднялся, бросил мне “Пошли отсюда!” – и зашагал с пляжа. Мне не оставалось ничего другого, как последовать за ним. Он был явно зол.
– Лёва, в чём дело? – спросил я на ходу. – Что тебя так распалило?
– Терпеть не могу человеческого невежества, да ещё с таким апломбом! – ответил он. – Люди сами не знают, что мелют!
– А ты что же, веришь в Б-га?!
– Ну, в бога, который сидит на облаке и следит за каждым из нас, я, само собой, не верю. Но вот в Б-га как Творца Вселенной верю однозначно! Физик не может в него не верить!
Я мгновенно вспомнил разговор на ту же тему с Карлом и подумал: если такие люди в Него верят, то кто я такой, чтобы отрицать Его существование?! И потом не раз убеждался: надо верить!»

Со времени того нашего разговора с Анатолием Георгиевичем прошло лет 15, но я помню его почти дословно – уж очень сочно он умел и, надеюсь, всё ещё умеет рассказывать. Привести же его сегодня я решил, потому что надоело читать в интернете, как некоторые «афтары» с омерзительным апломбом клеймят «религиозное мракобесие», «религиозных фанатиков» и так далее. А заодно повторяют за братьями Тур их благоглупость, что современный образованный человек не может верить в бога, так как «наука давно доказала», «человечество идёт вперёд», «образование и религия несовместимы» и всё такое прочее.

Лично я пришёл к убеждению – не к вере, а именно к убеждению, – что Б-г существует ещё в годы учебы в физматшколе, где все мои одноклассники мнили себя либо будущими новыми Эйнштейнами, либо, на худой конец, Фарадеями. Помню, фраза Ньютона – кстати, считавшего себя в первую очередь не физиком, а теологом, – что сама царящая во Вселенной гармония является лучшим доказательством существования Творца, поразила меня и врезалась в память на всю жизнь. И уже потом, студентом, я оценил всю красоту и точность максимы Эйнштейна: «Наука без религии – безнравственна. Религия без науки – слепа!»

Да и потом я не раз встречал весьма известных в своих кругах физиков, математиков, химиков, да и биологов, прекрасно совмещающих свои научные взгляды с глубокой верой во Всевышнего. И это кстати, в отличие от многих гуманитариев, среди которых мне чаще попадались антиклерикалы. Да и сейчас в Израиле на уроки Торы и молитвы в синагоги приходит всё больше тех, кого принято называть «представителями русскоязычной научной интеллигенции».

Началось обращение израильской русскоязычной интеллигенции к религии, надо заметить, не вчера и не сегодня. Ещё в 2005 году я попросил 20 известных русскоязычных жителей Израиля ответить на вопрос, верят ли они в Б-га. Среди опрашиваемых были, помнится, профессор физики Михаил Зениград, геофизик Лев Эпельбаум, математик Арье Мишне и многие другие. Почти все они заявили, что в той или иной степени верят в Б-га. Многие из них утверждали, что достижения современной науки и, особенно, последние прорывы в области компьютерных технологий не только не опровергают «гипотезу о существовании Б-га», но и, напротив, всё больше и больше её подтверждают. Возможно, именно появление таких технологий как раз и приближает нас к постижению Его сущности.

Помнится, героем одного из моих первых интервью в Израиле, сделанных вскоре после приезда в 1991 году, стал главный раввин Холона Мордехай Нахимовский. На вопрос, не пугает ли его и других религиозных такое количество свалившихся на Израиль неверующих евреев, он ответил: «А кто сказал, что вы – неверующие?! На протяжении десятилетий вы ничего не знали об иудаизме и о своём еврействе. У вас просто не было выбора между верой и неверием, и вот сейчас этот выбор появляется. Вы – “замороженное мясо”. Давайте подождём и увидим, что будет, когда оно “разморозится”. Пока рано о чём-то говорить, но, уверен, результат поразит многих». Кстати, я думаю, что «разморозка» ещё не закончилась. Но она, безусловно, идёт. И похоже, рав Нахимовский может оказаться прав.

© Пётр Люкимсон, jewish✡ru, 11.11.2016
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Возраст мира по Торе и науке

Сообщение FontCity » 19 сен 2017, 10:33

Есть ли противоречия между Торой и наукой в вопросе о возрасте мира?

Вопрос:

По Торе, мир был создан примерно 6000 лет назад, а наука утверждает, что Земля существует миллиарды лет. Как это сопоставить?

Ответ раввина:

Когда возникают подобные вопросы, человеку, прежде всего, важно найти ответ на один существенный вопрос – истинность Торы. Человеку, убеждённому в неоспоримой истинности Торы, никакие противоречия между Торой и наукой не могут помешать. Он убеждён, что сказанное в Торе – это свидетельство Творца. А кто может знать о создании мира лучше, чем сам Творец?!!! И каждый раз, когда у него возникнет какой-либо вопрос о видимом противоречии между Торой и наукой, это будет для него вопрос на науку, а не на Тору.

Чтобы лучше объяснить свои слова, приведу следующий пример. Несомненно, Вам известно о группе так называемы «учёных», отрицающих Катастрофу. Такие «учёные» провозглашают, что Катастрофы вовсе не было. Всё это, по их утверждениям, – выдумки коварных сионистов. Однако никакие «доказательства» не в силах посеять какое-либо сомнение в моём сердце и сердцах других евреев. О Катастрофе я слышал бесчисленное количество раз от различных людей, живших во время Катастрофы, людей, которые видели зверства нацистов своими глазами, которые «прочувствовали» их издевательства на своём теле. Всё это создает перед моими глазами настолько живую картину, как будто я видел Катастрофу собственными глазами. Поэтому, какими бы «вескими» не были «доказательства» отрицающих Катастрофу, они ни в коей мере не могут не только опровергнуть, но и подвергнуть какому-то сомнению, то, что я видел своими глазами.

Написано в Торе (Дварим, 4, 9): «Только очень береги себя и свою душу, чтобы не забыть то, что видел ты своими глазами».

Изображение

Рамбан объясняет: этими словами Тора предостерегает, чтобы мы не забыли о получении Торы от Всевышнего на горе Синай – событие, при котором присутствовали все евреи. Из объяснения Рамбана мы учим, что дарование Торы на горе Синай мы должны представлять так, как будто видели его своими глазами. Как и каким же образом мы должны представлять себе это? Этот вопрос подробно разбирается в книге рава Нойгершла «Путешествие на вершину Синайской горы». Советую её прочитать.

Поскольку в человеческих возможностях представить себе картину дарования Торы в абсолютно достоверной форме, он обязан сделать это. И когда человек поднимется до уровня, когда он реально представляет событие дарования Торы, никакие «противоречия» между Торой и наукой, как я уже сказал выше, не смогут помешать ему.

Теперь конкретно о Вашем вопросе. Можно ответить на него двумя путями.

Первый путь:

Сказали наши мудрецы (трактат Рош аШана, 11 а): «Всё, что создано во время создания мира, создано в соответствующем ему возрасте». Например, Адам не был создан младенцем. Если бы мы смогли сделать ему медицинские анализы в момент его создания, они показали бы, что его возраст соответствует примерно 30 годам. Так же, если бы мы смогли подсчитать годовые кольца на стволах деревьев в момент их создания, то убедились бы, что некоторые из них уже достигли возраста нескольких сотен лет. Научная проверка, основывающаяся на анализе различные материи, показала бы, что мир к моменту создания уже насчитывал миллиарды лет.

Изображение

Второй путь:

Все подсчёты основаны на скорости прохождения определённых процессов. Ученые производят подсчёты, пользуясь разными методиками, предполагая, что в то время процессы происходили с той же скоростью, что и сейчас. Таким образом определяется возраст различных объектов. Однако нет никаких оснований считать, что процессы, которые мы наблюдаем сейчас, точно так же происходили всегда. Наоборот, наблюдая за развитием животных и человека, мы видим, что вначале их развитие происходит быстро, а затем скорость его замедляется. Также мы видим, что в первый день Творения с Адамом и Хавой произошло такое количество событий, которых другому человеку хватило бы на целую жизнь.

© рав Реувен Куклин. Имрей Ноам


P.S.

Теория о том, что Бог создал Вселенную старой, существует давно. Но вряд ли её когда-нибудь удастся доказать или опровергнуть. Это скорее вопрос веры. Вернее, попытка прогнуть свою веру под пропаганду атеистов.

Не представляю себе, на чём основано предположение, что Адаму и Еве на момент Творения было по 30 лет. Кроме того, этим предположением автор противоречит другому своему утверждению. Если мы достоверно не знаем, с какой скоростью протекают процессы, как мы можем утверждать, что 6000 лет назад люди взрослели с такой же скоростью, что и сейчас?

Кроме того, автор умалчивает здесь о принципиальном разногласии Библии и науки. Учёные считают, что возраст первобытных людей был небольшим. 30 лет, о которых упомянул автор, с точки зрения научных догм, для того времени - предельный возраст. Тора же говорит о том, что Адам прожил ещё 930 лет с того момента. Отвлечёмся от цифр, рассмотрим только принципиальные положения. Библия говорит о том, что срок жизни у людей постоянно сокращался. Наука утверждает обратное: продолжительность жизни людей растёт.

Из некоторых положений Торы можно сделать вывод о том, до Потопа на Земле не было дождей. Не было и смен времён года. На Земле не было высоких гор и глубоких морей. Земля была окружена воздушной оболочкой (которая, собственно, и обрушилась на Землю первым дождём, образовав всемирный Потоп). В Торе есть ещё множество подсказок о первоначальном устройстве Земли. Построив из них "научную" модель, мы придём к выводу, что до Потопа на Земле не было высоких перепадов температур. Например, водяная оболочка рассеивала бы свет равномерно по всей территории планеты. Равномерный прогрев поверхности исключает пассаты. Без морей невозможны муссоны. И т.д. Климат на всей планете должен был быть примерно одинаковым. Нефть, которую сейчас находят в Арктике, залежи угля в Антарктиде и другие данные подтверждают эту гипотезу: буйная растительность когда-то покрывала всю территорию Земли. В этих условиях у растений не должны были образовываться годовые кольца. Я где-то видел сообщения о том, что среди прочих ископаемых были обнаружены такие деревья. Их считают доказательством другого устройства допотопного мира, соответствующего описаниям Торы. Да и зачем Богу создавать деревья с годовыми кольцами? Во имя будущего согласования Торы с наукой? Уважаемый автор! Вы сами действительно верите Торе?

Ну и наконец. Когда-то учёные считали, что Вселенная существовала всегда. Потом придумали теорию Большого Взрыва. Что, собственно, практически совпадает с Творением. Потом учёные пришли к выводу, что у Вселенной будет и конец. На этот счёт есть несколько теорий: предельное расширение, тепловая смерть и другие. Что, собственно, практически совпадает с библейским концом света.

Подождите немного! Не пытайтесь трактовать положения Торы в сторону идей современной науки. Завтра наука сама подгонит все свои теории под Тору.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
Neverlon
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 30 сен 2018, 01:16
Откуда: Russia
Контактная информация:

Наука и религия

Сообщение Neverlon » 15 окт 2018, 00:51

кто открывает и закрывает окна? а так то да я согласен...все вокруг альтруисты а я один эгоист...класс.

оседлал чувак лошадку...по кличке лохотрон.

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Наука и церковь

Сообщение FontCity » 20 ноя 2020, 17:01

Академик Борис Раушенбах:
“Когда говорят “иже еси на Небесех”, это совсем не означает,
что Бог находится в 126 км от поверхности Земли…”


Представляем вашему вниманию фрагмент беседы с Борисом Викторовичем Раушенбахом - советским и российским физиком-механиком, одним из основоположников советской космонавтики. Раушенбах – герой Социалистического Труда и лауреат Ленинской премии.

– Борис Викторович, вот вы – математик, всю жизнь отдали космосу и ходите в церковь. Одно не мешает другому?

– С чего бы вдруг? Это в советских книгах писали, что “наши космонавты туда летали и никакого Бога не видели”. Сама постановка вопроса показывает какую-то прямо-таки дубовую неграмотность наших писателей-атеистов. Вот Ньютон был верующим человеком, но обрати внимание, построив модель Солнечной системы, он не поместил в нее Бога.
Бог пребывает в неком мистическом пространстве, и это прекрасно понимал Ньютон. Поэтому космонавты Его не встречали, но они и не должны были Его встречать. Когда говорят “иже еси на Небесех”, это совсем не означает, что Бог находится в 126 км от поверхности Земли… Кстати, Ньютон – родоначальник нашей науки. А ведь он был крупным богословом своего времени. И богословских трудов у него столько же, сколько научных… Возьмем XX век. Планк. Отец современной физики, ввел квант – и тоже верующий! Как же можно говорить, что наука и вера несовместимы?

– Но разве Церковь не преследовала ученых?

– Нет.

– А Коперник?

– Эта легенда – просто бред. Если хочешь знать, Коперник занимал высокое положение в церковной иерархии: он был каноником, проще говоря – заместителем епископа. Его учение действительно подвергалось жестким атакам, и он был высмеян и объявлен неучем, но не Церковью, а… гуманистами, которых теперь все считают светочами прогресса. В Европе даже шла комедия, автор которой был гуманистом и где главным персонажем был выставлен дурак, утверждавший, что Земля вращается вокруг солнца.

– Значит, гуманисты преследовали Коперника за то, что он – верующий?

– Нет, его преследовали за “антинаучность”. Понимаешь, в те времена астрономия имела большое значение, ею пользовались сотни и тысячи астрологов. Составляя гороскопы, надо было вычислять положение планет на различные даты, и эти вычисления показали, что гелиоцентрическая схема Коперника хуже согласуется с наблюдениями, чем геоцентрическая схема Птолемея. И гуманисты, считая, что “практика – критерий истины”, объявили учение Коперника вздором.

– Но я читал, что поздний выход книги, совпавший со смертью Коперника, спас его от костра…

– Глупейшее утверждение! Да, Коперник опубликовал свой труд очень поздно. Просто он тяжело переживал свою неудачу и не знал, как поправить дело, надеялся со временем улучшить свою схему и уменьшить свойственные ей ошибки. Но он совсем не испытывал страха быть подвергнутым церковному осуждению.

– А Галилей? Разве Церковь его не судила?

– Сейчас все забыли, что Галилей был близким другом Папы и жил при папском дворе. Они подружились, еще когда Папа был кардиналом. Все работы Коперника оплачивал Папа Римский, соответственно, и все труды Галилея несли печать папского одобрения. В то время протестанты обвиняли Папу во всех мыслимых грехах, в том числе что он – враг науки. И совсем заклевали понтифика. Неопровержимым доказательством их тезиса была книга Галилея, в которой, как бы с одобрения Папы, защищалось “антинаучное” гелиоцентрическое учение Коперника. Ведь оно давно было осуждено, как сейчас бы сказали, прогрессивной общественностью! Папа должен был показать, что он не ретроград и не враг науки. Что он и сделал. Руководству католической церкви пришлось показать, что оно тоже считается с мнением университетских ученых и осуждает “лженаучную” гелиоцентрическую систему. И даже знаменитое отречение Галилея (и его легендарное “А все-таки она вертится!”) не было инициативой Папы. Тот провел этот акт формально, скрепя сердце, под давлением протестантов. И никаким костром никто Галилею не угрожал. По большому счету Церкви было все равно, кто прав – Коперник или Птолемей.

– Почему?

– Да потому что это вне ее компетенции! Церковь всегда занималась своим делом, а наука – своим. Дело Церкви – спасение душ, а не изучение что вокруг чего вертится. Наши атеисты писали, что “в конце концов Церковь была вынуждена признать правильность схемы Коперника”. Ничего подобного! Это ученые были вынуждены признать, а Церковь всегда плевала на это. В чем ошибался Коперник? Он думал, что планеты движутся по кругам. Кеплер показал, что они движутся по эллипсам, дал соответствующие расчеты, и тут же все астрологи перешли на его сторону. Гелиоцентрическая система оказалась все-таки точнее геоцентрической, и ее сразу признали во всех университетах! И не было никакой идеологической борьбы, никаких криков, никакого размахивания руками… Понимаешь, у Церкви всегда хватало своих забот, и в вопросах науки она принимала точку зрения большинства университетских ученых. И это было совершенно правильно.

– Но разве Церковь не осуждала людей за их взгляды? Того же Толстого ведь предали анафеме?

– Да, но это не значит, что его прокляли. Церковь никого не проклинает, просто она публично объявляет, что такой-то больше не член Церкви, не прихожанин. Толстой был гением, но человеком вздорным, придумал свою религию, положил начало “толстовству”, учению о непротивлении злу насилием… Он сам себя отлучил, и Церкви ничего не оставалось, как утвердить это отлучение.

– Сейчас много говорят о религиозном фанатизме. Часто вспоминают крестовые походы…

– Понимаешь, в истории религиозный компонент часто играл роль прикрытия. Те же крестовые походы были походами экономическими, хотя формально велись ради освобождения Гроба Господня.

– Борис Викторович, а как возник атеизм?

– Трудно сказать… Мне кажется, оппозиция между наукой и религией возникла в XVIII веке во Франции. Французские энциклопедисты, выступая против королевской власти, естественно, выступали и против Церкви, которая стояла за короля. Именно энциклопедисты породили агрессивный атеизм. Его приняли на вооружение в советской России, и отсюда наше нынешнее невежество. Лично я сталкивался с этим неоднократно и в стенах Академии наук, в разговорах с коллегами-академиками. Зная, что я кое-что понимаю в богословии, они иногда обращаются… Я поражаюсь их дремучему невежеству! Просто ни-че-го не понимают!

– Вы не любите атеистов, Борис Викторович?

– А за что их любить? У меня как-то возникла идея предложить им испытание. Берутся профессиональные атеисты, выстраиваются в спортзале. Кто плюнет на два метра – кандидат философских наук по атеизму, кто на пять – доктор. Вы же ничего не делаете – только плюетесь… Атеизм ввели в Советской России, не понимая всю глупость этой затеи. Был даже закон, запрещавший Церкви помогать бедным. Такое деяние толковалось как незаконное привлечение людей в страшный церковный вертеп… Я где-то писал, что Советский Союз был единственной страной в мире, где законом запрещалось творить добро.

– Почему – “глупость этой затеи”?

– Они хотели заменить христианское мировоззрение – научным. Но ведь научного мировоззрения не бывает, это собачий бред! Наука и религия не противоречат друг другу, напротив – дополняют. Наука – царство логики, религия – вне логического понимания. И человек получает информацию по двум каналам, один – логический, другой – внелогический, и по их совокупности принимает решение. Поэтому научное мировоззрение – это обкусанное мировоззрение, а нам нужно не научное, а целостное мировоззрение… Английский писатель Честертон однажды сказал, что религиозное чувство сродни влюбленности. А любовь, как известно, не побить никакой логикой. А что делала наша атеистическая пропаганда? Пыталась логически доказать несостоятельность религии. Глупо это было. Разве влюбленного человека можно переубедить логически? Есть еще один аспект. Давай возьмем приличного, образованного атеиста. Сам того не понимая, он следует тем установлениям, которые возникли в Европе за последние две тысячи лет, то есть христианским правилам.

– Мне кажется, раз я живу в России, я не могу быть отрезан от Православной Церкви. Понимаешь, в младенчестве я не выбирал религию, какая ни есть – она моя. Сейчас я принял религию сознательно. Я перешел в Православие не только потому, что в России нет гугенотских храмов, но и потому, что считаю Православие ближе к Истине, возвещенной апостолами…

© Монастырь Крестовая пустынь, о. Димитрий, 16.01.2015
© Православие.фм, 06.02.2019
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

За очками не видно

Сообщение FontCity » 25 май 2021, 09:12

ИНФОРМАЦИЯ И ИНОПЛАНЕТЯНЕ

Испанская пословица гласит: сон разума порождает чудовищ. Одной из химер, порожденных неприятием рациональных свидетельств Божьего замысла в мироздании, явилась вера в существование инопланетян. Тысячи долларов налогоплательщиков тратятся ежегодно на программу SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence, поиск внеземного разума). Как остроумно заметил оксфордский профессор математики и апологет христианства Джон Леннокс (род. 1943), «Если внеземной разум существует, главное доказательство его разумности в том, что он не связывается с нами».

Хотя идея существования внеземного разума является чистым суеверием (верой, лишенной основания), вся земля окутана сетью радиотелескопов программы SETI. Двадцать четыре часа в сутки они регистрируют множество приходящих из космоса сигналов (Земля просто купается в омывающих ее космических радиоволнах!), но ни одного сигнала из разумного источника получено так и не было.
Почему исследователи уверены, что регистрируемые ими сигналы не идут из разумного источника? Ответ очевиден: ни один из них не несет информации, поскольку не содержит какого-либо кода! Ученые признают: наличие кода было бы первым и главным признаком существования разумного источника.

Но при этом, говоря об информации, записанной именно посредством кода на молекуле ДНК, они утверждают, что это – результат слепой случайности. Прав был апостол Павел, писавший о тех, кто променяли правду Божью на ложь и поклоняются и служат творению вместо Творца, что они «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Римлянам 1:21-22).

© Sergei Golovin · 11 мая, 14:39
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Религия и наука»