Дело законничества

Что значит «Закон Божий»? Чем отличаются Закон Моисея и Закон Христов?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Дело законничества

Сообщение FontCity » 04 апр 2011, 20:50

Дело законничества

В современном русском языке слово «законник» означает человека, который хорошо знает законы, следит за их исполнением (юриста) или же человека, который сам строго соблюдает законы. Слово «книжник» означает любителя, знатока книг (библиофила) или работника книжной отрасли (продавца книг, библиотекаря).
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год. Статьи «Законник», «Книжник». Стр. 208, 279)

В Библии эти слова выступают если не синонимами, то очень близкими по значению словами. Действительно, Иисус одинаково нелицеприятно обличал и законников, и книжников, не делая различий (Лука 11:44-54). Согласно Матфею бурный иерусалимский диспут Иисуса с фарисеями и саддукеями закончился искушением Иисуса законником (Матфей 22:35), а по Марку - книжником (Марк 12:28). В эпизоде исцеления сухорукого Лука говорит о книжниках, которые хотели уличить Иисуса в нарушении Закона (Лука 6:7). В другом эпизоде, когда Иисус исцелил человека от водяной болезни, Иисуса пытаются подловить законники (Лука 14:3). Рассказывая об исцелении расслабленного, Лука одну и ту же группу лиц называет то «фарисеи и законоучители», то «книжники и фарисеи» (Лука 5:17-21).

Библейская симфония все эти три слова представляет синонимами, но предлагает разные смысловые оттенки:
1122 - γραμματεύς (грамматеус) - книжник (человек из группы знатоков и переписчиков В.З.); писец, секретарь;
3544 - νομικός (номикос) - сведущий в законе, законник; относящий к закону, о законе;
3547 - νομοδιδάσκαλος (номодидаскалос) - законоучитель;
Bob Jones University: «Библейская симфония». Издательство «Ed Nelson Evangelistic Association», США, 1998 год. Стр. 1497, 1520, 1548, 1564)

«Книжники - не секта и не политическая партия. Это просто знатоки Закона; их называли также "законниками" или "учителями" ("раввинами"). Они толковали Закон применительно к повседневной жизни. Хотя Иисус не заканчивал раввинской школы, ученики тоже называли Его "Учителем" ("Равви"). Многих профессиональных раввинов удивляло, как хорошо Иисус знал и понимал Закон. Позднее Павел приехал в Иерусалим для учебы у раввина Гамалиила. (Мф. 7:28-29; Лк. 2:41-47; Деян. 4:5-7, 18-21; 6:12-14; 22:3)»
«Библейская энциклопедия». Издательство «Lion Publishing», г. Оксфорд (Англия), 1989 год. Издательство «Российское библейское общество», 1995 год. ISBN 0-7459-1576-0 (англ), 5-85524-144-0 (рус.) Стр. 134)

На самом деле единственным легитимным законодателем является Господь Бог (Исход 20:1-20, 31:18, 34:1-5, Левит 18:4-5, 26:46, Исаия 33:22, 45:12, Иаков 4:12 и др.). Он установил на Земле институт законничества. Первым в истории человечества книжником и законоучителем довелось стать Моисею (Исход 4:12, 21:1, 24:12, 31:18, 32:15-16, Второзаконие 4:5, 4:14, Неемия 9:13-14 и др.). Моисей записал заповеди Божьи в книгу (Исход 24:3-4, 34:28, Второзаконие 31:24) и дал указания по правоприменительной практике. Хранение и переписывание Книги Закона было поручено левитам и старейшинам (Второзаконие 31:9, 24-26), а функции судейства и трактовки Закона в новых обстоятельствах было возложено на священников, левитов и специально назначенных судей (Второзаконие 17:8-11, Малахия 2:7, Иезекииль 44:23-24 и др.).

Царь при вступлении на престол должен был сделать себе копию Книги Закона, изучить её и держать в качестве настольного справочника (Второзаконие 17:18-20). Было предписано каждые семь лет зачитывать Закон вслух перед специально собранным для этого народом. И мужчины, и женщины, и дети, и даже все иностранцы, проживающие вместе с израильтянами, были обязаны заслушивать Закон, чтобы стараться «исполнять все слова закона сего» (Второзаконие 31:10-12, а также Псалом 2:10 и др.).

От Моисея эстафету книжничества принял Иисус Навин (Иисус Навин 1:1-8, 8:34-35, 23:6, 24:25-26). Царь Давид перед смертью провёл очередное исчисление левитов, из них было назначено «писцов же и судей шесть тысяч» (1-я Паралипоменон 23:4). Таким образом дело книжничества и законничества было поставлено на государственный уровень, должности писца и пророка стали почётными и уважаемыми.

Увы, со временем народ и цари Израиля отошли от Закона. Соответственно было заброшено и законничество. Возрождалось оно лишь эпизодически, при благочестивых царях и особенно ревностных пророках. Среди самых заметных законников Самуил (1-я Царств 10:25), Давид и Асаф (Неемия 12:46), Соломон (Притчи 25:1, Екклесиаст 12:9-10), Иосафат (2-я Паралипоменон 17:7-9), Езекия (4-я Царств 18:6, 2-я Паралипоменон 31:4, Притчи 25:1), Иосия (4-я Царств 23:2-3, 23:21-25, 2-я Паралипоменон 34:29-31), Ездра, «книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев» (Ездра 7:6, 7:10, Неемия 8:1-8, 8:13, 8:18, 9:3, 13:1), Неемия (Неемия 13:1-31). Безусловно, законниками можно считать всех ветхозаветных пророков. Пропаганду иудейского Закона проводили даже некоторые халдейские и персидские цари: Навуходоносор (Даниил 3:95-100, 4:31-34), Дарий (Даниил 6:26), Кир (Исаия 44:28-45:5, 2-я Паралипоменон 36:22-23, Ездра 1:1-4), Артаксеркс (Ездра 7:11-26).

Существовали школы пророков. Потрясающее знание Закона Иисусом удивило иудеев (Иоанн 7:15, Лука 2:47, Матфей 13:54-55, Марк 6:2-3), скорее всего, потому, что Он не учился в подобном заведении. Законоучителями всегда выступали родители для своих детей (Второзаконие 8:5, Притчи 4:1-4, Даниил 13:3, Деяния 22:3, Ефесянам 6:4 и др.). Впрочем, все иудеи учили друг друга (Притчи 9:9, Песнь 8:2, Иеремия 31:34, Матфей 5:19 и др.).

Вот что пишет о законниках Архимандрит Никифор (Алексей Михайлович Бажанов, 1832-1895):
«Законникъ (Мѳ. XXII, 35, Лк. VII, 30). Законоучители (Лк V, 17) составляли классъ лицъ, посвятившихъ себя изученiю и истолкованiю Iудейскаго закона. На нихъ же, по-видимому, лежала обязанность переписывать законъ и во многихъ случаяхъ решать вопросы, касающiеся закона, посему-то они назывались и книжниками (I Езд. VII, 6-11). Многiе изъ законниковъ состояли членами Синедрiона. Ихъ влiянiе на народъ было очень велико, и они часто упоминаются подъ названиемъ книжниковъ вмѣстѣ съ первосвященниками и старѣйшинами народа Iудейскаго. Изъ сихъ Iудейскихъ ученыхъ были люди, конечно, достойные всякаго уваженiя, какъ например Ездра - книжникъ, Гамалiилъ - законоучитель или Никодимъ - учитель Израилевъ, но большинство ихъ было привязано къ однимъ преданiямъ, не понимало духа закона и ложно толковало его, были слѣпыми вождями народа, и потому-то Господь Спаситель такъ часто и такъ сильно обличалъ ихъ (Мѳ. XXIII).»
Архимандрит Никифор: «Библейская энциклопедия». Репринтное издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 1990 год. Статья «Законникъ». Стр. 265-266)

Другой православный богослов о. Александр Мень (Александр Владимирович Мень, 1935-1990) пишет о законничестве исключительно негативно:
«В нем форма превалировала над содержанием, буква над духом. Законничество прорастало незаметно и под благовидными предлогами. ... поскольку Закон во многом стал уже архаичным, его начали истолковывать применительно к новым условиям, что привело к возникновению "устной Торы", которая культивировалась книжниками и раввинами. По самой своей природе подобные системы отличаются крайним консерватизмом и воспринимаются как самодовлеющее целое. Законничество неизбежно вело к сложной уставной казуистике, создавая при этом иллюзию возможности "заслужить" милость Божью.»
о. Александр Мень: «Библиологический словарь». Издательство «Фонд им. Александра Меня», Москва, 2002 год. Статья «Закон и законничество». Электронная версия)

К новозаветному времени ревнители Закона оформились в очень влиятельную группу - фарисеи. В религиозной литературе эту группу часто называют иудейской сектой или политической партией. Кредо фарисейства - строгое буквальное исполнение Закона, а также «преданий старцев» - Устной Торы, ставшей в последствии основой для Мишны и Талмудов. Фарисеи требовали не простого соблюдения Закона, а по специальным правилам и процедурам. Важную часть их предписаний составляли правила ритуальной чистоты: освящение людей и предметов, отделение освящённого от повседневного. В том числе фарисеи выделяли самих себя как особо призванных, заслуживающих наибольшего уважения и любви окружающих. Слово «фарисей» происходит от ивритского «פְּרוּשִׁים» (прушим) - «отделившиеся, обособившиеся».

«Слово "фарисей" я перевожу "православный" на том основании, что по всем исследованиям оно значит совершенно то же самое, что значит у нас православный ... т.е. тот, который отделяет себя от толпы неверных и считает себя правым, т.е. православным.»
Л.Н. Толстой: «Соединение и перевод четырёх Евангелий», 1902 г.)

Очень хорошо характеризует фарисеев эпизод искушения Христа. На вопрос Иисуса, как он понимает Закон, фарисей ответил: «возлюби Господа Бога твоего ... и ближнего твоего, как самого себя» (Лука 10:27). И тут же, «желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лука 10:29). Очевидно, фарисей ожидал от Иисуса подтверждения права фарисеев считаться главными «ближними» для человека.

Тексты Нового Завета изобилуют эпизодами, в которых Иисус критикует законников и книжников (Матфей 15:1-9, 23:13-33, Марк 12:38-40, Лука 7:30-32, 11:42-12:1 и мн. др.). Основные пункты обвинения - это формализм и лицемерие. Процедурные предписания фарисеев во многих случаях легко обходились. Например, для превышения субботнего пути можно было навьючить осла мехами с водой и путешествовать «по воде». На субботний год можно было сдать поле в аренду язычнику. Вместо содержания престарелых родителей можно было пожертвовать значительно меньшую сумму на Храм (Матфей 15:5-6, Марк 7:11-12). И т.д. Такое отношение к Закону Иисус считал неприемлемым.

Шквал критики, который Иисус обрушил на фарисеев, вызвал встречную бурю негодования. «некоторые из книжников» сочли Иисуса богохульником (Матфей 9:3, Марк 2:6, 3:22, Лука 5:17-21). Законники и книжники решили избавиться от Него (Матфей 21:15, 26:3-4, 26:59, Марк 11:18, 14:1, Лука 19:47-48, 20:19, 22:2), многократно искушали Иисуса (Матфей 12:38, 22:35, Марк 11:27-28, Лука 10:25, 11:53-54, 20:1-2, Иоанн 8:3-6), использовали каждую возможность уличить Его в нарушении Закона (Матфей 15:1-2, Марк 2:16, 7:1-5, Лука 5:30, 6:7). В конце концов они вместе с первосвященниками и старейшинами по сфабрикованным обвинениям предали Иисуса на суд Понтию Пилату (Матфей 20:18, 27:2, Марк 10:33, 15:1, Лука 22:66-23:1). Они издевались над Иисусом, даже когда Он был распят на кресте (Матфей 27:41-43, Марк 15:31-32).

В то же время в Евангелиях упоминаются книжники, сомневавшиеся в истинности фарисейского подхода, искренне интересовавшиеся учением Христа (Марк 9:14-19), говорившие Ему слова одобрения, уважительно называвшие Его Учителем (Марк 12:32, Лука 20:39). Иисус говорил о праведности книжников (Матфей 5:20). Одному книжнику Иисус, «видя, что он разумно отвечал, сказал: ... недалеко ты от Царствия Божия» (Марк 12:34). Другой книжник после случая массовых исцелений выразил свою готовность пойти за Иисусом (Матфей 8:13-19). В Деяниях описан случай, когда книжники оправдали Павла на заседании синедриона, несмотря даже на оскорбление Павлом первосвященника (Деяния 23:9). В послании Титу Апостол Павел просит своего сподвижника проявить максимум заботы о законнике Зине (Титу 3:13).

Когда Пётр и Иоанн исцелили хромого и попали за это на суд синедриона, священников и старейшин больше всего удивило то, «что они люди некнижные» (Деяния 3:1-4:18). Да и мудрость Иисуса из-за непринадлежности Его к фарисеям была нивелирована (Матфей 13:54-55, Марк 6:2-3). Такие познания ожидались только от наученных в Законе фарисеев. Законники и книжники были очень уважаемыми людьми, например, Никодим (Иоанн 3:9-10), Гамалиил (Деяния 5:34), Апостол Павел (Деяния 22:3) и другие. Это и неудивительно, так как их давал народу сам Господь: «Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников» (Матфей 23:34). Более того, Иисус требовал от своих учеников: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Матфей 23:3), «если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Матфей 5:20). Ценнее же всего для народа «книжник, наученный Царству Небесному» (Матфей 13:52). Таких людей Христос сравнивает с обладателями сокровищ, щедро делящимися ими с народом.

Вот так вкратце можно охарактеризовать дело законничества. Надеюсь, этот экскурс был небесполезен. С уважением, Игорь.

© Игорь Шиповский, июль 2010
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Дефиниции

Сообщение Holy Scripture » 03 окт 2013, 10:57

Законничество - это запрещение того, что Бог НЕ запрещает.
Беззаконие - это разрешение того, что запрещает Бог.

© Игорь Цыба, Facebook, 3 октября 2013 г. в 11:35

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

О дефинициях

Сообщение FontCity » 03 окт 2013, 11:09

Категорически не согласен! Нельзя менять суть дефиниций. Без категорийного аппарата философию выстроить невозможно.
Я понимаю, что сегодня в термин "законничество" очень часто вкладывают негативный смысл. Но это не имеет отношения к библейскому понятию "законничество". Ибо этот институт был установлен Самим Богом. Считая законничество отрицательным, мы должны будем негативно отнестись к первому законнику Моисею, к книжнику Ездре, к Неемии, ко всем благочестивым царям - в общем, совершенно не к тем людям, которых по Библии надо ненавидеть.
Для обозначения излишней обрядовости и запрещений всерх того, что предписано Торой, надо использовать какой-либо другой термин. Например, "фарисейство".

© Игорь Шиповский, Facebook, 3 октября 2013 г. в 14:00
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Отношение к закону

Сообщение FontCity » 06 фев 2022, 10:32

БЕССИЛИЕ ЗАКОНА

Насколько благими ни были бы законы, они никогда не станут преградой для зла в сердцах людей. Какие надежды ни возлагали бы мы на очередные всенародные выборы, они не изменят характер самого народа. Можно лишь догадываться, каковы бы были результаты референдума по установлению верховенства права, если бы удалось организовать таковой в Содоме и Гоморре! Наивно считать, что хорошее законодательство и социальные реформы могут изменить общество, если при этом люди, его составляющие останутся такими же, как и раньше. Изменения сердец – не результат, а причина пробуждения в обществе.
Израиль имел наилучший Закон из всех народов. Но это не мешало ему постоянно уклоняться от Господа. Только Божья благодать, даруемая через веру во Христа Иисуса, позволяет обществу приносить плод, достойный его подлинного предназначения. Апостол пишет: «Ибо благодатью вы спасены через веру и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:8-10). В этом – исполнение древнего пророчества: «вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иеремия 31:33, ср. Евреям 8:10).
Тем не менее, справедливые законы способствуют формированию морального сознания общества. Мудрость, накапливаемая поколениями, свидетельствует: «праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов» (Притчи 14:34). Мысль эта пронизывает все Писание:
«Среди многих моих скорбей Твое утешение радует душу мою. Станет ли близ Тебя престол губителей, издающий несправедливые законы?» (Псалтирь 93:19,20, МБО).
«Не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию» (Псалтирь 124:3).
«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения» (Исаия 10:1).
Закон Моисеев, будучи основан на принципе справедливости, не только служил свидетельством близости Господа к Своему народу (Второзаконие 4:7-8), но и выполнял роль детоводителя ко Христу (Галатам 3:24).
Никакие справедливые законы и добродетельные власти не в силах изменить сердца людей. Писание предупреждает: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Псалтирь 145:3). Но Господь через пророка дает обетование: «Я дам вам новое сердце и вложу в вас новый дух. Я заберу у вас сердце из камня и дам вам сердце из плоти» (Иезекииль 36:26).

© Sergei Golovin · 6 января
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Закон»