Был ли Иисус исторической личностью?

Кто Он - великий пророк или Бог во плоти? Сын человеческий или одна из личностей Троицы?
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Русский Христос

Сообщение FontCity » 09 ноя 2014, 13:23

Изображение
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Воскрес или нет?

Сообщение FontCity » 02 май 2017, 12:26

НЕОПРОВЕРЖИМЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА


В основе христианства лежит вера в то, что Сын Божий принял человеческий облик, умер за наши грехи, а затем воскрес из мертвых, чтобы дать нам жизнь вечную. Если же Иисус Христос не вернулся к жизни, то это опровергает Его заявления, что Он вечный Сын Божий, наш Спаситель и Мессия. Итак, всё христианство зиждется на воскресении. И, есть масса улик, которые его доказывают.



Чтобы поверить в события первой Пасхи, нужно поверить в то, что Иисус действительно жил и что Новому Завету можно доверять.

Вот, что об этом говорит автор книги «Вопросы к Библии» библеист Джонатан Морроу: «Источников об Иисусе из Назарета гораздо больше, чем источников о многих исторических деятелях первого века. Таких источников по крайней мере восемнадцать. Двенадцать из них - нехристианские».

Что касается Нового Завета…

«Эти книги являются самыми достоверными памятниками древней литературы, которыми мы обладаем», — утверждает Даррелл Бок автор книги «Истина важна».

Даррелл Бок из Техасской духовной семинарии говорит, что Библия имеет гораздо больше сохранившихся с древности страниц, чем любая другая античная книга: «Случай исключительный: она имеет более 5800 греческих рукописей и более 8000 латинских, тогда как большинство книг древнего мира, с которыми мы работаем, имеют в лучшем случае с десяток манускриптов».

Для некоторых людей самым большим препятствием к вере является вера в то, что Иисус Христос действительно воскрес из мертвых. Но Морроу говорит, что на этом всё и строится.

«Павел высказал этот аргумент в Первом послании к коринфянам, в 15-ой главе: «Можете сами проверить, но если воскресения не было, то христианство ложно. Верите вы в него искренне или нет, но если воскресения не было, значит, христианство ложно. Выберите какую-то другую религию», — говорит он.

По словам христианских экспертов, чтобы опровергнуть воскресение, потребуется придумать некую теорию, которая в первую очередь должна была бы убедительно объяснить три исторических факта:
— через три дня после того, как в гробницу положили тело Иисуса, ее нашли пустой;
— Христос являлся сотням людей во многих местах в течение почти семи недель после распятия;
— а также случилось нечто грандиозное, что превратило робких и трусливых учеников в смелых верующих, провозглашающих воскресшего Мессию, ради Которого они были готовы идти на пытки и умереть.

Некоторые оппоненты полагают, что все апостолы лгали, и это была огромная теория заговора, чтобы превратить негатив смерти Иисуса в позитив воскресшего Господа.
Но апологеты, такие как Даррелл Бок здесь, в Далласе, указывают, что если внимательно всё изучить, то на самом деле легче поверить в воскресение, чем в его альтернативы.

Некоторые полагают, что женщины, которые первыми нашли пустую гробницу, могли просто ошибиться гробницей. Но, конечно же, иудейские лидеры, которые приставили к месту погребения Иисуса римских стражей, а также Иосиф Аримафейский, владелец гробницы, где был положен Иисус, быстро бы исправили ту ошибку.

«Если бы вы стали проповедовать Иисуса, физически воскресшего из мертвых, в то время как люди бы знали, где Он погребён и где найти Его кости, вы бы недалеко ушли с такой проповедью», — утверждает Даррелл Бок.

Ведущий библейский апологет Джош Макдауэлл говорит, что ученики знали следующее: «Если бы воскресение было ложью, то где именно во всем мире было бы труднее всего убедить кого-либо в его истинности? В Иерусалиме, где за 15 минут каждый мог бы вас провести к пустой гробнице. И они бы сказали: «Ты же сам там был и всё видел», — говорит автор книги «Неоспоримые свидетельства»

В 28-ой главе Матфея указывается, что иудейские лидеры подкупили стражников гробницы, чтобы те сказали, что они заснули, а ученики выкрали тело Иисуса. Но если бы они спали, как бы они узнали, что это были ученики? И если ученики выдумали воскресение Иисуса, стали бы они жить и умирать ради Него и собственного вымысла?

«И если бы они это знали, то пришлось бы сказать, что это были люди, которые не только умерли за ложь, но и знали, что это ложь. Попробуйте найти в истории еще подобные примеры. Таких нет», — продолжает Джош Макдауэлл.

«Вы бы не стали умирать ради собственной выдумки. Вы бы сдались. Но этого не произошло», — говорит Даррелл Бок.

По мнению этих и других экспертов, потребовалось нечто совершенно радикальное, такое как воскресение Иисуса, чтобы полностью преобразить трусливого Петра, который так испугался перед распятием, что даже поклялся, что не знает Иисуса.

«И затем вы видите радикально преобразившегося Петра, который из труса превратился в смелого оратора и говорит: «Послушайте, вот я стою здесь и говорю то, что истинно», — продолжает Джонатан Морроу.

Морроу указывает, что мгновенно изменился и брат Иисуса Иаков: «Иаков, брат Иисуса, не следовал за Иисусом во время Его земного служения. Он считал Его сумасшедшим».

«Иаков презирал своего брата, думал, что Тот бесчестит семью. Но затем, по словам самого Иакова, Иисус явился ему, и он стал лидером Иерусалимской церкви», — подхватывает Джош Макдауэлл.

«И после того, как Иаков стал лидером ранней церкви, его стали преследовать и в конечном итоге убили за веру», — говорит Морроу.

И, как убеждены апологеты, только воскресший Иисус, явившийся два или три года спустя, мог превратить самого активного гонителя церкви в ее главного миссионера.

«Савл Тарсянин был кем угодно, но только не учеником, который верил в Иисуса. Он ходил из одного города в другой, требуя, чтобы христиан бросали в тюрьмы и казнили. Но, по его же словам, ему явился Христос», — говорит Джош Макдауэлл.

«Как вообще можно объяснить существование такого человека, как Савл, который затем стал Павлом?» — говорит Даррелл Бок.

«Он сторожил одежду тех, кто убивал первых христиан. Он был категорически против этого движения, а затем стал христианином. Чем это объяснить?» — говорит Джонатан Морроу.

«Участник массовых убийств стал одним из величайших миссионеров. Был противником христиан, а затем сам стал христианином. В жизни Павла произошло что-то такое, чему я никогда не мог найти никакого иного разумного объяснения, кроме как «Иисус явился Павлу после воскресения», — рассказывает Джош Макдауэлл.

В первом веке евреи считали женщин гражданами второго сорта. Поэтому, если ученики решили солгать о воскресении, они сделали свою выдумку еще менее удобоваримой, поставив женщин на первый план.

«Матфей, Марк, Лука, Иоанн — все они рассказывают о первых женщинах-последователях Иисуса, нашедших Его пустую гробницу. В первом веке, когда слово «женщина» считалось чуть выше слова «раба», это нельзя было назвать удачным ходом», — рассказывает Морроу.

«Такую историю невозможно было нарочно придумать. В исследованиях историчности Иисуса используется термин «критерий смущения». Он означает, что такую историю нельзя было никак выдумать. Эта история именно такая, какая она есть, потому что в ней описаны действительно реальные события», — говорит Даррелл Бок.

Утверждение, будто ученики солгали насчет воскресения Иисуса, никак не объясняет того, что Его явление видели 500 человек. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам, 15-я глава, предлагает сомневающимся поговорить с ними.

«Вот живая история. Вот люди, которые жили там и могли перепроверить все детали, о которых сообщалось. То есть нельзя сказать, что всё это можно было выдумать, так что никто не стал бы этого оспаривать. Павел подчеркивает: есть свидетели; пойдите и расспросите их. Всё указывает на то, что это правда, а не какая-то теория заговора, авторы которой просто решили придумать собственную религию», — продолжает Морроу.

«Многие говорят: «Явления Иисуса — это галлюцинации». Ну да, у пятисот человек одновременно», — утверждает Макдауэлл.

Макдауэлл изучил природу галлюцинаций и выяснил, что они не могут вызываться внешними факторами, поэтому даже у двух людей не бывает одинаковых галлюцинаций.

«Всё это внутреннее, субъективное. Если бы у пятисот человек была одна и та же галлюцинация — это означало бы пятьсот отдельных чудес, равных самому воскресению», — рассказывает он.

Но Морроу говорит, чтобы принять воскресение, нужно всё же верить в Бога: «Если возможно хотя бы существование Бога, тогда возможны и чудеса. Когда смотришь на доказательства воскресения, понимаешь, насколько они убедительны. Поэтому оно лежит в основе христианства. Но это не слепая вера, как, например, вера в пасхального кролика или в амулет кроличья лапка. Христиане верят, что Иисус воскрес из мертвых, не потому, что так говорит Библия. Они верят в Его воскресение потому, что на это указывают наиболее древние и достоверные исторические документы. Это лучшее объяснение».

© Мировые христианские новости, 19.04.2017
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Свидетельство истории

Сообщение FontCity » 20 фев 2023, 07:57

КАМЕНЬ ИЗ НАЗАРЕТА

Жил был царь. Звали его Иродом. Но это был не тот царь Ирод, про которого вы подумали. И царя это очень удручало. Всякий раз, когда кто-либо упоминал царя Ирода, всегда в первую очередь думали не про него, а про его знаменитого деда.
Дед, действительно, был незаурядным человеком. Уже в двадцать пять лет он был назначен наместником, т.е. «исполняющим обязанности царя», а в тридцать шесть – и царем (звучит, конечно, странно, но так оно и было: царей в Римской империи именно назначали). Брак Ирода-деда с Мариамной, хасмонейской принцессой из Маккавеев, добавил к его царской должности еще и царское достоинство. А поразительная способность строить дипломатические отношения со всеми одновременно, позволили ему среди перипетий гражданской войны, сотрясавшей империю, не только не потерять власть, но и упрочить ее. К тому же, строить он умел не только отношения. От грандиозных архитектурных проектов, предпринятых царем-дедом в Иерусалиме, и вовсе захватывало дух. С неимоверным размахом он реконструировал Храм к гордости иудеев, одновременно строя театр для гладиаторских боев на радость эллинам. Для римского гарнизона он возвел грозную цитадель – крепость Антония, но и себя ублажать не забывал, обустроив собственный дворец с неимоверным роскошеством. Однако, когда в стране случился голод, царь тут же собрал все золото, имевшееся во дворце, и обменял его в Египте на хлеб, чем снискал любовь народа [1]. В общем – выдающийся был человек. Недаром его впоследствии даже звать стали не иначе как Ирод Великий.
Впрочем, и психом дед тоже был редкостным. Боязнь потерять власть доводила его до паранойи, и когда накатывал очередной приступ подозрительности, пощады не было никому. Среди множества прочих жертв казнены были и сама Мариамна, и трое ее сыновей, в том числе - Аристовул, отец героя нашего повествования – Ирода-внука по имени Агриппа.
Овдовевшая мать Агриппы Береника, племянница Ирода Великого, перевезла юношу в Рим – поближе к императорскому двору и подальше от небезопасного дедовского надзора. Она хотела, чтобы сын получил лучшее в империи образование. Наставником и покровителем Агриппы стал Друз, сын императора Тиберия. Среди однокашников были будущие императоры Клавдий и Гай Германик. Однако жизнь при дворе требовала немалых средств, и по смерти Друза Агриппа, растративший материнское состояние, возвращается в Палестину, где попадает под покровительство галилейского четвертовластника Антипы – своего дяди, сожительствующего с сестрой Агриппы Иродиадой. Но со временем отношение тех к родственнику охладело, и Агриппа снова отправился в Рим.
Там-то ему, наконец, улыбнулась удача: Гай Германик становится императором под именем Калигула и назначает Агриппу царем Итуреи и Трахонитской области – земель, ранее принадлежавших другому дяде Агриппы, четвертовластнику Филиппу (От Луки 3:1). В Палестине вновь появляется царь Ирод! Причем царь, в отличие от прославленного деда-идумея, не только по должности, но и по крови. Ведь и сам Агриппа, и его двоюродная сестра Кипра, на которой он был женат, по бабке являлись прямыми потомками великого рода Хасмонеев!
Все складывалось весьма удачно. Даже то, что карьерные успехи родного брата не обрадовали честолюбивую Иродиаду. Пока ее возлюбленный был «не хуже других», ее все устраивало. Но теперь она не хотела мириться с ситуацией. Почему это нищий внук Ирода Великого вдруг стал царем, а родной царский сын Антипа, ставший правителем по отцовскому завещанию, остается каким-то наместником, «исполняющим обязанности царя»? Она принуждает нерешительного четвертовластника отправиться в Рим выпрашивать у императора такой же царский титул и себе. Калигула же обращается за советом к школьному приятелю Агриппе, и тот по-дружески рассказывает кесарю обо всех похождениях своего бывшего покровителя [2]. В результате император отбирает у наместника земли как в Галилее, так и за Иорданом, и присоединяет все бывшие дядины территории к царству Агриппы.
К чести Ирода-младшего нужно заметить, что он унаследовал от деда талант не только к интригам, но и к делам государственным. В сороковом и сорок первом годах н.э. Римская империя дважды находилась на грани затяжных кровопролитных войн, и обе были предотвращены при его непосредственном участии. Сперва Агриппа не дал разгореться назревавшей римско-иудейской войне, отговорив Калигулу устанавливать в иерусалимском Храме собственную статую для поклонения. А когда тот был убит, Агриппа помог Риму удержаться от новой гражданской войны, организовывая переговоры сенаторов-республиканцев с преторианцами, незамедлительно провозгласившими императором Клавдия. Тот же, взойдя на трон, щедро вознаградил миротворческие усилия своего давнего приятеля – присоединил к его царству Иудею и Самарию.
В итоге все владения великого Ирода-деда, несколько десятилетий бывшие поделенными между тетрархами, снова оказались собраны воедино. Одного не доставало Ироду-внуку – народной любви. И вот, желая снискать расположение вождей народа, «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деяния 12:1-3). В итоге, невзирая на свою расточительность, на пристрастие к гладиаторским боям и языческим представлениям, и даже - на бесславную смерть, Ирод Агриппа не только добился поддержки первосвященников и книжников, но и превозносится в Талмуде как ревнитель иудаизма [3].
А смерть царя и впрямь была бесславной. Достигши величия своего именитого предка, Ирод возжелал, чтобы ему воздавались еще и божественные почести, как было принято у правителей Рима. Одно лишь не было учтено: Всевышний снисходительно относился к народам, чтущим ложных богов по неведению (Деяния 17:29-30), и даже причисляющим к таковым своих царей. Но царю Израиля, – не только знающему истинного Бога, но и призванного творить Его волю, – подобное святотатство было непозволительно. И вот, процарствовав всего три года, Агриппа «устроил игры в честь императора… На второй день игр, рано утром царь явился в театр в затканной серебром одежде… Сейчас же несколько льстецов с разных концов стали… называть его богом…» [4]. «Ирод… сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу» (Деяния 12:21-23) «Агриппа почувствовал, что во внутренностях его начинается сильнейшая боль… Тогда его поскорее перенесли во дворец… Затем, промучавшись еще пять дней страшными болями в желудке, царь умер…» [4], «быв изъеден червями» (Деяния 12:23).

В общем, история более-менее понятная, и сведения из Писания и небиблейских источников прекрасно дополняют в ней друг друга. Одно долго оставалось неясным: на каком основании Ирод казнил Иакова Зеведеева и собирался казнить Петра? Ведь, укрепляя полученную от Рима власть, царь вряд ли пошел бы на риск, нарушая римские законы в столь резонансном деле. А следование за Иисусом тогда еще государственным преступлением не считалось. «Назарейский путь» рассматривался как одно из направлений иудаизма (Деяния 24:5). Слово «церковь» оставалось синонимом «синагоги», и государственным чиновникам не следовало вмешиваться в споры о вероучениях и богослужебных обрядах (Деяния 18:15).
Ответ на этот вопрос открылся совершенно неожиданным образом в 1925 г., когда Парижская национальная библиотека приобрела частную коллекцию, включавшую мраморную плиту с высеченной на ней греческой надписью. В каталоге коллекции значилось: «Этот камень прислали из Назарета в 1878 г.». Сама же надпись гласила:
УКАЗ ЦЕЗАРЯ
Вот мое решение о могилах и гробницах – кто бы ни сделал их для религиозных обрядов родителям, или детям, или членам семьи – чтобы они оставались непотревожены вовеки. Если же кто выдвинет обвинение, что некто разрушил, или каким-либо образом извлек похороненных, или по злому умыслу перенес похороненных в иное место, совершив преступление против них, или сдвинул запечатывающий гробницу камень, против таковых я приказываю проводить судебное разбирательство точно такое же как относительно богов в человеческих религиозных обрядах, и даже более, дабы было обязательно обращаться с положенными в гробницу почтительно. Ни в коем случае не позволительно кому бы то ни было переносить [похороненных]. Если же [кто совершит такое], повелеваю подвергнуть смертной казни под званием разрушителя могил [5].
Изображение

Наиболее удивительно в данном указе то, что он не упоминает ни погребений в земле, ни урн с прахом, ни деревянных или свинцовых гробов – всего, что было свойственно греческим или римским захоронениям. Речь ведется исключительно о похороненных в каменных гробницах, т.е. – по иудейскому обряду. Это сразу же породило шквал дискуссий. Ретивые противники христианства незамедлительно провозгласили камень доказательством, что апостолы действительно похитили тело Иисуса из гробницы и уничтожили его (От Матфея 28:11-15). Рьяные защитники поспешили объявить находку подделкой, аргументируя это тем, что император не мог так быстро узнать о предполагаемом исчезновении тела Иисуса, и, тем более, – столь оперативно отреагировать. К тому же, почему этот указ был высечен в камне? Почему сохранился в единственном экземпляре? Почему находился не в каком-либо административном центре, а в крошечном провинциальном селении Назарет?
Находка была неоднократно подвергнута тщательному изучению. С одной стороны, исследования подтвердили ее подлинность, с другой – позволили довольно точно определить авторство и дату. Оказалось, что автором императорского декрета является не Тиберий, как предполагалось изначально, а Клавдий, плита же изготовлена в 41 г. н.э., т.е. в самый год его восшествия на трон и назначения Агриппы царем иудейским. Разрозненные детали сошлись в стройную картину. Похоже, инициируя гонения на апостолов, Ирод был движим не только желанием угодить иудеям. И Лука очень точен в деталях: казнь Иакова Зеведеева была пробным камнем. Лишь увидев, «что это приятно Иудеям», царь отваживается арестовать Петра (Деяния 12:3).
Агриппа не только был родным братом Иродиады, но и непосредственно в годы служения Иоанна Крестителя и Иисуса занимал в администрации Антипы руководящую должность «надзирателя рынков» недавно выстроенного на побережье Галилейского моря города Тивериада [6]. Так что он не мог не знать, кого почитают подлинным Царем Иудейским последователи «Назарейского учения». Поэтому, отправляясь из Рима в свою новую столицу, Иерусалим, он должен был заручиться серьезной юридической поддержкой.
С другой стороны, вряд ли детали еврейских погребальных обрядов сильнее всего волновали Клавдия среди проблем, доставшихся ему вместе с троном от выжившего из ума Калигулы. Так что не вызывает сомнений, что причиной появления декрета, высеченного на «Назаретском камне» был целенаправленный запрос собиравшегося в путь Агриппы. Этим же объясняется и отсутствие других экземпляров указа.
Впоследствии Клавдий, не вдаваясь в детали, «повелел всем Иудеям удалиться из Рима» (Деяния 18:2), а не особо осведомленный в нюансах вопроса римский историк Светонй сумбурно объясняет столь кардинальное решение тем, что «евреи постоянно устраивали беспорядки по наущению Хрестуса» [7]. Агриппа же, по-видимому, захватил официальный императорский ответ в свои владения, где приказал высечь его на камне и установить именно в Назарете – городе, название которого ассоциировалось со столь опасным для царя учением. Этим хотел Ирод искоренить распространение вести о Воскресении Христовом, а в результате изваял подтверждение исторической достоверности новозаветных писаний.

Такая вот история. Выводы можете делать сами.
"Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится" (Исаия 28:16).

1. Иосиф Флавий – Иудейские Древности 15, 9:2.
2. http://apolsoc.info/488-da-ne-pretkneshsya.html.
3. Ктубот 17а; Мишна Сота, гл. 7, § 8.
4. Иосиф Флавий – Иудейские Древности 19, 8:2.
5. http://creation.com/nazareth-inscription-1.
6. Иосиф Флавий – Иудейские Древности 17, 6:1-3, т.2 99-103.
7. Светоний – Жизнь Клавдия 25, 2:53.

© Sergei Golovin · 21.02.2016
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Краегуольный камень из Назарета

Сообщение FontCity » 20 фев 2023, 08:04

Назаретский указ о гробницах

Воскресение Христово – краеугольный камень христианства, основание и вершина. «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна», - сказал апостол Павел в одном из своих посланий. О том, как произошло это величайшее в истории человечества событие, Евангелие рассказывает с благоговением и трепетом. Эпизоды, повествующие о встрече апостолов с Воскресшим Господом, пронизаны радостью, которой нет равной.

Но рядом с чистым ликованием верующих сердец в Новом Завете отражена и иная реакция на Воскресение. Первосвященники, узнав о том, что случилось, подкупили стражников, стоявших у гроба Господня, чтобы те говорили повсюду, будто Тело Христа украли ученики. А через девятнадцать столетий профессор бельгийского Кентского университета Франц Кюмон обнародовал исторический документ, в котором были отражены последствия этого обмана – так называемую Назаретскую надпись.

Изображение

Комментарий эксперта:
Назаретская надпись – датированный сорок первым годом от Рождества Христова указ Римского императора Клавдия, запрещающий тревожить захоронения. На мраморной плите размером тридцать семь на шестьдесят сантиметров греческими буквами высечен следующий текст: «Угодно мне, чтобы гробницы и могилы, которые сооружены кем-либо для религиозного почитания их предков, или детей, или членов семейства, пусть остаются невредимыми навсегда. И если кто-то разрушил гробницу или любым другим способом потревожил погребенных там, либо со злым умыслом удалил их в другие места, или удалил памятник, или запечатывающие камни, в этом случае я повелеваю отдать того человека под суд. Если кто-то не подчинится, я повелеваю, чтобы он понес высшую меру наказания».

Точное время и место обнаружения мраморной доски с указом императора Клавдия неизвестно. В девятнадцатом веке артефакт принадлежал французскому коллекционеру немецкого происхождения Вильгельму Фрёнеру. После его смерти в 1925 году его коллекцию приобрела парижская Национальная библиотека. Внимание ученых сразу привлекла древняя табличка с маркировкой «Этот мрамор прислан из Назарета в 1878 году». Спустя еще пять лет ее описание появилось в научной литературе за подписью выдающегося специалиста по древним языкам бельгийского профессора Франца Кумона.
Среди ученых нашлись скептики, которые сочли Воскресение Иисуса Христа и последующее издание Назаретского указа не более, чем совпадением. Однако, большинство историков склонялись к мнению, что повеление императора Клавдия - это прямая реакция имперских властей на социальные волнения, связанные с противостоянием иудейских религиозных лидеров распространению христианства. Подобной точки зрения придерживается и наш современник, профессор американского Государственного исследовательского университета штата Нью-Йорк Клайд Биллингтон.

Комментарий эксперта:
Обращаясь к содержанию надписи, Клайд Биллингтон находит смертную казнь, назначенную императорским указом за нарушение целостности гробницы, чрезвычайно суровой мерой для римского законодательства. До издания указа Клавдия подобной суровости по отношению к нарушителям покоя мертвых не наблюдалось. Даже разрушители погребений по суду отделывались только денежной выплатой семье, которой принадлежало захоронение! Отчего же в 41 году император оказывается столь решителен и беспощаден? Исследователь объясняет это тем, что распуская слухи о похищении Тела Иисуса из гробницы, иудеи представляли Его учеников социально опасными элементами. Клавдий, будучи язычником, не мог воспринять Воскресение Христа как исключительное событие в мировой истории, он счел, что в подвластной ему стране распространяется деструктивная иудейская секта, адепты которой тревожат захоронения. И поспешил принять соответствующие меры!
Мраморная табличка из Назарета стала своеобразным зеркалом, в котором ученые увидели отражение пустующей гробницы Иисуса Христа. Величайшее чудо Воскресения Спасителя не имеет прямых научных доказательств. Но его свет на протяжении двух тысяч лет отражается в человеческих сердцах.

© Радио Вера
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Христос»