Врата ада не одолеют её?

Жертвы, молитвы, посты, церковные службы - что говорит Священное Писание?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Врата ада не одолеют её?

Сообщение FontCity » 05 дек 2016, 10:07

Сила Евангелия в мрачные времена

Возможно ли, что две тысячи лет спустя надпись «И это пройдет» появляется, наконец, и на христианской вере? Правда ли, как утверждают сегодня враги веры, и как, судя по всему, свидетельствуют определенные тенденции в Западном мире, что христианской Церкви пришел конец, и что христианская вера превращается в экспонат великого музея древностей?

«Великий Пан умер», - писал некогда Плутарх, описывая сетования пассажиров, плывущих на корабле вдоль западного побережья Греции. Бог пастухов и стад умер, и христианская вера восторжествовала над язычеством. Но теперь критики христианства делают нам ответный комплимент. Начиная со знаменитого клича Фридриха Ницше «Бог умер» в конце XIX века и заканчивая жесткими заявлениями новых атеистов о «конце веры» в начале XXI века, мы снова и снова слышим, как люди провозглашают, что лучшие дни христианства миновали. Оно тоже приближается к концу в прогрессивном современном мире, который был создан при его помощи.

Значит ли это, что нынешние отступники от христианства прозорливы, а мы, остающиеся, - не более чем упрямцы, не желающие признать свое дело гиблым и покинуть тонущий корабль? Неужели нынешний век, наконец, добился того, что оказалось не под силу всем врагам и гонителям, и превратил авторитет Писания в болтающийся по ветру флюгер, а Церковь - в беспомощный лепет? И если церковь в нынешнем прогрессивном мире пребывает в столь плачевном состоянии, не настал ли час окончательного триумфа атеизма или победоносного возрождения ислама? Попадет ли все еще живая Церковь глобального Юга в ту же западню, когда и она столкнется с вызовом модернизма, так что победа сатаны будет полной?

Все эти вопросы ставят перед христианами в глобальную эпоху острый вопрос: может ли христианская Церковь даже сейчас, в нынешнем прогрессивном мире, обновиться, и возродиться, и измениться настолько, чтобы вновь обрести надежду изменить мир силой Евангелия? Или все разговоры на этот счет - пустое сотрясение воздуха, бессмысленное, наивное и безответственное?

Мы должны дать ответ без малейших колебаний. Истина и сила Евангелия таковы, что Церковь может быть оживлена, реформирована и восстановлена и может вновь стать силой, способной обновить мир. Вне всяких сомнений, в прошлом благая весть об Иисусе уже становилась причиной масштабных личных и общественных перемен. Вне всяких сомнений, это происходит и сегодня во многих частях света. По милости Божьей это произойдет вновь и здесь, в сердце современного прогрессивного мира, где христианская Церковь пребывает в наши дни в столь прискорбном расстройстве.


Но, конечно, нельзя просто бросить столь смелое заявление и на этом успокоиться. Это было бы дешевым хвастовством. Утвердительный ответ заслуживает более глубокого объяснения и соответствующего образа жизни. Любой серьезный ответ должен быть столь же продуманным, сколь и уверенным, чтобы в эти поистине мрачные для Церкви времена наша вера в Бога и в Евангелие была твердым упованием, а не пустым сотрясением воздуха.

«Да, много раз, - писал Гиберт Честертон, - при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине - вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». Эти слова великого христианского писателя правдивы и остаются мудрым и ободряющим напоминанием для ослабевших сердцем. И тем не менее, мы также должны удостовериться, что мы понимаем, почему это правда, и почему мы можем жить и трудиться с непоколебимой уверенностью в Евангелии и с непоколебимой верой в возможность подлинно христианского возрождения, какими бы мрачными ни были времена.

© Os Guinness. Renaissance: The Power of the Gospel However Dark the Times (IVP Books, 2014), pp. 13-15
Центр апологетических исследований · 1 декабря 2016 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Большое и малое

Сообщение FontCity » 28 июн 2022, 11:13

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ о «будущем Церкви»

Поскольку в Православной Церкви не существует точного догматического определения Церкви, её границ, её необходимого и достаточного «функционала» и проч. (слова́ из Символа Веры – «единая, святая, соборная и апостольская» соборным разумом Церкви не конкретизированы), - то в рассуждении о Церкви мы можем позволить себе некоторую свободу.
Я буду исходить из того, что ученики Христа (а именно из них, и не из кого больше, только и может состоять подлинная Христова Церковь) - это всегда «малое стадо» (Лк. 12, 32). Исторически с IV века земная Церковь, став государственной, приросла «большим стадом» (это нисколько не оскорбительный термин – речь идёт о христианах «по рождению», «по традиции» и т.п.). И вся история Церкви состоит теперь из взаимодействия «малого стада» и «большого стада».
Характерным признаком «большого стада» является его «обще-религиозность». Ему не нужна специфика христианства («отвергнуться себя», «возлюбить врагов», «не собирать себе сокровищ на земле», «только Господу Богу поклоняться и Ему одному служить» и т.д.). Ему нужно исполнение обще-религиозных потребностей падшего человека. Отсюда всевозможная сакральность, ритуальность, храмовость и проч., исторически разместившаяся в христианстве. Это не хорошо и не плохо само по себе; всё зависит, как сегодня модно говорить, от «осознанности», от внутреннего отношения к этой церковной внешности, от её места в духовной иерархии человека. «Малое стадо» прекрасно может существовать в условиях «храмовой религиозности», если христиане отдают себе отчёт в её объёме, компетенциях, происхождении, её подлинном месте и достоинстве в духовной жизни, и так далее. Но это отдельный разговор.
Я о другом хочу сказать. На мой взгляд, совершенно не надо беспокоиться о судьбе внешней церкви. РПЦ, УПЦ, ПЦУ и прочие ПЦ будут существовать и так или иначе благоденствовать всегда. Немного будут меняться формы этого существования, взаимодействие церковных структур с миром сим и т.п. - но «большому стаду» и его церкви всё это никоим образом угрожать не может. Люди рождаются, вступают в брак и умирают - соответственно, крестятся, венчаются и отпеваются; они верят во «что-то такое», тревожатся за себя и близких, страшатся будущего и проч. - соответственно, повинуясь всякому такому движению души, идут в храм, надеясь (и веря) метафизически-ритуальным образом решить свои проблемы. Эта обще-религиозность и будет всегда удовлетворяться церковью. Ни незыблемая религиозная потребность человека, ни наличествующие в традиции формы её удовлетворения никогда и никуда не денутся.
А вот взаимоотношения «большого» и «малого» стада трансформироваться будут. «Малое стадо» всё меньше будет находить точек соприкосновения с «большим». Всё меньшее значение для «церкви большинства» будет иметь живая и критическая церковная мысль, подлинное духовное образование и, главное - то, о чём я годами говорю - церковное научение истинному богообщению во Христе. При этом не будет никакого шума. «Отряд не заметит потери бойца»; большое стадо прекрасно обойдётся без малого. А малое стадо как раз органически не расположено скандалить, поэтому даже и репрессий никаких не понадобится. Оно будет только всё больше и больше оравнодушиваться к внешней церковной действительности, как это уже и сейчас происходит - «внутренним христианам» становится всё равно, что там с УПЦ, ПЦУ, КПЦ etc.
Господь не оставит ни Своё большое, ни тем более малое стадо. Большое стадо Он будет вразумлять и наказывать (Евр. 12, 6), а малому стаду Он непрестанно говорит: «не бойся». Единственное, чего нужно бояться «малому стаду» - это превозноситься и осуждать (в этом случае христианин автоматически перемещается в «большое стадо»). Что касается форм жизни «малого стада» в таких новых (для нас) условиях - вот старый пиетизм, не случайно я им занимаюсь. Сеть, горизонталь - причём совершенно не «борющаяся со священноначалием», не «разоряющая церковную дисциплину» и уж тем более не устраивающая никакого сепаратизма ни в каком виде. У «малого стада» свои задачи, и выполнять их никакие внешние «церковные нестроения» не мешают.
Вот таким фрагментарным размышлением мне захотелось поделиться.

© Петр Мещеринов, настоятель подворья Московского Свято-Данилова Монастыря в Долматово · 28 May, 16:52
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Богослужение»