Благодатный огонь

Жертвы, молитвы, посты, церковные службы - что говорит Священное Писание?
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Благодатный огонь

Сообщение FontCity » 21 апр 2011, 23:00

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?»
(Притчи 6:27)




Чудо схождения благодатного огня



Страницы Библии объёмны. Каждое слово - это как минимум статья энциклопедического словаря. Часто значение слова или предложения кроется в многовековой традиции, чьей-то биографии, истории какого-либо государства или народа. Не зная всего этого, исходя из имеющегося, а не необходимого багажа, легко пропустить в Библии что-то важное, а то и вовсе понять превратно.


С давних пор во время празднования воскресения Христа православными христианами (т.н. «Православная Пасха») в Иерусалимском храме воскресения Христова (его чаще называют Храмом Гроба Господня) точно по расписанию, практически в одно и то же время происходит чудо - самовозгорание лампады, устанавливаемой греческим православным Патриархом Иерусалима в часовне Гроба, расположенной внутри храма.

Эта часовня состоит из двух очень тесных помещений: придел Ангела и гробница Господня, которую считают погребальной камерой. Камень, расположенный в приделе Ангела, считают частью того камня, который закрывал дверь гробницы и был отвален Ангелом. Каменную плиту, расположенную в гробнице Господней, называют ложем Спасителя или аркосалием. Погребальную камеру называют Святой Гробницей (лат. Sanctum Sepulcrum), а часовню Гроба - Кувуклией (греч. Κουβούκλιον - покой, опочивальня).

История храма началась в 326 году н.э., когда по указу римского императора Константина его мать императрица Елена предприняла попытку обнаружения в Иерусалиме христианских реликвий. В 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен римлянами. В 130 году на его развалинах по правилам римского градостроения был построен новый город, названный Элия Капитолина (по имени императора Публия Элия Адриана и названию римского холма Капитолия). В городе были воздвигнуты языческие храмы, посвящённые Юпитеру и другим римским богам. К моменту археологической экспедиции Елены город ещё несколько раз разрушался и восстанавливался. Тем не менее, поиски увенчались успехом, был обнаружен крест, на котором был распят Иисус, была отрыта гробница, в которой Он покоился от распятия до воскрешения, была найдена масса других реликвий. Святое место было расчищено от языческих построек, вместо них была воздвигнута базилика. Этот храм тоже многократно разрушали и восстанавливали.

История появления благодатного огня уходит в глубь веков. Согласно некоторым легендам, уже Апостол Пётр, прибежавший ко гробу, услышав весть о воскрешении Христа от Марии Магдалины, увидел там удивительный свет. Существует множество древних свидетельств появления в этом месте огня в течение всего года в разное время суток. Традиция проводить специальное пасхальное бдение у Гроба Господня возникла в V-VII веках н.э. Главным элементом праздничной литургии был обряд возжжения огня. В IX веке появляются сообщения уже не о разжигании, а о чудесном схождении огня. Самое раннее из известных ныне подобных свидетельств - это «Итинерарий», написанный Бернардом Монахом в 867 году («Itinerarium Bernardi, monachi franci»).

В настоящее время церемония чуда обычно длится около часа при стечении огромного количества паломников.

Церемония начинается с того, что во всём кафоликоне (греч. καθολικόν - главный, общий, соборный) тушат свечи. Затем проводится осмотр Кувуклии и опечатывание входа в неё. Греческий православный Патриарх в сопровождении священнослужителей разных конфессий входит в храм, процессия направляется к алтарю кафоликона, затем в ротонду, окружающую Кувуклию. Крестный ход завершается троекратным обходом часовни. Церемония предполагает разоблачение (снятие и досмотр облачений) Патриарха. В это время в Кувуклию вносят закрытую колпаком лампаду. Греческий иерусалимский Патриарх входит в Кувуклию в одном подризнике и с пучками свеч в сопровождении армянского Архимандрита.

Войдя в гробницу Господню и преклонив колена перед ложем Спасителя, Патриарх молитвенно обращается к Господу. Суть молитвы священнослужителя - просьба явить как православным верующим, так и всему миру чудесный свет просвещения и исцеления: «... светом познания Своего просвети язычников, пребывающих во мраке, и через Своё сошествие во ад, небесная, земная и преисподняя исполни света; чтобы сей раздаваемый свет от светоносного Твоего Гроба верным послужил даром освещения, исцелением oт болезней, демонам ужасом, благослови и освяти благочестиво к Нему прикасающихся и даруй им ходити во свете заповедей Твоих ...».

Через некоторое время (как правило, в течение минут 15-20) Бог отвечает на молитву православного Патриарха воспламенением лампады. Через специальные окна в стенах часовни Гроба священники передают зажжённые свечи собравшемуся в ожидании чуда народу. Паломники зажигают от них свои свечи, передают соседям. Патриарх выходит из Кувуклии с горящими свечами в руках. В кафоликоне вновь зажигают лампады. Храм очень быстро весь заполняется светом, «река огня» выходит наружу. Разные христианские конфессии устраивают праздничные церемонии. В этот же день пасхальный огонь самолётами доставляется в храмы по всему миру и участвует в последующем всенощном богослужении.


Православные верующие в большинстве своём считают этот огонь благодатным - знаком особого расположения и благосклонности Господа, божьим благословением.


Попробуем рассмотреть, что стоит за теми словами, которые составляют «чудо схождения благодатного огня».


Об огне, сходящем с неба, в Библии сказано вполне определённо:

11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, ...
13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
...
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откровение, глава 13)


Тон повествования никак не предполагает огонь с неба благодатным. Повсеместно известный, хоть и непонятный номер с детства ассоциируется с антихристом или чем-то подобным. Так ли это? Кому служит зверь, кому заставляет поклоняться и во имя чего являет людям чудо схождения огня? Об этом Библия говорит немного раньше:

2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
...
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, ...
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их;
(Откровение, глава 13)


Второй раз читаем о драконе. Именно на него «работает» зверь, от его имени и его силой творит огненное знамение. И дракон, и звери его воюют против Бога. Что скрывается под словом «дракон»? Об этом Библия пишет ещё раньше:

9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
(Откровение, глава 12)


Итак, сатана или диавол вместе со своими подручными был низвержен с неба на землю. Им было позволено соблазнять людей всеми доступными способами, в том числе и с помощью «великих знамений», например, низведением огня с неба.

Можно ли этот огонь назвать благодатным? Вряд ли. Вы, безусловно, можете сказать, что это - не тот огонь. Что диавол низводит огонь с неба в других местах и в другое время. А «наш» огонь (тот самый, что нисходит на православную Пасху в Храме Гроба Господня) - благодатный, он от Бога.

Я провёл мини-исследование на эту тему. Слово «благодатный» встречается в Библии всего два раза. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами,» - так обратился Ангел Гавриил к деве Марии, когда объявил ей о предстоящем непорочном зачатии (Лука 1:28). Ещё раз это слово употребил апостол Пётр, требуя обращаться с жёнами «как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1-е Петра 3:7).

Увы, понятия «благодатного огня» в Библии нет. Огонь, как правило, характеризуется несколько иначе: «огонь поядающий» (Исход 24:16; 2-я Царств 22:9, Иов 31:12), «огонь чуждый» (Левит 10:1; Числа 3:4, 26:61), «огонь палящий» (Псалтирь 104:32; Притчи 16:27), «огонь расплавляющий» (Малахия 3:2) и т.д.

Огнём и серой Господь уничтожил город Содом, «потому что велик вопль на жителей его к Господу» (Бытие 19:13). Когда фараон не хотел отпускать евреев из рабства, Господь послал на Египет казни-знамения, одна из них - «град и огонь между градом» (Исход 9:24). Был случай, когда «вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей» (Числа 16:35), которые захотели «низложить» Моисея. Et cetera.

Особенно красноречиво говорится об огне в Новом Завете:

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (Матфея 18:8);

41 ... идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матфей 25:41)

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
(Марк 9:43-48)


Очень много огня льётся на землю в Откровении ангелами из чаш гнева. В том числе и огонь с градом, как когда-то в Египте (Откровение 8:7) и огонь с серой, как когда-то в Содоме (Откровение 9:18).

Резюме: прежде чем преклоняться перед чем-то чудесным и непонятным, давайте постараемся отложить в сторону свои представления об этом и услышать, что же по этому поводу говорит нам Бог со страниц Священного Писания.

(© Игорь Шиповский)
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Самовозгорание

Сообщение FontCity » 22 апр 2011, 22:29

• «Самовозгорание присуще многим веществам в природе. Так, например, самовозгорание белого фосфора на открытом воздухе является принципом действия "коктейля Молотова"»
Википедия)

• «САМОВОЗГОРАНИЕ, возникновение горения в результате самонагревания горючих твердых материалов, вызванного самоускорением в них экзотермич. р-ций. Самовозгорание происходит из-за того, что тепловыделение в ходе р-ций больше тепло-отвода в окружающую среду.
...
К химическому самовозгоранию относятся экзотермич. взаимод. в-в (напр., при попадании конц. HNО3 на бумагу, древесные опилки и др.). Наиб. типичный и распространенный пример такого процесса-самовозгорание промасленной ветоши или иных волокнистых материалов с развитой пов-стью. Особенно опасны масла, содержащие соед. с ненасыщ. хим. связями и характеризующиеся высоким йодным числом (хлопковое, подсолнечное, джутовое и т.д.).
К явлениям химического самовозгорания относится также загорание ряда в-в (напр., мелкораздробл. А1 и Fe, гидриды Si, В и нек-рых металлов, металлоорг. соед.-алюминийорганичес-кие и др.) при контакте их с воздухом в отсутствие нагрева. ...
Склонностью к микробиологическому самовозгоранию обладают горючие материалы, особенно увлажненные, служащие пи-тат. средой для микроорганизмов, жизнедеятельность к-рых связана с выделением теплоты (торф, древесные опилки и др.). ...
Вообще склонностью ко всем видам самовозгорания обладают мн. твердые материалы с развитой пов-стью (напр., волокнистые), а также нек-рые жидкие и плавящиеся в-ва, содержащие в своем составе непредельные соед., нанесенные на развитую (в т.ч. негорючую) пов-сть. ...»
Химическая энциклопедия)

• «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады»
• «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу на подобие "санбусека" , а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это»
• и др.
(© И.Ю.Крачковский: «"Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X- XIII вв.», библиотека Якова Кротова)


Тот, кто был в Храме Гроба Господня, прекрасно представляет себе, насколько там воздух перенасыщен эфирами различных масел. Астматикам и аллергикам заходить туда не советую. Дышать там очень проблематично. Воспламенение там действительно очень вероятно.

Иерусалим, как известно, расположен на вершине Иудейских гор. Высота - почти километр над уровнем моря. При подъёме в город и спуске из него уши закладывает изрядно. Воздух в Иерусалиме, как и везде в горах, разреженный. В связи с чем теплопроводность у него хуже, чем в низменностях. Это несколько удлинняет время «необжигания» огня. Подержать руку над свечой, понаблюдав, как языки пламени проходят между пальцами, там можно не только в Пасху и не только в Храме Гроба Господня. Но всё равно недолго - лишь несколько секунд. Потом становится таки больно.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Исследование православных учёных

Сообщение FontCity » 15 ноя 2012, 22:06

Несколько лет назад Комиссия по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, разработала комплексную программу научного описания событий, сопутствующих схождению Огня.

ФЕНОМЕНЫ

Ежегодно в ночь накануне православной Пасхи в иерусалимском Храме Гроба Господня происходит чудо схождения Благодатного Огня. Оно известно уже много сотен лет. Для православных людей - это проявление Божией милости. Представители иных религий, не говоря об атеистах, видят в этом некую мистификацию. Впрочем, и среди православных богословов нет единого и официально кодифицированного мнения по этому вопросу. Между тем средства массовой информации уделяют ему немалое внимание, особенно в пасхальные дни. Последние годы каналы Центрального телевидения ведут прямой репортаж из Иерусалима о схождении Благодатного Огня.



Чудо Благодатного Огня

Российский учёный провёл радиофизические измерения в Храме Гроба Господня

Изображение

Несколько лет назад Комиссия по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, разработала комплексную программу научного описания событий, сопутствующих схождению Огня. Одним из пунктов её было проведение радиофизических измерений в непосредственной близости от Кувуклии. Следует сказать, что и самим членам Комиссии это казалось бесплодным мечтанием на грани фантастики. Нет необходимости объяснять, с какими трудностями сопряжена организация такой экспедиции. Но человек страшится, а Господь располагает.

Случилось так, что талантливый православный продюсер Саида Медведева, автор нескольких интересных видеофильмов (в частности, ленты «Византийский урок» c участием архимандрита Тихона (Шевкунова), предложила нам участвовать в создании фильма о православных чудесах. В ходе работы предполагалось снять и схождение Благодатного Огня. Так появилась возможность организовать небольшую научную экспедицию в Храм Гроба Господня. Оригинальный комплекс измерительной аппаратуры изготовил заведующий Лабораторией ионных систем Курчатовского научного центра Андрей Александрович Волков. Одно из весьма и весьма нетривиальных требований к этому комплексу диктовало вполне тривиальное обстоятельство - его нужно было беспрепятственно пронести в Храм, ибо вне храма он бесполезен. То, насколько это непросто, знает каждый, кто хоть раз побывал в Храме в Великую Субботу и видел, с какой свирепостью обращаются с паломниками местные служители порядка. Это пришлось испытать и Андрею Александровичу. Здесь ему очень пригодились его стойкость и мужество. Три раза события разворачивались так, что экспедиция оказывалась на грани полного провала. И три раза он находил выход из безвыходного положения. Измерения удалось провести.

Изображение

Милостив Господь! И вот теперь мы знакомим общественность с ещё одним уникальным научным результатом работы нашей рабочей группы (о первом - это метеорологическое описание чуда облака на горе Фавор в Праздник Преображения Господня - было рассказано в «Науке и религии» № 1 за 2011 год). Впервые в истории в момент схождения Благодатного Огня приборно зафиксирован мощный радиоимпульс, исходящий из Кувуклии. Мощность его источника, по оценке А.А. Волкова (разумеется, она может быть лишь весьма приблизительной), соизмерима с мощностью небольшого электросварочного аппарата. Пронести его в Храм было бы куда труднее, чем пятьсот лет тому назад газовую зажигалку.

Мы немного приблизились к описанию этого великого для всех православных людей события, нашли ещё одно доказательство того, что чудо Огня - это факт, а не, как многим хотелось бы думать,– мистификация. При всём том, конечно же, то, что происходит в Кувуклии, остаётся великой тайной. Оставим зажигалку (терминология отца-диакона Андрея Кураева) в кармане скептиков. Как говорили древние, sapienti sat - умному достаточно.

Уместен вопрос: почему мы три года молчали и не публиковали этот материал? Мы понимали, что Господь допустил нас немного приблизиться к Великому чуду, и благочестиво замолчали, думая: а не слишком ли близко мы подошли? Поэтому мы приводим лишь сухой, протокольный отчёт об эксперименте и отказываемся от построения гипотез.

Измерение длинноволнового спектра электромагнитного излучения при схождении Благодатного Огня в Храме Гроба Господня

Многочисленные рассказы очевидцев о чудесном явлении Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме можно свести к следующим фактам:
• Момент схождения Благодатного Огня непредсказуем по времени, но происходит в известный день.
• Схождению Благодатного Огня предшествует строго определённая процедура исполнения песнопений и некоторого ритуала.
• В момент схождения (или непосредственно перед ним) Благодатного Огня по стенам Храма пробегают сполохи или вспышки света.
• Вспышки света могут распространяться («сбегать») по стенам от потолка к полу, зажигая при этом свечи и светильники.

Приняв во внимание эти данные, которые подтверждаются не только многочисленными свидетельствами, но и кадрами замедленных киносъёмок, можно было предположить, что возгорание Благодатного Огня происходит в результате электрического разряда. Конечно, причина появления данного электрического разряда в данное время в данном месте по-прежнему необъяснима, а природа этого явления гораздо сложнее, чем просто «молния» во время грозы. Если принять это предположение за основу, то появление сполохов, то есть слабых световых вспышек на стенах Храма, и их хаотичное движение по стенам можно объяснить как свечение низкотемпературной плазмы, возникающей в результате появления большой разности потенциалов между полом и потолком в Храме.

Этот феномен хорошо известен учёным. Подобное свечение иногда регистрируется перед грозой вокруг громоотводов, а на мачтах парусников они назывались огни святого Эльма. Приняв за основу гипотезу, что возгорание Благодатного Огня - результат электрического разряда, логично предположить, что регистрируя спектр длинноволнового электрического излучения, мы можем зафиксировать резкое увеличение интенсивности электромагнитного излучения в области длинных волн. Такое увеличение интенсивности электромагнитного излучения при прохождении электрического разряда известно всем, кто регулярно слушает радио. В самом обычном радиоприёмнике даже очень далёкий электрический грозовой разряд вызывает вполне различимые треск и помехи.
Итак, задача состояла в том, чтобы провести измерения и регистрацию (непрерывную запись электромагнитного спектра) обычными научными приборами во время богослужения и в момент схождения Огня.

Изображение Изображение

слева: Один из зарегистрированных сигналов электромагнитного излучения в области низких частот
справа: Осциллограмма и амплитудно-частотная характеристика фона в Храме Гроба Господня до момента схождения Благодатного Огня


Проведение полномасштабных научных измерений непосредственно в Храме Гроба Господня во время богослужения вряд ли уместно, да и не представляется возможным. Измерительная и регистрирующая аппаратура должна была быть: автономной (независимой от внешних источников питания), компактной, способной регистрировать большие объёмы экспериментальных данных, защищённой от высокого электрического потенциала.

Только в начале ХХI века появилась и стала доступной экспериментальная техника, соответствующая этим требованиям. Понятно, что все измерения должны проводиться на известной в научных кругах аппаратуре, чтобы полученные результаты не вызывали сомнений.

Измерительная и регистрирующая аппаратура разделялась на три блока: антенный блок, цифровой осциллограф, компактный компьютер (ноутбук).

Антенный блок (антенна) должен работать в пассивном режиме (не потреблять энергии); подавлять (не пропускать) частоты электромагнитного излучения 50, 100, 150, 200, 250, 300, 350 и 400 Гц; не допускать появления на входе цифрового осциллографа напряжения свыше трёх вольт; обеспечивать высокую чувствительность.

Первое требование логично при отсутствии дополнительных источников электрического питания. Второе связано с необходимостью исключить из регистрируемого спектра частóты электромагнитного излучения, которые возникают при работе обычных электрических сетей (50 Гц и кратные им значения). Третье требование вызвано предположением, что в Храме Гроба Господня возможно появление значительных электрических потенциалов, а попадание на вход цифрового осциллографа и компьютера потенциала выше пяти вольт может вывести их из строя. Четвёртое требование также понятно, так как уровень сигнала, который предполагалось измерять и регистрировать, не был заранее известен.

Цифровой осциллограф должен потреблять во время работы минимум энергии и быть компактным.

Ноутбук был необходим, чтобы регистрировать измеряемые электромагнитные спектры в течение восьми-десяти часов без подзарядки компьютера и перезаписи информации. Эта информация могла занять несколько гигабайт памяти. При всём том вся используемая аппаратура должна была помещаться в небольшом портфеле.

По нашей просьбе антенный блок, который удовлетворял всем нашим требованиям, разработал и изготовил инженер А.А. Полисан. Из цифровых осциллографов был выбран прибор фирмы «Pico». Весь измерительный комплекс был размещён непосредственно в сумке для переноски ноутбука.

Работа комплекса была проверена в лаборатории Национального Исследовательского Центра «Курчатовский институт», а также в помещении двух православных храмов Москвы, на концертных площадках и концертных залах, в природных условиях. Отмечено, что любая электронная аппаратура (компьютеры, фото- и телекамеры, микрофоны и пр.) имеют характерные спектры электромагнитного излучения, свои характерные частоты. Они лежат либо в области средних (около 10-50 кГц), либо в области высоких частот (выше 100 кГц).

Подобные сигналы нельзя спутать с электрическим разрядом, который имеет крайне низкую частоту (от 0 до 10 Гц).
Кроме того, спектры электромагнитного излучения регистрировались непосредственно в Храме Гроба Господня накануне субботы - 25 апреля 2008 года в 17 часов по местному времени и в воскресенье - 27 апреля 2008 года в 10 часов по местному времени для сравнительного анализа.

Измерение и регистрация электромагнитного спектра проводились в Храме Гроба Господня 26 апреля 2008 года, в канун празднования Пасхи, в 15-17 метрах от Кувуклии с 9.10 утра до 15.35 по местному времени. Каждую минуту в автоматическом режиме регистрировался спектр электромагнитного излучения в диапазоне частот от 0 до 360 кГц. Регистрировалась осциллограмма излучения и проводился её автоматический перерасчёт в амплитудно-частотную характеристику - зависимость величины (силы излучения) от его частоты. Сигнал, который предполагалось зарегистрировать, должен был вызвать увеличение амплитуды сигнала в осциллограмме и резкий подъём уровня амплитудно-частотной характеристики в области низких частот (длинных волн).

В интервале от 15.04 до 15.08 произошло схождение Благодатного Огня.

Так как регистрация спектра проводилась в автоматическом режиме, а момент появления сигнала на осциллограмме занимает доли секунды, то непосредственно в Храме появление сигнала нами не было отмечено. При последующем анализе (покадровом просмотре записанных осциллограмм) было обнаружено три явных всплеска в электромагнитном спектре излучения, которые могли бы трактоваться как сигналы длинноволнового спектра излучения, то есть как следы электрических разрядов.

Для сравнения приведём осциллограмму фонового сигнала, который был снят там же несколькими минутами ранее.
Не вызывает никакого сомнения, что появление подобного сигнала вызвано электрическим разрядом, который по мощности сравним с мощностью излучения при работе бытового сварочного аппарата.

На основании проведённых измерений можно заключить, что в момент схождения Благодатного Огня происходит один или несколько достаточно мощных электрических разрядов, которые, по всей видимости, и являются причиной загорания свечей. Источник накопления электрического потенциала большой мощности достоверно неизвестен. В качестве возможной предварительной гипотезы укажем, что во время проведения измерений был отмечен хорошо различимый звуковой резонанс при исполнении песнопений и хоровых молитв, особенно сильный при исполнении песнопений христианами арабского происхождения. Подобный резонанс может вызывать пьезоэлектрический эффект и приводить к возникновению существенного электрического потенциала.

Как всякая научная гипотеза, эта гипотеза имеет право на существование, но нуждается в тщательной проверке.
При этом сами исследования явлений, сопутствующих схождению Благодатного Огня, было бы весьма желательно продолжить на ещё более высоком техническом уровне и ежегодно.

© А.А. Волков, А.В. Московский, С.А. Сошинский, П.В. Флоренский, Т.А. Шутова, «Наука и Религия», номер 2012 - 04, дата публикации: 03-04-2012
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Откровения армянского священника

Сообщение FontCity » 11 июн 2013, 13:04

Армянская апостольская церковь, непосредственно участвующая в церемонии схождения благодатного огня, наконец-то рассказала правду о природе огня, выносимого из Гроба Господня. "Чуда не происходит, мы никогда об этом не заявляли, что огня не было, и он с небес сходит" - прокомментировал настоятель церкви святых архангелов Иерусалима архимандрит Гевонд Оганесян.

Изображение

На фоне политических конфликтов была создана легенда о сверхъестественном схождении благодатного огня, что приводило очень много паломников в Иерусалим, в частности из России. "По словам очевидцев, на протяжении последних пятидесяти лет до времени захождения греческого патриарха и армянского архимандрита лампада там уже горела" - сообщил Гевонд Оганесян.

Однажды во время церемонии благодатного огня греческий патриарх сжег себе бороду, которую смогли быстро потушить. Это последствия суеверных толкований об огне, которые греки распространяют в среде своей паствы, и если бы греки объясняли бы своим, как то делает армянский Патриарх, то таких случаев не было бы и соблазнов, которыми унижается христианская вера пред верующими других религий.

Есть еще одно свидетельство иеромонаха Флавиана о том, что благодатный огонь действительно обжигает: "В 2004 году мой знакомый буквально через пять минут после получения благодатного огня пытался умыться огнём. Борода вроде бы небольшая, заметно стала разгораться. Пришлось закричать ему, чтоб тушил. Сам взял пример с других, подержал руку над огнём. Огонь, как огонь. Жжёт!".



© Христианский взгляд, 17.05.2013
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Случай с пашой Ибрагимом

Сообщение FontCity » 20 янв 2014, 08:26

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.

Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.

Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба.

Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо "святый свет", – "освящённый огонь". Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного.»

© Епископ Порфирий (Успенский): «Книга Бытия моего». Том. 3. Годы 1846, 1847, 1848, 1859 и часть 1850-го. Под ред. П. А. Сырку. Изд. СПб., 1896 г. С. 230-231.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Свидетельство ал-Джабуари

Сообщение FontCity » 20 янв 2014, 10:47

«Знай, что величайшей хитростью у этих людей является лампада с огнем в церкви Воскресения в Иерусалиме. Она - дело монахов, но относительно этого заключен договор у всех христиан с их родами и племенами. Ал-Мелик ал-Му'аззам, сын ал-Мелика ал-'Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху (приставленному) к ней: "Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет". Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе тайну его, тогда правительство лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство". Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении.»

© ал-Джаубари (ум. 1242) в изложении И.Ю. Крачковского: «Христианский Восток». Т. 3. Вып. 3. Пг., 1915.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Письмо епископа патриарху

Сообщение FontCity » 20 янв 2014, 10:50

«В[аше] пр[еосвященство], вероятно, помните, что я однажды спрашивал у Вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря и стараясь доказать превосходство старого перед новым, приводит в подтверждение своего мнения разные чудеса, не исключая и таких, которые более не повторяются, но вовсе не упомонает об этом знаменитом, ежегодном чуде иерусалимском? На этот вопрос в[аше] пр[еосвященство] отвечали мне в присутствии двух ваших домашних сановников, протосинкелла иеромонаха Леонтия и архидиакона патриарха александрийского, что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Иисуса Христа. Еще резче отозвался о том патриарх иерусалимский, тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу"

© еп. Мелетий Смотрицкий - патриарху Кириллу (Лукарису), Восточно-славянская литература в Великом княжестве Литовском. - П. Ивинский, Вильнюс, 1998 (издание Вильнюсского университета, факультет филологии), стр. 111-112.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Разоблачение чуда

Сообщение FontCity » 22 янв 2014, 20:57

Изображение

Благодатный огонь. "Чудо" готовится так. Кусочек фосфора растворяют в летучей ядовитой жидкости - сероуглероде, и в полученный раствор макают фитиль свечи или лампады. Делают это при температуре не более 10-15 градусов тепла. Затем свечу переносят в то место, где намечено "явить чудо", например, помещают ее перед какой-либо иконой. И вот, как только сероуглерод на фитиле испарится, фосфор загорается и зажигает свечу.

© Sergiu Manciu, Facebook, 22 января 2014 г. в 17:54


P.S. Я не уверен, что всё именно так и происходит. Есть и другие рецепты для организации воспламенения свечей. Их публикуют несколько веков. Самое прискорбное, что подобные "чудеса" вызывают у людей сомнение и недоверие. В частности, перепечатанное выше сообщение автор озаглавил "Религия - зло". Не вижу в этом ничего хорошего. Что стоит поставить в кувуклию десяток web-камер и развеять все сомнения?
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

А ларчик просто открывался

Сообщение FontCity » 08 апр 2015, 10:27

Вся правда о «благодатном огне»! Не верьте лжи!

Скоро на экранах наших телевизоров нам будут показывать очередную ложь про так называемый «благодатный огонь». Поэтому публикую здесь ещё одно разоблачение народного мифа!
Армянский богослов Давид Бекназарян о святом свете с Гроба Господня


Изображение

«Прежде всего, нужно знать, что в Армянской Церкви нет самого понятия «Благодатный Огонь». Мы говорим о «Святом Свете». Мы не низводим огня с неба, но вспоминаем Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Который есть Свет истинный. Мы возжигаем от лампады на плите Святого Гроба огонь как источник Света, и этот Свет как символ Воскресшего Спасителя выносим верующему народу. Здесь нет никакого чуда. Это лишь богослужебная праздничная церемония.

Но не нужно думать, что Армянская Церковь в принципе отрицает саму возможность чуда на Гробе Господнем. Мы веруем, что Бог может творить чудеса в любом месте. Более того, согласно преданию Армянской Церкви, божественное чудо с пасхальным Светом на Гробе Господнем было явлено нашему Просветителю Григорию, который просил Бога всегда посылать Свой Святой Свет верным. И именно это древнее событие сообщает каждой новой пасхальной церемонии особой, можно даже сказать, сакральной значимости. Но, тем не менее, фактом остается то, что огонь, выносимый из Гроба Господня армянским и греческим служителями, является обычным природным огнем, зажженным в двух лампадах греческим архимандритом самым обычным способом незадолго до того, как в Кувуклию входят те, что после молитвы вынесут с этим огнем людям Святой Свет.

Вторым по важности фактом является тот, что вопреки паломническим рассказам, молиться непосредственно на Гробе Господнем входят представители обоих Иерусалимских патриархатов. Мифология на тему «Благодатного Огня» обычно сообщает, что «схождение» огня происходит исключительно по молитвам греческого патриарха, и что входящий с ним в Кувуклию «армянский патриарх» остается в Приделе Ангела, ожидая там момента, когда грек вынесет ему из Гроба огонь. Ошибка распространителей подобных рассказов состоит уже в том, что армянский патриарх не участвует в этой церемонии, но наблюдает за ней с балкона Армянского Предела, уполномочив входить в Кувуклию за Светом архимандрита. Этот архимандрит именуется лусааном, и последние несколько лет им является отец Баграт Бурджекян. И, конечно же, армянский лусаан не ждет в Приделе Ангела, когда греческий патриарх вынесет ему огонь. Но как прописано в Статус-кво, они вместе проходят в пещеру Гроба и оба стоя на коленях перед ложем Спасителя молятся каждый по своему молитвеннику, освещая текст зажженной от лампады свечой. После молитвы, каждый из них сам зажигает свой церемониальный пучок свечей от одной из двух лампад, и вместе выходят в Придел Ангела, откуда уже передают Свет ожидающим в храме верующим.

Все, что кается особых свойств выносимого огня, то все это является плодом все того же воображения экзальтированных паломников. Все рассказы о самовоспламенении и о том, что огонь этот некоторое время не обжигает, являются сказкой, в которую предлагается просто веровать как в важную «православную истину», и многие с немалым энтузиазмом включаются в эту, часто небезопасную игру с огнем. Люди, наивно верующие, что в их руках «чудесный огонь» получают серьезные ожоги, но при этом хвалящихся тем, что они «лично умывались огнем и не обжигались» не убавляется. Сказочным является и сюжет о треснутой колонне, из которой, якобы, Бог чудесным образом дал Благодатный Огонь «православным», когда «армяне-еретики» заперлись в храме, желая присвоить себе право низводить с неба огонь. Эту откровенно клеветническую и очерняющую армян историю, с особым удовольствием рассказывают гиды всем русским паломникам в храме Воскресения. Но, обманывая доверяющих им людей, они не говорят того, что колонна эта, как часть храмового комплекса, находится в собственности Армянской Церкви, являясь своего рода святыней, прежде всего для армянских паломников.

Такое, прямо скажем, не типичное для ААЦ отношение некоторых армян к этой колонне сложилось потому, что о ней и чуде выхода огня писал в своих заметках армянский паломник из львовской диаспоры Симеон Поляк (Лехаци). Только чудо он описывал не как следствие межконфессионального противостояния, а как Божью помощь бедным, которых турки не пускали в храм, где они могли бы участвовать в празднике и узреть вынос Святого Света. Важно отметить и то, что рассказ Симеона гораздо древнее рассказов антиармянских, что сегодня распространяются в русской среде. Это свидетельствует о том, что известный русским миф о треснутой колонне является грубой переделкой более древнего повествования. Впрочем, Армянская Церковь не дает официальных подтверждений и рассказам Симеона Поляка о чудесах в храме Воскресения. Для нас они являются всего лишь впечатлением паломника из далекой Польши, который, конечно же, мог заразиться верой в «огненные чудеса», слыша о них еще в Европе и поддавшись общему ожиданию чуда вместе с заполнившей храм экзальтированной толпой».

© Давид Бекназарян, теолог, руководитель НУР
Дневник возрожденного батюшки, Апрель 6, 2015
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Античудо

Сообщение FontCity » 01 май 2016, 11:14

БОЛЕЗНЬ СНИСХОЖДИТЕЛЬНОСТИ И ЧУДО НАУКИ

Нет чуда схождения огня (см. актовую речь 1949 г. д-ра церковной истории Николая Дмитриевича Успенского, http://krotov.info/libr_min/20_u/sp/uspen_n4.html). Есть болезнь снисхождительности к суевериям, плавно переходящая в грех манипуляции суеверами. Античудо, совершаемое большими и мелкими путиными от религии и порождающее невзоровых от неверия.

Подлинный огонь - огонь Духа Святаго - попаляет суеверия, разрушает храмы, где суеверия множат, учит критическому научному мышлению. Суеверия надо изучать, а не терпеть во имя единства Церкви. Разрывы в Церкви лечатся терпением к чужой вере, а не терпением к чужим суевериям. Хватит - уже распяли Христа на кресте, давайте не сжигать Его на "благодатном огне".

Это не означает, что надо гоняться с проповедями за каждой больной блефоритом, которая из-за дефицита хороших офтальмологов и лекарств трёт глаза песочком блаженной Матронушки. Но когда циничные насильники, поедающие дома вдов, убивающие врачей и больных в Алеппо, взрывающие дома гексогеном, лгущие, загаживающие, воюющие, вместо того, чтобы принять с небес огонь Духа возносят в небеса огонь земного обмана и самообмана, - тогда надо спокойно заметить, что врать не надо, как посредством телефона, так и без оного.

© Священник Яков Кротов
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Богослужение»