Обрядовость

Жертвы, молитвы, посты, церковные службы - что говорит Священное Писание?
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Обрядовость

Сообщение FontCity » 05 дек 2012, 11:43

«Обряд вместо таинства»

Не нужно быть большим знатоком церковной истории, чтобы увидеть: обрядовые формы, в которые Церковь облекает свои таинства, - категория исторически изменчивая. Несомненно и другое: развитие богослужения до определенного момента проходило в сторону все большего усложнения обрядности.

Первые христиане, как это видно из книг Нового Завета, довольствовались самыми простыми формами обряда: причащались за вечерями, совершавшимися по образцу той Тайной вечери, которую совершил Сам Христос, предваряя Свою Крестную смерть. Чуть позже появилась уже специальная служба - Литургия, пока еще очень простая. Потом Литургия стала усложняться: ее чин стал более протяженным, а молитвы стали излагать уже не тем простым наречием, на котором говорила большая часть рядовых граждан Римской империи, а возвышенным языком античных поэтов и философов. Наконец, церковному богослужению придали многое из того величавого церемониала, который существовал при дворе византийских императоров - вплоть до царских облачений, в которые облекли наших архиереев.

Мало помалу над Евангелием возникла весьма большая надстройка в виде сложного богослужебного круга, основанного на календаре и подчиненного уставу, который тщательно регламентировал каждую деталь службы.

Какая логика двигала этот процесс? Очевидно, что чем дальше по ходу истории отодвигалось в прошлое время, когда по Земле ступала нога Христа, тем сложнее становилось христианское богослужение. Почему так происходило? Вероятно, прежде всего, потому, что изменялись сами христиане, изменялось качество церковной жизни. Уходил пламень веры, присущий первым христианам - эпохе апостолов и мучеников.

Христианство удалось успешно привить к Римской империи, оно стало религией императоров и, как следствие, - религией широких масс народа. Будучи по определению религией, требующей от всякого верующего во Христа полного самоотречения, а значит, религией очень узкого круга максималистов, готовых стать мучениками, Христианство вдруг стало религией государственной, религией большинства. И Церковь в результате превратилась из собора мучеников в сообщество вполне тепло-хладных граждан, веру которых приходилось постоянно возгревать. Вот тут-то и начался расцвет литургического творчества.

Но это все было в далеком прошлом...

Теперь обратимся к дню сегодняшнему и зададимся вопросом, справедлива ли по отношению к современному человеку рассмотренная логическая схема: чем сложнее и содержательнее богослужебные формы, тем более они способны донести Истину до разума и сердца человека?

Увы, у меня сложилось стойкое впечатление, что данная логика давно перестала действовать. Средневековый византиец, будучи даже самым отъявленным негодяем в жизни, все же был способен очень ярко воспринимать Слово Божие, обращенное к нему через богослужение, видеть его красоту, внимать ей, отзываясь на нее в своей душе покаянным порывом. На него это воздействовало и очень даже эффективно! Но таков ли современный среднестатистический россиянин?

Прежде всего, что бы ни говорили о близости русского и церковно-славянского языков, абсолютное большинство приходящих в храм не понимают смысла большей части исполняемых за богослужением молитв. Все разговоры о том, что выучить церковно-славянский - дело элементарное, увы, немногого стоят. Не то что новоначальные, но даже люди с большим церковным стажем точно так же плохо понимают тексты на церковно-славянском, если речь идет о редко исполняемых молитвах и чтениях. Думаю, что большая часть давно пришедших в Церковь людей честно сознается вам в том, что чтение Апостола за Литургией почти всегда оставляет у них одно и тоже впечатление: прочитан текст, из которого не понятно практически ничего!

Но проблема языка - отнюдь не единственная. Большинство современных людей по большей части не способны внимать службе и по соображениям эстетическим: они уже не видят ничего привлекательного в богослужебных обрядах, не воспринимает пения (которое, к тому же во многих храмах далеко от идеального в плане исполнительского мастерства). У большинства современных людей совершенно другие критерии красоты, сформировавшиеся под влиянием теле-ящика с его попсовыми концертами и смехаческими шоу в духе Петросяна.

Давайте честно признаемся себе: наше церковное богослужение сегодня почти что перестало исполнять свою главную функцию - служить той формой, в которую адекватно облекается содержание Евангелия. Ему еще способны сопереживать люди, давно и глубоко воцерковленные, но таковых ничтожно мало. Все больше оно напоминает те самые «старые мехи», в которые, по слову Христа, не следует вливать «молодое вино».

Если же говорить о миссионерском эффекте нашего богослужения, то он не просто равен нулю, а имеет уже отрицательное значение. Иначе и быть не может. Что увидит и почувствует человек, впервые попавший на воскресную Литургию в среднестатистический московский приход в каком-нибудь «спальном» районе? Битком набитый верующими храм, абсолютно непонятное по содержанию пение и чтение, чуть более вразумительную, но все равно почти неслышимую проповедь, заглушаемую истошным ревом младенцев, ожидающих Причастия, к чему еще можно добавить торопливо-скомканную исповедь и бабушек, шипящих у подсвечников. Так что помимо недоступности содержания богослужения в большинстве случаев имеет место и его вполне негативная эстетика. Далеко не каждый способен абстрагироваться от подобных впечатлений, особенно, если это первая встреча человека с Православием.

Что дальше происходит с восприятием церковной жизни у человека, получившего такой негативный импульс от первого знакомства с современным богослужением? Если он все же впечатлен не настолько, чтобы навсегда уйти из храма и больше никогда туда не вернуться, торжествовать еще рано. На мой взгляд, здесь вошедшего в число неофитов подстерегают две большие опасности. Одни зачастую начинают воспринимать богослужение как некую необходимую неприятность, сопровождающую его начавшуюся церковную жизнь, - любым способом они начинают стремиться увильнуть от посещения службы, хотя и не отвергают церковную жизнь как таковую. И это еще не самый худший вариант! Гораздо хуже другое: когда богослужение, содержание которого не понимается, начинает восприниматься человеком не как средство, но как самоцель. Обряд занимает место Таинства. Возникает искушение относиться к богослужению как к магическому действу. Важным становится не осознанное участие в церковном Таинстве, не внимание молитве, не вникание в ее содержание, а сам факт причастности к ней и правильное исполнения литургического алгоритма.

Так что впору задаться вопросом: чем сегодня является для нас сложная богослужебная надстройка - это по-прежнему значимое средство духовного воспитания верующих или же тормоз в современной церковной жизни?

Признаюсь, я не готов пока однозначно ответить на этот вопрос, который, однако, считаю очень важным. Очевидно, что нашей Церкви сегодня нужны меры, которые бы способствовали ее духовному оздоровлению, стряхнули с нее все то наносное, временно, лишнее, что препятствует идти за Христом, жить по Евангелию. Думается, что и в богослужебной жизни нужны какие-то перемены, иначе она рискует превратиться в какую-то «игру в классики» для одних и «белую магию» - для других. Но действовать в этом направлении нужно крайне осторожно, чтобы, как говорится, не выплеснуть ненароком младенца вместе с водой.

© Изображение Роман Авдеев, владелец Московского кредитного банка, специально для газеты «ВЗГЛЯД», 4 декабря 2012, 16:55
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Клуб по интересам

Сообщение FontCity » 28 июн 2016, 17:22

Любопытный баян гуляет по Интернету. Авторство приписывают Евгению Анноуну из Хельсинки, Финляндия. Даже дату ставят: 10 авг 2013. Я попытался найти первоисточник, но не смог. Да и так ли это важно? Боюсь, что в этой зарисовке каждый может увидеть свою церковь.


Один день из жизни религиозного клуба.

Служение начинается в 11, но уже в 7 утра в здании бурлит деятельность. Ставятся колонки, разматываются шнуры, подключаются микрофоны. Подтягиваются первые полусонные мухи- группа прославления. Прибегает запыхавшаяся лидер прославления, и смотря на часы , решает что молитву перед репетицией можно и сократить . В итоге они молятся 5 минут. Пока сестры в последнюю секунду ищут слова песен для проектора, парни рубят на гитарах соляки из Скорпионс . Когда же им говорят, что сегодня новая песня , они кривятся и ноют, что там аж целых 4 аккорда, трудно.
Начинается служение
На сцене 10 человек поют, танцуют и показывают энтузиазм. После финальной сцены они разбредаются кто куда. Преданные пастору садятся на передний ряд и готовятся предельно внимательно слушать и не слышать . Кто-то забирается под сцену и спит , кто-то играет на айподе в игру, кто-то переписывается по аське.
Выходит человек, который говорит тему. Он не проповедует- он говорит монолог, которые готовил неделю. А в зале сидят 1000 человек, и 99% из них смотрят на часы, думая, когда уже служение закончится. При этом они не знают, зачем они ходят сюда, их жизнь не меняется, а тему. которую сказал пастор , они забывают через пять минут после фразы " Ну с Богом, братья и сестры". Во время прославления кто-то стоит, кто-то вяло хлопает, кто то активно хлопает ( после служения братья похвалят), кто то пытается понять слова, кто то понял слова и пытается теперь понять , а стоит ли их петь. Во время проповеди кто-то сидит и кивает каждому слову пастора, крича "аминь", кто то записывает чуть ли не дословно, что говорит пастор , чтобы потом никогда не открывать эти записи, кто -то спит, притворяясь, что находится в глубокой молитве, кто то думает, что после служения надо на дачу, огурцы полить. Любимчики пастора сидят и смотрят в рот пастора, взгляд их настолько девственно пустой, что даже пастор в замешательстве - он не понимает, одобряют они его слова или нет. На дверях стоят суровые ашеры, наблюдая, чтобы корзина с пожертвованиями прошла мимо каждого человека в зале и чтобы не дай Бог на ряды для пасторов, друзей пасторов и друзей друзей пасторов не сел посторонний человек. После очередного сбора денег под зажигательную песню, прихожане расходятся, а служители, выкинув из головы и тему и песни и все остальное, быстрее бегут пить чай и есть печенье.
Очередное служение самим себе в Божьей Церкви без Бога закончилось. Ждем вас в следующее, такое же бесполезное и бесплодное воскресенье.Не забудьте отложить десятину. С Богом , друзья!
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Бомба замедленного действия

Сообщение FontCity » 29 июн 2016, 13:43

Взято у наших ищущих братьев : ПрОтЕсТанты

Удивительная вещь происходит в христианстве,все конференции - "бомбы" ; проповеди собирают сотни лайков, у проповедников расписание забито на три года вперед , в зданиях церквей кипит ремонт, пасторам уже надоело ездить на Канары и Мальдивы - а люди приезжая на их «бомбовые» конференции уезжают какими были, ни обличения, ни страха Божьего, ни Христа Распятого, ни смерти своего "я", ни трепета в присутствии Бога - ничего.

И главное все видят, что ничего в сердце то не меняется - только внешний восторг, все кричат, всем весело, фотки с помазанниками, взаимный репост инстаграма - вот и все плоды конференции.

Это что, такая должна быть бомба? Какая то бомба не бомбовая, очень слабенькая. А вообще когда Дух СВЯТОСТИ сходит, Он обличает о грехе, праведности и СУДЕ, помните? А, у нас наверное Дух СВЯТОСТИ превратился в Дух Веселухи и Гулянки…

Напоминает "Давайте пить и есть, все равно завтра умрем!"

Если в городе упадет БОМБА, все жители услышат , так или нет? А у нас бомба такая незаметная, что взорвется так аккуратненько, что никто , кроме тех, кто рядом со сценой, не услышит, и через месяц никто и не вспомнит. Разве это бомба? Когда шарахнула ядерная бомба Уэльского пробуждения, ВЕСЬ МИР узнал. Когда от нее сдетонировала ядерная бомба Азузы Стрит, ВЕСЬ МИР узнал. Когда Джон Нокс бомбил патриархальную Англию, ВСЯ СТРАНА тряслась от ярости и страха.

А у нас как ? Спичка загорелась, все поорали , покричали, наелись шашлыков , сфоткались с помазанниками, получили очередное личное пророчество, что у них мантия Моисея и Елисея, и на этом "бомба " закончилась

Я знаю, опять скажете - "негативщик, только плохое говоришь, не нравится, сделай сам бомбу" . Но САМ бомбу не сделаешь )) Господь источник бомбы, и если Он не придет - ничего не получится, хоть пятьдесят бомб сооруди, они не взорвутся.

Помните как Иеремия писал - "Страшное и изумительное совершается у Моего народа - пророки пророчествуют ложь, священники назначают сами себя, а Мой народ ЛЮБИТ это" ?

© Aivars Justovics‎ ⊳ Ученики Йешуа
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

И такое бывает

Сообщение FontCity » 25 июл 2016, 09:08

• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Бывает

Сообщение FontCity » 01 сен 2016, 10:07

Альга Джинта
Вчера в 8:10 · Соединённые Штаты Америки, Флорида, Брейдентон ·

У заблуждений много "бывает"

Бывает, что люди верят в Бога и в одно и то же время и в гороскопы.
Бывает, что люди верят в Бога и при этом матерятся.
Бывает, люди верят в Бога и одновременно в предрассудки.
Бывает, верят в Бога и курят.
Бывает, верят в Бога и изменяют своим мужу/жене.
Бывает, что люди верят в Бога и бьют.
Бывает, что верят в Бога и врут.
Бывает, верят в Бога и пьют, как скоты или типа этого.
Бывает, что верят в Бога и сплетничают.
Бывает, что верят в Бога и подставляют своих.
Бывает, что верят в Бога и воруют.

Разное бывает в жизни. Конечно же, бывает.

Бывает, что люди уверены, что они верят в Бога.
Бывает, что люди слепы, как котята.
Бывает, что им очень даже кажется, что они защищены Богом.
Бывает, что они уверены в положительном исходе.
Бывает, что люди носят крестики на цепочках, не понимая и не вникая, ЧТО ОНИ НАДЕЛИ на своё тельце.

Всякое бывает. Что только с людьми не бывает!
Случается, что женщины ходят в церковь и делают аборты.
Случается, что мужчины ходят в церковь, а потом по пьяни бьют своих женщин.

Бывают геи, бывают лесбиянки, и они тоже верят иногда в Бога.
И всё это бывает на земле.
Бывают наркоманы, и они тоже ходят в церковь, но потом возвращаются на свою блевотину.
Чего только не бывает на круглой!
Бывает, люди рассуждают о высоком, а сами живут в реальности низменными желаниями и поступками.

Только единственная проблема у всех этих "бывает", очень часто это "бывает" никогда не перестаёт.
Оно - это "бывает" - врастает в человеческий дух и пудрит мозги и душу тем, у кого это "бывает", и они даже не догадываются, что живут в зазеркалье собственных "бывает".

Но фишка в том, что с Богом ТАК НЕ БЫВАЕТ.
С Богом либо белое, либо нет.
С Богом либо тьма, либо свет.
И когда это с нами бывает, Бог даже рядом не стоял.
А мы думали, что так бывает...

© Альга Джинта
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Богослужение»