Страсти по иконе

Жертвы, молитвы, посты, церковные службы - что говорит Священное Писание?
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Как можно поклониться святыне

Сообщение Holy Scripture » 15 авг 2023, 14:53

Икону «Святая Троица» установили в центре храма Христа Спасителя

Работа Андрея Рублева из Третьяковской галереи будет находиться в кафедральном соборе на праздничном богослужении 4 июня и останется там до 18 июня.
Икона установлена капсулу, которая обеспечивает режим необходимой влажности. В храме будут строго контролироваться условия, требуемые для сохранения памятника. За иконой в соборе будут наблюдать сотрудники Третьяковской галереи.
Подойти к «Святой Троице» можно ежедневно с 10:00 до 19:00.

Изображение

Транспортировка иконы проходила на специальных автомобилях, которые оборудованы пневматической подвеской, системой климат-контроля и различными системами безопасности.
После нахождения в храме Христа Спасителя икону отправят на плановую реставрацию.

© Культурология · 4.6.23

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5682
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Издержки путешествий

Сообщение FontCity » 15 авг 2023, 14:56

Икона «Троица» получила 61 «существенное изменение» после отправки на богослужение в Сергиев Посад
В связи с этим произведение исключено из экспозиции Третьяковской галереи «на неопределенный срок»


На иконе «Троица» Андрея Рублева обнаружили 61 «существенное изменение». Об этом сообщила в своем телеграм-канале искусствовед Ксения Коробейникова со ссылкой на протокол заседания расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи.

Повреждения появились из-за того, что в Троицком соборе, куда было недавно отправлено произведение, не оказалось необходимых климатических условий. Икона испытала «резкий перепад температурно-влажностного режима», что и стало причиной «многочисленных шелушений красочного слоя».

Совет посчитал, что последствия перевозки «серьезны и могут угрожать существованию древнего и хрупкого памятника». В связи с этим «Троица» исключена из экспозиции Третьяковской галереи «на неопределенный срок». Икону поместят в депозитарий, «пока ее состояние не стабилизируется».

Что произошло:

16 июля икону на два дня вывезли в Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре по личной просьбе патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это произошло впервые после Октябрьской революции 1917 года, сообщила руководитель пресс-службы лавры Татьяна Денисюк. Она отметила, что икону выставили по случаю празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

По данным СМИ, сотрудники галереи были против транспортировки произведения. Они настаивали на специальных температурных условиях, без которых икона может разрушиться.

© Сноб, Фатима Алиева. 28.09.2022
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

История вопроса

Сообщение Holy Scripture » 15 авг 2023, 15:12

Где должна находиться «Троица» Рублева — в музее или храме?

16 июля икону «Троица» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Искусствоведы выступили против транспортировки иконы, опасаясь, что ее могут повредить, однако Минкульт опроверг опасения. 19 июля икону вернули обратно в музей. Несмотря на заявление Минкульта, ее состояние изучают реставраторы. «Сноб» рассказывает, почему шедевр древнерусской иконописи не могут поделить верующие и ученые и как можно решить затяжной конфликт между исследователями и духовенством, который длится больше 100 лет

Изображение
Верующие около иконы Андрея Рублева «Троица», доставленной в Троице-Сергиеву Лавру
Фото: Артем Геодакян / ТАСС


Тайна, которая хранилась под окладом

«Икона всегда покрывается защитным лаком», — рассказывает «Снобу» директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. Русские иконописцы часто использовали в качестве лака олифу - специально приготовленное вещество из нескольких ингредиентов на основе растительного масла. Оно образовывает поверх изображения пленку, которая защищает икону от влаги. Но олифа имеет неприятное свойство - за 30-90 лет она полностью темнеет.

«Под потемневшим слоем изображение иконы плохо просматривалось, — продолжает Миндлин. — Раньше снимать этот слой не умели. Поэтому, чтобы освежить живопись на иконе, художники прописывали изображение поверх защитного слоя. Причем делали они это достаточно вольно — в соответствии с эстетическими вкусами своего времени. В итоге на древних русских иконах образовывались несколько слоев записей. И если перед нами икона конца XIV - начала XV века, то представляете, сколько за это время на ней могло появиться живописных слоев?»

Среди искусствоведов нет единого мнения, когда была написана «Троица», однако большинство исследователей полагают, что это были 20-е годы XV века. С этого времени икона «Троица» хранилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и как минимум с XVI века считалась одной из самых почитаемых в ней: Иван Грозный и Борис Годунов жертвовали ей драгоценные оклады, закрывавшие изображение Рублева, за исключением нескольких иконописных деталей. Поэтому вплоть до начала XX века икона была почти полностью закрыта от глаз - в 1904 году из-под оклада виднелись только ступни, кисти рук и лики трех ангелов. В том же году реставратор Василий Гурьянов нашел способ снять слой олифы и расчистил небольшой фрагмент изображения одежды на одной из фигур Троицы. Под напластованием слоев он увидел «пронзительный голубой цвет Рублева», рассказывает искусствовед Ирина Языкова. Затем его увидели прихожане, и к иконе потянулись паломники. Монахи лавры стали беспокоиться, что ее могут случайно повредить. Чтобы этого избежать, братия решила закрыть икону окладом, одновременно запретив все реставрационные работы. Полностью раскрыть икону удалось только в 1918 году реставраторам под руководством художника Игоря Грабаря. Специалисты увидели под окладом трех ангелов, сидящих за столом, и «райские цвета», говорит Языкова: «пронзительно-голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый».

Изображение
Фотография «Троицы» после реставрации Василием Гурьяновым, 1905 год
Фото: Wikipedia


Подлинность расчищенной иконы не вызывает сомнения у всех серьезных исследователей, отмечает Миндлин. При этом, по его словам, «Троица» - единственная дошедшая до наших дней икона, полностью созданная Андреем Рублевым. В остальных иконостасах, связанных с его именем, Рублев мог выступать в качестве художника, рисующего деревья, одежды, лики святых, или, например, в качестве редактора - человека, который правит живопись после работы группы художников.

Как «Троица» стала русским брендом

«Рубеж XIV-XV веков, когда работал Андрей Рублев, был временем глобального кризиса для всего православного мира», — рассказывает историк искусства Алексей Лидов. Константинополь опасался взятия османами, прося помощи у Запада, внутри Византии усугублялся экономический кризис, в результате которого многие греческие художники, не имевшие возможности зарабатывать на родине, начинали искать работу в других странах. До конца существования Византии, у которой Русь позаимствовала традицию живописи, оставалось примерно полвека.

Стиль Рублева был как раз одним из направлений византийского искусства кризисного времени, когда империей правила последняя династия - Палеологов, говорит Лидов.

«Рублев этот стиль не изобрел. Он его воспринял и начал развивать, — отмечает историк искусства. — Причем на Руси этот стиль оказался очень востребованным, а в XV веке - уже доминирующим. В XVI веке он был закреплен решением Стоглавого собора как обязательный для иконописцев. То есть Андрей Рублев был поставлен государством на уровень великих византийских мастеров, а его иконописная манера стала мейнстримом русского искусства».

Изображение
Оклад для иконы «Троица» Андрея Рублева
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images


Как и «Троица» Рублева, многие работы его последователей хранились за окладами. «Иконы в музейном восприятии (неприкрытые окладами - прим. ред.) сразу после их появления практически никто не видел», — отмечает Алексей Лидов. Большинство из них удалось вскрыть и очистить от поздних слоев только после революции 1917 года. В 1920 годы стали появляться первые репродукции икон и мир впервые смог увидеть «Троицу». Из самой иконы советские власти предполагали сделать товар, превратив ее в один из русских брендов. Так, в 1929 году впервые открытые средневековые русские иконы были показаны на выставке в Германии. В их числе была специально созданная копия «Троицы» Андрея Рублева. Она побывала в Берлине, Кельне, Гамбурге и Мюнхене.

«Эта выставка была организована с не очень добросовестными целями, потому что советская власть пыталась эти иконы продать, — рассказывает Алексей Лидов. — Она проехала по Европе триумфально и громко, но желающих покупать иконы было немного (на Западе была Великая депрессия - прим. ред.). Уже потом, в 1930-е, появились богатые американцы, которые скупали иконы через Торгсин, но часто им подсовывали подделки, которые изготовлялись специально для продажи. Так или иначе в итоге всей этой истории большевики, конфисковав иконы и пытаясь их продать, сделали им большую рекламу».

В том же году «Троица» Рублева была передана на хранения из музея, созданного на месте лавры, в Третьяковскую галерею.

«Еще в 1920-е искусствоведам стало понятно, что это выдающееся произведение средневекового искусства, — отмечает Лидов. — Тогда же появилась традиция, которая сегодня видна в храмах Запада: выставлять в неправославных храмах репродукции или списки, в первую очередь с иконы Владимирской Богоматери или «Троицы» Андрея Рублева, как главные молитвенные образы и как пример молитвенного образа из другой христианской традиции. На Западе даже связывают эти образы со своими представлениями об истинной христианской духовности».

«Сейчас это произведение имеет для отечественной и мировой культуры первостепенное значение. Это национальное достояние, как флаг или герб», — отмечает Михаил Миндлин.

В 2009 году, по оценке бывшего министра культуры Александра Авдеева, стоимость «Троицы» Андрея Рублева составляла 600 миллионов долларов. Для сравнения, самым дорогим лотом русской живописи, проданным на аукционах, считается «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, ушедшая с молотка за 85,8 миллиона долларов.

Почему «Троицу» не могут поделить и как решить спор об иконе?

«Во времена Советского Союза я специально ходил в Третьяковскую галерею в отдел древнерусской живописи, где молился иконе Троицы», — рассказывает «Снобу» настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. Он считает «Троицу» одной из главных православных святынь и называет спор вокруг нее между учеными и верующими «конфликтом».

Изображение
Иконостас в Бородинской церкви. Фотография Сергея Прокудина-Горского, снятая в 1911 году
Фото: Wikipedia


«Части православных не нравится, что чтимые ими иконы находятся не в храмах, для которых они писались, а на музейном хранении, где людям трудно совершать привычное поклонение святыням, — говорит Алексей Уминский. — С другой стороны, научное сообщество не может принять эту аргументацию, потому что оно не видит в иконе сакральности, а видит в ней только культурное и художественное значение. Эту точку зрения тоже можно понять, потому что шедевры уровня «Троицы» нуждаются в надлежащем хранении, так как это не только святыня для христиан, но и общенациональное достояние».

Впервые вопрос о том, где должна находиться «Троица», был затронут российскими властями 4 ноября 1993 года, когда на Красной площади был открыт заново восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери. На его освящении присутствовал Борис Ельцин. Президент заявил, что «Троица» Рублева будет возвращена из Третьяковки православной церкви и будет висеть в храме в специальном саркофаге, который защитит ее от разрушения. Однако историки выступили против, и икона осталась в музее.

«Основной аргумент искусствоведов против нахождения иконы в храме - отсутствие там влажностно-температурного режима, без которого она будет разрушаться», — говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. В настоящее время доски иконы расходятся, на ее живописном слое есть трещина.

«Но конфликт не в этом, — считает Михаил Миндлин. — А в том, что профессиональное реставрационное сообщество считало недопустимым любую транспортировку иконы - потому что наши дороги не идеальны и транспорт не идеален, а колебания в пути могут повредить икону: возможны отставания грунта, красочного слоя, растрескивания».

В 2007 году, вспоминает Миндлин, после транспортировки иконы из здания Третьяковки в Лаврушинском переулке в здание на Крымской набережной и обратно на «Троице» были обнаружены повреждения - отставание грунта и красочного слоя, растрескивание основы и расхождение досок по стыкам. В итоге икону пришлось реставрировать в течение года, добавляет Миндлин. Последующие 15 лет она не покидала пределов Третьяковской галереи.

Изображение
Опадение красочного слоя и следы от гвоздей, которыми крепился оклад
Фото: Wikipedia


16 июля, впервые с 1917 года, икона была доставлена в Троице-Сергиеву лавру по личной просьбе патриарха Кирилла. Ее привезли в монастырь для празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. СМИ писали, что искусствоведы были против транспортировки, однако после сообщений СМИ Минкульт заявил, что против никто не выступал, а для доставки иконы на праздник была создана специальная комиссия и икона перевозилась в лавру специально изготовленной климатической витрине. В тот же день депутат Госдумы от «Единой России» призвал навсегда отдать икону лавре. Днем позже о том, что место «Троицы» в церкви, высказалась председатель Совета по правам человека Мособласти Марина Юденич.

«Есть суперблагочестивая церковная позиция: икона написана, чтобы на нее молились, а не разглядывали ее в музее, — комментирует позицию сторонников нахождения иконы в храме Алексей Лидов. — Но в храмах иконы просто разрушаются, как и раньше. Уместно вспомнить историю Звенигородского чина, который когда-то приписывался Андрею Рублеву. По иконам этого чина нет документации, но с большой вероятностью они были найдены в дровяном сарае. И [если бы их не обнаружили ученые] с ними поступили так, как поступали со старыми иконами на протяжении тысячи лет: если икона вышла из употребления, не может больше использоваться, то, согласно византийскому каноническому праву, ее можно захоронить или сжечь. Скорее всего, большинство древних икон ушли из этого мира именно таким образом. Поэтому отправлять такие памятники в храмы - фактически обрекать их на смерть».

Чтобы сохранить икону для новых поколений, можно создать огромный музей с идеальными климатическими условиями, считает Лидов. «Такие музеи созданы в Ватикане, — поясняет он. — Но вопрос, кому этот музей будет принадлежать. Есть ли сейчас у Русской православной церкви ресурсы для такого музея? На мой взгляд, ответ один: если мы хотим, чтобы иконы жили дальше, они должны находиться в музее».

«Владимирская икона Божией Матери - не менее узнаваемая в мире, чем «Троица» Андрея Рублева, — говорит Алексей Уминский. — И эта икона хранится в храме Николы в Толмачах, который приписан к Третьяковской галерее (храм находится примерно в ста метрах от музея, и для перемещения в него реликвий не требуется транспорт - прим. ред.). Я не знаю, как сейчас, но несколько лет назад «Троица» раз в год выносилась из музея в этот храм. Там есть специальные ковчеги, в которых соблюдается температурный режим. Мне кажется, что подобные вещи могут решить этот конфликт. Например, во Флоренции или Венеции во многих храмах, где хранятся шедевры, введен билетный режим. Конечно, это тоже кого-то не устроит. Но есть разные варианты, и на их основе можно думать, как преодолеть конфликт», — считает священник.

© Сноб, Алексей Синяков. 20.07.2022

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5682
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Здоровье у иконы не очень

Сообщение FontCity » 15 авг 2023, 15:23

"Это абсолютно вредоносно для самой церкви". РПЦ заполучила "Троицу"

Изображение
"Троица" на богослужении в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры

Надежды искусствоведов и реставраторов на то, что "Троицу" Рублева все-таки удастся оставить в Третьяковской галерее хоть на время, пока не будут залечены те повреждения, которые возникли во время путешествия прошлым летом в Троице-Сергиеву лавру, не оправдались. Указом Путина к 4 июня, празднику Троицы, ее отправили в храм Христа Спасителя. Север.Реалии рассказывает о том, как искусствоведы проиграли битву за "Троицу" РПЦ.

3 июля икона Андрея Рублева "Святая Троица" покинула реставрационную мастерскую Депозитария Третьяковской галереи – по заявлению Министерства культуры, на две недели, а по заявлению патриарха Кирилла, на целый год. Единогласное мнение специалистов о том, что любое путешествие гибельно для древнерусского шедевра, было проигнорировано российскими властями, и светскими, и церковными.

15 мая прошло заседание расширенного реставрационного совета. В протоколе заседания зафиксированы итоги планового исследования сохранности памятника после его трехдневного пребывания (16–9 июля 2022 года) на богослужении в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В протоколе записано, что это исследование "выявило ряд новых серьезных проблем, являющихся следствием расконсервации древнего памятника, а именно:

• помимо имеющихся 61 участка отставаний левкаса и красочного слоя;
• выявлено еще 10 новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем;
• пять из них требуют неотложного реставрационного укрепления;
• трещина по правому стыку досок основы на изображении лика и фигуры правого Ангела увеличилась".

В протоколе подробно объяснено, каким обследованиям подверглась икона: "помимо осмотра в бинокулярный микроскоп, была проведена фото-видео-микросъемка, а также 3D-сканирование, что позволило зафиксировать динамику изменений состояния сохранности".

По итогам заседания, которое можно сравнить с консилиумом, все специалисты пришли к единому мнению – если икону не оставить в покое и разрешить ее вывоз, она с большой вероятностью погибнет.

Изображение
Икона "Троица" Андрея Рублева

В конце мая возникло ощущение, что здравый смысл может возобладать, и икону губить не станут. В прессе появились комментарии председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерея Леонида Калинина, который сказал, что главное – это сохранность "Троицы", что к безопасности ее перевозки есть вопросы, и предположил, что вместо нее в храме Христа Спасителя можно выставить ее копию. 26 мая указом патриарха Кирилла Калинин был не только снят со своих должностей, но и запрещен в служении – за "воспрепятствование" перемещению рублевской "Троицы" в храм.

Изображение
Экс-председатель Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин

Протоиерей Леонид Калинин в 1994 году окончил МГХАИ имени Сурикова, он состоит в Международном союзе художников, а также в Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете Москвы. С 1998 года он руководил Координационной группой специалистов по воссозданию храма Христа Спасителя в Москве, с 1999 по 2003 год – работами по художественному убранству Патриаршего Никольского кафедрального собора в Нью-Йорке (США).

В 2002 году стал настоятелем московского храма Священномученика Климента, папы римского, в Замоскворечье.

Протоиерей Леонид Калинин входил в Патриарший совет по культуре, был епархиальным древлехранителем Московской городской епархии, а когда в 2016 году был учрежден Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, он стал его председателем.

После отставки Калинин в комментарии сказал: "Я всегда стараюсь поступать как могу, может быть, я ошибаюсь. Видимо, совершил какую-то ошибку". В конце мая стало известно, что протоиерей попал в больницу, "лежит под капельницей, плохо с сердцем".

Изображение
Иеромонах Димитрий Першин

– Есть каноническое право, и есть практика применения канонического права, и есть Евангелие, это три разных измерения, которые не всегда совпадают, – говорит иеромонах Димитрий (Першин), несколько лет отвечавший за миссионерскую работу в Москве. – Ситуация с отцом Леонидом интересна тем, что, присутствуя на том реставрационном собрании, он услышал аргументы специалистов и, вероятно, в момент голосования не смог отказаться от логики, от их убедительности – в конце концов, от совести. При всех оговорках, которые он сделал, он все же поддержал искусствоведов, вставших на защиту рублевской "Троицы". Еще несколько лет назад такой жест мог остаться незамеченным, а сейчас он оказался очень резонансным. Ведь крайне редко в системе государственной власти, куда встроены и музеи, можно услышать возражения этой самой власти.

3 июля рублевская "Троица" была доставлена в храм Христа Спасителя. Доводы специалистов не были услышаны и приняты во внимание.

https://d2wdcdf5ulm359.cloudfront.net/0 ... 0_r1_s.jpg
Алексей Лидов

– Реставрационный совет Третьяковской галереи – довольно серьезная и абсолютно профессиональная инстанция, где мнения всех без исключения ведущих реставраторов и искусствоведов было однозначно: передавать "Троицу" и перемещать ее куда-либо из Третьяковской галереи нельзя, это грозит гибелью памятника, – говорит историк искусства, византолог, академик Российской академии художеств, сотрудник Института мировой культуры МГУ Алексей Лидов. – Вот главный итог этого реставрационного совета. На его основании Третьяковская галерея как музей, хранящий икону, приняла решение отказать в передаче иконы РПЦ. Это официальная позиция Третьяковской галереи при всем ее государственном статусе. Потому что, в конце концов, за "Троицу" отвечает Третьяковская галерея. Вот она и сформулировала свою предельно ясную позицию.

– Но это не помогло. Была какая-то возможность гражданского сопротивления у сотрудников Третьяковки? В отставку всем подать, двери запереть...

– Сопротивление уже произошло, и профессиональное, и гражданское – по крайней мере членов реставрационного совета, включая чиновников Министерства культуры, директоров ведущих музеев, начиная с самой Проничевой, директора Третьяковской галереи, которая также подписала этот протокол, отказала в передаче. Но есть высшее начальство, которое думает иначе. В данном случае, мне кажется, уже закусили удила, никакого пути отступления не видят. Несмотря на мнение профессионального сообщества, плюс мнение интеллигенции, в том числе подавляющего числа так называемой православной интеллигенции. Так что факт гражданского сопротивления налицо, он останется в истории, в памяти.

– Вообще-то здравый смысл говорит, что вряд ли верующие люди хотят гибели рублевской иконы.

– Если, не дай бог, что-то случится с иконой, то, мне кажется, власть и патриархия берут на себя страшную ответственность и глобально рискуют своей репутацией, но, как говорится, не в первый и, думаю, не в последний раз. В некотором смысле я бы сказал, что история с "Троицей" стала сюжетом политическим, неким зримым символом победы над так называемой "либеральной" интеллигенцией, сколь угодно православной. История трагическая, потому что опасения за судьбу иконы и главного шедевра древнерусского искусства более чем серьезны, – говорит Лидов.

Изображение
Икона "Троица" Андрея Рублева в храме Христа Спасителя

Эти опасения подтверждаются еще и тем, что сотрудники Третьяковской галереи документально зафиксировали, как небрежно обращались с "Троицей" в Троице-Сергиевой лавре прошлым летом. Был составлен график, показавший перепады температуры от 21 до 25°, а влажности – от 46 до 62%. "Температурно-влажностный режим во время пребывания в соборе витрины с иконой регулировался в ручном режиме проветриванием, включением/выключением кондиционеров и ограничением по возможности доступа верующих", – говорится в протоколе заседания расширенного реставрационного совета. Именно после этого по возвращении иконы количество отставаний паволоки и левкаса, а также шелушений красочного слоя резко увеличилось.

В протоколе говорится о появлении "шелушения красочного слоя по контуру изображения волос трёх ангелов", о четырех особенно опасных участках, которые "чреваты утратами левкаса с красочным слоем".

– Мне приходилось участвовать еще 15 лет назад в заседаниях расширенного реставрационного совета и слушать подробные доклады реставраторов, – говорит Алексей Лидов. – Действительно, это как медицинское заключение по поводу тяжелобольного человека, которому осталось совсем немного жизни. Состояние доски плохое, угрозы, связанные с перемещением, огромные. К тому же давайте не забудем о том, что это для мира главное произведение русской иконописи, по которому в некоторых западноевропейских университетах читают специализированные курсы, только по одной этой иконе. Я знаю такой курс, который читался в римском университете, целый курс, посвященный иконе "Троица". Это памятник без всякого преувеличения мирового значения. Но этот фактор, я думаю, в данных обстоятельствах был далеко не решающим.

– А какие опасности самые главные?

– Если в самых общих чертах, то икона написана на трех досках, которые, как говорят профессионалы, давно повело, то есть они расходятся. На этих досках лежит, как положено в правильно сделанной иконе, особая ткань и левкас, специальный грунт под икону, на который нанесена живопись. В случае перемещения иконы эти доски могут изменить свое состояние, которое более или менее стабильно в рамках музейной экспозиции, из-за этого произойдет разрушение левкаса и, соответственно, находящейся поверх него живописи.

– Из-за этого и лики заклеивают при перемещении иконы – чтобы не осыпались?

– Это часть того же самого. Должна быть сохранена основа, а основа – это три доски, скрепленные так называемыми шпонками, изменения в которых может привести к нарушению грунта, левкаса и красочного слоя. В том числе к его вспуханию, отставанию, опаданию и так далее. Угроз очень много. Уже известно, что когда икону по приказу не так давно передавали в Троице-Сергиеву лавру, а потом вернули, то реставраторы обнаружили более 60 повреждений. Так что их опасения далеко не беспочвенны.

– А потом еще около десятка повреждений, как сказано в протоколе заседания реставраторов.

– Если говорить о сохранности и возможной гибели иконы, то тут мнение всех профессионалов однозначно: трогать ее было нельзя. Эта история не равна параллельной истории о передаче из Эрмитажа раки мощей Александра Невского. Да, ее перенесут в Александро-Невскую лавру, лишат людей возможности увидеть этот шедевр русского сереброделия XVIII века, но самому существованию раки ничего не угрожает, а здесь угрожает очень серьезно. В этом все, кто что-то понимает в этом вопросе, абсолютно единодушны. Расширенный реставрационный совет был своего рода консилиумом у постели тяжелобольного. Мнения всех присутствующих врачей было однозначно. И сюжет был абсолютно не политический, они совсем не хотели выступать против власти, не хотели конфликта, просто констатировали реальность, фиксировали угрозу жизни. Это очень важно. То, что в итоге было принято решение наплевать на это заключение, – это решение само по себе, по моему мнению, криминальное.

– В протоколе перечислены и сканирование, и исследование под микроскопом, и рентгенография, все это выглядит очень серьезно.

– Российская реставрация всегда была на уровне самых серьезных мировых стандартов, а в случае "Троицы" они имели возможность использовать все имеющиеся на данный момент приборы, все формы исследования, которые знает современная мировая реставрация. Так что этому заключению можно доверять абсолютно. Мне это показывали на пальцах, показывали макросъемку, где видны швы, расхождение красочного слоя, то, как ведут себя доски. Короче говоря, если брать научно-исследовательскую часть этой реставрационной работы, то она была проделана относительно недавно на самом высоком современном уровне, который только существует в мире.

– В протоколе написано, что самый опасный участок с расслоениями левкаса обнаружен на лузге правого поля иконы. Что значит – лузга?

– Лузга – это край. Таких сюжетов на самом деле довольно много. Я слушал более чем часовой доклад, где реставраторы, подробно документируя каждое слово, показывали на макрофотосъемке, что происходит. Это было, кстати, еще в 2010 году, после очередной просьбы передать икону в Лавру на праздник. Вообще вся эта история тянется уже почти 30 лет, с начала 90-х годов церковь требует передать эту икону. И реставраторы, искусствоведы регулярно собираются и говорят, что этого делать нельзя. Но тогда, на реставрационном совете 2010 года, сами монахи Троицко-Сергиевой лавры, когда они послушали, что им сказали реставраторы, были настолько впечатлены, что публично отказались от просьбы передать икону на праздник, чтобы не рисковать национальной святыней.

– Вообще непонятно, почему Церкви обязательно нужна именно сама икона, почему нельзя поставить список.

– С точки зрения православной традиции эту великую живопись Андрея Рублева никто не видел на протяжении многих веков. Во-первых, она была под записью, во-вторых, на ней был драгоценный оклад, оставлявший видимыми только лики и руки. Но есть другой момент, связанный с тем, что в восприятии некоторых верующих людей это своего рода реликвия, то есть священный предмет, если сказать попросту – доска, которая для ряда людей обладает особой святостью – и, как любая реликвия, потенциальной способностью к чудотворению.

– Это очень похоже на язычество, вообще-то говоря.

– Всю традицию почитания реликвий очень трудно отделить от каких-то языческих представлений. Но это традиция, которая в Византии, потом в Древней Руси, вплоть до нашего времени существовала и существует. Именно поэтому сражение идет за доску, а не за шедевр мирового искусства. И это очень существенная разница в восприятии, казалось бы, одного и того же сюжета. Даже если, условно говоря, живопись Рублева погибнет, но останется хотя бы кусочек доски, он для многих будет обладать почти той же степенью святости, как и шедевр Рублева. Это важный аспект, о котором люди, находящиеся в рамках этой традиции, редко думают.

– А что раньше делали с иконами, пришедшими в негодность?

– С одной стороны, древние, хрупкие, больные иконы с частично утраченной живописью еще Русская православная церковь XIX века не выставляла перед молящимися, а чаще всего помещала в особые церковные древлехранилища, своего рода аналог церковных музеев. А еще раньше их просто сжигали, хоронили или клали в основание дровяных сараев. Есть у нас византийского времени текст XI века о том, как нужно поступать с этими ветхими иконами. В Константинополе из них разжигали особый священный огонь в великий четверг и на нем варили святое миро. У нас есть свидетельства Антония Новгородского, который наблюдал этот процесс в Святой Софии в 1200 году.

– Сколько же шедевров погибло…

– Множество старых византийских икон погибло не от врагов, не от иноверцев, а именно в этом священном огне, но древневизантийская практика на Русь, слава Богу, не перешла. Теоретически в таком огне могла оказаться и "Троица" Андрея Рублева, но каким-то чудом или провидением она сохранилась. Здесь очень много парадоксальных моментов. Большевики отбирают у церкви ее имущество и провозглашают атеистическое государство. Но именно благодаря большевикам "Троица" оказывается в руках высокопрофессиональных реставраторов, которые в 1918 году возвращают живопись Рублева к жизни, она становится доступна и видима для всех глаз, становится для всего мира символом русской православной культуры, самых высоких духовных принципов, которые за ней стояли.

Сейчас мы видим странную изнанку этого процесса: то, что было именно в музейном контексте, стало символом русского православия, обратило, кстати говоря, в православие тысячи людей, и это становится предметом раздора, на мой взгляд, совершенно безосновательно. Это абсолютно вредоносно для самой церкви, для взаимопонимания внутри православной среды, расколотой по этому вопросу довольно жестко. Зачем создавать эту духовную войну, мне непонятно.

– Те, кто защищают этот перенос иконы, говорят: да нет, она не погибнет, Бог не допустит.

– "Бог не допустит" – это, конечно, серьезный аргумент, но когда все профессионалы как один говорят, что есть угроза жизни, то странно было бы к этому не прислушаться. Собирается консилиум врачей, в один голос утверждает, что мы имеем дело с неизлечимым раком. Дальше можете говорить: нет, я от рака не умру, Господь не допустит. Что называется, это аргумент примерно такой же степени убедительности, – говорит Лидов.

Иеромонах Димитрий (Першин) отмечает, что изначально просьба патриарха Кирилла была более скромной – он просил передать икону только на праздник Троицы, а решение передать ее насовсем было принято президентом.

– Меня удивляют новостные ленты – там ключевым словом было "поклонение", – замечает отец Димитрий. – Икону передают для поклонения. А ведь православные христиане могли бы разъяснить, что VII Вселенский собор, который был посвящен вопросам иконопочитания, очень четко формулирует, что поклонение воздается только Богу. А иконы можно только почитать. Икона – это имя, запечатленное в красках, и почитание обращено к тому, кто изображен, тому, кому мы молимся, а не к доскам, левкасу и минералам, растертым в порошок. Именно поэтому в критериях того, что является, а что не является иконой, VII Вселенский собор не указывает древность.

По словам отца Димитрия (Першина), это значит, что молитва перед репродукцией или копией рублевской "Троицы" будет точно такой же, как и перед подлинником. Поэтому присутствие его в храме не является определяющим для молитвы.

– Молитва обращена к Богу, а икона лишь напоминает об этом. Этот аргумент был и у противников переноса "Троицы" в храм – хорошо, она будет в этом храме, а в других храмах все равно будут копии. Кстати, хорошая копия, возможно, даст молящемуся даже больше, чем подлинник, где некоторые части были утрачены за прошедшие века, а на новых копиях все эти утраченные детали можно различить и прочитать.

Участников реставрационного совета не очень волновало, в чьей собственности будет "Троица", гораздо важнее, где она находится: церковь может не отказываться от дара, принять его с благодарностью – и оставить его в руках искусствоведов, чтобы они берегли его и реставрировали. Дмитрий (Першин) надеется, что решение о том, что образ "Троицы" в течение года будет находиться в Москве, а не в Сергиевом посаде, как ранее предполагалось, – это хоть какой-то шаг навстречу искусствоведам, которые смогут хотя бы отслеживать и контролировать состояние уникального памятника древнерусской иконописи.

Исполнится ли это пожелание, неизвестно. 3 июня в прессе появилось сообщение о том, что "Троица" пробудет в храме Христа Спасителя в Москве целый год, а потом отправится в Троице-Сергиеву лавру – так сказано в заявлении патриарха Кирилла. Хотя ранее говорилось, что через две недели икона вернется в Третьяковскую галерею на реставрацию. Ни о какой реставрации иконы или о наблюдении за ее состоянием в новом заявлении патриарха речи не идет.

© Радио Свобода, Антон Жезмер. 4.6.23
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5682
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Мигалки вместо климат-контроля

Сообщение FontCity » 15 авг 2023, 15:38

"Троицу" выставили в храме Христа Спасителя без климатической капсулы. Третьяковка согласилась выдать икону

Изображение
На "Троице" видны наклейки, которые нанесли реставраторы в слабых местах, чтобы хоть как-то защитить икону от колебаний во время перемещений и нахождения в храме
АВТОР ФОТО,RUSSIAN MINISTRY OF CULTURE/TASS


Разрушающаяся "Святая Троица" Андрея Рублева доставлена в храм Христа Спасителя несмотря на запрет реставраторов ее перемещать. В храме древний памятник разместили поздно вечером 3 июня в витрине без климатического контроля. Патриарх Кирилл в тот же вечер заявил, что икона останется в храме на год. Однако, согласно подписанному в последний момент перед отправкой иконы договору между Третьяковкой и РПЦ, икону должны вернуть в музей через две недели.

Третьяковская галерея, выступавшая против любого перемещения ветхой иконы, все-таки согласилась передать "Троицу" в главный храм РПЦ на две недели - с 4 июня до 18 июня. Договор подписали директор музея Елена Проничева (до этого она икону выдавать из музея отказывалась) и протоиерей Георгий Мартынов - куратор Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя. Подписание договора состоялось вечером 3 июня, в последний момент перед отправкой иконы в храм. Об этом Би-би-си рассказал источник близкий минкультуры.

По словам источника, знакомого с переговорами о переносе иконы, в РПЦ не хотели брать на себя ответственность за пребывание иконы в храме и предлагали, чтобы соглашение подписал спонсор - компания РЖД. Однако в галерее такой документ подписать отказались, и стороной договора выступил храм Христа Спасителя.

На две недели или на год?

Патриарх Кирилл вечером в субботу возглавлял богослужение в Троице-Сергиевой лавре - и там он назвал иные сроки пребывания "Троицы" в церкви, чем указаны в договоре. "В течение года чудотворный образ будет находиться в храме Христа Спасителя с тем, чтобы москвичи и гости столицы могли поклониться этой великой святыне. А затем этот образ вернется сюда [в лавру], в святой храм на историческое место", - сказал предстоятель РПЦ.

Однако Минкультуры заверило, что икона "останется в храме [Христа Спасителя] до 18 июня. Собеседник Би-би-си, близкий минкультуры, подчеркнул, что по договору между РПЦ и Третьяковкой икону через две недели "обязаны вернуть" в музей, и вносить изменения в договор нельзя.

"В соответствии с договором о размещении иконы в Храме Христа Спасителя, не позднее 19 июня 2023 года икона "Святая Троица" Андрея Рублева (Инв.13012) должна быть возвращена в депозитарий отдела научной реставрации древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи", - напомнили и в официальном телеграм-канале музея.

В храм Христа Спасителя "Троицу" доставили в автофургоне в сопровождении машин с мигалками. Патриарх Кирилл - настоятель этого кафедрального собора в Москве - не встретил "великую святыню", которую он за последние несколько недель не раз называл "чудотворной" (в официальном журнале Священного Синода об этом не говорится).

Перед распаковкой духовенство в храме отслужило молебен. В храме присутствовал первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов - компания второй год подряд спонсирует перенос иконы из музея в церковь.

На "Троице" видны наклейки, которые нанесли реставраторы в слабых местах, чтобы хоть как-то защитить икону от колебаний во время перемещений и нахождения в храме

"Троицу" привезли в храм прямо с реставрационного стола - с наклейками, которые реставраторы закрепили в самых слабых местах, в том числе по стыку досок, чтобы трещины не разошлись во время перемещения иконы и ее пребывания вне музейных стен.

"Будет стоять с наклейками, а иначе никак", - сказали Би-би-си два эксперта по церковному наследию.

В воскресенье утром, в праздник Святой Троицы, богослужение в храме Христа Спасителя совершит патриарх Кирилл - после этого "Троица" будет доступна для "поклонения верующих".

Все это время ветхий памятник будет находиться в старой витрине, признанной реставраторами непригодной для обеспечения сохранности "Троицы". В этой витрине икону выставляли год назад в Троице-Сергиевой лавре под Москвой. После той поездки состояние сохранности "Троицы" Рублева значительно ухудшилось.

Как рассказал источник Би-би-си в музейном сообществе, с прошлого года витрина не претерпела никаких изменений - ее только "помыли", а специалисты Третьяковки и компания "Арт-Курьер", перевозившая икону, установили в витрине датчики температуры и уровня влажности. Однако, по словам реставраторов, такие усовершенствования принципиально не улучшают ситуацию и не превращают музейную витрину в климатическую капсулу, которая необходима для "Троицы". В храме, где не поддерживается музейный климат, витрина не может защитить икону от колебаний температуры и уровня влажности.

В какую капсулу поместили "Троицу"

Эту витрину министерство культуры заказало в 2022 году для перемещения "Троицы" в Троице-Сергиеву лавру. Как выяснилось после возвращения иконы, витрина не соответствовала основным требованиям для обеспечения относительно безопасной перевозки памятника.

Как следовало из опубликованного в телеграм-канале о культурной жизни "ку-ку" скрина "внутреннего документа Третьяковки" - докладной записки на имя заместителя директора музея Рината Шигапова, - витрина не обеспечивала "поддержание необходимого температурно-влажностного режима" и не была оснащена датчиками температуры и уровня влажности.

"Такие витрины используются во многих музеях, в экспозиционных пространствах, которые обладают музейным климатом, но где параметры температуры и относительной влажности не поддерживаются стабильно. В данном случае эта витрина размещалась в пространстве храма, где, как мы понимаем, музейного климата нет", - пояснила на заседании реставрационного совета 15 мая главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Как ранее рассказывали Би-би-си эксперты, в храме Христа Спасителя также нет необходимого оборудования для размещения памятника - ни подходящего киота, ни климатического и вибрационного контроля.

С тем, что "Троицу" пока нельзя вывозить и что для перевозки такого памятника ни у музея, ни у церкви нет подходящей климатической капсулы, ранее соглашался и представитель РПЦ, на тот момент - глава экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин.

"Это должно быть понято всем обществом, и церковью, и руководством, что есть проблемы, которые придают этой иконе на сегодняшний день невывозной статус - до того момента, конечно, пока наши реставраторы не научатся, может быть, "лечить" [древние иконы]", - говорил протоиерей Леонид Калинин на заседании расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи 15 мая.

27 мая стало известно, что патриарх Кирилл запретил его в священнослужении и уволил со всех должностей. Как следует из патриаршего указа, священник был наказан за "воспрепятствование" принесению на праздник Троицы 4 июня иконы Андрея Рублева в церковь. Каким образом протоиерей Леонид Калинин это сделал, в РПЦ не уточнили.

$500 млн и "безвозмездное пользование"

В минувший понедельник, 29 мая, прошла оценочная комиссия по "Троице", которая определила страховую стоимость иконы в 500 млн долларов (40 млрд рублей), сообщала со ссылкой на свои источники автор телеграм-канала "ку-ку" искусствовед Ксения Коробейникова. Эта оценка в четыре с лишним раза больше прошлогодней. Официального подтверждения этой информации нет. Министерство культуры на запрос Би-би-си о страховой стоимости иконы не ответило.

В прошлом году, как отмечала на заседании реставрационного совета главный хранитель Третьяковки Татьяна Городкова, икона была застрахована на сумму более 9 млрд рублей (около 111 млн долларов), что, по ее словам, было явно "заниженной оценкой".

ТАСС со ссылкой на источник в РПЦ сообщил, что безопасность иконы "Троица" Рублева во время нахождения в храме обеспечивает Росгвардия и служба безопасности храма.

Министерство культуры утверждает, что "Троица" после 18 июня отправится из храма Христа Спасителя на "плановую реставрацию". Кто будет заниматься реставрацией памятника, в ведомстве не уточняют.

25 мая Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина заявлял, что вопрос о реставрации будет решаться прямо в храме Христа Спасителя. Это означает, что решать судьбу иконы будет, вероятнее всего, не реставрационный совет Третьяковской галереи, который признал недопустимым перемещение, а уже другой состав специалистов. Три источника Би-би-си в музейном сообществе рассказали, что уже обсуждается создание новой реставрационной комиссии и вариант реставрации иконы не в Третьяковке, а в московском реставрационном центре имени Грабаря. При этом условиям договора икона сначала должна вернуться в музей.

Владимир Путин распорядился не только перенести "Троицу" 4 июня в храм Христа Спасителя, но и передать икону РПЦ навсегда. Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) говорила РИА Новости, что "государственная собственность на икону сохранится" - "религиозная организация вправе получить ее только в безвозмездное пользование".

В случае официальной передачи иконы в "безвозмездное пользование" непосредственно РПЦ, церковь должна будет финансировать реставрацию "Троицы". Это предусматривают правила передачи музейных ценностей религиозным организациям, которые были утверждены в июне 2022 года министром культуры Ольгой Любимовой.

При этом гарантами такого договора выступают Минкультуры и РПЦ. Игумения Ксения приводила в пример недавно подписанный договор с Эрмитажем о передаче РПЦ серебряной раки святого Александра Невского.

Формально, при нарушении режимов хранения музей будет вправе отказаться от договора. Сначала он может предъявить претензии во внесудебном порядке, и тогда разногласия могут быть урегулированы "на площадке Минкультуры", а при наличии дальнейшего спора - в суде.

"Скромное пожелание" патриарха и "историческое решение" Путина

О решении российского президента Владимира Путина "вернуть" Русской православной церкви "Троицу" 15 мая сообщила пресс-служба патриарха Кирилла на сайте РПЦ.

В нем говорилось, что Путиным "принято решение" в ответ "на многочисленные просьбы православных верующих".

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позже уточнил, что соответствующего указа президента нет, документально оформить его решение должно Министерство культуры. При этом, по словам Пескова, "укрывать в музее" святыню не соответствует "чаяниям большого количества верующих в нашей стране".

Ни в РПЦ, ни в Кремле не уточнили, о каких "многочисленных просьбах" идет речь и каким образом власти и церковь узнали о "чаяниях" большого количества верующих.

16 мая, на заседании Священного Синода патриарх Кирилл рассказал подробнее о том, как Путин принял "историческое решение". По словам патриарха, он лично говорил о "Троице" с Путиным, а до этого передал главе администрации президента Антону Вайно письмо с просьбой "организовать ее принесение" на праздник Святой Троицы 4 июня в храм Христа Спасителя в Москве, "с пребыванием иконы в этом храме в течение двух недель, дабы обеспечить возможность доступа к ней широкому кругу верующих".

"Вот такое скромное пожелание было мной обращено в адрес руководителя президентской администрации", - сказал патриарх. Но "в ответ", по словам предстоятеля РПЦ, Путин принял "историческое решение" - вернуть "Троицу" церкви навсегда.

Два источника Русской службы Би-би-си, близкие к руководству РПЦ, но не уполномоченные комментировать происходящее публично, утверждают, что Церковь не рассчитывала на получение иконы в полноценное владение.

Один из них назвал "историческое решение" Путина "сюрпризом и не обязательно приятным" для патриархии. Он поясняет, что постоянное содержание такого рода объектов слишком дорого и трудоемко.

Путешествие "Троицы" в лавру и его последствия

До своего путешествия в Троице-Сергиеву лавру в 2022 году "Святая Троица" Рублева после окончания Второй мировой войны покидала здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке всего один раз. В мае 2007 года икону вывезли в здание Третьяковской галереи на Крымском Валу на выставку "Европа - Россия - Европа".

Но даже небольшое перемещение в пределах Садового кольца тогда спровоцировало ряд негативных изменений в состоянии древнего памятника. После этого икона в течение 15 лет не покидала здание музея.

В прошлом году, после возвращения "Троицы" из лавры, где она пробыла три дня на торжествах, приуроченных к 600-летию обретения мощей Сергия Радонежского, реставраторы зафиксировали существенные изменения состояния сохранности иконы: 61 участок с "отставаниями паволоки (ткани, которая наклеивается на доску перед наложением грунта) и левкаса (грунта) с позолотой на полях иконы" (пять участков реставраторы назвали аварийными).

Также специалисты отметили появление "многочисленных шелушений красочного слоя по контуру изображения волос ангелов", эти участки также признаны аварийными и нуждающимися в срочной консервации.

В экспозицию Третьяковской галереи "Троица" вернулась только в декабре прошлого года, то есть почти через пять месяцев после путешествия. Все это время с иконой работали реставраторы, пытаясь стабилизировать ее состояние.

© ВВС. 4.6.23
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Всё под контролем

Сообщение Holy Scripture » 15 авг 2023, 15:43

Икону «Троица» Рублева перевезли в храм Христа Спасителя и установили в стеклянную капсулу

Изображение

Икону «Святая Троица» Андрея Рублева в ночь на 4 июня перевезли в храм Христа Спасителя и поместили в стеклянную капсулу, которая, как утверждают в Минкультуры, создает все необходимые условия. Видео и фото транспортировки, а также уже установленной иконы в храме опубликованы на странице Минкультуры во «ВКонтакте» и на сайте министерства.

«Икона установлена в капсулу, обеспечивающую режим влажности, в храме будут строго контролироваться условия, требуемые для сохранения памятника».

В храме за «Троицей» будут наблюдать сотрудники Третьяковской галереи.

Помимо этого, Минкультуры отчиталось, что транспортировка прошла успешно, икону везли на специальных автомобилях с пневматической подвеской и системой климат-контроля. Также в заявлении вновь уточняется, что икона будет находиться в Кафедральном соборе на праздничном богослужении 4 июня и еще две недели, до 18 июня, а после этого «Троицу» планируется отправить на реставрацию. Однако патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) ранее сообщал, что икона будет находиться в храме год.



Сегодня в храме проходит служба в честь Дня Святой Троицы. Подойти к иконе теперь можно ежедневно с 10:00 до 19:00.

Икону передали РПЦ по решению президента РФ Владимира Путина. По его словам, он сделал это «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». 23 мая в Третьяковской галерее прошло экспертное заседание, в ходе которого специалисты пришли к выводу, что передавать «Святую Троицу» РПЦ нельзя из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) отстранил от должности согласившегося с экспертами галереи главу экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерея Леонида Калинина «за воспрепятствование» переносу «Троицы». После этого Калинин попал в больницу с сердечным приступом.

24 мая члены комиссии по культуре древней и средневековой Руси научного совета РАН «История мировой культуры» в письме к министру культуры Ольге Любимовой попросили ее не допустить передачи иконы, так как старинный памятник не выдержит этого переноса и будет разрушен. Однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «Троица» все же будет перенесена в храм Христа Спасителя к 4 июня.

© The Insider, 4.6.23

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Продолжение истории

Сообщение Holy Scripture » 31 авг 2023, 17:52

РПЦ: «Троица» пробудет в храме Христа Спасителя до 18 июля

Икона останется в храме до дня празднования памяти Сергия Радонежского

Изображение
Андрей Рублев. Икона «Троица». Фрагмент. 1425-1427 гг.
Фото: Государственная Третьяковская галерея / Wikipedia / СС0


Срок пребывания «Троицы» Андрея Рублева в храме Христа Спасителя продлен до 18 июля — дня празднования памяти преподобного Сергия Радонежского. Об этом сообщают представители Русской православной церкви (РПЦ).

Изначально планировалось, что икона будет находиться в храме с 4 по 18 июня, а затем ее отправят на неотложную реставрацию.

Помимо этого, Минкультуры готовит необходимые документы в целях оформления передачи образа в безвозмездное пользование РПЦ. «Безответственные высказывания о якобы имеющем место саботаже со стороны Минкультуры России исполнения указания Президента РФ о передаче иконы в пользование Церкви не имеют под собой никаких оснований», — заявили в РПЦ.

15 мая президент России Владимир Путин постановил вернуть «Троицу» РПЦ «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». Планировалось, что в честь праздника Троицы образ пробудет месяц в храме Христа Спасителя, а затем отправится на историческое место в лавру. Тем не менее специалисты Третьяковской галереи пришли к выводу, что из-за «сложного и нестабильного состояния» иконе требуется реставрация.

© СНОБ, 16.06.2023

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5682
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Святыня русской культуры

Сообщение FontCity » 31 авг 2023, 18:55

Стало известно, что патриарх Кирилл и министр культуры РФ Ольга Любимова подписали договор между Третьяковской галереей и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой о передаче "Троицы". Не мог удержаться, чтобы не сделать перепост из телеграма.

© Михаил Шнейдер · 12.07.2023

Пара слов про «Троицу» Рублёва

Автор Илья Переседов

Вернее, про восторженные ликования суверенно православных о том, что она де возвращается в родную гавань.
А злые и глупые секулярные музейщики ничего не понимают в делах духовных и не хотят выпускать модную святыню из цепких лап.
Милые мои, напомните, пожалуйста, как именно русский православный люд чтил, хранил и ценил эту икону в своей истории?
Наверное, к ней - центральной святыне русской культуры - часто приезжали помолиться цари и выдающиеся военачальники? А ещё сотни паломников из сословий помельче?
Художники из Академии Художеств учились у неё пропорциям и плавности линий?
Наследие Рублёва столетиями хранилось и осмыслялось Русской Церковью, породив уникальное иконографическое направление?
Увы. Нет, нет и нет.
Рублёвская Троица вскоре после создания была замазана Церковью.
Закрашена сверху четырьмя «поновлениями», которые практически не оставили на поверхности и следа от первоначального образа.
Потом она почернела от времени и храмовой копоти так, что на доске вообще сложно было что-то разглядеть. И в довесок ко всему годами была закована в железный оклад.
Ни одного упоминания в церковных документах о том, что Рублёвская Троица обладает особой художественной ценностью, у нас нет. Никакой иконописной школы на её основе Русская Церковь из себя не породила.
Верхом культурных амбиций Русской Церкви 17-18 века были лубочные комиксы Семёна Ушакова и его учеников (погуглите).
Профессора Академии Художеств сами в качестве халтуры клепали иконы на продажу (занимался этим, например, Карл Брюллов), а про Рублёва они если и слышали, то краем уха.
Рублёв пришёл в русскую культуру в 1904 году, когда Троица была расчищена музейным реставратором Василием Гурьяновым. Вернее, он начал этот процесс. Освобождение иконы, анализ её изначального образа и его консервация были закончены только в 1919 году.
Примерно в эти же годы на волне популярности импрессионизма древняя русская живопись стала обращать к себе внимание публики. Павел Флоренский (который современной Церкви не сказать что б был сильно нужен) в своём «Иконостасе» ввёл Рублёвскую Троицу в пространство богословских смыслов.
То есть, это всё ни разу не история про то, что музейщики когда-то забрали у верующих святыню.
Ровно наоборот: музейщики показали верующим ценность святыни, которой те обладали. Но на которую не обращали внимания. И ещё сто лет понадобилось на то, чтобы убедить этих верующих и примкнувших к ним захожан в этой ценности.
В убеждении этом большую роль сыграли художественные альбомы, открытки, тиражировавшиеся в СССР, и фильмы Тарковского.
Прямо как в известной сцене из фильма «Дьявол носит Прада»:
«На вас сегодня синий свитер этого оттенка только потому, что 30 лет назад в этой комнате люди, вроде нас, решили выпустить в продажу этот цвет в коллекции высокой моды. И за последующие годы он добрался до той барахолки, в которой вы его купили».
Увы ещё раз. Русская Церковь сегодня и все последние десятилетия - это в основном барахолка, которая массово торгует иконным ширпотребом.
Я, разумеется, имею в виду комбинат Софрино. Который миллионными тиражами выпускает кичёвые образы на бумаге из фольги.
Собственно, сложно представить больший вред для развития и формирования вкуса к иконам у православных, чем нанесло Софрино и церковные лавки при храмах, вынужденные продавать их продукцию.
И вот теперь, толпам обрядоверующих пытаются всучить «Троицу» Рублёва как некий фетиш и трофей. Спасённый у недалёких интеллигентов. Всучить вопреки базовым положениям догмата об иконопочитании.
Ну, что ж. Кого Господь хочет наказать, того лишает разума.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Окончание истории

Сообщение Holy Scripture » 31 окт 2023, 12:23

Икону «Троица» передали в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре

До 18 июля икона будет находиться в храме Христа Спасителя. Затем ее отвезут в Центр Грабаря

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр РФ Ольга Любимова подписали договор о передаче иконы «Троица» Андрея Рублева в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре, сообщается на сайте Русской православной церкви.

Церемония состоялась в здании Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской лавре.

До 18 июля икона будет находиться в храме Христа Спасителя. Затем икону отвезут в научно-реставрационный Центр Грабаря. Там для нее приготовили помещение с климат-контролем. Решение о реставрации или консервации иконы примет совет центра после осмотра.

Что нужно знать

15 мая президент Владимир Путин постановил вернуть «Троицу» Андрея Рублева Русской православной церкви «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». При этом в Третьяковской галерее, где икона находилась с 1929 года, высказались против передачи иконы в РПЦ. По мнению ученых, образу требуется неотложная реставрация. В Минкультуры поддержали ученых и пообещали отправить «Троицу» на реставрацию сразу после пребывания в храме Христа Спасителя.

© СНОБ, Богдан Гайдук. 12.07.2023

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Торжественный момент

Сообщение Holy Scripture » 31 окт 2023, 12:28

Утвержден договор о передаче иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым



12 июля 2023 года в Портретном зале в здании Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской лавре состоялась церемония утверждения договора между Государственной Третьяковской галереей и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой о передаче в безвозмездное пользование Лавре иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым.
Документ подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Российской Федерации О.Б. Любимова.

© russianchurch, 12.07.2023

Ответить
 

Вернуться в «Богослужение»