Страница 6 из 7

Явление Христа народам Севера

Добавлено: 28 июн 2018, 09:36
FontCity
Изображение

Вход Господень в Иерусалим.
Висит в Доме правительства Якутии

© Надежда Коваль

Древние о почитании статуй и картин

Добавлено: 26 сен 2018, 17:02
FontCity
ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПРО ИКОНОПОЧИТАНИЕ

"Но когда диавол ввел в мир фабрикантов статуй, изображений и всякого рода призраков: то сия язва рода человеческого получила тело и имя, заимствованное от идолов. Таким образом, можно считать источником идолопоклонства всякое искусство, производящее идола, какого бы то рода ни было. Нет нужды, выходит ли изображение из рук скульптора, гравера или швеи, составлено ли оно из гипса, красок, камня, бронзы, серебра или тканей. И как, идолопоклонствовать можно даже и без идолов: то, когда изображение уже существует, о чем тут хлопотать, какого оно рода и формы, и из какого материала сделано? Следовательно, не надобно полагать, чтоб идолами надлежало именовать единственно статуи, сделанные по образу человеческому. Чтобы быть вразумительнее, мы прибегнем к этимологии: εἶδοv значит по-гречески форма, образ; εἴδωλοv есть уменьшительное, подобно как из формы составили мы формулу (по латыни). А потому всякую форму или формулу, то есть, всякое изображение большое или малое, надобно называть идолом. Стало быть, всякий труд, всякая услуга в пользу идола, есть служение ему, есть идолопоклонство. Стало быть, и всякой фабрикант, делающий сего рода изображения, участвует во грехе идолопоклонства, разве бы кто вздумал утверждать, что Израильтяне не были идолопоклонниками потому только, что сделали себе изображение тельца, а не человека."
(Тертуллиан, Об идолопоклонстве 3, II век)

"Еще приведу вам изречения весьма древней Сивиллы, в которых она учит вас о едином Боге: об этой Сивилле Платон, Аристофан и другие многие упоминают, как о вдохновенной пророчиц. Она так говорит:
Един есть Бог превеликий, Безначальный, всемогущий, невидимый, всевидящий, сам же незримый ни для какой смертной плоти.
Потом в другом месте:
Мы заблудились от путей Бессмертного, мы неразумным сердцем чтим рукотворные изделия, идолы богов и преходящих людей.
И еще в другом месте:
Блаженны будут на земле те люди, которые будут чтить великого Бога, благословляя Его прежде вкушения пищи и пития и благочестиво уповая на него: они отвергнут храмы и алтари – суетные возвышения бесчувственных камней, которые осквернены кровью животных и жертвами четвероногих, но будут взирать на великую красоту единого Бога."
(Иустин Мученик, Увещание к эллинам 17, II век)

"Главнейшее же заблуждение то, когда человек не знает Бога, и вместо Бога, почитает нечто такое, что не есть Бог. Но есть люди, которые говорят: «в честь Бога мы делаем идола», и почитают именно образ Бога сокровенного; они не знают, что Бог на всяком месте, что Он никогда не находится в отсутствии, и ничего не делается, чего бы Он не ведал. А ты, жалкий человек, которому Бог присутствует – в тебе, вне тебя и над тобою, идешь и покупаешь себе из дома художника дерево, которое обрезано и обработано в поругание Бога; приносишь жертву этому истукану, и не знаешь, что тебя видит око Всевидящее, и что тебя осуждает Слово истины, и говорит тебе: «Как невидимый Бог может быть вырезан? А ты делаешь собственное свое подобие, и поклоняешься ему». Так как дерево обрезано, ты и не замечаешь, что это дерево, или что это камень, и что золото ценится по весу. И зачем ты взвешиваешь его? Значит, ты любишь золото, а не Бога; и не стыдишься, если оно убыло, требовать от художника того, что он украл; имеешь глаза, но не видишь; имеешь сердце, но не разумеешь.
Зачем ты валяешься на земле, и молишься вещам, которые безчувственны? Страшись Того, Кто колеблет землю, покрывает небо, вздымает море, переставляет горы, Кто все может уподобить огню, все истребить. И если ты не можешь оправдаться, то не прибавляй еще к своим грехам, и если ты не можешь познать Бога, то, по крайней мере, веруй, что Он есть.
Опять есть люди, которые говорят: «Мы почитаем то, что нам завещали отцы»."
(Мелитон Сардийский, Слово Мелитона Философа, сказанное в присутствии Антония Кесаря)

"Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники."
(cвященномученик Ириней Лионский Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) I:25:6, II век)

"Вас же искусство обмануло, обольстив иначе, склонив если не к страсти, то к почитанию статуй и картин."
(Климент Александрийский Увещевание к язычникам 4, II век)

В Испании на Эльвирском соборе (начало IV века) было принято постановление против стенной живописи в храмах:
"чтобы живописи в церквах не было, и чтобы не служило предметом почитания и обожания то, что изображается на стенах."

Григорий Великий похвалил Массилийского еп. Серена за ревность в уничтожении икон, но сказал, что их следовало бы просто убрать от почитающих их людей и оставить лишь для учебы неграмотных.
(Reg. epist. IX 52; XI 13)

Епифаний Кипрский IV век , увидев в церкви завесу с иконой, разорвал её:

"Seeing this, and being loth that an image of a man should be hung up in Christ’s church contrary to the teaching of the Scriptures, I tore it asunder and advised the custodians of the place to use it as a winding sheet for some poor person."
(Увидев это, и нежелая чтобы образ человека висел в Христовой Церкви вопреки учению Писаний, я разодрал его в клочья и посоветовал хранителям места отдать его как покрывало для нищего)

"give directions that curtains of the other sort—opposed as they are to our religion—shall not be hung up in any church of Christ"
(распорядись чтобы занавесы такого рода - противоречащие нашей религии не висели в Церкви Христовой)

(From Epiphanius, Bishop of Salamis, in Cyprus, to John, Bishop of Jerusalem)
(От Епифания, Епископа Кипрского Иоанну Епископу Иерусалима) (привожу английскую цитату, так как православные особо постарались чтобы этого никто не нашел)

Анастасий Синаит (VII век) писал: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение».

Это лишь часть цитат, так же, произведения из которых они выписаны содержат целые главы опровергающие почитание изображений и людей.

© Сергей Кирюшатов · 19 сентября в 21:17 · со ссылкой на Даниил Максютенко

Мощные мощи

Добавлено: 08 ноя 2018, 08:32
FontCity
КУЛЬТ ПОКЛОНЕНИЯ МОЩАМ

Религиозная практика почитания мощей вызывает не только немалое удивление со стороны многих искренне верующих людей, но и серьезные вопросы. Например, является ли Божьим намерением, чтобы живые люди отыскивали и выкапывали из могил предполагаемые останки трупов некогда умерших людей, расчленяли их, развозили для всеобщего обозрения, выставляли в церквах, преклонялись перед ними, целовали их и воздавали им всяческие почести?

БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТЕЛА УМЕРШИХ

В первую очередь следует открыто сказать, что религиозный обычай почитания мощей не имеет ничего общего с Библией. В «Новой католической энциклопедии» признаётся: «Бесполезно искать основания для культа мощей в Ветхом Завете, и в Новом Завете тоже мало что говорится о мощах».

В служении Божьего народа на протяжение всей человеческой истории подобный культ никогда не присутствовал. Господь не призывал придавать человеческим останкам какую-либо божественную святость или некую особую исцеляющую, благословляющую силу. Умершие праведники должны были хорониться, как и любые другие мертвецы, без всякого дальнейшего проникновения в их могилы и, тем более, без отрезания от их тел частей плоти (Сравните Бытие 23:9; Матфея 27:60). В некоторых случаях тела умерших кремировались (1 Сам. 31:8-13). В Священном Писании мы не встретим ни одного примера, когда бы от тела умершего отрывался какой-либо его член и затем выставлялся на всеобщее обозрение с целью особого почитания. Такая практика абсолютно чужда библейской истине.

Одной из причин тому было то, что в законе Бога утверждалось, что само прикосновение к трупу оскверняет живущего человека.

«Любой, кто прикоснётся к трупу человеческой души, будет нечистым... Любой, кто прикоснётся к трупу, к мёртвой душе какого бы то ни было человека» (Чис. 19:11,13).
«Пусть никто не оскверняется среди своего народа ради мёртвой души» (Левит 21:1,10,11).

Согласно указанию Бога, тело умершего человека считалось нечистым, люди не должны были прикасаться к нему (Числа 9:6; Иез. 44:25). По Закону, если человек прикасался к умершему, а затем, например, входил в храм, такого человека следовало казнить через побивание камнями. Подобный поступок считался тяжким грехом! Это означает, что любой труп – «какого бы то ни было человека», праведного или нет – не только не может претендовать на некую святость, но наоборот, в глазах Бога является чем-то непотребным. Иисус также подтвердил данное обстоятельство, когда сравнил «кости мертвецов» со «всякой нечистотой» (Мф. 23:27).

Показателен пример царя Иосии, который использовал кости умерших людей, чтобы осквернить жертвенник идолопоклонников. «Он послал людей, чтобы они взяли кости из этих мест погребения, и сжёг их на жертвеннике, чтобы сделать его непригодным для поклонения» (2 Царей 23:16).

Если использование трупных останков служило безусловным осквернением, то о какой их святости сегодня может идти речь? Не удивительно, что историк Филипп Шафф сделал заключение: «Почитание мощей не могло проистекать из иудаизма, ибо ветхозаветный закон строго запрещал касаться мёртвых тел и останков умерших людей, считая это осквернением (Числ. 19:11 и далее; 21:19)» (Филипп Шафф «История христианской церкви», том II).

В случае царя Иосии мы видим и другой наглядный пример. Когда возник вопрос о том, что делать с останками "человека истинного Бога", чья могила была найдена в том же месте, царь дал указание: «Пусть покоится. Не тревожьте его кости» (2 Царей 23:17,18). Как можно заметить, мощи праведника не были извлечены с целью особого их почтения, они не были выставлены на всеобщее обозрение и их не использовали для поддержки праведных деяний царя Иосии. Воли Бога не было в том, чтобы ими распоряжались каким бы то ни было подобным образом. Наоборот, уважение к памяти умершего праведника выражалось в том, что его останки ни кем "не тревожились".

Подобным образом ранние христиане отнеслись к телу первого мученика Стефана. Библия говорит, что "богобоязненные люди похоронили Стефана", но никак не расчленили его тело и не использовали эти части для особого почитания (Деян. 8:2). Если кто и расчленял тела первых христиан, то это были их яростные гонители и дикие звери на аренах смерти. Христианам времен апостолов даже мысль не приходила окружать трупы своих соверующих практикуемым в наши дни церемониалом.

Итак, как мы можем убедиться на основании Священного Писания, умерших было необходимо хоронить, причем Бог указывал на то, что дальнейшее прикосновение к трупу человека делало живых людей нечистыми. Никаких указаний на какое-либо расчленение тела умершего с целью особого почитания этих частей трупа Бог не давал. Наоборот, как видно из Библии, подобное обращение с трупом человека было примером особого негодования, либо неуважения к умершему.

© Сергей Кирюшатов · 5 ноября в 10:00

Поклонение бесам

Добавлено: 10 дек 2018, 13:33
FontCity
Язычество - поклонение идолам, объектам и силам природы, литым, нарисованным, резным изваяниям, обожествляя данные объекты для поклонения.
Языческая практика, прошла адаптацию, облеклась в "христианскую" форму, призывает поклоняться "обожествленным предметам" физического мира.
Так же- поклонения природным объектам, солнцу, луне, воде, ветру, звездам, силам природы.
Пользуясь языческой формой поклонения, под вывеской "христианство" бесы управляют сердцем и разумом, тех кто поклоняются им. //Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего пред лицом своим: могу ли Я ответить им ? Иез. 14:3.//
Бог не имеет общение с идолопоклонниками. //..что все они через своих идолов стали чужими для Меня. Иез.14:5.//
Святой Божий Дух, через апостола Павла, подчеркивает, что //...язычники, приносят жертвы, приносят бесам, а не Богу... 1-кор.10:20.//

© Ян Терещенков, 5 декабря в 22:48

Святые мощи - святая вода

Добавлено: 03 фев 2019, 20:36
FontCity
Чин омовения мощей – Освящение воды мощами



"Чин омыти мощи святых или крест мочити в воду с ним пити кому". Из порядка совершения службы: "И омывают мощи или крест покладают. И разъемляют воду на какову-либо потребу". Из ектении того же чина: "О еже быти воде сей на очищение вредом и на здравие телом и на спасение душам нашим, господу помолимся. И о почерпающих от воды сея, и приемлющих, и пиющих на освещение душам и телом, господу помолимся". После окончания обряда, воду оставшуюся от омовения мощей раздают прихожанам и всех присутствующих окропляют ею.

«Реликвии в Византии и древней Руси: Письменные источники» 2006. Часть 3. «Реликвии в византийских чинопоследованиях» Чин омовения мощей с. 81 Составление, перевод и комментарии диакона Михаила Желтова В данном разделе в упрощенной орфографии и приближенном к современному синтаксису приводится текст регулярного чина по Потребнику 1625 года.

Иконоборчество в ранней церкви

Добавлено: 03 мар 2019, 10:58
FontCity
РАННИЕ ЦЕРКОВНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ВЫСТУПАЛИ ПРОТИВ ИКОН

Иконоборчество было более древним (ортодоксальным) течением, нежели иконопочитание. Данный материал является собранием свидетельств того, что ранние христиане выступали против изображений, не говоря уже о их почитании.

Епископ Ириней Лионский (130–202) пишет:

«Другие из них прижигают для отличия своих учеников заднюю часть выпуклости правого уха. Поэтому Марцеллина, которая при Аникете пришла в Рим и держалась этого учения, увлекла многих. Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники»[1]

Ефрем Сирин (306 - 373 ) пишет:

«Поелику они уклонились от Бога, Который любит святость и чистоту, и увлеклись образами, возбуждавшими действовать вопреки святости и чистоте, - то Бог предал ихне в богатства, которые они ненавидели, но преданы они в нечистоту, в похоти сердца их, -обесчестили они срамом тела свои в себе самих, переменяя истину Божию в ложь, и служение твари предпочли пред Творцем»[2]

Евсевий Кессарийский (263 - 533) пишет:

«Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей»[3]

Тертуллиан (160 - 220) пишет:

«По этой причине, то есть для искоренения поводов к идолослужению, божественный Закон гласит: Не делай кумира, и добавляет: «а также подобия того, что на небе, и что на земле, и что в море, во всем мире», – искусства такого рода Он запретил рабам Божиим. Итак, людское заблуждение почитает все, кроме Самого Создателя всего»[4]

Ориген (184 - 253) пишет:

«Иудеи близки убеждениям христиан, когда, следуя Закону, гласящему устами Бога: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим - они не почитают никого, кроме Бога, Который над всеми, Который сотворил небо и землю и все прочее. Ясно, что живущие по Закону, почитая Сотворившего небо, не почитают наравне с Богом небо...Ибо не было ни живописца, ни ваятеля в их государстве, так как всех таковых изгонял из него Закон, чтобы не было никакого повода для изготовления статуй, ибо оно привлекает тех людей, которые неразумны, и низводит их душевные очи от Бога к земле.»[5]

Амвросий Медиоланский (333-397) пишет:

«Они называют образ тленного человека, то есть подобие человека. Живых людей они этим словом называть не решаются, так они образы мертвецов связывают со славой Божией! Какая тупость, какая глупость - называть себя мудрецами в свое же осуждение! Образ для них значит больше истины, а мертвые лучше живых. Отступая от живого Бога, они благоволят мертвецам, среди которых им место, как написано в Премудрости Соломона: Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мертвое (Прем. 15:17).»[6]


Иконопочитатели могут возразить, что данные цитаты говорят только о том. что не во всей древней церкви почитались иконы и какие-то общины обходились без них[7]. Однако, на самом деле данные цитаты свидетельствуют, что само движение иконоборчества, возникшее в Византии, имело под собой глубокие теологические, богословские основания, а значит нынешнего вида "почитания" икон в древней церкви не было.

Вот слова различных авторитетов по данной теме.


Историк Лазарев В.Н. пишет:

«Уже в эпоху раннего христианства иконоборческие течения получили широкое распространение как на Востоке, в широких народных массах, так и на Западе, в кругах высшего духовенства. В Малой Азии эти иконоборческие течения никогда не исчезали, продолжая держаться в общинах монтанистов и новициан, а также в многочисленной секте павликиан. Все усиливавшийся культ иконопочитания, сопровождавшийся у народа грубым фетишизмом и примитивными суевериями, не мог не вызвать оппозиции и в чисто греческих кругах. К тому же искусство VI–VII веков было еще достаточно сенсуалистичным, чтобы породить сомнение относительно возможности дать в скульптуре и живописи адекватное изображение божества. Никейские ангелы, константинопольский мозаический фрагмент и ранние энкаустические иконы освещают как раз то направление столичного искусства, которое в глазах иконоборцев являлось особенно опасным. Несмотря на всю изысканную духовность выражения, лица никейских ангелов дышат такой чувственностью, что невольно ставилась под знак вопроса святость иконы. В этих условиях зарождение мощного иконоборческого движения было лишь вопросом времени. Оно должно было начаться, как только нашло себе место стечение нескольких благоприятных для этого причин.»[8]

Историк А.И. Яковлев пишет:

«Однако, точности ради следует сказать, что спор об иконах возник сначала в самой Церкви, для него были основания. Ранняя Церковь не знала иконы в ее современном догматическом значении»[9]

Протоиерей Г. Флоровский пишет:

«Почитание икон установилось в церкви не сразу. В первые века, во всяком случае, оно не занимало заметного места в христианском благочестии. Даже у писателей IV века мы находим только редкие случайные упоминания о священных изображениях, и то были библейские эпизоды либо изображения мученических подвигов. В древнейших известных нам росписях нет "икон" в собственном смысле слова. Отчасти то были символические знаки(якорь, голубь, рыба) и аллегории, чаще всего евангелические притчи.»[10]

Ирина Языкова пишет:

«Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества – духовной и интеллектуальной элиты своего времени. Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном. И действительно, было чем возмутиться. В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством.»[11]

Иоанн Мейендорф пишет:

«Иконоборческий уклон мысли, которой, можно проследить вспять, вплоть до самых истоков первоначального христианства, позднее увязывали с оригиналом. Ранние апологеты христианства понимали ветхозаветные запреты на любое изображение Бога столь же буквально, что и евреи.»[12]

Протоиерей А. Шмеман пишет:

«Но новые исследования показывают, что спор об иконах возник сначала в самой церкви и только затем уже в него властно вмешалась государственная власть...Ранняя церковь не знала иконы в ее современном , догматическом значение»[13]

Историк А.В. Карташев пишет:

«Иконоборчество просто вскрыло и выдвинуло один из назревших и давно существовавших вопросов»[14]

Историк М. Мудьюгин пишет:

«... любая попытка создать нечто подобное в иудаиской среде либо была бы отвергнута изначально самим художником как нечестивое нарушение Закона Божьего, либо привела бы к негодованию его соплеменников, негодованию, опасному по своим последствиям...Следует помнить, что запрет на изображения действовал как в Израиле, так и в позднейшей, современной Христу Иудее, что заставляет признать апокрифичность широко распространенного предания об изображении евангелистом Лукой Пресвятой Девы Марии: любая попытка создать нечто подобное в иудаистской среде либо была бы отвергнута изначально самим художником как нечестивое нарушение Закона Божьего, либо привела бы к негодованию его соплеменников, негодованию, опасному по своим последствиям»[15]

Историк М.Э. Поснов пишет:

«С течением времени число лиц, высказывавшихся против иконопочитания, не только не уменьшилось, но возрастало. Благоприятную почву для них создавали суеверия и неправильность в иконопочитании. Иконоборцы были и среди духовенства, даже епископов - и среди светских лиц.»[16]

Историк Алексей Величко пишет:

«Было бы нестерпимой ложью характеризовать ересь иконоборчества так, будто за сохранение иконопочитания стояла "вся Церковь", т.е. просвещенное священство и монашество, а против икон - необразованная и грубая светская власть. На самом деле иконоборчество возникло в клерикальной среде самых образованных и современно мыслящих для своего времени людей, включая многих столичных епископов.»[17]

Патролог А. Дунаев в диспуте с Ю. Максимовым говорит:

«Да, так вот,о.Георгий, как всегда, немного передергивает, потому что всем известно, что литература ранних трех веков плохо сохранилась.Но проблема не в том, что не сохранились все произведения, где утверждалось бы поклонение иконам. Проблема в том, что сохранились произведения, в которых отрицается такое поклонение. Ну, это можно прочитать в классике у любых протестантов – там будут цитаты из Тертуллиана, из Оригена, из многих других авторов, в которых четко утверждается, что христиане не поклоняются образу, что Бог невидимый и т.д., и т.д. Поэтому тут проблем нет.»[18]


Выводы, которые можно сделать из данных цитат:

(1) В ранней церкви не было культа икон и иконопочитания, и ранние отцы церкви выступали против любого почитания изображений
(2) Иконоборчество имело более древнюю традицию нежели иконопочитатели


Источники:

[1] cвященномученик Ириней Лионский "Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)", кн. I, гл. XXV ст.94.
https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lio.../
[2] Прп. Ефрем Сирин - "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам."
http://www.rusbible.ru/books/rim.es.9.html
[3] Евсевий Кессарийский - "Церковная История". 18 гл ст.336
[4] Тертуллиан - "Об идолопоклонстве".
https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian...
[6] Амвросиаст - "Комментарий на Послание к Римлянам."
https://ekzeget.ru/bible/rim/4/?inter...
[7] Диакон Андрей Кураев: "Во что не верят христиане?"
https://www.youtube.com/watch?v=UDGzu... (время 2:03:29 по 2:04:06)
[8] Лазарев В. Н. "История византийской живописи"
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book...
[9] А.И. Яковлев "Лекции по истории Христианской церкви" ст.40
[10] Г. Флоровский "Восточные отцы V-VIII веков.1992" ст.252
[11] Ирина Языкова "Иконоборчество и иконопочитание"
https://www.pravmir.ru/ikonoborchestv.../
[12] Иоанн Мейендорф "Византийское богословие" ст 81
[13] Протоиерей А. Шмеман "Исторический путь Православия" ст.260-261
[14] А.В. Карташев "Вселенские соборы" ст.538
[15] Мудьюгин М. "Русская православная церковь: Вторая половина XX века." ст. 90-91
[16] М.Э. Поснов "История христианской церкви" ст.504-505
[17] А. Величко "Византийская Симфония" ст. 220
[18] иерей Георгий Максимов, А. Г. Дунаев
Диспут «Существует ли consensus patrum в православном Предании?»
Видео диспута: https://www.youtube.com/watch?v=3fiaS... (время 1:44:27 по 1:44:57, а так же 1:59:51 по 2:01:27)

© Сергей Кирюшатов · 27 февраля в 21:23

Легенды в поддержку идолопоклонства

Добавлено: 04 июн 2019, 14:29
FontCity
МОЩИ

В 451 году в Халкидоне состоялся собор, на котором проходил диспут между "монофизитами" и "диофизитами". "Монофизиты"/"миафизиты" понимали буквально слова Кирилла Александрийского про "единую природу Бога Слова Воплощенного" и не делили Христа на две природы. Диофизиты же признавали во Христе одну Личность, но две природы. В итоге, победила точка зрения диофизитов, а монофизиты и миафизиты были осуждены.

Через пятьсот лет в Синаксаре Константинопольской Церкви и в Минологии Василия |I появилась легенда о святой Евфимии: якобы, отцы собора между собой не могли договориться, чье исповедание истинное. Тогда патриарх Анатолий распорядился внести в зал заседания гроб Святой Евфимии и положить ей на грудь оба исповедания, диофизитское и монофизитское, и гроб запечатать. Когда гроб был вскрыт в присутствии императора Маркиана, якобы, мумия святой Евфимии передала свиток с истинным исповеданием отцов собора.

Так гласит легенда. В дошедших до нас деяниях Четвертого Вселенского Собора описываемых событий нет и описание не встречается нигде упомянутых выше сочинений X века.

В VII веке в христианском мире начинаются монофелитские споры. Император Ираклий решил примирить ортодоксов диофизитов, условных "несториан" и "монофизитов"/"миафизитов", введя особое монофелитское исповедание, в соответствии с которым все соглашаются с тем, что во Христе была одна единая воля. После смерти Ираклия , его внук Константи II в 648 году издаёт вероучительный документ "Типос", категорически запрещавший дискуссии по данному вопросу. В 649 году в Риме проходит Латеранский Собор, осуждающий монофелитство и заново провозглашающий Халкидонское Исповедание 451 года. Основное исповедание собора подготовил родственник кесаря Константа II, св. Максим Исповедник.

Тем не менее, Константинополь категорически отверг решение Латеранского Собора, осудил Римского Папу Мартина I и признал Типос Константа II.

Сам Максим Исповедник был неоднократно судим церковным судом:

✓ В 653 году при патриархе Пирре ему предъявили обвинения в подстрекательстве к заговору против Императора , причем, одним из оснований было отвержение типоса.
✓ В 655 году при патриархе Петре, пришедшем на смену патриарху Пирру, Максима снова обвиняли в ереси, государственной измене и оскорблении величия.
✓ В 662 году Максима и иерусалимского патриарха Софрония окончательно обвиняют в ереси и ссылают в Колхиду, где Максим и скончался.
✓ В 680-681 гг., уже после смерти Максима, состоялся Шестой Вселенский Собор, где были преданы анафеме монофелиты, снова провозглашено исповедание Халкидонского (451) и Латеранского (649) соборов. Тем не менее, монофелиты получили возможность вдоволь поглумиться над памятью святого Максима, в адрес которого было вылито немало словесных помоев.

Через 10 лет состоялся не признанный на Западе Пятошестый (Трулльский) Собор, подтвердивший анафематизмы Шестого Вселенского Собора и утвердивший анафемы на монофелитов, к которым причислил и Римского Папу Гонория.

Реабилитацией памяти святого Максима занялись только Анастасий Синаит (+701 г.) и апологет иконопочитания Иоанн Дамаскин (+749).

Так вот, сам Максим Исповедник никогда не использовал ссылку на, якобы, имевшее место чудо святой Евфимии для обоснования халкидонского догмата. На это же чудо ни разу не ссылались сторонники Максима ни на одном из упомянутых выше соборов и судов. Этой ссылки нет у последователей святого Максима, Анастасия Синаита и Иоанна Дамаскина.

Более того, сам Максим Исповедник не был почитателем мощей и не служил на мощах, а сведения о том, что он, якобы, мощи почитал, являются выдумкой Евфимия Афонского, составителя грузинского жития Максима Исповедника в XI веке.

Судя по всему, даже в X-XI веках, необходимость почитания мощей была неочевидна для многих христиан, не смотря на обязывающее седьмое правило Седьмого Вселенского Собора (787 г.), поэтому практику почитания мощей пришлось специально намеренно "удревнять", выдумывая никогда не имевшие места апокрифические истории про мумию на Халкидонском Соборе 451 года или про почитание святых мощей Максимом Исповедником в VII веке. Т.е., "позитивистский" церковно-правовой аргумент ("потому что так в правиле собора написано") для многих не работал и приходилось апеллировать к "обычному праву", к древности традиции (на самом деле, никогда не имевшей место).

Описываемый апокрифический сюжет со святой Евфимией, на самом деле, показывает нам не древнюю практику, а современную пратику ритуального использования мощей в IX веке. Манипуляции носят явно магический характер и были неотъемлемой частью мистериальной жизни. Схожее отношение к мощам сложилось и в западной церкви. Тем не менее, латинская традиция больше внимания уделала "вещным" мощам, а не "телесным".

© Максим Вялков

Образное мышление

Добавлено: 05 авг 2019, 10:10
FontCity
Часто задают вопрос, можно поклоняться иконам ? или нет, получая ответ, многие обижаются, (поклонение - это действие кому, или чему либо).
Все же, почему обижаются ? потому, что рассматривают свой Завет - Договор с Богом, через призму своей конфессии.
Почему Слово Божье, запрещает поклоняться изображениям, разного рода подделкам: Не делай себе кумира и никакого изображения... Исх. 20:4.
Человек имеет образное мышление, делая и поклоняясь идолам - делу своих рук, резным, чеканным, нарисованным образам.
Человек в последствии, переносит образ физического тела - идола в сферу духа, своего сердца: Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего пред лицом своим: могу Я отвечать им ? Иез.14:3.
Если возьмем новое творение, Н.З, рожденный свыше дух человека, который запечатлен Святым Божьим Духом, и является храмом живущего в нем Святого Божьего Духа. 1-Кор.6:19.
То, оскверняется храм, внося в него образ идола, не важно того или иного.
Для общения с Богом, мы имеем 24 часа в сутки, Святого Божьего Духа.
Внося образ в духовную сферу, человек оскверняет храм своего тела, а Храм должен быть свят.
Господь предупреждал Иезекииля, что когда языческие обычаи входят в Его храм, Божье присутствие покидает его. Иез.8:6-16.
Как следствие: ... что все они через своих идолов сделались ЧУЖИМИ ДЛЯ МЕНЯ...Иез. 14:5.
Дух Святой, пребывает в святых, Божье Слово как в духе от Духа Святого, так и сказанное и записанное, всегда будет проливать СВЕТ на всякую тьму, заблуждение и ложь людей, нравиться это или нет.
....Церковь Бога живого, столп и утверждение Истины. 1-Тим.4:15.
Церковь (Церковь- не путать с культовыми зданиями) своей жизнью утверждает небесный стандарт, сказанной и записанной Божьей воли.
Как и то, что Бог ведет Свой народ в силе Святого Духа, и посредник один, меду Богом и людьми: ..един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.1-Тим.2:5.
Языческие религиозные взгляды, предлагают кучу лже посредников, свод правил, обрядов, традиций, ритуалов, которые не имеют ни какого отношения к Завету - Договору с Богом, через Иисуса Христа.
Религия выводит человека из Завета, грех - это непослушание Истине - Слову Божьему, что оделяет дух человека от Святого Божьего Духа.
...невежественный (от недостатка знаний) народ гибнет. Ос.4:14.

© Ян Терещенков, 3 августа в 13:55

Наказание за идолопоклонство

Добавлено: 19 мар 2020, 17:29
FontCity
Шалом всем моим друзьям!!!

История разделения Израиля на два царства (два дома):

3Цар.11:1-8
И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам

Именно из-за этого Бог разделил Израиль на два царства (два дома) - дом Иуды и дом Израилев

3Цар.11:29-33
В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нем была новая одежда. На поле их было только двое. И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал ее на двенадцать частей, и сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, 32 а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его.


© Aivars Justovics · 4 марта в 12:49

Путь погибели

Добавлено: 29 янв 2021, 11:49
FontCity
Часто задают вопрос: можно поклоняться иконам или нет?

Получая ответ, многие обижаются (поклонение - это действие кому, или чему либо).

Всё же, почему обижаются? Потому, что рассматривают свой Завет - Договор с Богом - через призму своей конфессии.

Почему Слово Божье запрещает поклоняться изображениям, разного рода подделкам: "Не делай себе кумира и никакого изображения" (Исх. 20:4)? Человек имеет образное мышление, делая идолов и поклоняясь делу своих рук, резным, чеканным, нарисованным образам. Человек впоследствии переносит образ физического тела - идола - в сферу духа, своего сердца: "Сии люди допустили идолов своих в сердце своё и поставили соблазн нечестия своего пред лицом своим: могу Я отвечать им?" (Иез. 14:3).

Если возьмём новое творение, Н.З, рождённый свыше дух человека, который запечатлён Святым Божьим Духом и является храмом живущего в нём Святого Божьего Духа (1-Кор. 6:19), то, оскверняется храм, внося в него образ идола, не важно того или иного. Для общения с Богом мы имеем 24 часа в сутки Святого Божьего Духа. Внося образ в духовную сферу, человек оскверняет храм своего тела, а Храм должен быть свят. Господь предупреждал Иезекииля, что когда языческие обычаи входят в Его храм, Божье присутствие покидает его (Иез.8:6-16). Как следствие: "... что все они через своих идолов сделались ЧУЖИМИ ДЛЯ МЕНЯ" (Иез. 14:5).

Дух Святой пребывает в святых, Божье Слово как в духе от Духа Святого. Так и сказанное и записанное, всегда будет проливать СВЕТ на всякую тьму, заблуждение и ложь людей, нравится это или нет.

"... Церковь Бога живого, столп и утверждение Истины" (1-Тим. 4:15). Церковь (не путать с культовыми зданиями) своей жизнью утверждает небесный стандарт сказанной и записанной Божьей воли. Как и то, что Бог ведёт Свой народ в силе Святого Духа, и посредник один между Богом и людьми: "... един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1-Тим. 2:5).

Языческие религиозные взгляды предлагают кучу лжепосредников, свод правил, обрядов, традиций, ритуалов, которые не имеют никакого отношения к Завету - Договору с Богом - через Иисуса Христа. Религия выводит человека из Завета. Грех - это непослушание Истине, Слову Божьему, что оделяет дух человека от Святого Божьего Духа. "... невежественный (от недостатка знаний) народ гибнет" (Ос. 4:14).

© Ян Терещенков · 3 августа 2019 г.