РАННИЕ ЦЕРКОВНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ВЫСТУПАЛИ ПРОТИВ ИКОН
Иконоборчество было более древним (ортодоксальным) течением, нежели иконопочитание. Данный материал является собранием свидетельств того, что ранние христиане выступали против изображений, не говоря уже о их почитании.
•
Епископ Ириней Лионский (130–202) пишет:
«Другие из них прижигают для отличия своих учеников заднюю часть выпуклости правого уха. Поэтому Марцеллина, которая при Аникете пришла в Рим и держалась этого учения, увлекла многих. Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники»[1]
•
Ефрем Сирин (306 - 373 ) пишет:
«Поелику они уклонились от Бога, Который любит святость и чистоту, и увлеклись образами, возбуждавшими действовать вопреки святости и чистоте, - то Бог предал ихне в богатства, которые они ненавидели, но преданы они в нечистоту, в похоти сердца их, -обесчестили они срамом тела свои в себе самих, переменяя истину Божию в ложь, и служение твари предпочли пред Творцем»[2]
•
Евсевий Кессарийский (263 - 533) пишет:
«Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей»[3]
•
Тертуллиан (160 - 220) пишет:
«По этой причине, то есть для искоренения поводов к идолослужению, божественный Закон гласит: Не делай кумира, и добавляет: «а также подобия того, что на небе, и что на земле, и что в море, во всем мире», – искусства такого рода Он запретил рабам Божиим. Итак, людское заблуждение почитает все, кроме Самого Создателя всего»[4]
•
Ориген (184 - 253) пишет:
«Иудеи близки убеждениям христиан, когда, следуя Закону, гласящему устами Бога: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим - они не почитают никого, кроме Бога, Который над всеми, Который сотворил небо и землю и все прочее. Ясно, что живущие по Закону, почитая Сотворившего небо, не почитают наравне с Богом небо...Ибо не было ни живописца, ни ваятеля в их государстве, так как всех таковых изгонял из него Закон, чтобы не было никакого повода для изготовления статуй, ибо оно привлекает тех людей, которые неразумны, и низводит их душевные очи от Бога к земле.»[5]
•
Амвросий Медиоланский (333-397) пишет:
«Они называют образ тленного человека, то есть подобие человека. Живых людей они этим словом называть не решаются, так они образы мертвецов связывают со славой Божией! Какая тупость, какая глупость - называть себя мудрецами в свое же осуждение! Образ для них значит больше истины, а мертвые лучше живых. Отступая от живого Бога, они благоволят мертвецам, среди которых им место, как написано в Премудрости Соломона: Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мертвое (Прем. 15:17).»[6]
Иконопочитатели могут возразить, что данные цитаты говорят только о том. что не во всей древней церкви почитались иконы и какие-то общины обходились без них[7]. Однако, на самом деле данные цитаты свидетельствуют, что само движение иконоборчества, возникшее в Византии, имело под собой глубокие теологические, богословские основания, а значит нынешнего вида "почитания" икон в древней церкви не было.
Вот слова различных авторитетов по данной теме.
•
Историк Лазарев В.Н. пишет:
«Уже в эпоху раннего христианства иконоборческие течения получили широкое распространение как на Востоке, в широких народных массах, так и на Западе, в кругах высшего духовенства. В Малой Азии эти иконоборческие течения никогда не исчезали, продолжая держаться в общинах монтанистов и новициан, а также в многочисленной секте павликиан. Все усиливавшийся культ иконопочитания, сопровождавшийся у народа грубым фетишизмом и примитивными суевериями, не мог не вызвать оппозиции и в чисто греческих кругах. К тому же искусство VI–VII веков было еще достаточно сенсуалистичным, чтобы породить сомнение относительно возможности дать в скульптуре и живописи адекватное изображение божества. Никейские ангелы, константинопольский мозаический фрагмент и ранние энкаустические иконы освещают как раз то направление столичного искусства, которое в глазах иконоборцев являлось особенно опасным. Несмотря на всю изысканную духовность выражения, лица никейских ангелов дышат такой чувственностью, что невольно ставилась под знак вопроса святость иконы. В этих условиях зарождение мощного иконоборческого движения было лишь вопросом времени. Оно должно было начаться, как только нашло себе место стечение нескольких благоприятных для этого причин.»[8]
•
Историк А.И. Яковлев пишет:
«Однако, точности ради следует сказать, что спор об иконах возник сначала в самой Церкви, для него были основания. Ранняя Церковь не знала иконы в ее современном догматическом значении»[9]
•
Протоиерей Г. Флоровский пишет:
«Почитание икон установилось в церкви не сразу. В первые века, во всяком случае, оно не занимало заметного места в христианском благочестии. Даже у писателей IV века мы находим только редкие случайные упоминания о священных изображениях, и то были библейские эпизоды либо изображения мученических подвигов. В древнейших известных нам росписях нет "икон" в собственном смысле слова. Отчасти то были символические знаки(якорь, голубь, рыба) и аллегории, чаще всего евангелические притчи.»[10]
•
Ирина Языкова пишет:
«Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества – духовной и интеллектуальной элиты своего времени. Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном. И действительно, было чем возмутиться. В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством.»[11]
•
Иоанн Мейендорф пишет:
«Иконоборческий уклон мысли, которой, можно проследить вспять, вплоть до самых истоков первоначального христианства, позднее увязывали с оригиналом. Ранние апологеты христианства понимали ветхозаветные запреты на любое изображение Бога столь же буквально, что и евреи.»[12]
•
Протоиерей А. Шмеман пишет:
«Но новые исследования показывают, что спор об иконах возник сначала в самой церкви и только затем уже в него властно вмешалась государственная власть...Ранняя церковь не знала иконы в ее современном , догматическом значение»[13]
•
Историк А.В. Карташев пишет:
«Иконоборчество просто вскрыло и выдвинуло один из назревших и давно существовавших вопросов»[14]
•
Историк М. Мудьюгин пишет:
«... любая попытка создать нечто подобное в иудаиской среде либо была бы отвергнута изначально самим художником как нечестивое нарушение Закона Божьего, либо привела бы к негодованию его соплеменников, негодованию, опасному по своим последствиям...Следует помнить, что запрет на изображения действовал как в Израиле, так и в позднейшей, современной Христу Иудее, что заставляет признать апокрифичность широко распространенного предания об изображении евангелистом Лукой Пресвятой Девы Марии: любая попытка создать нечто подобное в иудаистской среде либо была бы отвергнута изначально самим художником как нечестивое нарушение Закона Божьего, либо привела бы к негодованию его соплеменников, негодованию, опасному по своим последствиям»[15]
•
Историк М.Э. Поснов пишет:
«С течением времени число лиц, высказывавшихся против иконопочитания, не только не уменьшилось, но возрастало. Благоприятную почву для них создавали суеверия и неправильность в иконопочитании. Иконоборцы были и среди духовенства, даже епископов - и среди светских лиц.»[16]
•
Историк Алексей Величко пишет:
«Было бы нестерпимой ложью характеризовать ересь иконоборчества так, будто за сохранение иконопочитания стояла "вся Церковь", т.е. просвещенное священство и монашество, а против икон - необразованная и грубая светская власть. На самом деле иконоборчество возникло в клерикальной среде самых образованных и современно мыслящих для своего времени людей, включая многих столичных епископов.»[17]
•
Патролог А. Дунаев в диспуте с Ю. Максимовым говорит:
«Да, так вот,о.Георгий, как всегда, немного передергивает, потому что всем известно, что литература ранних трех веков плохо сохранилась.Но проблема не в том, что не сохранились все произведения, где утверждалось бы поклонение иконам. Проблема в том, что сохранились произведения, в которых отрицается такое поклонение. Ну, это можно прочитать в классике у любых протестантов – там будут цитаты из Тертуллиана, из Оригена, из многих других авторов, в которых четко утверждается, что христиане не поклоняются образу, что Бог невидимый и т.д., и т.д. Поэтому тут проблем нет.»[18]
Выводы, которые можно сделать из данных цитат:
(1) В ранней церкви не было культа икон и иконопочитания, и ранние отцы церкви выступали против любого почитания изображений
(2) Иконоборчество имело более древнюю традицию нежели иконопочитатели
Источники:
[1] cвященномученик Ириней Лионский "Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)", кн. I, гл. XXV ст.94.
https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lio.../
[2] Прп. Ефрем Сирин - "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам."
http://www.rusbible.ru/books/rim.es.9.html
[3] Евсевий Кессарийский - "Церковная История". 18 гл ст.336
[4] Тертуллиан - "Об идолопоклонстве".
https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian...
[6] Амвросиаст - "Комментарий на Послание к Римлянам."
https://ekzeget.ru/bible/rim/4/?inter...
[7] Диакон Андрей Кураев: "Во что не верят христиане?"
https://www.youtube.com/watch?v=UDGzu... (время 2:03:29 по 2:04:06)
[8] Лазарев В. Н. "История византийской живописи"
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book...
[9] А.И. Яковлев "Лекции по истории Христианской церкви" ст.40
[10] Г. Флоровский "Восточные отцы V-VIII веков.1992" ст.252
[11] Ирина Языкова "Иконоборчество и иконопочитание"
https://www.pravmir.ru/ikonoborchestv.../
[12] Иоанн Мейендорф "Византийское богословие" ст 81
[13] Протоиерей А. Шмеман "Исторический путь Православия" ст.260-261
[14] А.В. Карташев "Вселенские соборы" ст.538
[15] Мудьюгин М. "Русская православная церковь: Вторая половина XX века." ст. 90-91
[16] М.Э. Поснов "История христианской церкви" ст.504-505
[17] А. Величко "Византийская Симфония" ст. 220
[18] иерей Георгий Максимов, А. Г. Дунаев
Диспут «Существует ли consensus patrum в православном Предании?»
Видео диспута:
https://www.youtube.com/watch?v=3fiaS... (время 1:44:27 по 1:44:57, а так же 1:59:51 по 2:01:27)
©
Сергей Кирюшатов · 27 февраля в 21:23