סֻכּוֹת - Праздник кущей

Библейская хронология, даты библейских событий, праздники
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

סֻכּוֹת - Праздник кущей

Сообщение Holy Scripture » 27 сен 2015, 09:58

Сегодня с заходом солнца (15 числа месяца Тишрей) начинается празднование праздника Суккот и продолжается 8 дней.

У праздника Суккот есть несколько названий:
• праздник шалашей (кущей),
• праздник сбора урожая,
• конец странствий по пустыне,
• праздник человечности и мира.

Суккот - один из трёх паломнических праздников (ещё Песах и Шавуот), когда трижды в году весь израильский народ собирался в Иерусалиме.

В Торе заповедано: "В кущах живите 7 дней... Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил я сынов Исраэйлевых, когда вывел их из земли Египетской. Я, Господь Бог ваш" (Ваикра 23:42,43). Поэтому, самый важный обычай на Суккот - построить шалаш. Отсюда и название праздника.

Изображение

Суккá - это временная постройка, имеющая четыре стены и крышу, сделанную из веток. Сукка строится до праздника, в дни между Йом-Кипуром и Суккот.

В субботу, во время Суккот читают один из свитков ТаНаХа - Когелет (Еклесиаст). Это объясняется тем, что тема суетности и мимолётности всего земного, присутствующая в книге, близка идее праздника Суккот. Отдыхайте всей семьёй, стройте Кущи, читайте и вникайте в Книгу Когелет. Благословенного вам праздника, дорогие друзья!

© David Trubek‎, «Ученики Йешуа»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Энциклопедическое определение

Сообщение Holy Scripture » 27 сен 2015, 10:10

СУККО́Т (סֻכּוֹת, буквально `кущи`) - семидневный праздник, начинающийся в 15-й день месяца тишрей (см. Календарь), в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. Первый (в странах рассеяния также и второй) день - иом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни - хол ха-мо‘эд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот - иом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально `восьмого - праздничное собрание`), который в Эрец-Исраэль совпадает с праздником Симхат-Тора.

В Библии Суккот - «праздник собирания [плодов]» (Исх. 23:16; 34:22): «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13, ср. Исх. 23:16; Лев. 23:39), праздновавшийся «в конце года» (Исх. 23:16, 34:22). Суккот - один из трех, наряду с Шаву‘от и Песах, израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом (Исх. 23:16, 34:22; Лев. 23:34–36, 39–43; Чис. 29:12–38; Втор. 16:13–15). С древнейших времен Суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников и потому назывался «праздник Господа» (Лев. 23:39; Суд. 21:19) или просто «праздник» (I Ц. 8:2, 65; 12:32 и др.).

Бытует мнение, что в своей основе Суккот - сельскохозяйственный праздник, заимствованный израильтянами у ханаанеев (праздник в честь сбора урожая был широко распространен у народов древнего Ближнего Востока), а его связь с исходом - позднейшего происхождения. Исследователи отмечают, что во время скитаний по пустыне израильтяне жили не в кущах, а в шатрах, однако предписание жить в течение семи дней в кущах объясняется памятью о времени исхода. Освящение Соломоном Иерусалимского храма было произведено в Суккот (I Ц. 8), и потому, согласно Втор. 31:10–11, каждый седьмой год на праздник Суккот следует читать Тору на общем собрании народа. Изначально, как и Песах, Суккот продолжался неделю; после пленения вавилонского был добавлен восьмой день.

В книге Левит (23:39–43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот, - «в кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». Законоучители назвали эти растения арба‘а миним (буквально `четыре вида`) - этрог (вид цитрусовых), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба). Согласно мнению раввинов, библейский закон предписывает каждому мужчине держать арба‘а миним в первый день праздника (ср. Лев. 23:40). После разрушения Второго храма Иоханан бен Заккай предписал, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, брали арба‘а миним в руки каждый день на протяжении всех семи дней праздника в память о Храме (Сук. 3:12). Арба‘а миним нужно держать в руке во время произнесения Халлел (который произносится в Суккот полностью; Пс. 113–118 /в русской традиции 112–117/); следует плавно помахивать ими при начале Пс. 118 (117) и во время произнесения стиха 25 этого псалма (Сук. 3:4). Сначала следует помахать на восток, затем на юг, запад и север - вверх и вниз. В конце синагогальной литургии Сефер-Тора вынимают из синагогального ковчега (арон кодеш), и участники литургии обходят биму, держа в руках арба‘а миним в память о процессиях вокруг храмового алтаря. В первый день каждый должен брать собственные арба‘а миним, а в остальные дни разрешено одалживать их у других. Бенедикция, в которой арба‘а миним называются по самому крупному из растений, лулаву, звучит следующим образом: «Благословен Ты... Который освятил нас Своими заветами и повелел нам взять в руки лулав» (Сук. 46).

Раввинистические авторитеты упоминают особую церемонию «возлияния воды» в течение семи дней праздника (Сук. 4:9). Саддукеи отвергали эту церемонию. Обряд возлияния воды, сопровождавшийся игрой на свирели, осуществлялся только в хол ха-мо‘эд и назывался симхат бет-ха-шоэва (буквально `веселье в месте, где черпают воду`). Обряд, по-видимому, основывается на стихе 12:3 из пророка Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». В Талмуде говорится, что тот, кто никогда не видел симхат бет-ха-шоэва, никогда не видел подлинного веселья (Сук. 5:1).

Правилам относительно сукки посвящен особый трактат Сукка в Талмуде. При строительстве сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены можно делать из любого подручного материала. Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта, так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов конгрегации, у которых нет своей сукки. Среди каббалистов (см. Каббала) в 16 в. возник обычай каждый день символически приглашать в сукку одного из семи библейских героев - Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иосифа и Давида. Эти «гости» (ушпизин) соответствуют семи из каббалистических сфирот.

Шмини ацерет празднуется в соответствии с библейским предписанием «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание (ацерет); никакой работы не делайте» (Чис. 29:35). Законоучители рассматривают Шмини ацерет как отдельный праздник. В этот день перед чтением Мусафа (в странах рассеяния - во время чтения) читается Изкор, произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.

© Электронная еврейская энциклопедия

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Описание праздника

Сообщение Holy Scripture » 01 ноя 2019, 11:19

Краткий путеводитель по празднику Суккот

Если начало месяца Тишрей проникнуто атмосферой покаяния, стремления духовно возвысить себя и подняться к Б-жественному, то вторая часть месяца имеет другое значение – привнести Б-жественое в мир, проникнуться всем, что Им заповедано, до такой степени, чтобы это вызывало великую радость. И в этом – главный смысл праздника Суккот, который называется “Время нашей радости”.

В дни Суккот (15–21 Тишрея, в 2019 году выпадает на 13-20 октября) евреи живут в покрытых ветками временных строениях, называемых сукка, в которых пируют и славят Всевышнего все семь дней праздника. Идея сукки в том, чтобы, как сказано в Писании, “на всех путях твоих ты познавал Его”, т.е. чтобы любые дела еврея, не только молитва и изучение Торы но даже самые обыденные, были связаны с Всевышним.
Ведь даже когда человек спит или ест в сукке, он исполняет Его заповедь, и даже уходя из нее, он связан с этой мицвой.

Один из самых важных законов Суккот – мицва “четырех растений”, когда соединяют вместе лулав – длинную нераспустившуюся ветвь финиковой пальмы, этрог – цитрон, адассим – веточки пахучей мирты и аравот – ветви скромной ивы и произносят над ними особое благословение. Символика этой заповеди связана с сочетанием свойств этих растений: вкуса и запаха. Вкус символизирует внутреннее достоинство, приобретенное за счет изучения мудрости Торы. Запах, распространяемый растением, символизирует деяния человека: исполнение Закона и помощь ближним.

Этрог. Как этрог сочетает приятный вкус и чудесный аромат, так и среди народа Израиля есть люди, глубоко изучившие Тору и исполняющие все заповеди.

Лулав. Как финики имеют приятный вкус, но лишены запаха, так и в народе Израиля можно найти тех, кто изучает Тору, не совершая при этом добрых дел.

Адассим. Как мирт обладает чудесным ароматом, но не вкусом, так и среди народа Израиля есть такие, кто творит добрые дела, но не изучает Тору.

Аравот. Как ива лишена вкуса и запаха, так и среди евреев есть те, кто не изучает Тору и не совершает добрых дел. Таким образом, внутренний смысл этой мицвы – в объединении всех евреев, какими бы они ни были.

Последний день праздника Суккот называется Ошана-Раба. В этот день читают несколько молитв - Ошанот, берут в руки ветки ивы, также называемые Ошанот, и обходят свиток Торы, лежащий на возвышении в центре синагоги, семь раз, подобно тому, как священники в Храме обходили в этот день жертвенник.

В Ошана-Раба на Небесах «закрываются» все личные дела, начатые в Рош-Ашана. В Сукот Всевышний судит не каждого отдельно, а весь мир в целом, решая, сколько дождя выпадет в этом году, сколько плодов принесут деревья, каким будет урожай. В седьмой день праздника окончательный приговор скрепляется печатью. Поэтому Ошана-Раба отчасти напоминает Йом-Кипур. Как и в Йом-Кипур, в этот день особенно важны раскаяние и молитва.

© Вячеслав Баянов, 15 октября в 16:41

Ответить
 

Вернуться в «Библейский календарь»