פּוּרִים - Пурим

Библейская хронология, даты библейских событий, праздники
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Значение Пурима в свете Нового Завета

Сообщение Holy Scripture » 15 мар 2014, 09:55

Праздник Пурим — история, суть, новозаветное значение

Название праздника Пурим происходит от слова «пур», что значит жребий. Главный советник персидского царя Артаксеркса (Ахашвероша) Аман бросил жребий с целью определить день для истребления всех евреев, живущих в империи. Замысел Амана не был осуществлён благодаря мужеству и самоотверженности еврейской девушки Есфири (евр. имя Гадаса) и её двоюродному брату Мардохею.

Евреи издревле празднуют эти дни в память о чудесном спасении своего народа.

Изображение

1. Историческая справка

События, описанные в книге Есфирь, действительно имели место во время правления персидского царя Артаксеркса, известного как Ксеркса 1, правившего с 486 по 465 гг. до н.э. В те времена еврейский народ находился в пленении и был рассеян на огромной территории персидской империи, распространявшейся от Индии до Эфиопии и охватывавшей 127 областей.

Артаксеркс прославился тем, что построил роскошный дворец в Сузах (Шушане), престольном городе, и устраивал частые и пышные пиршества для своих подданных. Он отличался жестокостью и деспотичным нравом. Имея довольно слабый характер, был вспыльчив, легко поддавался влияниям окружающих и не был способен к принятию серьёзных решений без советников.

2. Краткое содержание книги Есфирь (Эстэр)

Повествование книги Есфирь или свитка Эстэр (мегелат Эстер, ивр.) начинается с описания того, как Артаксеркс лишает царственного достоинства свою супругу царицу Астинь (Вашти), которая отказалась предстать пред царём и его гостями во время одного из пиршеств. Артаксеркс ищет новую царицу, и среди многочисленных претенденток удостаивает внимания еврейскую девушку – сироту Есфирь, которая выросла в доме двоюродного брата Мардохея. Так Есфирь становится царицей.

Изображение

После этих событий царь назначает своим первым советником лютого врага всех евреев Амана, род которого, согласно еврейскому преданию, происходит от Амалика, исторического врага Израиля.

Перед Аманом в страхе и почтении склоняет голову каждый житель города, кроме еврея Мардохея. Все вокруг недоумевали и удивлялись безрассудству последнего, «…ибо он сообщил им, что он Иудеянин». Есф.3:4 (Иудей, иегудим. на иврите ,что означает поклонник Единого Бога). Вне себя от гнева, Аман подговаривает царя издать указ об уничтожении самого, по его словам, непокорного народа в империи. Жребий, брошенный Аманом с целью определить день уничтожения евреев, указал на 13 день месяца Адар.

Встревоженный Мардохей сообщает об указе Есфири и побуждает её вступиться перед царём за свой народ:
«Не думай, что ты одна спасёшься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придёт для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты достигла достоинства царского». Есф. 4:13(2)-14.
Появление перед царём без особого приглашения, согласно закону, даже царице грозило смертью. Но Есфирь решается на это, предварительно попросив всех евреев в городе совершить трёхдневный пост и молитву. Артаксеркс благосклонно отнёсся к неожиданному появлению Есфири в его палатах, благодаря чему Есфирь приглашает царя вместе с Аманом на пир. Аман испытывает особое удовольствие от чести, оказанной ему царицей, не зная о её еврейском происхождении. Озлобившись на Мардохея, он приказывает приготовить дерево, чтобы повесить Мардохея в назначенный день.

Есфирь приглашает царя с первым советником на пир и в следующий день. Накануне ночью царя мучает бессонница и он велит читать ему летописи. В одной из них узнаёт о подвиге Мардохея, раскрывшего заговор двух царских слуг, которые сговорились убить правителя. Мардохей не был за это вознаграждён, и Артаксеркс возлагает на Амана обязанность оказать тому особые почести. Амана преследуют недобрые предчувствия.

Изображение

На следующий день Артаксеркс и Аман вновь приходят на пир к Есфири, и тут она открывает царю свою принадлежность к народу, который по наговору Амана обречён на гибель. Царь в приступе гнева приказывает казнить Амана. По просьбе Есфири Артаксеркс издаёт новый указ, разрешающий евреям в назначенный для расправы над ними день оказать сопротивление и отомстить своим врагам. Тринадцатого адара, в день, определённый Аманом по жребию, евреи всей империи победили тысячи своих ненавистников, но, как написано, «к добыче не протянули они руки свои», Есф.9:15.

На следующий день после победы евреи праздновали своё чудесное спасение. Мардохей стал первым советником царя, а Пурим стал праздником, установленным во все роды в память о том, как Господь спас Свой народ от руки врагов.

3. Постановление о Пуриме и особое настроение праздника

Пурим – особый праздник среди упоминаемых в Библии праздников еврейского народа, его отмечают в атмосфере лёгкости и веселья. В этот день не принято сдерживать свою радость.

Нигде в Библии не говорится, что Бог заповедал праздновать Пурим, это постановление Есфири и еврейских мудрецов. В книге Есфирь так и сказано:
«Постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в своё для них время, каждый год, и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды, в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их». Есф. 9:27
4. Пост Есфири

Пост Есфири проводится евреями накануне праздника. В книге Есфири говорится о том, что царица просила Мардохея, чтобы он собрал всех евреев столицы для трёхдневного поста и молитвы. Лишь после этого она отправилась к царю с просьбой о помиловании своего народа. Нарушая закон двора, Есфирь подвергала себя смертельной опасности.
«Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днём, ни ночью, и я с служанками моими буду так же постится, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну». Есф. 4:16
Изображение

Но Господь незримой рукой устроил всё с пользой для Своего народа и вопреки коварному плану Амана.

В синагогах пост Есфири начинается с утренней молитвы «Слихот » (молитвы покаяния). Кроме самой книги Есфирь также читается отрывок из Торы, в котором говорится о том, как Моисей ходатайствует в молитве за свой народ, который согрешил поклонением золотому тельцу.

5. Уроки Пурима

События, описанные в книге Есфири, происходили в период истории Израиля, о котором мудрецы говорят: «Время, когда Господь сокрыл лицо от народа Своего».
«И Я сокрою лицо Моё от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам». Втор. 31:18.
Оказавшись в Вавилонском плену в наказание за многочисленные прегрешения, евреи, в большинстве своём, не извлекли урока из случившегося. Многие из них откровенно стремились к ассимиляции среди других народов, поставив целью своего существования политическую стабильность и материальное благополучие. Поэтому, когда время Вавилонского плена закончилось, многие из них не пожелали вернуться в Эрец Исраэль.

Изображение

Господь допустил описанные в книге Есфири события, чтобы напомнить Своему народу о заветах, заключённых с отцами, и мессианском предназначении Израиля:
«Ибо ты народ святой у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.» Втор. 7:6.
«А вы будете у Меня царством священников и народом святым». Исх. 19:6
«От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все племена земли». Быт 18:18.
«И произойдёт отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастёт от корня его». Ис. 11:1.
После обращения евреев к Господу в посте и молитве Бог как бы незримой рукой спасает их от очередного «фараона», тем самым демонстрируя миру покровительство над Израилем, и предупреждает его врагов. Таким образом, Господь являет Свою верность заветам и подтверждает истинность обетований Израилю.

6. Новозаветное значение праздника Пурим
«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Иоанн. 10:10.
«А воля Отца, чтобы никто не погиб», Иоанн. 6:39.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего возлюбленного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Иоанн. 3:16.
Изображение

События, описанные в книге Есфирь, для всех верующих являются прообразом чудесного спасения и дарования вечной жизни, которую мы обрели благодаря жертве Иешуа. Как для еврейского народа, так явилась милость Божья в мир, обречённый на гибель за свои грехи. Благодатию мы спасены, а сатана, прообразом которого является Аман и который планировал для нас смерть и ад, сам обречён на вечную погибель.
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом – благодатию вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар не от дел, чтобы никто не хвалился». Еф. 2:4-9.
А быть радостным в праздник Пурим для мессианского еврея не есть копирование религиозной традиции. Уверовавший в Иешуа Мессию исполняется реальными чувствованиями от Духа Божьего. О праздниках же, пришедших к нам из Ветхого Завета, сказано: «Это есть тень будущего, а тело во Христе», Кол. 2:17. В Иешуа наша радость, Он для нас Пурим каждый день нашей жизни.

Примером настоящего верующего для нас является образ Мардохея. Он оставался верующим, иегудим (поклонником) Единого Бога не только в доме или в синагоге (общине, церкви), но и на улицах враждебно настроенного города, не взирая на смертельную опасность.
«Вы – соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделать её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Мат. 5:13-16.
© Еврейский мессианский портал Ieshua✡org, 11.03.2012

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Днепропетровские шутят

Сообщение FontCity » 23 мар 2016, 20:53

Театр КВН ДГУ: Пурим



О боях евреев с лютыми врагами
Много анекдотов ходит по земле.
Но сегодня здесь мы вспомним вместе с вами
Шушенский тот случай, в смысле - случай в Шушане.

Вспомним по-хорошему
об Ахашвероше мы.
Был он - так, шлемазл-царь, но хуже есть цари.
Рюмку поднимая,
Вспомним Мордехая!
И Эстер, за то, что дала всем прикурить!

Давай за Пурим, товарищ, по одной,
Давай за Пурим, товарищ мой!
Давай за Пурим, товарищ, по другой,
Давай за Пурим, товарищ гой!

Что такое "Пурим"? - Он от слова "Жребий".
А еврейский жребий цоресом пропах.
И сегодня пьяный каждый встречный ребе
Приползет домой на пейсах, а не на бровях!

Вспомним окаянного
Подлеца Амана мы.
Был антисемитом он. Ну что ж, не повезло.
Но зато был весел.
Кто его повесил?
Так добро гуманно победило зло!

- Давай за Пурим, товарищ, по чуть-чуть,
Давай за Пурим возьмем на грудь.
- Давай за Пурим, Товарищ! - Я не пью!
- Давай за Пурим, а то убью!

Годы, как евреи - быстро быстро так мелькают.
Жизнь трудна, ребята, словно буква "р".
Но в любом еврее гены Мордехая,
А еврейки эстеричны, в смысле - как Эстер!

И пускай рассеяно
Племя Моисеево,
Но сегодня все напьются! А у русских - пост.
Нет закуски лучше,
Чем Амана уши,
Вместе мы за Пурим поднимаем тост!

Давай за Пурим, товарищ, поскорей!
Кто нынче трезвый, тот - не еврей!
Давай за Пурим, товарищ, наливай!
Барух Ата, ну, в общем, Адонай!
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Как это было

Сообщение FontCity » 24 мар 2016, 11:09

Александр Борода рассказал о значении праздника Пурим для иудеев

Сегодня вечером иудеи всего мира начнут отмечать Пурим. Это традиционный праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидской империи. В течение суток, начиная с сегодняшнего вечера, в общинах по всей стране пройдут карнавалы и театральные представления. О значении этого праздника в интервью "России 24" рассказал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.



© Телеканал Россия 24, 23 мар. 2016 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Пурим 1946 года

Сообщение FontCity » 01 мар 2018, 10:14



У ролика есть русские субтитры!
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Праздник весны

Сообщение FontCity » 09 мар 2018, 10:25

Изображение
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Искушения Мардохея

Сообщение FontCity » 07 мар 2019, 10:36

Будь непослушен как Мардохей

Мардохей учит Есфирь послушанию и терпению. Он «приказывает» ей молчать о своем происхождении, и она молчит. Она готовится к важной роли и не спешит открывать себя.
Но сам Мардохей ведет себя иначе. Он отказывается поступать как все, отказывается кланяться перед новым фаворитом царя. Но самое страшное, он открывает причину своего упорства, он разоблачает себя как Иудея:
«После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него; и все, служащие при царе, которые были у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц. И говорили служащие при царе, которые у царских ворот, Мардохею: зачем ты преступаешь повеление царское? И как они говорили ему каждый день, а он не слушал их, то они донесли Аману, чтобы посмотреть, устоит ли в слове своем Мардохей, ибо он сообщил им, что он Иудеянин»
(Есфирь 3:1-4).
Мардохей научился молчать и терпеть. Но вот наступил момент, когда его вера и верность должны были пройти испытание. Или ты веришь в Бога как Единственного Бога и поклоняешься только Ему, или ты поклоняешься царским фаворитам и тем самым отказываешь Богу в Его единственности. Это не был каприз. И это не был приступ героизма. Ему напоминали каждый день, но он оставался непреклонным. И он пояснил свою позицию: «Ничего личного. Я Иудей. Я не могу иначе».

Тем самым Мардохей подверг опасности не только себя, но и весь народ Иудейский. Аман увидел эту прямую связь: если этот народ верит в Единого и Единственного Бога, то они все бунтовщики, они не будут кланяться нам, смертным. Вот уже и указ царский готов: истребить и разграбить мятежный народ Иудейский. Мардохей, что ты наделал? Ты ли это, который учил Эсфирь жить тихо и смирно, приобретать расположение и влияние? Что с тобой случилось?

С Мардохеем случилось то, что однажды случится с каждым из нас. Каждый должен пережить тот момент, когда верность Богу и лояльность к власть имущим столкнутся лбами. И более того, нам придется сделать тяжелый выбор между верностью Богу и желанием помочь своему народу. Поклонись Аману - и останешься при дворе, и сможешь сделать для Иудеев еще много добрых дел. Будь послушен, будь хорошим рабом, и всем будет только лучше. Не поклонишься - потеряешь все и погубишь всех, из-за твоего упрямства пострадают невинные.

Это было величайшее искушение - поклониться Аману, чтобы спасти себя и свой народ. Но Мардохей знал, что народ, который поклоняется чужим богам и царским фаворитам, уже погиб. И он знал, что поклоняясь Богу как Единственному Богу, он вверяет себя и свой народ под Божью защиту. Иногда послушание Богу требует нашего непослушания царям и князьям, богам и божкам. В моменты подобных испытаний мы должны помнить и повторять: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

© Михаил Черенков. Января 21, 2019
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Был ли Иисус на празднике Пурим?

Сообщение Holy Scripture » 15 мар 2020, 14:00

ОТМЕЧАЛ ЛИ ИИСУС ПУРИМ?

В 5 главе Евангелия от Иоанна сказано, что Иисус присутствовал в Иерусалиме на неназванном празднике. Вопрос о том, что это был за праздник, вызывает споры. Некоторые считают, что этим праздником не мог быть Пурим, так как Пурим - "малый праздник", не принадлежащий к числу трёх паломнических (Хаг Суккот, Хаг Мацот (Песах) и Хаг Шавуот). Тем не менее, мы знаем, что Иисус праздновал Хануку (от Иоанна 10:22), которая также является "малым праздником".
В соответствии с исследованием, проведённым Ламбертом Долфином, хронологически неназванным Иоанном праздником мог быть только Пурим, так как он выпадал на Шаббат (от Иоанна 5:9), а единственным праздником, выпадавшим на Шаббат в 25-35 гг. н.э., был Пурим (в 28 году н.э.).
Почему же тогда праздник остался неназванным? Возможно, ведомый Духом Божьим апостол Иоанн намеренно не упомянул в тексте Евангелия название праздника, также как в Книге Эстер намеренно не упомянуто имя Бога.

© Сергей Кирюшатов · 10 марта в 09:00 ·

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Параллели Пурим

Сообщение FontCity » 15 мар 2020, 14:04

Приближается праздник Пурим (ивр. פּוּרִים‎ - жребий) - праздник, установленный, согласно библейской Книге Есфири (Эстер) в память спасения евреев, проживавших на территории Персидской империи от истребления их Аманом-амаликитянином, любимцем персидского царя Артаксеркса. Праздник начинается постом Эстер (תענית אסתר) в течение 13-го дня месяца Адара в память поста, наложенного царицей на себя, на слуг и на всех евреев. Праздничными днями являются 14-е и 15-е адара (в 2020 году начинают праздновать с вечера 9 марта).
Через всю книгу Есфирь проходит удивительная пророческая параллель об избавлении народа Божьего от погибели через Иешуа Мессию. Когда весь народ еврейский был в сетовании о предстоящем истреблении, Мардохей сказал Есфири, чтобы она пошла к царю и молила его о помиловании и просила его за свой народ. Есфирь ответила Мардохею: «Всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд - смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив.» (Есфирь 4:11) Это место Писания очень похоже на законы, касающиеся первосвященника, что если кто-то войдёт во Святое Святых не являясь первосвященником и не в единственный день в году - Йом Кипур, тот подлежит смерти. Есфирь говорит, что исключением может быть только простёртый золотой скипетр, как благодать, тогда тот человек останется жив.
Для того, чтобы увидеть глубину пророческой параллели, нам надо разобраться, когда происходили эти события.
«И призваны были писцы царские В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ, В ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ЕГО, и написано было, как приказал Аман, к сатрапам царским и к начальствующим над каждою областью и к князьям у каждого народа, в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его: все было написано от имени царя Артаксеркса и скреплено царским перстнем.
И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, В ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТОГО МЕСЯЦА, то есть месяца АДАРА, и имение их разграбить. » (Есфирь 3:12-13)
Итак, в тринадцатый день первого месяца был написан приказ, чтобы в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара в один день истребить всех евреев. Все дальнейшие события в книге Есфирь происходят после тринадцатого числа первого месяца. Тринадцатого числа Есфирь объявила пост на три дня: «Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть - погибну.» (Есфирь 4:16) На третий день Есфирь оделась по царски, и стала она на внутреннем дворе царского дома.
А теперь давайте посмотрим какая получается связь. Какой праздник начинается вечером тринадцатого числа первого месяца? «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца - Пасха Господня.» (Числа 28:16) И после Ефсири спустя почти 450 лет был Песах, и Иешуа, ужиная со Своими учениками, сказал им, что через три дня Он воскреснет, оденет царскую одежду и предстанет перед Царём царей во Святом Святых и провозгласит, что Его народ свободен. «Входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.» (Евреям 6:19-20)
После тринадцатого числа, после трёхдневного поста, Есфирь была принята царём и получила избавление для своего народа, а Амана постигла участь, которую он готовил народу Божьему. «В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, в который пришло время исполниться повелению царя и указу его, в тот день, когда надеялись неприятели Иудеев взять власть над ними, а вышло наоборот, что сами Иудеи взяли власть над врагами своими.» (Есфирь 9:1)
Поэтому в память об этом чудесном избавлении постановили ежегодно отмечать праздник Пурим: «Они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его, как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный, - чтобы сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным. И приняли Иудеи то, что уже сами начали делать, и о чем Мардохей написал к ним, как Аман, сын Амадафа, Вугеянин, враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, жребий , об истреблении и погублении их, и как Есфирь дошла до царя, и как царь приказал новым письмом, чтобы злой замысл Амана, который он задумал на Иудеев, обратился на голову его.» (Есфирь 9:21-25)

© נצרים בהר אפרים · 8 марта в 13:23
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Мифы и реальность

Сообщение FontCity » 15 мар 2020, 19:42

9 распространенных мифов и заблуждений о Пуриме

Изображение

1. Миф: Мордехай приходился Эстер дядей

Праздник Пурим возник во время персидского изгнания, когда евреи были спасены от полного уничтожения, которое замыслил Аман, советник царя Ахашвероша. Главные герои прадника - царица Эстер и ее родственник Мордехай. Во множетве книжек, брошюр, аудио- и видеоисторий о празднике Пурим Мордехай упоминается как дядя царицы Эстер, вырастивший ее после смерти родителей.

Факт: Мордехай был кузеном Эстер

Мордехай, действительно, вырастил Эстер. Однако в Мегиле (в Свитке Эстер) однозначно указано, что он был ее кузеном, а не дядей.1 Интересно, что мудрецы Талмуда говорят, что Эстер была не только кузиной Мордехая, но и его женой.

Изображение

2. Миф: У Амана была треугольная шляпа и острые уши

На Пурим принято есть треугольные пирожки с маком (варенья и джемы тоже сгодятся), которые на идише называются гоменташи, а на иврите озней-аман ("уши Амана").

Согласно расхожей легенде, эти пирожки делают в форме треугольной шляпы, которую носил Аман. Другая легенда (особенно популярная в Израиле) гласит, что это лакомство воспроизводит форму ушей Амана.

Факт: Мы ничего не занем ни о гардеробе Амана, ни об особенностях его анатомии

Нет совершенно никаких оснований считать, что Аман носил треуголку. В отношении формы его ушей так же нет никакой достоверной традиции.

На самом деле, самое главное в этих пирожках - это их начинка из семян (мака), называемая на идише мон. И на Пурим их едят в память о самопожертвовании пророка Даниэля и царицы Эстер, которые, живя в царском дворце, питались этими семенами, чтобы не есть ничего некашерного.

Мон (мак) наиболее предпочтителен3, потому что созвучен с манот ("порции"), которые мы посылаем друг другу в праздник Пурим.

Если так, почему гоменташи иногда называют "ушами"? Вообще-то, так иногда называют и не только пуримские пирожки. Рабби Йосеф ибн Каспи (1279-1340) и рабби Дон Ицхак Абарбанель (1437-1508) в своих комментариях упоминают пирожки-"ознаим" без какой-либо связи с Аманом и Пуримом. Да и во многих восточно-европейских культурах маленькие пирожки с начинкой часто называют "ушками".

Читайте: Разные рецепты гоменташей

Изображение

3. Миф: Сыновья Амана были повешены на виселице, которую он приготовил для Мордехая

Кульминационный момент Мегилы - когда Аман и его сыновья оказались на виселице, приготовленной им для Мордехая. И на вопрос о том, как погибли сыновья Амана, большинство отвечает: "Были повешены".

Факт: Они уже были мертвы

Внимательно прочитав главы 8 и 9 Книги Эстер, можно понять, что царь велел повесить Амана на дереве, приготовленном для Мордехая, сразу после его разоблачения (в пасхальную ночь).4 Однако его сыновья были убиты почти год спустя, 13 адара, и они погибли от меча вместе с другими врагами евреев в городе Шушан.5 Лишь после их смерти царь распорядился повесить их тела на виселице.6 Таким образом, сыновья Амана, хоть и повисли, но не "были повешены" в полном смысле слова.

Читайте: Хронология исторических событий праздника Пурим

Изображение

4. Миф: Шелахмонес должен включать "два благословения"

Одна из заповедей Пурима - "мишлоах манот" (шелахмонес): съестные подарки (как минимум два) друзьям. Этот закон упоминается в Мегиле.7

Согласно распространенному заблуждению, эти "порции" должны требовать различных благословений. Например, можно вручить апельсин (фрукт, на который произносится благословение "при аэц") и конфету (требующую благословения "шеаколь"), но, скажем, макаронный салат с булочкой не годятся, так как к ним обоим относится благословение "мезонот".”

Факт: Благословения не играют роли

Закон гласит, что нужно подарить две съестные "порции", но они могут относиться к одному и тому же благословению. На самом деле, пример, приводимый в Шулхан Арухе - два мясных блюда, ну которые уж точно произносится одно и то же благословение "шеаколь".

Читайте: Каббала шалахмонес

Изображение

5. Миф: Каждый должен напиться

Мудрецы постановили, что в Пурим нужно выпить столько, чтобы не отличать слова "проклят Аман" от "благословен Мордехай". Некоторые принимают это к исполнению буквально и напиваются до песпамятства. Иной раз (особенно в среде молодежи) это доходит до неприличного поведения и даже нанесения ущерба себе и другим.

Факт: Сохранение ментального и Физического благополучия имеет первостепенное значение

Для человека, скажем, страдающего зависимостью, даже малый глоток алкоголя может нести угрозу жизни. Питье может усилить радость и веселье праздника Пурим, поэтому мудрецы объявили это настоящей мицвой - до тех пор, пока вы уверены, что ваше поведение будет соответствовать высоким стандартам, предписываемым Торой. Если же вы планируете вести машину или знаете, что в выпивка как-то иначе может привести вас к неприятностям, алкоголь для вас так же запретен, как и свинина.

Читайте: Питие и сознание

Изображение

6. Миф: Достаточно один раз послушать чтение мегилы

Одна из четырех заповедей Пурима - слушать чтение Книги Эстер на иврите по рукописному пергаментному свитку. Остальные три мицвы (шелахмонес, подарки бедным и праздничный пир) совершаются только в день Пурима. Мегилу, однако, читают один раз ночью, а затем снова на следующий день. Существует распространенное заблуждение, что достаточно услышать его один раз.

Факт: Нужно прослушать один раз ночью, а потом еще раз днем

Мудрецы Талмуда объясняют, что необходимо слушать чтение мегилы дважды.

Рабби Йеошуа бен Леви учил, что это отражение сказанного в Псалмах: "О Б-г мой, я призываю днем... и ночью я не молчу", - является частью главы, которую мудрецы Талмуда связывают с царицой Эстер. Когда нависла угроза геноцида, несчастные евреи из Персии взывали к Б-гу днем и ночью. Таким образом, мы вспоминаем Его доброту в канун Пурима, а затем снова на следующий день.

Рабби Хелбо цитировал Улу из Бири, который связывал эту практику со стихом в Псалмах: "Так что моя душа будет петь хвалу Тебе, а не молчать... Я буду всегда благодарен Тебе". Двойное чтение мегилы, таким образом, является выражением благодарности Всевышнему, а также свидетельством Его вечной доброты.

Изображение

7. Миф: Нужно заглушать имя Амана

Всеми любимая традиция Пурима - греметь грагерами (трещотками), стучать, кричать, топають ногами и всячески шуметь, когда во время чтения мегилы звучит имя Амана.

Некоторые настолько усердствуют в этом "унечтожении Амана", что не слышат, как чтец произносит его имя.

Факт: Необходимо слышать каждое слово мегилы

Закон обязывает слышать каждое слово мегилы, даже те, которые относятся к негодяям. Во многих общинах чтец делает паузу после произнесения имени Амана, чтобы дать всем возможность пошуметь, потом повторяет его еще раз и продолжает чтение. Важно не шуметь во время этого повторения. В конце концов, если кто-то пропустил хотя бы одно слово, ему нужно снова услышать все чтение мегилы!

Изображение

8. Миф: Пурим это еврейский Хэллоуин

Излюбленный обычай Пурима - надевать маски и наряжаться в маскарадные костюмы. Это привело к тому, что многие ошибочно назвали его "еврейским Хэллоуином".

Факт: Хэллоуин Пуриму и в подметки не годится

Обычай наряжаться в Пурим упоминается еще 500 лет назад, задолго до того, как сформировался современный праздник Хэллоуин.

Но разница на самом деле гораздо глубже. Что делают еврейские дети, когда наряжаются в свои костюмы? Они дарят угощения своим друзьям и раздают монеты нищим. Прямая противоположность Хэллоуину, когда дети озорничают и выпрашивают угощения.

Читайте: Празднуют ли евреи Хэллоуин?

Изображение

9. Миф: Пурим - это второстепенный праздник

Наряду с Ханукой, Пурим часто пренебрежительно называют второстепенным праздником, поскольку он был установлен спустя сотни лет после того, как Моисей получил Свыше повеление соблюдать Шаббат, Рош-Ашана, Йом-Кипур, Суккот, Песах и Шавуот. Это может звучать как намек (не очень тонкий) на то, что его соблюдение не так уж и важно.

Факт: Пурим предписан в Библии, и его уроки жизненно важны

Подобно Хануке, в Пурим работа не запрещена, и он считается одной из семи заповедей, установленных Мудрецами. Тем не менее, книга Эстер является частью библейского канона, и соблюдение праздника четко изложено там в главе 9.

В некотором смысле, Пурим имеет значимость и актуальность для нас больше всех других праздников. Пурим пришел "снизу" как продукт веры и молитв еврейского народа, жившего тогда за пределами Израиля под чужой властью. У них были все основания отказаться от иудаизма, чтобы спасти свои жизни, но они решили с гордостью сохранить свою веру, даже если это делало их мишенью Амана.

Читайте: Законы и обычаи Пурима

© Р-н Менахем Познер. Хабад.ру
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5667
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Трофейные уши

Сообщение FontCity » 15 мар 2020, 19:46

Обычай кушать «уши Амана», или Гоменташен, тесно связан с историей еврейского народа. Событию, о котором пойдет речь, уже свыше двух тысяч лет. В те древнейшие времена народ Израиля жил на территории Персидской империи во времена правления царя Ахашвероша.
Министр царя Аман, уши которого мы с таким удовольствием едим, задумал истребить весь еврейский народ. Но любимая жена царя, Эстер, с помощью своего дяди Мордехая и благодаря молитве евреев смогла убедить Ахашвероша изменить указ. Новый закон разрешил иудеям оказать вооруженное сопротивление врагу. В итоге народ Израиля победил. Амана повесили, а его уши были обрезаны по тогдашнему обычаю, как военный трофей. И сегодня воспоминание об этом явилось причиной традиционного блюда в Пурим.

© Шауль Законник Павло · 9 марта в 17:16
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Библейский календарь»