КАК ПРАЗДНОВАТЬ ХАНУКУ
Ханука - это праздник победы, радости и веселья народа Израиля; это праздник, когда всему миру рассказывают о победе Света Торы над тьмою язычества и дарят подарки. Слово Ханука означает «освящение нового дома» и образовано от слова «лахинот», которое переводится с иврита как «освящать» или «обновлять», как: «Псалом, песнь Давида при освящении Храма (ханукат га-байит)» (Пс.29:1). Осквернённый Храм был освобожден от идолов через месяц после праздника Суккот, когда евреи должны совершать паломничество в Храм, но поскольку он оставался в руках греков, евреи не смогли отпраздновать Суккот как подобает и были вынуждены провести его, «подобно зверям, в горах и пещерах». Изгнав же греков, евреи решили сделать своего рода «праздник-компенсацию». И поскольку Суккот длится 8 дней, установили так же и в Хануку 8-дневный праздник. Если бы не было побед в дни Хануки и Пурима, которые совершил Всесильный через Своих верных из народа Израиля, то у нас сегодня не было бы ни Торы, ни ТаНаХа, ни Машиаха, ни спасения, ни будущности в Царстве Всесильного. Не все ещё сегодня понимают суть праздника Ханука. Для многих он ещё лишь, как альтернатива массовым языческим новогодним праздникам и рождеству, и для них радость Хануки заключена лишь в праздничных огнях, вкусных пончиках, латкесе, совивоне и песенках о чудесах, происходивших давным-давно… Но Ханука – это духовный праздник освящения, обновления Храма и победы Истины над языческим образом жизни! Праздник Хануки должен быть прежде всего внутри нас, тогда всё, происходящее в этот праздник снаружи нас, будет иметь смысл и силу для проповеди Царства Всесильного всем народам. Ныне Машиах пребывает в нас, как Светильник в Храме, освещающий всё, что мы есть, чтобы наши ближние видели Свет и Силу исполняемого Слова Всесильного и могли совершать своё спасение в Его Машиахе.
Писание о празднике Ханука:
«В ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА – ЭТО МЕСЯЦ KИСЛЕВ – СТО СОРОК ВОСЬМОГО ГОДА ВСТАЛИ ВЕСЬМА РАНО И ПРИНЕСЛИ ЖЕРТВУ ПО ЗАКОНУ НА НОВОУСТРОЕННОМ ЖЕРТВЕННИКЕ ВСЕСОЖЖЕНИЙ. В ТО ВРЕМЯ, В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ЯЗЫЧНИКИ ОСКВЕРНИЛИ ЖЕРТВЕННИК, ОБНОВЛЕН ОН С ПЕСНЯМИ, С ЦИТРАМИ, ГУСЛЯМИ И КИМВАЛАМИ. И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников. И УСТАНОВИЛ ИУДА И БРАТЬЯ ЕГО И ВСЕ СОБРАНИЕ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ ДНИ ОБНОВЛЕНИЯ ЖЕРТВЕННИКА ПРАЗДНУЕМЫ БЫЛИ С ВЕСЕЛИЕМ И РАДОСТЬЮ В СВОЕ ВРЕМЯ, КАЖДЫЙ ГОД ВОСЕМЬ ДНЕЙ, от двадцать пятого дня месяца Kислева» (1 Мак 4:52-59)
«В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, В КАКОЙ ОСКВЕРНЕН БЫЛ ХРАМ ИНОПЛЕМЕННИКАМИ, СОВЕРШИЛОСЬ И ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА, В ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ ДЕНЬ ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА КИСЛЕВА. И ПРОВЕЛИ ОНИ В ВЕСЕЛЬЕ ВОСЕМЬ ДНЕЙ по подобию праздника кущей, воспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах. Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, и с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое. И ОБЩИМ РЕШЕНИЕМ, И ПРИГОВОРОМ ОПРЕДЕЛИЛИ: ВСЕМУ ИУДЕЙСКОМУ НАРОДУ ПРАЗДНОВАТЬ ЭТИ ДНИ КАЖДОГОДНО» (2 Мак 10:6-8)
«Настал же тогда в Иерусалиме ПРАЗДНИК ОБНОВЛЕНИЯ (Ханука), и была зима. И ходил Иешуа в храме, в притворе Соломоновом» (Ин. 10:22,23).
Перед зажиганием ханукии произносят брахот (благословения):
Барух Ата а-Шем Элоhейну Мелех hа-Олам, Ашер Кидшану бэ-Йешуа hа-Машиах ор hа-Олам. Амен. «Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас в лице Иешуа Машиаха. Амен»
И зажигают центральную свечу (шамаш).
Барух Ата а-Шем Элоhейну, Мелех hа-Олам, Ашер Кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер шел Ханука. "Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать Светильник в Хануку"
Барух Ата а-Шем Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-аса нисим ле-авотейну бе-ямим hа-hем ба-зман hа-зе.
"Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни в это время"
а эту браху произносят только в первый вечер Хануки:
Барух Ата а-Шем Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-hехейану ве-кийману бе-hигийану ла-зман hа-зе.
"Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который дал нам жить и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени"
Как поётся брахот в Хануку можно прослушать и скачать здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=1xJpH534qEY
НА ВСЕ 8 ДНЕЙ ХАНУКИ НУЖНО ИМЕТЬ 44 СВЕЧИ:
1-й день – 2 шт.; 2-й день – 3 шт.; 3-й день – 4 шт.; … 8-й день – 9 шт. (свечи можно нарезать с одной длинной свечи – по 2,3 или 4 шт., но так чтобы они могли гореть минимум 30 мин.)
Зажегши Ханукию поют (читают) гимн "Маоз цур йешуати", рассказывающий историю изгнаний и спасение Израиля, приходившее от Всевышнего:
Твердыня, оплот спасения моего, Тебя подобает восхвалять. Да будет воздвигнут Твой Дом молитвы,
и там мы принесем благодарственную жертву. Когда Ты уготовишь гибель врагу-хулителю, тогда я завершу псалмом освящение жертвенника. Бедами насытилась моя душа, в печали иссякла сила моя; жизнь мою огорчали жестоко под гнетом царства тельца. Но Своею великой рукой Ты вывел избранный народ. Войско Фараона и всё его потомство камнем пали в пучину. В Свой священный храм Ты привел меня, и там я не пребывал в покое. Пришел притеснитель и изгнал меня, ибо идолам я служил и вином отравленным совершал возлияния. Я едва не погиб, но вот - конец Вавилону, пришел Зерубавель, и по прошествии семидесяти лет, и я был спасен. Отсечь вершину кедра возжелал Аман, сын Амдаты, но это стало ему западней, и надменность его пропала. Ты поднял главу Биньямина, а имя врага стер, его и его сыновей на дереве Ты повесил. Греки собрались против меня в те дни Хасмонеев, и проломили они стены Храма, и осквернили все масла. Но из оставшегося в кувшинах было содеяно чудо для тех, кто подобен лилиям; и сыны Мудрости установили восемь дней для пения и ликования.
Открой Руку святую Свою и приблизь окончательное спасение. Отомсти местью за рабов Твоих народу злодейскому, ибо тянется время и дни несчастья. Оттолкни смертную тень Эсавома (Рима) и поставь (нам в защиту) семь Твоих пастырей.
После того, как свечи прогорели полчаса, их можно потушить, а на следующий день установить новые. Если свеча вдруг погасла, то ее следует зажечь вновь, но без пения брахот. Ни для чего иного ханукальные свечи, фитили и масло не используются. В последний день Хануки свечам дают догореть до конца. Все время, пока свеча Хануки горит, даже после того, как прошло полчаса, в доме не делают никакой работы и не передвигают ее с места.
В вечер наступления Шабата зажигают сначала свечи Хануки, а затем шабатние свечи, при этом берут более длинные свечи, чтобы они горели не менее получаса после выхода звезд (а зажигать их надо до захода, т.к. начинается Шабат). А на исходе Шабата сначала делают hавдалу (ритуал окончания Шабата), а затем зажигают свечи Хануки. Свечи Хануки зажигают и дома, и в синагоге, и на всяком месте, в котором люди собираются праздновать Хануку.
КАЖДАЯ СВЕЧА В ХАНУКИИ ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМ СИМВОЛОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ПОЛНОТУ МАШИАХА:
Центральная ежедневная свеча «шамаш» - слуга, суть служения Иешуа Машиаха:
«Иешуа же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Мф.20:25-28), «потому что Всесильный, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, чтобы ПРОСВЕТИТЬ НАС ПОЗНАНИЕМ СЛАВЫ БОЖИЕЙ В ЛИЦЕ ИЕШУА МАШИАХА» (2Кор.4:6).
Первая свеча - символ создания Света:
«И сказал Всесильный: да будет свет. И стал свет. И увидел Всесильный свет, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы» (Бытие 1:3,4).
Вторая свеча – Свет для всего народа Израиля:
«Адонай же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх. 13:21,22).
Третья свеча - Свет для каждого иудея:
«Адонай – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Адонай крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс.26:1).
Четвертая свеча - Свет, исходящий из Слова Всесильного:
«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105), «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс.118:130).
Пятая свеча – Свет миру через светильник Машиаха:
«В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:4,5), «Иешуа сказал: я свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12)
Шестая свеча – Свет миру через учеников Машиаха:
«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16).
Седьмая свеча - Свет славы спасённого и восстановленного Израиля:
«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Адоная взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Адонай, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» (Ис. 60:1-3).
Восьмая свеча - вечное Святилище славы Всесильного в небесном Новом Иерусалиме:
«Храма же я не видел в нем, ибо Адонай Всесильный Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Всесильного осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр. 21:22-24).
В дни этого праздника можно работать, кроме времени, когда горит светильник. На Хануку приглашают гостей и ходят в гости с подарками, прославляют Всесильного и благовествуют о Его Царстве и спасении в Машиахе, играют с детьми в игру «совивон» (крутят «дрейдл», 4-сторонний волчок). На каждой стороне волчка нарисованы еврейские буквы: нун, гимел, хэй, шин, – составляющие сокращение изречения: «Нес гадол хайя шам» (чудо великое было там). В эти праздничные дни евреи готовят «латкес» - оладьи из картофеля, жаренные на оливковом масле. Так как чудо Хануки касается масла, то вся пища готовится на растительном масле. Традиционное блюдо Хануки – суфгания – пончики с вареньем.
©
Александр Кира Пархоменко · 6 декабря, 13:00