Святость субботы
Добавлено: 16 май 2019, 07:53
СУББОТА - ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ БОГА
Священное Писание неоднократно говорит об установлении субботы как вечного завета, и никогда о ее отмене. Суббота упоминается в качестве священного дня уже в самой первой книге Библии:
• И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Быт 2:2-3
Соблюдение субботы - символ Всего Завета и важнейшая заповедь:
• Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Исход 20:8-11
• И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.
Исход 31:12-17
Интересно, что святость суббот неоднократно подчеркичается в Маккавейских книгах. Так, идолослужение называется прямо осквернением субботы:
• Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти.
1Мак 1:41-50
Нападение на Израиль в субботу преподносится как верх вероломства:
• Тогда многие, преданные правде и закону, ушли в пустыню и оставались там, сами и сыновья их, и жены их, и скоты их, потому что умножились беды над ними. И возвещено было мужам царским и войску, находившемуся в Иерусалиме, городе Давидовом, что некоторые мужи, нарушив царское повеление, ушли в сокровенные места в пустыне.И погнались за ними многие и, настигнув их, ополчились, и выстроились к сражению против них в день субботний, и сказали им: теперь еще можно; выходите и сделайте по слову царя, и останетесь живы. Но они отвечали: не выйдем и не сделаем по слову царя, не оскверним дня субботнего. Тогда поспешили начать сражение против них. Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас. Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ.
1Мак 2:29-38
Запрет празднования субботы был связан с насаждением эллинистических обычаев, само соблюдение субботы объявлялось эллинистами преступным и подается как великая трагедия:
• Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные. И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами. Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем.
2Мак 6:3-6
Иуда Маккавей не воевал по субботам:
• Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу.
2Мак 12:38
Никанор изображен в качестве демонстративного осквернителя субботы, какое осквернение не помогло ему одержать военной победы:
• Когда узнал Никанор, что бывшие с Иудою находятся в стране Самарийской, то думал совершенно безнаказанно напасть на них в день покоя. Когда же поневоле сопровождавшие его Иудеи говорили: "Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим"; тогда этот нечестивец спросил: "Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний?" И когда они отвечали: "Есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмой день", то он сказал: "А я - господин на земле, повелевающий взять оружие и исполнять царскую службу". Впрочем, он не успел совершить своего умысла.
2Мак 15:1-5
В Четвертой Маккавейской книге интересно символическое соотнесение субботнего дня с количеством семи мучеников за веру, отказавшихся служить идолам:
• Когда при первой попытке побежден был гордый мучитель, не смогший принудить старца к скверноядению, тогда он сгоряча приказал приводить других евреев помоложе, и если они вкусят оскверненнаго, освобождать ядущих, а если будут противоречить, мучить горше.
<...>
О, всесвятая седмерица согласных братьев! Как седьмь дней миротворения готовились для благочестия: так сии юноши, ликуя, составили из себя круглую седмерицу, подавляя страх мучений.
4Мак 8:1б2
Иудифь в память о своём умершем муже постилась во все дни, кроме суббот и вечера пятницы, так как это праздничное время, а пост - состояние, противоположное празднику. Т.е., празднование субботы не отменял даже траур по мужу:
• Муж ее Манассия, из одного с нею колена и племени, умер во время жатвы ячменя; потому что, когда он стоял в поле близ вязавших снопы, зной пал на его голову — и он слег в постель и умер в своем городе Ветилуе; его похоронили с отцами его на поле между Дофаимом и Валамоном. И вдовствовала Иудифь в своем доме три года и четыре месяца. Она сделала для себя на кровле дома своего шатер, возложила на чресла свои вретище, и были на ней одежды вдовства ее.
Иудифь 8:2-6
В Новом Завете тоже нет ничего об отмене суббот, но напротив святость субботы подчеркивается.
Иисус учил в синагоге в субботу:
• Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге...
Мк 6:1-2
• Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая...
Лк 6:6
• И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу
Мк 3:1-2
Апостол Павел в послании к Колосянам запрещает осуждать за празднование субботы:
• Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе.
Кол 2:16-17
Иисус призывает молиться, чтобы бегство от бедствия в последний день не произошло в субботу:
• Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
Мф 24:20-21
Сам апостол Павел учил по субботам в синагоге:
• Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
Деян 17:1-2
• Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
Деян 18:4
Итак, по субботе есть и установление и примеры ее празднования в ранней церкви. По воскресенью таких установлений нет.
© Максим Вялков · Вчера в 07:54
Священное Писание неоднократно говорит об установлении субботы как вечного завета, и никогда о ее отмене. Суббота упоминается в качестве священного дня уже в самой первой книге Библии:
• И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Быт 2:2-3
Соблюдение субботы - символ Всего Завета и важнейшая заповедь:
• Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Исход 20:8-11
• И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.
Исход 31:12-17
Интересно, что святость суббот неоднократно подчеркичается в Маккавейских книгах. Так, идолослужение называется прямо осквернением субботы:
• Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти.
1Мак 1:41-50
Нападение на Израиль в субботу преподносится как верх вероломства:
• Тогда многие, преданные правде и закону, ушли в пустыню и оставались там, сами и сыновья их, и жены их, и скоты их, потому что умножились беды над ними. И возвещено было мужам царским и войску, находившемуся в Иерусалиме, городе Давидовом, что некоторые мужи, нарушив царское повеление, ушли в сокровенные места в пустыне.И погнались за ними многие и, настигнув их, ополчились, и выстроились к сражению против них в день субботний, и сказали им: теперь еще можно; выходите и сделайте по слову царя, и останетесь живы. Но они отвечали: не выйдем и не сделаем по слову царя, не оскверним дня субботнего. Тогда поспешили начать сражение против них. Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас. Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ.
1Мак 2:29-38
Запрет празднования субботы был связан с насаждением эллинистических обычаев, само соблюдение субботы объявлялось эллинистами преступным и подается как великая трагедия:
• Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные. И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами. Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем.
2Мак 6:3-6
Иуда Маккавей не воевал по субботам:
• Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу.
2Мак 12:38
Никанор изображен в качестве демонстративного осквернителя субботы, какое осквернение не помогло ему одержать военной победы:
• Когда узнал Никанор, что бывшие с Иудою находятся в стране Самарийской, то думал совершенно безнаказанно напасть на них в день покоя. Когда же поневоле сопровождавшие его Иудеи говорили: "Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим"; тогда этот нечестивец спросил: "Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний?" И когда они отвечали: "Есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмой день", то он сказал: "А я - господин на земле, повелевающий взять оружие и исполнять царскую службу". Впрочем, он не успел совершить своего умысла.
2Мак 15:1-5
В Четвертой Маккавейской книге интересно символическое соотнесение субботнего дня с количеством семи мучеников за веру, отказавшихся служить идолам:
• Когда при первой попытке побежден был гордый мучитель, не смогший принудить старца к скверноядению, тогда он сгоряча приказал приводить других евреев помоложе, и если они вкусят оскверненнаго, освобождать ядущих, а если будут противоречить, мучить горше.
<...>
О, всесвятая седмерица согласных братьев! Как седьмь дней миротворения готовились для благочестия: так сии юноши, ликуя, составили из себя круглую седмерицу, подавляя страх мучений.
4Мак 8:1б2
Иудифь в память о своём умершем муже постилась во все дни, кроме суббот и вечера пятницы, так как это праздничное время, а пост - состояние, противоположное празднику. Т.е., празднование субботы не отменял даже траур по мужу:
• Муж ее Манассия, из одного с нею колена и племени, умер во время жатвы ячменя; потому что, когда он стоял в поле близ вязавших снопы, зной пал на его голову — и он слег в постель и умер в своем городе Ветилуе; его похоронили с отцами его на поле между Дофаимом и Валамоном. И вдовствовала Иудифь в своем доме три года и четыре месяца. Она сделала для себя на кровле дома своего шатер, возложила на чресла свои вретище, и были на ней одежды вдовства ее.
Иудифь 8:2-6
В Новом Завете тоже нет ничего об отмене суббот, но напротив святость субботы подчеркивается.
Иисус учил в синагоге в субботу:
• Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге...
Мк 6:1-2
• Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая...
Лк 6:6
• И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу
Мк 3:1-2
Апостол Павел в послании к Колосянам запрещает осуждать за празднование субботы:
• Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе.
Кол 2:16-17
Иисус призывает молиться, чтобы бегство от бедствия в последний день не произошло в субботу:
• Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
Мф 24:20-21
Сам апостол Павел учил по субботам в синагоге:
• Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
Деян 17:1-2
• Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
Деян 18:4
Итак, по субботе есть и установление и примеры ее празднования в ранней церкви. По воскресенью таких установлений нет.
© Максим Вялков · Вчера в 07:54