С чего начать, чего остерегаться и к чему стремиться
Шаббат начинается с подготовки к нему. В пятницу, чаще всего вечером до заката, убирается дом, готовится заранее пища, заканчиваются бытовые и другие дела. Как и Творец закончил свои дела - сотворение - за 6 дней и почил, и не от того что устал а потому, что завершил Свои дела. Шаббат - это праздник, и готовится к нему надо как к празднику. Это семейный праздник - во-первых, духовной семьи Отца, и во-вторых, нашей собственной семьи, родных и близких - он также ДЛЯ семьи (как сказал Мессия
«суббота для человека, а не человек для субботы»).
Я понимаю что некоторые из нас сейчас не живут в Израиле и государственных условиях, созданных для соблюдения Шаббата. И не у каждого есть возможность хорошо подготовится к субботе, самое главное тут - это честность с Отцом и собой, делайте, что позволяет ваша ситуация. Б-г смотрит на сердце и готовность послушания, и Он обещал что Он лично создаст условия для соблюдения, так что у нас не будет оправдания. Вы сами увидите, как жизнь начнёт меняться и происходить события, когда вы серьёзно отнесётесь к соблюдению Шаббата.
Пример подготовки к субботе можно найти в истории с манной небесной
(Исх 16:13-36). В пятницу собирали двойную порцию манны, так что хватало и на субботу. ЯХВЕ обеспечил провизию быть готовым к этому еженедельному празднику и отдыхать на него от бытовых дел, сфокусировавшись на духовном.
Следующий этап - это начало либо открытие Шаббата. Это как «заглавная буква в начале предложения», в то время как подготовка - это как «отступ в начале нового параграфа». За неимением аналога в христианстве (так как там и не чтили субботы) тут полезно и практично перенять красивые и поучительные элементы еврейской традиции (никак не противоречащие письменной Торе).
Как вы уже узнали, день на календаре Творца начинается с заката солнца, а не в полночь (что уходит корнями в древний Вавилон). Так, можно семьёй наблюдать закат и, по еврейской традиции, чтобы убедится, что солнце действительно село, они ещё ждут появления по меньшей мере трёх звёзд. Это обычно поручают детям. И потом, чтобы объявить это событие (начало Шаббата), трубят в шофар (бараний рог), трубный звук которого оповещает всё в округе о начале субботы.
Потом все собираются вместе около двух шаббатних свечей. По традиции левая свеча называется Шамор («соблюдай»), а правая - Захор («помни»). Это опять же не лишнее напоминание соблюдать и не забывать заповеди Всевышнего.
Почёт зажигать свечи отдаётся матери, старшей женщине в семье. Традиция так сложилась потому, что Хава (Ева) согрешила первой, но теперь же она возвращает свет миру во тьме греха, символично зажигая свечи. Но мы, как мессиане, ещё знаем, что Мошиях Йешуа - Свет миру - был рождён и подарен миру через Мириям, б-гопослушной и б-гобоязненной женщиной, верной женой и любящей матерью.
Также в мессианском значении, левая свеча значит Творение, а правая - Искупление. ТаНаХ («Старый» Завет) и Брит Хадаша («Новый» Завет) - вместе Вечный Завет. Закон и Благодать - вместе их гармонию. Представьте, как в эту эру до электрического освещения, тёмными ночами свечи ассоциировались со светом. Из-за лампочек мы сейчас воспринимаем свечи больше как антиквариат, чем как необходимость. Тогда же это было, как сейчас в тёмную ночь в лесу и без фонарика. Это позволит вам глубже ощутить символизм свечей.
Сначала мать зажигает левую свечу, потом правую. Символично три раза делает круговые движения руками над свечами как бы собирая их свет на себя. Потом закрывает глаза ладонями и произносит традиционную молитву начала Шаббата.
Можете выучить молитву на иврите, можете сказать её перевод на родном языке. Обычно сейчас говорят оба. Также можно сказать молитву своими словами с фокусом на Шаббате, ЯХВЕ и Йешуа: «Барух ата Яуэй (ЯХВЕ) элохейну мелек хаолам ашер киддешану бемицвотав вцивану лехиёт ор легоим внатанлану эт Йешуа мешихейну ор хаолам». Перевод: «Благословен Ты, ЯХВЕ, наш Б-г Царь вселенной, который освятил нас Своими Заповедями и призвал нас быть светом всем людям и одарил нас Мессией Йешуа, который есть Свет всему миру.»
Затем она убирает ладони с глаз. Это означает прозревание от нашей слепоты в мире без Света Творца, без истины его Слова и заповедей, направляющих наши стопы. Также и Йешуа сказал:
«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин 9:39).
Следующий шаг - молитва освящения чаши кошерного вина (или виноградного сока) - КИДДУШ. Наливается либо одна чаша для всех, либо отдельно для каждого и ставится около горящих шаббатних свечей. Глава семьи, муж, произносит этот Киддуш: «Барух ата Яуэй (ЯХВЕ) элохейну мелек хаолам борей пери хагАфен». Перевод: «Благословен Ты, ЯХВЕ, наш Б-г Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.»
После кубка идёт умывание рук. Этот обычай уберёг многих евреев в средние века от чумы. Сразу уточню, что Йешуа не был против самого умывания рук, Он был против неправильного отношения к этому, против замены заповеди Отца заповедью человеческой. Фарисеи того времени учили, что если не умоешь рук специально, как этого требует традиция, то осквернишься и на тебе будет грех:
«это оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека» (Мтф 15:20). Нигде в Торе такого нет, есть только указ священникам мыть руки перед служением в Храме. Мошиях отрезвил всех и объяснил, что осквернение начинается в сердце человека, когда тот поддается искушению пойти против заповеди и потом согрешает. В упрощённом виде это красивая и практичная традиция, но вы можете просто помыть руки перед едой. Это между вами, вашей семьёй и Отцом Небесным.
Йешуа - наш Первосвященник в Небесном Храме, и мы - его священники
(Евр 3-8). Мы служим в Его Новом Храме, Теле Христовом («церкви», а ещё лучше нации Израиля). Поэтому мытие рук - это хорошее напоминание нашей роли как священников, нашего служения и держать не только руки, но и помыслы чистыми, постоянно находясь в присутствии Святого Духа, наполняющего нас.
«и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в Скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Г-споду, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» (Ис 30:20-21).
Глава семьи берёт кувшин с водой и произносит следующую молитву: «Барух ата Яуэй элохейну мелек хаолам ашер киддешану бемицвотав вецивану коганим ал нетилат ядайм.» Перевод: «Благословен Ты, ЯХВЕ, наш Б-г, Царь вселенной, который освятил нас Своими Заповедями и приказал нам, священникам, умывать руки.»
Сначала жена берёт кувшин, и муж моет руки, потом он берёт кувшин, и жена и дети моют руки. Вытирают их о чистое белое полотенце. После того, как все умыли свои руки, их возносят к Г-споду во свидетельство их чистоты. Очень важно за этим ритуалом видеть чистоту в сердце и хождение в святости:
«Приблизьтесь к Б-гу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Ик 4:8),
«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим 2:8).
Испокон веков хлеб и вино были неотъемлемой частью:
«и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Б-га Всевышнего» (Быт 14:18). Ведь наше тело нуждается не только в жидкости, но и в твёрдой пище. Также и наш дух нуждается в «вине» и «хлебе» Духа и Истины Слова Всевышнего. Не зря эти символы использовал Йешуа, когда говорил о Себе и об Учении.
Теперь перейдём к субботнему хлебу – ХАЛЛА. В Торе халла упоминается как хлеб, посвящённый ритуальным целям , то есть халла - это любой вид хлеба, который едят во время тех или иных праздничных церемоний и ритуальных действий. В контексте Шаббата это две специально испечённые булки, напоминание о хлебе приношения. Рецепт можете найти на любом мессианском сайте. Они указывают на двойную порцию небесной манны, которую Израиль собирал по пятницам (6-ой день недели) во время скитаний в пустыне, так как в субботу манна не посылалась. Этот «трюк» Г-спода на практике приучал Израиль соблюдать Шаббат. Также они означают два заквашенных дома Израиля – Дом Иуды и Дом Ефрема, т.е. Южное и Северное Царства. Их кладут рядом со свечами и накрывают чистой тканью.
Молитва для хлеба: «Барух ата Яуэй элохейну мелек хаолам хамотси лехем мин хаэретц». Перевод: «Благословен Ты, ЯХВЕ, наш Б-г, Царь вселенной, кто позволяет хлебу (злакам) произрастать из земли». Каждый член семьи затем отламывает себе кусочек от хлеба с пониманием, что это дар Всевышнего и мы благодарны за Его провизию:
«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2 Кор 9:10). Щепотка соли на хлеб напоминает, что нам стоит труда и пота добывать свой хлеб в согласии с обещанием Адаму:
«в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3:19). Теперь каждый может съесть свой кусочек.
Затем глава семьи подзывает к себе детей и благословляет каждого из них словами из
Чис. 6:24-26: «да благословит тебя Г-сподь и сохранит тебя! да призрит на тебя Г-сподь светлым лицом Своим и помилует тебя! да обратит Г-сподь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!». Для мальчиков добавляет «да уподобит тебя Г-сподь Ефрему и Манасии», для девочек «да уподобит тебя Г-сподь Саре, Ревекке, Рахили и Леи». Затем он благословляет жену и зачитывает
Притчи 31 перед всей семьёй, чтобы все понимали место матери и как Г-сподь чтит её.
Теперь все усаживаются за праздничным столом, глава семьи благодарит Творца за еду, и теперь все могут есть шаббатний ужин, включая ХАЛЛУ. Что самое интересное - благодарность Б-гу за пир в еврейской традиции также говорится в конце трапезы в соответствии с
Втрз. 8:10: «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Г-спода, Б-га твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе».
Теперь третья часть Шаббата - это сам день. Так как бытовые дела, работа или учёба отложены в сторону, время посвящается Отцу небесному и изучению Его Слова (духовная семья) и своей семье, проводя время вместе. Тут главное - не переборщить и найти баланс. С одной стороны мы не должны превращать Субботу из праздника в обязанность и формальность, но с другой и не пренебрегать им и не быть небрежными с ним – почитать как освящённый день. Пророк Декард также говорит о принципе Йешуа, принцип «вытащи осла из ямы», если возникает крайняя необходимость. Это на вашей совести определиться по случаю перед Всевышним.
Сориентироваться тут помогает отрывок из пророка
Исаии 58:13-14: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Г-сподним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Г-споде, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».
Ещё некоторые подсказки из Писания:
«Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы» (Ис 34:21),
«и когда иноземные народы будут привозить товары и всё продажное в субботу, не покупать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода» (Неем 10:31). То есть, планировать отдых, несмотря на «жатву», не покупать и не продавать в этот день.
«В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил [им] в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в [Иудее] и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Б-г наш навёл на нас и на город сей всё это бедствие? А вы увеличиваете гнев [Его] на Израиля, оскверняя субботу. После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до [утра] после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу» (Неем 13:15-21).
Следующий отрывок в Иудаизме трактуется очень серьёзно, поэтому они не нажимают кнопок в Шаббат, так как это производит искру:
«шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в неё дело, предан будет смерти; не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Ис 35:3). Хотя по контексту здесь говорится о том, чтобы не заниматься бытовыми и хозяйственными делами, огонь в то время был важной и даже неотделимой частью быта и активности – для готовки, кузнечного дела и т.д. Неужели, если было холодно в пустыне на Шаббат, он позволял им замёрзнуть без огня? Если уж придираться, то ортодоксам надо всё электричество одним рубильником на Шаббат вырубать.
Ещё важный момент: священники служили в Скинии и Храме и по субботам, для нас это значит, что мы можем активно служить в Царстве Небесном особенно на этот день. Всё связанное с продвижением Царства и исполнения воли Всевышнего приветствуется. Эти и занимался Йешуа и называл это «работой» (исцелял, учил, кормил тысячи...), что многие перепутали с нарушением субботы.
«Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» (Мтф 12:5)
Так мы подошли к другому важному событию на Шаббат – Священному Собранию. Отчасти мы знакомы с этим явлением по воскресному служению в церкви, но это только отчасти. Это те времена, когда Йешуа и Апостолы учили в синагогах, там же хранились свитки Священных Писаний, так как не каждый мог себе позволить копию. Это был дом обучения Слову.
Заповедь собираться на Шаббат находится в
Лев. 23:3: «шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Г-сподня во всех жилищах ваших». Нигде не говорится, что для этого обязательно строить отдельное здание, самое главное тут - это наличие людей и Слова Всевышнего. Так, сейчас мы как остаток собираемся небольшими группами по домам, если же группа большая - можно для специальных встреч арендовать помещение, но малые группы с индивидуальным подходом намного лучше. Мы достаточно потратили денег на возведение красивых зданий, когда «здание» Тела верующих в упадке. Но это отдельная тема и урок....
Так вот, время собрания можно установить по удобству группы (или семьи) в районе обеда, до или после. Собираться на час или несколько часов, потом каждый со своей семьей. Если вы один/одна - начните с себя, и у Б-га будет чего умножать как рыбу и хлеба, главное терпение. Остаток и Ефраим есть везде, и Сам Всевышний собирает их вместе, вопрос: хотите ли вы в этом принять участие? Благодаря этому времени с Г-сподом у вас будет столько откровений, силы и духа, что делиться этим будет как «прорвать плотину», и остаток будет притягиваться друг к другу, ведомый Духом Домой и к корням своей веры.
Теперь последнее - закрытие Шаббата перед закатом вечером в субботу. ХАВДАЛА – это значит отделение, так как суббота завершает неделю и следующий день - это первый день новой недели. Ставится скромный ужин. Свеча, сделанная из двух переплетённых свечей зажигается по этому случаю. Переплетение обозначает единение тех двух свечей, что зажигали в начале Шаббата – как истинно! Затем в чашу на блюдце наливается вино/сок до переполнения, вылившееся за края в блюдце символизирует полноту и завершение недели. Теперь Шаббат окончен. Переплетённая свеча тушится в жидкости, вылившейся в блюдце.
Коробочка со специями (корица, гвоздика или лавровый лист), передаётся по кругу, и каждый ощущает запах специй. Это сладкий запах жизни в субботу (отдых, время с семьёй ...) и подготовка к трудовой неделе, в ожидании радости и отдыха следующего Шаббата.
Псалом 23 (22 в синодальном) или другая часть из Писания читается вслух на прощание Шаббату. Затем глава ведёт всю семью в молитве и просит Г-спода дать им силу жить праведно в мире и хранить семью сплочённой вместе. Амен!
Помните, что Шаббат не должен быть обузой и также он не должен быть пренебрегаем. Теперь у вас есть достаточно много с чего начать. Помолитесь, попросите Г-спода вести вас дальше, читайте Писание, размышляйте больше на тему Шаббата - и не останетесь без плода. Да благословит вас ЯХВЕ во всех ваших начинаниях во имя Сына Йешуа. Амен!
«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол 2:16).
P/S Описанные традиции - это красивое украшение празднику Шаббата и заполнение вакуума. Это не заповеди Б-га. Заповеди о Субботе я отделил отрывками из Слова. Самое главное тут - это начать с простого. Для начала просто отложите бытовые дела и проводите весь день с фокусом на Б-ге, Его Слове, служении и со своей семьёй. Это для вас новинка, остальное придёт со временем. Чтобы съесть слона, надо есть кусочек за кусочком. ...
© Сергей Постников, Elohim✡ru