Римский календарь

Библейская хронология, даты библейских событий, праздники
Ответить
Holy Scripture
Администратор
Сообщения: 1226
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51

Римский календарь

Сообщение Holy Scripture » 09 сен 2011, 20:43

XVIII.

ОН ИСПРАВИЛ также календарь, правда, не вполне точно, тем не менее не без знания дела. В царствование Ромула месяцы не имели ни определенного числа дней, ни определенного порядка. В некоторых из них не было и двадцати дней, тогда как другие заключали в себе тридцать пять и даже больше. Не понимая разницы между лунным и солнечным годом, римляне старались лишь о том, чтобы год состоял из трёхсот шестидесяти дней. Нума высчитал, что разница между ними состояла в одиннадцати днях. Лунный год имеет только триста пятьдесят четыре дня, солнечный - триста шестьдесят пять. Царь удвоил число этих одиннадцати дней и приказал вставлять через каждые два года, в феврале, вставной месяц в двадцать два дня, называемый римлянами «мерцедонием». Это исправление неправильностей календаря потребовало впоследствии еще больших исправлений. Царь переменил и порядок месяцев. Март, первый месяц года, он сделал третьим, январь, одиннадцатый месяц при Ромуле, - первым, февраль, двенадцатый, последний месяц, - вторым, каким он считается и теперь. Многие говорят, что месяцы январь и февраль прибавлены Нумой и что вначале римский год состоял только из десяти месяцев, как у некоторых иностранных народов - из трёх. Среди греков, у аркадцев он состоял из четырёх, у акарнанцев - из шести. У египтян в году был, говорят, сперва один месяц, затем - четыре, вследствие чего их можно считать одним из древнейших народов в мире, хотя они живут на материке, образовавшемся весьма недавно. В своих родословных они приписывают себе невероятное множество лет, так как месяц считают за год.

ХIХ.

ЧТО в римском году было когда-то десять, а не двенадцать месяцев, видно из названия последнего месяца, который до сих пор еще называется «декабрём» - десятым; что первым был март - из занимаемого им места: пятый от него называется «квинтилием» - пятым, шестой «секстилием» - шестым и т. д., каждый по порядку. Если бы январь и февраль в то время предшествовали марту, тот месяц следовало бы считать седьмым, хотя и называть пятым. Что март, посвященный Ромулом Марсу, был первым месяцем, апрель -- получивший своё название от Афродиты, - вторым, доказывается также тем, что римляне приносят в этом месяце жертвы богине и в его календы купаются с миртовыми венками на головах. Некоторые уверяют, что апрель получил своё имя не от Афродиты - его название объясняется проще: апрелем месяц называется потому, что в самый разгар весны почки деревьев начинают разбухать и распускаться, «аперире» по-латыни.
Из остальных месяцев один назван в честь Майи, матери Меркурия, июнь - в честь Юноны. Другие говорят, что месяцы эти названы по порядку, в котором следуют: «майорес» значит по-латыни «старшие», «юниорес» - «младшие». Прочие месяцы назывались по порядку, в котором идёт каждый из них, - квинтилий, секстилий, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь - пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый.

Пятый месяц впоследствии назван июлем в честь Цезаря, победителя Помпея, шестой - августом в честь второго императора. Два следующие месяца Домициан назвал своим именем; но это название удержалось недолго, после его убийства они получили прежние имена - сентябрь и октябрь. Только два последние месяца сохранили название, данное им сначала, но по порядку, в котором они следовали. Из числа месяцев, прибавленных или переставленных Нумою, февраль - месяц очищения, как показывает само его название (кроме того, в нём приносят заупокойные жертвы и справляют Луперкалии, праздник, очень похожий на обряд очищения). Январь, первый месяц, назван в честь бога Януса. Мне кажется, Нума переставил с первого места март, посвященный Марсу, потому, что желал во всем отдавать предпочтение мирным занятиям перед военными. Янус, очень древний бог, или царь, способствовал, говорят, гражданскому устройству общины и изменил к лучшему дикий, зверский характер её членов, вследствие чего его изображают двуликим, так как он совершенно изменил жизнь в отношении её внешности и обычаев.
...

(© Плутарх (46 - 120...130 г.г., Греция, Беотия, г. Херонея): «Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий»)

Ответить
 

Вернуться в «Библейский календарь»