Когда родился Иисус Христос?

Библейская хронология, даты библейских событий, праздники

Когда родился Иисус Христос?

Сообщение FontCity » 28 июл 2011, 23:08

КОГДА РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?

ВОПРОС: «Последние пятнадцать лет российские средства массовой информации в канун 25 декабря и 7 января рассказывают о католическом, а затем о православном Рождестве. Когда же в действительности родился Иисус Христос?»

ОТВЕТ: В действительности, Евангелия (первые книги Нового Завета, посвящённые описанию земной жизни Иисуса Христа) не называют точной даты рождения Христа. Первые христиане не праздновали Рождества ни 25 декабря, ни 7 января: «Первые отцы церкви не приводили точных данных об этих датах. Только в начале IV века были предложены для рождества 25 и 28 марта, 2 и 19 апреля (этот последний день Климент Александрийский считал более вероятным). Описанная в Евангелии от Луки сцена с пастухами (им было возвещено о рождении Иисуса), которые провели ночь под открытом небом, чтобы стеречь стадо, давало основание предполагать скорее весну, чем зиму» (Амброджо Донини, «У истоков христианства», Москва, «Политическая литература», 1979).

«Выбор 25 декабря был сделан в эпоху Константина (306-337) и был связан, по-видимому, с древним обрядом поклонения Солнцу. Римский календарь связывал этот день с зимним солнцестоянием. Его праздновали по случаю «возрождения» Солнца, наиболее распространённого божества, отождествляемого также с Митрой, которому поклонялись в период позднего язычества» (Сергей Куликов, «Нить времён», Москва, «Наука», 1991).

Культ Митры – бога Солнца – римляне унаследовали от персов, которые, в свою очередь, праздновали 25 декабря как день рождения этого божества. В 354 году христианская церковь избрала день, когда отмечался самый популярный зимний праздник, в качестве наиболее удобной даты для празднования Рождества Христова. В 1582 году при римском папе Григории XIII была проведена реформа юлианского календаря, введённого ещё римским полководцем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В результате реформы было ликвидировано отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году. Россия стала пользоваться новым календарём, получившим название «григорианский», только в 1918 году. Но русская православная церковь до сих пор использует юлианский календарь, который отстаёт от григорианского на 13 дней. Именно поэтому православное рождество приходится на 7 января.

Однако до сих пор точная дата рождения Иисуса Христа остаётся за пределами досягаемости человеческого любопытства.

© Дмитрий Мологин, христианская газета «Сокрытое сокровище»
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Когда родился Иисус Христос?

Сообщение FontCity » 14 дек 2011, 08:30

Когда родился Иисус Христос?

Наше теперешнее исчисление времени, например 1995 или 2001 год новой эры, ведёт своё начало от аббата Дионисия Эксигууса. В VI веке он попытался с помощью доступных ему источников определить год Рождения Христа. При этом он допустил небольшую ошибку. Теперь-то мы знаем, что Иисус жил задолго до 1 года новой эры. Например, царь Ирод умер в 4 году до Р.Х., а он ещё жил, когда Христос родился. Небесное знамение, которое называют «Вифлеемской звездой», - соединение Юпитера и Сатурна, имело место в том году, который мы называем сейчас 7 годом до Р.Х. Волхвы считали небесное знамение вестью о Рождении Господа. Так что Христос родился, по-видимому, в 7 году до начала нового летоисчисления, или, как говорят верующие, до Рождества Христова (до Р.Х.).

Конечно, никто не собирается всерьёз назвать вдруг 2000 год 2007 годом, тем более, что предложение Дионисия Эксигууса оказалось очень практичным. Согласно ему каждый год, который делится на 4, считается високосным. Примерно к 1000 году нашей эры исчисление лет после Рождества Христова было принято повсеместно, но папы начали использовать его только с 1431 года.

Эрих Юбелакер. «Время». Перевод с немецкого Г.И. Гаева
Научный редактор перевода В.Г. Сурдин, редактор Е.В. Калмыкова
Компьютерная вёрстка: О.В. Рощина
Copyright © 1990, Tessloff Verlag, Nurnberg
© Слово/Slovo - Перевод на русский язык, научное редактирование и компьютерная вёрстка, 1994
Книга на русском языке была издана в 1994, 1998 годах
ISBN 3-7886-0271-6 (Германия), 5-85050-171-1 (Российская Федерация); УДК 523.7; ББК 22.652 Ю13
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Версия телеканала ТВЦ

Сообщение FontCity » 18 дек 2011, 21:36

Праздник Рождества



© Алия Судакова, Сергей Василевский: программа «В центре событий», ТВЦ
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Анализ Священного Писания

Сообщение FontCity » 23 дек 2014, 11:14

РОЖДЕНИЕ ЙЕШУА

Писание говорит нам, как произошло рождение Господа Йешуа:

«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой череды именем Захария, и жена его из рода Аарона, имя ей Елизавета… Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, … явился ему Ангел Господень … Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; … После сих дней зачала Елизавета, жена его, и таилась пять месяцев … в шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давида; имя же Деве: Мирьям. … не бойся, Мирьям, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Йешуа … Мирьям во дни сии с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елизавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём» (Луки 1)

Царь Давид установил для служения священства в Храме 24 смены, по полмесяца каждая. По жребию было распределено, в какую смену должен служить каждый священник (1 Паралипоменон 24).

Согласно Луке 1, Захария входил в смену Ави. Ави служил в восьмую смену. Смена продолжалась полмесяца. Это значит, что Захария со своей сменой находился в Храме во второй половине 4-го месяца Библейского календаря. В это время ему явился Ангел Господень и возвестил о предстоящем рождении сына.

В начале пятого месяца Захария возвращается домой после смены. Он был со своей женой Елизаветой и она забеременела. Пять месяцев Елизавета скрывала свою беременность. В шестой месяц Ангел Господень приходит к Мирьям и возвещает, что она зачнёт от Духа Святого и родит Йешуа. После этого Мирьям поспешно покидает свой дом и приходит к Елизавете.

Дух Святой сходит на Елизавету, и она называет Мирьям матерью своего Господа. Т.е. к этому времени Мирьям уже имела плод во чреве своём. То есть она забеременела от Духа Святого примерно в середине 10-го месяца.

Через 9 месяцев Мирьям родила Йешуа - это была середина седьмого месяца, т.е. праздник Суккот.

Изображение

1. Служение Захарии в Храме в восьмую череду.
2. Пять месяцев беременности Елизаветы.
3. Приход Ангела к Мирьям и возвещение о зачатии от Духа Святого. Мирьям поспешно идет к Елизавете и та возвещает, что Мирьям уже беременна. Т.е. она забеременела в 10 месяце - Тевет.
4. Через девять месяцев родился Йешуа.

ПРИМЕЧАНИЕ: Первым месяцем календаря в то время был месяц Нисан.

Император Константин, сделав христианство государственной религией римской империи, не смог отказаться от поклонения богу солнца - Митра. Он оставил солнечный календарь, отказавшись от лунного Библейского календаря, а рождество Господа передвинул с сентября-октября на декабрь. Последователи Константина пошли ещё дальше, они заменили сукку на разукрашенные ёлки, поклоняются им и кладут под них подарки и приучают своих детей ожидать подарки не от Бога, а от Санта Клауса.

Так говорит Господь: «не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремия 10:2-5).

© Лев Фалькович, Orenu · 16.04.2010
English version of this article
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Когда родился Иисус Христос?

Сообщение Holy Scripture » 29 дек 2014, 19:45



© Джим Стэйли, Служение «Страсть к Истине»
Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


,Когда родился Иисус Христос?

Сообщение Holy Scripture » 29 дек 2014, 20:02

Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Рождение Христа

Сообщение FontCity » 07 янв 2015, 23:37

Слова: «когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим»... можно было бы понимать в греческом тексте двояко, если бы он соответствовал русскому, - т.е. что или Иисус родился во дни Ирода, или волхвы пришли во дни Ирода. Но последнему пониманию препятствует слово ἰδού - «вот» (в русском переводе пропущено; в славянском - «се»), которое разделяет речь и заставляет относить слова «во дни царя Ирода» к слову «родился». Почему слово «вот» или «се» выпущено в русском переводе, нам неизвестно. Для такого опущения в существующих кодексах нет никаких оснований.
«В Вифлееме Иудейском». Что Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском, - в этом согласуются два евангелиста - Матфей и Лука (Лк 2.4). Вифлеем, где родился Спаситель, называется в Евангелии Иудейским, в отличие от другого Вифлеема, который находился в колене Завулоновом недалеко от озера Галилейского (Нав 19.15), хотя евангелист и не хотел здесь сообщать географических сведений. Вифлеем назывался в древности еще другим именем - Ефрафа (Быт 35.16,19, Быт 48.7; Мих 5.2 и во многих других местах Ветхого Завета). Здесь Рахиль родила Иакову Вениамина, «роды ее были трудны» (Быт 35.16), она умерла и погребена по дороге в Ефрафу, т.е. в Вифлеем. Сюда Руфь пришла с Ноеминью (Руф 1.19), собирала здесь колосья на поле Вооза, вышла за него замуж и родила ему Овида, у которого был сын Иессей, отец Давида (Руф 4.17). Так как Давид родился и жил первоначально в Вифлееме, то он называется еще «городом Давидовым» (Лк 2.4,11). В настоящее время Вифлеем - такой же маленький городок, каким был всегда и прежде, на три часа пути от Иерусалима (верстах в 10–12), по дороге в Хеврон, расположен в стороне от этой дороги версты на полторы к востоку. Весной, когда пробивается трава, распускаются деревья и цветут полевые душистые анемоны, местность около Вифлеема очень живописна. С плоских крыш вифлеемских домов можно видеть сильно понижающуюся к юго-востоку местность, где много закругленных бело-желтоватых холмов, и вдали виднеется Мертвое море, лежащее тысячи на четыре футов ниже местности, на которой расположен Вифлеем. В Вифлееме нет ни речек, ни ручейков, и воду берут обыкновенно из цистерн, которые наполняются дождевой водой. Но на равнине несколько дальше к югу от Вифлеема протекает ручей, где много воды из «прудов Соломоновых». Жители трудолюбивы, занимаются преимущественно выделыванием и продажей разных вещиц путешественникам и обработкой земли, которая издавна отличалась плодородием. На месте рождения Христа и теперь существует пещера, увешанная дорогими лампадами.
«Во дни царя Ирода» - т.е. Ирода, называемого «великим». Он был сыном идумеянина Антипатра, а мать у него была арабка. Он был коронован царем иудейским в Риме и после того должен был завоевывать себе царство оружием. Евреи его ненавидели, несмотря на то что в угоду им он перестроил иерусалимский храм с большим великолепием. Ирод был очень жесток и ничем не брезговал, желая упрочить за собой царство. Он казнил своего шурина (брата своей жены Мариамны), тестя, тещу, троих сыновей и многих других лиц, подозревая их в заговорах против себя. Умер по достаточно точным вычислениям в 750 году от основания Рима, вскоре после рождения Спасителя, на 38-м году своего царствования и на 70-м году жизни. Подробные сведения о его царствовании сообщаются у Иосифа Флавия в сочинении «Иудейские древности» (кн. 14–17).
«Волхвы с востока». О происхождении волхвов, которые пришли на поклонение к Спасителю, ничего определенного не известно, кроме того, что они пришли из восточных стран относительно, конечно, Иерусалима. Существует немало указаний, что волхвы, которые и по-еврейски, и по-гречески назывались «маги», жили во многих странах и у многих народов - в Аравии, Персии, Халдее и Парфии. В последнее время на основании новейших открытий ассиро-вавилонских клинообразных надписей немецким экзегетом Цаном и другими предложена гипотеза о происхождении магов, которая представляется наиболее вероятной. Вкратце она заключается в следующем. Выражение «с востоков» (ἀπἄνατολῶν), без артикля и во множественном числе, сообщает представление о неопределенной дали в восточном направлении от Палестины и уже по одному этому устраняет мысль об Аравии, - если бы даже царство набатеев, которое в Гал 1.17 (ср. 2Кор 11.32) называется Аравией, бывшее к востоку от Иудейской области, и простиралось до Дамаска. Если обратить внимание на то, что выражения евангелиста Матфея указывают прежде всего на магов как на астрологов (Евангелие от Матфея совсем не говорит, что это были какие-нибудь фокусники и чародеи, которых тогда много было в Римской империи), то нельзя сомневаться, что волхвы пришли из какойнибудь местности парфянского царства, тогда господствовавшего почти над всей Месопотамией или непосредственно, или через зависимых от него, подчиненных парфянам царей, как это было в Эдессе и Адиабене. Таким образом, волхвы пришли или из Вавилонии, или из какой-нибудь другой части Месопотамии, или же из прилегающих к ним местностей. О вавилонских магах говорится несколько раз в Библии. Так в Иер 39.3,13 упоминается раб-маг («начальник магов»), как титул вельможи, сопровождавшего Навуходоносора. В книге пророка Даниила не встречается слова «маг», но перечисляются различные мудрецы, заклинатели, снотолкователи и т.п. - они называются касдим-халдеи как особый класс (Дан 2.2,10, Дан 4.4, Дан 5.11). В других местах они называются «мудрецами Вавилонскими» (Дан 2.12,48), а также и Халдеями (Дан 2.4,10). Словом «Халдеи» греки и римляне обыкновенно называли касту священников и ученых у вавилонян, и их характеристикой постоянно считали занятия астрономией и астрологией. Дары, принесенные магами, изобилуют не только в Аравии. Таково мнение Цана. В доказательство того, что эти восточные маги интересовались Палестиной, цитируют такие изречения «магов и астрологов Ниневии и Вавилона»: «когда звезда находится на ее (созвездие Девы) левом роге, будет затмение кольца Агарру» (=Финикии и Палестины); «когда Лев темен, торговля Агарру встретит помехи»; «когда Венера является в Деве, урожай Агарру будет хорош»; «когда Юпитер вступает в середину луны, возникнет нужда в Агарру»; «когда Сатурн, звезда Агарру, делается тусклым, худо для Агарру; будет враждебное нападение на Агарру». Следует при этом припомнить, что в Месопотамии жил Валаам, пророчествовавший о звезде Иакова. Название волхвов «царями» следует считать позднейшими вымыслами, равно как и их имена Валтасар, Каспар, или Иаспар, и Мельхиор, впервые указанные (Бедой) только в VII веке по Р.X., также и определения их числа (трое - соответственно трем принесенным ими дарам или по числу лиц Святой Троицы) и достоинства, как представителей трех главных народностей, происшедших от Сима, Хама и Иафета. Одно только может считаться достоверным: волхвы не были иудеями. Это видно из их вопроса: «где родившийся Царь Иудейский» (а не «наш» царь)? (стих 2), а также из очевидного незнакомства их с Иродом, которому и во время которого нельзя было предлагать безопасно вопросов, подобных тому, какой предложили маги, незнания волхвов, где находится Вифлеем, и прочее.
2 Относительно звезды волхвов существует несколько мнений и предположений.
1. Думают, что звезда, явившаяся волхвам, была не обыкновенная, а чудесная. Так полагает святитель Иоанн Златоуст, мнение которого разделяется многими экзегетами, в том числе и новейшими. Так, английский комментатор Евангелия от Матфея Морисон, возражая против мнения Кеплера (см. ниже), говорит, что это мнение несостоятельно ни с научной, ни с экзегетической стороны. «Из стиха 2 мы заключаем, что звезда, которую видели маги, не была звездой, появившейся на небе в современном и научном смысле термина «звезда». Она не была ни постоянной звездой, отстоящей от земли на огромное расстояние, ни планетой, обращающейся вокруг нашего солнечного центра. Маги никогда не думали о звездах как об отдаленных мирах. Звезда была для них только светящейся небесной точкой. И такая светящаяся точка явилась им на западе от них, когда они наблюдали небесный свод. Она явилась им, указывая на Иудею, и звала их туда. Почему же она не могла быть чудесной звездой? Иисус Христос был центром огромного круга сверхъестественных существ, а этот круг пересекал во многих точках множество других кругов, и во внешней, и человеческой природе. Отсюда - приготовления к Его явлению не только среди иудеев, но и среди окружающих язычников... Отсюда же и сосредоточение чудес при Его рождении, жизни и смерти и около них. Отсюда же (почему нет?) и звезда волхвов». [Morison. А practical Commentary on the Gospel according to the Matthew. London, 1899. P. 14.]
Против этого мнения можно возразить, что ни из Евангелия, ни из других каких-либо источников (которых, кстати, и нет) совсем не видно, чтобы звезда волхвов руководила ими на пути в Иерусалим. Если бы путешествие волхвов совершилось под руководством звезды, то спрашивается, почему она привела их в Иерусалим, а не прямо в Вифлеем? Не противоречит ли подобным предположениям сам вопрос волхвов о месте рождения Царя Иудейского? Далее ясно, что волхвы отправились в Вифлеем не потому, что путь туда указан был им звездой, а потому, что узнали о месте рождения Христа, хотя бы и не сами лично, а через посредство других, от «первосвященников и книжников» (стих 4). Когда звезда явилась волхвам снова на пути в Вифлеем, то это было только подтверждением уже полученных ими ранее сведений, которые были бы им совсем не нужны (и о них незачем было бы и упоминать) при исключительно чудесном руководстве. Наконец, мнение Морисона о том, что звезда явилась волхвам «на западе» от них и в направлении к Иерусалиму, совершенно произвольно и противоречит ясному утверждению самих волхвов, что звезда явилась им «на востоке».
Если устранять из этих и подобных явлений все естественное, то это значит не только извращать евангельский текст, но и умалять чудесное значение самих евангельских событий. Какая польза для какого-нибудь чуда, если мы будем объяснять его другим чудом? Приобретает ли ясность и делается ли понятным какое-нибудь чудо от подобных объяснений? Чудо - не действие или событие, совершаемое при помощи других чудес, а чудо само по себе. В настоящем случае чудо есть явление Бога во плоти. Природа могла свидетельствовать об этом чуде естественным образом, нисколько не умаляя главного чуда, подобно тому как солнце не получает никакого умаления или увеличения своего блеска, если мы днем гасим или зажигаем в своей комнате лампу. Правда, пришествие в мир Искупителя сопровождалось чудесами, но рядом с ними были и такие явления и события, которые мы вполне можем и должны причислить к разряду естественных и даже ненормально естественных (уродливых, как, например, избиение младенцев) событий.
2. Второе мнение принадлежит знаменитому астроному Кеплеру (1571–1630), наблюдавшему в 1603–1604 гг. соединение планет Юпитера и Сатурна, к которым в следующем году присоединилась еще планета Марс, так что из трех планет составилась одна планета, светившая в течение некоторого времени. Соединение это было, конечно, только видимое, оптическое, на самом деле планеты были столь же отдалены одна от другой, как и в другое время; только глазу казалось, что они слились или соединились. При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет бывает однажды в 800 лет. Если отчислить от 1604 г. 800 и потом еще 800 лет, то окажется, что время соединения планет как раз падает на время Рождества Христова. На основании этих соображений Кеплер определил год рождения Христа 748 от основания Рима. Но последующие ученые находили эту дату неточной и не вполне соответствующей евангельским рассказам (Христос родился незадолго до смерти Ирода в 750 году от основания Рима [Согласно Цану, впрочем, на вопрос о годе и дне рождения Христа экзегет не может ответить. - Zahn. Das Evangelium des Matthäus. Leipzig, 1905. S. 98, прим.]) и определяли год рождения Христа - 749 годом от основания Рима. Определение времени рождения Христа 25 декабря 749 года хорошо согласуется и с некоторыми другими данными, по которым можно определить год рождения, объясняет также и обстоятельство, почему Ирод велел убить младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже - потому что новая звезда явилась, по вычислениям Кеплера и других, года за два до Р.X., в 747 г. от основания Рима. Однако против такого толкования выставляют то возражение, что в 9-м стихе говорится, очевидно, о той же самой звезде, что и во 2-м стихе, которая по-гречески называется ἀστηρ. Если «звезда» стиха 9 образовалась из соединения трех планет, то каким образом случилось, что она «шла» пред волхвами и остановилась над домом, где был Младенец? Далее указывают и еще на одно обстоятельство. Если бы звезда волхвов, говорят, была соединением трех планет, то названа была бы ἄστρον - «созвездие», а не ἀστήρ - «звезда», и этому соображению придают в настоящем случае решающее значение. Но такие возражения едва ли сильны. На русском языке мы отличаем «созвездие» от «звезды» тем, что под «созвездием» понимаем группу звезд, не соединенных ни оптически, ни в природе (например, созвездия Большой или Малой Медведицы). Можно думать, что и греки понимали под ἄστρον именно такие созвездия. Но если бы несколько звезд, например, Большой Медведицы, соединились в одну, то как греки, так и мы назвали бы такое соединение звездой (.στήρ), что было бы неточным научным термином, но совершенно понятным на обыденном языке. К этому прибавим, что Цан ссылается на всякий хороший греческий словарь, из которого можно узнать, что различия между ἄστρον ώ ἀστήρ у лучших греческих писателей не проводится. В Новом Завете Лк 21.25 ἄστροις соответствует Мф 24.29 - ἀστέρες. Таким образом, возражение, основанное на различении созвездия от звезды отпадает. Но как же объяснить обстоятельства, что эта звезда шла пред волхвами и остановилась над домом, где был Младенец? Выше было сказано, что волхвы направлены были в Вифлеем не звездой, а людьми. Когда они вышли из Иерусалима, то та самая звезда, которую они видели раньше, приобрела для них новое и более определенное значение и им «казалось», что она идет пред ними. Другими словами, это было просто оптическое явление. Такое толкование, правда, принимается только немногими учеными (между прочим, известным апологетом Эбрардом и Цаном), но в нем нет ничего неестественного и произвольного. Когда мы идем или едем, то нам постоянно кажется, что, например, луна движется перед нами и мы не можем ее обогнать. Почему не было того же и с волхвами? «Звезда двигалась, пока они двигались; когда они остановились, и звезда остановилась» (Цан).
Мнение Кеплера принимается в настоящее время многими серьезными толкователями, и о нем можно сказать, что это лучшее и наиболее обоснованное мнение. Если принять его, то нет надобности прибегать и к дальнейшим предположениям, например, о том, что звезда, которую видели волхвы на пути в Вифлеем, была не та, которую они видели раньше, а другая. Выражение «на востоке» также спорное и требует объяснения. Некоторые думают, что это выражение означает «при восхождении», другие возражают против этого на том основании, что тогда по-гречески стояло бы: «при восхождении ее» (ἐν τῇ ἀνατολῇ αύτοῦ). Это возражение не убедительно. Говоря «при восхождении», волхвы указывают не только на то, что видели, как эта звезда восходила или восходит, но косвенно и на само время ее появления. Они видели звезду в самом начале, когда она только что восходила или взошла.
Гораздо более трудный вопрос о том, каким образом волхвы узнали по звезде, что родился именно Царь, и притом Царь Иудейский. Тут мы можем рассуждать только о вероятностях, причем должны несколько отрешиться от современных представлений о звездном небе и войти, насколько это возможно, в психологию волхвов.
И современному человеку, привыкшему вследствие успехов астрономии смотреть на звездное небо иначе, чем смотрели на него древние, может казаться, что небесный свод усеян письменами, которых не мог еще прочитать и объяснить ни один человек. Тут какой-то особый язык, язык звезд. Тут какие-то особенные письменные знаки, которые гораздо мудренее всяких египетских иероглифов. Эти письмена, видимые нами на небесном своде, не слиты между собою. За исключением только Млечного пути, где звезды только кажутся слитыми и представляют для нашего взора почти сплошную туманность, ни одна более близкая к нам звездочка не загораживает другой, не сливается с ней. Этого не могло бы быть, если бы в звездном мире царил хаос. Таким образом и нам звезды могут говорить о порядке, в котором они движутся по велению и уставу Вседержителя. Но древние могли читать то, что написано на звездах, иначе, чем мы. Для их взора небесный свод был не совокупностью многих, отстоящих один от другого на далекое расстояние миров, а рядом блестящих точек, с движениями которых так или иначе сообразовалась наша земная жизнь. Находились люди, которые посвящали себя изучению этих блестящих точек и по ним старались предсказать судьбу отдельных людей, народов и царств. Небесное знание, таким образом, не было научным, а, скорее, служило практическим и земным целям. Однако дело не обходилось и без науки. Счет звезд, их распределение по созвездиям, сравнение одних звезд с другими, изучение их движений, - всем этим мы обязаны древним и преимущественно арабским астрологам. Звезда, которая явилась волхвам, была замечена на небе только ими и, может быть, немногими другими людьми, интересовавшимися небесными явлениями. В то время как волхвы волновались вследствие необычайного, усмотренного ими небесного явления, тысячи и миллионы других людей в это время не замечали на небе ничего особенного, потому что звезда, во всяком случае, была не настолько велика, чтобы привлекать к себе взоры не знающих астрологии. Даже в то время, когда астрология перешла в астрономию и сделалась наукой, звезду увидел едва ли не один только Кеплер и описал ее, а многие другие отнеслись, может быть, к этому явлению равнодушно. Необыкновенная звезда должна была, по понятиям волхвов, предвещать и необыкновенное событие. Если она явилась года за два до Р.X., то волхвы могли переговариваться о ней между собой, и, может быть, сталкиваясь в это время с иудеями, рассеянными тогда по всему миру, узнали от них, что в Иерусалиме ожидают великого Царя, и отправились туда, чтобы поклониться Ему. Слово «поклониться» имеет в греческом языке почти всегда одинаковое значение - падать ниц на землю и кланяться кому-либо. Здесь встречается указание на чисто восточные, и притом только языческие, обычаи. Иудеи, помня вторую заповедь, не кланялись земным владыкам, а только Богу. Иудейский писатель Филон (De Sos. 28) оправдывает рассказанное в Быт 42.6 древним обычаем. Поклонение людям вызывало протесты (Деян 10.26; Откр 19.10). У язычников было иначе. У них, по словам Геродота, «вместо приветствия других целуют их в уста, если же другой будет немного похуже, то целуют его в щеки; а если кто-нибудь много меньше другого, то поклоняется ему, припадая (προσκυνέτ)». Словом «поклоняться» обозначалось, таким образом, почтение со стороны низшего лица высшему, и это же слово означает и поклонение богам или Богу. Но говоря о своем намерении поклониться Христу, волхвы едва ли представляли Его как Бога, несомненно только, что они представляли Его как Царя, и притом необыкновенного, о рождении Которого возвестила звезда.
3 Вести о прибытии волхвов Ирод услышал, вероятно, от других.
«Ирод царь встревожился». Слово «тревожиться» (греч.) употребляется о морском волнении и означает - волноваться. В переносном смысле означает какие бы то ни было душевные волнения и беспокойство. Если обратить внимание, сколько трудов положил Ирод на приобретение себе трона, припомнить, как он ездил в Рим с этой целью, его убийства, казни подозреваемых лиц, а потом и беспокойное состояние Иудеи и Иерусалима, где было достаточно самых маловажных причин для сильных волнений, то тревога Ирода делается понятной. Она вошла у него, можно сказать, в привычку и, по-видимому, не оставила его даже пред самой смертью. В нем было какое-то безумное, болезненное стремление обеспечить трон за собой и за своим потомством и, - что всего удивительнее, - такое стремление происходило, по-видимому, не столько из любви к потомству, сколько из честолюбия или каких других мотивов. Встревожился с Иродом и весь Иерусалим. Комментаторы согласны в том, что причиной тревоги Иерусалима была тревога Ирода. И это вполне естественно. Но в приложении к Иерусалиму слово указывает, вероятно, и на несколько иные явления. Иерусалим встревожился вследствие опасений, как бы чего не наделал Ирод. Слово «весь» можно принимать за гиперболическое общее выражение, употребленное для обозначения господствующего, преобладающего настроения, или общественного мнения. Подобные выражения употребляются часто. Так: весь город ужаснулся, хотя, конечно, в нем находились и люди, которые были свободны от ужаса. Слово Иерусалим в Евангелии от Матфея (греч. текст) встречается обыкновенно в среднем роде множественного числа, в единственном числе женского рода только здесь и, может быть, в Мф 3.5. Однажды (Мф 23.37) у Матфея встречается особенная форма (Ἰερουσαλήμ вместо Ἰεροσόλυμα).
4 - 5 Первосвященники и книжники не имели возможности сообщить Ироду каких-либо точных и определенных сведений и только сослались на древнее пророчество, может быть, в надежде, что Ирод, старавшийся казаться иудеем, поверит их словам и ответ их покажется ему удовлетворительным.
6 Пророчество Михея (по евр. тексту Mих. 5:1, по русской Библии Мих 5.2) по буквальному переводу с еврейского читается так: «и ты, Вифлеем Ефрафа, мал ты, чтобы быть среди племен Иуды, из тебя Мне выйдет вождь для Израиля и происхождение Его от века, от дней вечности». По переводу Семидесяти стих Мих 5.2 читается так: «и ты, Вифлеем, дом Ефрафа, самый малый, чтобы быть в тысячах Иуды; из тебя Мне выйдет начальник (архонт, по другому чтению, вождь ἡγούμενος) Израиля и исходы Его изначала, от дней вечных». Отличия между еврейским и греческим текстом Семидесяти зависели от того, что еврейское слово «элеф», здесь употребленное, имеет разные значения, означает и начало, племя, семью, и тысячу. Из сказанного видно, что слова евангелиста Матфея не сходны ни с еврейским текстом, ни с переводом Семидесяти. Сделано ли было такое изменение самим евангелистом, или он только буквально передал слова первосвященников и книжников, - в этом не представляется большой важности. Отступление объясняют так: слова пророка Михея приведены не по еврейскому подлиннику и не по переводу Семидесяти потому, что в то время были распространены толкования священной книги и переводы, которые не дозволялось записывать. Они были родом истолковательного перевода: «В то время каждый составлял таргум (толкование) для самого себя». Это обычное явление в Новом Завете. В толковании Mих. 5:1 (по евр. тексту) значилось «Вифлеем земля Иудина» вместо «Ефрафа»; и «воеводств» вместо «тысячами». Как бы, однако, мы ни переводили слова Mих. 5:1 (по евр. тексту), в них содержалось пророчество о Христе, или о Мессии, и о том, что Он родится в Вифлееме. Перевод через ἡγεμόσιν ясно показывает, что евангелист прочитал у Михея не «беэлефе» (племя, семья), а «беалуфе» (начальники и главные места жительства колен, воеводства). Вифлеем в этом выражении олицетворяется - «земля Иудина», собственно земля Иуды. Нет надобности подразумевать под землей только город Вифлеем, а следует разуметь саму землю, на которой он стоял, или, еще лучше, округ, окрестности Вифлеема.
7 Ирод не надеялся, что волхвы сообщат ему какие-нибудь точные сведения о Царе, но о времени появления звезды он мог узнать от волхвов точно. Точные сведения о звезде могли помочь ему ориентироваться в этом темном для него вопросе, сообразить, как действовать дальше, потому что время появления звезды совпадало, по его мнению (как и волхвов), со временем рождества нового Царя. Слова: «появления звезды», можно иначе передать (с греческого) так: «время являющейся звезды»; перевод же: «время, когда появилась звезда», считается неточным. Некоторые толкователи думают, что Ирод уже в то время начал подозревать, что волхвы не возвратятся к нему, и на этот случай выведывал у них о звезде, чтобы решить дело и без них.
8 - 10 Явившаяся волхвам звезда была та же самая, какую они видели у себя дома и, может быть, во время путешествия в Иерусалим. В этом убеждает нас неподлежащее перетолкованиям сообщение евангелиста о звезде, «которую» волхвы «видели на востоке». Но она получила теперь для них иной смысл. Прежде они знали ее только как звезду, возвещавшую о рождении какого-то великого Царя. Теперь они были уверены, что этот Царь уже родился и именно в Вифлееме. Прибавилось новое знание о Царе. Если обратить внимание на то, какая разница существует в воззрениях людей на одни и те же предметы, зависящая от просвещения и развития их духа, то легко понять психологическое состояние волхвов. Им теперь казалось, что звезда идет перед ними, радуется вместе с ними, указывает им место (т.е. Вифлеем), где родился Младенец. Волхвы походили на морских путешественников, плавающих по звездам, указывающим путь. Среди волнений и бурь - какая радость видеть звезду, указывающую на тихую пристань!
11 Евангелист не сообщает, каким образом волхвы нашли дом, где был Младенец. Это, по-видимому, трудно объяснить, если предположить, что звезда, которая шла пред ними, была естественной звездой. Но трудность устраняется, если мы вспомним, что о Младенце начали уже говорить в Вифлееме. Едва ли возможно сомневаться, что поклонение вифлеемских пастухов совершилось раньше, чем поклонение волхвов; пастухи рассказывали о том, что им было возвещено Ангелами о Младенце, «и все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк 2.18). Очень вероятно, что этих слышавших было первоначально немного, но это нисколько не устраняет появления даже стоустной молвы о Младенце, по крайней мере в Вифлееме. Подтверждение этого находим и в обстоятельстве, что Мать и Младенец теперь помещались уже «в доме», а не в прежней гостинице или пещере (как у Иустина Мученика; см. Iustinus Martyr, «Разговор с Трифоном-иудеем», ed. E.J. Goodspeed. Die ältesten Apologeten, Göttingen, 1915, с. 78, 5). Русский и славянский переводы: «открыв сокровища свои», не точны. По всей вероятности, в русском употреблено слово «сокровища» в соответствии со славянским переводом и еще потому, что греческое слово θησαυρός в некоторых случаях действительно означает сокровище (Мф 6.19-21; Лк 12.33; Евр 11.26 и др.). Но в некоторых случаях оно означает «место, куда складываются драгоценные вещи», и здесь именно обозначается это последнее. Потому что было бы непонятно, каким образом волхвы могли открыть (точный смысл греческого слова .νοίγνυμι ср. Мф 17.27) свои сокровища, т.е. золото, ладан и смирну. Таким образом, вместо слова «сокровища» следует принять «сокровищницы», и смысл будет понятен. Волхвы принесли Христу «золото, ладан и смирну» по восточному обычаю, соблюдавшемуся во время представления царям, посольств к ним и проч. Отправляя своих сыновей в Египет, Иаков приказывает им взять подарки «тому человеку» (Иосифу) «несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов» (Быт 43.11). Отправляя своего сына Давида к Саулу, Иессей взял «осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим к Саулу» (1Цар 16.20). Эти примеры характерны. Из них видно, что дары подносились по достатку приносивших. В данном случае волхвы принесли Христу произведения земли своей. Со своим приношением сами они едва ли соединяли какой-нибудь символический смысл. Но этот смысл сделался понятен последующим толкователям, которые в золоте, принесенном Христу, видели указание на Его царское достоинство, в ладане - почитание Его как Бога, а в смирне - указание на смерть Его как человека.

© «Толковая Библия» - под редакцией проф. Александра Павловича Лопухина. Толкование на Матфея 12
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Исторический свидетель - кровавая луна

Сообщение FontCity » 27 сен 2015, 10:37

ЛУНА ОБРАТИТСЯ В КРОВЬ

В ночь с 27 на 28 сентября 2015 г, с наступлением праздника Кущей (Суккот), в обоих полушариях будут одновременно наблюдаться два редких явления - Суперлуние (Луна будет на ближайшем расстоянии от Земли, что делает ее на 14% больше и на 30% ярче, чем в удалении) и "Кровавая луна" (лунное затмение).

Суккот - единственный из праздников Торы, о котором сказано, что он будет праздноваться всеми народами (Захария 14:16). Наблюдая "знамения на небе", крайне уместно помнить пророческое значение праздника Кущей - предзнаменование как Первого, так и Второго пришествия Мессии (подробнее см. https://www.facebook.com/sergei.golovin ... 2171081270). Но не менее интересно это астрономическое знамение и с точки зрения попыток воссоздания евангельской хронологии.

Большинство людей, будучи спрошены о хронологии рождения и смерти Иисуса Христа, без тени сомнения ответят, что Иисус из Назарета родился на рубеже эпох - собственно, Его Рождество и является отправной точкой отсчета Новой Эры. В тридцатилетнем возрасте Он начал Свое служение, длившееся три года, после чего был распят в возрасте тридцати трех лет, т.е., соответственно - в 33 г. от Своего Рождества.

Впрочем, единственной точной хронологической привязкой в самих Евангелиях является датировка начала служения Иоанна Крестителя: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (От Луки 3:1-2). Это (15-й год Тиберия) соответствует 28-29 г. Н.Э., но как долго длилось служение Предтечи до Крещения Господня, и сколько впоследствии заняло земное служение Господа, явным образом не указывается. События, описанные синоптиками (Марк, Матфей, Лука), вполне можно было бы уложить в один год, в то время как Иоанн более-менее ясно повествует о трех годах служения.

Нет в Писании и явного указания на возраст Иисуса. С одной стороны, Лука сообщает, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (От Луки 3:23, буквально - «около лет тридцати»), но насколько отличается это «лет тридцати» от собственно тридцати лет - неясно. С другой стороны, окружающие оценивали возраст Учителя как «нет еще пятидесяти лет» (От Иоанна 8:57). Каков же был действительный возраст Иисуса, когда Пилат отдал Его на распятие? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать годы Его Рождения и распятия.

Ставшая сегодня привычной хронологическая шкала, ведущая отсчет от Рождества Христова, оказывается менее всего полезной именно при попытках датировки этого самого Рождества Христова. Шкала была введена в 525 г. Н.Э. по предложению Дионисия Малого, римского схоласта скифского происхождения. Он вычислил, что Рождество произошло в 754 году от основания Рима. Эта дата и стала новой точкой отсчета истории. Однако ввиду ограниченности доступных Дионисию исторических данных погрешность предпринятых им вычислений составила около десяти процентов. В частности, Дионисий пропустил четыре года правления Августа под именем Октавиана. Исторически, Рождество произошло прежде смерти Ирода Великого (которую убедительное большинство авторов датирует мартом 4-го года. до Н.Э.); вероятнее всего - в 5-м г. до Н.Э., поскольку упоминаемая Лукой перепись населения происходила, согласно свидетельству Иосифа Флавия, за год до смерти царя. Согласуется с такой датировкой и идентификация Вифлеемской Звезды как кометы, наблюдавшейся в 5 г. Н.Э. весной более семидесяти дней в созвездии Козерога [1].

С датировкой распятия дело обстоит более ясно, но менее определенно. Евангелисты единодушны в том, что оно произошло под юрисдикцией Понтия Пилата как прокуратора Иудеи, т.е. в период с 26 по 36 гг. День 14-го нисана, в который полагается заколать пасхальных агнцев при подготовке к Великому празднику (начинающемуся на закате, с наступлением 15 нисана) в эти годы приходился на пятницу дважды: первый раз - в 30-м, второй - в 33-м году [2]. Так что день распятия известен, но год необходимо выбирать из двух указанных вариантов.

К более ранней датировке (30-й год) склоняет традиционное представление о более молодом Христе (хотя в этом случае возраст Христа все же оказывается 35 лет), а также восходящая еще к III в. Н.Э (Ориген, Юлий Африкан) традиция истолковывать тьму, покрывавшую землю при распятии Христа от полудня до трех часов дня (От Матфея 27:49, От Марка 15:33, От Луки 23:44) как солнечное затмение, описанное Флегоном в XIII книге «Олимпиад». Само произведение Флегона до нас не дошло, но фрагмент о затмении содержится в ряде вторичных источников, в частности - у Блаженного Иеронима: «Пишет об этом и Флегон (Flego), знаменитый исчислитель Олимпиад, в XIII книге говоря так: “А в четвертом году 202 Олимпиады было великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в темную ночь, так что видны были звезды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушило много зданий в Нике”» [3].

Однако, упомянутые Флегоном солнечное затмение в четвертом году 202 олимпиады (скорее всего, это - полное солнечное затмение 24 ноября 29 г.) и произошедшее в том же году (но не факт, что одновременно) разрушительное землетрясение в Вифинии, ко тьме, наступившей во время распятия Христва, никакого отношения не имеют. Во-первых, при солнечных затмениях тьма длится лишь несколько минут, а во-вторых, затмения солнца луной происходят исключительно в новолуние - когда луна находится между солнцем и землей, - в то время как Пасха отмечается в полнолуние (в первое после весеннего равноденствия), когда солнце и луна находятся по противоположные стороны от земли. Каким естественным явлением ни пытались бы мы объяснить сверхъестественную тьму во время распятия (будь то уменьшение прозрачности атмосферы, уплотнение облачного покрова, или даже затмение солнца каким-либо неведомым космическим объектом [4]), это будут лишь голословные рассуждения. В любом случае, обычным солнечным затмением данное знамение быть не могло.

Но это не означает, что мы не имеем никаких астрономических привязок к указанному событию. Когда апостол Петр в своей речи на Пятидесятницу приводит перечень исполнившихся знамений наступления «дня Господня», предсказанных пророком Иоилем, слова «солнце превратится во тьму и луна - в кровь» (Иоиль 2:31, Деяния 2:20) не вызывают у слушателей ни малейшего недоумения. Хотя непосредственно Евангелия превращения луны в кровь не упоминают, евангелист Лука, приводя вышеуказанное утверждение Петра в своих Деяниях Апостолов, по сути дела, ссылается на него в неявном виде как на общеизвестный факт. Эта ссылка настолько очевидна ранним читателям, что вся последующая околоевангельская литература от апокрифического Евангелия от Никодима до псевдоисторической переписки Пилата с Иродом не упускает возможности упомянуть о кровавой луне [5].

«Кровавая луна» - известное явление, наблюдаемое при лунных затмениях (а лунные затмения, в отличие от солнечных, происходят именно в полнолуние), когда луна не совсем покрыта тенью земли, но полностью покрыта тенью земной атмосферы. В этом случае поверхность луны освещена исключительно светом, прошедшим через земную атмосферу по касательной. Более коротковолновые составляющие видимого спектра (голубые, синие, зеленые и даже желтые) рассеиваются и поглощаются в атмосфере, в результате чего на поверхность луны попадают только наиболее длинноволновые багряно-красные лучи. Подобный эффект можно видеть и на поверхности земли при освещении каких-либо объектов лучами солнца, заходящего за горизонт.

Согласно каталогу лунных затмений первого века Н.Э. [6], в 30-м г. Н.Э. лунных затмений не наблюдалось до конца мая, в то время как в 33-м г. частичное лунное затмение магнитудой 0.5764 произошло при вечернем восхождении луны 3 апреля - как раз в первое полнолуние после весеннего равноденствия, т.е. на Пасху, при наступлении 15-го нисана.

Прохождение луны через окрашивающую ее в кроваво-красный цвет тень земной атмосферы длилось с 16:12:50 до 19:02:56 по единому мировому времени, или примерно с шести до девяти вечера по местному времени на Ближнем Востоке. Достойно внимания, что именно этот период (т.н. «первая стража ночи»), был непосредственно отведен для Пасхальной трапезы Законом Моисеевым.

Если принять это предположение, то когда Петр упоминает в своей проповеди на Пятидесятницу пророчество Иоиля про «обращение луны в кровь» как знамение наступления «дня Господня» (Деяния 2:20), он говорит о явлении, очевидцами которого были его слушатели. В этом случае обоснованным представляется вывод, что датой Распятия Христова является 14 нисана (3 апреля по юлианскому календарю) 33 г. НЭ. При этом возраст Иисуса, вероятнее всего, составлял 37 лет.

Литература

1. Ефимов С.Ю. Вифлеемская звезда. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. - 56 с.
2. Hebrew Calendar.
3. Иероним Блаженный. Изложение хроники Евсевия Кесарийского, 202 (29/32). Цит. по Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. - Спб: Алетейя, 2001. - С.29.
4. Exact Date of Christ's Crucifixion.
5. См. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. - Спб: Алетейя, 2001. - 430 с.
6. List of 1st century lunar eclipses.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Где родился Иисус Христос?

Сообщение FontCity » 24 дек 2015, 12:26

Где родился Христос

Грядёт Рождество, праздник большой и важный. Хотя бы потому, что христианство самая крупная мировая религия - около 2,3 млрд приверженцев! Почти 2000 лет над его разработкой и шлифовкой трудились самые светлые умы человечества, титаны мысли и веры, и за это время как будто можно было утрясти все теологические тонкости и теогонические подробности. Но не сумели.

Впрочем, мы не о религии, тема эта стала довольно щекотливой в связи с одичанием России, а об одном удивительном факте. Дело в том, что с большим размахом отмечая Рождество, христиане не знают точно, где родился Христос! Хотя евангелия писались современниками событий, а среди евангелистов были два его апостола.

Если в поисковой системе вы наберёте Бетлехем (в церковно-славянской традиции Вифлеем), то получите ссылку на палестинский город Западного Берега. Это древняя Иудея. Сейчас фактически южный пригород Иерусалима, их разделяет не более полукилометра. Главная отрасль экономики туризм, что и понятно, ведь Бейт Лэхем свят для евреев - согласно Библии это город Давида. Но ещё более свят он для христиан, ибо Новый Завет утверждает, что здесь родился Христос, прямой потомок великого царя. Иначе и быть не могло - согласно пророчествам мессия должен был родиться именно здесь!

Кто же мог знать, что пророчества окажутся несущественными, ибо народ Израиля новую религию не принял, для эллинов же тонкости родословной Христа особого значения не имели. В отличие от мест, связанных с ним.

Вот на снимке пещера, где мессия якобы появился на свет (кстати, много домов в окрестностях иудейского Вифлеема построено именно перед пещерами, которые служат загоном для скота и складом для запасов). А вот и место в ней, где стояли ясли, оно отмечено звездой на полу. С тех пор слово ясли приобрело второй смысл.

И всё бы хорошо, если бы не одно но. Дело в том, что существуют два Вифлеема. Причём есть веские основания полагать, что пригород Иерусалима, куда стекаются тысячи и тысячи христиан-паломников, вовсе не является местом рождения Христа, а значит и мировой религии.

Вообще-то легенда о рождении Иисуса в пещере восходит к середине II века, о ней писали Иустин Мученик, а также Иаков в своем протоевангелии. Хотя Ориген, родившийся в 182 году, сообщал, что пещера была найдена уже в его дни. То есть спустя почти два века после Рождества. Иными словами, это действительно легенда, сочиненная задним числом и довольно поздно, когда христианство широко распространилось и верующим потребовались реалистичные детали жизни и деяний своего бога.

Евангелие от Иакова потому «прото», что оно одно из нескольких дошедших до нас т.н. «евангелий Детства», написанных для утоления жажды ранних христиан знать больше о юности Иисуса, весьма скупо описанной в Новом завете. Увы, в них прослеживается явное незнание авторами жизни евреев и даже несоответствие Библии, поэтому, несмотря на свою популярность, в канон они не вошли.

Согласно каноническому же евангелию от Матфея, Иосиф и Мария жили в иудейском Вифлееме, где и родился Иисус, и лишь затем перебрались на север, в Галилею, в Назарет. Однако Матфею противоречит Лука, он в своем евангелии пишет, что Иосиф и бедная Мария (на последнем месяце беременности!) преодолели полторы сотни километров от Назарета до вифлеемского дома Иосифа, чтобы попасть в римский ценз. Но в главном они согласны и широкие массы верующих, текущие к святому месту, не испытывают никаких сомнений, что перед ними именно оно. Да вот беда, данные археологии этого не подтверждают.

Так, в статье «Где родился Иисус?» (Where Was Jesus Born? By Aviram Oshri, Archaeology, November/December 2005) Авирам Ошри, сотрудник Israel Antiquities Authority (Управления древностей Израиля), пишет, что огромная база данных IAA описывает Бетлехем как древнее поселение с материалами железного века, церковью Рождества четвертого века и строениями византийского и средневекового периода. Но информация об античности времен Ирода, то есть о времени рождения Христа, полностью отсутствует!

Изображение

При раскопках, которые вел Департамент античности британской подмандатной Палестины в середине 30-х, археологи нашли мозаичный пол шестого века, а ниже – остатки церкви императора Константина. Из траншеи глубиной шесть футов на церковном дворе извлекли артефакты Средних веков. Раскопки 20-х годов обнаружили свинцовый позднеримский гроб и христианские византийские погребения. Исследования после войны 1967 года дали множество керамики железного века. И ни единого артефакта времен Ирода!

Отсутствие археологических доказательств связи Бетлехема со временем рождения Христа стало большим сюрпризом. Более того, доказано, что в то время прямо через город проходил акведук из прудов Соломона в Иерусалим. Этот факт усиливает вероятность отсутствия поселения на этом месте, ибо согласно Витрувию акведуки никогда не проводили через центр города. Отсутствие археологических находок периода Ирода поражает, поскольку, как вы понимаете, их искали особо настойчиво. Лишь в полумиле от Бетлехема были найдены остатки строений того времени – возможно, в это время началось повторное заселение города.

Зато в галилейском Бетлехеме, небольшой сельской общине, что в шести милях от Назарета, где Ошри одиннадцать лет вел раскопки, жители сразу сообщили ему, что Христос родился именно здесь! Что подтверждает и евангелие от Иоанна (7:41-43) в стихе, где ставится под вопрос легитимность Иисуса как мессии, поскольку он родом из Галилеи. Да и я так всегда думал. Назарянин ведь. Но традиция оказалась настолько сильна, что вопрос о возможности рождения Христа в Галилее стал рассматриваться лишь в конце XIX века.

Известно, что во времена Христа этот северный Бетлехем был шумным центром еврейской жизни. Исследования позапрошлого века описывают руины синагоги и церкви, остатки главного зала которой были разрушены уже в 1965 г. во время прокладки дороги до Назарета. При этом был вскрыт красивый мозаичный пол шестого века, с декоративными медальонами из вьющихся лоз, фигурами животных и растительными мотивами. Здесь также раскопана мастерская, производившая каменные сосуды для иудаистских очистительных ритуалов, а также остатки резиденций времен Ирода с керамическими и каменными сосудами, характерными для еврейского населения.

Изображение

Ошри открыл в Бетлехеме фонтан церковного баптистерия и продолжение мозаик церкви. Та оказалась весьма внушительной: 145 на 100 футов! Это самая большая византийская церковь в Израиле и возникает вопрос, почему это вдруг огромное здание христианской церкви было возведено в самом сердце еврейской земли? Мало того, рядом с церковью команда Ошри раскопала остатки монастыря и двухэтажного постоялого двора, причем пол верхнего этажа также был устлан мозаикой. Похоже, что здесь долгое время существовал важный центр христианства и в шестом веке город был даже окружен каменной оборонительной стеной с земляными валами и башнями (сооружения были разрушены персами в начале седьмого века). Все это резко контрастирует с запустением иудейского Бетлехема.

Читая евангелия, нетрудно убедиться, что большая часть приводящихся в них фактов, имен, названий, в том числе и топонимических, связана с Галилеей. Самого Христа знали как Галилеянина, почти всю свою жизнь он провел там, все его апостолы, кроме Иуды Искариота, были родом из Галилеи и в Иерусалиме их сразу отличали по говору. Возможно, именно поэтому его проповеди и не имели большого успеха в гордой Иудее, высокомерно относившейся к провинциальной, не вполне даже еврейской Галилее: «Что может быть доброго из Назарета?»

Сейчас жители галилейского Бетлехема процветают благодаря сельскому хозяйству и туризму и очень счастливы, что толпы религиозных пилигримов текут мимо, в Иудею.

Что касается свидетельств евангелистов, то придется заключить, что они не только подгоняли историю жизни Христа под идеологические требования, но и плохо знали ее. Что, впрочем, совершенно несущественно в делах веры.

Обесценивает значение иудейского Вифлеема также появление в нем улицы Путина, отнюдь не следующего христианским заповедям, немилосердного и постоянно лгущего стяжателя. Не думаю, что Христу это понравится. Впрочем, уж кто-то, а он-то знает, что такое истина и чего она стоит.

Изображение
© Юрий Кирпичев. Heccrbq vjybnjh? 20 декабря 2015, 19:27


P.S.

Я первый раз слышу сомнение в месте рождения Иисуса.
Есть и другие тезисы в статье, делающие её спорной.

Например, "народ Израиля новую религию не принял".
Во-первых, Иисус не принёс никакой новой религии.
И все апостолы как были, так и остались иудеями, ревнителями отеческого закона (Деяния 21:20, 22:3 и др.).
Во-вторых, идеи Христа были восприняты евреями на ура.
Именно поэтому за Ним постоянно ходили толпы народа (viewtopic.php?p=150#p150).
И именно этим Он вызвал ревность и страх у тогдашней религиозной элиты.

Или тезис "легенда о рождении Иисуса в пещере восходит к середине II века".
Подробности рождения Иисуса описаны в евангелии от Луки.
Большинство богословов и учёных полагают, что эта книга была создана в середине I века.

Так что воспринимайте эту статью критически.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Возраст Иисуса Христа

Сообщение FontCity » 06 июн 2016, 13:36

Сколько лет было Иисусу в момент распятия?

Кажется, что ответ на этот вопрос знают с детства - 33 года. Менее известно, хотя тоже не является тайной, откуда следует эта цифра. В "Евангелии от Луки" сказано прямо: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Лк, 3:23). В "Евангелии от Иоанна" трижды упоминается Пасха, соответственно, прибавляют еще 3 года жизни от начала служения до распятия.

Но в этом указании возраста у Луки есть "сверхзадача" - он устанавливает соответствие между Иисусом и царем Давидом путем буквального воспроизведения фразы: "тридцать лет было Давиду, когда он воцарился" (II Царств, 5:2).

По-другому взглянуть на возраст Иисуса позволяет Евангелие от Иоанна. В одном из иерусалимских диалогов Иисус сказал: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?" (Ин, 8:56-57). Оставляя в стороне идеологию спора, мы видим живую реакцию собеседников. Они или знают возраст Иисуса. или оценивают его по внешнему виду, но меньше 50, это явно больше 30-33!

Но есть еще один диалог, который создает иную картину: "Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего". (Ин, 2:18-21). Все, начиная с учеников, считают, что 3 дня относятся к "храму тела", то есть, эти слова содержат в себе предсказание Иисуса о своем воскресении на третий день после смерти. А указание на 46 лет строительства спокойно относят к физическому зданию храма.

Вот тут и начинается самое интересно. Под словом "храм" в Евангелии понимаются две разные вещи. Когда родители принесли младенца "в храм", где его встретили Симон и Анна и узнали в нем мессию-спасителя; когда Иисус, двенадцатилетним мальчиком, задерживается "в храме", чтобы побеседовать с мудрецами; когда он, уже начав свое служение, изгонял торговцев "из храма", то речь шла о громадной храмовой площади, разделенной на дворы и покрытой многими зданиями.

Но когда ангел явился Захарии, священнику авиевой череды (восьмой по счету), в момент, когда он совершал каждение (или ритуал "ктОрет", то есть, возлагал благовония в огонь малого жертвенника, который стоял в комнате под названием "Святая") имелось в виду само сакральное здание, Бейт а-Микдаш. Завеса храма, которая разорвалась в момент наступления смерти распятого Иисуса, отделяла Святую Святых от Святой, то есть, находилась внутри этого сооружения, недоступного для посещения рядовыми иудеями.

Какой "храм" обсуждается в этом диалоге? Храмовый комплекс в целом или здание Святилища, внутри которого пребывала Шхина (Божественное Присутствие)? Едва ли здесь есть место для двух мнений! Перед нами идеологическая беседа, в которой Иисус говорит, что в нем самом, в его теле пребывает такое же Божественное Присутствие, как и в "Святой Святых". Он хочет сказать, причем, не столько своим собеседникам, сколько читателя, что его тело и есть храм!

А теперь уже нетрудно принять, что к этому "телу-храму" относятся не только слова Иисус о трех днях "нового строительства", но и высказывание иудеев о 46 годах. И дело не в том, что, в этом случае, оппоненты начинают казаться слишком уж прозорливыми - это заслуга писательского мастерства автора "Евангелия от Иоанна". В отличие от синоптиков (Марка, Матфея и Луки), которые вкладывают иносказания только в прямую речь Иисуса, Иоанн "растворяет" их в самом тексте. И тогда вдруг оказывается, не только сам Иисус намекает на то, что его тело есть храм, но и спорщики это признают!

В сочетании с намеком на то, что ему "еще нет и пятидесяти", эти 46 лет становятся указанием на точный возраст Иисуса в момент разговора. Значит, в день распятия ему должно быть 48 лет.

Между прочим, собеседники видели перед собой здание храма после перестройки, осуществленной во время правления царя Ирода. Она продолжалась год и шесть месяцев (Флавий "Древности", XV, 11:6).

© Игорь Трибельский
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь

След.

Вернуться в Библейский календарь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Яндекс.Метрика