Страница 1 из 1

Когда был распят Иисус Христос

Добавлено: 04 фев 2019, 16:14
FontCity
Время Песаха - весна, примерно в дни равноденствия, когда день по длительности равен ночи. Если мы 12 часов берём за полдень, то восход солнца происходит в 6 часов, а закат - в 18. Сумерки в Израиле в любое время года короткие. Утром солнце включают, вечером выключают.

Работать в винограднике, соответственно, можно только днём. Последние работники простояли целый день праздно (Матфей 20:6) и проработали 1 час (Матфей 20:12). Расчёты происходили, когда наступил вечер (Матфей 20:8). Не полночь! Т.е., когда зашло солнце, около 18 часов по нашему современному времени. Значит, последние работники были наняты около 17 часов вечера. Это означает, что в синоптических евангелиях счёт времени ведётся не от полуночи до полуночи, а от заката до заката. День начинается с восхода, т.е. наши 6 утра соответствуют 0 часам дня иудейского времени.

Получается где-то так:

• рано поутру (Матфей 20:1) - взошло солнце, 0 часов по Матфею, 6 утра по-современному
• около третьего часа (Матфей 20:3) - 9 утра по-современному
• 6-й и 9-й часы (Матфей 20:5) - полдень и 15 часов по-современному
• 11-й час (Матфей 20:6) - час до захода солнца, 17 часов по-современному
• наступил вечер (Матфей 20:8) - солнце село, 18 часов по-нашему

Современный счёт часов в сутках не вяжется и с описанием распятия.

Иисуса привели к Пилату после восхода солнца (Матфей 27:1, Марк 15:1, Лука 22:66). В третий час Его распяли (Марк 15:25). Сейчас три часа - это глубокая ночь. Беспокоить римского наместника в такое время просто немыслимо. К тому же, к тому времени успел трижды пропеть петух (Матфей 26:75). Значит, суд и казнь состоялись позже.

Предположение, что 3 часа дня - это наши 15 часов, тоже сомнительно. Наступление тьмы в 6 часов (Матфей 27:45, Марк 15:33, Лука 23:44) - в 18 по-современному никого бы не удивило. И уж точно в 9 часов (Матфей 27:45, Марк 15:33, Лука 23:44) - в 21 по-нашему тьма бы не прекратилась, а только усилилась. Значит, казнь состоялась раньше.

Известно также, что иудеи успели снять тело Иисуса с креста, обвили пеленами и отнесли в гроб, но при этом не нарушили заповеди о субботе. Т.е., всё это произошло до захода солнца, в течение 18 часов от полуночи.

Если же мы пересчитаем все часы из евангельского времени в современные по составленной выше табличке (попросту прибавим 6 часов), то всё складывается:

• распятие: 3 часа иудейского времени - 9 утра по-современному
• солнечное затмение: с 6 до 9 часов согласно евангелиям - с 12 до 15 часов по-современному
• снятие тела, омывание, пеленание, размещение в гробе - с 15 до 18 часов
• субботний покой - с 18 часов, после захода солнца

Осталось только выяснить, почему Иоанн в своём евангелии указал другое время. По его версии Пилат завершил суд в 6 часов (Иоанн 19:14). При этом было утро (Иоанн 18:28), пропел петух (Иоанн 19:27). Иудеи успели снять тело до захода солнца (Иоанн 19:31-42). Иоанн явно говорит об одном и том же. Только утро у него наступает в 6 часов, как и у нас сейчас. Очевидно, Иоанн пользовался римским счётом часов - от полуночи до полуночи - который мы и получили в наследство.

© Игорь Шиповский, 04.02.2019

Когда был распят Иисус Христос

Добавлено: 04 фев 2019, 16:25
Holy Scripture
Еврейское и греко-римское исчисление времени

Многие склонны видеть противоречие между евангельскими текстами: "Был час третий, и распяли Его" (Мар.15:25) и "Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!"(Иоан.19:14).

Известно, что Пилат вывел Иисуса к народу раньше, чем Тот был распят. Кажется, в этих текстах явное противоречие: первый говорит, что распятие произошло в 3 часа дня, второй - что в 6 часов Иисуса только вывели на суд толпы.
На самом деле, противоречия здесь никакого нет. В первом случае время дано согласно еврейскому отсчету времени, во втором - римскому.
День, как и сейчас, делился на 12 часов. ( Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? ...(Иоан.11:9) Но продолжительность часа менялась от времени года, так как время измерялось по солнечным часам. Следовательно - час в древности равнялся промежутку времени, за которое тень от столбика солнечных часов проходила 1/12 круга. Дневное время начиналось с восхода солнца (примерно 6 часов утра по-нашему) и оканчивалось с заходом солнца. Сутки начинались с вечера, т.е. с захода солнца и оканчивались следующим вечером: "...это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу."(Лев.23:32)
Ночь у евреев делилась на три стражи: первую - начало стражи, среднюю и утреннюю:
"Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи..." (Плач.2:19) "И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи..."(Суд.7:19) "И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;" (Исх.14:24)

В чем отличие римского отсчета времени (употребленного в Евангелии от Иоанна) от еврейского? Отсчет времени велся от полуночи, а не от восхода и ночь делилась на четыре стражи. Во времена Христа в Иудее пользовались и тем и другим отсчетом: "...около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их." (Мар.6:48),
"Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру"(Мар.13:35)

Теперь давайте посмотрим, какова хронология той пятницы, когда был распят Христос:

- примерно 6 часов утра по современному отсчету (и по римскому), восход солнца у евреев: Христос выведен Пилатом к толпе. "Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!" (Иоан.19:14)
- ок. 9 часов утра, 3 часа дня по еврейскому отсчету: Иисус распят. "Был час третий, и распяли Его" (Мар.15:25)
- полдень, ок. 6 часов по-еврейски: тьма по всей земле. "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого..." (Матф.27:45)
- 15 часов, 9 часов по-еврейски: смерть Иисуса: "...а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ... Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух." (Матф.27:46,50)

Употребление в Евангелии от Иоанна римского отсчета времени обусловлено тем, что оно было написано позже остальных Евангелий и адресовано главным образом неиудейскому населению, в большей степени - церквям Греции.

© Богословие и жизнь
Изображение

Ориентир во времени: солнечное затмение

Добавлено: 04 фев 2019, 16:29
FontCity
«Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине»
© Евангелие от Луки 23:44-45


Вот так примерно это могло выглядеть:


И сделалась тьма по всей земле

Добавлено: 29 янв 2021, 14:10
FontCity
ТЬМА ВО ВРЕМЯ РАСПЯТИЯ: МЕТАФОРА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Сверхъестественная тьма, упоминаемая в описании распятия Иисуса, не является метафорой. Это реальное историческое событие, записанное на основании свидетельств очевидцев и независимо подтвержденное древними историками, заслуживающими доверия. Описание тьмы в евангелиях основано на реальной истории, подобно тому, как причина смерти Иисуса уходит корнями в реальную историю, записанную в книге Бытие.

Согласно непосредственной интерпретации книги Бытие, существовали настоящие Адам и Ева, настоящий Едемский сад, настоящее грехопадение и настоящие последствия бунта против Бога. Смерть, страдания, болезни, природные катастрофы и грех – это результаты исторически реального грехопадения в райском саду (см. также «The Fall: a cosmic catastrophe»). Мы ежедневно встречаемся с неоспоримыми доказательствами этих исторических событий.

Искупительная смерть Христа, основывающаяся на исторических событиях книги Бытие, была Божьим противоядием против тяжкого греха человечества. Богочеловек, Господь Иисус Христос, добровольно умер жестокой и позорной смертью на кресте для того, чтобы совершить искупление грехов Адама и Евы, наших грехов и грехов всего мира (1 Иоанна 2:2) – доступное по благодати через веру в обещанного Богом жертвенного Агнца (Ефесянам 2:8-9). В течение последних трех часов жертвенных страданий Иисуса на кресте землю поразила зловещая тьма. Эта тьма описана евангелистами Матфеем, Марком, Лукой. Ее реальность так же подтверждают три светских историка – Таллос, Флегонт и Африкан. Давайте внимательнее рассмотрим веские исторические доказательства этого беспрецедентного события.

ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ, МАРКА, ЛУКИ

Каждый из этих авторов кратко описывает трехчасовую тьму во время распятия Христа (Матфея 27:45, Марка 15:33, Луки 23:44-45). Матфей был одним из апостолов Иисуса и очевидцем этого события. Марк был близким сотрудником Петра, одного из трех ближайших апостолов Христа. Марк путешествовал с Павлом, Лукой и многими первыми христианами из книги Деяний. Лука был греческим врачом и историком, тщательно исследовавшим события жизни Христа. Его историческое исследование основано на прямых и непрямых свидетельствах очевидцев: Павла, Петра, Иакова, Марка, Марии (матери Иисуса) и многих из первых последовательниц Иисуса. [1] Лука считается одним из самых надежных историков всех времен. [1]

Дж. Робинсон, либеральный специалист по Новому Завету, в результате тщательного исследования обнаружил убедительные исторические, текстовые и логические доказательства, подтверждающие, что все евангелия были написаны в промежутке между 40 и 65 гг. [2] И Робинсон не был приверженцем консервативного библейского христианства. Учитывая эти даты, Матфей, Марк, Лука должны были описывать тьму спустя всего лишь от 7 до 32 лет после этого явления. [3] По сравнению с другими историческими свидетельствами древности это почти экстренное сообщение. Римский историк Светоний описал переправу Цезаря через Рубикон как минимум через 110 лет после этого события, и его свидетельство повсеместно считается надежным. [4] Самые ранние биографии Александра Великого, написанные Аррианом и Плутархом более чем через 400 лет после его смерти, считаются заслуживающими доверия. [1] (Сравните с «Who was Luke and what did he write?»)
Еще более убедительным является тот факт, что Рудольф Пеш, немецкий исследователь Нового Завета, основываясь на особенностях языка, стиля, грамматики и упоминании некоторых личностей, датирует источник описанных Марком событий распятия не позднее, чем 37 г. н.э.! [5] Это максимум через 4 года после произошедшего! Можно сделать вывод, что евангельские свидетельства о тьме во время распятия очень ранние, надежные и основаны на свидетельствах очевидцев.

ТАЛЛОС, ФЛЕГОНТ И АФРИКАН

Таллос описал историю восточного Средиземноморья со времени Троянской войны. Таллос написал историю своего региона приблизительно в 52 г. н.э. [6] Хотя оригинальные рукописи потеряны, именно его цитирует Юлий Африкан, известный историк третьего века. Африкан утверждает: «Таллос, в третьей книге своих историй, объясняет тьму как солнечное затмение – неразумно, как мне кажется». По всей видимости, Таллос попытался найти естественное объяснение тьме во время распятия.

Флегонт – греческий историк, написавший обширную хорогологию приблизительно в 137 г. н.э: «В четвертый год 202-й Олимпиады (т.е., в 33 г. н.э.) было «величайшее солнечное затмение», и «наступила ночь в шестом часу дня (т.е., в полдень), так что даже звезды появились на небе. В Вифинии было большое землетрясение, и многое в Никее ниспроверглось». [7]

Флегонт предоставляет весомые аргументы в пользу евангельских свидетельств. Он описывает год и точное время суток. Более того, он пишет о сопровождавшем тьму землетрясении, о чем записано и в евангелии от Матфея (Матфея 27:51). Однако, как и Таллос, он ошибочно пытается описать тьму как прямое следствие солнечного затмения.

Африкан составил пятитомную «Историю мира» приблизительно в 221 г. н.э. Также он был обратившимся в христианство язычником. Его познания в истории настолько впечатлили римского императора Александра Северуса, что на Африкана возложили официальную ответственность за строительство Императорской библиотеки в Парфеноне Рима. Африкан пишет: «Весь мир покрыла самая ужасная тьма; от землетрясения раскололись скалы, в Иудее и других районах многие места были разрушены. Таллос в третьей книге своей «Истории» называет эту тьму, как мне кажется, необоснованно, солнечным затмением. Ибо евреи празднуют Пасху в четырнадцатый день по лунному календарю, а страдания нашего Спасителя приходятся на день перед Пасхой; но солнечное затмение имеет место только когда Луна проходит под Солнцем. Оно не может быть ни в какое другое время, кроме как в интервале между первым днем новой Луны и последним днем старой, то есть, при их пересечении: как же тогда должно произойти затмение, когда Луна почти диаметрально противоположна Солнцу? Однако, оставим это мнение; пусть оно увлечет большинство; и пусть это знамение считают солнечным затмением, как и другие знамения, привлекающие внимание. Флегонт писал, что во время Тиберия Цезаря, в полнолуние, было полное затмение Солнца с шестого часа до девятого – очевидно, то самое, о котором мы говорим. Но что общего у затмения с землетрясением, раскалывающимися скалами, воскресением мертвых, и великими потрясениями по всей вселенной? Конечно, ни о каком другом, подобном этому событии долго не писали». [8]

Африкан справедливо заметил, что солнечное затмение не могло произойти во время Лунного цикла Пасхи, как показывает эта диаграмма. Он также ставит под сомнение затмение, землетрясение и чудесные события, описанные в евангелии от Матфея. Затмения не вызывают землетрясение и воскресение мертвых. Также известно, что затмения продолжаются только несколько минут, а не три часа. Для Африкана природные объяснения тьмы во время распятия абсолютно необоснованы, что он и показал, применив научные факты.

ЛОКАЛЬНАЯ ИЛИ ВСЕМИРНАЯ?

Многие задумывались над тем, была ли тьма локальным или глобальным явлением. Подавляющее большинство библейских переводов говорит, что тьма была «над страной», «по всей стране», «над целой страной». Однако, некоторые переводы свидетельств Луки утверждают, что тьма была «по всей земле», или «над целой землей».

В греческом языке есть обычное слово, называющее землю – «gē», [9] от которого происходит слово «геология». Лингвистические особенности большинства переводов, кажется, однозначно говорят о том, что тьма была местным, либо региональным явлением, что является допустимой трактовкой в некоторых контекстах. И все же, если явление было региональным, то касалось обширного региона. Доктор Пол Майер, профессор древней истории в университете Западного Мичигана, отметил: «Это явление, несомненно, было видно в Риме, Афинах и других Средиземноморских городах». [7]

С другой стороны, Африкан пишет о тьме как всемирном явлении. Тертуллиан, известный апологет второго века, также заявляет о тьме как о «космическом» или «всемирном явлении». Обращаясь к скептикам, он писал: «На момент смерти Христа свет оставил солнце, и земля затмилась в полдень, каковое чудо записано в ваших собственных анналах, и сохранилось в ваших архивах по сей день». [10]

Очевидно, Тертуллиан мог с уверенностью утверждать, что описания можно найти в официальных исторических архивах. Весьма правдоподобно и то, что археологические открытия будущего смогут предоставить доказательства в пользу того, что что эту тьму наблюдали по всему миру.

ПОЧЕМУ НЕ ТАК МНОГО ИСТОЧНИКОВ?

Многие скептики спрашивают, почему в евангелии от Иоанна не упоминается о тьме во время распятия. Саймон Гринлиф из юридической школы Гарварда высказался о евангелиях лучше всех: «Есть достаточно расхождений, чтобы показать, что между ними не могло быть предварительной договоренности; и в то же время имеется довольно значительная согласованность, указывающая на то, что все они – независимые повествователи одной великой истории». [11]

Другими словами, независимые повествователи иногда могут записать отличающиеся второстепенные детали одного и того же события.
Многие скептики также спрашивают, почему другие ранние историки, такие как Иосиф Флавий, Тацит, Светоний и Плиний Младший не нигде упоминали тьму. Но в этом случае они допускают логическую ошибку «аргумента от молчания». Неразумно ожидать, что все современные писатели будут включать в свое повествование каждое произошедшее событие – и есть веские причины не ожидать от этих авторов упоминаний тьмы (см. « Thallus: Darkness Rules»). В действительности мы имеем обилие очень ранних, исторически надежных и высокоуважаемых источников, подтверждающих тьму во время распятия. Список из свидетельств Матфея, Марка, Луки, Таллоса, Флегонта, Африкана и Тертуллиана действительно впечатляет!

ВЫВОД

Налицо убедительные доказательства в пользу исторической подлинности тьмы во время распятия. Это настоящее историческое событие, уходящее корнями в настоящие исторические события книги Бытие. Христос, как последний Адам (1 Коринфянам 15: 45) пришел претерпеть ужасную и позорную смерть на кресте для того, чтобы умереть за грехи мира. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

Ссылки и примечания

1. Craig, William Lane, The Evidence for Jesus, 2005; см. также Luke: A consideration of Gospel authorship and publication date.
2. Robinson, John A.T., Redating the New Testament, Wipf & Stock Publishers, 2000.
3. Cf. Wenham, John, Redating Matthew, Mark and Luke, IVP, 1992; см. review.
4. Gaius Suetonius Tranquillus, The Lives of the Twelve Caesars 1:31–33, AD121.
5. Strobel, L. The Case for Christ, p. 220, Zondervan, Grand Rapids, MI, 1998.
6. Habermas, Gary. The Historical Jesus, pp. 196-7, College Press Publishing Company, 1996.
7. Maier, Paul. Pontius Pilate (Wheaton, Ill.: Tyndale House, 1968), p. 366. Цитата Флегона – фрагмент из Olympiades he Chronika 13, ed. Otto Keller, Rerum Naturalium Scriptores Graeci Minores, 1 (Leipzig Teurber, 1877), p. 101.
8. http://www.christian-thinktank.com/jrthal.html
9. Слова в Луки 23: 44 на греческом: «καί σκότος εγένετο έφ ‘όλην τήν γήν (kai skotos egeneto eph holēn tēn gēn)», «и сделалась тьма по всей земле».
10. Sanders, Oswald. The Incomparable Christ, p. 203, Moody Publishers, 1982.
11. Greenleaf, Simon. The Testimony of the Evangelists, vii, Baker, Grand Rapids, MI, 1984.

© Автор: Дэниэл Андерсон (англ. Daniel Anderson)
Перевод: Люба Грищенко. Редактура: Владимир Силенок, Катерина Савченко