Страница 12 из 14

Право на истину

Добавлено: 17 янв 2018, 10:29
FontCity
РПЦ присваивает монополию на истину

По своим идеологическим претензиям церковь становится похожа на КПСС

Государственная монополия на все и вся — чуть или не единственный способ выживания (существования) нашего государства. Монополизмом поражены практически все сферы нашей жизни — от экономики до политики. Газ и нефть, спорт и культура, семья и школа.

Изображение
фото: Алексей Меринов

Для полной монополизации страны не хватает самой малости — монополии на истину. Кто постарше, хорошо знает ей цену. Государство времен СССР насаждало «истину в последней инстанции» просто и незатейливо: «КПСС — руководящая и направляющая сила», «СССР — самое демократическое и миролюбивое государство в мире», «советский народ горячо поддерживает и одобряет политику ЦК КПСС». Тех, кто сомневался в незыблемости подобных истин, объявляли отщепенцами или душевнобольными.

Все течет, но мало что меняется. Правда, на какой-то недолгий период даже появилось разномыслие. Такое непривычное и даже тревожное, ведь мыслящие, а тем более разномыслящие люди — потенциальная опасность для «вертикали власти». В коммунистических истинах, набивших оскомину, государство больше не нуждалось. Требовалась более-менее адекватная замена и коммунистической идеологии, и коммунистической партии как таковой.

В принципе наши правители могли бы обойтись и без «подсобных рабочих» в установлении монополии на истину. Но в условиях глобального мира это выглядело как-то не комильфо. Права человека, демократические свободы, независимый суд в своем первозданном виде очень нервировали власти. Нужно их было поместить в такой интерьер, чтобы, с одной стороны, они вроде бы есть, а с другой — как бы не сильно мозолят глаз.

На роль подобного интерьера вполне подошла РПЦ, и поэтому ей частично передали права на монополию истины. Логику передачи полномочий, как всегда, объяснили незатейливо и просто. Православие — один из оплотов современного российского государства. Но «оплот» требовалось подкормить, чтобы у него не уходило чувство сытости.

На РПЦ посыпались различные преференции: закон о реституции, отсутствие налогового внимания к коммерческим проектам церкви, бюджетное финансирование под видом реализации никчемных и пустых патриотических программ.

Аппетит приходит во время еды. РПЦ уже не хотела довольствоваться ролью «подсобного рабочего». Она стала претендовать на «руководящую и направляющую силу». Ту самую силу, которой в свое время являлась КПСС. Тем более, структурно РПЦ и КПСС близнецы-братья.

Генсек (Патриарх) — ЦК КПСС (Синод) — обком партии (епархия) — райком (благочиние) — первичная парторганизация (приход). Для РПЦ дело осталось за малым. Стать влиятельной силой. И здесь был позаимствован коммунистический опыт

Сила КПСС покоилась на мощи репрессивного госаппарата и тотальной идеологической обработке населения. С поправкой на время РПЦ стоит на тех же двух «китах» — репрессии и идеологическое «промывание мозгов». Судебные процессы «Пуси Райот», блогера Соколовского, закон об оскорблении чувства верующих и т.д. и т. п. возможны только при поддержке государства. А вмешательство в светскую жизнь общества (что можно смотреть, читать, слушать) стало нормой жизни РПЦ. Все замечательно. Не хватало только «вишенки на торте». И она появилась.

«Если у кого-то еще остаются сомнения в том, что нужно ли делать все то, о чем патриарх учит, — оставьте все сомнения! И строго исполняйте то, что я повелеваю! Потому что я не от своей мудрости говорю, а от мудрости всего епископата Русской православной церкви! Другого пути для нашей Церкви сегодня нет! Кто не согласен — на пенсию!» — заявил не так давно патриарх Кирилл.

Очень симптоматичное заявление, до боли напоминающее коммунистические времена. Если кто-то сомневался в словах генсека, говорящего от имени ЦК партии, то сомневающегося в те вегетарианские времена действительно ожидала пенсия.

Правда, есть маленький нюанс. Все наши генсеки по житейским понятиям имели относительно безупречную биографию. Табаком и водкой не торговали, из-за квартир не судились, часами не бравировали. Если и были слабости, то вполне земные и простительные. Охота и рыбалка, любовь к автомобилям и орденам.

И еще одна параллель. В КПСС состояло примерно 20 млн человек, которые образовывали «нерушимый блок» с остальным населением СССР. Настоящих коммунистов было подавляющее меньшинство. Как только ослабла поддержка госаппарата (1989–1991 г.г.), коммунисты попросту разбежались, встав у истоков российского предпринимательства и новой власти.

По самым разным социологическим опросам, порядка 80% граждан России относят себя к православным. В то же время подавляющее большинство верующих связывают свое православие с национальной принадлежностью. Поэтому эта цифра такая же фикция, как и «нерушимый блок коммунистов и беспартийных». Согласно опросам, соблюдают церковные традиции (ходят на литургию, соблюдают посты) порядка 4%. Примерно такой же процент был и «истинных» коммунистов.

Когда меньшинство диктует волю большинству, это тоже традиция. И недавний юбилей Октябрьской революции тому свидетельство. И большевистское меньшинство, и меньшинство из РПЦ (неправильно отождествлять православие только с РПЦ) считали, что несут людям правду.

«Никакими средствами сегодня невозможно закрыть наши уста, мы будем провозглашать Божью правду, в полной мере осознавая, что это очень рискованное служение». Это пафосное заявление сделал 4 ноября 2017 в Успенском соборе в Кремле патриарх Кирилл.

Безусловно, мне ближе «божья правда», чем большевистская. Но «рискованное служение» было у большевиков, но никак не у современных представителей РПЦ. Заявление патриарха — это лицемерие и лицедейство. Кортежи лимузинов, самолеты, госохрана, госфинансирование. При таком раскладе желающих «рисковать» — миллионы.

А появление Владимира Путина на юбилейном Архиерейском соборе 1 декабря лишнее подтверждение тому, что «симфония власти и церкви» пишется довольно успешно. Не случайно патриарх поблагодарил президента «за то, что в нынешней России не существует никаких бюрократических прокладок» для РПЦ.

И добавил «на голубом глазу»: «Все это формирует в обществе ясное понимание самостоятельной позиции Церкви. И самое, может быть, важное — то, что эта позиция основывается на тех же нравственных принципах, на которых сегодня основывается и наше законодательство». Лизнул, как говорится, «до гланд». Если принципы РПЦ те же, что и у российского законодательства, то это безнравственные принципы. Не случайно же многие законы, принимаемые Государственной думой, называют людоедскими.

Поэтому всегда надо помнить, что вера в Бога и РПЦ совсем разные, а скорее даже противоположные вещи.

© Георгий Янс. Московский комсомолец, 10 января 2018 в 18:00

Как мощи влияют на отношения церкви и власти

Добавлено: 02 фев 2018, 12:29
FontCity
Юродствующий православный епископ назвал Путина "тьмою" и призвал не голосовать за него 18 марта


Епископ Русской православной церкви впервые публично призвал не голосовать на предстоящих в марте президентских выборах за Владимира Путина и даже назвал национального лидера "тьмою". Причиной тому стало недавнее заявление президента о сходстве мумии Владимира Ленина в мавзолее с мощами святых, а Библии - с Кодексом строителя коммунизма

Изображение

Обвинение в кощунстве прозвучало от епископа на покое Евтихия (Курочкина), в период объединения РПЦ и РПЦЗ занимавшего кафедру епископа Домодедовского, викария Патриарха Московского и всея Руси. В настоящее время архиерей проживает в родном Ишиме (Тюменская область), служит в кафедральном соборе и активно комментирует общественно-политические события в стране на своей странице в соцсети "ВКонтакте".

В записи от 15 января епископ Евтихий подтвердил, что не собирается голосовать за Путина из-за его нелестных замечаний в адрес Петра Столыпина. А также обвинил президента РФ в безответственности и кощунстве.

"Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, что в христианстве нет такой традиции, - ну как же нет, в Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи", - процитировал архиерей высказывание Путина.

Комментируя резонансное заявление, епископ привел цитату из Нагорной проповеди Христа о том, что "если то, что вы считаете в себе светом, есть тьма, то какова же ваша тьма?!" и заявил, что не собирается "голосовать за тьму" или кому-то советовать сделать это.

Епископ Евтихий стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ в 1980-е годы. После конфликта с руководством он присоединился к появившимся после развала СССР приходам Русской Зарубежной церкви и быстро получил сан епископа Ишимского и Сибирского. За раскол Евтихий был запрещен в служении епископом РПЦ Антонием Тобольским и Тюменским.

В 2000-е годы епископ Евтихий активно участвовал в диалоге РПЦ и РПЦЗ о восстановлении общения. В 2006 году обратился к патриарху Алексию с прошением о снятии прещения и принятии в каноническое подчинение Московского патриархата. Решением Священного Синода РПЦ в 2007 году был назначен епископом Домодедовским, викарием Московской епархии, с поручением временного управления бывшими приходами Русской Зарубежной церкви в течение пяти переходных лет. В 2012 году по состоянию здоровья отправлен на покой с правом служения на патриаршем подворье.

В 2012 году Евтихий призывал голосовать за Путина

В родном Ишиме 62-летний епископ Евтихий известен своим экстравагантным поведением, граничащим с юродством. Так, например, он живет на колокольне, спит на сундуке и занимается тяжелым физическим трудом. В соцсети "ВКонтакте" у него более 3,2 тысячи друзей и более 700 подписчиков. Также архиерей ведет блог в "Одноклассниках". Он пишет о православных праздниках, идеях Сухомлинского, способах улучшения вкуса картошки.

Кроме того, в своих постах епископ обращается к Путину "ваше цинничество" и скептично задается вопросами, над кем именно России предлагается "и впредь одерживать победы" и куда именно "вперед" страна будет двигаться дальше. В то же время в YouTube доступны записи выступлений архиерея, в которых он с церковного амвона с крестом в руках призывает голосовать на президентских выборах 2012 года за Владимира Путина.

Социальная концепция РПЦ не запрещает духовенству и монашествующим высказываться по актуальным вопросам, однако не рекомендует вести прямую политическую агитацию. В постановлении Архиерейского собора 2011 года прямо говорится, что "существует ясная грань между таким сотрудничеством и политической поддержкой в ходе предвыборных кампаний и в целом в контексте политической борьбы. Священнослужители и монашествующие, а также миряне, являющиеся руководителями синодальных и епархиальных учреждений, в силу их добровольного согласия на следование церковной дисциплине не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации". В документе отмечается, что священники и монахи выражают свою политическую позицию свободным тайным голосованием и никак иначе.

"Отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как ее самоустранение от происходящего в стране и мире. Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха, о нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, о деградации или разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей, о воспитании подрастающего поколения, заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях. Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний. В контексте избирательной кампании уместно призывать граждан к осмысленному участию в голосовании, а политиков - к проведению честных выборов, к снижению накала политических страстей, к заботе о мире, солидарности и согласии в обществе", - решили архиереи РПЦ.

Патриарх призывал россиян идти на выборы

В конце декабря на заседании Высшего церковного совета Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал всех верующих принять участие в предстоящих выборах президента РФ. Он напомнил, что прихожане православной церкви придерживаются разных политических взглядов, и потому РПЦ "никогда не определяет свои политические позиции, которые могли бы быть истолкованы как поддержка или неподдержка той или иной политической силы".

"Мы обязательно должны принять участие для того, чтобы внести свой вклад в формирование будущего нашей страны. Я надеюсь, что архипастыри и пастыри нашей Церкви поддержат меня и обратят свой призыв ко всей пастве быть активными, в том числе и в предстоящую кампанию по избранию президента Российской Федерации", - резюмировал предстоятель РПЦ.

Напомним, Владимир Путин заявил о сходстве коммунизма и христианства в интервью для фильма "Валаам", отрывок из которого был показан по каналу "Россия 1". Стоит отметить, это не первое высказывание Путина подобного рода. Так, во время пресс-конференции 19 декабря 2013 года он назвал Кодекс строителя коммунизма "жалкой копией Библии".

Нынешнее высказывание о сходстве коммунистической идеологии с христианством в КПРФ оценили положительно, заверил депутат Госдумы Александр Ющенко.

В свою очередь, бывший заместитель главы Синодального отдела внешних церковных связей МП протоиерей Всеволод Чаплин счел сравнение некорректным и назвал тело Ленина "ложными мощами" и туристическим объектом, который вызывает праздное любопытство, а не поклонение.

Тело вождя большевиков Владимира Ленина забальзамировано и хранится в мавзолее на Красной площади в центре Москвы. Вопрос о возможности его захоронения вновь активно обсуждался в 100-летнюю годовщину Октябрьской революции.

По данным социологов, это предложение делит россиян напополам. Осенний опрос "Левада-центра" показал, что за и против захоронения выступает ровно по 41% опрошенных.

© Новости России, 22 января 2018 г., 11:15

И тьма над бездною

Добавлено: 02 фев 2018, 12:36
FontCity
Епископ РПЦ отказался голосовать за Путина, назвав его "тьмой"

Настоятель Богоявленского собора города Ишима Тюменской области епископ Евтихий (Курочкин) считает Путина представителем тьмы.

Изображение

Епископ Евтихий (Курочкин) написал на своей странице «ВКонтакте», что не будет голосовать за Путина на предстоящих выборах.

Также священнослужитель отметил, что никому этого делать не советует. «Новая газета» пишет, что о. Евтихий, который является бывшим викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский», стал первым действующим епископом РПЦ, который призвал население не поддерживать президента РФ на выборах.

Изображение
Совсем недавно я выразил публично свое сожаление о том, что возникло препятствие в моём желании голосовать за Путина. Препятствие заключалось в том, что Владимир Владимирович сделал весьма ехидное замечание в адрес Петра Аркадиевича Столыпина: „Знаем, знаем — и "столыпинские" вагоны и "столыпинские" галстуки“. Это была развязная, вероломная реанимация большевицкого клише, изобретенного масонами, антидержавного и прозрачно — ложного", - написал епископ в соцсети.
Он признался, что надеялся на извинения "за те безответственные слова". Однако этого не случилось.
Но прочёл вместо того кощунственнейшие слова: "Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, что в христианстве нет такой традиции, ну как же нет, в Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи", - продолжает Евтихий.
Эти слова Путина вызвали у епископа недовольство. Священнослужитель заявил, что не собирается "голосовать за тьму" или кому-то советовать сделать это.
Если то, что вы считаете в себе светом — есть тьма, то какова же ваша тьма?!“ — Слова Христа. И пойду, вопреки Христу, голосовать за тьму или кому-то посоветую это сделать?! Нет, нет и нет!», - отмечает священнослужитель.
Как отмечает издание, Евтихий имеет довольно неординарную биографию. В 1980-е он стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ. Однако после конфликта с руководством он присоединился к появившимся после развала СССР приходам Русской Зарубежной церкви, где получил сан епископа Ишимского и Сибирского. За раскол Евтихий даже был запрещен в служении епископом РПЦ Антонием Тобольским и Тюменским.

В 2000-е принял активное участие в "воссоединении" двух церквей, которое инициировал президент Путин. В 2007 году в качестве награды за свои труды Евтихий получил звание викария патриарха и титулярную Домодедовскую кафедру. В 2012-м ушел на покой и получил синекуру в виде родного Богоявленского собора в Ишиме.


© День онлайн, 23.01.2018 08:45

Пятидесятники за Путина

Добавлено: 09 мар 2018, 09:43
FontCity
Изображение

Епископ Сергей Ряховский: «Президент показал себя достойным защитником страны»

Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) по официальному приглашению от руководителя Администрации Президента РФ Антона Вайно присутствовал на совместном заседании палат Федерального собрания РФ, где Президент РФ Владимир Путин обратился с президентским посланием. По окончании епископ поделился своим впечатлением от речи главы государства:

«Как всегда, это было сильное и программное послание Президента, где были затронуты и внутренние вопросы, и международный аспект развития страны. Как епископ протестантской церкви хотел бы выделить несколько особенно важных для меня моментов, затронутых главой государства. Прежде всего, это волонтерство. Собственно, само Священное Писание учит христиан быть активными и ответственными гражданами, заботиться о благосостоянии города, где Господь даровал жить. И прихожанами наших церквей создано большое количество благотворительных и социально-ориентированных НКО как в сфере реабилитации нарко- и алкозависимых, так и другой направленности.

Изображение

За этим признанием важности волонтерства на государственном уровне стоит определенный путь, который проделали в общественной жизни и общественном сознании многочисленные НКО, доказывая чиновникам на всех уровнях важность и полезность своей деятельности. Также нельзя не упомянуть вклад Общественной палаты РФ, которая всеми силами способствовала выходу российских НКО на новый уровень и подняла тему добровольчества на государственный уровень. Ответственное гражданское общественно основано на волонтерстве и активной общественной позиции. Мы шли к этому признанию важности волонтерской деятельности многие годы, и то, что сейчас эта тема стала частью президентского послания, является важным посылом для администраций всех уровней в субъектах федерации. Понятно, что одного выступления Президента в этом вопросе недостаточно, но, как говорится, «дорогу осилит идущий», и я уверен, со временем именно волонтеры и представители НКО будут осуществлять значительную часть социальной работы в нашей стране. С другой стороны, вырастить, воспитать ответственных граждан, людей не на словах, а на деле обеспокоенных судьбой страны, судьбой своего города, судьбой тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации – это задача, в том числе и Церкви.

Изображение

Также хочу отметить, что в самом начале своей речи Президент говорил о важности и ценности каждого отдельного человека для того, чтобы страна была успешной на протяжении поколений. И понятно, что успешная страна не может быть без серьезного духовно-нравственного фундамента, который формируют и поддерживают в обществе, прежде всего, религиозные организации. Собственно, Президент и отметил, что именно культурные, нравственные, духовные ценности делают россиян единым народом.

Не менее важно отметить, что серьезное место в послании Президента заняла и борьба с бедностью, причем речь шла не только о необходимости увеличивать пенсии и зарплаты бюджетникам, но и о том, чтобы осуществлять крупные инфраструктурные проекты, дающие и прибыль, и рабочие места, чтобы облегчалась нагрузка на малый и средний бизнес со стороны контролирующих органов, о необходимости развивать высокотехнологичные отрасли и городскую среду. Говоря о жизни россиян, Президент затронул тему здравоохранения и с точки зрения работников этой сферы, и с точки зрения граждан. Также важная часть – это жилищный вопрос. Здесь помимо увеличения объемов вводимого в строй жилья, важны и ставка на ипотечные кредиты, и, особенно, ситуация с долевым строительством. Будучи членом Общественной палаты РФ, я не раз сталкивался с ситуациями, когда по вине недобросовестных застройщиков без денег и квартир оказывались обычные люди. И предложения Президента перенести риски с людей на банки и строителей считаю абсолютно правильным. Разумеется, Россия не должна отделять себя от мировой экономики, это неправильно и неконструктивно.

Если говорить о второй части послания Президента, которое было посвящено достижениям оборонно-промышленного комплекса, то я смотрел на неё с точки зрения тринадцатой главы послания апостола Павла к римлянам. Там написано, что начальник – Божий слуга, который «не напрасно носит меч», но является отмстителем «в наказание делающему злое». Защищать свой народ, предпринимать все необходимое для того, чтобы никакая агрессия даже не состоялась, является частью обязанностей главы государства. Можно сожалеть о том, что современная реальность мировых отношений такова, что почти половину своей речи глава государства посвятил вопросам обороны страны, но с другой стороны, все мы понимаем, что это часть современной международной дипломатии. Иметь меч для защиты своего народа – прямая обязанность хорошего руководителя страны, и в этом аспекте Президент показал себя достойно».

Изображение

Епископ Сергей Ряховский вместе с другими представителями традиционных религий страны уже неоднократно приглашался на презентацию посланий главы государства к Федеральному собранию РФ. В этом году Президент выступил с посланием не в Георгиевском зале Кремля, а в Большом Манеже.

Оглашение президентом РФ Послания Федеральному собранию РФ предусмотрено Конституцией РФ. В этом обращении Президент традиционно излагает свою оценку положения дел в стране и видение основных направлений развития на ближайший год и на перспективу.

© Пресс-служба РОСХВЕ, 01.03.2018
© Фото пресс-службы Президента РФ

Молитесь за начальствующих

Добавлено: 22 мар 2018, 17:45
FontCity
Епископ Сергей Ряховский поздравил избранного Президента РФ Владимира Путина

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Поздравляю Вас с абсолютно заслуженным избранием на пост Президента Российской Федерации!

Сегодня страна проходит редкий период в истории, когда её руководитель имеет колоссальный кредит доверия от граждан. Причем доверие это основано не на яркой предвыборной программе и красивых обещаниях, а, прежде всего, связано с высокой оценкой большого объема проделанной ранее работы.

Сегодня Россия – это единое, сильное и продолжающее развиваться государство, твердо занимающее четкую и внятную позицию на международной арене. И Ваша заслуга в таком положении дел очевидна и несомненна. Как протестантский епископ не могу не отметить Вашу приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям. Как справедливо написал в свое время Николай Карамзин: «Государству для его безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество».

Со своей стороны, евангельские христиане России не только молились в эти дни о том, чтобы выборы главы государства прошли в мире и согласии, и Господь хранил от провокаций и террористических актов, но и сами показали пример гражданской активности, приняв участие в выборах по всей стране и за её пределами. В соответствии со Священным Писанием мы будем продолжать молитвенно поддерживать Вас на этом нелегком и ответственном поприще.

Да благословит и укрепит Вас Господь!

С уважением и молитвой о Вас,
Начальствующий епископ
Сергей Ряховский

© РОСХВЕ, 19.03.2018

Кредит доверия

Добавлено: 22 мар 2018, 17:49
FontCity
Ряховский в очередной раз подлизал власти. "Большой объём проделанной работы" - это оккупация Крыма, война на Донбассе и в Сирии?

"... Сегодня страна проходит редкий период в истории, когда её руководитель имеет колоссальный кредит доверия от граждан. Причем доверие это основано не на яркой предвыборной программе и красивых обещаниях, а, прежде всего, связано с высокой оценкой большого объема проделанной ранее работы".

© Misanthropic Church, 21.03.2018 в 14:42

Священник о лицемерии правителя и скомороха

Добавлено: 28 июн 2018, 09:11
FontCity


Настоятель храма святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Евгений Соколов раскритиковал президента Владимира Путина и режиссера, ведущего «Бесогона» Никиту Михалкова за «запредельное лицемерие».

© ПОЛИТИКА СЕГОДНЯ, 27 июня 2018 г.

Современная форма лицемерия

Добавлено: 28 июн 2018, 09:16
FontCity


Большая редкость в наше время - мудрый служитель церкви, который не боится говорить правду

© Усы Пескова, 27 июн. 2018 г.

Как молиться за Президента

Добавлено: 28 июн 2018, 09:19
FontCity


Многие граждане России хотели бы поддержать своей молитвою нашего президента Владимира Владимировича Путина, но не знают, как это сделать. Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж" от 29 ноября 2014 года содержит ответ протоиерея Димитрия Смирнова, данный на вопрос патриотически настроенной слушательницы передачи. Отец Димитрий не только объясняет, но и показывает, как должен поступать благочестивый православный христианин для молитвенной помощи руководителю нашего государства.

© Всеволод, 9 дек. 2014 г.

Рабы Божии - рабы государевы

Добавлено: 10 июл 2018, 10:47
Holy Scripture
О потерянном рабстве и рыночной свободе

Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) – это то, что мы разучились быть рабами. Христианство – это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология – это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек – это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства. Как диссонирует для его уха обращение к священноначалию «Святый Владыко», «Ваше Высокопреосвященство», «Ваше Святейшество», «ис полла эти Деспота» (многолетие епископу), а тем более постоянное именование христианами себя в молитвах «рабами Божьими». Что стоит за понятием «рабство Божие», нам раскрывает Евангелие. Раб ничего не имеет своего. Он живет только милостью своего Господина, Который, «посчитавшись» с ним, находит его либо добрым рабом, исполняющим Его повеления и достойным еще большей милости от своего Владыки, либо лукавым и ленивым, достойным строгого взыскания. Рабство Божие лишает христиан даже привязанности к самым близким – мужу, жене, родителям, детям. Они не наши – они тоже рабы нашего Господа. И наш Хозяин требует быть привязанным только к Нему и быть готовым в любой момент без сожаления разлучиться не только с самыми дорогими людьми, но и с самой жизнью, которая принадлежит, не рабу, а всецело Богу.

Изображение

И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий – значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий – значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского. Первоверховный апостол Петр так наставляет христиан «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… как рабы Божии» и далее по тексту: «Рабы, со всяким страхом повинуйтесь владыкам, не только благим и кротким, но и строптивым. Ибо то угодно Богу, если кто, совести ради Божия, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет. 2, 13-21).Ему вторит святой апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». И угрожает, что всякий «противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13, 1-2). В другом месте апостол Павел дает следующее наставление: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом… как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам» (Еф. 6,5-6). И это относилось не только к тем, кто был рабом по своему социальному положению. Наш Господь повелел всякому христианину в земной жизни стремиться преуспевать именно в рабстве, если мы хотим получить первенство от Него: «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27).

Что же касается свободы во Христе, то она освобождает христиан не от рабства человеческого, а от греха: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 31-34). Более того, эта христианская свобода обязывает каждого христианина не из страха, а с любовью рабствовать (по ц.-сл. «работать») ближним: «К свободе призваны вы, братия… но любовью работайте друг другу» (Гал. 5, 13).

Итак, наши критики правы – мы очень удобная религия для государства. Поэтому христианство и созидало великие империи. Ибо только православные рабы способны на великий подвиг самопожертвования во время войны и мира. Даже СССР смог восстановиться в пределах Российской империи, только благодаря потенциалу рабской психологии, еще по инерции сохранявшейся от Православия на подсознательном уровне в русском народе.

Сегодня Россия вновь мечтает о великодержавности. Но для православного сознания историческое Российское величие основывалась исключительно на трех китах: Православие, Самодержавие, Народность. Святитель Феофан Затворник в свое время пророчески говорил, что, «когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским». Однако следует добавить, что эти начала могут жить исключительно в народе – рабе Божьем. Именно в рабском служении русского народа Богу, Его Церкви, Его помазанникам, царям и архиереям, кроется тайна величия исторической России. Но где найдешь сегодня даже лукавых рабов? Мы, называющие себя православными, представить себе не можем, насколько мы разные по мировосприятию с верноподданными нашими предками. И разница кроется в том, что из нас революционеры-демократы всё же по капле окончательно выдавили рабское сознание. В нас настолько вдолбили, что рабы не мы и мы не рабы, что самая суть христианства для нас стала чуждой. С отречением от Самодержавия мы отреклись от принципа, что всякая власть от Бога и провозгласили, что власть от народа. С установлением «народной» власти мы присвоили себе землю, недра и вообще всё благосостояние нашего «народного государства», возомнив, что это не Бог даровал нам землю, а наши доблестные предки завоевали себе место под солнцем. А затем, в эпоху перестройки и приватизации, мы пришли к «очевидной» вещи: государственно-народное – значит ничье и утвердили примат частной собственности. Каждый почувствовал себя хозяином жизни в той мере, насколько распространялась его частная собственность. В результате новые буржуа, которые гордо стали именовать себя «средним классом», ратуют за «стабильность», связанную с незыблемостью «приватизации», а обделенные массы пролетариата требуют национализации, тайно лелея надежду на новый передел в духе булгаковского Шарикова. Цикл перерождения русского народа-раба через горнила советского и постсоветского общества в нового «свободного» человека эпохи рынка – человека-потребителя – завершился. И это общество мнящих себя «не тварью дрожащей, а право имеющим», в большинстве своем дерзают называться «русским народом» и «православными христианами».

Но человек эпохи всеобщего потребления не способен на великодержавность своих предков, так как в государстве видит не образ Царства Небесного, а гаранта реализации своих потребительских прав на свободу, равенство и братство. Государство для него тем милее, чем более оно позволяет ему удовлетворять свой потребительский спрос и чем менее связывает его обязанностями и ограничениями. Не сильной армией ныне определяется благополучие государства, а количеством банков с низкой кредитной ставкой и маленькими налогами. Интересы государства – это не интересы человека потребителя. Государство для него – необходимое зло. Необходимое – потому что дает пенсию и социальные льготы. Зло – потому что забирает кровное его – налоги и коммунальные платежи. Ресурсы и средства производства в сознании потребителя принадлежит народу (т.е. ему), а государство паразитирует на всем этом. У человека- потребителя нет патриотизма по отношению к государству. То, что называется сегодня патриотизмом, – это форма без содержания. Наш патриотизм нынче приятен и не напряжен. Нас объединяет в патриотическом порыве не общность истории и происхождения и, тем более, не государство и вера. Всё это нас скорее разъединяет. Нас объединяют спортивные зрелища и телевизор. Патриотичным у нас считается болеть за свою футбольную команду или переживать за выступления нашей сборной на Олимпийских играх. Легко и приятно быть патриотом, сидя с бутылкой пива и поп-кормом у телевизора или на трибунах стадиона.

Единственное, где человек потребления готов рисковать, жертвовать и убивать – это в борьбе с врагами своего светлого комфортабельного будущего. Ради этого толпа обывателей готова даже стать революционерами, хотя и революции в обществе потребления совершаются исключительно за деньги и за обещания доступности еще больших благ. Украинцы ради обещанного европейского рая скакали в революционном угаре на майдане и расстреливали мирное население на Донбассе. В России грозят национальной революцией и громят нацменов из-за страха, что они забирают рабочие места.

Изображение

Не так относились к государству рабы Божии. Для них государство – это то, что принадлежит Государю, Царю. Царская власть от Бога и царь, как Божий помазанник, является источником благосостояния державы: «Царь дает тебе монету, ознаменованную его властию… Царь дает тебе закон и управление… Царь дает тебе суд и правду… Царь доставляет тебе общественную тишину и безопасность от врагов…» (святитель Филарет Московский (Дроздов)). Служба государству, служба Богу. Плата налогов государству – заповедь Божия («кесарю кесарево»)[1]. Раб не живет платой за свою службу и работу, он живет милостью со стороны Государя и надеждой на Царство Небесное. Его обязанность перед Богом – отдать свою жизнь за Веру, Царя и Отечество, будь то на войне или в мирное время.

Когда западная пропаганда критикует современных русских за рабское сознание – не верьте, мы уже такие же до мозга костей демократичные, как и они, начиная от либералов и кончая православными монархистами. В нашем обществе, точно так же как и в западном, безраздельно властвует «одномерный» человек потребления.

Для этого достаточно посмотреть на наше отношение к властям – от начальника на работе до Президента в миру или от священника до Патриарха в Церкви. Оно сугубо потребительское. Везде мы ропщем, везде мы недовольны, везде мы обижены. Если евангельский Царь считается со своими рабами, как со своими должниками, то мы предъявляем счета властям, как бесконечно нам обязанным своей властью.

Если даже на словах мы ненавидим демократический строй Российской Федерации, то на деле только на него мы и согласны. Потому что наше сознание потребителя может чувствовать себя свободным только тогда, когда выбирает. Выбор товара – вот наша свобода. А демократия для нас – это рынок, где мы выбираем власть, как товар в магазине. И, как в магазине, покупатель всегда прав, так и на выборах – прав всегда избиратель. Не дай Бог, кому-нибудь заикнуться, что всякая власть от Бога, или хотя бы попущена Богом за наши грехи, он нарвется на бурю негодования, как справа, так и слева. Ведь как может власть «воров и бандитов» быть от Бога? И без толку говорить, что это самая что ни на есть власть народная. Тут же объявят, что никто эту власть не выбирал, а выборы были сфабрикованы. Иначе и быть не может. Народ у нас мудрый. Голос народа у нас – голос Божий. А народ-бог не может ошибаться, его могут только обмануть… Поэтому сколько бы ни ругали продажность властей, сколько бы ни желали для России «нового Сталина» или «царя батюшки», никто из сторонников «сильной власти» на деле не согласится отказаться от демократии. Ведь все апеллируют к народу, которому «демократические выборы» позволяют постоянно ощущать себя не рабом государства, а хозяином, и всегда дают ответ на извечные русские вопросы «что делать?» (это все новые и новые прожекты в предвыборных программах партий) и «кто виноват?» (это нынешнее правительство, обманувшее народ).

Теперь зададимся вопросом: а выберет ли наш народ демократическим путем Господа нашего Иисуса Христа, который призывает каждого к несению своего креста, к скорбям и даже смерти за Него? Скорее, мы в очередной раз услышим: «Распни, распни Его!». Потому что христианские скорбь и крест – это удел рабской жизни. В то время, как свобода для человека-потребителя – это всеобщее право на человеческое комфортабельное счастье. Вот и подменяет современный homo sapiensверу в Бога верой в права человека, где он, а не Бог, мерило всех вещей. Бог Царь ему не нужен – ему нужен Бог демократ, которого можно выбирать, как и всякую власть на демократическом рынке.

Рабы не выбирают. Рабы Господина принимают. Епископа не выбирают – его принимают от Бога. И Царя не выбирают – его принимают от Бога (в таком смысле и понималось избрание на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 г., который, согласно «Утвержденной грамоте», именовался «Богоизбранным Царем»). Только для рабского сознания действует новозаветный принцип, что всякая власть от Бога, и только христианское рабское служение власти может стать той почвой, на которой возродится Самодержавие. Святитель Николай Сербский говорил, что хороший Царь не тот, который должен народу, а которому должен народ. Не Царь был обязан народу, а народ, как раб, чувствовал себя обязанным Царю, который для него был Образом Царя Небесного (свят. Димитрий Ростовский). В православной России благосостояние измерялось не потребительским раем для обывателя, а государственной мощью царства и святостью Церкви. Чем сильнее царское войско, чем больше храмов и монастырей в стране, тем благополучнее считается царствование монарха, и тем ближе к Небу на земле ощущают себя верноподданные рабы Божии. Раб Божий не ищет наград земных, он ищет благ небесных. Путь земной для христианина-раба – это путь Креста и скорбей. И какое бы место в обществе раб Божий ни занимал – от царя до холопа и от патриарха до монаха – всё это лишь место скорбей. Скорбями не наслаждаются – ими спасаются.

Некоторые могут возразить, что «власть от Бога» – это исключительно царская власть. Однако, наш современник-потребитель, который привык, что ему все должны, будет и монарху предъявлять претензии, как сегодня предъявляет эти претензии к реальной богопомазанной власти – священноначалию.

Когда сегодня заходит вопрос о Церкви, то тут же всплывает вопрос о финансах. Относительно светского общества, где все ценности сегодня измеряются деньгами, это понятно. Но почему нас, современных христиан, так эти вопросы задевают за живое? Почему нас самих, православных, так раздражает благосостояние духовных отцов? Наверное, потому, что «отцами» мы их называем по старинке, соблюдая этикет. Реально, не отцов мы в них хотим видеть, а лакеев собственных «духовных» потребностей. А лакеям негоже ездить на машинах, им нужно ходить пешком, или, по крайней мере, для пущей важности ездить на ослах. А сколько было сказано, что храмы превратились в дома торговли требами, свечами, иконами и прочими «духовными товарами»… Но это не священники вдруг стали торговцами. А это современные христиане превратились из рабов Божиих в религиозных потребителей. А спрос, как известно, определяет предложение. Потребитель-христианин не может жертвовать, а тем более давать милостыню. Это всё противоречит товарно-денежным отношениям. Пожертвовать – значит отдать должное, но должниками являются рабы, а потребитель – он не раб. Человек рынка может чувствовать должником себя только перед банком, но не перед Богом. Дать же просто милостыню – значит наступить на горло своей жадности. А жадность – это душа и плоть рыночной экономики. Кто пытался убрать в храме ценники, тот меня поймет. О, как часто приходилось слышать требования назвать конкретную стоимость требы или свечки, вплоть до ухода в другой храм. Христианин-потребитель может только покупать или просто бесплатно брать. Это ему и проще и уютнее. Он заплатил и теперь может требовать качественного обслуживания, а в случае чего может упрекать церковников в жадности и безбожии. Ну а бесплатная раздача в храме, например, иконок – это в глазах наших современников лишь супер-акция по завлечению покупателей, и христианин-потребитель здесь не чувствует ущемления своей совести, что берет бесплатно и ничего не жертвует взамен. Ну что говорить о прихожанах, когда священники тоже являются детьми своей эпохи и тоже начинают смотреть на Церковь, как на источник доходов. О, сколько раз можно было слышать от братьев-сослужителей ропот на священноначалие за «налоги» и «поборы». Это тоже показатель отсутствия Божьего рабствования. Ведь архиерей хозяин прихода, а не священник и прихожане. Бог преподает нам свое благословение через архиереев. Священнодействия действительны благодаря правящему епископу, а не личному благочестию священника. Это мы питаемся от милостей Владыки, а не Владыка от наших налогов. Мы обязаны отдавать ему все, и с благодарностью довольствоваться тем, что он нам даст от своей милости. Когда архиерей посещает приход, мы должны «поспешить» отдать последнее, чтобы достойно встретить в лице епископа самого Спасителя. Подобно той вдовице, которая «поспешила» приготовить последнее, в ущерб себе и своим детям, дабы принять пророка Божьего Илию. В этой «поспешности» встретить человека Божьего, а тем более образ Самого Бога в лице архиерея, и проявляется, согласно святителю Иоанну Златоусту, наша добродетель и богоугождение. Кто же восполнит нам наши убытки? А Кто всегда их восполнял? Кто напитал вдовицу, принявшую пророка Илию, Тот и нам через благословение архиерея подаст все необходимое. Если мы в эту истину не верим, то верующие ли мы?

Если для нас, православных, священноначалие есть образ Божий, если мы в его власти чтим власть Самого Христа, то как мы можем требовать отчета от архиерея, которого именуем Владыкой из-за власти «вязать и решить» нашу посмертную участь? Разве раб может требовать отчета от Царя? Мы всё время боимся, что священноначалие нас может обмануть или предать. Но разве не свидетельствует эта подозрительность о нашем неверии, что Бог в Церкви? Как не может быть тело без главы, так и не может быть Церковь без Бога. А епископская власть для Церкви, согласно нашей вере, имеет такое же значение, как «дыхание для человека и солнце – для мира»[2]. Видеть в священноначалии источник бед для Церкви – значит упрекать Святаго Духа, что Он поставляет нам недостойных епископов. Апостолы не посмели упрекнуть Господа за выбор Иуды Искариота, зная, что он вор. Мы же смеем считать себя умнее Бога, рассуждая о недостоинствах наших архиереев. Формально никто из нас не скажет, что мы за демократическое преобразование церковного строя, но фактически, как либералы, так и консерваторы в Церкви выступают единым фронтом за необходимость контроля и «ограничения произвола» первосвященников. Как будто мы все забыли, что пределы власти епископа в Церкви определяет только Христос.

Рабское сознание дает возможность нам правильно относиться и к часам Патриарха (если таковые вообще существовали), и к дорогим иномаркам священноначалия. Для раба престиж Господина – это его личный престиж. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел). О горе Сербии! О унижение для всего Православия, когда князь Церкви страны, именующей себя православной, пользуется общественным транспортом. Суть доступности Патриарха и вообще архиереев не в том, что его можно подкараулить по дороге в храм или лично написать письмо на его электронный ящик, а в возможности участия в архиерейском Богослужении, где епископ возносит за всех нас свои молитвы.

Таким должно быть наше отношение к властям, если мы христиане; так мы должны мыслить, ибо так вели себя и мыслили истинные рабы Божии святые угодники, на которых мы призваны равняться. Именно в оскудении рабства Божия причина упадка нашей личной веры и религиозности нашего народа. Отсюда так много разочарований и безответных молитв. Отсюда так мало чудес и много лжестарцев…

Но разве не было патриархов и царей еретиков, архиерейских лжесоборов, безбожных современных правителей, как, например, сейчас на Украине? Конечно были, есть и будут. Как к ним относиться и им рабски повиноваться, мы можем видеть на примере житий мучеников. Они занимали различные социальные статусы в империи – от раба до военачальника и сенатора – и добросовестно исполняли свои общественные обязанности, почитая власть каждый на своем месте. Но это длилось до тех пор, пока повеления начальствующих над ними не касались вопросов их веры. Тогда они отбрасывали все свои статусы и привилегии и шли на мученичество, обличая безбожие царей и властителей. Так и мы должны слушаться и почитать наших начальствующих, правителей, священноначалие до тех пор, пока их повеления нас не склоняют к отступничеству, ереси и греху. Потому что мы, как рабы Божии, проявляем послушание властям ради Бога, а не ради самих властей.

Но загвоздка еще заключается в том, что наша вера – это не законническая религия. Каким властям мы должны быть покорны, а каким нет, определяет Бог. А Его волю может ведать только тот, кто совершенно не имеет своей воли, тот, кто стал истинным рабом Бога. Почему, например, с гитлеровскими властями, открывающими храмы, следовало бороться, а атеистическую советскую власть защищать на фронтах ценой своей жизни? Ведь большевистская власть тоже была оккупантом, свергнувшим богопоставленную царскую власть? Ответ может быть только в извещении Божием, который могут ощутить лишь рабы Бога. Тогда еще не совсем потухла в русском народе Божья искра, и православные по зову совести, забыв кровные обиды, причиненные им от советской власти, стали сражаться за СССР как за самодержавную Россию.

Но современные христиане не в состоянии услышать голос Божий. Потому что они ищут не Божьего, они ищут своего. Кого нынче не хватает в Церкви? Тех, кто готов слушаться. Послушание – это добродетель рабов, которая дает возможность услышать Бога. Поэтому за истину может бороться только раб, всей жизнью отрекающийся от себя. Мы же считаем, что, прочитав несколько святоотеческих книг, становимся способными распознавать истину своим своевольным непослушным умом. На деле же часто оказывается, что мы защищаем лишь свое высокоумие, прикрытое святыми Отцами, как сектанты прикрываются Библией.

Для того чтобы постичь истину, мы должны перестать «включать мозги» и начать на деле себя мнить ничем и звать никем. Одним словом, мы должны взращивать в себе раба. Путь к рабству Божьему лежит через рабствование человеку: детей – родителям, жены – мужу, христианина – священноначалию, гражданина – государству со всеми чиновниками и силовиками, включая Президента. Перефразируя слова апостола о любви, можно сказать так: «Как ты дерзаешь себя называть рабом Бога, когда не научился быть рабом у человека?» Только воспитав в себе рабскую психологию, мы не только сможем возродить ту Россию, которую не сберегли, но и войти в Царство Небесное, куда закрыты двери для всех «свободных» не во Христе.




——————————————————————————————————

[1] Ср. «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13, 1-10)

[2] «Сообразно с мнением, издревле господствующим в Восточной Церкви, подтверждаем, что звание епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь не может называться Церковью, ни христианин – христианином... Мы полагаем, что епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце – для мира... Посему святой Иоанн Дамаскин в четвертом письме своем к Африканцам говорит, что Церковь Вселенская вообще вверена была епископам» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви ко всем православным христианам (1723 г.), член 10).


© Протоиерей Алексий Чаплин. Журнал «Благодатный огонь», 19.10.2016