Дело ли президента обустраивать церковь?


Дело ли президента обустраивать церковь?

Сообщение FontCity » 26 апр 2018, 16:09

Порошенко решил обратиться к Вселенскому патриархату о создании единой поместной церкви

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что хочет обратиться к Вселенскому патриархату с просьбой о предоставлении Киеву разрешения на создание единой поместной автокефальной церкви. Об этом он сообщил на встрече с председателями парламентских фракций.

«Есть совершенно необходимые ключевые элементы, которые должны обеспечить этот процесс. Первое, это обращение церковных иерархий. Хочу сообщить, что после моей встречи с патриархом Филаретом все епископы УПЦ Киевского патриархата поставили свои подписи, засвидетельствовали их в обращении к Вселенскому патриарху о предоставлении томасу новой украинской автокефальной православной церкви»,— приводит телеканал 112.Украина слова господина Порошенко. Он добавил, что архиепископы украинской автокефальной православной церкви также подписали обращение к Вселенскому патриарху и обращение к президенту.

Он выразил надежду, обращение также поддержит Рада. По словам Петра Порошенко, решение Синода вселенского патриарха о создании единой поместной автокефальной церкви на Украине может быть принято до 28 июля.

В настоящее время на территории Украины действуют три крупные православные церковные организации - Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). УПЦ МП ранее неоднократно сообщали о притеснении священнослужителей и захватов православных храмов.

Подробнее об истории конфликта и позициях враждующих церквей — в материале “Ъ” «Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине».

© КоммерсантЪ, 17.04.2018, 16:25
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Не дело политиков обустраивать церковь

Сообщение FontCity » 26 апр 2018, 16:12

Вот и все - 268 голосов в Верховной Раде. Порошенко протолкнул идею о единой поместной православной церкви в Украине.
Президент Порошенко, приравнял важность этого вопроса на уровень важности безвизового режима. Сказав, что этот вопрос перешёл из религиозной плоскости в геополитическую. Такое решение, по мнению Порошенко, ослабит влияние Кремля через русскую православную церковь, которая на Украине представлена в виде УПЦ МП.

Как патриот Украины я рад такому решению, как представитель гражданского общества, не понимаю, какое отношение президент и парламент имеет к религиозным вопросам? А как представитель Церкви, считаю, что ничего общего с церковью Иисуса Христа - эта шахматная партия не имеет.

Изображение
Изображение

© Сергей Косяк, 19 апреля в 15:58
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Истерика на российским ТВ

Сообщение FontCity » 28 апр 2018, 08:56

МЕДИАФРЕНИЯ - 252. ЦЕРКОВНЫЕ СТРАСТИ

... Отношение к Порошенко на украинском телеканале было принципиально иным. Он был приглашен как вполне заурядный эксперт по вопросу создания единой поместной церкви в Украине. Ведущий Вадим Карпьяк сходу задал ему главный вопрос о соответствии его визита к вселенскому патриарху Варфоломею - статье 35 Конституции Украины, закрепляющий светский характер власти. Порошенко вполне ожидаемо ответил, что вопросы, которые он обсуждал с церковными иерархами в Стамбуле «выходят далеко за пределы церковных вопросов, потому что речь идет о независимости Украины». Президент Украины ответил на вопросы и ушел, а программа продолжалась. То есть, глава государства не воспринимается в Украине как носитель сакральной власти и сакральной же истины. Позвали - пришел. Спросили - ответил. Ушел - продолжили разбираться без него. В этом Украина ближе к европейским странам, чем Россия. Я надеюсь дожить до того момента, когда смогу, наконец, критиковать украинские СМИ и украинских коллег. А пока только зафиксирую ту пропасть, которая выросла между ведущими российскими и украинскими СМИ в их отношении к власти.

Визит Порошенко в Стамбул и его встреча с патриархом Варфоломеем вызвала настоящую истерику на российских телеканалах. В «Воскресном вечере» от 22.04.18 об этом орали почти час. «Украина - теократическое государство! Порошенко хочет стать спецпатриархом!» - авторитетно заявил Кургинян. Украинский политолог Василь Вакаров попытался что-то объяснить российской публике, но его тут же прервала Елена Бондаренко, бывший депутат Верховной Рады. «Идиот!» - громогласно объявила Бондаренко, тыча рукой в политолога Вакарова. Соловьев попросил Бондаренко «не обзываться», но сделал это с такой поощряющей улыбкой, что Бандаренко еще несколько раз сообщила политологу Вакарову, что он - идиот, после чего Вакаров замолчал.

Больше всего церковный вопрос взволновал беглого украинского политика Игоря Маркова. «Это - религиозная война!! Вы захлебнетесь кровью!!!» - орал Марков, и было видно, каких трудов ему стоит сдерживаться, чтобы не приступить к боевым действиям прямо в студии «России-1». «Мы вашу погань всю повесим на столбах! Недолго вам осталось!» - вопил богомольный Марков на украинских экспертов Вакарова и Трюхана, которые пытались объяснить, почему в Украине есть люди, не согласные с тем, что церковь на их территории управляется из Москвы – столицы государства, напавшего на Украину и оккупировавшего часть ее территории.

«Когда ваша власть поймет, что Украина – отдельное государство, между нашими странами станет возможен диалог», - попытался найти свет в конце тоннеля украинской эксперт Трюхан. Но неуместные поиски света на российском телеканале были немедленно пресечены Соловьевым. «Вы - под бандеровским игом!» - рассказал Соловьев украинским экспертам. Видя, что украинские эксперты с этим не согласны, Соловьев внес коррективы: «Вы - бандеровские недобитки! И обязанность российского государства очистить землю от таких как вы!».

Я не думаю, что отношения между Украиной и Россией наладятся, как только из медийного пространства России исчезнет Соловьев. Это необходимое, но, видимо, недостаточное условие. Исчезновение из телевизора Соловьева и ему подобных может стать предвестником того, что в стране начались перемены к лучшему, а там уж как пойдет…

© Блог Игоря Яковенко, 24 апреля 2018 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Церковь и безопасность

Сообщение FontCity » 28 апр 2018, 08:59

Пётр Порошенко назвал основание Москвы ошибкой киевских князей

Президент Украины Пётр Порошенко назвал основание Москвы ошибкой киевских князей. Об этом он вскользь упомянул, когда говорил о необходимости создать независимую национальную церковь:

«На днях я написал официальное обращение к Вселенскому Патриарху с просьбой предоставить Томос об автокефалии Православной Церкви Украины - то есть грамоту о независимости Украинской церкви, если говорить на светском, мирском языке. И этот долгожданный Томос станет не только торжеством Православия, но и актом восстановления глубокой исторической справедливости. Именно из Царьграда пролился на нашу благословенную землю свет христианской веры… И уже потом мы поделились им с Залесьем, где древние киевские князья очень опрометчиво основали Москву».

Пётр Порошенко отметил, что независимость украинской церкви, - это вопрос национальной безопасности.

Формальная зависимость местного духовенства от Москвы часто вызывает недоумение, учитывая влияние, которое имеет российская власть на РПЦ МП. Об этом «Эху Москвы» сказал директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

При этом он отметил, что нельзя назвать украинскую церковью каким-либо инструментом российской власти для влияния на страну. Такой политический резонанс появляется из-за сегодняшних отношений между странами, - подчеркнул директор украинского Института глобальных стратегий.

© Эхо Москвы, 17:00, 19 апреля 2018
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Две церкви у одной печи

Сообщение FontCity » 21 май 2018, 09:15

Круговорот православных: как украинцы ищут себе церковь

"Это самозванцы!" Как на Украине уживаются две церкви Противостояние Московского и Киевского патриархатов православной церкви на Украине продолжается еще с начала 1990-х годов, но своего пика достигло после событий на Майдане и начала конфликта в Донбассе.
Сегодня священники жалуются на рейдерские захваты своих приходов и переходят из одной деноминации в другую, а власти Украины ожидают скорого объявления автономии украинской церкви.

Киев добивается признания своей православной церкви. Кому и зачем это нужно?
Что такое самоуправляемость Украинской православной церкви?

Би-би-си побывала в нескольких "горячих точках" на религиозной карте Украины и узнала, как прихожане и священники выбирают между двумя церквями и смогут ли они найти общий язык.


"За Путина мы не молимся"

"Если перейти с одной работы на другую, это для спасения души роли не играет, а вот если пойти в церковь одну или другую - играет роль для спасения", - говорит 35-летний отец Анатолий Василенко, настоятель храма в полесском селе Кожуховка в двух часах езды от Киева.

Изображение
После событий 2014 года церковное противостояние на Украине достигло пика
© Getty Images


Отец Анатолий шесть лет служил в Киевском патриархате, но в начале 2018 года неожиданно для своего духовного начальства и паствы решил перейти в каноническую церковь - Московский патриархат. Вместе с ним перешли и около десятка его прихожан.

Мы разговариваем со священнослужителем возле его нового храма, после того, как он вернулся с кладбища, где заново, по канонам Московского патриархата, отпевал человека, которого хоронил еще будучи служителем Киевского.

"Заново, конечно [человека], не выкапывал, но служил полный чин. И заново надо крестить людей, потому что все чины, все таинства [совершенные Киевским патриархатом] недействительны", - говорит Анатолий.

Изображение
Молодой священник отец Анатолий шесть лет прослужил в "расколе" перед тем, как перейти служить в Московский патриархат

Для отца Анатолия это уже третья деноминация. Самого его когда-то окрестили как католика. Он два года проучился в католической семинарии, но ушел оттуда, осознав, что обет безбрачия - не для него.

Священник вспоминает, что на момент, когда он решил стать православным, он не имел представления о различиях между патриархатами.

Сначала он пришел в каноническую церковь - в Киево-Печерскую лавру. "Со мной там поговорили небрежно", - вспоминает он впечатления от беседы. "А потом пошел в Киевский патриархат, и там со мной хорошо поговорили, вот и все. Человек идет туда, где с ним нормально разговаривают", - так теперь он описывает мотивы своего выбора, который сделал семь лет назад.

Накануне Рождества в 2018 году отец Анатолий прочитал книгу о валаамских старцах. Там рассказывалось об "ортодоксальном православии" - аскетическом образе жизни и строгом соблюдении церковных канонов.

Книга заставила его задуматься о своем церковном будущем. "Что если бы мне захотелось пойти в нормальный монастырь - Валаам, Соловки, Оптина пустынь - кем я был бы там? Я шесть лет служил священником, а, получается, (с точки зрения руководства "нормальных монастырей" - Би-би-си) был простым мирянином", - размышляет Анатолий.

В тот же вечер отец Анатолий позвонил знакомому в епархию Московского патриархата. Договориться о переходе удалось довольно быстро.

В церковь отца Анатолия в районном центре Коростене пообщаться с прихожанами даже приезжал местный епископ Московского патриархата. Позже это дало Киевскому патриархату основания обвинять священника в подготовке рейдерского захвата храма.

Сейчас отец Анатолий называет шесть лет своей службы Киевскому патриархату "расколом" и уверяет, что давно задумывался о переходе в Московский, но боялся, что его не примут.

"Раскольники думают, что москальские попы настроены против Украины, против нашей нации, но я посмотрел и понял, что все нормально", - размышляет о конфликте двух патриархатов отец Анатолий.

Сам он называет себя украинским патриотом и рассказывает, как в 2014 году ездил поддерживать Евромайдан. "Я за целостность государства, за государственный язык. За Путина мы не молимся, пускай в России за него молятся", - заявляет Анатолий.

Но духовенство Киевского патриархата он критикует как раз за "жесткие проявления национализма". "Если вы хотите спасать душу - вам в церковь, если хотите заниматься политикой - вам в Киевский патриархат", - говорит он.

Изображение
"Киевская" церковь, где раньше служил отец Анатолий

В Киевском патриархате, где шесть лет отслужил Анатолий, его вспоминают недобрым словом. Протоиерей Виталий Эйсмонт, новый настоятель его церкви в Коростене, обвиняет Анатолия в карьеризме - тот якобы постригся в монахи, потому что хотел стать епископом.

Сам отец Анатолий говорит, что связывает свое будущее с селом Кожуховка.

"Я отсюда ехать никуда не хочу. Я хочу возле своей хаты сад посадить, а чтобы увидеть первые результаты, надо лет десять ждать", - улыбается он.

"Да и вообще, лучше быть гонимым в святой церкви, чем на самом высоком месте на пути, который не ведет к спасению", - говорит теперь отец Анатолий.


"Каноны никто не отменял"

В сотнях километров от Кожуховки, в крупном, в основном, русскоязычном Запорожье живет другой отец Анатолий, который в начале года тоже сменил церковь, перейдя из Московского патриархата в Киевский.

Это случилось после того, как в Запорожье разразился громкий церковный скандал: священник Московского патриархата отказался отпевать погибшего двухлетнего мальчика, аргументировав это тем, что он крещен в неканоническом Киевском патриархате. Митрополит Запорожский УПЦ МП Лука поддержал этого священника, заявив, что "каноны никто не отменял".

После этого во многих городах Украины прошел стихийный флешмоб: люди несли детские игрушки к зданиям храмов этой церкви, а в украинской генпрокуратуре заявили, что будут расследовать действия священников МП как нарушение равноправия граждан в зависимости от их религиозных убеждений.

Митрополит Лука назвал этот скандал целенаправленной информационной атакой на каноническую церковь, но именно эти события подтолкнули 30-летнего отца Анатолия Ревтова к уходу из Московского патриархата.

"Эта история показала, что для архиереев писаное правило выше правила любви. Если бы такой всплеск не пошел, я бы и дальше боялся, потому что для священника очень страшно что-то поменять", - говорит он.

Изображение
Другой отец Анатолий из восточноукраинского Запорожья, наоборот, перешел в Киевский патриархат из Московского

Отец Анатолий вспоминает: еще несколько лет назад он был очень пророссийски настроен, выступал против Майдана и, будучи студентом Харьковской семинарии, хотел защищать от сноса тамошний памятник Ленину.

Но после смены власти стал читать книги об истории своей страны и начал ощущать себя украинцем.

Он повесил в своем храме на иконы рушники (украинские расшитые полотенца) и стал молиться за "Богом хранимую Украину нашу" вместо "Богом хранимой державы". После этого, как рассказывает Анатолий, "бабушки-прихожанки" назвали его националистом и сорвали рушники, заявив, что "так только в селе служат".

Инициатива отца Анатолия проводить хоть раз в неделю богослужения на украинском языке тоже не встретила одобрения его прихожан и коллег-священников. Несмотря на то, что украинский в церкви благословил митрополит Лука, оппоненты отца Анатолия выступили против: мол, на этом языке богослужения проводят раскольники в Киевском патриархате.

"Но самые серьезные проблемы у меня начались после того, как я написал в "Фейсбуке", что епископат МП - это легион демонов, который ненавидит Украину украинскую и хочет видеть Украину русскую", - говорит отец Анатолий.

После этого священника обвинили в "неуважении к священноначалию, произволе при осуществлении пастырского служения и публикации мыслей, приводящих к раздору и порочащих образ Матери-Церкви", и запретили в священнослужении. Переход в Киевский патриархат для него стал делом времени.

"Церкви поделены по национальности, как бы мы этого не хотели. Я бы хотел, чтобы в Украине была украинская церковь, чтобы служить на украинском и открыто говорить, что церковь поддерживает государство, в котором я живу. Хочу, чтобы в моей церкви были рушники, чтобы были национальные традиции, чтобы люди ходили в храм в вышиванках и на них не смотрели как на бандеровцев", - улыбается отец Анатолий.

О священниках своей бывшей церкви он говорит так: там есть много людей, которые имеют политические взгляды, но "все боятся открыть рот и потерять свой приход". В Киевском патриархате же, по словам Анатолия, служат больше молодых людей, воспитанных уже независимой Украиной и не боящихся потерять сан за свои убеждения.

Бывший "начальник" отца Анатолия, митрополит Лука говорит, что служить по-украински ему никто не запрещал, а Запорожская епархия - вообще единственная в Московском патриархате, где литургию перевели на государственный язык.

Изображение
Митрополит Запорожский УПЦ МП Лука говорит, что никто не запрещает его священникам свершать богослужения по-украински
© UNIAN


"Священник может уйти, только если его митрополит впал в ересь или раскол и был осужден собором. Я хочу спросить, где я впал в ересь или раскол?" - спрашивает митрополит.

Консерватор в вопросах следования церковным традициям, Лука убежден, что существующие уже тысячи лет каноны менять нельзя ни в коем случае.

Поэтому, несмотря на имиджевые потери Московского патриархата на Украине после случая с отпеванием мальчика, он все еще защищает священника, отказавшегося проводить обряд, и нетерпимо комментирует исход священников.

"Человеческий эпителий, который отпал, не является человеком. Так и шелуха, которая отпала от церкви, не есть церковь", - лаконично описывает Лука, медик по образованию, свое отношение к Киевскому патриархату.


Между Москвой и Константинополем

Конфронтации между двумя крупнейшими православными церквями Украины - Московским и Киевским патриархатами - уже больше четверти века.

В 1990 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II даровал украинской церкви статус самоуправляемой, но она все равно осталась частью Русской православной церкви.

Спустя два года на Архиерейском соборе (высшем органе церковного управления) бывший тогда главой Украинской православной церкви митрополит Филарет был лишен сана за "шантаж и клятвопреступление". По словам некоторых архиереев РПЦ, он подговорил украинских митрополитов поддержать провозглашение независимости Украинской церкви в 1991 году.

Филарет отказался признавать вину, и спустя год при поддержке светских властей провозгласил создание отдельного от Москвы Киевского патриархата. В 1995 году он стал патриархом Киевской церкви, а еще через два года его предали анафеме в РПЦ.

После событий 2014 года Филарет стал часто высказывать проукраинскую позицию и называть Россию "агрессором". Архиереи Московского патриархата в ответ обвиняют его в ереси и заигрывании с украинскими властями.

Изображение
Взгляды предстоятеля УПЦ МП митрополита Онуфрия (на фото слева) и главы УПЦ КП патриарха Филарета на пути преодоления церковного раскола на Украине отличаются
© UNIAN


В Киевском патриархате принято считать Московский патриархат "кремлевской церковью" и противниками независимости Украины, а также обвинять в симпатиях к сепаратистам. В Московском же патриархате оппонентов и вовсе не считают церковью: их называют раскольниками, которые потакают политикам.

Общин Московского патриархата на Украине больше - около 12 тысяч, а Киевского - около пяти тысяч, свидетельствуют данные украинского минкульта на начало 2018 года. Однако, по данным киевского Центра Разумкова, чуть меньше половины православных украинцев (43%) относят себя именно в Киевской церкви, а прихожанами Московского патриархата себя назвали около 20% верующих. Украинские социологи отмечают, что еще пять лет назад ситуация была совершенно противоположная. Московский патриархат заявляет, что эти данные некорректны.

Вопрос принадлежности к одному из патриархатов давно стал политическим - и не только потому, что сами священники связывают свой переход со своими политическими взглядами.

В апреле этого года президент Украины, Верховная Рада и иерархи непризнанных церквей обратились ко Вселенскому патриарху с просьбой признать каноничность независимой от Москвы части украинского православия.

Спикеры Киевской церкви говорят, что в случае, если патриарх Варфоломей ответит согласием на эту просьбу, из Московского патриархата могут выйти тысячи общин. В УПЦ МП утверждают, что такие оценки преждевременны и сомневаются, что какой-либо томос от Константинополя будет издан.

Российская светская власть также выступает против предоставления Киевскому патриархату независимости. "Вы знаете позицию Русской православной церкви, патриарха всея Руси по этому вопросу. И конечно, скажем так, какие-то действия, направленные на раскол церкви, вряд ли могут поддерживаться и вряд ли могут приветствоваться", - сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Изображение
В 2008 году на праздновании годовщины Крещения Руси в Киеве тысячи верующих УПЦ МП приветствовали Алексия ІІ как "своего патриарха"
© Getty Images


На бытовом уровне это противостояние выливается в конфликты вокруг храмов - особенно в небольших селах с одной церковью, но поделенной между двумя деноминациями общиной.

Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент утверждает, что на протяжении нескольких последних лет их оппонентами захвачено около 40 храмов. При этом в Киевском патриархате отказываются называть "переходы" храмов "захватами" и говорят, что только принимают в свои ряды общины, которые сами выбрали служение в их церкви.

Сколько священников на протяжении последних лет перешли из одного патриархата в другой, точно сказать невозможно - достоверной статистики по этому поводу просто не существует. Если в Киевском патриархате говорят, что за последние четыре года к ним перешли 80 общин Московского, то в самом Московском патриархате утверждают, что за три года их покинули всего пять общин.


Гаражная церковь

"О нашем селе уже можно книги писать и сериалы снимать", - сокрушается празднично одетая женщина, подметая пол в гараже, расположенном в селе Птича Ровенской области.

Стены гаража, в котором она наводит порядок, увешаны иконами в обрамлении вышитых рушников. В углу сооружен импровизированный алтарь. Несколько десятков постоянных посетителей этого помещения называют его "нашей Вифлеемской пещерой".

Изображение
Уже несколько лет прихожане УПЦ МП в Птиче проводят богослужения в гараже своего священника

Уже несколько лет гараж во дворе дома священника Николая Сысонюка используется не по назначению. Здесь совершают богослужения верующие Московского патриархата.

Конфликт между православными двух патриархатов начался осенью 2014 года, рассказывают местные жители. Тогда в селе провели опрос, который показал, что неканоническому Киевскому патриархату симпатизирует больше прихожан единственного в Птиче храма, нежели Московскому. Согласно результатам опроса, храм должен был перейти к прихожанам Киевской церкви.

Однако верные канонической церкви признавать результаты "референдума" отказались. Они заявили, что собственником храма по документам значится не сельская община, а Ровенская епархия МП, и отказались под каким-либо предлогом отдавать церковь "раскольникам".

После длившегося несколько недель противостояния возле стен храма "киевлянам" удалось прорваться внутрь, однако затем здание было арестовано решением суда и опечатано. Впрочем, конфликт в результате этого исчерпан не был: на протяжении следующих трех лет за закрытыми дверями храма по несколько раз оказывались представители обоих патриархатов. Практически каждый раз противостояние возле стен церкви сопровождалось потасовками или даже перекрытием жителями трассы Киев-Львов, которая проходит через село.

Вот и сегодня храм находится под арестом: Киевский патриархат пытается в суде оспорить право "конкурентов" на здание церкви. Возле него круглосуточно дежурят несколько экипажей полиции.

Прихожане Московского патриархата каждое воскресенье проводят богослужение в гараже священника рядом с опечатанной церковью. А прихожане Киевского собираются в модернизированной сторожке, расположенной по другую сторону от храма. Здороваются односельчане, принадлежащие к разным конфессиям, не всегда.

Изображение
Храм в Птиче стоит опечатанным уже несколько лет. Прихожане двух патриархатов не могут договориться, кому в нем служить


Взаимные обвинения

"Они наших коров на общее пастбище не пускают. Сосед отказывается соседу огород вспахать: обзывает сепаратистом. Ворота священнику калом обмазали. Старосте церкви камнем окно разбили", - наперебой жалуются на "раскольников" верные канонической церкви после воскресной службы.

Но "киевляне", выходящие после своего богослужения, в ответ на эти обвинения только посмеиваются.

"Ну, какой кал? Мы же в ХХІ веке живем все-таки. Они сами себе окна бьют, чтобы им потом дорогие, пластиковые поставили. Это они нашим письма с угрозами отправляют. А мне вон собаку отравили", - говорит один из них, плотный мужчина в вышиванке.

Как бы то ни было, соглашаются местные, конфликт за церковь разбил не одну семью в селе, а между двумя частями Птичи царит недоверие.

Изображение
Дом "каноничного" священника из Птичи. Во время сельских разборок недображелатели оставили на его стене надпись "Слава Украине, героям слава"

Верующие Московского патриархата обвиняют оппонентов в том, что на их стороне играет власть, а в моменты обострений в столкновениях возле церкви участвуют приезжие бойцы добровольческих батальонов и запрещенного в России "Правого сектора".

Прихожане Киевского патриархата эти обвинения отвергают и говорят, что это "москали" под видом семинаристов привозят к храму автобусы нездешних "титушек" в спортивных штанах под рясами.

"Мне кажется, если бы не эти приезжие, мы бы уже давно помирились", - говорит жительница Птичи Галина.

Напряжение между общинами возросло с началом конфликта в Донбассе: церковь Московского патриархата на Украине часто обвиняют в содействии сепаратистам. Однако священник этой конфессии из Птичи отец Николай утверждает: здесь возносят молитвы за украинское воинство и за местных жителей, воюющих на востоке страны.

Путей выхода из сложившейся в Птиче ситуации немного, признают местные жители, часть из которых после начала церковного конфликта вообще отказалась посещать богослужения обоих патриархатов.

Один из них - построить в селе вторую церковь.

"Пускай строят себе другой храм и там молятся, как хотят. А этот мы не отдадим, он за нами", - говорит пожилая прихожанка МП.

Изображение
Сторожка возле опечатанного храма, в которой служат прихожане Киевского патриархата

Однако это этой идеи не в восторге прихожане Киевской церкви.

"Эту церковь мои деды-прадеды строили, а сейчас я ее должен отдать? Не бывать этому. Мы уже столько пережили, переживем и больше, но московского попа тут не будет!" - убежден один из прихожан этой деноминации.

Большинство прихожан Киевской церкви считает, что единственным выходом из этой ситуации может стать использование храма двумя конфессиями по очереди.


Церковное сожительство

Проверить работоспособность такой модели церковного сожительства можно в 50 километрах от Птичи: в селе Бокийма тоже есть всего один храм, но там прихожане двух патриархатов еще с 1996 года как-то уживаются в одном здании.

"Мы используем храм по очереди: одно воскресенье он за верующими одной конфессии, другое - за другой. Праздники - Рождество, Пасха, например, - делятся: одни в храме с полудня, другие - с четырех часов дня. Если похороны или еще что-то, храм доступен любой конфессии. Конфликтов практически не возникает", - рассказывает Александр, староста здешней церкви от общины Киевского патриархата.

Старожилы вспоминают: к таким взаимоотношениям пришли не сразу. "Поначалу мне убийством угрожали, за бороду таскали, люди меня охраняли", - вспоминает отец Святослав, священник местной общины Московского патриархата.

В середине 90-х, когда модель сосуществования конфессий только налаживалась, график богослужений составлялся в присутствии секретаря сельсовета, а церковь закрывалась на два замка - открыть ее могли только представители двух патриархатов совместными усилиями. Со временем пришли к нынешней схеме использования храма.

Хотя и сегодня отношения между конфессиями сложно назвать дружескими.

[img]https://ichef.bbci.co.uk/news/624/cpsprodpb/1655F/production/_101578419_img_3602.jpg
Прихожане Московского патриархата из Бокиймы проводят службы на улице и летом, и зимой, и в дождь

"Вслух вам этого никто не скажет, но село поделено, конечно. Драться не деремся, но если какое-то застолье, люди, скажем так, расслабляются, и религиозный вопрос тут же всплывает", - говорит пенсионер Виталий, верующий Киевского патриархата.

В те воскресенья, когда храмом пользуются "киевляне", прихожане Московского патриархата проводят богослужения в беседке-часовенке на площади рядом с церковью.

На вопрос, бывают ли у них искушения пойти на богослужения Киевского патриархата в плохую погоду, пожилой мужчина возражает: "Нет-нет, только каноническая церковь. Я хочу, чтобы со мной все было хорошо после моей кончины".

Киевский патриархат служащие на улице величают самозванцами, безблагодатными и раскольниками. Каждое воскресенье, когда храм переходит к Московскому патриархату, священник заново освящает церковь.

"Мы с этим не то, чтобы свыклись, но стали к этому относиться проще. Мы же христиане все-таки, должны друг друга прощать. Вообще, весь секрет того, что у нас не дошло до такой ситуации, как в Птиче, - стремление найти взаимопонимание", - говорит священник Киевского патриархата отец Игорь.

Он рекомендует перейти к совместному использованию храма всем конфликтующим общинам Украины и шутит, что в его село за все годы никто не приехал для обмена опытом.

Впрочем, его коллега из Московского патриархата, отец Святослав, оптимизма не разделяет. "Я вам скажу так: когда в государстве тише, то и у нас тише. А если государство колотит, то и люди заводятся", - говорит он.

"Мне кажется, в Птиче лучше всего построить новый храм - совместными усилиями двух общин. Я бы, честно говоря, и здесь так бы сделал, но финансы не позволяют. Вы же видите: религиозный вопрос очень болезненный", - размышляет священник.


"Что до нас положено, то пусть лежит во веки"

Впрочем, не все православные украинцы выбирают свою сторону баррикад в этом церковном противостоянии. Для некоторых из них вражда между патриархатами стала поводом для личного разочарования в сложившемся церковном укладе Украины.

55-летний священник Игорь Савва из Запорожья в марте этого года ушел из Московского патриархата и до сих пор не присоединился к какой-либо христианской конфессии.

Отец Игорь вспоминает: в начале 90-х он пришел в церковь очень "идеалистически настроенным", но со временем понял, что его усилия "упираются в стену". По словам отца Игоря, он начал разочаровываться в церковной системе еще 20 лет назад. Больше всего ему не нравилось то, что священники не объясняют людям смысла службы и таинств.

"Человек приходит в церковь, как в музей: зашел, что-то сделали за иконостасом, и все", - жалуется священник. Он говорит, что иногда даже священники не понимают, зачем совершать те или иные действия: "Берет священник кадило и идет из одной двери в другую, и никто не знает, зачем это нужно".

Изображение
Игорь Савва вспоминает, что начал разочаровываться в церковной системе еще двадцать лет назад

"В нашей церкви есть заданная программа тупого охранительства. Что до нас положено, то пусть лежит во веки", - цитирует он протопопа Аввакума.

Во время Евромайдана священник, по его словам, не скрывавший свою "проукраинскую позицию" еще с 2004 года, подписывал обращение о ненасилии к участникам массовых акций в центре Киева. Позже - не гнушался политических тем в своем "Фейсбуке". Начал проводить молебны за воинов АТО и отказался поминать в ходе богослужения патриарха Кирилла. Вокруг отца Игоря собрался небольшой, но дружный приход - преимущественно из молодых людей.

"Мы становились все больше и больше бельмом на глазу с нашими убеждениями. Этот процесс ни к чему другому не мог привести, такое оживление было ненавистно для церковного начальства", - говорит отец Игорь.

"Те, кого церковь считает своими - это одна часть общества, а те, кого она считает врагами - вторая часть общества. И я с ужасом заметил, что я вообще не на той стороне. Но я-то не выбирал сторону, я пришел в церковь, а оказался в определенной политической ситуации, да еще и не на той стороне", - размышляет священник.

В конце концов, отец Игорь на проповеди заявил, что не видит своего места в церкви Московского патриархата. После этого ему запретили служение.

"Человек духовно заблудился", - говорит об уходе Игоря Саввы митрополит Лука.

Сегодня отец Игорь раз в неделю служит в небольшой церкви КП на территории трамвайного парка, однако переходить в эту конфессию не хочет: "Мы вышли из Московского патриархата, потому что вместо церкви получили военные действия с врагами. Боюсь, что в Киевском мы не уйдем от них".

Изображение
Здание, в котором обустраивает новую церковь священник Игорь Савва

Сейчас он вместе со своими прихожанами обустраивает под церковь крохотное офисное помещение в старом общежитии. Службы здесь проводит на украинском языке или на церковно-славянском, но с русскими молитвами.

А параллельно отец Игорь вместе с прихожанами "путешествует по христианским конфессиям Запорожья".

"Мы хотим понять, как они живут, как они молятся. Мы в Московском патриархате никого не знаем: там как за забором, тебя убеждают, что все остальные - враги, которые хотят расхитить души. А мы заинтересовались тем, чтобы посмотреть на других христиан и убедиться, что они такие же христиане, как и мы".

Присоединится ли в итоге приход отца Игоря к какой-либо существующей христианской конфессии, неизвестно. Священник и прихожане хотят написать письмо Вселенскому патриарху с просьбой принять их под свое управление "в индивидуальном порядке".

"Христианство в разных формах и видах - это основа гражданского общества. И мы - живая проповедь того, что Бог нас тут не убил (за уход из МП). Храм Божий внутри вас есть, так в Евангелии сказано", - говорит Елена, молодая прихожанка Игоря Саввы.

© Анастасия Голубева, Святослав Хоменко. Би-би-си, Украина, 17 мая 2018
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Мнение специалиста

Сообщение FontCity » 31 май 2018, 15:56

Мнение специалиста по вопросу Томоса и автокефали для Украинской православной церкви.
На международной конференции во Львове, познакомился со многими интересными людьми, один из них - учёный историк и религиовед Taras Antoshevskyy. Я задал ему вопрос: «Прошение Пётра Порошенко к Варфоломею о выдачи Томоса украинской Православной церкви - это политический, или религиозный вопрос?». На что он ответил: «Практически все церкви получившие автокефали, получали его, политическим путём». Так же он считает, что сама идея получения Томоса принадлежит Порошенко, а религиозные лидеры, которые якобы подали прошения к президенту о его ходатайстве перед Варфоломеем, обычная «шахматная игра».
Таким образом можно сделать вывод, что Автокефальная Украинская православная церковь - это не церковный а государственный проект.
К чему это приведёт, время покажет.
Наше дело, служить Бог через помощь людям.
Делаем добро вместе.

© Сергей Косяк, 31 мая 2018
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Политика церкви

Сообщение FontCity » 24 июл 2018, 08:03

"Православный Антимайдан" от УПЦ МП.

Экзархат РПЦ в Украине (УПЦ МП) пытаясь оправдать в глазах своих "старших товарищей из Москвы" нежелания большинства прихожан УПЦ МП из регионов, с глаз которых спала пелена "русского мира" после 4-ых лет российской военной агрессии против Украины, участвовать в пропагандистском шоу под названием "Крестный ход от Новинского" или "Победобесие 2.0", а также срыв плана по созданию "безпрецендентной массовки" под это шествие, запускает фейки, что украинская власть препятствует выезду желающих, угрожает перевозчикам, блокирует выезды и т.д.

Здесь стоит отметить, что на позицию прихожан экзархата РПЦ в Украине, несмотря на российскую пропаганду в самих храмах от священников и разнообразное противодействие со стороны Москвы, влияет информация о скором и неминуем предоставлении Фанаром Томоса об автокефалии УППЦ, что приведет к огромному оттоку верующих из Московского патриархата.

По имеющейся информации, для того чтобы исправить катастрофическую ситуацию с массовкой, спонсоры "Крестного хода" дали координаторам на местах указания рекрутировать на поездку уже не только прихожан УПЦ МП, а всех желающих за деньги. Так что, можно только себе представить категории "истинно верующих", которых свезут в Киев.

Поэтому, перед глазами, почему-то сразу всплывают картинки "Антимайдана", где кстати нынешние спонсоры в его организации играли туже роль, что и сейчас.
— в Киево-Печерская лавра.

Изображение

© Українська Помісна Православна Церква · 22 июля 2018
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Развитие сюжета

Сообщение FontCity » 12 сен 2018, 10:36

Станет ли украинская церковь независимой от РПЦ? О чем говорили патриархи

Изображение
Патриарх Константинопольский Варфоломей после встречи с предстоятелем Русской православной церкви сделал заявление, воодушевившее сторонников независимости украинской церкви
© Правообладатель иллюстрации TASS


В пятницу в Стамбуле патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарх Константинопольский Варфоломей обсудили судьбу украинского православия.

По итогам встречи представители РПЦ воздержались от конкретных комментариев, а высокопоставленный иерарх Константинопольского патриархата сделал заявление, воодушевившее сторонников независимости украинской церкви.

Битва престолов. Как Москва и Киев ведут тайные переговоры об автокефалии

Би-би-си разбиралось в причинах и последствиях встречи двух самых влиятельных патриархов мирового православия.

История вопроса

Главной темой переговоров патриархов Кирилла и Варфоломея стала дискуссия по поводу предоставления украинскому православию Томоса об автокефалии (грамоты о независимости церкви).

На Украине функционируют три православные церкви, лишь одна из которых - церковь Московского патриархата, входящая в структуру РПЦ, - является признанной мировым православием. Две другие церкви - церковь Киевского патриархата и автокефальная церковь - были созданы в начале 1990-х годов, в РПЦ их называют "раскольническими группировками".

Изображение
У РПЦ и Константинопольского патриархата разные представления о том, как должна проходить процедура предоставления церквям независимости
© Правообладатель иллюстрации TASS


Тем не менее, в апреле этого года иерархи непризнанных церквей направили в Константинопольский патриархат прошения о даровании украинскому православию независимости. Его поддержали президент Украины Петр Порошенко и Верховная рада. В Константинополе заявили, что приняли эти прошения к рассмотрению.

Против предоставления части украинского православия независимости выступают в РПЦ: здесь считают Украину своей канонической территорией и настаивают на том, что "раскольники" должны вернуться в лоно церки Московского патриархата после покаяния.

Между РПЦ и Константинопольским патриархатом существуют разночтения и по поводу процедуры предоставления церквям независимости. В Москве считают, что такое решение должно приниматься всеми существующими православными церквями сообща, а Константинополь убежден, что решение о даровании Томоса об автокефалии может быть единоличным.

"Зря вы написали, что священник": почему служителям РПЦ отказывают в визах в Грецию
Киев добивается признания своей православной церкви. Кому и зачем это нужно?

Весной этого года Константинопольский патриархат сформировал делегацию, которая объехала все православные церкви для того, чтобы проинформировать их о намерении предоставить украинскому православию независимость. Окончательное решение о судьбе украинского православия Константинополь должен принять после окончания этого объезда.

Два заявления

О предстоящем визите патриарха Кирилла в Стамбул стало известно в начале августа. Источники Би-би-си в киевских церковных и политических кругах называли его встречу с патриархом Варфоломеем последней попыткой Москвы отменить или хотя бы отсрочить решение Константинополя о даровании украинскому православию автокефалии.

Переговоры двух иерархов в резиденции патриарха Константинопольского длились почти три часа.

Изображение
В настоящее время Киевско-Печерская лавра находится в ведении Украинской православной церкви Московского патриархата
© Правообладатель иллюстрации Igor Yashkin/TASS


По их итогам глава РПЦ заявил, что не хотел бы раскрывать журналистам детали беседы без согласования с патриархом Варфоломеем.

"Ничего секретного на встрече не было, ничего такого, что произвело бы какой-то взрыв в сознании", - сказал патриарх Кирилл.

В свою очередь, член священного синода Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил подтвердил, что главной темой переговоров была церковная ситуация на Украине.

Патриарх Кирилл: РПЦ не допустит отделения Украинской церкви

"Там существует раскол, продолжающийся более 25 лет. Вселенский патриархат принял решение рассмотреть все способы, которыми может быть предоставлена автокефалия украинской православной церкви. Это решение было принято в апреле, и мы уже имплементируем это решение. Об этом было сообщено патриарху Кириллу во время его визита", - заявил он.

Как трактовать?

Это заявление было немедленно растиражировано многими украинскими СМИ, интерпретировавшими его как признание Эммануилом того, что решение о предоставлении украинскому православию автокефалии уже принято.

В свою очередь, в Украинской православной церкви Московского патриархата обратили внимание на то, что решение, о котором говорит Эммануил - это решение начать поиск способов предоставления автокефалии.

Изображение
В конце июля в Москве прошло празднование 1030-летия Крещения Руси (На фото: патриарх Александрийский и всея Африки Феодор и патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
© Правообладатель иллюстрации Mikhail Klementyev/TASS


"Однако удалось ли Константинопольскому патриархату с апреля найти варианты предоставления автокефалии… (и) собирается ли Константинопольский патриархат реализовывать эти варианты, если они теоретически будут найдены (Эммануил не сообщает)", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте церкви.

Тем не менее, сторонники автокефалии на Украине восприняли результаты стамбульских переговоров однозначно: патриарху Кириллу не удалось переубедить визави в его намерении предоставить украинскому православию независимость.

Что такое самоуправляемость Украинской православной церкви?

"Итог переговоров дает основания для сдержанного оптимизма", - написал в "Фейсбуке" спикер церкви Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря).

Что дальше?

Украинский вопрос станет предметом обсуждения на Синаксе - собрании всех иерархов Константинопольского патриархата, которое открывается 1 сентября и продлится три дня. Синакс уполномочен обсуждать важнейшие вопросы мирового православия - в последний раз он собирался в 2015 году, в преддверии Всеправославного собора на Крите.

Источники Би-би-си в церковных кругах допускают, что окончательное решение по предоставлению украинскому православию автокефалии может быть принято на заседании синода Константинопольского патриархата, намеченном на 9-11 октября этого года.

Изображение
На Украине функционируют три православные церкви
© Правообладатель иллюстрации Artyom Geodakyan/ TASS


Впрочем, спикер церкви Киевского патриархата архиепископ Евстратий не исключает, что это решение может появиться и раньше: уже во время проведения Синакса или сразу после него.

Далее Томос об автокефалии будет доставлен в Киев, где на протяжении двух месяцев должен будет собраться Объединительный собор. На нем непризнанные церкви, а также представители церкви Московского патриархата, которые пожелают к ним присоединиться, должны будут сформировать новую церковь, которая получит право использования Томоса.

Наблюдатели в Киеве считают, что к этой церкви может присоединиться весомая часть приходов Московского патриархата.

В церкви Московского патриархата убеждают, что решение о предоставлении украинскому православию независимости будет нелегитимным и не будут признавать его.

© Святослав Хоменко Би-би-си, Киев, 1 сентября 2018
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»
Аватара пользователя
FontCity
 
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь


Дождались

Сообщение Holy Scripture » 18 окт 2018, 09:32

Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 938
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!

Сообщение Holy Scripture » 18 окт 2018, 09:35



• «... постоянно любите друг друга от чистого сердца ...»
© 1-е Петра 1:22

• «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза»
© 1-е Иоанна 2:10-11

• «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»
© Иисус Христос. Евангелие от Матфея 5:44-46

• «... любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. ... И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. ... Но вы любите врагов ваших ... Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете ...»
© Иисус Христос. Евангелие от Луки 6:27-37

• «... всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ... Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним ...»
© Иисус Христос. Евангелие от Матфея 5:22-25

• «... и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»
© Иисус Христос. Евангелие от Матфея 5:40

• «Не судите, да не судимы будете ... И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего»
© Иисус Христос. Евангелие от Матфея 7:1-5

• «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»
© Послание Иакова 4:12

• «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев»
© 1-е Коринфянам 6:5-8

• «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого]»
© Послание Римлянам 2:1

• «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ...»
© Послание 1-е Коринфянам 4:5

• «Не станем же более судить друг друга ...»
© Послание Римлянам 14:6
Holy Scripture
Администратор
 
Сообщения: 938
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 20:51


Вернуться в Церковь и гражданское общество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Яндекс.Метрика