Антисемитизм раннего христианства
Добавлено: 19 апр 2014, 20:39
Христианские корни антисемитизма
Александр Болотников, магистр богословия, кандидат философских наук, провёл в Москве встречу с инициативной группой, заинтересованной благовестием для евреев. Насколько эта тема актуальна (и трудна!), показывает опыт служения энтузиастов, взявшихся навести мосты между христианами и иудеями: Андрей Каплан, Виктор и Ирина Вятоха с Украины, Алексей Токарев из Нижнего Новгорода, Марианна Глебушко из Санкт-Петербурга, принявшие участие в этой встрече, да и сам пастор Болотников – отважные первопроходцы. Ведь далеко не всем христианам, в том числе адвентистам, понятно, зачем это надо делать. Адвентистские общины для евреев существуют сейчас в Аргентине, Бразилии, США, Франции, Израиле, на Украине. Кого-то деятельность «адвентистских синагог» настораживает, даже пугает. Не уйдут ли христиане в иудаизм, пытаясь обратить евреев (такие случаи известны!)? И не нарушат ли своей активностью принцип толерантности?
История иудеохристианских отношений трагична. И хотя иудеи внесли свой вклад в «развод» с последователями Иисуса из Назарета, именно на христианах лежит главная ответственность за антисемитизм, который привёл к Катастрофе еврейства в ХХ в. Адвентисты тоже оказались не без греха, несмотря на «три якоря», дающих нашей деноминации повод считать себя самой проиудейской христианской церковью – соблюдение субботы, запрет есть свинину, приношение десятины. Для того чтобы нам, «маслине» и «ветви», услышать друг друга, преодолеть отчуждение и вновь обрести родство, мало покаяться во вражде. Собственно, покаяние и невозможно без глубокого осмысления исторических и богословских корней этой вражды. И без осознания христианами ветхозаветных корней своей веры.
Чем отличается церковь первоапостольская от первохристианской?
Сорокалетний период развития христианской церкви между смертью Иисуса в 30 г. н.э. и разрушением храма в 70-м полон противоречий. Все знали, что завеса в храме разорвалась, но храм существовал! Иисус показывает на агнца и говорит: «Я есть агнец». Но Пётр и Иоанн идут в храм. Эти противоречия, при ближайшем рассмотрении, входили в Божий план. Воля Божья была в том, чтобы разделить работу благовестия иудеям и язычникам. Павел, которого часто называют апостолом язычников, на самом деле чаще всего проповедовал в синагогах – и успешно: за ним уходят оттуда целые группы уверовавших. В Ефесе, например, еврейская община раскололась: часть верующих осталась в синагоге, а последователи Христа стали собираться «в училище некоего Тиранна». Более того, когда однажды, всего лишь раз, Павел попытался проповедовать язычникам в Афинах, то ничего хорошего у него из бесед с философами-эллинистами не вышло. Зато за Павлом шли евреи и так называемые чтящие Бога, то есть кандидаты к обращению из не евреев. Они, став поклонниками единого Бога, приходили в синагогу, но когда узнавали от проповедника-христианина нечто лучшее, становились христианами. В Антиохии Писидийской деяния Павла вызвали зависть раввинов: слишком много «чтящих Бога» решили последовать за ним. Бог разделил работу грамотно. Он оставил Иерусалим, но позволил своим апостолам продолжать работу в уже обречённом, но ещё существующем храме.
Заметим, что во время деяний апостолов большинство евреев давно уже проживали в рассеянии. Павел, уроженец Тарса, сам был выходцем из диаспоры, где существовала сильная богословская школа. Оттуда и был направлен учиться к раввину Гамалиилу. Он вернулся, как написано, в Галатию, но, скорее всего – в галутию, т. е. диаспору. И послания церквам писал в города диаспоры, в том числе Послание Галатам. В таком культурном и богословском контексте работал Павел. Он готовил евреев диаспоры к тому, что храм будет скоро разрушен и придётся обходиться без него. И у нас есть хороший способ обойтись – у нас есть Мессия!
В Иерусалиме иудеи, чтящие закон, шли за Христом. Им предстояло ещё осознать слова Иисуса в Мф. 24 и Лк. 21: «Когда увидите мерзость запустения…, стоящую на святом месте, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Так начиналось христианство.
Выходу христиан из синагог способствовали ещё два фактора. Во-первых, политика Ирода, который подвергал гонению христианскую церковь, опасаясь, что христианское движение будет раздражать римлян, не терпящих возмутителей спокойствия в своих провинциях. Гонения с позиций религиозных начаты были священником Каиафой, который считал, что лучше, чтобы один человек пострадал, чем весь народ. Во-вторых, позиция фарисеев. Раввины запрещали своим последователям общаться с христианами.
Ту, первую, церковь часто называют первоапостольской. Однако научно принятый термин для обозначения первой церкви – иудеохристиане. Западные богословы чётко разделяют период иудеохристианства (I-II вв. н. э) и период первохристианства, связанный с завершением организации института папства (IV в). Именно первохристианская церковь, легальная, поддержанная монаршей властью, и пытается избавиться от иудейского наследия, обрубить иудейские корни.
Впервые идея изменить день поклонения с субботы на воскресенье появляется во времена Иустина Мученика, который грубо критикует евреев и заявляет, что христианство ни в коем случае не должно быть похожим на иудаизм.
Подавив в 135 г. восстание под предводительством иудейского вождя Бар Кохбы, император Адриан начинает охоту на христиан. Римская судебная система не видит разницы между христианами и иудеями, так как христиане считались одной из сект иудаизма. Иудеи, притворившись охотниками, уходили в леса, чтобы изучать Тору. А христиане решили порвать отношения с религией, которую гонят.
Раввины в своих проповедях умоляют людей не погружаться в эллинизм. Но прессинг окружающей жизни слишком велик, к тому же во II в. в церковь вливается множество язычников, не прошедших этап поиска единого Бога в синагогах, как иудеи и греки в I в. Поэтому гностицизм находил отклик в сердцах людей, впитавших с молоком матери платоновскую философию. И хотя в III в. гностицизм был сурово осуждён, церковь оказалась инфицирована бактериями эллинизма. Поэтому указ Константина в 321 г. о праздновании воскресного дня не стал для христиан новинкой. И решение Собора 360 г. о том, что всякий христианин, не соблюдающий воскресенье, должен быть изгнан из церкви, лишь завершило процесс разрыва между «маслиной» и «ветвью». С этих пор взаимоотношения иудеев и христиан начинают разворачиваться уже по политическому сценарию. В угоду своей матери, царице Елене, искренней, но весьма суеверной христианке, Константин объявляет землю Израиля Святой землёй и призывает очистить её от тех, кто отвергает христианство.
«Прошу разрешить мне не есть свинину»
В 70 г. император Тит, разрушив храм, запрещает евреям жить в Иерусалиме. Но евреи спокойно живут на побережье Средиземного моря там, где сейчас Тель-Авив, Ашкелон, Ашдод, и в Галилее. В 135 г. Адриан использовал тактику выжженной земли, много евреев погибло, но уцелели селения в Галилее, которые не участвовали в восстании Бар Кохбы. Таким образом, сначала официальный иудаизм не признаёт последователей Христа, изгоняя христиан из синагог. Затем церковь отмежёвывается от христиан из иудеев, соблюдающих иудейские обычаи. Если в I – II вв. эти процессы носили внутрицерковный характер, то к 321 г. христианство переходит к политическим методам борьбы с ересью – Константин принимает жёсткие меры против евреев и иудаизма: изгоняет евреев из Палестины, создавая там невыносимые для них условия жизни.
Византия, VI в., глава христианской церкви находится в Константинополе (современная Турция), и там же – самая крупная иудейская диаспора, куда бежали евреи, изгнанные из Святой земли. Везде строятся синагоги, развиваются сильные раввинистические традиции. Именно там появляются такие основополагающие труды, как Мидраш Рабба, Песикта де-Рав Кагана и другие компиляции субботних и праздничных проповедей раввинов. Материал, в котором сегодня христианские богословы – специалисты в области Нового Завета начинают видеть огромную ценность. Священное Писание в синагогах Византии изучалось достаточно глубоко, чего не могли не заметить и христиане того времени. Возникают богословские диспуты, вырастающие в целые движения, порой драматические. Например, иконоборчество. Учёные говорят, что движение иконоборчества начали грамотные греки, заходившие в синагоги послушать проповеди раввинов. Приходя в свою церковь, они задавали священникам каверзные вопросы по Ветхому Завету… Дискуссия выплеснулась за церковные стены и дошла до императора, который придерживался позиции официальной церкви, то есть, был сторонником икон и противником субботы. В это самое время Иоанн Златоуст выступает с откровенно антисемитскими проповедями. Для того чтобы христиане перестали посещать синагоги, он прибегает к клевете и описывает синагогу как место разврата.
В Западной Европе в это время предприимчивые и богатые евреи имели большое влияние на феодалов, которые только начинали строить своё хозяйство после завоевания Западной Римской империи варварами. Чтобы преодолеть это влияние, римский епископ наделяется широкими полномочиями и Католическая церковь начинает широкую миссионерскую работу. В город Нанкин (Франция) привозят мощи святого и пытаются убедить людей, что мощи несут исцеление от всех болезней. Но только крещёным! Сохранилось письмо одного раввина феодалу, который советовался, стоит ли ему отправиться в паломничество к мощам: «Ты спрашиваешь моего совета? Я, конечно, еврей, но вот что думаю: какой смысл искать здоровья у трупа?» То есть евреи мешали миссионерам. Те были слабы в Священном Писании, поэтому использовали языческие методики проповеди христианства. В V – VII вв. католические миссионеры уже сознательно пользовались языческими методами. Неудивительно, что когда они пытались обращать евреев, их миссия заканчивалась провалом. Документы свидетельствуют, что католические священники выглядели на диспутах с раввинами весьма бледно. И тогда церковь перешла от богословских дискуссий к языку силы. Многие евреи переходили в христианство исключительно из страха за свою жизнь. Переход в христианство сопровождался унизительной процедурой отречения от прежней веры. Новообращённый должен был подписаться под таким обещанием: «Я обязуюсь забыть о своём еврейском наследии, о субботе и ходить в церковь в воскресенье, вместо моего Пейсаха праздновать католическую Пасху, вместо Йом Киппура – Рождество. Единственное, о чём прошу: разрешить мне не есть свинину, и только потому, что она неприятна моему вкусу, а не потому, что хочу соблюдать мой еврейский закон». Понятно, что далеко не все соглашались на подобные экзекуции.
Этапы деятельности католических миссионеров в Средние века можно сформулировать так. Сначала: «вы не можете жить среди нас такие, как есть»; затем: «вы не можете жить среди нас», и, наконец: «вы не можете жить». И что, ещё находятся люди, готовые защищать средневековое христианство?! Всякий адвентист, зная это, должен быть солидарен с евреем, который не принимает подобного Христа. И подобного христианства. Потому что это грубое искажение, извращение истины.
Почему Лютер стал антисемитом
Мартин Лютер вынужден был пойти к евреям, чтобы взять оригинальный текст Ветхого Завета и получить консультации для перевода на немецкий язык. Но известно и другое: Лютера бросало в крайности. Он наивно полагал, что если уберёт из своей церкви мощи и иконы, то евреи рекой потекут к нему. Когда этого не произошло, он гневно заявил со своей кафедры: «Легче крестить дьявола, чем крестить еврея. Если кто захочет крестить еврея, то лучше предложу ему надеть на шею жернов и броситься с моста». Это не могло не отразиться на протестантском вероучении. Католический богослов Августин в книге «Град Божий» разработал теологию замещения, согласно которой евреи полностью лишаются благословений завета и все благословения завета теперь наследует христианская церковь.
Эта идея широко пропагандировалась и даже нашла отражение в изобразительном искусстве. Например, в декоре собора Парижской Богоматери есть фреска, изображающая двух женщин, одна из которых наступает на голову другой. Церковь здесь – победительница, а кто под каблуком? Синагога!
Трагические последствия теологии Августина признаёт сегодня весь христианский мир. Однако по-прежнему не отступает от него. Александр Мень в книге «Таинство и образ» называет православный храм правопреемником Иерусалимского… Строя соборы, повторяющие архитектуру древнееврейской скинии, православие и католицизм на самом деле создали карикатуру на храм и перещеголяли раввинистический иудаизм, который пытался создать замену храму требованием исполнять 613 заповедей. И всё же раввины чётко понимали, что Иерусалимский храм был единственной копией небесного святилища, что крайне важно для адвентистской теологии. Августин, разработав сценарий католической мессы, создал карикатуру на жертвоприношение. Кому-кому, а христианам надо бы понимать, что жертвоприношения закончились на кресте и первосвященство перешло к Христу.
Протестантизм в своём богословии мало что изменил. Мартин Лютер в начале своего пути относился к евреям с большим уважением. И это объяснимо. Без помощи синагоги ему перевести Ветхий Завет было невозможно. Он развивал связи с еврейскими общинами, откуда и почерпнул свои знания древнееврейского языка. Cкорее всего, именно иудейские общины Германии снабдили основателя протестантизма текстом оригинала. Ватиканская библиотека для Лютера к тому времени была абсолютно закрыта. Лютер надеялся, что его учение окажется привлекательным для иудеев. Однако, увидев холодную реакцию, он возненавидел евреев ненавистью великой. Это отношение сыграло свою роль в одном событии, которое произошло в Германии в конце XIX в. Тогда группа лидеров прогрессивных иудейских общин обратилась к лютеранским епископам Германии с просьбой принять их в члены церкви. Лютеране ответили отказом. Лютеране заимствовали у католиков теологию замещения так же, как и пресвитериане в Англии и другие ранние протестанты.
Католицизм же свою позицию начал видоизменять. Осознав, что протестантизм не одолеть силой, католические богословы начали работать над тем, как вернуть отпавших протестантов в лоно Католической церкви. Именно тогда, в XIX в., кардинал Райбира написал книгу, в которой изложил основы теологии диспенциализма, согласно которой антихрист должен прийти в храм и править три с половиной года после того, как вся церковь, перед Пришествием Христа, вознесётся на небо. Главная цель этой теологии – разбить лютеровскую интерпретацию 13-й главы книги Откровение, согласно которой зверь – антихрист является прообразом папства. Именно на теологии диспенциализма современные евангельские христиане строят свои эсхатологические воззрения. Если антихрист сядет в храме, то храм должен кто-то восстановить. А кто будет его строить, как не евреи? Вывод: евреи должны вернуться обратно в Израиль!
Триста лет лежала эта «приманка» и ждала своего часа. В середине XIX в., протестантские богословы приняли эту теологию, после того как оказались не способны предоставить альтернативу миллеритскому и адвентистскому истолкованию книг Даниила и Откровения в рамках историцизма.
«Страсти Христовы» как проповедь фашизма
Диспенциализм и теология замещения существовали в течение двух столетий, но вторая теория оказалась популярнее. Результатом этого стало открытое отвержение христианами иудеев, черносотенные погромы в России и, наконец, Холокост.
В конце XIX в. известный раввин, один из основателей либерального иудаизма, написал книгу под названием «Иисус и иудаизм». Автор книги, преподаватель Ветхого Завета в протестантском Берлинском университете, пытается вступить в диалог со своими коллегами христианами по поводу Нового Завета. Разве это событие не должно было вызвать радость у христиан? Не тут-то было! Преподавателя увольняют за то, что он заговорил о еврейском происхождении Иисуса – тема, которая тогда была табу в христианской среде.
Насколько церковь не желала видеть ничего еврейского в Новом Завете, свидетельствует искусство. Художники эпохи Возрождения изображали Палестину, не покидая пределов своей страны. А когда русский живописец Поленов отправился искать натуру для своих библейских сюжетов на родину Христа, чтобы приблизить свою картину к повествованию, клерикалы его за это раскритиковали.
Недавно компания Би-би-си выпустила документальный фильм, который меня просто шокировал. В его основу легла книга известного историка из Оксфордского университета, всполошившая донельзя Ватикан. Называется она «Папский грех» и повествует о том, что именно прелаты папы Пия XXII посоветовали Гитлеру разыграть антисемитскую карту, учили составлять эти его знаменитые речи к народу. Преследование евреев действительно помогло партии НСДАП прийти к власти в Германии! А за месяц до «хрустальной ночи» (когда народ под руководством активистов НСДАП бил витрины магазинов, банков, ресторанов, которыми владели евреи) в кинотеатрах Германии прошёл фильм «Страсти Христовы». Так что Мэл Гибсон – не первый… Фильм стал частью пропагандистской кампании, которая должна была убедить немцев, что евреи виноваты во всех бедах человечества – от смерти Христа 2000 лет назад до безработицы в Германии 1930-х гг. Но больше всего меня потрясли кадры, где Гитлер произносит на площади речь с Библией в руках и цитирует тексты, которые должны доказать необходимость уничтожения евреев. К сожалению, те же самые цитаты приводят, употребляя их вне контекста, и некоторые протестанты, желая доказать неизбежность исчезновения иудаизма.
Преступление и покаяние
Холокост – страшная трагедия, подобной которой не было в истории человечества. Даже по сравнению с геноцидом армянского народа. Холокост известен тем, что впервые были использованы технологии массового убийства людей (газовые камеры, медицинские опыты на живых людях). «Окончательное решение еврейского вопроса» потрясло христианский мир. В иерусалимском музее Катастрофы «Яд Вашем» есть сад Праведников – сотни деревьев высажены в память о подвиге людей, в основном, христиан разных конфессий (среди них есть и адвентисты), спасавших евреев во время Второй мировой войны.
Образование государства Израиль практически сразу после окончания войны, в чём явно видно сверхъестественное вмешательство, можно расценивать, как акт покаяния христианского мира… Это событие заставило христианских богословов задуматься. Если Бог действительно отнял у евреев благословения завета и отдал их церкви, то Холокост – это суд Божий. Но какой же это суд, если палачи осуждены, а евреи не только получают собственное государство, но и побеждают в войнах, создают процветающую экономику?! Так что христианский мир начал испытывать угрызения совести.
Война расколола христианский мир на два лагеря: были церкви, изгоняющие евреев-христиан из своих рядов, и были христиане, спасавшие евреев от гонений, рискуя собственной жизнью. Не миновал этот процесс и Адвентистскую церковь. В оккупированной Австрии Гитлер издал приказ изгнать всех евреев из церквей. И руководители Церкви АСД, не желая иметь проблем с оккупантами, послушно выполнили приказ. Но больше всего меня потряс конец этой истории. Один еврей-адвентист, чьё имя было вычеркнуто из церковной книги, попал в концлагерь, но чудом выжил и вернулся после войны в свою церковь. Однако он не только не услышал извинений за предательство, но его ещё попросили написать прошение в совет общины о приёме в члены церкви… Я очень рад, что Транс-Европейское отделение Церкви АСД недавно выступило с публичным покаянием перед евреями!
Духовный Израиль – кто это?
В адвентизме законченной теологической позиции по поводу Израиля сегодня нет. C одной стороны, адвентисты чётко понимают, что государство Израиль, созданное в 1948 г., не является центральным событием последнего времени. Так же не вызывает никакого сомнения бессмысленность постройки третьего храма. Однако понятие, которое часто употребляют адвентисты, «духовный Израиль», является сегодня источником многочисленных богословский дискуссий. Это словосочетание встречается в трудах Елены Уайт.
Обо всех тонкостях истолкования пророчеств, связанных с этим понятием надо говорить в отдельной статье. Сделаю лишь несколько замечаний по этому поводу.
1. В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит о сонаследниках обетования, обращаясь явно к неевреям. Ту же мысль находим и в Послании Колоссянам. Более того, мы найдём подобную точку зрения в раввинских традициях! Раввины определённо говорили: напоминать о прошлом тем, кто обратился в иудаизм, – грех! Будь как сын Израилев, говорит Библия. Поэтому само по себе выражение «духовный Израиль» не несёт негативной нагрузки. Но когда речь заходит о замещении «блудного сына Израиля» «верной дочерью – церковью христианской», я говорю: «Стоп!» Вправе ли адвентистское богословие употреблять такую терминологию? Не пилит ли оно сук, на котором сидит?
Если человек говорит: «Я – духовный Израиль, потому что моя вера имеет иудейские корни. Для меня важен закон, понимать Новый Завет я могу только в контексте иудейской культуры I века, а не через призму патристики, уходящей корнями в мистицизм». Тогда я скажу: «Да, ты прав». Но если человек вместо празднования Пейсаха будет кричать: «Христос воскрес!», я спрошу: «И ты называешь себя адвентистом? Разве не знаешь, что каждый ветхозаветный праздник – это пророчество, которое находит в Новом Завете исполнение? Так как же ты мне говоришь, что на Пасху Христос воскрес, когда он умер?! А воскрес в день потрясания снопа».
Я не боюсь этого говорить: без еврейских корней адвентисты выродятся либо в баптистов седьмого дня, либо в вегетарианских католиков.
2. Очень часто поиски еврейских корней в христианском учении вызывают негативную реакцию из-за неправильного понимания посланий Павла. Считается, что Павел является противником «иудаизации». Без того, чтобы вникать глубоко в суть богословия посланий Павла, хочу задать встречный вопрос, но немного в другом разрезе.
Что является для церкви последнего времени пророческой угрозой? Ответ, согласно книге Откровение, однозначен. Это Вавилон, то есть частичная подмена христианских принципов языческими традициями. Является ли иудаизм Вавилоном? Нет, не является! Вавилон – это отступившее христианство, церковь, вобравшая в себя язычество. Основой же адвентизма является учение о небесном святилище, которое невозможно понять в отрыве от еврейских корней.
3. Также необходимо помнить, что без благовестия евреям дело проповеди Евангелия завершено не будет. Об этом говорит 23-я глава Евангелия от Матфея (23:39): «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядущий во имя Господне!»» Пророк Осия в 3-й главе: «Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя, и без жертвы, и без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся… и взыщут Господа Бога своего…и будут благоговеть перед Господом и благостию Его в последние дни». Пророк Захария в 12-й главе также пророчествует о грядущем прозрении в Израиле: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце».
Эти пророчества уже начинают сбываться. Многие искренние евреи сегодня ищут своего Мессию. Об этом писала и Е. Уайт в книге «Деяния Апостолов» (с. 381). К сожалению, многие из них стучатся сегодня в двери евангельских и мессианских общин и даже Католической церкви. Адвентистам следует задуматься о том, почему это происходит.
© Александр Болотников
Записала Елена Копылова
Александр Болотников, магистр богословия, кандидат философских наук, провёл в Москве встречу с инициативной группой, заинтересованной благовестием для евреев. Насколько эта тема актуальна (и трудна!), показывает опыт служения энтузиастов, взявшихся навести мосты между христианами и иудеями: Андрей Каплан, Виктор и Ирина Вятоха с Украины, Алексей Токарев из Нижнего Новгорода, Марианна Глебушко из Санкт-Петербурга, принявшие участие в этой встрече, да и сам пастор Болотников – отважные первопроходцы. Ведь далеко не всем христианам, в том числе адвентистам, понятно, зачем это надо делать. Адвентистские общины для евреев существуют сейчас в Аргентине, Бразилии, США, Франции, Израиле, на Украине. Кого-то деятельность «адвентистских синагог» настораживает, даже пугает. Не уйдут ли христиане в иудаизм, пытаясь обратить евреев (такие случаи известны!)? И не нарушат ли своей активностью принцип толерантности?
История иудеохристианских отношений трагична. И хотя иудеи внесли свой вклад в «развод» с последователями Иисуса из Назарета, именно на христианах лежит главная ответственность за антисемитизм, который привёл к Катастрофе еврейства в ХХ в. Адвентисты тоже оказались не без греха, несмотря на «три якоря», дающих нашей деноминации повод считать себя самой проиудейской христианской церковью – соблюдение субботы, запрет есть свинину, приношение десятины. Для того чтобы нам, «маслине» и «ветви», услышать друг друга, преодолеть отчуждение и вновь обрести родство, мало покаяться во вражде. Собственно, покаяние и невозможно без глубокого осмысления исторических и богословских корней этой вражды. И без осознания христианами ветхозаветных корней своей веры.
Чем отличается церковь первоапостольская от первохристианской?
Сорокалетний период развития христианской церкви между смертью Иисуса в 30 г. н.э. и разрушением храма в 70-м полон противоречий. Все знали, что завеса в храме разорвалась, но храм существовал! Иисус показывает на агнца и говорит: «Я есть агнец». Но Пётр и Иоанн идут в храм. Эти противоречия, при ближайшем рассмотрении, входили в Божий план. Воля Божья была в том, чтобы разделить работу благовестия иудеям и язычникам. Павел, которого часто называют апостолом язычников, на самом деле чаще всего проповедовал в синагогах – и успешно: за ним уходят оттуда целые группы уверовавших. В Ефесе, например, еврейская община раскололась: часть верующих осталась в синагоге, а последователи Христа стали собираться «в училище некоего Тиранна». Более того, когда однажды, всего лишь раз, Павел попытался проповедовать язычникам в Афинах, то ничего хорошего у него из бесед с философами-эллинистами не вышло. Зато за Павлом шли евреи и так называемые чтящие Бога, то есть кандидаты к обращению из не евреев. Они, став поклонниками единого Бога, приходили в синагогу, но когда узнавали от проповедника-христианина нечто лучшее, становились христианами. В Антиохии Писидийской деяния Павла вызвали зависть раввинов: слишком много «чтящих Бога» решили последовать за ним. Бог разделил работу грамотно. Он оставил Иерусалим, но позволил своим апостолам продолжать работу в уже обречённом, но ещё существующем храме.
Заметим, что во время деяний апостолов большинство евреев давно уже проживали в рассеянии. Павел, уроженец Тарса, сам был выходцем из диаспоры, где существовала сильная богословская школа. Оттуда и был направлен учиться к раввину Гамалиилу. Он вернулся, как написано, в Галатию, но, скорее всего – в галутию, т. е. диаспору. И послания церквам писал в города диаспоры, в том числе Послание Галатам. В таком культурном и богословском контексте работал Павел. Он готовил евреев диаспоры к тому, что храм будет скоро разрушен и придётся обходиться без него. И у нас есть хороший способ обойтись – у нас есть Мессия!
В Иерусалиме иудеи, чтящие закон, шли за Христом. Им предстояло ещё осознать слова Иисуса в Мф. 24 и Лк. 21: «Когда увидите мерзость запустения…, стоящую на святом месте, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Так начиналось христианство.
Выходу христиан из синагог способствовали ещё два фактора. Во-первых, политика Ирода, который подвергал гонению христианскую церковь, опасаясь, что христианское движение будет раздражать римлян, не терпящих возмутителей спокойствия в своих провинциях. Гонения с позиций религиозных начаты были священником Каиафой, который считал, что лучше, чтобы один человек пострадал, чем весь народ. Во-вторых, позиция фарисеев. Раввины запрещали своим последователям общаться с христианами.
Ту, первую, церковь часто называют первоапостольской. Однако научно принятый термин для обозначения первой церкви – иудеохристиане. Западные богословы чётко разделяют период иудеохристианства (I-II вв. н. э) и период первохристианства, связанный с завершением организации института папства (IV в). Именно первохристианская церковь, легальная, поддержанная монаршей властью, и пытается избавиться от иудейского наследия, обрубить иудейские корни.
Впервые идея изменить день поклонения с субботы на воскресенье появляется во времена Иустина Мученика, который грубо критикует евреев и заявляет, что христианство ни в коем случае не должно быть похожим на иудаизм.
Подавив в 135 г. восстание под предводительством иудейского вождя Бар Кохбы, император Адриан начинает охоту на христиан. Римская судебная система не видит разницы между христианами и иудеями, так как христиане считались одной из сект иудаизма. Иудеи, притворившись охотниками, уходили в леса, чтобы изучать Тору. А христиане решили порвать отношения с религией, которую гонят.
Раввины в своих проповедях умоляют людей не погружаться в эллинизм. Но прессинг окружающей жизни слишком велик, к тому же во II в. в церковь вливается множество язычников, не прошедших этап поиска единого Бога в синагогах, как иудеи и греки в I в. Поэтому гностицизм находил отклик в сердцах людей, впитавших с молоком матери платоновскую философию. И хотя в III в. гностицизм был сурово осуждён, церковь оказалась инфицирована бактериями эллинизма. Поэтому указ Константина в 321 г. о праздновании воскресного дня не стал для христиан новинкой. И решение Собора 360 г. о том, что всякий христианин, не соблюдающий воскресенье, должен быть изгнан из церкви, лишь завершило процесс разрыва между «маслиной» и «ветвью». С этих пор взаимоотношения иудеев и христиан начинают разворачиваться уже по политическому сценарию. В угоду своей матери, царице Елене, искренней, но весьма суеверной христианке, Константин объявляет землю Израиля Святой землёй и призывает очистить её от тех, кто отвергает христианство.
«Прошу разрешить мне не есть свинину»
В 70 г. император Тит, разрушив храм, запрещает евреям жить в Иерусалиме. Но евреи спокойно живут на побережье Средиземного моря там, где сейчас Тель-Авив, Ашкелон, Ашдод, и в Галилее. В 135 г. Адриан использовал тактику выжженной земли, много евреев погибло, но уцелели селения в Галилее, которые не участвовали в восстании Бар Кохбы. Таким образом, сначала официальный иудаизм не признаёт последователей Христа, изгоняя христиан из синагог. Затем церковь отмежёвывается от христиан из иудеев, соблюдающих иудейские обычаи. Если в I – II вв. эти процессы носили внутрицерковный характер, то к 321 г. христианство переходит к политическим методам борьбы с ересью – Константин принимает жёсткие меры против евреев и иудаизма: изгоняет евреев из Палестины, создавая там невыносимые для них условия жизни.
Византия, VI в., глава христианской церкви находится в Константинополе (современная Турция), и там же – самая крупная иудейская диаспора, куда бежали евреи, изгнанные из Святой земли. Везде строятся синагоги, развиваются сильные раввинистические традиции. Именно там появляются такие основополагающие труды, как Мидраш Рабба, Песикта де-Рав Кагана и другие компиляции субботних и праздничных проповедей раввинов. Материал, в котором сегодня христианские богословы – специалисты в области Нового Завета начинают видеть огромную ценность. Священное Писание в синагогах Византии изучалось достаточно глубоко, чего не могли не заметить и христиане того времени. Возникают богословские диспуты, вырастающие в целые движения, порой драматические. Например, иконоборчество. Учёные говорят, что движение иконоборчества начали грамотные греки, заходившие в синагоги послушать проповеди раввинов. Приходя в свою церковь, они задавали священникам каверзные вопросы по Ветхому Завету… Дискуссия выплеснулась за церковные стены и дошла до императора, который придерживался позиции официальной церкви, то есть, был сторонником икон и противником субботы. В это самое время Иоанн Златоуст выступает с откровенно антисемитскими проповедями. Для того чтобы христиане перестали посещать синагоги, он прибегает к клевете и описывает синагогу как место разврата.
В Западной Европе в это время предприимчивые и богатые евреи имели большое влияние на феодалов, которые только начинали строить своё хозяйство после завоевания Западной Римской империи варварами. Чтобы преодолеть это влияние, римский епископ наделяется широкими полномочиями и Католическая церковь начинает широкую миссионерскую работу. В город Нанкин (Франция) привозят мощи святого и пытаются убедить людей, что мощи несут исцеление от всех болезней. Но только крещёным! Сохранилось письмо одного раввина феодалу, который советовался, стоит ли ему отправиться в паломничество к мощам: «Ты спрашиваешь моего совета? Я, конечно, еврей, но вот что думаю: какой смысл искать здоровья у трупа?» То есть евреи мешали миссионерам. Те были слабы в Священном Писании, поэтому использовали языческие методики проповеди христианства. В V – VII вв. католические миссионеры уже сознательно пользовались языческими методами. Неудивительно, что когда они пытались обращать евреев, их миссия заканчивалась провалом. Документы свидетельствуют, что католические священники выглядели на диспутах с раввинами весьма бледно. И тогда церковь перешла от богословских дискуссий к языку силы. Многие евреи переходили в христианство исключительно из страха за свою жизнь. Переход в христианство сопровождался унизительной процедурой отречения от прежней веры. Новообращённый должен был подписаться под таким обещанием: «Я обязуюсь забыть о своём еврейском наследии, о субботе и ходить в церковь в воскресенье, вместо моего Пейсаха праздновать католическую Пасху, вместо Йом Киппура – Рождество. Единственное, о чём прошу: разрешить мне не есть свинину, и только потому, что она неприятна моему вкусу, а не потому, что хочу соблюдать мой еврейский закон». Понятно, что далеко не все соглашались на подобные экзекуции.
Этапы деятельности католических миссионеров в Средние века можно сформулировать так. Сначала: «вы не можете жить среди нас такие, как есть»; затем: «вы не можете жить среди нас», и, наконец: «вы не можете жить». И что, ещё находятся люди, готовые защищать средневековое христианство?! Всякий адвентист, зная это, должен быть солидарен с евреем, который не принимает подобного Христа. И подобного христианства. Потому что это грубое искажение, извращение истины.
Почему Лютер стал антисемитом
Мартин Лютер вынужден был пойти к евреям, чтобы взять оригинальный текст Ветхого Завета и получить консультации для перевода на немецкий язык. Но известно и другое: Лютера бросало в крайности. Он наивно полагал, что если уберёт из своей церкви мощи и иконы, то евреи рекой потекут к нему. Когда этого не произошло, он гневно заявил со своей кафедры: «Легче крестить дьявола, чем крестить еврея. Если кто захочет крестить еврея, то лучше предложу ему надеть на шею жернов и броситься с моста». Это не могло не отразиться на протестантском вероучении. Католический богослов Августин в книге «Град Божий» разработал теологию замещения, согласно которой евреи полностью лишаются благословений завета и все благословения завета теперь наследует христианская церковь.
Эта идея широко пропагандировалась и даже нашла отражение в изобразительном искусстве. Например, в декоре собора Парижской Богоматери есть фреска, изображающая двух женщин, одна из которых наступает на голову другой. Церковь здесь – победительница, а кто под каблуком? Синагога!
Трагические последствия теологии Августина признаёт сегодня весь христианский мир. Однако по-прежнему не отступает от него. Александр Мень в книге «Таинство и образ» называет православный храм правопреемником Иерусалимского… Строя соборы, повторяющие архитектуру древнееврейской скинии, православие и католицизм на самом деле создали карикатуру на храм и перещеголяли раввинистический иудаизм, который пытался создать замену храму требованием исполнять 613 заповедей. И всё же раввины чётко понимали, что Иерусалимский храм был единственной копией небесного святилища, что крайне важно для адвентистской теологии. Августин, разработав сценарий католической мессы, создал карикатуру на жертвоприношение. Кому-кому, а христианам надо бы понимать, что жертвоприношения закончились на кресте и первосвященство перешло к Христу.
Протестантизм в своём богословии мало что изменил. Мартин Лютер в начале своего пути относился к евреям с большим уважением. И это объяснимо. Без помощи синагоги ему перевести Ветхий Завет было невозможно. Он развивал связи с еврейскими общинами, откуда и почерпнул свои знания древнееврейского языка. Cкорее всего, именно иудейские общины Германии снабдили основателя протестантизма текстом оригинала. Ватиканская библиотека для Лютера к тому времени была абсолютно закрыта. Лютер надеялся, что его учение окажется привлекательным для иудеев. Однако, увидев холодную реакцию, он возненавидел евреев ненавистью великой. Это отношение сыграло свою роль в одном событии, которое произошло в Германии в конце XIX в. Тогда группа лидеров прогрессивных иудейских общин обратилась к лютеранским епископам Германии с просьбой принять их в члены церкви. Лютеране ответили отказом. Лютеране заимствовали у католиков теологию замещения так же, как и пресвитериане в Англии и другие ранние протестанты.
Католицизм же свою позицию начал видоизменять. Осознав, что протестантизм не одолеть силой, католические богословы начали работать над тем, как вернуть отпавших протестантов в лоно Католической церкви. Именно тогда, в XIX в., кардинал Райбира написал книгу, в которой изложил основы теологии диспенциализма, согласно которой антихрист должен прийти в храм и править три с половиной года после того, как вся церковь, перед Пришествием Христа, вознесётся на небо. Главная цель этой теологии – разбить лютеровскую интерпретацию 13-й главы книги Откровение, согласно которой зверь – антихрист является прообразом папства. Именно на теологии диспенциализма современные евангельские христиане строят свои эсхатологические воззрения. Если антихрист сядет в храме, то храм должен кто-то восстановить. А кто будет его строить, как не евреи? Вывод: евреи должны вернуться обратно в Израиль!
Триста лет лежала эта «приманка» и ждала своего часа. В середине XIX в., протестантские богословы приняли эту теологию, после того как оказались не способны предоставить альтернативу миллеритскому и адвентистскому истолкованию книг Даниила и Откровения в рамках историцизма.
«Страсти Христовы» как проповедь фашизма
Диспенциализм и теология замещения существовали в течение двух столетий, но вторая теория оказалась популярнее. Результатом этого стало открытое отвержение христианами иудеев, черносотенные погромы в России и, наконец, Холокост.
В конце XIX в. известный раввин, один из основателей либерального иудаизма, написал книгу под названием «Иисус и иудаизм». Автор книги, преподаватель Ветхого Завета в протестантском Берлинском университете, пытается вступить в диалог со своими коллегами христианами по поводу Нового Завета. Разве это событие не должно было вызвать радость у христиан? Не тут-то было! Преподавателя увольняют за то, что он заговорил о еврейском происхождении Иисуса – тема, которая тогда была табу в христианской среде.
Насколько церковь не желала видеть ничего еврейского в Новом Завете, свидетельствует искусство. Художники эпохи Возрождения изображали Палестину, не покидая пределов своей страны. А когда русский живописец Поленов отправился искать натуру для своих библейских сюжетов на родину Христа, чтобы приблизить свою картину к повествованию, клерикалы его за это раскритиковали.
Недавно компания Би-би-си выпустила документальный фильм, который меня просто шокировал. В его основу легла книга известного историка из Оксфордского университета, всполошившая донельзя Ватикан. Называется она «Папский грех» и повествует о том, что именно прелаты папы Пия XXII посоветовали Гитлеру разыграть антисемитскую карту, учили составлять эти его знаменитые речи к народу. Преследование евреев действительно помогло партии НСДАП прийти к власти в Германии! А за месяц до «хрустальной ночи» (когда народ под руководством активистов НСДАП бил витрины магазинов, банков, ресторанов, которыми владели евреи) в кинотеатрах Германии прошёл фильм «Страсти Христовы». Так что Мэл Гибсон – не первый… Фильм стал частью пропагандистской кампании, которая должна была убедить немцев, что евреи виноваты во всех бедах человечества – от смерти Христа 2000 лет назад до безработицы в Германии 1930-х гг. Но больше всего меня потрясли кадры, где Гитлер произносит на площади речь с Библией в руках и цитирует тексты, которые должны доказать необходимость уничтожения евреев. К сожалению, те же самые цитаты приводят, употребляя их вне контекста, и некоторые протестанты, желая доказать неизбежность исчезновения иудаизма.
Преступление и покаяние
Холокост – страшная трагедия, подобной которой не было в истории человечества. Даже по сравнению с геноцидом армянского народа. Холокост известен тем, что впервые были использованы технологии массового убийства людей (газовые камеры, медицинские опыты на живых людях). «Окончательное решение еврейского вопроса» потрясло христианский мир. В иерусалимском музее Катастрофы «Яд Вашем» есть сад Праведников – сотни деревьев высажены в память о подвиге людей, в основном, христиан разных конфессий (среди них есть и адвентисты), спасавших евреев во время Второй мировой войны.
Образование государства Израиль практически сразу после окончания войны, в чём явно видно сверхъестественное вмешательство, можно расценивать, как акт покаяния христианского мира… Это событие заставило христианских богословов задуматься. Если Бог действительно отнял у евреев благословения завета и отдал их церкви, то Холокост – это суд Божий. Но какой же это суд, если палачи осуждены, а евреи не только получают собственное государство, но и побеждают в войнах, создают процветающую экономику?! Так что христианский мир начал испытывать угрызения совести.
Война расколола христианский мир на два лагеря: были церкви, изгоняющие евреев-христиан из своих рядов, и были христиане, спасавшие евреев от гонений, рискуя собственной жизнью. Не миновал этот процесс и Адвентистскую церковь. В оккупированной Австрии Гитлер издал приказ изгнать всех евреев из церквей. И руководители Церкви АСД, не желая иметь проблем с оккупантами, послушно выполнили приказ. Но больше всего меня потряс конец этой истории. Один еврей-адвентист, чьё имя было вычеркнуто из церковной книги, попал в концлагерь, но чудом выжил и вернулся после войны в свою церковь. Однако он не только не услышал извинений за предательство, но его ещё попросили написать прошение в совет общины о приёме в члены церкви… Я очень рад, что Транс-Европейское отделение Церкви АСД недавно выступило с публичным покаянием перед евреями!
Духовный Израиль – кто это?
В адвентизме законченной теологической позиции по поводу Израиля сегодня нет. C одной стороны, адвентисты чётко понимают, что государство Израиль, созданное в 1948 г., не является центральным событием последнего времени. Так же не вызывает никакого сомнения бессмысленность постройки третьего храма. Однако понятие, которое часто употребляют адвентисты, «духовный Израиль», является сегодня источником многочисленных богословский дискуссий. Это словосочетание встречается в трудах Елены Уайт.
Обо всех тонкостях истолкования пророчеств, связанных с этим понятием надо говорить в отдельной статье. Сделаю лишь несколько замечаний по этому поводу.
1. В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит о сонаследниках обетования, обращаясь явно к неевреям. Ту же мысль находим и в Послании Колоссянам. Более того, мы найдём подобную точку зрения в раввинских традициях! Раввины определённо говорили: напоминать о прошлом тем, кто обратился в иудаизм, – грех! Будь как сын Израилев, говорит Библия. Поэтому само по себе выражение «духовный Израиль» не несёт негативной нагрузки. Но когда речь заходит о замещении «блудного сына Израиля» «верной дочерью – церковью христианской», я говорю: «Стоп!» Вправе ли адвентистское богословие употреблять такую терминологию? Не пилит ли оно сук, на котором сидит?
Если человек говорит: «Я – духовный Израиль, потому что моя вера имеет иудейские корни. Для меня важен закон, понимать Новый Завет я могу только в контексте иудейской культуры I века, а не через призму патристики, уходящей корнями в мистицизм». Тогда я скажу: «Да, ты прав». Но если человек вместо празднования Пейсаха будет кричать: «Христос воскрес!», я спрошу: «И ты называешь себя адвентистом? Разве не знаешь, что каждый ветхозаветный праздник – это пророчество, которое находит в Новом Завете исполнение? Так как же ты мне говоришь, что на Пасху Христос воскрес, когда он умер?! А воскрес в день потрясания снопа».
Я не боюсь этого говорить: без еврейских корней адвентисты выродятся либо в баптистов седьмого дня, либо в вегетарианских католиков.
2. Очень часто поиски еврейских корней в христианском учении вызывают негативную реакцию из-за неправильного понимания посланий Павла. Считается, что Павел является противником «иудаизации». Без того, чтобы вникать глубоко в суть богословия посланий Павла, хочу задать встречный вопрос, но немного в другом разрезе.
Что является для церкви последнего времени пророческой угрозой? Ответ, согласно книге Откровение, однозначен. Это Вавилон, то есть частичная подмена христианских принципов языческими традициями. Является ли иудаизм Вавилоном? Нет, не является! Вавилон – это отступившее христианство, церковь, вобравшая в себя язычество. Основой же адвентизма является учение о небесном святилище, которое невозможно понять в отрыве от еврейских корней.
3. Также необходимо помнить, что без благовестия евреям дело проповеди Евангелия завершено не будет. Об этом говорит 23-я глава Евангелия от Матфея (23:39): «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядущий во имя Господне!»» Пророк Осия в 3-й главе: «Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя, и без жертвы, и без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся… и взыщут Господа Бога своего…и будут благоговеть перед Господом и благостию Его в последние дни». Пророк Захария в 12-й главе также пророчествует о грядущем прозрении в Израиле: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце».
Эти пророчества уже начинают сбываться. Многие искренние евреи сегодня ищут своего Мессию. Об этом писала и Е. Уайт в книге «Деяния Апостолов» (с. 381). К сожалению, многие из них стучатся сегодня в двери евангельских и мессианских общин и даже Католической церкви. Адвентистам следует задуматься о том, почему это происходит.
© Александр Болотников
Записала Елена Копылова