Сквернословие

Как спастись тем, кто осуждён и находится в заключении?

Модератор: Игорь Горик

Ответить
Аватара пользователя
Игорь Горик
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 09 янв 2014, 19:17
Откуда: Украина

Сквернословие

Сообщение Игорь Горик » 13 янв 2014, 12:53

«Господи, прости меня за то, что мне невольно приходится это слышать...» — с этими словами я всякий раз обращаюсь к Богу, когда слышу со стороны мат от людей. При встрече с незнакомыми людьми я больше всего не приемлю и не могу воспринимать, когда человек начинает сквернословить. Сегодняшний день в изобилии распространяет матерщину людей: на улице, в транспорте, в магазинах, на рынке, в учебных заведениях, по телевизору, и даже в детских садах можно услышать эти грязные слова, не говоря уже об интернатах и тюрьмах. Человечество бездумно изрыгивает из себя то, что впоследствии приносит ему не только душевное разрушение, но и физическое. Мы все живём в информационном пространстве, где всё созидается и разрушается за счёт наших мыслей и слов. Священное Писание говорит: «День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18:3-5). Наверное, многим уже известно о том, что наши мысли, исходящие из нас в виде слов, материализуются. Своими словами мы, как строители, выстраиваем нашу жизнь. И более того: «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18:21).

Только вдуматься, какая информационная паутина ежесекундно заполняет наше пространство. И всё ведь во власти языка. К сожалению, не зря сказано: «...язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем людей, сотворенных по подобию Божьему. Из тех же уст исходит благословение и проклятие...» (Иак. 3:6-10). Вот так и получается, что сеет из себя человек в каждом дне, то собственно потом и пожинает. Страшно становится только от одной мысли, что человечество матерными словами фактически самостоятельно и безрассудно разрушает свою жизнь. А ведь Священное Писание нас всех убедительно просит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29). Ибо в день Суда, как сказано: «...от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).

Господи, очисти сердца людей, чтобы их уста не изрыгивали ту гниль, которая оскверняет и душу и тело. Прости нас всех за многословие и праздные, пустые слова. Пусть для каждого из нас в назидание всегда звучат Твои слова: «Ибо такова есть воля Божия: чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (2 Пет. 2:15,16).

Игорь Горик

О пагубности сквернословия

Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. Если раньше матерщина была главным образом специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат всё глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам всё более пытаются навязать, что русский язык вообще невозможен без мата.

Постараемся показать исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него.

Начнём с того, что мат — явление древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал ещё апостол Павел. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы ещё вернемся.

В чём же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению? Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производные от них слова.

Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие«наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см. Откр. 2:24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама». Культы Древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани.

Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоёваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий, наказание за чудовищное растление и поклонение греху.

Одним из распространённых мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были ещё до монголов. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов.

Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчёркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Ещё при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

За срамословие Бог попускает на человека различные беды, напасти и болезни. В медицине есть род психического заболевания (правда, плохо изученного), когда человек, может быть даже далёкий от грязной брани, страдает необъяснимыми припадками. Больной вдруг начинает помимо своей воли изрыгать потоки нецензурной брани, часто очень изощрённой. Иногда хулит святых и Бога. Для верующего человека всё очевидно. В духовной практике это называется одержимостью, или беснованием. Бес, находящийся в одержимом, заставляет его произносить страшные ругательства и хулу. Из практики известно, что такого рода беснование может случиться по попущению Божию даже с детьми.

Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства. Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов.

Приведу пример того, как действует так называемое чёрное слово, то есть выражения с упоминанием черта.

Один человек очень любил употреблять это слово к месту и не к месту. И вот приходит он как-то домой (а посередине его комнаты стоял стол) и видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришел?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовёшь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история.

Как священник, могу привести немало подобных случаев даже из своей небольшой практики.

Дьявол, к сожалению, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, чёрные слова, сам открывает двери своей души этой силе.

Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творя грех, человек есть раб греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймёт, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах.

Помимо того что матерщина духовно вредит, она культурно обедняет человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки.

Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда.

Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нём ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют всё честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.

Однажды мы с супругой отдыхали в подмосковной деревне Фенино. И там повстречали маленького мальчика, который только недавно начал говорить. Ему было года три. И вот в его ничтожном словарном запасе уже присутствовала матерная брань. Что же будет дальше?

Часто молодые люди ругаются матом, чтобы показаться взрослее, мужественнее, сильнее. Слышал шутку. Прапорщик отчитывает солдат: «Ну что вы материтесь как дети?» В каждой шутке, как известно, только доля шутки.

Подросток, изощрённо бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силён, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живёт по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним. Если вы ругаетесь в присутствии девушек и сами позволяете им ругаться, какие же вы после этого мужчины?

Язык, речь — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. Брань бывает двух видов: аффективная, то есть в минуту гнева, раздражения, и просто, что называется, для связки слов. К последней люди так привыкают, что не могут без неё обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну» и т.д.) очень трудно бывает избавиться, тем более — от нецензурной лексики, которой восполняется общая бедность словаря и кругозора.

Но как же, скажете вы, по телевидению мы сейчас часто слышим матерные слова? Не всё, что на TV, правильно и хорошо. То, что показывают, нужно обязательно фильтровать. Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. Голова нам дана не только чтобы втыкать в уши MP3-плеер, но и чтобы думать, анализировать, а не слепо за кем-то идти. Зачем нам нужно плясать под дудку тех, кто хочет, чтобы мы превратились в тупое, обкуренное стадо баранов, жующих жвачку попсы?

Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а всё ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.

Игумену Савве (Молчанову), который окормляет очень много военных, один армейский чин рассказал, что он долго не мог избавиться от страсти сквернословия. Искоренил он эту привычку таким образом. Как только у него вырывалось «гнилое слово», он брал это на заметку, находил в казарме удобное местечко и делал 10 поклонов. И порок сквернословия был совершенно им оставлен. Очень хорошо молодым людям последовать этому примеру.

Священник Павел Гумеров

Со всеми статьями этого номера «Узника» можно ознакомиться здесь...


P. S. Дорогие друзья!

Если вашего сердца коснулась проблема тюремного служения и вы остались неравнодушны к тому, что этому служению действительно необходимо быть, то мы рады будем вашему сотрудничеству с газетой «Узник». Вы можете присылать на почтовый и электронный адреса нашей редакции ваш материал согласно тематике газеты (свидетельства, проповеди, рассказы, стихи, рисунки и т. п.). Мы также будем безгранично благодарны всякому человеку за его посильную финансовую помощь на процветание этой важной и нужной для тюремного служения газеты. «Узник» изначально печатается и распространяется исключительно за счёт пожертвований небезразличных христиан. Первые три тиража нам удавалось сделать всего лишь в 1000 экземпляров. Однако благодаря небезразличным христианам мы сначала увеличили тираж до 3000 экземпляров, затем — до 5000, и вот уже в сегодняшнем дне «Узник» печатается десятитысячным тиражом. Слава Богу, что круг единомышленников потихоньку увеличивается, ибо если брать международные масштабы распространения «Узника», то и тираж в 10 000 экземпляров — это капля в море. В украинских учреждениях пенитенциарной системы пребывает свыше 150 000 заключённых, а в российских тюрьмах и зонах находятся более 700 000 заключённых людей, и это не считая других стран СНГ и дальнего зарубежья, где распространяется газета «Узник». Поэтому не оставайтесь равнодушными к нашей общей проблеме. Мы искренне хотим и прилагаем всё возможное, чтобы в тюрьмах и зонах воистину произошло глобальное возрождение оступившихся и заблудших. Каждый последующий номер «Узника» отчётливо свидетельствует о том, насколько необходима эта газета в местах лишения свободы.

Да благословит Господь всякого человека, кто небезразличен к проблеме тюремного служения!

Расчётный счёт для добровольных пожертвований от физических лиц:

«ПриватБанк», р/с 5168742021247899.

Для безналичного расчёта и перечислений из других банков:

ПАО КБ «ПриватБанк», номер счёта 29244825509100, МФО 305299, ОКПО 14360570.

Для почтовых переводов:

Долгушина Ирина Николаевна, а/я 60/15, г. Северодонецк, Луганская область, Украина, 93406.

Для переводов Western Union, MoneyGram контакты связи:

e-mail нашей редакции: redakciya.uznik@mail.ru;
тел.: +380645225707; +380661395801; +380684378888.


Почтовый адрес редакции:

«Узник», а/я 60/15, г. Северодонецк, Луганская область, Украина, 93406.

С искренней благодарностью ко всем от лица всей редакции — Игорь Горик
«Ignoscito saepe alteri, nunguam tibi».
----------------------------------------
«Другим прощай часто, себе — никогда» (лат.).

Ответить
 

Вернуться в «Узник»