Самаряне (самаритяне)

Авторы книг Библии и герои их рассказов - судьбы, заслуги, достижения, неудачи
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5704
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Светское мнение

Сообщение FontCity » 03 июн 2016, 16:55

САМАРЯНЕ - жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от смешения израильтян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С. основана на Торе (см.). В IV в. до н. э. С. полностью обособились от иудеев. В настоящее время осталось всего несколько сот С. Их религиозный центр находится на горе Гаризим, где прежде был самарийский храм.

© «Краткий словарь терминов и устарелых слов», ст. «Самаряне»
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5704
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Сергей Головин

Сообщение FontCity » 16 авг 2023, 09:12

КТО ТАКИЕ САМАРЯНЕ

Сложилось так, что к слову «самарянин» автоматически хочется добавить определение «милосердный». Упуская из виду полемический характер евангельских текстов, мы нередко оперируем вырванными из контекста исключениями, принимая их за общее правило. Ну кто, например, не слышал, что фарисеи – это нехорошие ребята, гордецы и лицемеры. Однако не фарисеи ли, рискуя собственной репутацией, организовали достойное погребение телу Иисуса, когда все Его ученики, хорошие ребята по определению, в страхе разбежались?
Для слушателей Иисуса выражение «милосердный самарянин» звучало бы, как оксюморон – соединение несочетаемых понятий типа «раскаленный лед» или «треугольный круг».

Кто же такие были самаряне?

История это давняя. Три тысячи лет назад, после смерти в 928 г. до н.э. царя Соломона, в израильском государстве произошел раскол. Десять северных племен, последовав за сепаратистски настроенным Иероваамом, откололись от дома Иуды и образовали Северное Царство, узурпировавшее название «Израиль» (3Цар.12:16). Южное Царство со столицей в Иерусалиме стало называться Иудеей.
Полстолетия спустя, в 875 г. до н.э. израильский царь Омри за два таланта серебра выкупил у человека по имени Шемер принадлежавшую тому гору Шамрон (в греческом написании – Самария), построил там одноименный город и сделал его столицей Северного Царства (3Цар.16:24).
По прошествии еще полутора сотен лет в Израиль вторглись ассирийцы. В 722 г. до н.э., после четырехлетней осады, Самария пала. Все трудоспособные жители Северного Царства были уведены в рабство, а на их место для заселения земель завоеватели пригнали жителей Месопотамии и Сирии. Это были язычники – хуты, халдеи и арами (4Цар.17:24).
Позже ассирийский царь отправил в Самарию одного из израильских священников: «Пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа» (4Цар.17:27,28). Постепенно немногочисленные израильтяне, оставшиеся в регионе, а также переселенцы, что по мере возможности возвращались из плена, ассимилировались с обосновавшимися там пришельцами. За полтысячелетия этой ассимиляции и сформировался народ, называемый самарянами.

Иудеи (жители Южного царства) воспринимали межэтнические браки как измену Господу, нарушение завета со Всевышним. Даже когда иноплеменница, выходя за еврея, принимала иудаизм, ее называли уничижительным словом «шиксе» – дрянь, мерзость, гадость, нечистое насекомое. Если же дочь иудея выходила за «гоя» (т.е. не еврея), отец был обязан прочесть по ней Кадиш Ятом (поминальную молитву), и с этого момента она считалась умершей (вспомните Хаву – вышедшую за христианина дочь Тевье-молочника, заглавного героя повести киевского писателя Шолом Алейхема и снятого по ней гениального мюзикла «Скрипач на крыше»).
Самаряне «сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4Цар.17:32,33). Поскольку же иудеи, возвратившиеся из Вавилонского плена, не позволили самарянам принять участие в восстановлении иерусалимского храма, те возвели себе альтернативное святилище на горе Гаризим.
Ко времени Второго храма презрительное отношение иудеев к самарянам достигло такого накала, что даже посуда, которой воспользовался самарянин, считалась не подлежащей очищению. Галилеяне, направляясь в Иерусалим для поклонения, предпочитали делать огромный крюк через Заиорданье, лишь бы не оскверниться, пересекая самарийские земли. А назвать иудея самарянином было таким оскорблением, как если бы гитлеровца обозвали евреем: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (Иоан.8: 48).

Отчасти критика самарян за вероотступничество была справедливой: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4Цар.17:33). Тем не менее, стоит принимать во внимание, что преданность самих Иудеев межхрамового периода Святому Израилеву тоже сильно преувеличена. Почитайте иудейские хроники и книги пророков, постоянно обличающих свой народ за неверность Господу и языческие практики. Наказание иудеев вавилонским пленом – тому свидетельство. Те же из них, что оставались в Палестине, не только смешивались с язычниками и перенимали их практики, но и вовсе утратили Закон. Ездре по возвращении из Вавилона пришлось, по сути, восстанавливать иудейское богопочитание с нуля (Ездры 3).
Так что самовозвышение иудеев через уничижение самарян в значительной степени было всего лишь попыткой оправдать собственное отступничество и проявлением гордыни (Благодарим Тебя, Боже, что мы не такие, как эти самаряне). Что ж, по сей день самая популярная среди ортодоксальных иудеев тема дискуссий между различными группировками – «Кто на свете всех еврее?».

© Sergei Golovin · 16.08.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Персонажи Библии»