Фарисеи

Авторы книг Библии и герои их рассказов - судьбы, заслуги, достижения, неудачи
Ответить
Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Фарисеи

Сообщение FontCity » 21 фев 2021, 11:28

Фарисеи Нового Завета-кто они были?


Образ фарисеев, сложившийся у большинства читателей Нового Завета стал чем-то нарицательным и однозначно отрицательным. Отчасти это связано с тем, что читатель не особо знакомый с историей и реалиями жизни Палестины I века видит фарисеев в общей массе религиозных лидеров, отождествляя их как с партией саддукеев, так и с группой т.н. иродиан и книжников, не видя никакой разницы между ними.

Между тем это далеко не так, и на самом деле с фарисеями (либерального его крыла последователей Гиллеля) у Иисуса и его первых учеников было гораздо более общего чем принято думать. Достаточно вспомнить, что Павел принявший христианство, тем не менее продолжал считать себя фарисеем, никогда публично не отрекаясь от него (Деян 23:6).

Так называемый великий синедрион, осудивший Иисуса на казнь состоял на 9/10 из саддукеев, а тех нескольких фарисеев (из его общего состава в количестве 71-го члена) очевидно не привлекли к суду над Иисусом, зная о их взаимных симпатиях, и резком неприятии фарисеями практики смертных приговоров и казней.

Предлагаю немного более подробно ознакомится с тем, что же на самом деле представляли из себя фарисеи фрагментом из книги Фридмана Дэвида Ноэла «Иисус и апостолы исполняли Тору»:



В Новом Завете очень много написано об отношении фарисеев к евангельской вести и к самому Йешуа. Кто же составлял эту группу? Нойснер заключает, что фарисеи представляли собой секту внутри иудаизма, главными отличительными чертами которой было особое внимание к ритуальной чистоте при приеме пищи, к уплате десятины и к сельскохозяйственным приношениям. Кроме того, они держались особых предписаний относительно соблюдения Субботы и заповедей о праздниках. Они демонстрировали «благочестие, сосредоточенное на культе … [который совершался] дома; [они] стремились к тому, чтобы храмовые законы о чистоте выполнялись за столом в доме каждого иудея».

Фарисеи считали себя вправе толковать Тору, которую они рассматривали как единственный авторитет для еврейского народа. Они считали себя наследниками Моисея, Иисуса Навина и семидесяти старейшин, пророков и предводителей еврейского народа эпохи Эзры и Нехемии. Историк Иосиф Флавий указывал, что до 70 г н.э. их насчитывалось около 6 тыс. человек. Они рассматривали себя как преемников учителей, разрабатывавших Устный Закон задолго до первого века. И хотя основатели этой секты были глубоко вовлечены в политическую жизнь иудейского царства при Хасмонеях (ок. 160-66 до н.э.), во времена Йешуа они надеялись добиться нового процветания народа духовными средствами. Они, в значительной степени, лишились того влияния, каким обладали во дни правления царицы Александры, у которой они служили советниками и определяли ее политику.

Нойснер довольно метко пишет: «Представляется вероятным, что фарисейство было не профессией, а призванием».

Иными словами, положение фарисея не было, так сказать, работой от звонка до звонка с гарантированным жалованием. Скорее, фарисеи были строго соблюдающими Тору иудеями, следовавшими в своей среде определенным ритуальным традициям и разделявшими определенные философские воззрения. Некоторые из наиболее известных религиозных учителей первого века происходили из этой секты, в том числе Гиллель, Шаммай и Гамалиил. Эти учителя по сей день пользуются огромным уважением благодаря их блестящим толкованиям Торы, их служению своему народу и их приверженности Учению.

Фарисеи считали себя непосредственными преемниками традиции профессиональных учителей Торы, начало которой в пятом веке до н.э. положил описанный в библейских текстах Эзра. Талмудический трактат «Пирке Авот» дает генеалогию фарисеев. Там говорится о неразрывном преемстве иудейских религиозных вождей, поддерживавших учение Торы. Эта линия преемства такова:


Историческая линия великих учителей согласно трактату «Пирке Авот»

1. Моше (Моисей)
2. Йегошуа бин Нун (Иисус Навин)
3. Старейшины
4. Пророки
5. Члены Великого собрания (совет вождей, собранный Эзрой)
6. Шимон Га-Цадик
7. Антигон из Сохо
8. Пара Йосси бен Йоэзер и Йосси бен Йоханан
9. Пара Йегошуа и Ниттай
10. Пара Йегуда бен Таббай и Шимон бен Шетах
11. Пара Шемайа и Автальйон
12. Пара Гиллель и Шаммай

Этот список показывает, каким представлялось фарисеям их происхождение. Они верили, что Тора, как в письменной, так и в устной ее форме, была вручена Моисею на горе Синай. Эти учения передавались из поколения в поколение. Когда Эзра пришел в землю Израиля, он собрал совет религиозных вождей (Великое собрание), который, кроме всего прочего, отвечал за преподавание Торы возвращающимся из Вавилонского плена. Шимон Га-Цадик (шестой в списке) был членом (или учеником члена) этого Собрания. Методы и принципы изучения Торы разрабатывались и передавались от учителя к ученику на протяжении более чем 500 лет. Гиллель и Шаммай, последняя из перечисленных пар, возглавляли Синедрион за поколение до Йешуа. Возможно, Йешуа еще застал в живых Гиллеля и Шаммая.

Очень трудно назвать точную дату рождения фарисейского движения, каким мы знаем его из Нового Завета, то есть действующего как независимая религиозная партия. Согласно Иосифу Флавию, эта партия была основана в 160 г. до н.э., в годы правления Ионафана Хасмонея.

Весьма важен тот факт, что, по мнению фарисеев, их методы толкования Торы были переданы им поколениями учителей, начиная с Моисея. Хотя число членов фарисейской партии во времена Йешуа равнялось всего нескольким тысячам, они были весьма влиятельны как религиозные лидеры и учителя Торы.

Ряд верований, которых придерживались фарисеи, отличал их от прочих иудейских группировок, например саддукеев. Они разделяли популярное убеждение в воскресении мертвых и жизни в «грядущем мире», а также верили в существование невидимого духовного мира и ангельских существ. Саддукеи верили только в видимый физический мир, но не в «грядущий». Кроме того, они отрицали авторитет пророков. Фарисеи же принимали книги пророков как часть Писания.

Как было сказано выше, фарисеи имели собственную систему представлений о ритуальной чистоте. Прочие иудейские группировки этого времени, такие как ессеи и (или) члены общины Кумрана, придерживались своих взглядов на вопросы ритуальной чистоты. Фарисеи считали ритуальную чистоту очень важной частью исполнения Торы. Разумеется, это было яркой особенностью их партии.

Кроме того, фарисеи были более других вовлечены в процесс преподавания Торы народу. Изучение и преподавание мицвот (и их понимания того, как именно должно исполнять ту или иную мицву) было смыслом их существования. По их мнению, каждая иудейская семья была способна изучать и соблюдать Тору. Свою задачу они видели в том, чтобы служить своему народу на ниве преподавания Торы. По своим истокам фарисеи были народным движением.

Внимание саддукеев, напротив, сосредотачивалось на роли священства в Израиле. Среди членов этой партии были представители многих весьма состоятельных и высокопоставленных священнических семей. Они считали себя лучшими истолкователями и учителями Торы. Они также претендовали на авторитет в отношении храмового ритуала. Благодаря центральной роли Храма и храмового ритуала в жизни Израиля саддукеи ощущали себя законным авторитетом в области интерпретации Торы.

Таким образом, хотя обе эти партии, с большим или меньшим успехом, совместно участвовали в собраниях Синедриона, между ними существовало постоянное соперничество.


Отношение фарисеев к Йешуа в Новом Завете

Отношение секты фарисеев к проповеди Йешуа было очень неоднозначным. Мы видим много примеров неприятия фарисеями как самого Йешуа, так и его учения. Однако мы также находим отдельных фарисеев, которые подлинно верили в Йешуа и сами были мессианскими иудеями. Если верна догадка доктора Фишера о том, что в Деян. 21:20 имеется в виду множество мессианских иудеев, которые принадлежали к фарисейской партии, тогда все наши представления о фарисеях в целом должны серьезно измениться.Я вместе со многими другими учеными убежден, что отношение фарисеев к мессианскому иудаизму зависело от того, к какой политической линии тяготел тот или иной человек. Фарисеи, принадлежавшие к тому крылу этой секты, которое сочувствовало Гиллелю, были более расположены к Йешуа, а близкие к Шаммаю - менее. И все же историческая картина остается двойственной. Новый Завет не дает ясной картины сколько-нибудь единого отношения фарисеев к Йешуа.


Примеры сочувственного отношения фарисеев к Йешуа и мессианскому иудаизму

Новый Завет свидетельствует о том, что отдельные фарисеи были сочувственно настроены по отношению к самому Йешуа и его последователям. Как именно отражалась вера в Йешуа на их принадлежности к фарисейской партии, не упоминается. При этом достаточно показательно, что в Деян. 23:6 Шаул характеризует себя словами: ‹эго фарисайос эйми›. Это буквально значит «Я есть фарисей» с дополнительным ударением. Греческий язык обладает достаточным богатством средств, так что Шаул - если бы хотел - мог написать «Я был фарисеем», и все же он предпочел выразить это в настоящем времени.

Таким образом, получается, что Шаул не видел необходимости в том, чтобы отделять себя от фарисеев по причине своей веры в Мессию. Далее мы приведем еще один пример этого в настоящей главе.

Никодим, упоминаемый в Ин. 3:1-21, описывается как «некто … между фарисеями» (ст. 1). Он задает Йешуа глубокие и искренние вопросы. Мы читаем о нем, как об одном из двух фарисеев, обеспечивших подобающее, с ритуальной точки зрения, погребение Йешуа (см. Ин. 19:38-42). Этот поступок Никодима свидетельствовал о симпатии к Йешуа. Кроме того, Ин. 7:37-52 рассказывает о том, как Никодим защищает Йешуа и предлагает выслушать его собранию, в целом настроенному к нему враждебно. Таким образом, согласно Иоанну, Никодим был, по крайней мере в известной степени, последователем Йешуа. О реакции других фарисеев на его сочувственное отношение к Йешуа в Новом Завете не говорится. Мы не знаем ни о каких последствиях симпатий Никодима к Йешуа, например, об его изгнании из фарисейского сообщества.

В Деян. 15:5 говорится о сочувствии, проявленном к Йешуа некоторыми фарисеями. В этом тексте не уточняется, сколько фарисеев включено в общину мессианских иудеев. Здесь сказано: «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие». Мы снова не находим ни дальнейших указаний на этих людей, ни каких-либо сведений о том, что же стало с их членством в фарисейском сообществе.

Наиболее любопытно, в этой связи, высказывание раббана Гамалиила. В Деян. 5:34. всеми почитаемый мудрец выступает против насильственного уничтожения мессианского движения, говоря следующее: «Если это предприятие и это дело [мессианский иудаизм] - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».

Синедрион согласился с мнением этого ученого мужа. Хотя раббан Гамалиил не назван мессианским иудеем, он выражает умеренную позицию среди фарисеев. Таким образом, стереотипное мнение о том, что все фарисеи были настроены против Йешуа, не соответствует действительности.

Стоит упомянуть и о том, что некая группа фарисеев предостерегала Йешуа об опасности смерти от рук царя Ирода Антипы (см. Лк. 13:31 слл.). Возможно, эти люди были фарисеями из Бейт Гиллеля, и из чувства близости и симпатии к Йешуа они сочли своим долгом предостеречь его. Чтобы понять, каким образом столь различное отношение к Йешуа могло иметь место внутри одного сообщества, вспомним о том, что фарисеи не были едиными в своих религиозных и политических взглядах. Как отмечает Фишер, «необходимо иметь в виду, что в среде фарисеев было возможно значительное разнообразие точек зрения».

Точно так же в наши дни демократы или республиканцы в США могут, принадлежа к одной политической партии, быть по разные стороны баррикад в таких вопросах, как повышение налогов, использование школьных автобусов в целях расовой интеграции, квоты на образование и законы об абортах.

Также достаточно важно, что во время проповеди Йешуа его как раввина принимали в своих домах некоторые фарисеи. Лука описывает три таких случая (см. 7:36; 11:37; 14:1). Эти факты о многом говорят, поскольку позволение вкушать пищу за одним столом с фарисеем свидетельствовало о признании правоверия гостя. То, что Йешуа приглашали разделить трапезу, а фарисей Симон даже называл его «равви», подтверждает, что хозяин признавал своего гостя должным образом соблюдающим Тору. Мы можем заключить, что Йешуа признавали соблюдающим Тору и достойным общения по крайней мере некоторые фарисеи.

Интереснее всего реакция фарисеев на смерть Иакова (брата Йешуа - Йаакова). Историк Иосиф Флавий говорит нам (Иудейские древности 20, 9, 1), что фарисеи защищали память и доброе имя Иакова после того, как он был убит вследствие заговора саддукеев и союзников Ирода. Как мы отмечали выше, Иаков был верховным раввином мессианской общины Иерусалима. Факт существования защищавших Иакова фарисеев, опять же, говорит об их известном сочувствии к мессианскому иудаизму. Иосиф отмечает: … он [Анан, первосвященник-саддукей] собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса … обвинил … в нарушении законов [Торы] и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие [тогда] в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю [Агриппе] с просьбою запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указали на то, что и теперь он поступил неправильно … Ввиду этого царь Агриппа лишил Анана первосвященства.

Наконец, мы должны возвратиться к вопросу о принадлежности к фарисеям, веровавшим в Йешуа, Шаула, хотя его обстоятельства отличались от обстоятельств всех прочих упомянутых нами фарисеев. Шаул также не перестал считать себя фарисеем, уверовав в Йешуа. По существу, в Деян. 23:6-10 он заявляет, что считает себя фарисеем, и слышавшие его фарисеи в ответ проявляют к нему сочувствие.

«Я фарисей, сын фарисея … произошла распря между фарисеями и саддукеями… Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке» (Деян. 23:6, 7, 9).

В другом месте (Деян. 28:17) Шаул говорит: «Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян».

Если бы Павел отделял себя от фарисеев, от их обычаев и их понимания Торы, он едва ли мог бы сделать подобное заявление. Дело в том, что вся его жизнь была цельной и последовательной. Он остался плотью от плоти фарисеев. Продолжая считать себя фарисеем, он страстно верил в Мессию Йешуа.


Примеры отрицательного отношения к Йешуа и мессианскому иудаизму среди фарисеев

В Новом Завете мы читаем и о случаях неприятия фарисеями как Йешуа, так и мессианского иудаизма. Неприятие Йешуа, описываемое в Новом Завете, может иметь двоякую причину: оно может быть связано и с вероучительными различиями, и с политическими обстоятельствами.


Примеры неприятия Йешуа фарисеями в Новом Завете

Новый Завет дает множество примеров неприятия Йешуа фарисеями как по политическим, так и по вероучительным причинам. Некоторые фарисеи разнились с Йешуа в понимании теологических вопросов и методов их истолкования. Другим мешали принять учение Йешуа политическое давление и боязнь последствий.

В огромном большинстве приведенных выше случаев мотивация конкретного фарисея обуславливала и ответную реакцию Йешуа. Никодим изображен искренне задающим вопросы. Йешуа отвечает этому фарисею, стараясь дойти до самой сути его проблем. Но часто Йешуа всего лишь энергично рекомендует вопрошающему фарисею или группе таковых самим получше разобраться, как должным образом истолковать Тору, и не отвечает прямо на поставленные вопросы. Некоторые же фарисеи, желавшие испытать Йешуа или привести его в замешательство, вместо ответов на свои вопросы выслушивали упреки в неискренности.

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его [Йешуа] в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря … скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22:15-17).

Очень многое сразу станет понятно, если мы обратим внимание на состав описываемой группы. Эти конкретные фарисеи были политическими союзниками царя Ирода Антипы, врага Йешуа. Тем самым мотивировка этой группы не должна нас удивлять. Они задают свой вопрос не потому, что их действительно интересует ответ равви, но потому, что хотят уловить Йешуа, когда он скажет что-то, что можно использовать ему во вред. Он не мог бы ответить на поставленный здесь вопрос, не рискуя так или иначе быть обвиненным в антипатриотизме.

Ин. 11:4 - важнейшее место для понимания неприятия фарисеями Йешуа по политическим причинам: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (стт. 47-48).

Эти фарисеи смирились с жестокой римской оккупацией. И все же они по-прежнему боялись римских репрессий в ответ на религиозные или стихийные народные движения. Эти опасения и определяли их отношение к Йешуа. Саддукеи имели те же причины для своих политических опасений, что мы объясним в этой главе чуть ниже.

Мы видим, что фарисеи, наиболее резко сопротивлявшиеся Йешуа, поступали так, страшась римских репрессий, а также под влиянием собственных политических пристрастий. Те же из фарисеев, кто расходился с Йешуа по вопросам толкования Торы, не изображаются в виде его непримиримых противников. Такого рода различия в толкованиях Торы считались в то время совершенно нормальными в иудейском обществе. Кроме того, весьма возможно, что кое-кто из этих фарисеев не принимал Йешуа как по политическим причинам, так и расходясь с ним в вопросах истолкования Торы. Нельзя с уверенностью утверждать, что все фарисеи из Бейт Гиллеля были настроены к Йешуа более сочувственно, тогда как все принадлежавшие к Бейт Шаммаю противостояли ему по политическим причинам, но ряд фактов все же указывает на это.


© Магнум Опус · 14 декабря 2020 г.
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Суть фарисейства

Сообщение FontCity » 09 фев 2023, 09:21

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ФАРИСЕИ?

Большинство наших современников наслышано о фарисеях из одного-единственного источника – текстов Нового Завета. В результате бытует мнение, что фарисеи – это такие нехорошие люди, которые постоянно мешали Иисусу и Его ученикам жить и радоваться. В первую очередь вспоминаются нелестные слова Господа, который обличал фарисеев за лицемерное отношение к вере, к Закону, к самим себе и к другим – за то, что впоследствии получило название «фарисейство».

Такая обрывочность в исторической осведомленности порождает три весьма поверхностных представления о фарисеях и фарисействе:
1) Все фарисеи фарисействовали
2) Фарисействовали только фарисеи
3) С исчезновением фарисеев не стало и фарисейства. А потому то, что Иисус говорил тогда им, к нам нынешним отношения не имеет.

Все три утверждения необоснованны, начиная с первого. Среди фарисеев было достаточно много людей, достойных искреннего уважения. Например – упомянутые в Евангелиях члены Синедриона (высшего иудейского совета) Никодим и Иосиф Аримафейский. Фарисеями были такие известные учителя как Шамай и Гиллель. Ученик Гиллеля Гамалиил был наставником Савла из Тарса, будущего апостола Павла. Да и сам Павел был потомственным фарисеем – фарисеем фарисеевичем, как он лично засвидетельствовал о себе перед Синедрионом (Деяния 23:6).
Более всего о фарисеях известно из трудов известно историка Иосифа Флавия. Предположительно, он и сам был фарисеем, и потому трудно заподозрить его в непредвзятости оценок их деятельности. Тем не менее, в достоверности изложенных им фактов сомневаться не приходится.

С точки зрения библейской истории появление фарисеев (евр. – перушим, «отделившиеся») относится к межзаветному периоду, иначе называемому «четыреста лет молчания» – времени, когда после последнего ветхозаветного пророка Малахии Господь более не посылал пророков Своему народу (1 Маккавеев 4:46) вплоть до прихода Иоанна Крестителя. Но за эти четыре века происходит целый ряд знаменательных событий.
Так, после смерти Александра Македонского, покоренные им территории переходят под власть диадохов (преемников). Израиль, как между молотом и наковальней, оказывается между владениями Селевка (Сирия) и Птолемея (Египет). Сотню лет он, «как корабль в шторме, кидаемый волнами с обеих сторон» (Иосиф Флавий) был объектом их взаимных территориальных претензий и ареной военных действий, пока, наконец, не оказался под влиянием Сирии – крупнейшего из пост-Александровских государств.
Евреи категорически отказывались почитать общепризнанные святыни «сирийского мира», и потому были непреходящим неудобством для «старшего брата», постоянно опасавшегося подвоха с их стороны. Поэтому Селевкиды поводили по отношению к Израилю политику целенаправленной ассимиляции.
Северный сосед всячески способствовал формированию коррупционной зависимости иерусалимских элит, щедро одаривая местную знать и священников. Те были освобождены от уплаты личных налогов, а первосвященник даже получил право взимать налоги и, по сути, стал главой национальной автономии. В уплату за предоставляемые дары и привилегии иудейская элита охотно поддерживала эллинистические реформы северных благодетелей.
Однако дальше этого дело не шло. Евреи упорно отказывались служить каким-либо богам кроме их собственного. Более того, в стране постоянно шла борьба между группировками, продвигавшими своих кандидатов на вожделенную должность первосвященника. Это вело к междоусобицам и сводило на нет все усилия сирийцев по достижению стабильности в регионе. Не помогло даже введение Антиохом IV Епифаном сирийских войск в Иерусалим и установление в городе полицейского режима.
Двумя годами позже, когда Сирия потерпела неудачу в очередном походе против Египта, в Иерусалиме распространился слух о гибели царя. Уличные столкновения переросли в массовые беспорядки. Тогда Антиох с целью «окончательного решения» еврейского вопроса прибегает к крайним мерам. Желая радикально «исправить» ситуацию, раз и навсегда покончив с иудаизмом, он разоряет город, превращает Храм в святилище Зевса Олимпийского, приказывает уничтожить все экземпляры Торы, а также под страхом смерти запрещает делать обрезание, соблюдать субботу и отмечать иудейские праздники. В довершение всего сирийский царь оскверняет храмовый жертвенник, собственноручно и прилюдно зарезав на нем свинью.

Результат превосходит все ожидания. Междоусобные склоки мгновенно прекращаются – у иудеев появляется общий объект объединяющей всех ненависти. Начинается национально-освободительная война под предводительством первосвященника Маттафия Хасмонея. Роль главнокомандующего исполняет его старший сын Иуда по прозвищу Маккавей, что значит «молот».
После смерти Маттафии Иуда становится первосвященником. 25-го числа месяца Кислева 165 г. до н.э., спустя ровно три года после того дня, когда Храм был осквернен, Маккавеи захватывают храмовую гору и очищают Храм (в честь чего устанавливается Ханука, праздник обновления – единственный зимний праздник евреев – От Иоанна 10:22). Впоследствии, признав политическую и религиозную независимость Иудеи, Дамаск освобождает евреев от ежегодной дани, а также посылает в Иерусалим золотую корону и пурпурную мантию.

Но с исчезновением внешнего врага в Израиле вновь обостряется внутренний конфликт. На этот раз – между эллинистами (приверженцами прогрессивного, греческого образа жизни) и консервативными последователями ортодоксального иудаизма. Последние получают наименование «хасидим», «верные» – в соответствии с текстом «Верные Господу, пойте Ему, славьте имя святое Его» (Псалтирь 29:5, РБО; в Синодальном переводе здесь – «святые», в других местах также переводится как «милостивые», «преподобные», «праведные», «милосердные»).
Когда Симон Маккавей, сын Иуды, получает титул «Царственный священник», хасиды отвергают принятие первосвященнической чести по назначению языческого царя. Эллинисты же усматривают в совмещении политической и духовной власти начало исполнения мессианских обетований. Тем более что со временем пределы Израиля расширяются до границ времен Соломона, на землю Палестины приходит покой, и даже «заклятые друзья» Израиля идумеи (потомки Исава) вынуждено принимают иудаизм.

Где-то в этот период времени в лоне хасидизма и возникает движение фарисеев, «отделившихся». Разочарованные коррумпированностью храмовой элиты, фарисеи провозглашают личную праведность высшим приоритетом и решают следовать в повседневной жизни требованием чистоты и святости, которые, согласно общему представлению, прилагались исключительно к священникам.

© Sergei Golovin · 07.02.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Борьба за чистоту института священства

Сообщение FontCity » 09 фев 2023, 09:25

ФАРИСЕИ И ВЛАСТЬ

Едва возникши, религиозно-политическое движение фарисеев стало авангардом народной оппозиции. Фарисеи выступали против коррупционного слияния духовной и государственной власти и утверждали, что Мессия должен быть исключительно политической фигурой. Согласно пророчествам, он должен происходить из колена Иудина, рода Давидова. Священниками же, согласно Закону, должны быть только левиты (именно этой теме – как Мессия может быть одновременно Царем и Священником – будет впоследствии, в Новом Завете, посвящена отдельная проповедь, известная нам, как Послание Евреям).
Фарисеи призывают царя отречься от диадемы священника, за что впадают в немилость. Противостояние переходит в открытый конфликт. Шесть лет междоусобной борьбы ведет к гибели пятидесяти тысяч фарисеев и их сторонников, а многие из оставшихся в живых вынуждены стать беженцами.

Золотой век фарисеев наступил в 76 г. до н.э., когда Александра Саломея, вдова Александра Яная (правнука Маттафии Хасмонея) отказалась оставить трон и продолжила царствовать сама. Поскольку же, будучи женщиной, она не могла быть первосвященником, этот титул получил ее старший сын, Гиркан Второй. Реальная власть оказалась в руках брата царицы, одного из наиболее влиятельных фарисеев Симона бен-Шатаха. По сути, фарисеи стали негласно править страной.

Благоденствие, однако, продлилось недолго. Аристовул Второй, младший сын Александры, заручившись поддержкой восточного соседа, отбирает первосвященство у брата, а после смерти царицы узурпирует и царскую власть. Сирия, ссылаясь на вековую совместную историю и общую культуру (многие иудеи к тому времени уже не владели родным языком – см. Деяния 6:1), всячески поддерживает такой выбор. Но оставшийся не удел Гиркан и его последователи начинают ратовать за прозападный выбор Израиля, римоинтеграцию, верховенство права и прочие блага европейской цивилизации.
Ссылаясь на свою легитимность как правителя, Гиркан обращается за помощью к Помпею, посетившему Палестину в 63-м г. до н.э. с просьбой восстановить справедливость, сделав его первосвященником. Свою депутацию к Помпею посылают и фарисеи, требуя отстранить от власти обоих братьев и создать в Иудее автономную республику под протекторатом Рима. Раскол между сторонниками прозападного цивилизационного выбора и приверженцами вековых связей с восточным соседом перерастает в новую междоусобицу. Помпей вводит в Палестину «миротворческие силы». Аристовул закрывает перед ними ворота Иерусалима, но Гиркан открывает их.
Римляне восстанавливают священство Гиркана, и впоследствии Цезарь назначает его этнархом («национальным вождем»). Однако реальную власть, включающую командование войсками и сбор налогов, император вверяет прокуратору – Ироду Антипатру Младшему (отцу Ирода Великого). Евреи окончательно утрачивают свое царство. Израиль становится провинцией Рима, управляемой идумеями. Продолжение истории мы знаем из Нового Завета.

© Sergei Golovin · 09.02.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Сравнительная благочестивость

Сообщение FontCity » 04 апр 2023, 16:50

КТО БЛАГОЧЕСТИВЕЕ?

Ко времени Христа фарисеи оказались наиболее влиятельной политической партией, пассивно оппозиционной как к храмовой, так и к светской власти. Основой их влияния были общины («кагал» по-еврейски или «экклесия» по-гречески), регулярно собиравшиеся для молитвы и изучения Писания. Эта институция, возникшая в иудейской культуре в период вавилонского пленения, сохранилась в Израиле после восстановления Храма в виде «домов собрания» (на иврите – бейт-кнесет, по-гречески – синагога).

Степень влияния фарисеев и уровень уважения, которым они пользовались в народе, определялась двумя факторами. Во-первых, их идеи более эффективно доводились до общего сведения. Ведь Храм (центр влияния саддукеев) был всего один, и не каждый имел возможности приходить туда хотя бы трижды в год, как предписано в Законе Моисеевом. Дворцов (центров влияния иродиан) было несколько, но далеко не всякий был вхож туда. А вот синагога существовала в каждом селении. У кого имелось больше возможности распространять свое учение?

Во-вторых, фарисеев уважали за их действительно нравственную и благочестивую жизнь. Ведь в контексте общины каждый был у всех на виду, что исключало возможность временного притворства.

Проблема фарисейства, вскрытая Иисусом, заключалась не в недостатке искренней религиозности, а в том, что, поскольку основой их авторитета выступало благочестие, возникал соблазн «сравнительной благочестивости». Мол, кто более благочестив, тот и авторитетней. Попавшийся на этот крючок, начинал уделять больше внимания развитию не столько благочестивого характера, сколько внешним проявлениям своей благочестивости. В этой-то связи Иисус говорил: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лук.12:1).

В 23-й главе Евангелия от Матфея Иисус семь раз провозглашает: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (стихи 13, 14, 15, 23, 25, 27, 29, 33).

В словах Иисуса можно выделить три признака фарисейства:
1) Акцент на правилах вместо святости
2) Акцент на форме вместо содержания
3) Акцент на самоуважении вместо самоконтроля

Глядя на эти признаки, приходится согласиться, что фарисейство существовало куда раньше появления этого названия и, увы, продолжает существовать по сей день.

© Sergei Golovin · 11.02.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Достойное поведение или поведение достойных

Сообщение FontCity » 04 апр 2023, 16:55

ОБЛИЧЕНИЕ ИЛИ ОСУЖДЕНИЕ?

Фарисейство, это когда человек начинает требовать от других соблюдения неких правил, им же самим установленных. Тем более, если при этом он считает, что не соблюдающий его правила – второсортный. Даже когда ближний впадает в грех, одно дело – когда Господь обличает согрешающего, и другое – когда фарисействующий святоша осуждает его.

Отличить обличение от осуждения можно по трем признакам.

Первый из них: речь ведется о действии или о сущности? Обличение выражается словами: «Ты поступаешь недостойно». Осуждение же: «Ты недостоин». Апостол призывает: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Ефессянам 4:1-3). Мы уже призваны к высшему званию детей Божьих, но еще продолжаем учиться жить, достойно этого звания. И если претыкаемся, собратья помогают нам встать и идти дальше. Когда ребенок, который учится ходить, падает, ему помогают подняться, или говорят: «Упал – лежи! Вычеркиваем тебя из членов нашей семьи!»?

Подобным образом, о Вечере Господней Павел пишет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Коринфянам 11:28,29). Казалось бы, все ясно: есть и пить надлежит достойно, то есть – испытывая себя самого в контексте рассуждений о Теле Господнем. Но (хотите – верьте, хотите – нет) неоднократно доводилось слышать с кафедры, что человек должен решить – достоин ли он. И, если не достоин, – отказаться от участия.

После такого наставления ничего не остается, как сказать вслед за Гекльберри Финном: «Ну что ж делать, придется гореть в аду». Кто может быть достоин благодати Божьей? Она потому и благодать, что дается недостойным. Однако Писание нам такой роскоши, как отказаться, не оставляет! Либо приступаешь к вечере достойным образом, либо поглощаешь собственное осуждение.

И, кстати, испытывать не себя, а соседа – весьма распространенная версия недостойного участия. «Поэтому нет тебе извинения судящий другого! Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же» (Римлянам 2:1 МБО). Объявление кого-либо недостойным негласно подразумевает: в отличие от меня!

Во-вторых, обличение ведет к покаянию, а осуждение – к сожалению. Покаяние – это разворот, возвращение. Обличение призывает того, кто удаляется от Бога, вернуться, идти обратно. Сожаление же способствует еще большему удалению: не справился, что ж – давай, до свиданья.
«Печаль от Бога приводит к покаянию, которое, в свою очередь, ведет ко спасению и уже не оставляет никакого места для сожаления. Но печаль этого мира ведет лишь к смерти» (2 Коринфянам 7:10)

В-третьих, обличение напоминает: ты прощен. Осуждение же напоминает: ты – грешен! Апостолы неоднократно подчеркивают эту разницу «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:8,9). «Смотрите на себя, как на мертвых для греха, но живых для Бога в Иисусе Христе» (Римлянам 6:11 МБО).

Фарисействующий же как бы заявляет: «Смотрите на меня! Смотрите, насколько я мертвее для греха, чем другие! Другие еще более-менее живы, а я – мертв совсем!». Он подменяет праведность правилами не для того, чтобы правильней представлять Господа, а чтобы показать себя праведнее прочих. Чтобы прославить себя, а не Всевышнего. Он любит и возвеличивает себя в Боге, а не Бога в себе.

© Sergei Golovin · 16.02.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Аватара пользователя
FontCity
Сообщения: 5652
Зарегистрирован: 28 мар 2011, 00:34
Откуда: Тверь
Контактная информация:

Подмена праведности правилами поведения в социуме

Сообщение FontCity » 18 май 2023, 13:24

РЕЛИГИОЗНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фарисействующий подменяет праведность правилами не для того, чтобы правильней представлять Господа миру, а чтобы показать себя праведнее прочих. Чтобы прославить себя, а не Всевышнего. Он любит и возвеличивает себя в Боге, а не Бога в себе.

Именно о таком отношении и пишет апостол: «Если вы умерли со Христом для законов этого мира, то почему же вы по-прежнему живёте как люди этого мира, подчиняясь таким земным правилам, как: «этого не бери», «того не ешь», «к этому не прикасайся»? Всё это лишь человеческие правила и понятия относительно тех вещей, которые исчезают при употреблении. Может, эти правила и создают видимость чего-то мудрого, навязывая самодеятельную религиозность, самоотречение и изнурение тела. На самом же деле это нисколько не помогают одержать победу над страстями и злыми мыслями» (Колоссянам 2:20-23 МБО)

Так, псалмопевец Давид, восхваляя Божью заботу, восклицает: «Ты приготовил предо мною трапезу… чаша моя преисполнена» (Псалтирь 22:5). Премудрый Соломон раз за разом повторяет: «Нет ничего лучше для человека, чем есть, пить и находить наслаждение в труде. Я понял, что и это даёт рука Божья» (Экклезиаст 2:24, 3:13, 5:17, 8:15, 9:7). Фарисействующий же провозглашает совсем иное: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт, и вы говорите: «Вот обжора и пьяница, друг сборщиков податей и грешников». И мудрость оправдана всеми детьми её» (От Луки 7:34,35 МБО).

И, как это ни печально, Писание предупреждает, что подобное отношение будет сохраняться и среди последователей Христовых: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тимофею 4:1-4).

Источником фарисейства, «лицемерия лжесловесников», служит гордыня. А наиболее верным индикатором гордыни – ложное сравнение. Сравниваю ли я себя со Христом, взирая, как в зеркало, на сияние Его славы, дабы, изменяя себя, становиться всё больше похожим на Него (2 Коринфянам 3:18)? Или же сравниваю себя с другими, говоря: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (От Луки 18:12).

Фарисействующий же как бы заявляет: «Смотрите на меня! Смотрите, насколько я мертвее для греха, чем другие!» Но «кто ты, осуждающий чужого раба? – спрашивает апостол, – Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его» (Римлянам 14:4).

© Sergei Golovin · 18.02.2023
• «Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди...»
• «The words of the wise are as goads, and as nails fastened...»

Ответить
 

Вернуться в «Персонажи Библии»